Статуя Мардука
Статуя Мардука , также известная как Статуя Бела ( Bêl , что означает «господин», является общим обозначением Мардука ), [2] был физическим представлением бога Мардука, божества-покровителя древнего города Вавилон , традиционно размещавшегося в главном храме города Эсагила . В Вавилоне было семь статуй Мардука, но «статуя Мардука» обычно относится к главной статуе бога, расположенной на видном месте в Эсагиле и используемой в городских ритуалах. Эту статую называли Асулли , она была сделана из дерева месу и покрыта золотом и серебром.
Подобно статуям божеств в других городах Месопотамии, вавилоняне отождествляли эту статую со своим настоящим богом, полагая, что сам Мардук проживал в их городе через статую. Таким образом, статуя имела огромное религиозное значение. Его использовали во время празднования вавилонского Нового года , а цари Вавилона включили его в свои ритуалы коронации, получив корону «из рук» Мардука.
Из-за огромного значения статуи иногда использовали ее как средство психологической войны враги Вавилона . Вражеские державы, такие как хетты , ассирийцы и эламиты, украли статую во время разграбления города, что вызвало религиозные и политические беспорядки, поскольку традиционные ритуалы Вавилона тогда не могли быть завершены. Все иностранные цари, которые, как известно, украли статую, позже были убиты членами своих семей, что вавилоняне приветствовали как божественное наказание. Возвращение статуи, либо через то, что враги вернули ее, либо через вавилонского царя, который провел кампанию и успешно вернул ее, было поводом для больших празднований.
Дальнейшая судьба статуи неизвестна. Распространено предположение, что она была разрушена персидским царем Ахеменидов Ксерксом I после восстания Вавилонии против его правления в 484 году до нашей эры, но исторические источники, использованные для этого предположения, могли относиться к совершенно другой статуе. Корона статуи была восстановлена Александром Македонским в 325 году до нашей эры, то есть в то время она все еще находилась в Эсагиле. В Эсагиле есть несколько упоминаний о более поздних правителях, даривших подарки «Мардуку», некоторые из которых датируются еще во времена парфянского правления в Месопотамии во 2 веке до нашей эры.
Фон
[ редактировать ]Мардук был божеством-покровителем города Вавилона , занимая эту должность со времен правления Хаммурапи (18 век до н.э.) в первой династии Вавилона . Хотя вавилонское поклонение Мардуку никогда не означало отрицания существования других богов месопотамского пантеона , его иногда сравнивали с монотеизмом . [3] История поклонения Мардуку тесно связана с историей самого Вавилона, и по мере того, как мощь Вавилона возрастала, увеличивалось и положение Мардука по отношению к другим месопотамским богам. К концу второго тысячелетия до нашей эры Мардука иногда называли просто Бел , что означает «господин». [4]
В месопотамской мифологии Мардук был богом-творцом . Согласно Энума Элиш , вавилонскому мифу о сотворении мира, Мардук был сыном Энки , месопотамского бога мудрости, и приобрел известность во время великой битвы между богами. Миф повествует о том, как Вселенная возникла как хаотическое водное царство, в котором изначально существовало два первичных божества: Тиамат (соленая вода, женщина) и Абзу (сладкая вода, мужчина). Эти два бога породили других божеств. Эти божества (включая таких богов, как Энки) мало чем занимались на этих ранних стадиях существования и поэтому занимались различными видами деятельности. [3]
В конце концов, их дети начали раздражать старших богов, и Абзу решил избавиться от них, убив их. Встревоженная этим, Тиамат раскрыла план Абзу Энки, который убил его отца до того, как заговор был реализован. Хотя Тиамат раскрыла Энки заговор, чтобы предупредить его, смерть Абзу ужаснула ее, и она тоже попыталась убить своих детей, собрав армию вместе со своим новым супругом Кингу . Каждая битва в войне была победой Тиамат, пока Мардук не убедил других богов провозгласить его своим лидером и королем. Боги согласились, и Мардук одержал победу, схватив и казнив Кингу, а также выпустив огромную стрелу в Тиамат, убив ее и разделив на две части. [3]
Победив эти хаотичные первобытные силы, Мардук создал мир и приказал небесам. Мардук также описывается как создатель людей, которые должны были помогать богам побеждать и сдерживать силы хаоса и таким образом поддерживать порядок на Земле. [3]
Внешний вид и другие статуи
[ редактировать ]Статуя Мардука была физическим изображением Мардука и находилась в главном храме Вавилона, Эсагиле . [3] Хотя на самом деле в Вавилоне было семь отдельных статуй Мардука: четыре в Эсагиле и окружающем ее храмовом комплексе; один в Этеменанки ( зиккурат, посвященный Мардуку); и два в храмах, посвященных другим божествам. «Статуя» Мардука обычно относится к основной статуе Мардука, расположенной на видном месте в Эсагиле и используемой в городских ритуалах. [5]
Эту главную статую Мардука называли Асулли и делали из дерева месу . [6] Резная деревянная статуя также была покрыта драгоценными металлами, такими как золото и серебро. [7] В дополнение к этому статуя должна была быть снабжена ритуальной одеждой, по крайней мере частично сделанной из золота. [8] Эта статуя должна была занимать культовую комнату Мардука в Эсагиле, называемую Э-умуша . Среди различных статуй Мардука та, которая называется Асулли, является единственной, которая явно упоминается в связи с основными ритуалами города (хотя статуя редко получает название, ее часто называют просто «Мардук» или « Бел »). [6] Имя Асулли столетиями ранее ассоциировалось с отдельным божеством заклинаний, которое позже было объединено с Мардуком. [9]
Другая статуя Мардука, названная Асарре , была сделана из камня, который вавилоняне называли мархушу , возможно, хлорита или стеатита . [10] [11] Асарре на располагался в часовне, посвященной богу Нинурте, северной стороне центрального двора Эсагилы. [10] Хотя эта часовня была посвящена Нинурте, статуя Мардука занимала центральное место и, таким образом, была главной фигурой. [6] Это можно объяснить тем, что бог Нинурта стал рассматриваться просто как аспект Мардука — древний посетитель храма, возможно, не удивился, обнаружив Мардука вместо Нинурты. [12] Другие статуи включали одну, сделанную из дерева, называемого таскаринну , и помещенную в комнату, посвященную Энки (отцу Мардука) в храме Э-кар-загинна, являющемся частью храмового комплекса Эсагила, но не самого храма; алебастровая статуя в «храме Э-Намтилы»; статуя из гематита в «часовне Нинурты в храме Э-Хурсаг-тилла»; и статуя из неизвестного материала в «Э-гишур-анкиа, храме Белет-Нинуа». [6]
Роль и важность
[ редактировать ]Жители города Вавилона отождествляли Асулли с настоящим богом Мардуком — считалось, что бог живет в храме, среди жителей своего города, а не на небесах. Таким образом, Мардук воспринимался не как какое-то отдаленное существо, а как друг и защитник, живший неподалеку. Это ничем не отличалось от других городов Месопотамии, которые аналогичным образом смешивали своих богов с изображениями, используемыми для них в своих храмах. Во время религиозно важного 13-дневного новогоднего праздника, который проводится ежегодно весной в Вавилоне, статую вынесли из храма и пронесли по городу, а затем поместили в меньшее здание за городскими стенами, где статуя получала свежий воздух и мог наслаждаться видом, отличным от того, который был изнутри храма. [3] Статуя традиционно включалась в ритуалы коронации вавилонских царей , которые получали свои короны «из рук» Мардука во время новогоднего праздника, символизируя дарование им царской власти божеством-покровителем города. [13]
И его правление, и роль вассала Мардука на Земле подтверждались ежегодно в это время года, когда король вошел в Эсагилу один на пятый день торжеств и встретился с главным жрецом. Главный жрец снял с короля регалии , ударил его по лицу и заставил встать на колени перед статуей Мардука. Затем король говорил статуе, что он не притеснял свой народ и поддерживал порядок в течение года, после чего главный жрец отвечал (от имени Мардука), что король может продолжать пользоваться божественной поддержкой своего правления и регалии были возвращены. [14] Стандартное полное отрицательное исповедание короля было следующим:
[Я не] согрешил, владыка земель, я не пренебрег твоей божественностью,
[Я не] разрушил Вавилон, я не приказал его разрушить,
[Я не] заставил Эсагилу дрожать, я не забыл ее обрядов,
[Я не] ударил по щеке ни одного привилегированного подданного, я [не] вызвал их унижения,
[Я заботился о Вавилоне, я не разрушил его внешние стены! [15]
Из-за ее важности для города враги Вавилона часто использовали статую как средство психологической войны . Когда иностранные державы захватывали или грабили Вавилон, статую часто крали из города (распространенный способ ослабить власть побежденных городов в древней Месопотамии). Подобные события причинили вавилонянам большое горе, поскольку удаление статуи означало фактический уход настоящего божества, их друга и защитника. Без него невозможно было бы отмечать новогодний праздник и проводить религиозные мероприятия. [3] Вавилоняне считали, что выезд статуи из города был в некоторой степени добровольным, поскольку сама статуя решила отправиться в путешествие, а ее кража за границей была просто средством достижения этого. [16] Отсутствие статуи означало замешательство и трудности для вавилонян, которые считали, что чужие страны только выиграли от наличия статуи, поскольку она приносила процветание, куда бы она ни шла. [17] Практика изъятия культовых статуй у врагов рассматривалась как захват источника божественной силы врага и подавление этой силы. [16]
Статуи божеств иногда уничтожались вражескими силами, как это однажды произошло со статуей бога солнца Шамаша в городе-покровителе этого божества, Сиппаре . Он был разрушен сутянами во время правления вавилонского царя Симбар-шипака ( ок. 1026–1009 до н.э.). [18] Поскольку эти статуи имели огромное религиозное значение, статую Шамаша можно было заменить только почти два столетия спустя, при царе Набу-апла-иддине ( ок. 887–855 до н.э.), когда точная копия оригинала была «божественным образом явлена» и король приказал ритуально освятить новую статую. Тем временем Сиппар молился своему богу, используя солнечный диск вместо статуи. [19] Хотя они были объединены в одно целое, считалось, что боги в Месопотамии могли «покинуть» свои статуи. В религиозном тексте 8-го века до нашей эры плохое состояние статуи Мардука вдохновило бога Эрру предложить Мардуку уйти от статуи и что Эрра может править вместо него, пока вавилоняне не закончат ее восстановление. [16]
Боги могли существовать на небесах и на Земле одновременно, и их присутствие на Земле могло быть одновременно в нескольких местах: например, Шамаш и богиня Иштар (богиня секса, войны, справедливости и политической власти, связанная с планетой Венера). ) [20] проявлялись в культовых изображениях во многих разных городах, а также до сих пор считались присутствующими в соответствующих небесных телах. [21] Хотя статуи и другие культовые изображения могли быть повреждены, это не означало, что реальный ущерб был нанесен самим богам. [22]
История
[ редактировать ]Путешествия Мардука
[ редактировать ]в. 1595 г. до н.э. | Хеттский разграбляет царь Мурсили I Вавилон, статую переносят в Хаттусу . |
---|---|
в. 1344 г. до н.э. | Хеттский возможно царь Шуппилулиума I, , возвращает статую в знак доброй воли. |
1225 г. до н.э. | Вавилон разграблен ассирийским царем Тукульти-Нинуртой I , статую переносят в Ассур . |
? | Статуя возвращается в Вавилон, а затем переносится в Сиппар . |
в. 1150 г. до н.э. | Сиппар разграблен эламским царем Шутруком-Нахунте , статую переносят в Элам . |
1125–1104 гг. до н.э. | Навуходоносор I правит как царь Вавилона, он побеждает эламитов и возвращает статую в город. |
689 г. до н.э. | Ассирийский царь Сеннахирим разграбляет Вавилон, статую переносят в Иссет в Ассирии . |
668 г. до н.э. | Статуя возвращается в город после коронации Шамаш-шум-укина как царя Вавилона. |
484 г. до н.э. | Вавилон восстает против Ахеменидов царя Ксеркса I и получает строгий выговор. Некоторые ученые полагают, что в это время статуя была разрушена или перенесена. |
325 г. до н.э. | Александр Македонский упоминается как восстанавливающий корону статуи. |
127 г. до н. э. | Гиспаозин упоминается как дающий дары «Мардуку» в Эсагиле в Вавилоне. |
Статуя была впервые украдена из города, когда Мурсили I царь хеттский разграбил Вавилон ок. 1595 г. до н.э. [3] Война Мурсили против Вавилона положила конец первой династии города и оставила его империю в руинах. [23] Хотя Вавилон восстановил свое царство при касситской династии , статуя провела столетия в царстве хеттов и, возможно, была возвращена ок. 1344 г. до н. э. королем Шуппилулиумой I в знак доброй воли. [3]
Затем статуя оставалась в Вавилоне до тех пор, пока ассирийский царь Тукульти-Нинурта I не захватил Вавилон в 1225 году до нашей эры, когда он разграбил город и увез статую в ассирийскую столицу Ассур . Что именно произошло после этого, неясно, но его вернули, а затем позже по неизвестным причинам перевезли в соседний город Сиппар . Сиппар был уволен ок. 1150 г. до н.э. эламитами под предводительством своего царя Шутрука-Нахунте , который украл статую, унеся ее на родину Элам. Статуя была успешно захвачена и возвращена в Вавилон после того, как вавилонский царь Навуходоносор I ( ок . 1125–1104 гг. до н. э.) выступил против эламитов. [3] [24] Успешное возвращение статуи Навуходоносором в город стало монументальным событием, и в ознаменование этого события было создано несколько литературных произведений, возможно, включая раннюю версию « Энума Элиш» . [25]
Неоассирийский царями царь Тиглатпаласар III завоевал Вавилон в октябре 729 г. до н. э., после чего неоассирийские монархи провозгласили себя царями Вавилона в дополнение к тому, что уже были Ассирии . [26] В отместку за серию восстаний неоассирийский царь Сеннахирим разграбил и разрушил Вавилон в 689 году до нашей эры. Вавилоняне считали Сеннахирима еретиком, поскольку он не прошел традиционный ритуал коронации (со статуей), когда провозгласил себя царем Вавилона. [3] После разрушения города Сеннахирим украл статую, и она хранилась в городе Иссет в северо-восточной части Ассирии. [2] Когда Сеннахирим был убит своими сыновьями Арда-Мулиссу и Шарезером в 681 г. до н. э., вавилоняне увидели в этом божественное возмездие Мардука. [3] Преемник Сеннахирима на посту ассирийского царя Асархаддон восстановил Вавилон в 670-х годах до нашей эры, восстановив Эсагилу. Под руководством Асархаддона постамент (предназначенный для поддержки возвращенной статуи). в Эсагиле был создан золотой [2] Окончательно статую вернули в город во время коронации преемника Асархаддона на посту вавилонского царя Шамаш-шум-укина весной 668 года до нашей эры. [27] Вполне возможно, что Сеннахирим действительно уничтожил оригинальную статую, а статуя, возвращенная в Вавилон в 668 г. до н. э., была точной копией; некоторые из надписей Сеннахирима намекают на разрушение статуй богов в Вавилоне, в то время как другие прямо заявляют, что статуя Мардука была перенесена в Ассирию. [28]
Ассирийский контроль над Вавилоном закончился успешным восстанием Набопаласара в 626 г. до н.э., в результате которого была основана Нововавилонская империя . [29] Сын и наследник Набопаласара Навуходоносор II ( годы правления 605–562 до н.э.) расширил улицы Вавилона, чтобы облегчить шествие статуи по городу во время новогоднего праздника. Нововавилонская империя прекратила свое существование с завоеванием Вавилона Киром Великим из империи Ахеменидов в 539 г. до н.э. Кир проявил уважение к городу и статуе, и в его собственных надписях, посвященных его завоеванию города, прямо говорится, что Мардук был на его стороне в войне. [3]
Хотя статую часто использовали в качестве средства психологической войны, удаляя ее из города, могущественные иностранные правители, делавшие это, имели тенденцию умирать от рук членов своей семьи. Мурсили I, Шутрук-Нахунте, Тукульти-Нинурта I, Сеннахирим и поздний Ксеркс I были убиты членами своих семей. [30] Такие смерти, как видно, в частности, из реакции вавилонян на убийство Сеннахирима, восхвалялись вавилонянами как божественное наказание. [31]
Ксеркс и Вавилон
[ редактировать ]В 484 г. до н. э., во время правления ахеменидского царя Ксеркса I, Вавилон произвел два современных восстания против правления Ахеменидов, восстания возглавили лидеры повстанцев Бел-Шиманни и Шамаш-Эриба . [32] До этих восстаний Вавилон занимал особое положение в Ахеменидов Империи . личный союз . Ксеркс постепенно отказался от предыдущего царского титула и разделил ранее крупную вавилонскую сатрапию (составляющую большую часть территории Нововавилонской империи) на более мелкие подразделения. [13]
Используя тексты, написанные классическими авторами, часто предполагается, что Ксеркс жестоко отомстил Вавилону после двух восстаний. По мнению древних писателей, Ксеркс разрушил укрепления Вавилона и повредил храмы в городе. [33] Эсагила якобы сильно пострадала, а Ксеркс якобы унес статую Мардука из города. [34] возможно, привезти ее в Иран и переплавить (классические авторы считали, что статуя была полностью сделана из золота, что сделало бы возможным ее переплавку). [33] Историк Амели Курт считает маловероятным, что Ксеркс разрушил храмы, но считает, что история о том, что он это сделал, может быть связана с антиперсидскими настроениями среди вавилонян. [35] История о том, как Ксеркс расплавил статую, исходит главным образом от древнегреческого писателя Геродота , который в остальном не считается полностью надежным и известен как очень антиперсидский человек. Джошуа Дж. Марк в « Энциклопедии древней истории » считает, что рассказ о Геродоте, персидском царе, уничтожившем статую божества города, который он только что разрушил, может быть антиперсидской пропагандой. [3] Более того, сомнительно, что статуя вообще была вывезена из Вавилона. [33] В книге « От Кира до Александра: История Персидской империи » (2002) Пьер Бриан считал возможным, что Ксеркс действительно унес статую из города, но это была золотая статуя человека, а не статуя бога Мардука. [36] [37] Хотя упоминания о статуе отсутствуют по сравнению с более ранними периодами, современные документы предполагают, что вавилонский новогодний фестиваль в той или иной форме продолжался и в персидский период. [38] Поскольку смена правления от самих вавилонян к персам и замена элитных семей города Ксерксом после его восстания, возможно, что традиционные ритуалы и мероприятия фестиваля значительно изменились. [39] Хотя современные доказательства возмездия Ксеркса Вавилону отсутствуют, [40] более поздние авторы упоминают ущерб, который он нанес храмам города. Например, и римский историк Арриан , и греческий историк Диодор Сицилийский описывают, как Александр Великий восстановил некоторые храмы в городе, которые были разрушены или повреждены Ксерксом. [33]
Более поздние упоминания
[ редактировать ]Арриан и Диодор Сицилийский не упоминают статую Мардука, что иногда интерпретируется как указание на то, что ко времени Александра статуи уже не было в Эсагиле. [3] Однако статуя явно все еще присутствовала в Эсагиле, поскольку упоминается, что ее корона была восстановлена Александром в 325 году до нашей эры. [41] [42] Корона описывается как рогатая, а рогатые короны — это древний месопотамский способ обозначения божественности. [41] противоречит тому, как изображена корона статуи на древних вавилонских изображениях. [1]
Благодаря своим усилиям по уважению местных религиозных обычаев в Месопотамии американский историк Оливер Д. Гувер в 2011 году предположил, что Селевк I Никатор ( годы правления 305–281 до н. э.), первый царь Империи Селевкидов , мог пройти традиционную вавилонскую церемонию коронации. во время новогоднего фестиваля в Вавилоне с участием статуи. [43] В Эсагиле упоминается, что несколько более поздних правителей дарили подарки «Мардуку». Сын и преемник Селевка I, Антиох I Сотер , несколько раз приносил жертвы Мардуку во время своего пребывания на посту наследного принца. [41] Позднее упоминание относится к периоду парфянского правления в Месопотамии, когда харакинский правитель Гиспаозин , как засвидетельствовано, дарил дары «Мардуку» в 127 г. до н.э. [44]
Нет известных источников, в которых бы упоминался Новогодний фестиваль как современное событие со времен Селевкидов и позже. [45] и, как известно, один из последних случаев, когда эта традиция отмечалась, относится к 188 году до нашей эры. Во время фестиваля 188 г. до н. э. Антиох III , правнук Антиоха I, принял заметное участие и получил различные ценности, в том числе золотую корону и царское одеяние Навуходоносора II, от первосвященника Вавилона в Эсагиле. [46] Статуя была известным историческим объектом еще во времена парфянского правления после времен Гиспаосина, из которого ритуальный текст описывает ее роль в новогоднем празднике, в том числе то, как Энума Элиш перед ней читали и как древние цари Во время праздника Вавилону полагалось ритуально бить пощечиной. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шаудиг 2008 , с. 559.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коул и Машинист 1998 , с. 11–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Марк 2016 .
- ^ Лейк 2009 , с. 348.
- ^ Далли 1997 , с. 163.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джордж 1997 , стр. 65–66.
- ^ Шаудиг 2008 , с. 561.
- ^ Оппенгейм 1949 , с. 172.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бриш 2016 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж 1997 , с. 65.
- ^ Стейнкеллер 2012 , стр. 263.
- ^ Джордж 1997 , с. 67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дандамаев 1989 , стр. 185–186.
- ^ Лэнг и Фрост 2017 .
- ^ Делукас 2016 , с. 51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Селедка 2013 , с. 30.
- ^ Клиффорд 2003 , с. 11.
- ^ Уокер и Дик 1999 , с. 58.
- ^ Уокер и Дик 1999 , с. 60.
- ^ Black & Green 1992 , стр. 108–109.
- ^ Сельдь 2013 , с. 31.
- ^ Шаудиг 2008 , с. 562.
- ^ Брайс 2005 , с. 99.
- ^ Лейк 2009 , с. 349.
- ^ Лейк 2009 , с. 351.
- ^ Лакенбилл 1926 , с. 282.
- ^ Джонс 1913 , с. 124.
- ^ Уокер и Дик 1999 , с. 63.
- ^ Липшиц 2005 , с. 16.
- ^ Бринкман 1973 , с. 95.
- ^ Парпола
- ^ Waerzeggers 2018 , с. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дандамаев 1993 , с. 41.
- ^ Санчизи-Верденбург 2002 , с. 579.
- ^ Делукас 2016 , с. 39.
- ^ Waerzeggers 2018 , с. 3.
- ^ Брайант 2002 , с. 544.
- ^ Делукас 2016 , с. 40.
- ^ Делукас 2016 , с. 41.
- ^ Ваерцеггерс 2004 , с. 150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гувер 2011 , с. 204.
- ^ Косьмин 2014 , с. 184.
- ^ Гувер 2011 , с. 205.
- ^ Спецификация 2001 , стр. 452–453.
- ^ Делукас 2016 , с. 59.
- ^ Косьмин 2014 , с. 192.
Цитируемая библиография
[ редактировать ]- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , The British Museum Press, ISBN 978-0-7141-1705-8
- Брайант, Пьер (2002). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбрауны. ISBN 978-1575060316 .
- Бринкман, Дж. А. (1973). «Вавилонская проблема Сеннахирима: интерпретация». Журнал клинописных исследований . 25 (2): 89–95. дои : 10.2307/1359421 . JSTOR 1359421 .
- Брайс, Тревор (2005). Царство хеттов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928132-9 .
- Клиффорд, Ричард Дж. (2003). «Корни апокалипизма в ближневосточных мифах» . В Макгинне, Бернард; Коллинз, Джон Дж.; Штейн, Стивен (ред.). Континуум истории апокалиптики . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0826415202 .
- Коул, Стивен В.; Машинист Петр (1998). Письма священников царям Асархаддону и Ассурбанипалу (PDF) . Издательство Хельсинкского университета. ISBN 978-1575063294 .
- Дэлли, Стефани (1997). «Статуи Мардука и дата Энума элиш». Altorientalische Forschungen . 24 (1): 163–171. дои : 10.1524/aofo.1997.24.1.163 . S2CID 162042269 .
- Дандамаев, Мухаммад А. (1989). Политическая история империи Ахеменидов . БРИЛЛ. ISBN 978-9004091726 .
- Дандамаев, Мухаммад А. (1993). «Ксеркс и храм Эсагила в Вавилоне». Бюллетень Азиатского института . 7 : 41–45. JSTOR 24048423 .
- Делокас, Эндрю Альберто Николас (2016). «Балансировка силы и пространства: пространственный анализ фестиваля Акиту в Вавилоне после 626 г. до н. э.» (PDF) . Магистерская диссертация по исследованиям классических и древних цивилизаций (ассириология) . Университет Лейдена.
- Джордж, Арканзас (1997). «Мардук и культ богов Ниппура в Вавилоне». Ориенталия (серия NOVA) . 66 (1): 65–70. JSTOR 43076310 .
- Херринг, Стивен Л. (2013). Божественная замена: человечество как проявление Божества в еврейской Библии и на древнем Ближнем Востоке . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3525536124 .
- Гувер, Оливер Д. (2011). «Не обращайте внимания на быков: образы таурина как мультикультурное выражение королевской и божественной власти при Селевке I Никаторе» . У Иосифа, Панайотис П.; Чанковский, Анджей С.; Лорбер, Кэтрин К. (ред.). Больше, чем люди, меньше, чем боги: исследования королевского культа и имперского поклонения . Питерс. ISBN 978-9042924703 .
- Джонс, CHW (1913). Древняя Вавилония . Издательство Кембриджского университета. п. 124 .
Шамаш-шум-укин.
- Космин, Павел (2014). «Видеть двойника в Селевкидской Вавилонии: перечитывание цилиндра Борсиппы Антиоха I». В Морено, Альфонсо; Томас, Розалинда (ред.). Образцы прошлого: Epitēdeumata в греческой традиции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199668885 . S2CID 201634512 .
- Лэнг, Дженнифер; Фрост, Уорик (2017). Королевские мероприятия: ритуалы, инновации, смыслы . Рутледж. ISBN 978-1315652085 .
- Липшиц, Одед (2005). Падение и возвышение Иерусалима: Иудея под вавилонским правлением . Айзенбрауны. ISBN 978-1575060958 .
- Лейк, Гвендолин (2009). Вавилонский мир . Рутледж. ISBN 978-0415497831 .
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1926). Древние записи Ассирии и Вавилонии, Том 1: Исторические записи Ассирии с древнейших времен до Саргона . Издательство Чикагского университета.
- Оппенгейм, А. Лео (1949). «Золотые одежды богов». Журнал ближневосточных исследований . 8 (3): 172–193. дои : 10.1086/370928 . JSTOR 542839 .
- Санчизи-Верденбург, Хелен (2002). «Личность Ксеркса, царя царей» . Спутник Брилла Геродота . БРИЛЛ. стр. 579–590. дои : 10.1163/9789004217584_026 . ISBN 9789004217584 .
- Шаудиг, Ханспетер (2008). « Бел кланяется, Набу наклоняется!» Пророчество Исайи XLVI 1-2 как отражение вавилонских «процессуальных предзнаменований» ». Ветус Заветум . 58 (4/5): 557–572. дои : 10.1163/156853308X325281 . JSTOR 20504432 .
- ван дер Спек, Р.Дж. (2001). «Театр Вавилона в клинописи». Юбилейный том Винхофа: исследования, представленные Клаасу Р. Винхофу по случаю его шестьдесят пятого дня рождения : 445–456.
- Штейнкеллер, Петр (2012). «Новый взгляд на Мархаши и его контакты с Мекканом и Вавилонией» . Aux Marges de l'Archéologie : 261–274.
- Ваерцеггерс, Кэролайн (2004). «Вавилонские восстания против Ксеркса и «конец архивов» ». Архив для ориентирования . 50 : 150–173. JSTOR 41668621 .
- Ваерцеггерс, Кэролайн (2018). «Введение: обсуждение правления Ксеркса в Вавилонии». В Ваерцеггерсе, Кэролайн; Сейре, Маарья (ред.). Ксеркс и Вавилония: клинописные свидетельства (PDF) . Издательство Питерс. ISBN 978-90-429-3670-6 .
- Уокер, Кристофер; Дик, Майкл Бреннан (1999). «Возникновение культового образа в Древней Месопотамии: месопотамский ритуал мис пи» . В Дике, Майкл Бреннан (ред.). Рожденный на небесах, созданный на земле: создание культового образа на древнем Ближнем Востоке . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1575063423 .
Цитированные веб-источники
[ редактировать ]- Бриш, Николь (2016). «Мардук (бог)» . Древние месопотамские боги и богини . Проверено 14 февраля 2020 г. .
- Марк, Джошуа Дж. (2016). «Пророчество Мардука» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 декабря 2019 г.
- Парпола, Симо (1980). «Убийца Сеннахирима» . Ворота в Вавилон . Проверено 14 декабря 2019 г.