Адад-шума-иддина
Адад-шума-иддина | |
---|---|
Царь Вавилона | |
![]() Кудурру времен Мели-Шипака , относящийся к решениям в годы правления Адад-шум-иддина и Адад-шума-ушура . [я 1] | |
Царствование | ок. 1222–1217 гг. до н.э. |
Предшественник | Кадашман-Харбе II |
Преемник | Адад-шума-ушур |
Рожденный | Клеймор |
Дом | Дело |
Адад-шума-иддина , надпись Мэриленд ИМ-МУ-СУМ -и , [1] («Адад дал имя» [2] ) и датируется примерно ок. 1222–1217 гг. до н. э. ( краткая хронология ), 31-й царь 3-й или касситской династии Вавилона. [я 2] и страна, ныне известная как Кардуниаш . Он правил в течение 6 лет некоторое время в период после завоевания Вавилонии ассирийским царем Тукульти-Нинуртой I и был идентифицирован несколькими историками как вассальный царь, и эта позиция напрямую не подтверждается какими-либо современными свидетельствами.
Биография
[ редактировать ]Во многих отношениях правление Адад-шума-иддина было неотличимо от правления других касситских монархов. Та же иконография грудного животного, характерная метафора заботы касситского царя о своих подданных, использована на светло-зелено-белой кварцевой цилиндрической печати. [я 3] одного из его слуг. Там написано: «Кидин-Нинурта, администратор Энлиля и Нинлиль , главный виночерпий Энлиля, главный экзорцист (храма) Экурры, возвышенный экзорцист Адад-шума-иддина, царь мира, помазанник, дворецкий, ....., и ....., сын Илум-бун[ая], потомок (?) Амель-....., возвышенный экзорцист Энлиля, человек ....." Вес [я 4] начертано: «1 истинная мина Адад-шума-иддина, сына жреца Адада », который может быть этим человеком, поскольку царственные надписи часто использовались для подтверждения таких мер.
Два или три юридических текста [я 5] из архива семьи Дайянату и некоторых других пивоваров храма Син [3] в Уре стали известны даты, датированные годом его воцарения. [1] Одним из них является договор об усыновлении, в котором предупреждается: «Родные или родственники, которые претендуют на мальчика, должны поступить с ним в соответствии с приказом царя Адад-шума-иддина ( рикилти шарри Адад-шума-иддина ); медный колышек ему в рот». Усадьба Такил-ана-илишу кудурру , кудурру [я 1] из Мели-Шипака, повествует о длительной истории судебных разбирательств, затронувших родовое поместье, на протяжении трех периодов правления, начиная с правления Адад-шума-иддина. [4] Он начинается с того, что Такил-ана-илишу умирает, не оставив завещания, а его сын является незаконнорожденным, а затем продолжается рассказом о конкурирующих притязаниях родственников и последовавшем за этим правовом хаосе. [5] Хотя многие современные историки считают его марионеткой Тукульти-Нинурты, этот случай показывает, что его решения уважались более поздними королями. [1]
Список ассирийских синхронных царей [я 6] поврежден в той части, где можно было бы предположить, что он появляется, и, возможно, может быть восстановлен в любой из первых шести строк второй колонки как современник Тукульти-Нинурты или его непосредственных преемников. Вавилон вновь почувствовал на себе хищничество эламитов под предводительством Кидин-Хутрана, которые захватили город Исин , переправились через Тигр и опустошили Марад . [6] Поздняя хроника вспоминает:
Во времена Адад-шума-иддина Кидин-Худрудиш вернулся и во второй раз напал на Аккад.
[...] он уничтожил Исин, переправился через Тигр, всю
[...] Марадда. Страшное поражение обширного народа
он вызвал. [...] и с волами [...]
[...] он вывез на пустырь [...][...]
Было ли это напрямую связано с действиями эламитов или из-за внутреннего давления, последовавшего за его неспособностью эффективно противостоять их вторжению, в результате его режим был свергнут. Неясно, предшествовал ли семилетний период правления Тукульти-Нинурты его или последовал за ним, или же его правление причисляется к годам ассирийского наместничества. Возвышение Адад-шума-ушура как очага антиассирийских настроений, возможно, произошло в это время, как предполагает Царский список А. [я 2] или, возможно, предшествовало его правлению как движение на юге, как описано в « Хрониках Уокера» . [я 8] [7]
Среднеассирийские тексты, обнаруженные в современном Телль-Шейх-Хамаде, древнем Дур-Катлимму , который был региональной столицей вассала Ханигалбата, включают письмо [я 9] от Тукульти-Нинурты к его суккал рабиу , или великому визирю, Ашшур-иддин сообщил ему о приближении Шульман-мушабши, сопровождающего касситского царя, его жену и его свиту, в которую входило большое количество женщин. [8] В тексте не указано, какой именно король ожидался, однако тщательность, проявленная к приготовлениям, предполагает прием союзника или, возможно, лояльного вассала, которому была оказана помощь в изгнании после краха его правления. Судя по всему, путь в Дур-Катлимму проходил через Джезире. [9] Второе письмо [мне 10] датированный 24-м днем месяца Ша-кенат в году эпонима Ина -Ашшур-шуми-асбат, упоминает, что царь Ассирии сам направлялся в Дур-Катлимму, возможно, четыре дня спустя, если можно датировать более раннее письмо. соответственно восстановлен.
Хотя его имя не было редкостью на протяжении тысячелетий, [2] заманчиво отождествить его с человеком того же времени. В письме Телль Саби Абьяда , дунну или крепости великого визиря, подробно описывается организация взятки Ашшур-иддину и упоминается некто по имени Адад-шума-иддина как нежеланный получатель наследства вдовы:
Дамкат-Ташмету, дочь Син-шума-усура, жена Сигельды, сына Ирриги, из города Шуадиканни, должна одному некастрированному взрослому мужчине [правителю] Ашшур-иддину, сыну Киби-Ашшура. Этот мужчина — его дар; он [Ашшур-иддин] получит свой дар, когда он [Ашшур-иддин] рассмотрит ее [Дамкат-Ташмету] дело, касающееся крепостных ее [умершего] мужа, которые нельзя отдавать Адад-шума-иддине. [10]
- Письмо Ашур-иддину
Литературное произведение, известное как « Пророчество Шульги» , [я 11] названный в честь выдающегося царя периода Ура III, может иметь описание кризиса в качестве предмета событий его правления. [1] Текст фрагментарен, и события в равной степени могут быть приписаны его предшественнику Каштилиашу IV или более позднему преемнику Мардук-надин-ахе . [11]
Надписи
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б БМ 90827, ББСт. № 3 ви 29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Список королей A , BM 33332, ii 10.
- ↑ Распродажа 9828, Christies, Нью-Йорк, 11 июня 2001 г.
- ^ MS 2481 Вес.
- ^ Таблички U 7787b, U 7787l и, возможно, U 7789n, недатированный юридический текст, имеющий одних и тех же свидетелей.
- ^ Список синхронных королей A. 117 (KAV 216), Ass. 14616c, ii 5–6 ? (восстановлено).
- ^ Хроника P (ABC 22), BM 92701, iv 17-22,
- ^ Walker Chronicle , BM 27796.
- ^ Текст ДеЗ 3490.
- ^ Текст ДеЗ 4022.
- ^ Пророчество Шульги , таблички К. 4445, К. 4495+4541+15508 и НДС 1404.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дж. А. Бринкман (1976). «Адад-шума-иддина». Материалы для изучения касситской истории, Том. Я (МСХ I) . Восточный институт, Чикаго. стр. 87–88.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б С. Коул (1998). К. Раднер (ред.). Просопография Неоассирийской империи, Том 1, Часть I: А. Проект неоассирийского текстового корпуса. п. 37.
- ^ Улоф Педерсен (1998). Архивы и библиотеки Древнего Ближнего Востока 1500–300 гг . до н.э. CDL Пресс. п. 118.
- ^ Л. В. Кинг (1912). Вавилонские пограничные камни и мемориальные таблички в Британском музее . Британский музей. стр. 7–18 .
- ^ Рэймонд Уэстбрук (2009). Собственность и семья в библейском праве . Шеффилд Академик Пресс. стр. 98–100.
- ^ Дж. А. Бринкман (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158-722 гг . до н.э. Аналекта Восточная. стр. 86–87.
- ^ CBF Уокер (май 1982 г.). «Вавилонская хроника 25: Хроника династий касситов и Исина II». В К. Ван Дриле (ред.). Ассирологические исследования, подаренные Ф. Р. Краусу по случаю его 70-летия . Лондон: Нидерландский институт Ближнего Востока. п. 404.
- ^ Фредерик Марио Фалес (2010). «Производство и потребление в Дур-Катлимму: обзор доказательств». В Хартмуте Кюне (ред.). Дур-Катлимму 2008 г. и далее . Харрасовиц Верлаг. п. 82.
- ^ Хартмут Кюне (1999). «Талль Шек Хамад - ассирийский город Дур-Катлимму: историко-географический подход». В «Принце Микаса-но Мия Такахито» (ред.). Очерки древней Анатолии во втором тысячелетии до нашей эры . Харрасовиц. п. 282.
- ^ Берт де Врис (2003). Йохан Гудсблом , Берт де Врис (ред.). Mappae Mundi: Люди и их среда обитания в долгосрочной социально-экологической перспективе: мифы, карты и модели . Издательство Амстердамского университета. п. 200 .
- ^ Тремпер Лонгман (1 июля 1990 г.). Вымышленная аккадская автобиография: родовое и сравнительное исследование . Айзенбрауны. стр. 145–146.