Эриба-Мардук
Эриба-Мардук | |
---|---|
Царь Вавилона | |
Царствование | ок. 769 – 761 гг. до н.э. |
Предшественник | Мардук-апла-ушур |
Преемник | Набу-шума-ишкун |
Дом | Династия Э (смешанные династии) |
Эриба-Мардук , надпись м найденный [ д АМАР.УТУ ], [я 1] был царем Вавилона , весьма предположительно ок. 769 – 761 гг. до н.э. Он был одним из трех вождей халдейских племен, занявших вавилонский трон в VIII веке, и во время будущих правления членов этой группы его будут считать фигурой предка. Член племени Бит-Якин, которому позже будет присвоен титул «восстановитель оснований земли». [я 2] ему приписывают восстановление стабильности в стране после многих лет беспорядков. [1]
Биография
[ редактировать ]Он был описан как сын или потомок Мардука-Шакин-шуми, неизвестного в других отношениях человека, который, как можно предположить, был одним из пяти неизвестных королей раннего периода междуцарствия. [2] Согласно «Династической хронике» , [я 3] Эриба-Мардук был единственным представителем династии Силенда ( где A.AB.BA . ) и сменил Мардука-апла-усура , первого царя, четко идентифицируемого как халдейский В конечном итоге ему наследовал Набу-шума-ишкун , последовательность этих трех царей подтверждена фрагментом ассирийского синхронного списка царей . [я 4] Существуют юридические документы, датированные девятым годом его правления и тринадцатым годом правления его преемника, что привело историков к выводу, что он должен был взойти на трон не позднее 770 г. до н.э., поскольку его преемник, как известно, правил до 748 г. до н.э. [3] Юридический документ [я 5] датированные его девятым годом, записаны о продаже большого участка пастбища, eqel ša bit ikkari , «поля дома фермера». Эта земля, очевидно, граничила с собственностью, принадлежащей арамейскому шейху, или насику , что свидетельствует о постоянном поселении, а не об оппортунистических набегах этой племенной группы. [4]
Он участвовал в Акиту , или новогоднем празднике, сначала в начале второго года своего правления, поскольку его правление распространилось на северную Вавилонию, и подавил вторжения кочевников вокруг Вавилона и Борсиппы , вернув поля и сады их прежним владельцам. . Его религиозные преданности включали восстановление Эсагиле трона Мардука в в Вавилоне. [я 6] Надпись Асархаддона Ассирии (681–669 до н. э.) повествует о том, как часть храма Иштар в Эанне в Уруке , святилище богини Наная, первоначально построенном Нази-Марутташем в 13 веке, была восстановлена Эриба- Мардук. Однако не все реставрации пришлись по душе его преемникам. Согласно харранской стеле Набонида (555–539 до н.э.), его правление стало свидетелем кощунственной реформы культа Иштар ( bēltu ša Uruk , «госпожа Урука»), когда жители Урука заменили ее статую неподходящей, распрягая его упряжку львов и снося его святыню. [5] Возможно, это было частью программы подавления распущенных культов богинь в южной Вавилонии. [6]
Единственные сохранившиеся королевские надписи времен его правления - это две утиные гири. [я 7] одобрено дворцовой администрацией Эриба-Мардука и часть цельного глиняного цилиндра. [я 8] Считается, что он посвящен открытию культовых идолов, их украшению и транспортировке вверх по течению реки Евфрат в Урук. [7]
Надписи
[ редактировать ]- ^ Kinglist A , табличка BM 33332, iv 1.
- ^ Мардук-апла-иддина II : му-кин ишди (сухуш) мать (кур) .
- ^ Династические хроники (ABC 18), VI 3–8.
- ^ Таблетка НДС 11345, опубликована как KAV 13, ii 3'–5'.
- ^ Юридический документ, BM 40548.
- ^ Эклектическая хроника (ABC 24), BM 27859, р. 9–16.
- ^ 30 МА .НА ГИ .НА ЕСТЬ. ГАЛ эри-ба- д АМАР.УТУ ЛУГАЛ ТИН.ТИР К : "30 мин, правильно (вес). Дворец Эриба-Мардука, царя Вавилона", BM 91433 и (возможно?) BM 12118.
- ^ Цилиндр MS 1846/4.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. А. Бринкман (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158-722 гг . до н.э. Аналекта Восточная. стр. 221–224.
- ^ А. К. Грейсон (1975). Ассирийские и Вавилонские хроники . Джей Джей Огюстен. стр. 216–217, 225.
- ^ Дж. А. Бринкман и Д. А. Кеннеди (январь – апрель 1983 г.). «Документальные доказательства экономической базы раннего нововавилонского общества: обзор датированных вавилонских экономических текстов, 721–626 до н.э.». Журнал клинописных исследований . 35 (1/2): 63. JSTOR 3515942 .
- ^ Дж. А. Бринкман. «Юридический текст времен правления Эриба-Мардука (ок. 775 г. до н.э.)». У Х. Беренса; М.Т. Рот (ред.). Dumu-e2-dub-ba-a: Этюды в честь Аке В. Сьёберга . Университетский музей, Филадельфия. стр. 37–47.
- ^ Дж. А. Бринкман (1982). «Вавилония ок. 1000–748 до н.э.». У Джона Бордмана; КЭС Эдвардс; НГЛ Хаммонд; Э. Соллбергер (ред.). Кембриджская древняя история: Том 3, Часть 1 . Издательство Кембриджского университета. п. 311.
- ^ Сидни Смит (1924). Вавилонские исторические тексты, касающиеся захвата и падения Вавилона . Тейлор и Фрэнсис. п. 58.
- ^ А. Р. Джордж (2011). Клинописные королевские надписи и родственные им тексты в коллекции Шойена . CDL Пресс. стр. 171–177.