Jump to content

Адат-апла-иддина

Адат-апла-иддина
Царь Вавилона
Царствование в. 1064–1043 гг. до н.э. [а]
Предшественник Мардук-шапик-зери
Преемник Мардук-ахе-воля
Дом 2-я династия Исина

Адад-апла-иддина , обычно написанная клинописью. Мэриленд IM- DUMU .UŠ-SUM -na , Мэриленд ИМ-А-СУМ - [б] или д ИМ -ап-лам-и-дин- [ нам ] [2] что означает бог бури «Адад дал мне наследника», [3] был 8-м царем 2-й династии Исина и 4-й династии Вавилона и правил ок. 1064–1043. Он был современником ассирийского царя Ашшур-бел-кала , и его правление было золотым веком для науки.

Биография

[ редактировать ]

Провенанс

[ редактировать ]

Разбитый обелиск Ашшур-бель-кала повествует о набеге ассирийцев на Вавилонию в начале его правления:

В том году (эпономия Ашшур-рем-нишешу), в месяце Шебат (11-й месяц, январь-февраль), колесницы и […] вышли из Внутреннего города ( Ассура ) (и) завоевали города [xx]индишулу и […]санду, города, находящиеся в округе города Дур-Куригалзу . Они взяли в плен Кадашмана-Буриаша , сына Итти-Мардука-Балату, правителя своей земли. [4]

Ашшур-бель-кала, Из столбца III строки с 1 по 32. [я 1]

В зависимости от точной синхронизации ассирийской и вавилонской хронологий это могло произойти незадолго до или в самом начале правления Адад-апла-иддина.

Его предок Эсагил-Шадуни упоминается в Синхронной истории. [я 2] как его «отец», но на самом деле он был « ничтожным сыном », то есть без царственного родителя. [5] В этой летописи сообщается, что он был назначен ассирийским царем Ашшур-бел-кала, который взял его дочь в жены и «взял ее с огромным приданым в Ассирию», предполагая, что Вавилон стал вассалом Ассирии. он называет Нин-Дугинну своим отцом, но это указывает на божественное происхождение. В одной из своих надписей [6] Адад-апла-иддина, который был «сыном» Итти-Мардука-балату, записано в Хрониках 24:8. [я 3] а также продублировано в Walker Chronicle [я 4] возможно, имеется в виду потомок царя Исина начала 2-й династии по боковой линии, [7] или предположительно вышеупомянутый отец Кадашмана-Буриаша.

Его правление, очевидно, ознаменовалось вторжением арамейцев под предводительством узурпатора. [с] « Дер , Дур-Анки ( Ниппур ). Сиппар , Парсу (Дур-Куригальзу) они снесли. Сутеанцы напали и забрали добычу Шумера и Аккада». [я 3] Эти нападения были подтверждены в надписи более позднего царя следующей династии, Симбар-шиху, в которой повествуется

Трон Эллиля в Э-кур-иги-гале, который построил Набу-кудурри-ушур, бывший царь, – во время правления Адад-апла-иддина, царя Бабиля, враждебных арамейцев и сутян, [д] враги Э-кура и Ниппура, те, кто наложил руки на Дуранки, (которые) разрушили в Сиппаре, нетронутом городе, резиденции верховного судьи богов, их обряды, (которые) разграбили землю Шумеры и аккадцы сравняли с землей все храмы – товары и имущество Эллиля, которые унесли арамейцы и которые присвоили сутеи… [8]

Симбар-шиху, Надпись

Эпос о боге чумы Эрре , политико-религиозное произведение времен Набу-апла-иддина , ок. 886-853 гг. до н.э., который пытается дать богословское объяснение возрождению Вавилонии после многих лет паралича, начинает свой рассказ о бедствиях с правления Адад-апла-иддина. Бога Эрру, чье имя означает «выжженная (земля)», сопровождают Ишум, «огонь», и демоны, вызывающие болезни, по имени Сибитти. [9]

Период стипендии

[ редактировать ]

Его правление отмечалось в первом тысячелетии до нашей эры как золотой век науки, и он дважды появляется в Списке мудрецов и ученых Урука. [я 5] рядом с Шаггил-кинам-уббибом и Эсагил-кин-апли . [10]

« Вавилонская теодицея» приписывалась ученому Шаггил-кинам-уббибу и предположительно была написана во время его правления. [11] согласно более позднему литературному каталогу. [я 6] Это диалог, в котором главный герой оплакивает состояние современной социальной справедливости, а его друг примиряет это с теологией. Первоначально состоящий из 27 строф по 11 строк каждая, был восстановлен акростих, который гласит: «Я, Шаггил-кинам-уббиб, жрец заклинаний, поклоняюсь богу и царю». [и] Он сохранился в нескольких экземплярах из Библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии, Ассуре, Вавилоне и Сиппуре. [12] Считалось, что его карьера охватывала период правления Набу-кудурри-усура до Адад-апла-иддина, или пять периодов правления, если имя последнего царя можно восстановить в контексте.

Эсагил-кин-апли , [ф] умману собрали множество дошедших до нас табличек с диагностическими предзнаменованиями (главный ученый) и «выдающийся гражданин» Борсиппы и подготовили издание, которое стало общепризнанным текстом первого тысячелетия. [я 7] Во введении он предупредил: «Не пренебрегайте своими знаниями! Тот, кто не достигает (?) знания, не должен произносить вслух предзнаменования СА.ГИГ, а также не должен произносить вслух Аламдиммму СА.ГИГ (касается) всех болезней и всех (форм) страданий». Серия «Омен», получившая название SA.GIG, продолжилась серией из 40 таблеток, сгруппированных по шести главам. Возможно, он также отвечал за редактирование других работ по физиогномическим предзнаменованиям, включая «Аламдимму», «Нигдимдимму», «Катадуггу», «Шумма Синништу» и «Шумма Липту». [13]

Существует также поздняя копия астрологического текста, первоначально датированного его одиннадцатым годом. [я 8]

Современные доказательства

[ редактировать ]

Он тщательно перестроил, в том числе Имгур-Энлиль, городскую стену Вавилона, которая, судя по надписи на цилиндре, рухнула от старости, и Нимит-Мардук, вал стены Ниппура, увековеченный на конусе. [14] Он сделал вотивное подношение в виде золотого пояса с гравировкой статуе Набу в храме Э-зида в Борсиппе . [я 9] На пандусе, ведущем к храму Нин-Эзена в Исине, есть его надписи, свидетельствующие о его ремонте. В Ларсе он отремонтировал храм Эбаббар, а в Кише реконструировал Эметеурсаг для Забабы . [15] Штампованные кирпичи свидетельствуют о его строительных работах в Вавилоне. [мне 10] и в большой двор Нанны и на тротуар у северо-восточной стороны зиккурата в Уре . [я 11]

Сохранилось семь экономических текстов. [я 12] дата варьируется от пятого до девятнадцатого года его жизни. [16] Каменная табличка записывает юридическую сделку и датируется его первым годом. [я 13] Фрагмент кудурру [я 14] записывает, что он подарил поместье Мушаллиму и еще одному [мне 15] записывает дар земли Мардук-аху-[ ... .].

Вполне возможно, что он потворствовал замене сына и преемника Ашшур-бел-кала Эриба-Адада II своим дядей Шамши-Ададом IV , который находился в изгнании в Вавилонии. [17]

  1. ^ Раскопки Сломанного Обелиска, ссылка. 11.2.467480.
  2. ^ Синхронистическая история (ABC 21), столбец 2, строки с 31 по 37.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Табличка « Элекктическая хроника» (ABC 24), BM 27859, строки 8–11.
  4. ^ ( Хроники Уокера ABC 25), BM 27796.
  5. ^ W 20030,7:17 Селевкидский список мудрецов и ученых, обнаруженный в храме Ану Бит Реш во время раскопок 1959/60 года.
  6. ^ К. 10802 р 2.
  7. ^ Таблички BM 41237, 46607 и 47163 и ND (номера раскопок Нимруда) 4358+4366 в Британском музее.
  8. ^ Таблетки К. 6156+6141+6148+9108.
  9. ^ BM 79503 глиняная табличка, копия надписи Арад-Гулы во время правления Асархаддона .
  10. ^ Брик, Ч. 59431.
  11. ^ Кирпичи, BM 116989 и CBS 16482.
  12. ^ Таблетки: L74.100 (административные, 5-й год), UM 29-15-598 (юридические 5 или 15-й год), N 4512 (юридические, 8-й год), HS 156 нет. 8.2.8 (10-й год экономики), CBS 8074 (13-й год экономики), NBC 11468 (счет зерна, 18-й год) и NBC 11469 (счет зерна, 19-й год).
  13. Каменная табличка, VA 5937.
  14. ^ Фрагмент базальтового межевого камня, ВМ 90940.
  15. ^ Фрагмент известняковой таблички, BM 103215.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Предыдущие исследования предполагали, что Мардук-кабит-ахешу, основатель второй династии Исина, правил в первые годы своего правления одновременно с последним касситским царем, но, согласно Болье (2018), более поздние исследования показывают, что это было не так. В этом случае возникла необходимость пересмотра хронологии царей после Мардука-кабит-ахешу. Адад-апла-иддина ранее датировался примерно 1067–1046 годами до нашей эры, причем 1064–1043 годы до нашей эры были пересмотренными датами Болье. [1]
  2. ^ Мэриленд Адад-апла-инна уже .
  3. ^ где А-ра-му у шарру Хаммау .
  4. ^ меньше накру А-ра-му ù Су-ту-у .
  5. ^ а-на-ку са-аг-ги-ил-ки-[и-на-ам-у]б-би-иб ма-аш-ма-шу ка-ри-бу ша и-ли у шар-ри .
  6. ^ м é-sag-giI-ki-in-ap-li .
  1. ^ Болье, Поль-Ален (2018). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Пондичерри: Уайли. стр. 154–155. ISBN  978-1405188999 .
  2. ^ Я. А. Бринкман, В. Донбаз (1974). «Фрагмент цилиндра Адад-апла-иддина». Журнал клинописных исследований . 26 (3): 157. дои : 10.2307/1359270 . JSTOR   1359270 . S2CID   164056584 .
  3. ^ Дж. А. Бринкман (1998). «Адад-апла-иддина». В К. Раднере (ред.). Просопография Неоассирийской империи, т. 1, часть 1: А . Проект неоассирийского текстового корпуса. п. 22.
  4. ^ К. Лоусон Янгер (2007). Угарит на Семьдесят Пятом . Айзенбрауны. п. 156.
  5. ^ Альберт Кирк Грейсон (1975). Ассирийские и Вавилонские хроники . Джей Джей Огюстен. стр. 203–204.
  6. ^ Тремпер Лонгман (1 июля 1990 г.). Вымышленная аккадская автобиография: родовое и сравнительное исследование . Айзенбрауны. стр. 158–161.
  7. ^ Эдвард Липински (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Питерс. стр. 409–411.
  8. ^ А. Гетце (1965). «Надпись Симбар-Шику». Журнал клинописных исследований . 19 (4): 121–135. дои : 10.2307/1359115 . JSTOR   1359115 . S2CID   164183678 .
  9. ^ Дж. Нойманн, С. Парпола (июль 1987 г.). «Изменение климата и затмение Ассирии и Вавилонии одиннадцатого-десятого веков». Журнал ближневосточных исследований . 46 (3): 179–180. дои : 10.1086/373244 . JSTOR   544526 . S2CID   161779562 .
  10. ^ Алан Лензи (2008). «Список царей и мудрецов Урука и позднемесопотамские ученые». Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (2): 137–169. дои : 10.1163/156921208786611764 .
  11. ^ Эккарт Фрам (2011). Карен Рэднер, Элеонора Робсон (ред.). Оксфордский справочник по клинописной культуре . Издательство Оксфордского университета. п. 522.
  12. ^ В.Г. Ламберт (1960). Вавилонская литература мудрости . Айзенбрауны. стр. 63–67.
  13. ^ Ирвинг Л. Финкель (1988). «Адад-апла-иддина, Эсагил-кин-апли и сериал СА.ГИГ». В Эрле Лейхти, Мария Дей Эллис (ред.). Научный гуманист: исследования памяти Авраама Сакса . Филадельфия: Университетский музей. стр. 143–59.
  14. ^ А. Р. Джордж (1992). Вавилонские топографические тексты . Питерс. стр. 344, 350.
  15. ^ Дж. А. Бринкман (1999). Дитц Отто Эдзард (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: Иа — Киццуватна . Том 5. Уолтер Де Грюйтер. стр. 188–189.
  16. ^ Дж. А. Бринкман (1996). «Экономический текст второй династии Исина». НАБУ (2): 58–59.
  17. ^ Дж. А. Бринкман (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии (АнОр. 43) . Папский институт Билич. стр. 135–144, 335–338.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ffcf4efcbaae23c3e03f59b6f4d7114__1717998780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/14/2ffcf4efcbaae23c3e03f59b6f4d7114.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adad-apla-iddina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)