Периодически
32 ° 32'11 "N 44 ° 25'15" E / 32,53639 ° N 44,42083 ° E Этеменанки ( шумерский : 𒂍 𒋼𒀭𒆠 , латинизированный: É.TEMEN.AN.KI , букв. «Храм основания неба и земли») — зиккурат, посвященный месопотамскому богу Мардуку в древнем городе Вавилон . Сейчас он существует только в руинах, расположенных примерно в 90 километрах (56 миль) к югу от Багдада, Ирак . Многие ученые считают Этеменанки вероятным источником вдохновения для библейской истории о Вавилонской башне . [1] [2]
Строительство
[ редактировать ]Неясно, когда Этеменанки были построены. Эндрю Р. Джордж говорит, что он был построен где-то между 14 и 9 веками до нашей эры. Он рассуждает следующим образом:
Ссылка на зиккуррат в Вавилоне в «Эпосе о сотворении мира» ( Энума Элиш · VI 63: Джордж 1992: 301–2) является более веским свидетельством, ... поскольку сохранившаяся среднеассирийская часть этой поэмы доказывает давно существовавшую теорию о том, что оно существовало уже во втором тысячелетии до нашей эры. Нет никаких оснований сомневаться в том, что этим зиккурратом, описываемым как зиккуррат апси элита , «верхний зиккуррат апсу», был [Этеменанки]. [3]
Вавилон был разрушен в 689 году до нашей эры Сеннахиримом , который утверждает, что уничтожил Этеменанки. На восстановление города ушло 88 лет; работы были начаты ассирийским царем Асархаддоном и продолжены при Набопаласаре, за которым последовал его сын Навуходоносор II , который восстановил зиккурат. Центральной достопримечательностью города был храм Мардука ( Эсагила ), с которым был связан зиккурат Этеменанки.
Феноллос и др. отметим, что «Вавилонская башня» не была построена в один момент, а скорее стала результатом сложной истории последовательных построек, разрушений и реконструкций. Ее возникновение восходит ко времени правления Хаммурапи и продолжается по сей день с его неизбежное и окончательное разрушение». (Перевод с итальянского). [4] «Башня», как говорится в древних источниках, относится к памятнику, каким он появился в нововавилонский период.
Описания
[ редактировать ]
Неовавилонская царская надпись Навуходоносора II на стеле из Вавилона , которая, как утверждается, была найдена при раскопках 1917 года Робертом Колдеви . [5] и сомнительной достоверности, гласит: «Этеменанки [6] Зиккурат Бабибли [Зиккурат Вавилонский] Я сделал его, чудо людей мира, Я поднял его вершину до неба, сделал двери для ворот и покрыл его битумом и кирпичами». , показывающий его высокие первые ступени с парными лестничными маршами, пять дальнейших ступенчатых ступеней и храм, который венчал сооружение. Также показан план этажа, изображающий укрепленные внешние стены и внутренние помещения, окружающие центральную целлу .
Фундаментные цилиндры с надписями из Набопаласара были найдены в 1880-х годах, сохранились два, на одном из которых написано: [3]
В то время мой господин Мардук рассказал мне об Э-темен-анки, вавилонском зиккуррате, который до моего времени был (уже) очень слабым и сильно прогнутым, чтобы прижать его нижнюю часть к груди преисподней, чтобы сделать его топ соперничает с небесами. Я вылепил мотыги, лопаты и формы для кирпичей из слоновой кости, черного дерева и дерева мусукканну и передал их в руки огромной рабочей силе, набранной с моей земли. Я заставил их слепить бесчисленное количество глиняных кирпичей и обожженных кирпичей, похожих на бесчисленные капли дождя. Я заставил реку Арахту нести асфальт и битум, словно могучий поток. Благодаря проницательности Эа, интеллекту Мардука, мудрости Набу и Ниссабы, благодаря огромному разуму, которым позволил мне обладать бог, создавший меня, я обдумывал свой великий интеллект, я поручил мудрейшим экспертам и Геодезист установил размеры по правилу двенадцати локтей. Мастера-строители натянули мерные шнуры, определили границы. Я искал подтверждения, советуясь с Самасом, Ададом и Мардуком, и всякий раз, когда мой разум размышлял (и) я размышлял (неуверенный в) измерениях, великие боги открывали мне (истину) посредством процедуры (оракулярного) подтверждения. С помощью искусства экзорцизма, мудрости Эа и Мардука я очистил это место и укрепил его фундамент на древнем основании. В его основание я положил золото, серебро, драгоценные камни гор и моря. Под кирпичную кладку я положил груды блестящих сапсу , душистое масло, ароматические вещества и красная земля. Я сделал изображения моего царского образа с корзиной для земли и расположил их по-разному на платформе фундамента. Я склонил шею моему господину Мардуку. Я свернул свою одежду, свое царское одеяние и нес на голове кирпичи и землю (то есть сырцовые кирпичи). У меня были корзины с землей, сделанные из золота и серебра, и я заставил Навуходоносора, моего первенца, возлюбленного моего сердца, нести вместе с моими работниками землю, смешанную с вином, маслом и смолой. Я заставил Набусумилисира, его брата, мальчика, потомка моего тела, моего любимого младшего сына, взять в руки мотыгу и лопату. Я обременил его корзиной с золотом и серебром и подарил его моему господину Мардуку. В радости и ликовании я построил здание, копию Э-Сарры, и поднял его вершину на высоту горы. Для моего господина Мардука я сделал его объектом, достойным удивления, как это было в прежние времена.
В 2011 году ученые обнаружили в коллекции Шойена старейшее известное изображение Этеменанки. [7] Вырезанная на черном камне стела Вавилонской башни , как известно, датируется 604–562 гг. до н. э., временем Навуходоносора II. [7]

Этеменанки описаны на клинописной табличке из Урука 229 г. до н.э., копии более древнего текста (сейчас находится в Лувре , Париж и называется табличкой «Эсагила»). [8] В переводе ассириолога Джорджа Смита в 1876 году высота башни указана как семь стоек (91 метр) с квадратным основанием по 91 метр с каждой стороны. Эта конструкция из сырцового кирпича была подтверждена раскопками, проведенными Робертом Колдеви после 1913 года. Большая лестница была обнаружена на южной стороне здания, где тройные ворота соединяли его с Эсагилой . Более крупные ворота на востоке соединяли Этеменанки со священной дорогой процессии (ныне реконструированной в Пергамском музее в Берлине).
До первого перевода таблички «Эсагила» подробности вавилонского зиккурата были известны только от древнегреческого историка Геродота , который в середине V века до нашей эры писал: [9]
Центр каждой части города занимала крепость. В одном стоял царский дворец, окруженный стеной огромной силы и размера; в другом - священное место Юпитера [Зевса] Бела , квадратное ограждение длиной в два фарлонга [402 м] в каждую сторону, с воротами из массива латунь; который также остался в моем времени. Посреди участка стояла башня из массивной кладки длиной и шириной в фарлонг [201 м], на которой возвышалась вторая башня, на ней третья, и так до восьми. Подъем на вершину осуществляется снаружи, по тропе, огибающей все башни. Пройдя примерно половину пути, можно найти место для отдыха и сиденья, где люди могут посидеть некоторое время по пути к вершине. На самой верхней башне находится просторный храм, а внутри храма стоит ложе необычных размеров, богато украшенное, с золотым столом рядом с ним. На этом месте нет никакой статуи, и по ночам в комнате не живет никто, кроме одной туземки, которая, как утверждают халдеи [то есть вавилоняне], жрецы этого бога, избрана для себя божеством из всех женщин земли.
эта Башня Юпитера Белуса Считается, что относится к аккадскому богу Белу , имя которого было эллинизировано Геродотом в Зевс Белус . Вполне вероятно, что оно соответствует Этеменанки. Однако Геродот не говорит, что он посетил Вавилон или зиккурат; учетная запись содержит множество неточностей и, скорее всего, является бывшей в употреблении. [3]
Окончательный снос
[ редактировать ]В 331 году до нашей эры Александр Македонский захватил Вавилон и приказал отремонтировать Этеменанки. Когда Александр вернулся в древний город в 323 г. до н.э., он отметил, что прогресса не было, и приказал своей армии снести все здание, чтобы подготовить окончательную реконструкцию. [10] Однако его смерть помешала реконструкции. [11] В Вавилонских хрониках и астрономических дневниках зафиксировано несколько попыток восстановить Этеменанки, которым всегда предшествовало удаление последних обломков первоначального зиккурата. В « Руинах Эсагилы» упоминается, что Селевкидов наследный принц Антиох I решил восстановить его и при подготовке принес жертву. Однако там он споткнулся о завалы и упал. Затем он в гневе приказал своим погонщикам слонов уничтожить последние останки. [12] Более поздних упоминаний об Этеменанках в древности нет.
Современные гипотезы относительно высоты
[ редактировать ]Современные ученые оспаривают утверждение древнего вавилонского источника (табличка «Эсагила») о том, что рост Этеменанки был 91 метр.
[Современная] интерпретация текста Эсагила поднимает серьезную техническую проблему: чрезмерная высота первых двух террас зиккурата и общая высота здания противоречат законам статики и прочности на сжатие такого материала, как сырцовый кирпич». (Перевод с итальянского). [4]
Даже если допустить изменение конструкции шестиуровневой террасной конструкции, на такой высоте сжимающее напряжение конструкции будет где-то в два-три раза больше, чем у сопоставимых конструкций того же периода времени. Феноллос и др. предполагают, что, если предположить, что в сооружении действительно использовалась конструкция шестиуровневой террасы, как это изображено на стеле Вавилонской башни, зиккурат, вероятно, был около 54 метров в высоту. Храм наверху увеличился еще на 12 метров, общая высота составила 66 метров. [4]
В популярной культуре
[ редактировать ]В пакете «Португалия» видеоигры Civilization VI Этеменанки был представлен как одно из чудес игры. [13]
В Lucasarts компьютерной видеоигре «Индиана Джонс и адская машина » Этеменанки является ключевым местом, которое, как выяснилось в конечном итоге, было одновременно библейской Вавилонской башней и храмом бога Мардука .
Галерея изображений
[ редактировать ]- Модель в Пергамском музее в Берлине.
- Остатки фундамента
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Харрис, Стивен Л. (2002). Понимание Библии . МакГроу-Хилл . стр. 50–51. ISBN 9780767429160 .
- ^ Стрек, Майкл П. (2006). «Город, радостями которого невозможно нарадоваться». Тогда (на немецком языке). Том Специальный том. стр. 11–28.
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж, Эндрю (2007) «Вавилонская башня: археология, история и клинописные тексты» Archiv für Orientforschung , 51 (2005/2006). стр. 75–95. PDF-документ .
- ^ Перейти обратно: а б с Феноллос, Хуан Луис; Вегас, Фернандо; Милето, Камилла (январь 2005 г.). « Этеменанки: новые ipotesi di ricotruzione dello ziggurat Навуходоносора II в городе Вавилоне » . (PDF) . ISIMU: Revista sobre Oriente Próximo y Egipto en la antigüedad : 201–216 . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Колдевей опознал Этеменанки в ноябре 1900 года; превратности археологического предприятия, в ходе которого огромная масса обломков, покрывавших его, была сгребена, а валы и туннели пробиты, были обобщены в Фридрихе Ветцеле и Ф.Х. Вайсбахе, Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki (Leipzig) 1938; самая последняя монография - Ханс-Йорг Шмид, Der Tempelturm Etemenanki in Babylon (Mainz) 1995.
- ^ Дом, основание неба и земли». Стела была разбита в древности на три части, две из которых воссоединены в коллекции Шойена, MS 2063.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж, Арканзас (2011). «Стела Навуходоносора II» . В Джордже, Арканзас (ред.). Клинописные королевские надписи и родственные им тексты в коллекции Шойена . CDL Пресс. стр. 153–169. ISBN 978-1-934309-33-9 .
- ^ Клэр, Изелин. «Таблетка «Эсагила»» . Лувр . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ Геродот, Истории 1.181.
- ^ Диодор Сицилийский , 2.9.9; Страбон , География , 16.1.5.
- ^ Р. Дж. ван дер Спек, «Дарий III, Александр Великий и вавилонская наука» в: История Ахеменидов XIII (Лейден, 2003), 289–346.
- ^ Берт ван дер Спек (2004). «БЧП 6 (Руины Эсагилы Хроника)» . Ливиус.орг . Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ « Последнее DLC Civilization VI для New Frontier Pass, в котором представлены зомби» . мне .
Ссылки
[ редактировать ]- А.Р. Джордж, «Э-сангил и Э-темэн-анки, Архетипический культовый центр?» в: Дж. Ренгер, Вавилон: фокус истории Месопотамии, колыбель ранней науки, миф в современности (1999, Саарбрюккен)
- Ханс-Йорг Шмид, Башня храма Этеменанки в Вавилоне (1995, Майнц) ISBN 3-8053-1610-0
- Стела Вавилонской башни, коллекция Шойен
- Джона Лендеринг (2003). «Этеменанки («Вавилонская башня»)» . Ливиус.орг . Проверено 23 мая 2017 г.
- Феноллос, Хуан Луис и Вегас, Фернандо и Милето, Камилла. (2005). Этеменанки: новые ипотеки рикотрузии зиккурата Навуходоносора II в городе Вавилоне. ISIMU: Revista sobre Oriente Próximo y Egipto en la antigüedad 8 (2005): 201–216.
