Проверьте это
Проверьте это | |
---|---|
Царь Вавилона (вассал Неоассирийской империи ) | |
Царствование | 647–627 гг. до н.э. [1] |
Предшественник | Shamash-shum-ukin |
Преемник | Sin-shumu-lishir |
Умер | 627 г. до н. э. |
аккадский | Кандалан |
Кандалану ( неоассирийский аккадский : 𒃶𒁕𒆷𒉡 , латинизированный: Кандалану ) [2] был вассальным царем Вавилона при неоассирийских царях Ашшурбанипале и Ашур-этил-илани , правив с момента его назначения Ашшурбанипалом в 647 г. до н.э. до своей смерти в 627 г. до н.э.
После неудавшегося восстания предыдущего царя Вавилона Шамаш-шум-укина против Ашшурбанипала Кандалану был провозглашен новым вассальным царем Вавилона . Его прошлое неизвестно; возможно, что он был одним из младших братьев Ашшурбанипала, вавилонским дворянином, который встал на его сторону в восстании Шамаш-шум-укина, или простодушным или уродливым человеком, назначенным царем, чтобы гарантировать, что он не заручится поддержкой вавилонян. для дальнейших действий против ассирийского правления.
Правление Кандалану, загадочной фигуры, плохо засвидетельствовано, а исторические свидетельства того времени, когда он был правителем, ограничиваются формулами дат и хронологическими текстами. Некоторые историки полагают, что Кандалану был тем же человеком, что и Ашшурбанипал, причем Кандалану - это просто имя, которое использовал царь Вавилона, но современные исследователи считают эту идею маловероятной.
Историческая справка
[ редактировать ]Вавилония была завоевана Неоассирийской империей Тиглатпаласаром III ( годы правления 745–727 до н. э.) менее чем за столетие до того, как Кандалану стал ее царем. [3] Большую часть времени после этого завоевания ассирийский царь одновременно правил как царь Вавилона , хотя вавилоняне часто возмущались их правлением. Пытаясь смягчить враждебность вавилонян, Асархаддон ( годы правления 681–669 до н.э.) после своей смерти передал цари Ассирии и Вавилонии двум разным сыновьям. Старшему сыну Шамаш-шум-укину была дарована Вавилония, а младший Ашурбанипал должен был стать царем Ассирии . [4]
Хотя эта договоренность двух царей какое-то время работала, Шамаш-шум-укин находился в подчиненном положении по отношению к Ашшурбанипалу. Надписи предполагают, что любые приказы Шамаш-шум-укина своим подданным сначала должны были быть проверены и одобрены его братом. [5] Ашшурбанипал имел постоянный гарнизон, дислоцированный в Борсиппе , городе глубоко внутри владений Шамаш-шум-укина. [6] Сохранились также прошения, отправленные чиновниками Вавилона непосредственно Ашшурбанипалу — если бы Шамаш-шум-укин был общеуважаемым государем Вавилона, он, вероятно, был бы получателем таких писем. [7] Царские записи из Вавилонии во времена мирного сосуществования Ашшурбанипала и Шамаш-шум-укина упоминают оба их имени, но современные документы из Ассирии упоминают только Ашшурбанипала, подтверждая, что два царя не были равны по статусу. [8]
Шамаш-шум-укин возмутился и в 652 г. до н.э. восстал, собрав коалицию врагов Ассирии, чтобы помочь ему в его усилиях избавиться от ига Ашшурбанипала. [9] Восстание не увенчалось успехом, и к 650 г. до н. э. большинство городов, находившихся под контролем Шамаш-шум-укина, были осаждены, включая сам Вавилон . Перенеся голод и болезни во время осады, Вавилон пал в 648 г. до н.э. и был разграблен. Обстоятельства смерти Шамаш-шум-укина после осады неясны; хотя популярная легенда гласит, что он покончил жизнь самоубийством, поджег себя в своем дворце. [10] современные тексты (главным образом собственные анналы Ашшурбанипала) говорят только, что он «встретил жестокую смерть» и что боги «предали его огню и уничтожили его жизнь». Помимо самоубийства посредством самосожжения или других способов, он мог быть казнен или убит случайно. [11]
Царствование и роль
[ редактировать ]После поражения Шамаш-шум-укина Ашурбанипал снова включил этот регион в состав Неоассирийской империи. Вместо того, чтобы принять на себя королевскую власть, он назначил нового вассального короля Кандалану. Происхождение Кандалану неизвестно, возможно, он был младшим братом царя или вавилонским дворянином, который вступил с ним в союз в гражданской войне. [12] [13] Его имя, похоже, означает какое-то физическое уродство, возможно, косолапость . С другой стороны, он мог даже быть простодушным и из-за любого уродства простодушия вряд ли получил бы поддержку каких-либо действий в отношении Ассирии. Он также мог быть совершенно здоров, поскольку назначение уродливого или простодушного царя могло быть воспринято вавилонянами как серьезное оскорбление и, таким образом, могло спровоцировать еще больше волнений в регионе. [14]
Единственными сохранившимися подлинными современными записями о правлении Кандалану являются формулы дат в документах, относящихся к его правлению, и хронологические тексты (хроника и более поздние списки царей). [15] Его царство, которым он правил, было таким же, как и у Шамаш-шум-укина, за исключением города Ниппур , который Ашшурбанипал превратил в мощную ассирийскую крепость. [12] Его полномочия, вероятно, были очень ограничены, и о его действиях и деятельности ничего не известно. Вероятно, у него не было настоящей политической и военной власти, которая вместо этого твердо находилась в руках ассирийцев. [13]
Отождествление с Ашшурбанипалом
[ редактировать ]Традиционно историки предполагали, что последним годом Ашшурбанипала был 627 г. до н. э., согласно надписи в Харране, сделанной Адад-гуппи , матерью нововавилонского царя Набонида почти столетие спустя. Последним современным свидетельством того, что Ашурбанипал жив и правит как царь, является контракт города Ниппур, заключенный в 631 году до нашей эры. [16] Чтобы подтвердить подтвержденную продолжительность правления его преемников Ашур-этил-илани и Синшаришкуна , его правление должно было закончиться в 631 году до нашей эры. [17] год его смерти. [12] [18] Если бы оно закончилось в 627 г. до н.э., надписи его преемников Ашур-этил-илани и Синшаришкуна в Вавилоне были бы невозможны, так как город был захвачен Набопаласаром в 626 г. до н.э. и больше никогда не попадал в руки ассирийцев. [17]
Когда-то популярная теория, объясняющая несоответствие между 42-летним правлением, заявленным в харранской надписи, и более вероятным 38-летним правлением, например, защищаемым польским историком Стефаном Завадским в его книге «Падение Ассирии» (1988), заключается в том, что Ашубанипал и Кандалану были одним и тем же человеком, Кандалану — это просто имя, которое царь использовал в Вавилоне. Это считается маловероятным по нескольким причинам. Известно, что ни один предыдущий ассирийский царь не использовал другое имя в Вавилоне. Надписи из Вавилонии также показывают разницу в продолжительности правления Ашшурбанипала и Кандалану; Правление Ашшурбанипала отсчитывается от его первого полного года на посту царя (668 г. до н. э.), а правление Кандалану отсчитывается от его первого полного года на посту царя (647 г. до н. э.). Все ассирийские цари, лично правившие Вавилоном, использовали титул «Царь Вавилона» в своих надписях, но он не используется в надписях Ашшурбанипала, даже сделанных после 648 г. до н.э. Вавилонские документы рассматривают их как двух разных людей, и нет современных вавилонских источников, описывающих Ашшурбанипала как царя Вавилона. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Болье 2018 , с. 217.
- ^ Зая 2019 , с. 48.
- ^ Портер 1993 , с. 28.
- ^ Раднер 2003 , с. 170.
- ^ Ахмед 2018 , с. 83.
- ^ Ахмед 2018 , с. 84.
- ^ Ахмед 2018 , с. 85.
- ^ Ахмед 2018 , с. 87.
- ^ Ахмед 2018 , с. 93.
- ^ Джонс 1913 , с. 124–125.
- ^ Зая 2019 , с. 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ахмед 2018 , с. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нааман 1991 , с. 254.
- ^ Кадр 2007 , стр. 195, 304.
- ^ Бринкман 1991 , с. 60.
- ^ Рид 1970 , с. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нааман 1991 , с. 246.
- ^ Рид 1998 , с. 263.
- ^ Нааман 1991 , стр. 107-1. 251–252.
Источники
[ редактировать ]- Ахмед, Сами Саид (2018). Южная Месопотамия во времена Ашшурбанипала . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-103358-7 .
- Болье, Поль-Ален (2018). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Пондичерри: Уайли. ISBN 978-1405188999 .
- Бринкман, Дж. А. (2003) [1991]. «Вавилония в тени Ассирии (747–626 до н.э.)» . В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES; Хаммонд, ШФЛУ; Соллбергер, Э.; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история: III Часть 2: Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой века до нашей эры (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22717-8 .
- Фрейм, Грант (2007) [1992]. Вавилония 689-627 гг. до н.э.: Политическая история . Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-069-9 .
- Джонс, CHW (1913). Древняя Вавилония . Издательство Кембриджского университета. OCLC 756238531 .
- Нааман, Надав (1991). «Хронология и история в Поздней Ассирийской империи (631—619 до н. э.)» . Zeitschrift für Assyriologie . 81 (1–2): 243–267. дои : 10.1515/zava.1991.81.1-2.243 . S2CID 159785150 .
- Портер, Барбара Н. (1993). Образы, власть и политика: образные аспекты вавилонской политики Асархаддона . Американское философское общество. ISBN 978-0-87169-208-5 .
- Раднер, Карен (2003). «Испытания Асархаддона: Заговор 670 г. до н. э.» . ISIMU: Журнал о Ближнем Востоке и Египте в древности . 6 . Автономный университет Мадрида: 165–183.
- Рид, Дж. Э. (1970). «Воцарение Синшаришкуна». Журнал клинописных исследований . 23 (1): 1–9. дои : 10.2307/1359277 . JSTOR 1359277 . S2CID 159764447 .
- Рид, Дж. Э. (1998). «Ассирийские эпонимы, цари и самозванцы, 648-605 гг. до н.э.». Ориенталия (серия NOVA) . 67 (2): 255–265. JSTOR 43076393 .
- Зая, Шана (2019). «Хранитель моего брата: Ассурбанипал против Шамаш-шума-укина» (PDF) . Журнал древней истории Ближнего Востока . 6 (1): 19–52. дои : 10.1515/janeh-2018-2001 . hdl : 10138/303983 . S2CID 165318561 .