Дарий Великий
Дарий Великий 𐎭𐎠𐎼𐎹𐎺𐎢𐏁 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король королей империи Ахеменидов | |||||
Царствование | 29 сентября 522 г. до н.э. - октябрь 486 г. до н.э. | ||||
Коронация | Пасаргады | ||||
Предшественник | Бардия | ||||
Преемник | Ксеркс I | ||||
Фараон Египта | |||||
Царствование | Сентябрь 522 г. до н.э. – октябрь 486 г. до н.э. | ||||
Предшественник | Бардия | ||||
Преемник | Ксеркс I [1] | ||||
Рожденный | в. 550 г. до н.э. | ||||
Умер | Октябрь 486 г. до н.э. (около 64 лет) | ||||
Похороны | |||||
Супруг | |||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Ахемениды | ||||
Отец | Гистасп | ||||
Мать | Родогуна или Ирдабама | ||||
Религия | Индо-иранская религия (возможно, зороастризм ) |
Дарий I ( древнеперсидский : 𐎭𐎠𐎼𐎹𐎺𐎢𐏁 Dārayavaʰuš ; греческий : Δαρεῖος Dareios ; ок. 550–486 до н. э.), широко известный как Дарий Великий , был персидским правителем , который служил третьим королем царей империи Ахеменидов , правивший с 522 до н. э. до своей смерти в 486 г. до н.э. Он правил империей на ее территориальном пике, когда она включала большую часть Западной Азии , части Балкан ( Фракия – Македония и Пэония ) и Кавказ , большую часть прибрежных регионов Черного моря , Среднюю Азию , долину Инда в Дальний Восток, а также части Северной Африки и Северо-Восточной Африки, включая Египет ( Мудрая ), восточную Ливию и прибрежный Судан . [2] [3]
Дарий взошел на престол, свергнув ахеменидского монарха Бардию (или Смердиса ), который, как он утверждал, на самом деле был самозванцем по имени Гаумата . Новый король встретил восстания по всей империи, но подавил каждое из них; Важным событием в жизни Дария стал его поход с целью подчинить Грецию и наказать Афины и Эретрию за участие в Ионическом восстании . Хотя его кампания в конечном итоге закончилась неудачей в битве при Марафоне , ему удалось повторно подчинить Фракию и расширить империю Ахеменидов посредством завоеваний Македонии , Киклад и острова Наксос .
Дарий организовал империю, разделив ее на административные провинции, каждая из которых управлялась сатрапом . Он организовал чеканку монет Ахеменидов как новую единую денежную систему и сделал арамейский одним из официальных языков империи наряду с персидским . Он также улучшил положение империи, построив дороги и введя стандартные меры и веса . Благодаря этим изменениям Империя Ахеменидов стала централизованной и единой. [4] Дарий предпринял другие строительные проекты по всему своему царству, в первую очередь сосредоточив внимание на Сузах , Пасаргадах , Персеполе , Вавилоне и Египте . Он приказал надпись высечь на скале горы Бехистун , описывающую его завоевания, которая позже стала важным свидетельством древнеперсидского языка.
Дарий упоминается в книгах Аггея , Захарии , Даниила и Ездры-Неемии еврейской Библии ( христианского Ветхого Завета ).
Этимология
[ редактировать ]Дариус и Дареус — это латинские формы греческого слова Дарейос ( Δαρεῖος ) , которое происходит от древнеперсидского слова Дарайауш ( 𐎭𐎠𐎼𐎹𐎢𐏁 , дари-уш ; что является сокращенной формой Дараявауша ( 𐎭𐎠𐎼𐎹𐎺𐎢 𐏁 , дариву-ш ). [5] Более длинная персидская форма отражена в эламской Da-ri-(y)a-ma-u-iš , вавилонской Da-(a-)ri-ia-(a-)mus и арамейской Drywhwš ( 𐡃𐡓𐡉𐡅𐡄𐡅𐡔 ) формах, и возможно, в более длинной греческой форме, Дареяйос ( Δαρειαῖος ). [5] Имя в именительном падеже означает «тот, кто твердо держит добро (добро)», что можно увидеть по первой части dāraya , что означает «держатель», и наречию vau , что означает «добро». [5]
Первоисточники
[ редактировать ]В какой-то момент между коронацией трехъязычный монументальный рельеф и смертью Дарий оставил на горе Бехистун , который был написан на эламском , древнеперсидском и вавилонском языках . Надпись начинается с краткой автобиографии, включающей его родословную и родословную . Чтобы представить свою родословную, Дарий записал последовательность событий, произошедших после смерти Кира Великого . [6] [7] Дарий несколько раз упоминает, что он является законным царем по милости верховного божества Ахура Мазды . Кроме того, были найдены дополнительные тексты и памятники из Персеполя , а также глиняная табличка, содержащая древнеперсидскую клинопись Дария из Герлы , Румыния (Харматта), и письмо Дария Гадатесу, сохранившееся в греческом тексте римского периода. . [8] [9] [10] [11] В фундаментных табличках дворца Ападана Дарий описал древнеперсидской клинописью размеры своей Империи в широком географическом плане: [12] [13]
Дарий великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Царь Дарий говорит: Это царство, которым я владею, от саков , находящихся за пределами Согдианы , до Куша и от Синда ( древнеперсидский : 𐏃𐎡𐎭𐎢𐎺 , «Хидаув», местное название « Хидуш », т. е. « долина Инда ») до Лидии ( Древнеперсидское : «Спарда») – [это] то, что даровал мне Ахурамазда , величайший из богов. Пусть Ахурамазда защитит меня и мой царский дом!
- Надпись DPh Дария I в фундаменте дворца Ападана.
Геродот , греческий историк и автор «Истории» , представил отчет о многих персидских царях и греко-персидских войнах . Он много писал о Дарии, охватывая половину Книги 3, а также Книги 4, 5 и 6. Она начинается с устранения предполагаемого узурпатора Гауматы и продолжается до конца правления Дария. [8]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дарий был старшим из пяти сыновей Гистаспа . [8] Личность его матери неизвестна. По словам современного историка Алирезы Шапура Шахбази (1994), матерью Дариуса считалась женщина по имени Родогун. [8] Однако, по мнению Ллойда Ллевеллина-Джонса (2013), недавно обнаруженные тексты в Персеполе указывают на то, что его матерью была Ирдабама , богатая землевладелица, происходившая из семьи местных эламских правителей. [15] Ричард Стоунман также называет Ирдабаму матерью Дария. [16] В Бехистунской надписи Дария говорится, что его отец был сатрапом Бактрии н.э. в 522 г. до [а] Согласно Геродоту (III.139), Дарий, до захвата власти и «не имевший никакого значения в то время», служил копейщиком ( дорифором ) в египетской кампании (528–525 гг. до н. э.) Камбиза II , затем персидского Великий король; [19] это часто интерпретируется как означающее, что он был личным копьеносцем короля, играя важную роль. Гистасп был офицером армии Кира и дворянином при его дворе. [20]
Прежде чем Кир и его армия переправились через реку Аракс , чтобы сразиться с армянами, он поставил царем своего сына Камбиза II на случай, если тот не вернется из битвы. [21] Однако, как только Кир пересек реку Арас, ему было видение, в котором Дарий имел крылья на плечах и стоял на границах Европы и Азии (известного мира). Когда Кир проснулся от сна, он сделал вывод, что это представляет собой большую опасность для будущей безопасности империи, поскольку это означало, что Дарий однажды будет править всем миром. Однако наследником престола был его сын Камбис, а не Дарий, что заставило Кира задуматься, не вынашивал ли Дарий предательских и амбициозных замыслов. Это побудило Кира приказать Гистаспу вернуться в Персиду и строго присматривать за своим сыном, пока сам Кир не вернется. [22]
Присоединение
[ редактировать ]Существуют разные версии восхождения Дария на престол как от самого Дария, так и от греческих историков. Самые старые записи сообщают о запутанной последовательности событий, в которых Камбис II потерял рассудок, убил своего брата Бардию и был убит инфицированной раной на ноге. После этого Дарий и группа из шести дворян отправились в Сикаяувати, чтобы убить узурпатора Гаумату , который занял трон, выдавая себя за Бардию во время отсутствия истинного короля.
В отчете Дария, написанном в Бехистунской надписи, говорится, что Камбис II убил своего собственного брата Бардию, но это убийство не было известно среди иранского народа . Пришел потенциальный узурпатор по имени Гаумата и солгал людям, заявив, что он Бардия. [23] Иранцы восстали против правления Камбиза, и 11 марта 522 г. до н. э. в его отсутствие вспыхнуло восстание против Камбиза. 1 июля иранский народ решил стать под руководством Гауматы, как «Бардия». Ни один член семьи Ахеменидов не восстал бы против Гауматы ради безопасности своей жизни. Дарий, который служил Камбису копьеносцем до смерти свергнутого правителя, молился о помощи и в сентябре 522 г. до н.э. вместе с Отаном , Интафреном , Гобрием , Гидарном , Мегабизом и Аспатином убил Гаумату в крепости Сикаявати. [23]
Геродот приводит сомнительный отчет о вознесении Дария: через несколько дней после убийства Гауматы Дарий и другие шесть дворян обсуждали судьбу империи. Сначала семеро обсуждали форму правления: демократическую республику ( Исономию ) активно продвигал Отанес , олигархию продвигал Мегабиз, а Дарий настаивал на монархии. Заявив, что республика приведет к коррупции и внутренней борьбе, в то время как монархией будут руководить с целеустремленностью, невозможной при других правительствах, Дарий смог убедить других дворян.
Чтобы решить, кто станет монархом, шестеро из них решили провести тест, при этом Отанес воздержался, поскольку он не был заинтересован в том, чтобы стать королем. Они должны были собраться возле дворца, сесть на лошадей на рассвете, и человек, чья лошадь первой заржала в знак восходящего солнца, стал королем. По словам Геродота, у Дария был раб Оэбарес, который тер рукой гениталии кобылы, которой нравилась лошадь Дария. Когда все шестеро собрались, Оэбарес поднес руки к ноздрям лошади Дария, которая возбудилась от запаха и заржала. За этим последовали молнии и гром, заставившие остальных спешиться и преклонить колени перед Дарием в знак признания его очевидного божественного провидения . [27] В этом рассказе сам Дарий утверждал, что добился трона не обманом, а хитростью, даже воздвигнув себе статую на ржащем коне с надписью: «Дарий, сын Гистаспа, добился владычества над Персией благодаря проницательности его лошадь и гениальное изобретение Оэбареса, его конюха». [28]
По сообщениям греческих историков, Камбиз II оставил Патизейта руководить царством, когда направился в Египет. Позже он послал Прексаспа убить Бардию. После убийства Патизейтес посадил на трон своего брата Гаумату, мага, похожего на Бардию, и объявил его Великим царем. Отанес обнаружил, что Гаумата был самозванцем, и вместе с шестью другими иранскими дворянами, включая Дария, разработал план по изгнанию псевдо-Бардии. Убив самозванца вместе с его братом Патизейтом и другими магами, Дарий на следующее утро был коронован. [8]
Подробности прихода к власти Дария обычно признаются подделкой и на самом деле использовались для сокрытия им свержения и убийства законного преемника Кира, Бардии. [29] [30] [31] Чтобы узаконить свое правление, Дарий сфабриковал общее происхождение между собой и Киром, назвав Ахемена одноименным основателем их династии. [29] В действительности Дарий был не из того же дома, что Кир и его предки, правители Аншана . [29] [32]
Раннее правление
[ редактировать ]Ранние восстания
[ редактировать ]После своей коронации в Пасаргадах Дарий переехал в Экбатану . Вскоре он узнал, что поддержка Бардии сильна, и восстания в Эламе и Вавилонии . вспыхнули [33] Дарий положил конец эламскому восстанию, когда революционный вождь Аскина был схвачен и казнен в Сузах . Через три месяца восстание в Вавилонии закончилось. вспыхнула революция Находясь в Вавилонии, Дарий узнал, что в Бактрии , сатрапии , которая всегда была на стороне Дария, и первоначально вызвала армию солдат для подавления восстаний. Вслед за этим вспыхнули восстания в Персиде , на родине персов и Дария, а затем в Эламе и Вавилонии, а затем в Мидии , Парфии , Ассирии и Египте . [34]
произошли восстания против Дария, К 522 году до нашей эры в большинстве частей империи Ахеменидов в результате чего империя погрузилась в хаос. Несмотря на то, что Дарий, казалось, не пользовался поддержкой населения , у Дария была лояльная армия, возглавляемая близкими доверенными лицами и знатью (включая шесть дворян, которые помогли ему свергнуть Гаумату). При их поддержке Дарию удалось в течение года подавить и подавить все восстания. По словам Дария, в ходе подавления революций он убил в общей сложности девять «лживых царей». [35] Подробный отчет об этих революциях Дарий оставил в Бехистунской надписи . [35]
Элиминация интаферна
[ редактировать ]Одним из значительных событий раннего правления Дария было убийство Интаферна , одного из семи дворян, свергнувших предыдущего правителя и сделавших Дария новым монархом. [36] Семеро договорились, что все они смогут посещать нового короля, когда захотят, за исключением случаев, когда он будет с женщиной. [36] Однажды вечером Интаферн пошел во дворец, чтобы встретиться с Дарием, но был остановлен двумя офицерами, заявившими, что Дарий был с женщиной. [36] Разгневанный и оскорбленный, Интаферн выхватил меч и отрезал двум офицерам уши и носы. [36] Покидая дворец, он снял уздечку с лошади и связал двух офицеров вместе.
Офицеры пошли к царю и показали ему, что сделал с ними Интаферн. Дарий начал опасаться за свою безопасность; он думал, что все семь дворян объединились, чтобы восстать против него, и что нападение на его офицеров было первым признаком восстания. Он послал гонца к каждому из дворян, спрашивая, одобряют ли они действия Интаферна. Они отрицали и дезавуировали какую-либо связь с действиями Интаферна, заявив, что поддерживают свое решение назначить Дария царем царей. Решение Дария обратиться к дворянам указывает на то, что он еще не был полностью уверен в своем авторитете. [36]
Приняв меры предосторожности против дальнейшего сопротивления, Дарий послал солдат захватить Интаферна вместе с его сыном, членами семьи, родственниками и всеми друзьями, которые были способны вооружиться. Дарий считал, что Интаферн планировал восстание, но когда его привели в суд, не было никаких доказательств такого плана. Тем не менее, Дарий убил всю семью Интаферна, за исключением брата и сына его жены. Ей предложили выбрать между братом и сыном. Она выбрала для жизни своего брата. Она мотивировала это тем, что у нее может быть еще один муж и еще один сын, но у нее всегда будет только один брат. Дариус был впечатлен ее ответом и сохранил жизнь ее брату и сыну. [37]
Военные кампании
[ редактировать ]Египетская кампания
[ редактировать ]Закрепив свою власть над всей империей , Дарий предпринял поход на Египет , где разгромил армии фараона и закрепил за собой земли, завоеванные Камбисом, в то же время присоединив большую часть Египта к империи Ахеменидов . [40]
Посредством еще одной серии кампаний Дарий I в конечном итоге правил территориальной вершиной империи, когда она простиралась от частей Балкан ( Фракия - Македония , Болгария - Пеония ) на западе до долины Инда на востоке.
Вторжение в долину Инда
[ редактировать ]В 516 году до нашей эры Дарий предпринял поход в Среднюю Азию, Арию и Бактрию , а затем двинулся в Афганистан , в Таксилу на территории современного Пакистана . Дарий провел зиму 516–515 гг. до н. э. в Гандхаре , готовясь к завоеванию долины Инда . Дарий завоевал земли вокруг реки Инд в 515 г. до н.э. Дарий I контролировал долину Инда от Гандхары до современного Карачи и поручил греку Скилаксу из Карьянды исследовать Индийский океан от устья Инда до Суэца . Затем Дарий прошел через Боланский перевал и вернулся через Арахозию и Дрангиану обратно в Персию .
Вавилонское восстание
[ редактировать ]После Бардии убийства по всей империи , особенно на восточной стороне, произошли массовые восстания. Дарий силой утвердил свое положение короля, водя свои армии по всей империи и подавляя каждое восстание в отдельности. Самым заметным из всех этих восстаний было вавилонское восстание, которое возглавил Навуходоносор III . Это восстание произошло, когда Отанес вывел большую часть армии из Вавилона, чтобы помочь Дарию в подавлении других восстаний. Дарий почувствовал, что вавилонский народ воспользовался им и обманул его, в результате чего Дарий собрал большую армию и двинулся на Вавилон . В Вавилоне Дария встретили закрытые ворота и ряд защитных сооружений, чтобы не допустить его и его армии. [41]
Дарий столкнулся с насмешками и насмешками со стороны повстанцев, в том числе со знаменитой поговоркой: «О да, вы захватите наш город, когда у мулов появятся жеребята». В течение полутора лет Дарий и его армия не могли вернуть город, хотя он пробовал множество уловок и стратегий, даже копируя то, что Кир Великий использовал , когда захватил Вавилон. Однако ситуация изменилась в пользу Дария, когда, по преданию, у мула, принадлежавшего Зопиру , высокопоставленному солдату, ожеребился. После этого для Зопира был выработан план: притвориться дезертиром, проникнуть в вавилонский лагерь и завоевать доверие вавилонян. План увенчался успехом, и армия Дария в конце концов окружила город и разгромила повстанцев. [42]
Во время этого восстания скифские кочевники воспользовались беспорядком и хаосом и вторглись в Персию. Дарий сначала завершил разгром мятежников в Эламе, Ассирии и Вавилоне, а затем напал на скифских захватчиков. Он преследовал захватчиков, которые привели его к болоту; там он не нашел никаких известных врагов, кроме загадочного скифского племени. [43]
Европейский скифский поход
[ редактировать ]Скифы в бою — группа североиранских кочевых племен, говоривших на восточноиранском языке ( скифские языки ), которые вторглись в Мидию , убили Кира , восстали против Дария и угрожали нарушить торговлю между Средней Азией и берегами Черного моря , поскольку они жил между реками Дунай , Дон и Черным морем. [8] [44]
Дарий пересек Черное море через пролив Босфор по лодочному мосту. Дарий завоевал большую часть Восточной Европы, даже пересек Дунай, чтобы вести войну со скифами . Дарий вторгся в европейскую Скифию в 513 г. до н.э. [45] где скифы уклонялись от армии Дария, используя финты и отступая на восток, опустошая при этом сельскую местность, блокируя колодцы, перехватывая конвои, уничтожая пастбища и ведя непрерывные стычки с армией Дария. [46] Стремясь сразиться со скифами, армия Дария преследовала скифскую армию вглубь скифских земель, где не было городов, которые можно было бы завоевать, и не было припасов для добычи пищи. В отчаянии Дарий отправил письмо скифскому правителю Идантирсу с предложением сражаться или сдаться. Правитель ответил, что не будет стоять и сражаться с Дарием, пока они не найдут могилы своих отцов и не попытаются их разрушить. До тех пор они будут продолжать свою стратегию, поскольку у них нет городов или обрабатываемых земель, которые можно было бы терять. [47]
Несмотря на тактику уклонения скифов, кампания Дария пока была относительно успешной. [48] По мнению Геродота , тактика, использованная скифами, привела к потере их лучших земель и нанесению ущерба их верным союзникам. [48] Это дало Дарию инициативу. [48] Двигаясь на восток по обрабатываемым землям скифов в собственно Восточной Европе, он продолжал пополнять запасы своего флота и в некоторой степени жил за счет земли. [48] Двигаясь на восток по европейским скифским землям, он захватил крупный город-крепость Будини , одного из союзников скифов, и сжег его. [48]
В конце концов Дарий приказал остановиться на берегах Оара, где он построил «восемь великих фортов, расположенных примерно в восьми милях [13 км] друг от друга», без сомнения, в качестве защиты границы. [48] В своей «Истории» Геродот утверждает , что руины фортов все еще стояли в его дни. [49] После месяца преследования скифов армия Дария несла потери из-за усталости, лишений и болезней. Обеспокоенный потерей большей части своих войск, Дарий остановил марш на берегу Волги и направился во Фракию . [50] Он завоевал достаточно скифских территорий, чтобы заставить скифов уважать персидские войска. [8] [51]
Персидское вторжение в Грецию
[ редактировать ]Европейская экспедиция Дария стала крупным событием его правления, которое началось с вторжения во Фракию . Дарий также завоевал многие города северной части Эгейского моря, Пэонию , тогда как Македония подчинилась добровольно, после требования земли и воды , став вассальным королевством. [52] Затем он покинул Мегабиз , чтобы завоевать Фракию, и вернулся в Сарды, чтобы провести зиму. Греки, жившие в Малой Азии и на некоторых греческих островах, подчинились персидскому правлению уже к 510 г. до н.э. Тем не менее, были определенные греки, которые были проперсидскими, хотя они в основном базировались в Афинах . Чтобы улучшить греко-персидские отношения, Дарий открыл свой двор и казну тем грекам, которые хотели ему служить. Эти греки служили Дарию солдатами, ремесленниками, государственными деятелями и мореплавателями. Однако растущая обеспокоенность греков по поводу силы царства Дария, а также постоянное вмешательство греков в Ионии и Лидии стали ступеньками к конфликту, который еще не разразился между Персией и некоторыми ведущими греческими городами-государствами.
Когда Аристагор организовал Ионическое восстание , Эретрия и Афины поддержали его, отправив корабли и войска в Ионию и сжег Сарды . Персидские военные и военно-морские операции по подавлению восстания закончились повторной оккупацией персами Ионических и греческих островов, а также повторным подчинением Фракии и завоеванием Македонии в 492 г. до н. э. под командованием Мардония . [53] Македония была вассальным царством персов с конца VI века до нашей эры, но сохраняла автономию. Поход Мардония 492 г. сделал его полностью подчиненной частью Персидского царства. [52] Эти военные действия, ставшие прямым ответом на восстание в Ионии, стали началом Первого персидского вторжения в (материковую) Грецию. В то же время антиперсидские партии получили большую власть в Афинах, а проперсидские аристократы были изгнаны из Афин и Спарты.
Дарий ответил отправкой войск во главе со своим зятем через Геллеспонт . Однако сильный шторм и преследования фракийцев вынудили войска вернуться в Персию. Стремясь отомстить Афинам и Эретрии, Дарий собрал еще одну армию из 20 000 человек под командованием своего адмирала Датиса и его племянника Артаферна , которые добились успеха, когда захватили Эретрию и двинулись к Марафону. В 490 году до нашей эры в битве при Марафоне персидская армия потерпела поражение от хорошо вооруженной афинской армии численностью 9 000 человек, которых поддерживали 600 платейцев и 10 000 легковооруженных солдат под предводительством Мильтиада . Поражение при Марафоне положило конец первому персидскому вторжению в Грецию. Дарий начал подготовку второго отряда, которым он будет командовать вместо своих генералов; однако, прежде чем приготовления были завершены, Дарий умер, оставив таким образом эту задачу своему сыну Ксерксу . [8]
Семья
[ редактировать ]Дарий был сыном Гистаспа и внуком Аршама . [54] Дарий женился на Атоссе , дочери Кира , от которой у него было четыре сына: Ксеркс , Ахемен , Масист и Гистасп. Он также женился на Артистоне , другой дочери Кира, от которой у него было два сына, Арсам и Гобрий. Дарий женился на Пармиде , дочери Бардия, от которой у него родился сын Ариомард . Кроме того, Дарий женился на своей племяннице Фратагуне , от которой у него было двое сыновей, Аброкомас и Гиперант . Он также женился на другой женщине из знати, Фаидиме, дочери Отана . Неизвестно, были ли у него от нее дети. До этих царских браков Дарий женился на неизвестной дочери своего хорошего друга и копейщика Гобрия от раннего брака, от которой у него было трое сыновей, Артобазан, Ариабинь и Арсамен . [55] О дочерях, которые у него были от нее, неизвестно. Хотя Артобазан был первенцем Дария, Ксеркс стал наследником и следующим царем благодаря влиянию Атоссы ; она имела большой авторитет в королевстве, так как Дарий любил ее больше всех своих жен.
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Узнав о поражении персов в Марафонской битве , Дарий начал планировать новую экспедицию против греческих городов-государств ; на этот раз он, а не Датис , будет командовать имперскими армиями. [8] Дарий потратил три года на подготовку людей и кораблей к войне, когда в Египте вспыхнуло восстание. Это восстание в Египте ухудшило его слабое здоровье и лишило его возможности возглавить другую армию. [8] Вскоре после этого Дарий умер, после тридцати дней страданий от неизвестной болезни, частично из-за его участия в подавлении восстания, примерно в шестьдесят четыре года. [56] В октябре 486 г. до н.э. его тело было забальзамировано и погребено в высеченной в скале гробнице в Накш-э-Ростаме , которую он готовил. [8] Надпись на его могиле представляет его как «Великий царь, Царь царей, Царь стран, в которых живут самые разные люди, Царь на этой великой земле повсюду, сын Гистаспа, Ахемениец, Перс, сын Перса, Ариец , имеющий арийское происхождение». [8] Рельеф под его могилой, изображающий конный бой, был позже вырезан во время правления сасанидского царя царей Бахрама II ( годы правления 274–293 гг. Н. Э. ). [57]
Ксеркс , старший сын Дария и Атоссы , унаследовал трон как Ксеркс I ; перед своим воцарением он оспаривал престолонаследие со своим старшим сводным братом Артобарзаном, старшим сыном Дария, который родился у его первой жены до того, как Дарий пришел к власти. [58] С воцарением Ксеркса империей снова стал управлять член дома Кира . [8]
Правительство
[ редактировать ]Организация
[ редактировать ]В начале своего правления Дарий хотел реорганизовать структуру империи и реформировать систему налогообложения, унаследованную им от Кира и Камбиза. Для этого Дарий создал двадцать провинций, называемых сатрапиями (или архи ), каждая из которых была закреплена за сатрапом ( архонтом ) и определила фиксированную дань , которую сатрапии должны были платить. [8] Полный список сохранился в каталоге Геродота, начиная с Ионии и перечисляя другие сатрапии с запада на восток, исключая Персиду , которая была землей персов и единственной провинцией, которая не была завоеванной землей. [8] Дань выплачивалась как серебряными, так и золотыми талантами. Дань серебром от каждого сатрапа соизмерялась с вавилонским талантом . [8] Те, кому платили золотом, измерялись эвбейским талантом. [8] Общая дань сатрапов составила менее 15 000 талантов серебра. [8]
Большинство сатрапов имели персидское происхождение и были членами царского дома или шести великих дворянских семей. [8] Эти сатрапы были лично выбраны Дарием для наблюдения за этими провинциями. Каждая из провинций делилась на субпровинции, каждая из которых имела своего губернатора, которого выбирал либо королевский двор, либо сатрап. [8] Для определения дани комиссия оценивала расходы и доходы каждого сатрапа. [8] Чтобы один человек не приобретал слишком много власти, каждый сатрап имел секретаря, который наблюдал за делами государства и общался с Дарием; казначей, охранявший доходы провинции; и командир гарнизона, отвечавший за войска. [8] Кроме того, королевские инспекторы, которые были «глазами и ушами» Дария, провели дальнейшие проверки каждого сатрапа. [8]
Имперскую администрацию координировала канцелярия со штаб-квартирой в Персеполе, Сузах и Вавилоне, а также филиалы в Бактрии, Экбатане, Сардисе, Даскилии и Мемфисе. [8] Дарий сохранил арамейский язык в качестве общего языка, который вскоре распространился по всей империи. [8] Однако Дарий собрал группу ученых, чтобы создать отдельную языковую систему, используемую только для Персиды и персов, которая называлась арийской письменностью и использовалась только для официальных надписей. [8] До этого о достижениях царя говорилось на персидском языке исключительно посредством повествований и гимнов, а также через «мастеров памяти». [62] Действительно, устная история продолжала играть важную роль на протяжении всей истории Ирана. [62]
Экономика
[ редактировать ]Дарий ввел новую универсальную валюту, дарик , где-то до 500 г. до н.э. [8] Дарий использовал систему чеканки монет в качестве транснациональной валюты для регулирования торговли и коммерции на всей территории своей империи. Дарик также был признан за пределами империи, в таких местах, как кельтская Центральная Европа и Восточная Европа. Существовало два типа дариков: золотой дарик и серебряный дарик. Только король мог чеканить золотые дарики. Важные генералы и сатрапы чеканили серебряные дарики, последние обычно для вербовки греческих наемников в Анатолии . Дарик стал важным стимулом для международной торговли. Торговые товары, такие как текстиль, ковры, инструменты и металлические предметы, начали путешествовать по Азии, Европе и Африке. Чтобы еще больше улучшить торговлю, Дарий построил Королевскую дорогу , почтовую систему и торговое судоходство на базе Финикии.
Дарик также увеличил государственные доходы, поскольку введение дарика облегчило сбор новых налогов на землю, скот и рынки. Это привело к регистрации земли, которая измерялась и затем облагалась налогом. Увеличение государственных доходов помогло сохранить и улучшить существующую инфраструктуру и помогло финансировать ирригационные проекты в засушливых землях. Эта новая налоговая система также привела к формированию государственного банковского дела и созданию банковских фирм. Одной из самых известных банковских фирм была «Мурашу сыновья» , базирующаяся в вавилонском городе Ниппур . [63] Эти банковские фирмы предоставляли кредиты и кредиты клиентам. [64]
Стремясь к дальнейшему улучшению торговли, Дарий построил каналы, подземные водные пути и мощный флот. [8] По словам Геродота, технология орошения каната была внедрена в Египет, что подтверждается историком Альбертом Т. Олмстедом . [65] Он еще больше улучшил и расширил сеть дорог и промежуточных станций по всей империи, так что существовала система разрешений на поездки для короля, сатрапов и других высокопоставленных чиновников, которая давала путешественнику право получать провизию в местах ежедневных остановок. [66] [8]
Религия
[ редактировать ]«По милости Ахурамазды я царь; Ахурамазда даровал мне царство».
- Дарий, о Бехистунской надписи.
Хотя в науке нет единого мнения о том, находились ли Дарий и его предшественники под влиянием зороастризма , [67] точно установлено, что Дарий твердо верил в Ахура Мазду , в котором видел верховное божество. [67] [68] Однако Ахура Мазде поклонялись и приверженцы (индо)иранской религиозной традиции. [67] [69] Как видно из Бехистунской надписи , Дарий считал, что Ахура Мазда назначил его править империей Ахеменидов. [8]
Дарий имел дуалистические философские убеждения и считал, что каждое восстание в его королевстве было делом рук друджа, врага Аши . Дарий считал, что, поскольку он жил праведно благодаря Аше, Ахура Мазда поддержал его. [70] Во многих клинописных надписях, обозначающих его достижения, он представляет себя набожным верующим, возможно, даже убежденным в том, что у него есть божественное право править миром. [71] Однако его отношения с божеством были гораздо более сложными: в одной из надписей он пишет: «Ахура Мазда мой, я Ахура Мазда».
В землях, завоеванных его империей, Дарий следовал той же терпимости Ахеменидов, которую проявлял Кир и позже проявят цари Ахеменидов. [8] Он поддерживал «чужие» конфессии и религии, пока их приверженцы были «покорными и миролюбивыми», иногда предоставляя им гранты из своей казны на их цели. [8] [72] Он профинансировал восстановление израильского храма, о котором первоначально постановил Кир, поддерживал греческие культы, что можно увидеть в его письме Гадату, и поддерживал эламских священников. [8] Он также соблюдал египетские религиозные обряды, связанные с царской властью, и построил храм египетского бога Амона . [8]
Строительные проекты
[ редактировать ]Во время греческой экспедиции Дария он начал строительные проекты в Сузах , Египте и Персеполе . Он соединил Красное море с рекой Нил , построив канал ( канал Дариуса ), который пролегал от современного Заказика до современного Суэца . Чтобы открыть этот канал, он отправился в Египет в 497 г. до н. э., где инаугурация прошла с большой помпой и торжеством. Дарий также построил канал, соединивший Красное море и Средиземное . [8] [73] Во время этого визита в Египет он воздвиг памятники и казнил Арианда по обвинению в государственной измене. Когда Дарий вернулся в Персиду, он обнаружил, что кодификация египетского права завершена. [8]
Кроме того, Дарий спонсировал крупные строительные проекты в Сузах, Вавилоне , Египте и Персеполе. В Сузах Дарий построил новый дворцовый комплекс на севере города. Надпись гласит, что дворец был разрушен во время правления Артаксеркса I , но был восстановлен. Сегодня от дворца остались только глазурованные кирпичи, большая часть которых находится в Лувре . В Пасаргадах Дарий завершил все незавершенные строительные работы времен правления Кира Великого . Во время правления Дария также был построен дворец с надписью во имя Кира Великого. Ранее считалось, что это здание построил Кир, однако из-за использования клинописи считается, что дворец был построен Дарием.
В Египте Дарий построил множество храмов и восстановил ранее разрушенные. Несмотря на то, что Дарий был верующим Ахура Мазды, он строил храмы, посвященные богам древнеегипетской религии . Несколько найденных храмов были посвящены Птаху и Нехбет . Дарий также проложил несколько дорог и маршрутов в Египте. Памятники, которые строил Дарий, часто были написаны на официальных языках Персидской империи, древнеперсидских , эламских и вавилонских и египетских иероглифах . Для строительства этих памятников Дарий нанял большое количество рабочих и ремесленников разных национальностей. Некоторые из этих рабочих были депортированными, нанятыми специально для этих проектов. Эти депортированные укрепили экономику империи и улучшили межкультурные отношения. [8] На момент смерти Дария строительные проекты еще продолжались. Ксеркс завершил эти работы и в некоторых случаях расширил проекты своего отца, возведя собственные новые здания. [74]
- Египетская статуя Дария I как фараона двадцать седьмой династии Египта ; [75] 522–486 гг. до н.э.; граувакка ; высота: 2,46 м; [56] Национальный музей Ирана ( Тегеран )
- Дарий как фараон Египта в храме Хибис
- Рельеф, изображающий Дария I, предлагающего салат египетскому божеству Амон-Ра Камутефу , Храм Хибиса.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юрген фон Бекерат , Справочник египетских королевских имен (= Мюнхенские египтологические исследования , том 46), Майнц-на-Рейне: Verlag Philipp von Zabern, 1999. ISBN 3-8053-2310-7 , стр. 220–21.
- ^ «ДАХЕСТАН» . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20915-3 . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ Поллард, Элизабет (2015). Worlds Together, Worlds Apart, краткое издание, том 1 . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., с. 132. ИСБН 978-0-393-25093-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шмитт 1994 , с. 40.
- ^ Дункер 1882 , с. 192.
- ^ Эгертон 1994 , с. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Шахбази 1994 , стр. 41–50.
- ^ Курт 2013 , стр. 197.
- ^ Фрай 1984 , с. 103.
- ^ Шмитт 1994 , с. 53.
- ^ Зурнаци, Антигони (2003). «Клады монет Ападаны, Дарий I и Запад». Американский журнал нумизматики . 15 : 1–28. JSTOR 43580364 .
- ^ Персеполь: открытие и загробная жизнь чуда света . 2012. С. 171–181 .
- ^ «Бехистун, мелкие надписи — Ливий» . www.livius.org .
- ^ Ллевеллин-Джонс 2013 , с. 112.
- ^ Стоунман 2015 , с. 189.
- ^ Брайант 2002 , с. 467.
- ^ Стоунман 2015 , с. 20.
- ^ Кук 1985 , с. 217.
- ^ Эбботт 2009 , с. 14.
- ^ Эбботт 2009 , с. 14–15.
- ^ Эбботт 2009 , с. 15–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бордман 1988 , с. 54.
- ^ «цилиндрическая печать | Британский музей» . Британский музей .
- ^ "Печать Дария, фото - Ливий" . www.livius.org .
- ^ «Печать Дария» . Британский музей .
- ^ Пулос 2008 , с. 17.
- ^ Эбботт 2009 , с. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ллевеллин-Джонс 2017 , с. 70.
- ^ Ван Де Миеруп 2003 .
- ^ Аллен, Линдси (2005), Персидская империя , Лондон: Пресса Британского музея, стр. 42 .
- ^ Уотерс 1996 , стр. 11, 18.
- ^ Брайант 2002 , с. 115.
- ^ Брайант 2002 , стр. 115–116.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брайант 2002 , с. 116.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Брайант 2002 , с. 131.
- ^ Эбботт 2009 , с. 99–101.
- ^ Гудник Вестенхольц, Джоан (2002). «Каменный кувшин с надписями Дария I на четырех языках» (PDF) . ARTA : 2. Архивировано (PDF) из оригинала 12 апреля 2018 г.
- ^ Кахери, Сепиде (2020). «Царские алебастры периода Ахеменидов» . Античность в БнФ (на французском языке). дои : 10.58079/b8of .
- ^ Дель Теста 2001 , с. 47.
- ^ Эбботт 2009 , с. 129.
- ^ Селинкур 2002 , стр. 234–235.
- ^ Силиотти 2006 , стр. 286–287.
- ^ Вульф и др. 2004 , с. 686.
- ^ Мирослав Иванов Васильев. «Политика Дария и Ксеркса в отношении Фракии и Македонии» ISBN 90-04-28215-7 стр. 70.
- ^ Росс и Уэллс 2004 , с. 291.
- ^ Беквит 2009 , стр. 68–69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бордман 1982 , стр. 239–243.
- ^ Геродот 2015 , стр. 352.
- ^ Чалианд 2004 , с. 16.
- ^ Груссе 1970 , стр. 9–10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джозеф Ройсман, Ян Уортингтон. «Спутник Древней Македонии» Джон Уайли и сыновья, 2011. ISBN 1-4443-5163-X , стр. 135–138, 343.
- ^ Джозеф Ройсман; Ян Уортингтон (2011). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. стр. 135–138. ISBN 978-1-4443-5163-7 .
- ^ Брайант 2002 , с. 16.
- ^ Брайант 2002 , с. 113.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б livius.org (2017). Дарий Великий: Смерть . Темза и Гудзон. п. 280. ИСБН 978-0-500-20428-3 .
- ^ Шахбази 1988 , стр. 514–522.
- ^ Брайант 2002 , с. 136.
- ↑ Геродот, Книга III, 89–95.
- ^ Арчибальд, Зося; Дэвис, Джон К.; Габриэльсен, Винсент (2011). Экономика эллинистических обществ третьего-первого веков до нашей эры . Издательство Оксфордского университета. п. 404. ИСБН 978-0-19-958792-6 .
- ^ «Отношения с Индией: период Ахеменидов - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брайант 2002 , стр. 126–127.
- ^ Фаррох 2007 , с. 65.
- ^ Фаррох 2007 , стр. 65–66.
- ^ Олмстед, Техас (1948). История Персидской империи (PDF) . Издательство Чикагского университета . п. 224. ИСБН 0-226-62777-2 .
- ^ Конецкий 2008 , стр. 86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маландра 2005 .
- ^ Брайант 2002 , с. 126.
- ^ Бойс 1984 , стр. 684–687.
- ^ Бойс 1979 , с. 55.
- ^ Бойс 1979 , стр. 54–55.
- ^ Бойс 1979 , с. 56.
- ^ Шпильвогель 2009 , с. 49.
- ^ Бордман 1988 , с. 76.
- ^ Размжу, Шахрох (1954). Ars orientalis; искусство ислама и Востока . Художественная галерея Фрира. стр. 81–101 .
Библиография
[ редактировать ]- Эбботт, Джейкоб (2009), История Дария Великого: создатели истории , Cosimo, Inc., ISBN 978-1-60520-835-0
- Эбботт, Джейкоб (1850), История Дария Великого , Нью-Йорк: Harper & Bros.
- Балентайн, Сэмюэл (1999), Видение поклонения Торы , Миннеаполис: Fortress Press, ISBN 978-0-8006-3155-0
- Беквит, Кристофер (2009), Империи Шелкового пути: история Центральной Евразии от бронзового века до наших дней (иллюстрированное издание), Princeton University Press, ISBN 978-0-691-13589-2
- Бедфорд, Питер (2001), Восстановление храма в ранней Ахеменидской Иудее (иллюстрированное издание), Лейден: Брилл, ISBN 978-90-04-11509-5
- Беннетт, Деб (1998), Завоеватели: корни верховой езды Нового Света , Солванг, Калифорния: Amigo Publications, Inc., ISBN 978-0-9658533-0-9
- Бордман, Джон (1988), Кембриджская древняя история , том. IV (II изд.), Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-22804-6
- Бордман, Джон, изд. (1982). Кембриджская древняя история . Том. 10: Персия, Греция и Западное Средиземноморье. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 239–243. ISBN 978-0-521-22804-6 .
- Бойс, Мэри (1979). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 978-0-415-23902-8 .
- Бойс, М. (1984). «Ахура Мазда» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 7 . стр. 684–687.
- Брайант, Пьер (2002). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбрауны. стр. 1–1196. ISBN 978-1-57506-120-7 .
- Шалиан, Жерар (2004), Кочевые империи: от Монголии до Дуная (иллюстрированное издание с аннотациями), Transaction Publishers, ISBN 978-0-7658-0204-0
- Кук, Дж. М. (1985), «Возвышение Ахеменидов и основание их империи», Средний и Ахеменидский периоды , Кембриджская история Ирана, том. 2, Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Дель Теста, Дэвид (2001), правительственные лидеры, военные правители и политические активисты (иллюстрированное издание), Greenwood Publishing Group, ISBN 978-1-57356-153-2
- Дункер, Макс (1882), Эвелин Эбботт (ред.), История античности (изд. Том 6), Р. Бентли и сын
- Эгертон, Джордж (1994), Политические мемуары: эссе о политике памяти , Routledge, ISBN 978-0-7146-3471-5
- Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана . ЧБек. стр. 1 –411. ISBN 978-3-406-09397-5 .
- Фаррох, Каве (2007), Тени в пустыне: древняя Персия в состоянии войны , Osprey Publishing, ISBN 978-1-84603-108-3 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. стр. 1 –687. ISBN 978-0-8135-1304-1 .
- Геродот , изд. (2015). Истории . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 352. ИСБН 978-0-375-71271-5 .
- Конеки, Шон (2008), Гидли, Чак (редактор), Хроники всемирной истории , Олд Сэйбрук, Коннектикут: Grange Books, ISBN 978-1-56852-680-5
- Курт, А. (2013). Персидская империя: корпус источников периода Ахеменидов . Рутледж. ISBN 978-1-136-01694-3 .
- Ллевеллин-Джонс, Ллойд (2013). Царь и двор в Древней Персии с 559 по 331 год до нашей эры . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–272. ISBN 978-0-7486-7711-5 .
- Ллевеллин-Джонс, Ллойд (2017). «Империя Ахеменидов». В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 978-0-692-86440-1 .
- Маландра, Уильям В. (2005). «Зороастризм i. Исторический обзор до арабского завоевания» . Энциклопедия Ираника .
- Моултон, Джеймс (2005), Ранний зороастризм , Kessinger Publishing, ISBN 978-1-4179-7400-9 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пулос, Дж (2008), Дарий Великий (иллюстрированное издание), Infobase Publishing, ISBN 978-0-7910-9633-8
- Росс, Уильям; Уэллс, Х.Г. (2004), Очерк истории: Том 1 (Библиотека основной литературы Barnes & Noble): Предыстория Римской республики (иллюстрированное издание), Barnes & Noble Publishing, ISBN 978-0-7607-5866-3 , получено 28 июля 2011 г.
- Сафра, Джейкоб (2002), Новая Британская энциклопедия , Британская энциклопедия Inc, ISBN 978-0-85229-787-2
- Шмитт, Рюдигер (1994). «ДАРИУС I. Имя» . Энциклопедия Ираника, Том. VII, Фаск. 1 . п. 40.
- Селинкур, Обри (2002), Истории , Лондон: Penguin Classics, ISBN 978-0-14-044908-2
- Шахбази, А. Шапур (1988). «Бахрам II». Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 5 . стр. 514–522.
- Шахбази, Шапур (1994), «Дарий I Великий» , Энциклопедия Ираника , том. 7, Нью-Йорк: Колумбийский университет, стр. 41–50.
- Силиотти, Альберто (2006), Скрытые сокровища древности , Верчелли, Италия: Издательство VMB, ISBN 978-88-540-0497-9
- Шпильфогель, Джексон (2009), Западная цивилизация: седьмое издание , Бельмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт, ISBN 978-0-495-50285-2
- Стоунман, Ричард (2015). Ксеркс: Персидская жизнь . Издательство Йельского университета . стр. 1–288. ISBN 978-1-57506-120-7 .
- Тропеа, Джудит (2006), Классические библейские детские имена: вечные имена для современных родителей , Нью-Йорк: Bantam Books, ISBN 978-0-553-38393-5
- Ван Де Мироп, Марк (2003), История Древнего Ближнего Востока: ок. 3000–323 до н.э. , серия «Блэквеллская история древнего мира», Хобокен, Нью-Джерси: Wiley-Blackwell , ISBN 978-0-631-22552-2
- Уотерс, Мэтт (1996). «Дарий и линия Ахеменидов» . Вестник древней истории . 10 (1). Лондон: 11–18.
- Уотерс, Мэтт (2014). Древняя Персия: Краткая история империи Ахеменидов, 550–330 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 1–272. ISBN 978-1-107-65272-9 .
- Вульф, Алекс; Мэддокс, Стивен; Балквилл, Ричард; Маккарти, Томас (2004), Исследование древних цивилизаций (иллюстрированное издание), Маршалл Кавендиш, ISBN 978-0-7614-7456-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берн, Арканзас (1984). Персия и греки: защита Запада, ок. 546–478 до н.э. (2-е изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-1235-4 .
- Гиршман, Роман (1964). Искусство Древнего Ирана от его истоков до времен Александра Македонского . Нью-Йорк: Голден Пресс.
- Хайланд, Джон О. (2014). «Цифры потерь в биситунской надписи Дария». Журнал древней истории Ближнего Востока . 1 (2): 173–199. дои : 10.1515/janeh-2013-0001 . S2CID 180763595 .
- Клотц, Дэвид (2015). «Дарий I и сабейцы: древние партнеры в мореплавании по Красному морю». Журнал ближневосточных исследований . 74 (2): 267–280. дои : 10.1086/682344 . S2CID 163013181 .
- Олмстед, Альберт Т. (1948). История Персидской империи, период Ахеменидов . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Фогельсанг, WJ (1992). Возникновение и организация империи Ахеменидов: свидетельства восточного Ирана . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09682-0 .
- Уорнер, Артур Г. (1905). Шахнама Фирдоуси . Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер и Ко.
- Визехёфер, Йозеф (1996). Древняя Персия: с 550 г. до н.э. по 650 г. н.э. Азизе Азоди, пер. Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-85043-999-8 .
- Уилбер, Дональд Н. (1989). Персеполь: археология Парсы, резиденции персидских царей (Откр. ред.). Принстон, Нью-Джерси: Дарвин Пресс. ISBN 978-0-87850-062-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дарий Великий
- 550-е годы до нашей эры, рождение
- 486 г. до н. э. смертей
- Короли империи Ахеменидов, VI век до н.э.
- Короли империи Ахеменидов в V веке до нашей эры.
- Фараоны VI века до н.э.
- Фараоны V века до н.э.
- Монархи в еврейской Библии
- Ленд-Карнайн
- Эзра – Неемия
- Основатели города
- Фараоны династии Ахеменидов в Египте
- Персидский народ греко-персидских войн
- Цареубийцы