Халдея
Халдея [1] ( / k æ l ˈ d iː ə / ) — небольшая страна, существовавшая между концом 10 или началом 9 — серединой 6 веков до нашей эры, после чего страна и ее народ были поглощены и ассимилированы коренным населением Вавилонии . [2] Говоря семитским языком, оно располагалось в болотистой местности крайнего юго-восточного угла Месопотамии и на короткое время правило Вавилоном . В еврейской Библии используется термин כשדים ( Кашдим он переводится как халдеи ), и в греческом Ветхом Завете , хотя есть некоторые споры относительно того, означает ли Касдим на самом деле халдейский язык или относится к южно-месопотамскому Калду . [ нужна ссылка ]
В период слабости восточно-семитскоязычного царства Вавилонии появились новые племена западно-семитскоязычных мигрантов. [3] прибыл в регион из Леванта между 11 и 9 веками до нашей эры. Самые ранние волны состояли из сутеев и арамейцев , за которыми примерно столетие спустя последовали калду, группа, которая позже стала известна как халдеи или халдеи. Эти миграции не затронули могущественное царство и империю Ассирии в Верхней Месопотамии , отразившую эти вторжения.
Эти кочевники-халдеи поселились в крайней юго-восточной части Вавилонии, главным образом на левом берегу Евфрата . Хотя в течение короткого времени в еврейской литературе это название обычно относилось ко всей южной Месопотамии, это было географическим и историческим неправильным употреблением, поскольку собственно Халдея на самом деле представляла собой лишь равнину на крайнем юго-востоке, образованную отложениями Евфрата и Тигра . простирается примерно на 640 километров (400 миль) по течению этих рек и имеет среднюю ширину около 160 км (100 миль). Вавилонией правили несколько царей халдейского происхождения. [4] : 178 С 626 по 539 год до нашей эры правящая семья, называемая халдейской династией , названной в честь их возможного халдейского происхождения, [4] : 4 правил царством на пике своего развития в рамках Нововавилонской империи , хотя последний правитель этой империи Набонид (556–539 до н. э.) (и его сын и регент Валтасар ) был узурпатором ассирийского происхождения.
Имя
[ редактировать ]Название Халдея является латинизацией греческого , Халдея ( Χαλδαία ), эллинизацией аккадского предполагающего лежащее в основе / kaɬdu слова Калду или Кашду /. [5] это имя встречается на иврите В Библии как Касдим ( כשדים ). [6] и на арамейском языке как Кашдай ( כשדי ). [7] [8] [9]
В Библии ( Книга Бытия 22:22) используется имя Кесед (כשׂד, древнее произношение /kaɬd/ [10] ), форма единственного числа Касдим (כַּשְׂדִּים), что означает халдеи. Кесед идентифицируется как сын Нахора брата Авраама ( и брата Кемуила, отца Арама), проживающего в Арам-Нахараиме . Еврейский историк Флавий Иосиф Флавий (37 – ок. 100) также связывает Арфаксада и Халдею в своих «Иудейских древностях» : «Арфаксад назвал арфаксадитов, которые теперь называются халдеями». [11]
Земля
[ редактировать ]В ранний период, между началом 9-го века и концом 7-го века до нашей эры, мат Калди был названием небольшой спорадически независимой территории, основанной мигрантами под господством Неоассирийской империи (911–605 до н.э.) на юго-востоке Вавилонии, простирающейся до западного побережья Персидского залива . [6]
Выражение мат Бит Якин также используется, очевидно, как синоним. Бит-Якин — это название самого крупного и могущественного из пяти халдейских племен или, что то же самое, их территории. [12] Первоначальное распространение Бит-Якина точно неизвестно, но оно простиралось от нижнего Тигра до Аравийского полуострова . Саргон II упоминает, что он простирался до Дильмуна , или «морской земли» (прибрежная часть Восточной Аравии). [13] «Халдея» или мат Калди обычно относилась к низкой, болотистой, аллювиальной земле вокруг устьев Тигра и Евфрата. [14] которые в то время сливали свои воды через отдельные устья в море.
Столица племени Дур-Якин была первоначальной резиденцией Мардука-Баладана . [15]
Царя Халдеи также называли царем Бит-Якина, точно так же, как царей Вавилонии и Ассирии обычно называли просто царями Вавилона или Ассура , столицы в каждом случае. Точно так же то, что сейчас известно как Персидский залив, иногда называлось «морем Бит-Якина», а иногда «морем земли Халдеи».
Слово «Халдея» стало использоваться в более широком смысле, в отношении Южной Месопотамии в целом, после кратковременного господства халдеев в 608–557 годах до нашей эры. Особенно это касается еврейской Библии , которая в основном была составлена в этот период (примерно соответствующий периоду вавилонского плена ). В Книге Иеремии часто упоминаются халдеи ( Версия короля Иакова Халдейская после LXX Χαλδαίοι ; на библейском иврите как Касдим כַּשְׂדִּים ). Книга Аввакума 1:6 называет их «этим ожесточенным и поспешным народом» ( הַגֹּוי הַמַּר וְהַנִּמְהָר ). В книге Исайи 23:13 DRB говорится: «Вот, земля Халдеев, не было такого народа, ассирийцы основали ее: сильных ее увели в плен, домы ее разрушили, привели это разрушить».
Древние халдеи
[ редактировать ]В отличие от восточно-семитских аккадскоязычных эры аккадцев , ассирийцев и вавилонян , чьи предки обосновались в Месопотамии, по крайней мере, с 30-го века до нашей эры, халдеи не были коренным месопотамским народом, а были западно-семитскими людьми конца 10-го или начала 9-го века до нашей . Левантийские мигранты в юго-восточной части региона, не сыгравшие никакой роли в предыдущих трех тысячелетиях шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской месопотамской цивилизации и истории. [16] [17] [ нужна страница ]
Древние халдеи, по-видимому, мигрировали в Месопотамию где-то между ок. 940 и 860 гг. до н.э., примерно через столетие после того, как в Вавилонии появились другие новые семиты , арамеи и сутеи , ок. 1100 г. до н.э. По словам Рана Садка, они впервые появляются в письменных источниках в цилиндрических надписях царя Марии Ашшур-кетта-лешира II (конец 12 - начало 11 века до н.э.), которые свидетельствуют о том, что они достигли Месопотамии еще в 11 веке до нашей эры. [18] Позже они появляются в анналах ассирийского царя Салманасара III в 850-х годах до нашей эры. Это был период слабости Вавилонии, и ее неэффективные местные цари были не в состоянии предотвратить вторжение и заселение страны новыми волнами полукочевых иностранных народов. [19]
Хотя они принадлежат к той же западно-семитскоязычной этнической группе и мигрируют из тех же регионов Леванта, что и прибывшие ранее арамейцы, их следует различать; ассирийский царь Сеннахирим , например, тщательно выделяет их в своих надписях.
Халдеи какое-то время могли сохранять свою идентичность, несмотря на доминирующую местную ассиро-вавилонскую (шумеро-аккадскую) культуру, хотя, как и в случае с более ранними амореями , касситами и сутеями до них, к моменту падения Вавилона в 539 г. до нашей эры, возможно, раньше, халдеи перестали существовать как отдельный этнос .
В еврейской Библии « Ур Халдейский » ( Ур Касдим ) упоминается как отправная точка путешествия патриарха Авраама в Ханаан .
Язык
[ редактировать ]Древние халдеи изначально говорили на западносемитском языке, похожем на древнеарамейский . [20] Во времена Неоассирийской империи императорский арамейский язык стал лингва-франка империи под властью ассирийского царя Тиглатпаласара III в середине 8 века до нашей эры. В результате в поздние периоды как вавилонский, так и ассирийский диалекты аккадского языка оказались маргинализированы, а арамейский язык занял свое место по всей Месопотамии, в том числе среди халдеев, а позже и в южном Леванте . Одна из форм этого когда-то широко распространенного арамейского языка использовалась в некоторых книгах еврейской Библии ( Книга Даниила и Книга Ездры ). Использование имени «Халдей» (халдейский, халдейский) для его описания, впервые введенное Иеронимом Стридонским (ум. 420), [21] стал обычным явлением в ранних исследованиях арамейского языка , но позже это неправильное название было исправлено, когда современные ученые пришли к выводу, что арамейский диалект, используемый в еврейской Библии, не был связан с древними халдеями и их языком. [22]
Религия
[ редактировать ]Древние халдеи верили в «три неба». [23] [24] [25]
История
[ редактировать ]Регион, который халдеи в конечном итоге сделали своей родиной, находился в относительно бедной юго-восточной Месопотамии, в верховьях Персидского залива. Судя по всему, они мигрировали в южную Вавилонию из Леванта в какой-то неизвестный момент между концом правления Нинурта-кудурри-усура II (современника Тиглатпаласара II ) около 940 г. до н. э. и началом правления Мардука. закир-шуми I в 855 г. до н.э., хотя исторических доказательств их существования до конца 850-х гг. до н.э. нет. [26]
Примерно в течение столетия после поселения в этом районе эти полукочевые халдейские племена-мигранты не имели никакого влияния на страницы истории, по-видимому, оставаясь порабощенными коренными аккадскоязычными царями Вавилона или, возможно, влиятельными в регионе арамейскими племенами. Основными игроками в южной Месопотамии в этот период были Вавилония и Ассирия, а также Элам на востоке и арамейцы , которые уже поселились в этом регионе примерно за столетие до прибытия халдеев.
Самое первое письменное историческое свидетельство существования халдеев относится к 852 г. до н. э. [27] в анналах ассирийского царя Салманасара III , который упоминает о вторжении на юго-восточные окраины Вавилонии и подчинении некоего Мушаллима-Мардука , вождя племени Амукани и общего вождя племен Калду, [28] вместе с захватом города Бакани и получением дани от Адини , вождя Бет-Даккури , другого халдейского племени.
Салманесар III вторгся в Вавилонию по просьбе ее собственного царя Мардука-закир-шуми I , который, находясь под угрозой со стороны собственных мятежных родственников, вместе с могущественными арамейскими племенами умолял более могущественного ассирийского царя о помощи. Покорение халдейских племен ассирийским царем, по-видимому, было в стороне, поскольку в то время они не представляли собой могущественной силы или угрозы для местного вавилонского царя.
Важными племенами калду и их регионами на юго-востоке Вавилонии были Бит-Якин (первоначальная территория, в которой поселились халдеи в Персидском заливе), Бет-Дакури , Бет-Адини , Бет-Амуккани и Бет-Шилани . [9]
Халдейские лидеры к этому времени уже переняли ассиро-вавилонские имена, религию, язык и обычаи, что указывает на их значительную аккадизацию.
Халдеи спокойно оставались под властью коренных вавилонян (которые, в свою очередь, были порабощены своими ассирийскими родственниками) в течение следующих семидесяти двух лет, впервые приобретя историческую известность в Вавилонии в 780 г. до н. э., когда ранее неизвестный халдей по имени Мардук -апла-усур узурпировал престол у коренного вавилонского царя Мардука-бел-зери (790–780 до н.э.). Последний был вассалом ассирийского царя Салманасара IV (783–773 до н.э.), который в то время был занят подавлением гражданской войны в Ассирии.
Это должно было создать прецедент для всех будущих устремлений халдеев на Вавилон во времена Неоассирийской империи ; Всегда слишком слабые, чтобы противостоять сильной Ассирии в одиночку и напрямую, халдеи выжидали периодов, когда ассирийские цари отвлекались на другие части своей огромной империи или были вовлечены во внутренние конфликты, а затем в союзе с другими державами, более сильными, чем они сами (обычно с Эламом ), они делали попытка установить контроль над Вавилонией.
Салманасар IV напал на Мардука-апла-пользователя и победил его, вернув себе северную Вавилонию и навязав ему пограничный договор в пользу Ассирии. Ассирийцы позволили ему остаться на престоле, хотя и подчинялись Ассирии. Эриба-Мардук , другой халдей, сменил его в 769 г. до н. э., а его сын Набу-шума-ишкун в 761 г. до н. э., причем оба находились под властью нового ассирийского царя Ашур-Дана III (772–755 до н. э.). Похоже, что в это время Вавилония находилась в состоянии хаоса: север был занят Ассирией, ее трон - чужеземными халдеями, а по всей стране продолжались гражданские волнения.
Халдейское правление оказалось недолговечным. Коренной вавилонский царь по имени Набонассар (748–734 до н. э.) победил и сверг халдейских узурпаторов в 748 до н. э., восстановил местное правление и успешно стабилизировал Вавилонию. Халдеи снова канули в безвестность на следующие три десятилетия. В это время как вавилоняне, так и группы халдейских и арамейских мигрантов, поселившиеся на этой земле, снова полностью попали под иго могущественного ассирийского царя Тиглатпаласара III (745–727 до н. э.), правителя, который ввел имперский арамейский язык как лингва франка империи. Ассирийский царь сначала сделал своими подданными Набонассара и его преемника, коренных вавилонских царей Набу-надин-зери , Набу-сума-укина II и Набу-мукин-зери , но решил управлять Вавилонией непосредственно с 729 г. до н.э. За ним последовал Салманасар V (727–722 до н.э.), который также лично правил Вавилоном.
Когда Саргон II (722–705 до н.э.) взошел на трон Ассирийской империи в 722 году до нашей эры после смерти Салмансара V , он был вынужден начать крупную кампанию в подвластных ему государствах Персии , Маннеи и Мидии в Древнем Иране , чтобы защитить свою территории там. Он победил и изгнал скифов и киммерийцев , напавших на вассальные персидские и мидийские колонии Ассирии в этом регионе. В то же время Египет начал поощрять и поддерживать восстание против Ассирии в Израиле и Ханаане , вынуждая ассирийцев послать войска для борьбы с египтянами.
Эти события позволили халдеям еще раз попытаться самоутвердиться. В то время как ассирийский царь был занят защитой своих иранских колоний от скифов и киммерийцев и изгнанием египтян из Ханаана, Мардук-апла-иддина II (библейский Меродах-Баладан ) из Бит-Якина вступил в союз с могущественным эламским царством и коренные вавилоняне, ненадолго захватившие контроль над Вавилоном между 721 и 710 годами до нашей эры. Когда скифы и киммерийцы были побеждены, мидяне и персы присягнули на верность, а египтяне были побеждены и изгнаны из южного Ханаана, Саргон II наконец получил свободу иметь дело с халдеями, вавилонянами и эламитами. Он напал и сверг Мардук-апла-аддида II в 710 г. до н. э., также победив при этом своих эламских союзников. После поражения от ассирийцев Меродах-Баладан бежал к своим покровителям в Элам.
В 703 году Меродах-Баладан на очень короткое время вернул себе престол у коренного аккадско-вавилонского правителя Мардука-закир-шуми II , который был марионеткой нового ассирийского царя Сеннахирима (705–681 до н. э.). Он потерпел еще одно сокрушительное поражение при Кише и снова бежал в Элам, где умер в изгнании после последней неудачной попытки поднять восстание против Ассирии в 700 г. до н.э., на этот раз не в Вавилоне, а на земле халдейского племени Бит- Якин. коренной вавилонский царь по имени Бел-ибни На трон как марионетка Ассирии был посажен (703–701 до н. э.).
Следующий вызов ассирийскому господству исходил от эламитов в 694 г. до н.э., когда Нергал-ушезиб сверг и убил Ашур-надин-шуми (700–694 гг. до н.э.), ассирийского принца, который был царем Вавилона и сыном Сеннахирима. В этом начинании халдеи и вавилоняне снова объединились со своими более могущественными соседями-эламитами. Это побудило разъяренного ассирийского царя Сеннахирима вторгнуться и подчинить Элам и Халдею, а также разграбить Вавилон, опустошив и в значительной степени разрушив город. Вавилон считался священным городом для всех жителей Месопотамии, включая ассирийцев, и этот акт в конечном итоге привел к тому, что Сеннахирим был убит своими сыновьями, когда он молился богу Нисроху в Ниневии .
Асархаддон (681–669 до н. э.) сменил Сеннахирима на посту правителя Ассирийской империи. Он полностью восстановил Вавилон и принес мир в регион. Он завоевал Египет, Нубию и Ливию и закрепил свое господство над персами, мидянами, парфянами, скифами, киммерийцами, арамейцами, израильтянами, финикийцами, хананеями, урартами, понтийскими греками, киликийцами, фригийцами, лидийцами, маннеянами и арабами. В течение следующих 60 лет или около того Вавилон и Халдея мирно оставались под прямым контролем Ассирии. Халдеи в этот период оставались порабощенными и тихими, и следующее крупное восстание в Вавилоне против Ассирийской империи было спровоцировано не халдеем, вавилонянином или эламитом, а Шамаш-шум-укином , который был ассирийским царем Вавилона и старейшиной. брат Ашшурбанипала (668–627 до н. э.), нового правителя Неоассирийской империи.
Шамаш-шум-укин (668–648 до н. э.) проникся вавилонским национализмом после шестнадцати лет мирного подчинения своему брату и, несмотря на то, что сам был ассирийцем, заявил, что город Вавилон, а не Ниневия или Ассур резиденцией империи должен быть . .
В 652 году до нашей эры он поднял мощную коалицию народов, недовольных своим подчинением Ассирии, против собственного брата Ашшурбанипала . В союз входили вавилоняне, персы , халдеи, мидяне , эламиты , султаны, арамеи, израильтяне , арабы и хананеи , а также некоторые недовольные элементы среди самих ассирийцев. После ожесточенной борьбы, длившейся пять лет, ассирийский царь одержал победу над своим мятежным братом в 648 г. до н. э., Элам был полностью разрушен, а вавилоняне, персы, мидяне, халдеи, арабы и другие были жестоко наказаны. ассирийский правитель по имени Кандалану, Затем на трон Вавилона был возведен который правил от имени Ашшурбанипала. Следующие 22 года были мирными, и ни вавилоняне, ни халдеи не представляли угрозы господству Ашшурбанипала.
Однако после смерти могущественного Ашшурбанипала (и Кандалану) в 627 г. до н.э. Неоассирийская империя погрузилась в серию ожесточенных внутренних династических гражданских войн, которые должны были стать причиной ее падения.
Ашур-этил-илани (626–623 до н. э.) взошел на трон империи в 626 до н. э., но сразу же был охвачен потоком жестоких восстаний, спровоцированных конкурирующими претендентами. Он был свергнут в 623 г. до н. э. ассирийским полководцем ( туртану ) по имени Син-шуму-лишир (623–622 до н. э.), который также был объявлен царем Вавилона. Син-шар-ишкун (622–612 до н. э.), брат Ашшур-этил-илани, отвоевал трон империи у Син-шуму-лишира в 622 г. до н. э., но затем сам столкнулся с неослабевающим восстанием против его правления со стороны своего собственный народ. Постоянный конфликт между ассирийцами привел к тому, что множество подчиненных народов, от Кипра до Персии и от Кавказа до Египта, тихо восстановили свою независимость и перестали платить дань Ассирии.
Набополассар , ранее малоизвестный и неизвестный халдейский вождь, последовал оппортунистической тактике, заложенной предыдущими халдейскими лидерами, чтобы воспользоваться хаосом и анархией, охватившими Ассирию и Вавилонию, и захватил город Вавилон в 620 году до нашей эры с помощью его коренных вавилонских жителей.
Син-шар-ишкун собрал мощную армию и двинулся в Вавилон, чтобы вернуть себе контроль над регионом. Набопаласар был спасен от вероятного разрушения, потому что в самой Ассирии, включая столицу Ниневию, вспыхнуло еще одно массовое ассирийское восстание, которое вынудило ассирийского царя повернуть назад, чтобы подавить восстание. Набополассар воспользовался этой ситуацией, захватив в 619 г. до н.э. древний город Ниппур , оплот проассирийского движения в Вавилонии, а значит, и в Вавилонии в целом.
Однако его положение все еще было далеко не безопасным, и ожесточенные бои продолжались в центре Вавилона с 620 по 615 год до нашей эры, когда ассирийские войска расположились лагерем в Вавилонии в попытке изгнать Набопаласара. Набополассар предпринял попытку контратаки, двинул свою армию в Ассирию в 616 г. до н.э. и попытался осадить Ассур и Аррафу (современный Киркук ), но был разбит Син-шар-ишкуном и изгнан обратно в Вавилонию после того, как был изгнан из Идиклата (современный Тикрит ). на самом юге Ассирии. Казалось, возникла тупиковая ситуация: Набопаласар не смог совершить какие-либо вторжения в Ассирию, несмотря на ее сильно ослабленное государство, а Син-шар-ишкун не смог изгнать Набопаласара из Вавилонии из-за постоянных восстаний и гражданской войны среди его собственного народа.
Положение Набопаласара и судьба Ассирийской империи были предрешены, когда он вступил в союз с другим бывшим вассалом Ассирии, мидянами , теперь доминирующим народом того, что должно было стать Персией. Мидийский Киаксар также недавно воспользовался анархией в Ассирийской империи, будучи официально еще вассалом Ассирии, он воспользовался возможностью объединить иранские народы ; мидяне . , персы , сагарты и парфяне превратились в большую и мощную силу, в которой доминировали мидяне Мидяне, персы, парфяне, халдеи и вавилоняне образовали союз, в который также входили скифы и киммерийцы на севере.
В то время как Син-шар-ишкун сражался как с повстанцами в Ассирии, так и с халдеями и вавилонянами в южной Месопотамии, Киаксар (тогдашний вассал Ассирии) в союзе со скифами и киммерийцами предпринял внезапное нападение на охваченную гражданской войной Ассирию в 615 г. до н.э., разграбление Калху (библейский Калах / Нимруд ) и взятие Аррапхи (современный Киркук ). Набопаласар, все еще скованный в южной Месопотамии, не участвовал в этом крупном прорыве против Ассирии. Однако с этого момента союз мидян, персов, халдеев, вавилонян, сагартов, скифов и киммерийцев в унисон сражался против Ассирии.
Несмотря на крайне истощенное состояние Ассирии, последовали ожесточенные бои. На протяжении 614 г. до н. э. союз держав продолжал вторгаться в саму Ассирию, хотя в 613 г. до н. э. ассирийцы каким-то образом сплотились и одержали ряд контрнаступательных побед над мидянами-персами, вавилонянами-халдеями и скифами-киммерийцами. Это привело к тому, что коалиция сил выступила против него, чтобы объединиться и начать массированную совместную атаку в 612 г. до н. э., наконец, осадив и разграбив Ниневию в конце 612 г. до н. э., убив Син-шар-ишкуна при этом .
Новый ассирийский царь Ашур-убаллит II (612–605 до н.э.) принял корону во время междомовых драк в Ниневии и отказался от просьбы поклониться в вассальной зависимости правителям союза. Ему удалось пробиться из Ниневии и добраться до северного ассирийского города Харрана , где он основал новую столицу. Ассирия сопротивлялась еще семь лет до 605 г. до н.э., когда остатки ассирийской армии и армии египтян , чья 26-я династия образовала краткую союзную коалицию с ассирийцами, были разбиты при Каркемише . Набопаласар и его мидийские, скифские и киммерийские союзники теперь владели большей частью огромной Неоассирийской империи . Египтяне с опозданием пришли на помощь Ассирии, которую они надеялись поддержать в качестве безопасного буфера между Египтом и новыми державами Вавилона, Мидии и Персии, уже подвергшимися набегам скифов.
Халдейский царь Вавилона теперь правил всей южной Месопотамией (Ассирией на севере правили мидяне), [29] и бывшие ассирийские владения Арама ( Сирия ), Финикии , Израиля , Кипра , Эдома , Филистии и части Аравии , в то время как мидийцы взяли под свой контроль бывшие ассирийские колонии в Древнем Иране , Малой Азии и на Кавказе .
Набополассар не смог долго наслаждаться своим успехом и умер в 604 г. до н.э., всего через год после победы при Каркемише. Ему наследовал его сын, принявший имя Навуходоносор II в честь несвязанного с ним аккадско-вавилонского царя Навуходоносора I , жившего в XII веке до нашей эры , что указывает на то, в какой степени халдеи-мигранты прониклись местной месопотамской культурой.
Навуходоносор II и его союзники вполне могли быть вынуждены иметь дело с остатками ассирийского сопротивления, базирующимися в Дур-Катлимму и его окрестностях , поскольку ассирийские имперские записи по-прежнему датируются этим регионом между 604 и 599 годами до нашей эры. [30] Кроме того, египтяне оставались в регионе попыткой возродить азиатские колонии Древней Египетской империи.
Навуходоносору II предстояло доказать, что он величайший из халдейских правителей, соперничая с другим неместным правителем, аморейским царем 18 века до н.э. Хаммурапи , как величайший царь Вавилона. Он был покровителем городов и выдающимся строителем, масштабно перестроившим все крупные города Вавилонии. Его строительная деятельность в Вавилоне, продолжая более раннюю крупную и впечатляющую перестройку ассирийского царя Асархаддона , помогла превратить его в огромный и красивый легендарный город. Вавилон преодолел более 8 км. 2 (3 квадратных мили), окруженный рвами и окруженный двойным кольцом стен. Евфрат протекал через центр города, через который был переброшен красивый каменный мост. В центре города возвышался гигантский зиккурат под названием Этеменанки , «Дом границы между небом и землей», который находился рядом с храмом Мардука . Многие историки также полагают, что он построил «Висячие сады Вавилона» (хотя другие полагают, что эти сады были построены гораздо раньше ассирийским царем в Ниневии) для своей жены, мидийской царевны с зеленых гор, чтобы она чувствовала себя дом.
Способный лидер, Навуходоносор II провел успешные военные кампании; такие города, как Тир , Сидон и Дамаск, были покорены. Он также провел многочисленные походы в Малую Азию против скифов , киммерийцев и лидийцев . Как и их ассирийским родственникам, вавилонянам приходилось ежегодно проводить кампании, чтобы контролировать свои колонии.
В 601 году до нашей эры Навуходоносор II участвовал в крупной, но безрезультатной битве против египтян . В 599 г. до н.э. он вторгся в Аравию и разгромил арабов при Кедаре . В 597 г. до н. э. он вторгся в Иудею , захватил Иерусалим после осады Иерусалима (597 г. до н. э.) и сверг его царя Иоахина , уведя израильтян в плен в Вавилон . Египетская и вавилонская армии воевали друг с другом за контроль над Ближним Востоком на протяжении большей части правления Навуходоносора, и это побудило иудейского царя Седекию восстать. После восемнадцатимесячной осады в 587 г. до н.э. Иерусалим был захвачен, тысячи евреев были депортированы в Вавилон, а Храм Соломона был сровнен с землей.
Навуходоносор успешно сражался с фараонами Псамметихом II и Априем на протяжении всего своего правления, а во время правления фараона Амасиса в 568 году до нашей эры ходят слухи, что он, возможно, ненадолго вторгся в сам Египет.
К 572 году Навуходоносор полностью контролировал Вавилонию, Халдею, Арамею ( Сирия ), Фонецию , Израиль, Иудею , Филистию , Самарру , Иорданию , северную Аравию и часть Малой Азии . Навуходоносор умер от болезни в 562 г. до н. э. после одногодичного правления со своим сыном Амел-Мардуком , который был свергнут в 560 г. до н. э. после двухлетнего правления.
Конец халдейской династии
[ редактировать ]Нериглиссар сменил Амель-Мардука. Неясно, был ли он на самом деле этническим халдеем или коренным вавилонским дворянином, поскольку он не был кровным родственником потомков Набопаласара, женившись на представителях правящей семьи. Он провел успешные военные кампании против эллинских жителей Киликии , ставившие под угрозу интересы Вавилона. Нериглиссар правил всего четыре года, и в 556 г. до н. э. ему наследовал юный Лабаши-Мардук . Опять же, неясно, был ли он халдеем или коренным вавилонянином.
Лабаши-Мардук правил всего несколько месяцев и был свергнут Набонидом в конце 556 г. до н.э. Набонид, конечно, не был халдеем, а ассирийцем из Харрана , последней столицы Ассирии, и оказался последним коренным месопотамским царем Вавилона. Он и его сын, регент Валтасар , были свергнуты персами при Кире Великом в 539 году до нашей эры.
Когда Вавилонская империя была поглощена Персидской империей Ахеменидов , название «Халдей» потеряло свое значение в отношении определенной этнической принадлежности или земли, но какое-то время сохранялось как термин, исключительно и явно используемый для описания социального класса астрологов и астрономов. в южной Месопотамии. Первоначальное халдейское племя уже давно стало аккадизированным, приняв аккадскую культуру, религию, язык и обычаи, смешавшись с большинством коренного населения и в конечном итоге полностью исчезнув как отдельная раса людей, как это было в случае с другими предшествующими народами-мигрантами, такими как как амореи, касситы, сутеи и арамейцы Вавилонии.
Персы считали этот халдейский социальный класс мастерами чтения и письма и особенно сведущими во всех формах заклинаний , колдовства, колдовства и магических искусств. Они говорили об астрологах и астрономах как о халдеях , и в этом конкретном значении это слово используется в Книге Даниила (Дан., I, 4, II, 2 и след.) и у классических писателей, таких как Страбон .
Об исчезновении халдеев как этноса и Халдеи как земли свидетельствует тот факт, что персидские правители империи Ахеменидов (539–330 гг. до н. э.) не сохранили за собой провинцию под названием «Халдея», а также не относились к «халдеям». как раса людей в их письменных анналах. Это контрастирует с Ассирией, а также какое-то время с Вавилонией, где персы сохранили названия Ассирия и Вавилония как обозначения отдельных геополитических образований в пределах Империи Ахеменидов. В частности, что касается ассирийцев, записи Ахеменидов показывают, что ассирийцы занимали важные позиции в империи, особенно в отношении военной и гражданской администрации. [31]
Наследие
[ редактировать ]Термин «халдей» все еще использовался во времена Цицерона (106–43 до н.э.), спустя долгое время после исчезновения халдеев. В одной из своих речей он упомянул «халдейских астрологов », [32] и он неоднократно говорил о них в своем De Divinatione . [33] Другими классическими латинскими авторами, которые говорят о них как о выдающихся познаниях в астрономии и астрологии, являются Плиний Старший , Валерий Максим , Авл Геллий , Катон Старший , Лукреций и Ювенал . [34] Гораций в своей оде Carpe diem говорит о «вавилонских расчетах» ( Babylonii numeri ), гороскопах астрологов, с которыми консультировались относительно будущего. [35]
В поздней античности вариант арамейского языка, который использовался в некоторых книгах Библии, был ошибочно назван халдейским Иеронимом Стридонским . [21] Это неточное использование продолжалось на протяжении веков в Западной Европе , и оно все еще было обычным в девятнадцатом веке, пока ученые не исправили это неправильное употребление. Однако в западноазиатских , греческих и еврейских источниках термин для обозначения языка, на котором говорили в Месопотамии, обычно был «ассирийским», а позже также «сирийским». [22] Соответственно, в самых ранних зарегистрированных «западных» упоминаниях христиан на территории нынешнего Ирака и близлежащих стран слово «халдейский» используется по отношению к их языку. В 1220/1 Жак де Витри писал, что «они отрицали, что Мария была Богородицей , и утверждали, что Христос существовал в двух лицах. Они освящали квасной хлеб и использовали «халдейский» (сирийский) язык». [36] В пятнадцатом веке термин «халдеи» впервые был применен конкретно к ассирийцам, жившим на Кипре , вступившим в унию с Римом , и уже не просто по отношению к их языку, но и по названию новой церкви .
Влияние на ассирийскую идентичность
[ редактировать ]В настоящее время Халдея ассоциируется с ассирийским сепаратизмом через халдейских католиков и убеждением, что их происхождение происходит из южной Вавилонии. Хотя некоторые религиозные лидеры халдейской церкви и активисты на Западе выступают за отдельную идентичность, основанную на этом понятии, историки и международные организации обычно рассматривают ассирийцев и халдеев как одну этническую группу из-за генетических, лингвистических, географических и современных исторических особенностей. факторы. Однако в остальной части Месопотамии (особенно на севере) после падения Халдеи термин « ассирийский » и его производный сирийский оставался общим этническим термином для арамейскоязычных жителей. Они использовались самими людьми и их персидскими, армянскими, арабскими, греческими, грузинскими и курдскими соседями как до, так и после появления христианства в Ираке, северо-восточной Сирии, юго-восточной Турции и северо-западном Иране. Преемственность Ассирии в этих регионах хорошо документирована. [37] [38]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэйс 1878 , с. 372.
- ^ Ру 1992 , с. 281.
- ^ Нордхофф, Себастьян; Хаммарстрем, Харальд; Форкель, Роберт; Хаспельмат, Мартин, ред. (2013). «Западно-семитский». Глоттолог 2.2. Лейпциг: Институт эволюционной антропологии Макса Планка.
- ^ Jump up to: а б Болье, Поль-Ален (2018). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1405188999 .
- ^ Влардингербрук, HM (2014). «Месопотамия в греческих и библейских представлениях: особенности и искажения» (PDF) . Проверено 15 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Маккарди и Роджерс 1902 , стр. 661–662.
- ^ Миллер, Стивен (31 августа 1994 г.). Даниил: Экзегетическое и богословское толкование Священного Писания . Издательская группа B&H. п. 78. ИСБН 978-1-4336-7559-1 .
- ^ Стронг, Джеймс (2009). «Исчерпывающее согласование Библии» Стронга . Издательство Хендриксон. п. 1518. ИСБН 978-1-59856-378-8 .
- ^ Jump up to: а б ФРИДМАН, изд; Фридман, Дэвид Ноэль (2000). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 230. ИСБН 978-0-8028-2400-4 .
- ^ Гзелла, Хольгер. «Древний иврит» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Иосиф Флавий. Древности евреев . стр. Книга 1, раздел 143.
- ^ бит — это «дом» племенного знаменателя, Якин ( Иа-кин ) — предположительно имя короля Аравийского Приморья. Саргон упоминает Якини как имя Мардука-Баладана отца . Г.В. Бромили (редактор), Международная стандартная библейская энциклопедия (1995), стр. 325 .
- ^ Раймонд Филип Догерти, Морская земля Древней Аравии , издательство Йельского университета, 1932, 66 и далее.
- ^ ФРИДМАН, изд; Фридман, Дэвид Ноэль (2000). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 229. ИСБН 978-0-8028-2400-4 .
- ^ Тревор Брайс, Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: от раннего бронзового века до падения Персидской империи (2009), стр. 130 .
- ^ А. Лео Оппенгейм - Древняя Месопотамия
- ^ Ру 1992 .
- ^ Садок 2017 , с. 333.
- ^ А. Лео Оппенгейм, Древняя Месопотамия
- ^ Вандерхофт 2017 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Галлахер 2012 , с. 123-141.
- ^ Jump up to: а б Нёльдеке 1871 , с. 113-131.
- ^ Доресс, Жан (1986). Тайные книги египетских гностиков . Нью-Йорк: Книги MJF. п. 269. ИСБН 9781567312270 .
- ^ Кокс, Уэйд (2008). «Мистика. Глава 1: Распространение вавилонских тайн» . Издательство CCG . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Дидье, Джон К. (сентябрь 2009 г.). «На площади и за ее пределами: небо и сила веры в Древнем Китае и мире, ок. 4500 г. до н.э. – 200 г. н.э.» (PDF) . Китайско-платонические статьи . Пенсильванский университет .
- ^ Ру 1992 , с. 298.
- ^ АК Грейсон (1996). Ассирийские правители начала первого тысячелетия до н. э. II (858–745 до н. э.) (RIMA 3). Издательство Университета Торонто. стр. 31, 26–28. iv 6
- ^ Дверная фурнитура от Балаватских ворот, BM 124660.
- ^ Ран Садок (1984), ассирийцы в Халдее и ахеменяне в Вавилонии. Страница 2.
- ^ Ассирия 1995: Материалы 10-го юбилейного симпозиума проекта неоассирийского текстового корпуса / Хельсинки, 7–11 сентября 1995 г.
- ^ «Ассирийцы после Ассирии». Ниневия.com. 4 сентября 1999 года. Архивировано 14 июля 2011 года. Проверено 19 июня 2011 года.
- ^ «М. Туллий Цицерон, Луцию Мурене, глава 11» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ «Лакус Курций • Цицерон - О гадании: Книга I» . penelope.uchicago.edu
- ^ «Льюис и Шорт» . alatius.com .
- ^ Гораций, Оды 1.11
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 83.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 112.
- ^ Майкл Энгольд; Фрэнсис Маргарет Янг; К. Скотт Боуи (17 августа 2006 г.). Кембриджская история христианства: Том 5, Восточное христианство . Издательство Кембриджского университета. п. 527. ИСБН 978-0-521-81113-2 .
Источники
[ редактировать ]- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Бринкман, Джон А. (1977). «Заметки об арамейцах и халдеях в Южной Вавилонии в начале седьмого века до нашей эры» Orientalia . 46 (2): 304–325. JSTOR 43074768 .
- Девер, Уильям Г. (2002), Что знали библейские авторы и когда они это знали?: Что археология может рассказать нам о реальности Древнего Израиля , Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-2126-3
- Галлахер, Эдмон Л. (2012). Еврейское Писание в святоотеческой библейской теории: канон, язык, текст . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004228023 .
- Маккарди, Дж. Фредерик; Роджерс, Роберт В. (1902), «Халдея» , у Сингера, Исидор ; и др. (ред.), Еврейская энциклопедия , том. 3, Нью-Йорк: Funk & Wagnalls, стр. 661–662.
- Ленорман, Франсуа (1877), Халдейская магия: ее происхождение и развитие , Лондон: Сэмюэл Багстер и сыновья.
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011), Библейская история и прошлое Израиля , Эрдманс, ISBN 978-0-8028-6260-0
- Нёльдеке, Теодор (1871). «Названия арамейского народа и языка» . Журнал Немецкого восточного общества . 25 (1–2): 113–131. JSTOR 43366019 .
- Принс, Джон Дайнли (1911), , в Чисхолме, Хью (редактор), Британская энциклопедия , том. 5 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета, с. 804
- Ру, Жорж (27 августа 1992 г.). Древний Ирак . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0-14-193825-7 .
- Сэйс, Арчибальд Генри (1878), , Британская энциклопедия , том. 5 (9-е изд.), с. 182–194
- Сэйс, Арчибальд Генри (1878), , в Бейнсе, TS (редактор), Британская энциклопедия , том. 5 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, с. 372
- Вандерхофт, Дэвид С. (2017). «Изображения כשדים «халдеев» в иудейских пророчествах и историографии» . Теперь это произошло в те дни: исследования библейской, ассирийской и другой древней ближневосточной историографии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 171–182.
- Садок, Ран (2017). «Цилиндрическая надпись Ашшур-кетта-лешира II». В Баручи-Унне — Амитай; Форти, Това; Ахитув, Шмуэль; Эфал, Израиль; Тигай, Джеффри Х. (ред.). Теперь это произошло в те дни: исследования библейской, ассирийской и другой древней ближневосточной историографии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 309–340. ISBN 978-1575067612 .
- Рагозин, Зенаида А. (1886). Халдея с древнейших времен до возникновения Ассирии . Лондон: Анвин.
- Саггс, Генри В.Ф. (1996). «Халдеи в письмах Нимруда» . Венский журнал для познания Востока . 86 : 379–390. JSTOR 23864750 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Халдеей , на Викискладе?