Драматический
Адрамелех / ə ˈ d r æ m ə ˌ l ɛ k / ( библейский иврит : אַדְרַמֶּלֶךְ , латинизировано: ʾAḏrammeleḵ ; Koinē греческий : Ἀδραμέλεχ Adramélekh ) — древний семитский бог, кратко упомянутый по имени в Книге Царств , где он описан как бог « Сепарваимов ». Сепарваим (слово, грамматически двойственное ) обычно, но не обязательно, отождествляется с городами-побратимами Сиппар Яхрурум и Сиппар Амнанум на берегах Евфрата , к северу от Вавилона . [ 1 ] [ 2 ] Имя Адрамелех, вероятно, переводится как «Великолепный царь».
Неродственный человек по имени Адрамелех описан в еврейских писаниях как сын и убийца Сеннахирима , царя Ассирии , во 4 Царств 19:37 и Исаии 37:38 . он был известен На аккадском языке как Арда-Мулиссу и был мятежным сыном Сеннахирима. [ 3 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Библейский рассказ
[ редактировать ]Во 2 Царств 17:31 сообщается: «Сепарвитяне сожгли своих детей в огне в жертву Адрамелеху и Анаммелеху , богам Сепарваимским» ( NIV ). Сепарвиты даны как народ, переселенный ассирийцами в Самарию . Адрамелех и бог Анаммелех (о котором также мало что известно), по-видимому, снова упоминаются во 2 Царств 18:34 : «Где боги Емафа и Арпада ? Где боги Сепарваима, Гена и Ивва? Спасли ли они Самарию? из моей руки?» (НИВ). Исаия 36:19 содержит почти идентичный отрывок.
Интерпретация
[ редактировать ]По мнению А. Р. Милларда , Саула Олиана и других, Адрамелех, вероятно, представляет собой оригинального *' Addîr-meleḵ , «величественного царя» или «величественный есть царь». [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Родственное «Аддир-молоко» , наряду с аналогичными «Милк-аддир» (с перевернутыми морфемами ) и Баал-аддир» («величественный хозяин» или «величественный Ваал»), записано в древних семитских источниках как эпитет Ваала « , или баала. [ 1 ] [ 5 ]
Адрамелех обычно понимается как спутник Анаммелеха из-за их связи во 2 Царств 17, сходства их имен и сходства их поклонения через жертвоприношение детей. [ 1 ]
До отождествления с эпиграфическим «Аддир-молоком» предпринимались различные попытки (которые в целом отвергались) интерпретировать происхождение имени Адрамелех . [ 1 ] [ 6 ]
Реконструированная форма *Адар-малик (или вариант *Адру-малку ) когда-то была почти повсеместно принята в качестве исходной аккадской формы имени. [ 7 ] Например, Эберхард Шрейдер писал в 1885 году:
« Адрамелех означает «Адар — князь». Оно […] произносилось по-ассирийски Адар-малик ( Ассир.-Вавилон. Keilinsch. , избранные имена собственные № 33а, стр. 140). [...] И Адар, и Ану, Анув — очень часто упоминаемые божества Ассирии. Адар, первоначально произносимый как А-тар, — слово аккадского происхождения и означает «отец решения». Оно похоже на Нам-тара (буквально). «решение, судьба, пункт назначения», а также имя «чумного бога»). [ 8 ]
Питер Йенсен в конце девятнадцатого века предположил, что אדרמלך ( ʾAḏrammeleḵ , «Адраммелех») было ошибкой рукописи для *אדדמלך ( *ʾĂḏaḏmeleḵ , «*Ададмелех»), из-за типографского сходства ר ( р ) и ד ( d ), что, по мнению Дженсена, было вариантом незаписанного *חֲדַדמֶּלֶךְ ( *Ḥăḏaḏmeleḵ , «Царь Хадад» или «Хадад — царь»), таким образом отождествляя Адрамелеха с ханаанским богом Хададом . [ 1 ] [ 9 ] Адад Фактически записан как вариант Хадада ; [ 10 ] но Миллард пишет: «Если бы сепарвиты были арамейского или финикийского происхождения, очень маловероятно, чтобы имя их бога потеряло свою начальную букву «h» , если только еврейские авторы «Царств» не скопировали информацию из клинописного текста на вавилонском языке, который не выражать этого». [ 1 ]
На рубеже веков Уильям Масс-Арнолт предположил, что Aḏrammeleḵ может представлять собой его собственную реконструированную аккадскую *Atra-malik , сравнив форму с именами Atra-ḫasis и *(A)tar-ilu , написав: « Атра-малик будет вероятно, урожайность Адмирал ». [ 6 ]
В Талмуде
[ редактировать ]Талмуд учит (Санх. 63б), что Адрамелех был идолом сепарваимов в форме осла. Об этом следует судить по его имени, состоящему из אדר "нести" (ср. сир. Адри и מלך «король». Эти язычники поклонялись как Богу тому же животному, которое несло их ношу (Sanh. lc; см. также объяснение Раши этого отрывка, который интерпретирует אדר «различать», «носить»). Еще одно объяснение имени приписывает богу форму павлина и происходит от слов адар («великолепный») и мелек («царь»); Да. 'Аб. Зара, iii. 42д. [ 2 ]
Демонология
[ редактировать ]
традициях считается демоном Как и многие языческие боги, Адрамелех в некоторых иудео-христианских . Так он появляется в Мильтона «Потерянном рае» , где он — падший ангел , который вместе с Асмодеем побеждён Уриэлем и Рафаэлем . Согласно Коллена де Планси книге по демонологии Адрамелех «Адский словарь» стал президентом Сената , демонов. Он также является ада и гардероба сатаны надсмотрщиком канцлером . [ 11 ] Обычно его изображают с человеческим туловищем, головой мула, хвостом павлина и конечностями мула или павлина . В Ars Goetia он был известен как Андреальф .
В художественной литературе
[ редактировать ]Описание поэта Адрамелеха ( «Адрамелех по-гречески Роберта Сильверберга ») можно найти в рассказе «Басилеус». Его описывают как «врага Бога , более великого в амбициях, коварстве и озорстве, чем сатана. Изверг более жестокий и более глубокий лицемер».
Попытка вызвать Адрамелеха (везде пишется Адрамелех ) занимает центральное место в сюжете романа ужасов Грэма Мастертона 1978 года «Дьяволы дня Д».
См. также
[ редактировать ]- Анаммелех
- Ваал
- Христианские демоны в популярной культуре
- Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Миллард, Арканзас (1999). «Адрамелех». У Карела ван дер Торна ; Боб Бекинг; Питер В. ван дер Хорст (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., стр. 10–11. ISBN 0-8028-2491-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Гинзберг, Луи ; и Джон Дайнли Принс (1906). «Адрамелех». У Исидора Зингера (ред.). Еврейская энциклопедия .
- ^ Гёста Вернер Альстрем (1993). История Древней Палестины . Крепость Пресс. п. 716. ИСБН 978-0-8006-2770-6 .
- ^ Уолтон, Джон Х .; Виктор Х. Мэтьюз ; Марк В. Чавалас (2000). Библейский справочный комментарий IVP . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP Academic . стр. 404–405. ISBN 978-0-8308-1419-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Олиан, Саул (1988). Ашера и культ Яхве в Израиле . Ученые Пресс. п. 68. ИСБН 1-555-40253-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Масс-Арнольт, Уильям (1900). «Амос V. 26 (21–27)» . Экспозитор . 6.II : 423 (сноска).
- ^
- Браун, Фрэнсис (1883). Обзор: Клинописные надписи и Ветхий Завет (Эберхард Шрейдер) . п. 341.
- Браун, Роберт (1882). О немецком астрономо-астрологическом рукописи и о происхождении знаков зодиака . Лондон: Дж. Б. Николс и сыновья. п. 11 (сноска).
- Доббинс, Фрэнк С. (1883). Цепи ошибок: как выкованы и сломаны . Нью-Йорк: Стандартное издательство. п. 130.
- Дункер, Макс (1877). История античности . Том. I. Перевод Эвелин Эбботт. Лондон: Ричард Бентли и сын. п. 267.
- ^ Шредер, Эберхард (1885). Клинописные надписи и Ветхий Завет . Том. I. Перевод Оуэна К. Уайтхауса. Лондон: Уильямс и Норгейт. п. 276. ИСБН 9780790502304 .
- ^ Дженсен, Питер (1890). Космология , стр. 757 (сноска).
- ^ אֲדַד в Библии Blue Letter : «Вероятно, это орфографический вариант слова Острый ."
- ^ де Планси, Дж. Коллин (2015). Адский словарь Deluxe Edition . Дом Абракакса. п. 764. ИСБН 978-0997074512 .