Энлиль-надин-ахи
Энлиль-надин-ахе | |
---|---|
Царь Вавилона | |
![]() Штриховой рисунок, клинописный текст, для BM 113891, пограничного камня с записью о предоставлении королевской земли, датированном правлением Энлиль-надин-ахе. [я 1] | |
Царствование | 1157—1155 гг. до н.э. |
Предшественник | Забаба-шума-иддина |
Преемник | Мардук-Кабит-Адеш 2-я династия Исина |
Дом | Дело |
Энлиль-надин-ахе , [номер 1] «Энлиль дает брата» [номер 2] или Энлиль-шума-усур , «Энлиль защити сына», [номер 3] в зависимости от прочтения –МУ- ШЕШ , [1] ок. 1157—1155 гг. до н. э. ( краткая хронология ), 36-й и последний царь касситской или 3-й династии, которая правила Вавилоном и землей, известной как Кардуниаш , примерно с 1500 г. до н. э.
Биография
[ редактировать ]Шутрук-Наххунте , царь Элама , захватил Вавилонию, положив предшественника Энлиль-Надин-ахе, Забаба-шума-иддина конец недолгому правлению . Затем он вернулся в Сузы , оставив править своего сына Кутир-Наххунте. Энлиль-Надин-Ахе был провозглашен царем Шумера и Аккада и правил три года. [я 2] возможно, вопреки оккупационным эламским силам. [2] Одинокий кудурру , или пограничный камень (на фото), с изображением королевского дара земли. [я 1] административный текст с перечислением получателей зерна из Ура , [я 3] и пара планшетов из небольшого тайника [я 4] из части Меркеса в Вавилоне все свидетельствуют о его правлении. [3]
Согласно более поздним хроникам, его короткое правление подошло к драматическому концу, когда он возглавил кампанию против сил эламитов и потерпел сокрушительное поражение от Кутир-Наххунте, который, возможно, теперь был преемником Шутрука-Наххунте. Он был депортирован вместе с касситской знатью в цепях в Сузы вместе с добычей, разграбленной из различных вавилонских храмов, наиболее ярким примером которых была культовая статуя Мардука . [4] поступок настолько кощунственный по отношению к вавилонянам, что навсегда опозорит Кутир-Наххунте.
Его преступления были более великими, а его тяжкие грехи хуже, чем все совершенные его отцами. . ...как потоп, он опустошил все народы Аккада и поверг в руины Вавилон и все благороднейшие святые города. [2]
— Набу-кудурри-усур I? , Поэтический псевдоавтобиографический текст. [я 5]
Память о катастрофе сохранилась в аккадской литургии в молитве, излагающей обряды третьего месяца Симану. В обращении к богу справедливости Шамашу говорится:
Агрессор напал на нас, разграбил наши стада. Злой враг быстро напал на нас; злой опустошил нашу сельскую местность. Враг нас захватил. Его лук был натянут, чтобы стрелы летели. Но мы сами не умели ухватить колчан. Элам заполонил наши священные места. Мы не знали великого военного искусства, и субарианец [ был ] враждебен ему, как овца. Вавилон, его чресла обнажены. [5]
— Храмовый ритуал Симану , вавилонские храмовые ритуалы. [я 6]
К этому периоду могут относиться так называемые чедор-лаомерские тексты из коллекции табличек Спартоли в Британском музее , где Кутир-Наххунте представлен Кудур-лагамаром. [6] Кудур-лагамар описывается как правящий в Вавилоне и свергающий или, возможно, забирающий Мардука. Это фрагментарные тексты второго века до нашей эры, сохраняющие традиции, восходящие, возможно, к седьмому веку до нашей эры, и повествующие о том, как четыре последовательных царя с загадочными двусмысленными именами напали на Вавилон. [7]
Перевод « Таблеток Кедорлаомера » из сборника Спартоли: [8] [9]
По своему твердому совету они провозгласили Кудур-Лагамара, царя Элама. Теперь тот, кто угоден им [-] будет царствовать в Вавилоне, городе Вавилонии (...) Какой есть царь Элама, который обеспечил Эсагилу и... ? Вавилоняне... и [-] их послание: «(Что касается) [слов, которые вы написали: «Я царь, сын царя, из [царского семени]вечного, [воистину] сын дочь короля, сидевшая на царском троне. [Что касается] Дур-шил-илани, сына Эрие[А]ку , который [унес] добычу [-], он воссел на царском троне... [-] [Что касается] нас, то пусть придет король чье [родословие] прочно укоренено] с древних времен, его следует называть владыкой Вавилона (...) Когда плачет хранитель благополучия [-] Защитный дух Эшарры [-] был спугнут. Эламитяне поспешили на злые дела, ибо Господь замыслил зло Вавилону. Когда гений-защитник справедливости отступил в сторону, дух-защитник Эшарры, храма всех богов, был испуган. Эламский враг отобрал его имущество, Энлиль, живший там, пришел в ярость. Когда небеса (?) изменили свой облик, огненный свет и злой ветер стерли их лица. Их боги испугались, они спустились на глубину. Вихри, злые ветры охватили небеса. Создатель Ану (богов) пришел в ярость. Он уменьшил их (небесные) проявления, он опустошил (?) свое (собственное небесное) положение, сожжением святыни Э-аны он уничтожил ее замыслы. [-] Эшарра, преисподняя задрожала. [Энлиль?] приказал тотально уничтожить. [Бог] пришел в ярость: он приказал Шумеру сокрушить землю Эн[лила]. Кто из них Кудур-Лагамар, злодей? Поэтому он призвал Умман-человека (да он выровнял), возглавившего землю Энлиля, он опустошил (?) [-] на их стороне. Когда [-] К-зида, и Набу, попечитель всех [-] поспешил к [-] Он отправился [выйти] вниз по течению, к океану, Ибби-Туту, который был на море, поспешил на Восток, Он (Набу) пересек море и поселился в чужом жилище. Ритуалы Э-зиды, надежного дома, были мертвенно неподвижны. Эламитянин [враг] выслал свою колесницу и направился вниз по течению к Борсиппе. Он спустился темной дорогой и вошел в Борсиппу. Подлый эламит разрушил его святилище, убил вельмож... оружием, разграбил все храмы. Он взял их имущество и унес в Елам. Он разрушил его стену, он наполнил землю [плачем...] (...) непредусмотрительного государя [-] он сразил оружием Дур-шил-илани, сына Эри-[э]Аку , он разграбил [-] воду над Вавилоном и Эсагилой, он [-] зарезал своим оружием, как овец, [-] сжег огнем, старых и молодых, [-] оружием, [ -] он истреблял молодых и старых. Тудула, сын Газзы[-], разграбил [-] воду над Вавилоном и Эсагилой, [-] его сын ударил себя по лобу своим собственным оружием. [-] его светлость на [обряды] Аннунит[ум] [царь] Элама [-] разграбил великих..., [-] он наслал, как потоп, все культовые центры Аккада и их святилища он сжег [огнем]е Кудур-Лагамар, сын его, рас[ут?] середину свою и сердце железным кинжалом, [-] врага своего он взял и разыскал (?). Злые цари, преступники, [-] взяты в плен. Царь богов Мардук разгневался на них (...) [Совершивший] зло ему [-] его сердце [-] делатель греха не должен [-]
Мардука Пророчество , [я 7] vaticinium ex eventu (пророчество постфактум), состав, возможно, Набу-кудурри-усура I - ( Навуходоносора I правления ), ок. 1125–1103 гг. До н.э., описываются ужасные последствия ухода статуи Мардука в город Вавилон, где: «бешеные собаки бродят по городу, кусая горожан, друг нападает на друга, богатый просит милостыню у бедного, брат ест брата , и трупы блокируют городские ворота». [10]
Надписи
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кудурру BM 113891 в Британском музее.
- ^ Kinglist A , BM 33332, столбец 2, строка 15.
- ↑ Ссылка на Музей планшетов, IM 85538, ссылка на раскопки U 7789i, «Проблемы зерна».
- ^ Таблетки НДС 13230 и НДС 21995, хотя у последних отсутствует последний элемент названия.
- ^ Табличка K. 2660, псевдоавтобиография Набу-кудурри-ушура.
- ^ Табличка BM 32656, столбец 3, строки с 13 по 20.
- ^ ( Пророчество Мардука Пророчество D, табличка K. 2158+.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. А. Бринкман (1976). «Энлиль-надин-ахе». Материалы для изучения касситской истории, Том. Я (МСХ I) . Восточный институт Чикагского университета. стр. 122–124.
- ^ Jump up to: а б DJ Wiseman (1975). «XXXI: Ассирия и Вавилония, 1200–1000 до н. э.». В КЭС Эдвардс (ред.). Кембриджская древняя история, Том 2, Часть 2, История Ближнего Востока и Эгейского региона, ок. 1380-1000 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 446, 487.
- ^ Л. Сассманнсхаузен (2006). «О месопотамской хронологии 2-го тысячелетия». Багдадские коммуникации . 37 :168.
- ^ Элизабет Картер; Мэтью В. Столпер (1985). Элам: обзоры политической истории и археологии . Издательство Калифорнийского университета. п. 40.
- ^ А. Р. Джордж (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона: 2. Симану». У Уилфреда Г. Ламберта; А.Р. Джордж; Ирвинг Л. Финкель (ред.). Мудрость, боги и литература: исследования по ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. стр. 270–280.
- ^ Хиндел, Рональд (1994). «В поисках исторических воспоминаний в патриархальных повествованиях». Обзор библейской археологии . 21 (4): 52–59, 70–72.
- ^ КА Кухня (2003). О достоверности Ветхого Завета . Вм. Б. Эрдманс. п. 569.
- ^ Герту, Жерар (2015). Авраам и Кедорлаомер: хронологические, исторические и археологические свидетельства . Лулу.com. стр. 27-28. ISBN 978-1329553538.
- ^ Пинчес, Теофил (1908). Ветхий Завет в свете исторических записей и легенд Ассирии и Вавилонии (третье изд.). Лондон: Общество распространения христианских знаний. стр. 223-233.
- ^ Мэтью Нойяр (2006). «Королевская идеология и утопическое будущее в аккадских пророчествах Ex Eventu». В Эхуде Бен Цви (ред.). Утопия и антиутопия в пророческой литературе . Хельсинки: Финское экзегетическое общество, Хельсинкский университет. стр. 41–54.