Симбар-шипак
Симбар-Шипак | |
---|---|
Царь Вавилона | |
![]() Часть Симбар-Шиху кудурру надписи | |
Царствование | в. 1021–1004 гг. до н.э. |
Предшественник | Набу-шума-либур 2-я династия Исина |
Преемник | Эа-мукин-зери |
Дом | 2-я династия Силендов |
Симбар-Шипак , а может быть, Симбар-Шику , [номер 1] (обычно пишется м да-бар- д ши-и- ḪU или си-им-бар-ши- ḪU в клинописи , где прочтение последнего символа неясно) [1] : 133 был вавилонским царем, правившим ок. 1021–1004 гг. до н.э.
Его имя означает «потомок (касситского бога луны ) Шипака». Он основал 2-ю династию Силенда, Вавилона 5-ю династию . Он провел программу восстановления ряда храмов, разрушенных ранее мародерствующими арамейцами и суту. Его отождествление с Сибирью ( м Си-бир ) назван Ашурнасирпалом II в его летописях [я 1] как ранее захвативший и опустошивший Атлилу (вероятно, современный Бакр-Ава ), город на восточном фланге Ассирии , остается нерешенным. [2]
Биография
[ редактировать ]Симбар-Шипак жил в неспокойные времена, когда неурожаи и почти постоянные конфликты с полукочевыми мигрантами привели вавилонского правительства предыдущей 2-й династии Исина к падению . Будучи солдатом из южного региона Месопотамии , он появился, чтобы стабилизировать ситуацию. Согласно Царскому списку А , он правил 18 лет. [я 2] 17 лет по Династической летописи. [я 3] который называет его Симбар-Шику , «рыцарем Силенда», [номер 2] сын Эриба-Сина, человек, ранее неизвестный, и солдат династии Дамик-илишу, [номер 3] возможная ссылка на последнего короля первой династии Исина , которого основатель первой династии Силенда, Илум-ма-или , претендовал на родство, или, альтернативно, на Дамки-илишу из династии Силенда. Несмотря на очевидный касситский характер его имени, других свидетельств этой племенной принадлежности нет. [3] не сохранилось никаких следов его имени Хотя в Списке ассирийских синхронных царей . [я 4] король появился бы, что несколько неправдоподобно, на участке, принадлежащем напротив Эриба-Адада II . [4]
Известны только четыре современных письменных документа его правления. Одна состоит из двух поздних копий царской надписи, известной как «Трон Энлиля» или «Царская надпись Симбар-Шипака». [5] другой - юридический документ, составленный на двенадцатом году правления короля, третий - кинжал с надписью в Археологическом музее Тебриза, Иран, очевидно, найденный в реке в провинции Восточный Азербайджан, [6] и четвертый наконечник стрелы [я 5] написано «(Собственность) Симбар-Шику, сына Эриба-Сина», тем самым подтверждая имя его отца, данное в двух поздних хрониках. [7] В акте подробно описывается продажа земли в качестве компенсации за выкуп, уплаченный посредником, и выкуп трех сыновей бывшего помещика. [8] а надпись по нижнему краю (на фото) гласит:
Присутствуют Эа-мукин-зери, сын Белани, жрец Эриду, и писец Эсагилаа, сын Арад-Эа, который держит табличку. Город Сахриту, во Втором Элуле, в двенадцатый год Симбар-Шипака, царя Вавилона. Гвоздь . Зерии, сына Кудурри, сборщика налогов, символизирует его печать» [9]
— Симбар-Шиху кудурру, линии нижнего края 1–4. [я 6]
Было бы заманчиво отождествить первого свидетеля с его заклятым врагом и преемником Эа-мукин-зери , но это было бы предположением. [2] : примечание 939
Королевская надпись Симбар-Шипака
[ редактировать ]Это сохранилось в двух копиях надписи царя, в которой записано повторное посвящение трона бога Энлиля в храме Э-кур-игигаль в Ниппуре после разумного возвращения «имущества и имущества Эллиля» ассирийцем (царем ), которые вернули их у арамейцев, первых воров. В нем говорится, что именно Мардук восседает на троне, где Энлиль и Мардук, очевидно, рассматриваются как один и тот же бог. [10] В «Электической хронике» описывается то же событие. [я 7] Далее надпись описывает страдания, причиненные арамейцами и суту, возвращаясь к периоду правления Адад-апла-иддина :
(Относительно) трона бога Эллиля в (храме) Э-кур-игигал, который Набу-кудурри-усур, бывший царь, вылепил: Во время правления Адад-апла-иддина, царя Вавилона, враждебные арамейцы и Сутанцы, враги Э-кура (храма) и (города) Ниппура, те, кто наложил руки на Дуранки (Ниппур), (которые) расстроили Сиппар, нетронутый город, резиденцию верховного судьи богов , их обряды, (которые) разграбили землю Шумера и Аккада и разрушили все храмы. Товары (и) собственность бога Энлиля, которые арамейцы украли и (которую) присвоил Субарту (Ассирия),…. Симбар-Шипак, наместник бога Энлиля, любимец... благоговейного пастыря... был чрезвычайно озабочен обновлением храма Э-кура и города Ниппура. У него был трон... построенный и установленный, подходящий для величественного положения Энлиля как верховного бога. Ввиду этого, когда… Энлиль… сядет на этот трон, пусть судьба Симбара-Шипака… сложится благоприятно. [1] : 121–122
- Надпись Симбар-Шипака, поздневавилонская копия. [я 8]
В своем посвящении Энлилю он описывает себя как «того, кто приводит в порядок пути Анума и Дагана, того, кто сохраняет их обряды». [номер 4] [11]
Другие источники
[ редактировать ]Набу Бога Солнца Табличка -апла-иддина [я 9] сообщает, что «во время смут и беспорядков в Аккаде» Суту, «злой враг», сверг культового идола Шамаша в Сиппаре . Симбар-Шипак пытался вернуть его, но безуспешно из-за отсутствия божественной поддержки, поэтому он подвесил солнечный диск («нипху») в качестве замены идола, установил регулярные подношения и установил Экур-шум-ушабши, провидца. и священник Сиппара в храме. [9]
Считается, что Религиозные хроники записывают события его правления, основанные на приказах предыдущих царей. [12] и дает некоторые довольно неясные предзнаменования, такие как «волк прятался на западе», «барсук у ворот Ураша у дверей резиденции шатамму (администратора храма)», «два оленя вошли в Вавилон» и, что наиболее зловеще, «на двадцать шестого числа месяца Симану, в седьмом году, день сменился ночью, и в небе вспыхнул огонь», - затмение, предположительно произошедшее 9 мая 1012 г. до н.э. [13] Казалось, что начиная с тринадцатого года дела пошли еще хуже, поскольку колесница Бела не выезжала три года подряд, а восемнадцатый год ознаменовался волной воды, нисходящей из ворот Иштар и вошедшей в Вавилон. солдаты были убиты, а идол сброшен с постамента. [мне 10] В этом году его правление подошло к драматическому концу, когда он был убит «мечом», вполне возможно, своим преемником Эа-мукин-зери. [номер 5] снова погрузив страну в хаос. Он «был похоронен во дворце Саргона». [я 3]
Надписи
[ редактировать ]- ^ Анналы Ашшурбанипала II , II 84: м си-он шар 4 где Кар-ду-ни-ас
- ^ Список королей A , BM 33332, iii 6, сокращенно м Шим-бар-ши .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Династическая хроника (Азбука 18) т. 2-4.
- ^ Синхронный список королей , Ассур 14616c, iii 1–2 (восстановлен).
- ↑ Бронзовый наконечник стрелы, высота 2 9/16 дюйма (6,5 см), Christie's, Нью-Йорк, 7 декабря 2011 г., лот 13, продажа 2490.
- ^ Каменная табличка BM 90937 (Британский музей).
- ^ Эклектическая хроника (ABC 24), аверс BM 27859, строки 12-13.
- ^ Нововавилонская глиняная клинописная табличка, Коллекция Эдгара Дж. Бэнкса, Музей Сперлока, Университет Иллинойса в Урбане Шампейн, ссылка на музей WHM 13.14.1729 (ранее UIOM 2499) и дубликат Британского музея BM 82953 (83-1-21,116).
- ^ , Табличка Бога Солнца BM 91000 i 13-23.
- ^ Табличка «Религиозные хроники» (ABC 17) BM 35968, ii 1–25.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альбрехт Гетце (1965). «Надпись Симбар-Шику». Журнал клинописных исследований . 19 (4): 121–135. дои : 10.2307/1359115 . JSTOR 1359115 . S2CID 164183678 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дж. А. Бринкман (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158–722 гг. до н. э. (AnOr. 43) . Папский библейский институт. стр. 150–155.
- ^ Бруно Мейснер (1999). Дитц Отто Эдзард (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: Мик - Мифология . Уолтер Де Грюйтер. п. 8.
- ^ Дж. А. Бринкман (1962). «Предварительный каталог письменных источников по политической истории Вавилонии: 1160–722 гг. До н.э.». Журнал клинописных исследований . 16 (4): 92. дои : 10.2307/1359098 . JSTOR 1359098 . S2CID 163568105 .
- ^ Дж. А. Бринкман (1991). «Новый фрагмент Симбара-Шипака». НАБУ (1): 19–20. нет. 21.
- ^ Карен Рэднер, Стефан Кролл (2006). «Бронзовый кинжал Симбар-Шипака Вавилонского (1025-1008). Размышления о освящении оружия на Ближнем Востоке» (PDF) . Журнал ассириологии . 96 (2): 212–221. дои : 10.1515/за.2006.009 . S2CID 162376734 .
- ^ Соллбергер (1974). PRS Мури (ред.). Древние персидские бронзы в коллекции Адама . Лондон. п. 51.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) нет. 20. - ^ Дж. А. Бринкман (1989). «Комментарий к Л.В. Кингу, Вавилонским пограничным камням, № 27 (BM 90937)». НАБУ (3): 49. нет. 71.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Л. В. Кинг (1912). Вавилонские пограничные камни и мемориальные доски в Британском музее . Лондон: Британский музей. С. 101–104 , 121–22. № XXVII и XXXVI соответственно.
- ^ В.А. Гуровиц (1997). «Чтение вотивной надписи: Симбар-шипак и эллилификация Мардука». РА . 91 : 39–47.
- ^ Луис Фелиу (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Академический паб «Брилл». п. 172.
- ^ А. К. Грейсон (1975). Ассирийские и Вавилонские хроники . Джей Джей Огюстен. п. 134. комментарий к строкам ii 1–29.
- ^ DJ Wiseman (1975). «XXXI: Ассирия и Вавилония, 1200–1000 до н. э.». В КЭС Эдвардс (ред.). Кембриджская древняя история, Том 2, Часть 2, История Ближнего Востока и Эгейского региона, ок. 1380-1000 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 472.