Каштилиаш IV
Каштиляш IV | |
---|---|
Царь Вавилона | |
![]() Табличка Акаптаха , в которой записан дар земли вавилонским царем Каштилиашу IV. | |
Царствование | в. 1232–1225 гг. до н.э. |
Предшественник | Шагаракти-Шуриас |
Преемник | Энлиль-надин-шуми |
Дом | Дело |
Каштилиашу IV был двадцать восьмым касситским царем Вавилона и царства, ныне известного как Кар-Дуниаш , ок. 1232–1225 гг. до н.э. ( краткая хронология ). Он сменил Шагаракти-Шуриаша , который мог быть его отцом, правил восемь лет. [я 1] и продолжил войну против Ассирии , что привело к катастрофическому вторжению на его родину и его позорному поражению.
Возможно, он правил из Дворца Оленя и Дворца Горного Овца в городе Дур-Куригальзу , о чем упоминается в ювелирном архиве того периода. [1] Несмотря на его недолгое правление, ему датировано по крайней мере 177 экономических текстов. [2] по столь разнообразным предметам, как различные предметы для колесницы, выдача муки, фиников, масла и соли для подношений, получение масла и масла за счет шандабакку ( правителя Ниппура ), то есть его торговой квитанции, и корзин, полученных Римутум из Хуннуби. [3] [я 2]
Война с Ассирией
[ редактировать ]Согласно его одноименному эпосу , Тукульти-Нинурта I , царь Ассирии, был спровоцирован на войну подлым упреждающим нападением Каштилиашу на его территорию, тем самым нарушив более ранний договор между их предками Адад-нирари I и Кадашман-Тургу . [4] Но проблемы, возможно, назревали уже некоторое время. Тудхалия , царь хеттов , сам не оправившийся от поражения от ассирийцев в битве при Нихрии называет вавилонского царя равным, , в своем договоре со своим вассалом Шаушгамувой из Амурру намекая на возможное существование союза или на по крайней мере молчаливое взаимопонимание между ними. [5] Там написано:
Цари, равные мне, (являются) царем Египта, царем Карандунии (Вавилона), царем Ассирии <и царем Адиявы>.
И если король Карандунии друг Моего Величества, он будет и твоим другом; но если он враг Моего Величества, он будет и вашим врагом.
Поскольку царь Ассирии — враг Моего Величества, он будет и вашим врагом.
Не войди купец твой в Ассирию, и купца его не впусти в землю твою. Он не пройдет через вашу землю.
Но если он войдет в вашу землю, вы должны схватить его и отправить к Моему Величеству. [6]- Договор между Тудхалией и Шаушгамувой, Таблица A, столбец IV, строки 1–18 отредактированы.
Кроме того, Каштилиашу предоставил землю и, предположительно, убежище хурриту , беглецу от вассала Ассирии Ханигалбата , имя которого отмечено на Скрижали Акаптаха . [2] Он также подтвердил большой дар земли на кудурру , который был предоставлен Узуб-Шиху или -Шипаку касситским царем Куригалзу II (ок. 1332–1308 до н.э.) в знак благодарности за его службу в предыдущей войне против Ассирии. [я 3]
Тукульти-Нинурта обратился к богу Шамашу, прежде чем начать контрнаступление. [7] Каштилиашу был схвачен в одиночку Тукульти-Нинуртой, согласно его рассказу, который «наступил моими ногами на его величественную шею, как если бы это была скамеечка для ног». [8] и с позором сослали его в цепях в Ассирию. Победоносный ассирийец разрушил стены Вавилона, перебил многих жителей, разграбил и разграбил город, добрался до храма Эсагилы , где скрылся со статуей Мардука . [9] Затем он провозгласил себя «царем Кардуниаша, царем Шумера и Аккада, царем Сиппара и Вавилона, царем Тильмуна и Мелухи ». [7] Среднеассирийские тексты, обнаруженные в современном Телль-Шейх-Хамаде, древнем Дур-Катлимму , который был региональной столицей вассала Ханигалбата, включают письмо Тукульти-Нинурты своему великому визирю Ашшур-иддину, сообщающее ему о приближении сопровождающего Шульман-мушабши. вавилонский царь, которым, возможно, был Каштилиашу, его жена и его свита, включавшая большое количество женщин, [10] на пути в ссылку после своего поражения. Судя по всему, путь в Дур-Катлимму проходил через Джезире. [11]
Конфликт и его исход записаны в эпосе «Тукульти-Нинурта» , поэтической «победной песне», которая была восстановлена в нескольких длинных фрагментах, чем-то напоминающих более раннее описание победы Адад-нирари над нацистом-Марутташем . [7] Оно придало свою форму более поздним ассирийским эпосам, таким как эпос о Салманасаре III , посвященном его походу на Арарат . [12] Написанный строго с ассирийской точки зрения, он представляет собой сильно предвзятое повествование. Тукульти-Нинурта изображается как невинная жертва оскорбительного Каштилиашу, которого противопоставляют «нарушителю клятвы», и который так прогневил богов, что они покинули свои святилища. [13]
Более сжатые отчеты об этих событиях также начертаны на пяти больших известняковых табличках, которые были заложены в строительные проекты Тукульти-Нинурты в качестве фундамента, например, « Анналы Тукульти-Нинурты» , вырезанные на плите, которая была закопана в стене его храма или под ним. специально построенная столица Кар-Тукульти-Нинурта . [14]
Отношения с Эламом
[ редактировать ]Нет никаких сохранившихся свидетельств конфликта между Эламом и Вавилоном во время его правления. В прошлом правящие семьи соединялись посредством смешанных браков, но страны прибегали к войне, чтобы урегулировать свои разногласия во время правления Куригалзу I и, возможно, нациста-Марутташа. Однако последовательность царей Элама в этот период очень запутана: несколько имен подозрительно появляются снова и снова, некоторые в перетасованной последовательности, например Напириша-Унташ и Унташ-Напириша, что затрудняет понимание хронологии. Однако после свержения Каштилиашу Кидин-Хутран III, царь Элама, определенно возглавил два последовательных вторжения в Вавилонию, которые объяснялись либо свидетельством его лояльности павшей касситской династии, либо, альтернативно, безнаказанными набегами с целью использования слабости Каштилиашу. чрезмерно растянутые ассирийцы. [15]
Вавилон под властью Ассирии
[ редактировать ]В «Хрониках П» записано, что Тукульти-Нинурта правил через назначенных им губернаторов в течение семи лет, причем термин «шакнутишу» мог включать назначенцев или префектов. [я 4] Были предложены альтернативные реконструкции этих событий, согласно которым Тукульти Нинурта правил семь лет, а затем три последовательных касситских царя пришли к власти, прежде чем первоначальная династия была восстановлена. [16] или что его собственное правление последовало за этими королями. [17]
Было высказано предположение, что Пророчество Шульги, пророчество, датированное после этих событий, может относиться к событиям во время одного из этих правлений. [18] Энлиль-надин-шуми может быть предметом пятой колонки пророческой речи Шульги. [19] Он сохранился в сильно поврежденных табличках позднего периода, на которых Шульги (2112–2004 гг. до н. э.), второй и самый известный царь третьей династии Ура и основатель Ниппура , суммирует свои достижения. Он предсказывает, что Вавилон подчинится Ассирии, Ниппур будет «низвергнут», Энлиль свергнет царя, другой царь явится мессианским, восстановит святыни и Ниппур восстанет из пепла. [20]
После падения режима Тукульти-Нинурты в Вавилонии, за несколько лет до его убийства, касситские рабути (важные люди, дворяне, офицеры?) [2] восстал и посадил на трон сына Каштилиашу, Адад-шума-ушура. [я 4]
В литературе
[ редактировать ]Каштилиаш – важный персонаж в С.М. Стирлинга романах «Против течения лет» и «В океанах вечности» , вторых и последних романов его серии в Нантакете . В этой альтернативной истории вмешательство американцев, путешествующих во времени, меняет ход войны, Ассирия полностью побеждена и сокрушена, а победоносный Каштилиаш в конечном итоге женится на американке, которая одновременно является его царицей и командующим модернизированной вавилонской армией. оснащен огнестрельным оружием.
Надписи
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эндрю Джордж (2004). «Дворцовые названия и эпитеты и сводчатое здание». Шумер . 51 . Школа востоковедения и Африки: 39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дж. А. Бринкман (1976). «Каштиляшу». Материалы и исследования по касситской истории, Том. Я (МСХ I) . Восточный институт Чикагского университета. стр. 175–189.
- ^ М. Сигрист; Его Святейшество Фигулла; CBF Уокер (1996). Каталог вавилонских табличек в Британском музее, том II . Издательство Британского музея. стр. 81–82.
- ^ Тревор Брайс (2003). Письма великих царей древнего Ближнего Востока: царские . Рутледж. п. 11.
- ^ Тревор Брайс (2005). Царство хеттов . Издательство Оксфордского университета. стр. 494, 318.
- ^ Итамар Сингер (2003). «Договоры». В Уильяме В. Холло (ред.). Контекст Священного Писания: Том II: Монументальные надписи из библейского мира . Брилл. п. 99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дж. М. Манн-Рэнкин (1975). «Ассирийская военная держава, 1300-1200 гг. до н.э.». В КЭС Эдвардс (ред.). Кембриджская древняя история, Том 2, Часть 2, История Ближнего Востока и Эгейского региона, ок. 1380-1000 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 287–288, 298.
- ^ Альберт Кирк Грейсон (1972). Ассирийские царские надписи: Том I. Висбаден: Отто Харрассовиц. п. 108. §716.
- ^ Кристофер Морган (2006). Марк Уильям Чавалас (ред.). Древний Ближний Восток: исторические источники в переводе . Издательство Блэквелл. стр. 145–152.
- ^ Фредерик Марио Фалес (2010). «Производство и потребление в Дур-Катлимму: обзор доказательств». В Хартмуте Кюне (ред.). Дур-Катлимму 2008 г. и далее . Харрасовиц Верлаг. п. 82.
- ^ Хартмут Кюне (1999). «Талль Шек Хамад - ассирийский город Дур-Катлимму: историко-географический подход». В «Принце Микаса-но Мия Такахито» (ред.). Очерки древней Анатолии во втором тысячелетии до нашей эры . Харрасовиц. п. 282.
- ^ Бенджамин Р. Фостер. Карл С. Эрлих (ред.). Из античной страны: введение в древнюю ближневосточную литературу . п. 200.
- ^ Джон Ф. Куцко (2000). Между небом и землей: божественное присутствие и отсутствие в Книге Иезекииля . Айзенбрауны. п. 106.
- ^ Л. В. Кинг (1904). Записи о правлении Тукульти-Ниниба I, царя Ассирии, около 1275 г. до н.э. Лузак и Ко, стр. 78–95 .
- ^ Д.Т. Поттс (1999). Археология Элама: становление и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. стр. 230–231.
- ^ CBF Уокер (май 1982 г.). «Вавилонская хроника 25: Хроника династий касситов и Исина II». В К. Ван Дриле (ред.). Ассирологические исследования, подаренные Ф. Р. Краусу по случаю его 70-летия . Лондон: Нидерландский институт Ближнего Востока. стр. 402–406.
- ^ Сигео Ямада (2003). «Правление Тукульти-Нинурты I над Вавилонией и его последствия - историческая реконструкция» . Ориент . 38 : 153–177. дои : 10.5356/orient1960.38.153 .
- ^ Дж. А. Бринкман. «Энлиль-надин-шуми». МСХ И. п. 125.
- ^ Альберт Кирк Грейсон (1975). Ассирийские и Вавилонские хроники . Джей Джей Огюстен. п. 290.
- ^ Бернард Макгинн ; Джон Дж. Коллинз ; Стивен Дж. Стейн (2003). Континуум истории апокалиптики . Континуум. стр. 10–11.