Адат-Шума-Усур
Адад-шума-ушур | |
---|---|
Царь Вавилона | |
Царствование | в. 1216 – ок. 1187 г. до н.э. |
Предшественник | Адад-шума-иддина |
Преемник | Мели-Шипак II |
Умер | в. 1187 г. до н.э. |
Проблема | Мели-Шипак II |
Дом | Дело |
Адад-шума-ушур , надпись д ИМ-МУ-ШЕШ , что означает «О Адад, защити имя!», датируется очень ориентировочно ок. 1216–1187 гг. до н.э. ( краткая хронология ), 32-й царь 3-й или касситской династии Вавилона и страны, ныне известной как Кардуниаш . Его имя было полностью вавилонским и нередким, так как, например, у более позднего ассирийского царя Асархаддона (681–669 до н.э.) был личный экзорцист, или ашипу , с таким же именем. [1] который вряд ли был родственником. Он наиболее известен своим грубым письмом к Ашшур-Нирари III возведен на трон после восстания на юге Месопотамии, когда север все еще был оккупирован войсками Ассирии , наиболее полная часть которого цитируется ниже, и был возведен на трон после восстания на юге Месопотамии, когда север все еще был оккупирован войсками Ассирии , и он может быть . не принял на себя власть по всей стране примерно до 25-го года своего 30-летнего правления, хотя точная последовательность событий и хронология остаются спорными.
Биография
[ редактировать ]Существует на удивление мало современных свидетельств об этом царе, учитывая предполагаемую продолжительность его правления, которое было самым продолжительным из зарегистрированных в касситской династии. Табличка, известная как King List A. [я 2] показывает его следующим за Адад-шума-иддиной и его предшественником-но-одним, Энлиль-надин-шуми , но в Хронике П [я 3] он появляется в повествовании перед ними. Бринкман утверждает, что это сделано в стилистических целях. [2] но Хроники Уокера [я 4] предлагает более простое объяснение. Адад-шума-усур стал царем юга страны за несколько лет до того, как завоевал Вавилон и стал его царем. [3] Начало его правления вполне могло совпадать с периодом правления трех предшествующих ему царей в Списке царей А , но вполне вероятно, что он последовал за ними, взойдя на трон города Вавилона. Характерной чертой этой таблички является то, что одновременно цари и династии представлены последовательно, как если бы одна следовала за другой. [2]
Современные доказательства
[ редактировать ]Поздняя копия надписи на бронзовой статуе из Ура. [я 6] начинается: «Когда Ану и Энлиль с неизменной благосклонностью смотрели на Адад-шума-усура, пастыря, который угодил их сердцу, в это время Мардук , великий владыка, назвал его именем правителя (всех) земель», поддерживая теория о том, что он правил в Уруке и Ниппуре до того, как Мардук назначил его в Вавилон. [4]
Кратковременность его правления над собственно Вавилоном также объясняет минимальное количество найденных современных надписей. О его правлении свидетельствуют только шестнадцать датированных экономических и юридических текстов, причем только два из них из Вавилона, в которых присутствует любопытная формула двойной датировки, принятая Адад-шума-ушуром и его непосредственными преемниками. На них написано 7 КАМ 3 КАМ. [я 7] и 9 КАМ 3 КАМ, [я 8] предположительно, это его 27-й и 29-й годы. [5] Двенадцать из сохранившихся табличек происходят из раскопок в Уре . [2] Самый ранний из них датирован [я 9] до 3-го года обучения и сообщает, что Шамаш-зера-шубши осмотрел и «ощипал» 103 овцы. Большая часть оставшегося касается крупного рогатого скота, его продажи и юридических действий, предпринятых для получения компенсации за его кражу. Определение невиновности или вины часто решалось посредством «речных испытаний», процесса, который до сих пор плохо изучен. В двух документах [мне 10] судьей был Адад-шума-ушур, шакканакку , «назначенный, правитель», роль, которую аналогичным образом взял на себя его предшественник Шагаракти-Шуриаш. [я 11] и еще два текста [я 12] В нем фигурирует одна и та же группа злоумышленников: Абу-Табу, Зеру-кину и Син-путу, подозреваемых в трех отдельных случаях угона скота. [6]
Города Ниппур, Дур , Исин и Марад были разграблены мародерствующими эламитами при их царе Кидин-Хутране III, а два из них, Ниппур и Исин, были объектами строительных работ Адад-шума-ушура. Кирпичи из Исина были раскопаны в 1975/76 году с шумерской надписью, записывающей его работу над Эгалмахом, а также ранее из Ниппура, записывающей работу над Экуром (пример текста на фото). [2] В «Хрониках Уокера» ему приписывают восстановление стен Ниппура. [3]
Во времена правления Тукульти-Нинурты I.
[ редактировать ]Тукульти-Нинурта I , царь Ассирии, захватил в плен предшественника Адад-шума-усура, Каштилиашу IV , в одном из двух своих походов и завоевал Вавилон во время второго, возможно, около 1225 г. до н.э. Он взял на себя вавилонское царствование, а затем правил там, вероятно, через наместников, в течение семи лет. [я 3] Есть экономический текст. [я 13] из Ниппура, датированный годом его вступления на престол. [2] Когда именно три местных царя, Энлиль-Надин-Шуми, Кадашман-Харбе II и Адад-шума-иддина сменили друг друга, до сих пор неизвестно, но их недолгое правление длилось около девяти лет. [7] Ямада, например, утверждает, что Тукульти-Нинурта взошел на вавилонский трон только после их правления. [8] Другие ставят перед собой его правление или предлагают, чтобы первые два правили в течение двухлетнего периода между двумя кампаниями Тукульти-Нинурты. Уокер предполагает, что после них вполне вероятно, что преемники Тукульти-Нинурты назначали правителей Вавилона до тех пор, пока они не бежали перед лицом триумфа Адад-шума-усура над ассирийским царем Энлиль-кудурри-усуром. [3] Примерно через пятнадцать лет после того, как Тукульти-Нинурта погиб от руки убийц в своем одноименном городе. [9]
Адад-шума-ушур был «посажен на трон своего отца» в результате восстания аккадских офицеров против Тукульти-Нинурты. [я 3] Большинство современных экономических текстов, датированных периодом его правления, происходят из Ура , что указывает на место его вступления в должность. Личность его отца никогда прямо не указывается в летописях, но в древности предполагалось, что это был Каштилиашу IV . На луристанском бронзовом кинжале из коллекции Форуги написано его родство с этим королем. [2] : С.2.2 и это утверждение, возможно, помогло укрепить его легитимность. Там написано: ша д ИШКУР-МУ-УРУ, ЛУГАЛ КИШ, ДУМУ Каш-тил-я-шу , ЛУГАЛ КА .DINGIR.RA к , «(собственность) Адад-шума-ушура, царя мира, сына Каштилиашу, царя Вавилона». [10]
Тукульти-Нинурта написал письмо хеттскому царю , предположительно Суппилулиуме II , четыре фрагмента. [я 14] из них были обнаружены на месте раскопок Хаттуши в 1930-х годах. Он был приурочен к лимму году Или-пады , во второй половине правления Тукульти-Нинурты. В нем он резюмирует генеалогию недавней касситской династии, упоминая Куригалзу II , Кадашмана-Энлиля II и Кудур-Энлиля, а затем, очевидно, критикуя Шагаракти-Шуриаша, «несына Кудур-Энлиля», и его сыновей, один из которых Каштилиашу спровоцировал войну своим подлым упреждающим ударом по Ассирии. В одном месте сыновья Шагаракти-Шуриаша были убиты, почти наверняка никем иным, как самим Тукульти-Нинуртой. Затем он ссылается на «слугу Сухи », где Суху — это регион на северо-востоке Сирии, и Итамар Сингер предлагает, чтобы этим человеком был Адад-шума-ушур, [4] подразумевалось, что он был иностранцем, не принадлежал к королевскому роду и, следовательно, не имел права занимать эту должность.
Письмо эламского царя. [мне 15] Считавшийся Шутрук-Наххунте, касситским старейшинам, требующим права на вавилонский трон через кровь, описывает Адад-шума-усура как «сына Дунна-Саха из области на берегу Евфрата», в своей критике свой выбор регента. К сожалению, табличка Тукульти-Нинурта фрагментарна, а текст едва читаем, поэтому возможны различные реставрации. Письмо заканчивается просьбой о военной помощи и трогательным призывом: «Если я жив, [я пошлю(?)] сообщение о/о моей жизни, но если я умру, сообщение о/о моей смерти [будет быть послан к тебе(?)]», «сто лет, брат мой[...» и «ты полюбил меня всем своим сердцем». [4]
Письмо Ашшур-нирари III
[ редактировать ]Тукульти-Нинурта, который «вынашивал преступные замыслы против Вавилона». [я 3] ему наследовал его сын и возможный убийца Ашшур-надин-апли , но чье недолгое правление, в свою очередь, сменил его сын Ашшур-нирари III . Он получил крайне оскорбительное письмо. [я 1] из Адад-шума-усура, с которым он обратился к «ассирийским царям», поставив Ашшур-нирари на один уровень со своим подчиненным за дополнительное оскорбление, фрагмент которого случайно сохранился:
[Бог Аш]ур Ашшур-нирари и Или-Хадде [...из-за] неряшливости, пьянства и нерешительности, дела у вас пошли к худшему. Теперь в ваших головах нет ни смысла, ни разума. Поскольку великие [боги] свели тебя с ума, ты говоришь [...]. Ваши лица [.....с] беззаконным и преступным адвокатом [11]
- Адад-шума-ушур , письмо Ашшур-нирари и Или-Хадде.
Упомянутый Или-Хадда — это Или-пада, наместник Ханигальбата , дальний родственник Ашур-Нирари (имеющий общего предка в Эриба-Ададе I ) и отец более позднего ассирийского царя Нинурта-апала-Экура . Он был одноименным чиновником ( лимму ) в тот год, когда письмо Тукульти-Нинурты было отправлено хеттскому царю. Письмо было тщательно скопировано и сохранено в библиотеке Ниневии. Грейсон предполагает, что его сохранили, чтобы «побудить» ассирийцев к мести. [11]
Битва с Энлилем-кудурри-усуром
[ редактировать ]Правление Ашур-Нирари оказалось довольно временным, и он, вероятно, был свергнут своим дядей Энлиль-кудурри-усуром , другим сыном Тукульти-Нинурты. Адад-шума-ушур «собрал] [свою армию], напал на него и разгромил», а затем
[...Офицеры Ассирии] схватили [Энлиль-куду]р-усура, своего господина, и отдали (его) Адад-шума-усуру. ...люди Кардуниаша, бежавшие в Ассирию... они отдали [Адад-шу]ма-усуру. [3]
- Walker Chronicle (ABC 25), табличка BM 27796, аверс, строки 5–7, в Британском музее.
После этой знаменитой победы « ничтожный сын , чье имя не упоминается» воспользовался возможностью возвести себя на трон в Вавилоне, поэтому было распространено восстание, и Адад-шума-ушур занял город и свое место в касситском династическом списке. [3] События были запечатлены для потомков в эпосе Адад-шума-ушур . [мне 16] поздневавилонское историческое литературное произведение, в котором восстание офицеров и знати вызвано пренебрежением Мардука и Вавилона. [12] Кающийся король исповедуется богу в своих грехах и восстанавливает свой храм Эсагила . [13]
Конец правления Энлиля-кудурри-усура датируется 1193 или 1183 годом, в зависимости от неопределенности относительно продолжительности правления его преемника Нинурта-апала-Экура , трех или тринадцати лет. [14] Будучи сыном Или-пада, Нинурта-апал-Экур воспользовался кончиной Энлиля-кудурри-усура, чтобы захватить власть в Ашшуре . [мне 17] Он «(пришел) из Кардуниаша», [15] где он, возможно, был последним ассирийским правителем Вавилона, поскольку его брат Мардукия был правителем Катмухи. [16] Продолжительность его правления весьма решающим образом определяет вероятный диапазон дат начала тридцатилетнего правления Адад-шума-усура, поскольку не существует какого-либо поддающегося датированию события, происходящего в начале, такого как кончина предыдущего монарха. Междуцарствие между падением Вавилона под властью Тукульти-Нинурты и его завоеванием Адад-шума-ушуром длилось не менее двадцати двух лет, а возможно, даже более тридцати лет.
Ему наследовал его сын Мели-Шипак , который, как ни странно, не хотел упоминать о своем происхождении от Адад-шума-ушура в своих собственных надписях. [2]
Надписи
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Письмо Ашшур-нирари и Или-Хадде, табличка К. 3045, опубликовано как ABL 924.
- ^ Список королей A , BM 33332, столбец 2, строки 8–11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Летопись П , (АВС 22), ВМ 92701, столбец 4, строки 8 и 9.
- ^ Walker Chronicle , ABC 25, BM 27796, строки 2–4.
- ^ Штампованный кирпич CBS 8643.
- ^ БМ 36042.
- ^ B. 69 ранее Div. 304.
- ^ B. 70 ранее Div. 305.
- ^ Ссылка на Музей планшетов IM 85543, ссылка на раскопки U 7787d, Свидетельство об ощипывании овец.
- ^ Номер музея планшетов IM 85482, номер раскопок U 7787e и UET V 259, техническое задание для испытания тяжелым испытанием.
- ^ CBS 4579.
- ^ IM 85515, три случая кражи скота, и IM 85514, второй документ, относящийся к делу 1.
- ^ Таблетка №. 65, датировано: ˹ИТИ˺.ШЕ ˹У 4 7˺.КАМ, ˹МУ˺.САГ.НАМ.ЛУГАЛ.ЛА, ТУКУЛ -ти- д МАШ, «Месяц Аддару, седьмой день, год восшествия () Тукульти-Нинурты».
- ↑ Письмо Тукульти-Нинурты Суппилулиуме II, Кбо 28.61–64.
- ^ Литературное письмо эламского короля касситскому двору, табличка НДС 17020.
- ^ Адад-шума-ушур Эпик , BM 34104+.
- ↑ Синхронная история , ABC 21, табличка K.4401b, строки с 5 по 8.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ с. М. Лупперт-Барнард (1998). К. Раднер (ред.). Просопография Неоассирийской империи, Том 1, Часть I: А. Проект неоассирийского текстового корпуса. стр. 37–40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Дж. А. Бринкман (1976). Материалы и исследования по касситской истории, Том. Я (МСХ I) . Восточный институт Чикагского университета. стр. 19–20, 427, 315, 89–94, 443 и 445.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и CBF Уокер (май 1982 г.). «Вавилонская хроника 25: Хроника династий касситов и Исина II». В Г. ван Дриле (ред.). Ассирологические исследования, подаренные Ф. Р. Краусу по случаю его 70-летия . Нидерландский институт Ближнего Востока. стр. 398–406.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Итамар Сингер (2011). «KBo 28.61–64 и борьба за вавилонский престол на рубеже тринадцатого века до нашей эры». Затишье перед бурей . СБЛ. стр. 385–404.
- ^ Дж. А. Бринкман. «Формулы даты, использовавшиеся при династии касситов». МСХ И. стр. 397–414.
- ^ ОР Герни (1983). Средневавилонские юридические и экономические тексты из Ура . Британская школа археологии в Ираке. стр. 176–77, 52–55, 177–179, 121–125. тексты 72, 11, 73, 43, 44.
- ^ ИЭС Эдвардс, изд. (1975). Кембриджская древняя история, Том 2, Часть 2, История Ближнего Востока и Эгейского региона, ок. 1380-1000 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 288–289.
- ^ Сигео Ямада. «Правление Тукульти-Нинурты I над Вавилонией и его последствия — историческая реконструкция» . Ориент . 38 : 153–177. дои : 10.5356/orient1960.38.153 .
- ^ Тревор Брайс (2003). Письма великих царей древнего Ближнего Востока: царские . Рутледж. п. 11 .
- ^ Питер Штайн (2000). Средне- и нововавилонские царские надписи до конца ассирийского правления . Издательство Харрасовиц. п. 147.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. К. Грейсон (1972). Ассирийские царские надписи, Том 1 . Отто Харрасовиц. стр. 137–138.
- ^ Грейсон, Альберт Кирк. «6. Эпос Адад-шума-усур». Вавилонские историко-литературные тексты, Торонто: University of Toronto Press, 2019, стр. 56-77.
- ^ Джонатан З. Смит (1988). Представление о религии: от Вавилона до Джонстауна . Издательство Чикагского университета. п. 92.
- ^ DJ Wiseman (1965). Ассирия и Вавилония ок. 1200-1000 гг. до н.э., Том 2, Часть 31 . Издательство Кембриджского университета. п. 11.
- ^ Согласно Списку ассирийских царей , запись о 82-м царе.
- ^ Дж. А. Бринкман (1999). Эрих Эбелинг, Бруно Мейснер (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии . Уолтер Де Грюйтер Inc., стр. 50–51.