Нисрох
Нисрох ( иврит : נִסְרֹךְ , Nīsrōḵ ; койне греческий : Νεσεραχ ; латынь : Несрох ) был, согласно еврейской Библии , богом Ассирии царь Сеннахирим , в храме которого поклонялся , когда он был убит своими сыновьями Адрамелехом и Шарезером ( 4 Царств 19). :37 , Исаия 37:38 ). [1] [2] [3] [4] [5]
Название « Нимрод », скорее всего, является ошибкой переписчика. [2] [3] [4] [5] Эта гипотетическая ошибка возникла бы в результате еврейской буквы מ ( мем замены ) на ס ( самех ), а буквы ד ( далет ) — на ך ( каф ). [2] [4] (נסרך от נמרד) Из-за очевидного визуального сходства используемых букв и того факта, что ни одно ассирийское божество по имени «Нисрох» никогда не было засвидетельствовано, большинство ученых считают эту ошибку наиболее вероятным объяснением имени. [2] [4] [5] [6]
Это имя неизвестно в месопотамских источниках, но предварительно идентифицировано как бог земледелия. [7] Если «Нисрох» — это Нинурта , то это делает храм Нинурты в Калху наиболее вероятным местом убийства Сеннахирима. [6] Другие ученые пытались идентифицировать Нисроха как Нуску , ассирийского бога огня. [1] Ганс Вильдбергер отвергает все предложенные идентификации как лингвистически неправдоподобные. [1]
Талмудическая легенда
[ редактировать ]В Талмуде говорится, что «Нисрох» происходит от еврейского слова «несер». Несер — это имя, данное деревянной доске, обнаруженной Сеннахиримом по возвращении в Ассирию из кампании в Иудее. Мудрецы пишут, что эта доска изначально была частью Ноева ковчега , и что Сеннахирим поклонялся ей как идолу . Таким образом, можно было бы сделать вывод, что именно этому идолу поклонялся Сеннахирим, когда он был убит двумя своими сыновьями. [8]
Нисрох как демон
[ редактировать ]В шестнадцатом веке Нисроха стали считать демоном . [9] [10] [11] Голландский демонолог Иоганн Вейер перечислил Нисроха в своей «Pseudomonarchia Daemonum» (1577) как «главного повара» Ада . [10] Нисрох появляется в книге VI Джона Мильтона эпической поэмы «Потерянный рай» (впервые опубликованной в 1667 году) как один из сатаны . демонов [11] [9] Нисрох, которого описывают как хмурого и носящего побитые доспехи, [11] ставит под сомнение аргумент сатаны о том, что борьба между ангелами и демонами равна, возражая, что они, как демоны, могут чувствовать боль, которая сломит их моральный дух. [11] По мнению ученого Милтона Роя Фланнагана, Милтон, возможно, решил изобразить Нисроха робким, потому что он сверился со словарем иврита К. Стефана, который определил имя «Нисрох» как «Бегство» или «Нежное искушение». [11]
В 1840-х годах британский археолог Остин Генри Лейард многочисленные каменные резные изображения крылатых орлиных гениев обнаружил в Калху . [2] [3] Вспомнив библейскую историю об убийстве Сеннахирима, Лейард ошибочно определил этих фигур как «Нисрохов». [2] [3] Такие резные фигурки продолжали называться «Нисрохами» в популярной литературе на протяжении оставшейся части девятнадцатого века. [2] [3] В Эдит Несбит классическом детском романе 1906 года «История амулета » главные герои-ребенки вызывают орлиноголового «Нисроха», чтобы тот вел их. [2] Нисрох открывает портал и советует им: «Идите вперед без страха» и спрашивает: «Есть ли что-нибудь еще, что Слуга Великого Имени может сделать для тех, кто произносит это имя?» [2] Некоторые современные работы по истории искусства до сих пор повторяют старую ошибочную идентификацию: [3] но ближневосточные ученые теперь обычно называют фигуру «Нисроха» «грифоном-демоном». [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вильдбергер 2002 , с. 405.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Робсон 2015 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Черное и зеленое 1992 , с. 143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д ван дер Тоорн, Бекинг и ван дер Хорст 1999 , с. 628.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уайзман 1979 , с. 337.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Галлахер 1999 , с. 252.
- ^ Жорж Ру - Древний Ирак
- ^ Реувен Хаим Кляйн (2018). Бог против богов: иудаизм в эпоху идолопоклонства . Мозаика Пресс. стр. 348–350. ISBN 978-1946351463 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бансон 1996 , с. 199.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рипли и Дана 1883 , стр. 794–795.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Милтон и Фланнаган 1998 , с. 521.
Библиография
[ редактировать ]- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , Остин, Техас: University of Texas Press, ISBN 0714117056
- Бансон, Мэтью (1996), Ангелы от А до Я: Кто есть кто из Небесного воинства , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Three Rivers Press, ISBN 0-517-88537-9
- Галлахер, Уильям Р. (1999), «Поход Сеннахирима на Иуду: новые исследования» , Исследования по истории древнего Ближнего Востока , Лейден, Нидерланды, Кёльн, Германия, и Бостон, Массачусетс: Брилл, ISBN 90-04-11537-4 , ISSN 0169-9024
- Милтон, Джон; Фланнаган, Рой (1998), Риверсайд Милтон , Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin, ISBN 978-0-395-80999-0
- Рипли, Джордж; Дана, Чарльз А. (1883), «Демонология» , Американская циклопедия: Популярный словарь общих знаний , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания
- Робсон, Элеонора (2015), «Нинурта, бог победы» , Нимруд: Существенность ассирийского производства знаний , Открытый богато аннотированный клинописный корпус, Академия высшего образования Великобритании
- ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер Виллем (1999), Словарь божеств и демонов в Библии (второе изд.), Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательская компания Уильяма Б. Эрдмана, ISBN 0-8028-2491-9
- Вильдбергер, Ганс (2002), Исаия 28–39: континентальный комментарий , Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press, ISBN 0-8006-9510-0
- Уайзман, ди-джей (1979) [1915], «Ассирия» , в Бромили, Джеффри В.; Харрисон, Эверетт Ф.; Харрисон, Роланд К.; ЛаСор, Уильям Сэнфорд; Смит, Эдгар В. младший (ред.), Международная стандартная библейская энциклопедия , том. 1: AD, Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательская компания Б. Эрдманс, ISBN 0-8028-3781-6