Книга Ездры
![]() | |||||
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Ездры — это книга еврейской Библии , которая раньше включала Книгу Неемии в одну книгу, обычно известную в науке как Ездра-Неемия . Эти двое разошлись с появлением первых печатных раввинских библий начала 16 века, следуя латинско-христианской традиции позднего средневековья. [1] Написанная на иврите и арамейском языках, ее тема — « Возвращение в Сион после окончания вавилонского плена ». Вместе с Книгой Неемии она представляет собой последнюю главу исторического повествования еврейской Библии. [2]
Книга Ездры разделена на две части: первая повествует о первом возвращении изгнанников в первый год правления Кира Великого (538 г. до н.э.) и о завершении и освящении нового Храма в Иерусалиме в шестой год правления Дария I. (515 г. до н.э.); второе повествование о последующей миссии Ездры в Иерусалим и его борьбе за очищение евреев от браков с неевреями.
В повторяющемся повествовании книги Бог Израиля трижды вдохновляет царя Персии поручить лидеру из числа евреев выполнить миссию: первый раз – восстановить Храм, второй – очистить еврейскую общину, а третий – запечатать святой город стеной. Эта третья миссия, миссия Неемии , не является частью Книги Ездры. Богословская программа книги объясняет многие проблемы, возникающие в ее хронологической структуре. [3] Вероятно, в своей самой ранней версии он появился около 399 г. до н. э. и продолжал пересматриваться и редактироваться в течение нескольких столетий, прежде чем был принят в качестве библейского текста в раннехристианскую эпоху. [4]
Резюме [ править ]
Книга Ездры состоит из десяти глав: главы 1–6 , охватывающие период от Кира Великого до посвящения Второго Храма , рассказаны от третьего лица. Главы 7–10, посвященные миссии Ездры, рассказываются преимущественно от первого лица. Книга содержит несколько документов, представленных в виде исторических включений, написанных на арамейском языке , а окружающий их текст написан на иврите (1:2–4, 4:8–16, 4:17–22, 5:7–17, 6:3–5). , 6:6–12, 7:12–26) [5]
- Главы 1–6 (документы, включенные в текст, выделены курсивом)
- 1. Указ Кира, первая версия : Кир , вдохновленный Богом, возвращает сосуды Храма Шешбацару , «князю Иуды », и приказывает израильтянам вернуться с ним в Иерусалим и восстановить Храм.
- 2. 42 360 изгнанников со слугами-мужчинами, служанками и «поющими мужчинами и женщинами» возвращаются из Вавилона в Иерусалим и Иудею под предводительством Зоровавеля и Первосвященника Иешуа .
- 3. Первосвященник Иешуа и Зоровавель строят жертвенник и празднуют Праздник кущей . На второй год закладывается фундамент Храма, и с великой радостью происходит его посвящение.

- 4. Письмо самаритян и Вениамина » Артаксерксу и ответ Артаксеркса : «Враги Иуды предлагают помочь с восстановлением, но получают отказ; затем они пытаются расстроить строителей «вплоть до правления Дария». Чиновники Самарии пишут царю Артаксерксу, предупреждая его, что Иерусалим восстанавливается, и царь приказывает остановить работы. «Таким образом работа над домом Божьим в Иерусалиме остановилась до второго года правления Дария, царя Персидского».
- 5. Письмо Таттеная Дарию : По наставлениям пророков Аггея и Захарии Зоровавель и Иисус Навин возобновляют строительство Храма. Таттенай , сатрап Иуды и Самарии , пишет Дарию, предупреждая его, что Иерусалим восстанавливается, и советует провести поиск в архивах, чтобы обнаружить указ Кира.
- 6. Указ Кира, вторая версия, и указ Дария : Дарий находит указ, предписывает Таттенаю не мешать евреям в их работе, освобождает их от дани и снабжает всем необходимым для приношений. Храм завершается в месяц Адар, в шестой год Дария, и израильтяне собираются, чтобы отпраздновать его завершение.
- Главы 7–10
- 7. Письмо Артаксеркса Ездре (рескрипт Артаксеркса) : Бог побудил царя Артаксеркса поручить Ездре «расследовать Иудею и Иерусалим относительно Закона Бога твоего» и «назначить магистратов и судей, чтобы вершить правосудие над всеми жители Заевфрата — все, кто знает законы вашего Бога». Артаксеркс дает Эзре много золота и приказывает всем персидским чиновникам помочь ему.

- 8. Ездра собирает большое количество репатриантов, а также много золота, серебра и драгоценных сосудов для Храма и разбивает лагерь у канала за пределами Вавилона. Там он обнаруживает, что у него нет левитов, и отправляет послов собрать их. Затем изгнанники возвращаются в Иерусалим, где раздают золото и серебро и приносят жертвы Богу.
- 9. Эзре сообщают, что некоторые из евреев, уже находящихся в Иерусалиме, женились на нееврейских женщинах. Ездра потрясен этим доказательством греха и молится Богу: «О Боже Израиля, Ты праведен! Мы остались в этот день как остаток. Здесь мы находимся перед Тобой в нашей вине, хотя из-за этого ни один из нас может стоять в твоем присутствии».
- 10. Несмотря на сопротивление некоторых из них, израильтяне собирают и отсылают своих иностранных жен и детей.
Историческая справка [ править ]
В начале VI века до нашей эры Иудейское царство восстало против Нововавилонской империи и было разрушено. В результате царский двор, священники, пророки и книжники были взяты в плен в город Вавилон . Там произошла глубокая интеллектуальная революция, изгнанники обвиняли свою судьбу в непослушании своему Богу и с нетерпением ждали будущего, когда он позволит очищенным людям вернуться в Иерусалим и восстановить Храм в Иерусалиме . В тот же период произошел быстрый подъем Персии, ранее незначительного царства на территории современного южного Ирана, до позиции великой державы , а в 539 г. до н. э. Кир II , персидский правитель, завоевал Вавилон. [6]
Трудно описать партии и политику Иудеи в этот период из-за отсутствия исторических источников, но, похоже, в них участвовали три важные группы: вернувшиеся из изгнания, которые требовали восстановления при поддержке Кира II ; «противники Иуды и Вениамина»; и третья группа, «народы земли», которые, судя по всему, представляют собой местную оппозицию репатриантам, строящим Храм в Иерусалиме.
Следующая таблица представляет собой путеводитель по основным событиям в регионе в период, описанный в Книге Ездры:
Король Персии [7] | Царствование (БК) | Основные события [8] | Корреляция с Ездрой-Неемией [9] |
---|---|---|---|
Кир II | 550[?]–530 | 539 г. до н.э. Падение Вавилона. | Приказ евреям восстановить Храм и первое возвращение изгнанников в Иерусалим (считается произошедшим в 538 году, поскольку Вавилон пал в октябре 539 года) |
Камбиз | 530–522 | 525 Завоевание Египта | |
Дарий I | 522–486 | Занимает трон в 520/519 году после борьбы с различными соперниками; неудавшееся карательное вторжение в Грецию | 515 Храм перестроен . |
Ксеркс | 486–465 | Неудачная попытка завоевать Грецию ; начало борьбы с греками за контроль над восточным Средиземноморьем | Согласно Ездре 4:6 , Ксеркс (библейский Артаксеркс ) получал жалобы от самаритян на жителей Йехуда в контексте вражды между двумя группами. |
Артаксеркс I | 465–424 | 460–456 Успешное подавление поддерживаемого греками восстания в Египте. 449 Восстание Мегабиза , правителя территории, включавшей Иудею. | В настоящее время наиболее широко распространенный период прибытия Ездры «в седьмой год Артаксеркса». Второе возвращение изгнанников в Иерусалим (в 458 году, если царем является Артаксеркс I, или в 428 году, если год считается его тридцать седьмым, а не седьмым) 445–433 Миссия Неемии (возвращение перед смертью Артаксеркса) |
Дарий II | 423–404 | (Альтернатива) Храм перестроен . | |
Артаксеркс II | 404–358 | 401 Египет восстанавливает независимость. | (Альтернативный) период прибытия Ездры и второго возвращения изгнанников в Иерусалим (в 398 году, если царем является Артаксеркс II) |
Артаксеркс III | 358–338 | Египет отвоевал | |
Дарий III | 336–330 | Империя Ахеменидов, завоеванная Александром Македонским. |
Тексты [ править ]
Ездра-Неемия [ править ]
Книги Ктувим |
---|
Три поэтические книги |
Пять Мегилот (Свитки) |
Другие книги |
Еврейская Библия |
Единственная еврейская книга «Ездра-Неемия » под названием «Ездра» была переведена на греческий язык примерно в середине II века до нашей эры. [10] Септуагинта соответственно называет Ездру Б Ездрой-Неемией , а Ездру А — 1 Ездрой . Это употребление отмечено ранним христианским ученым Оригеном , который заметил, что еврейскую «книгу Ездры» можно было бы тогда считать «двойной» книгой. [1]
Иероним , писавший в начале V века, отмечал, что это дублирование с тех пор было принято греческими и латинскими христианами. Сам Иероним отверг дублирование в своем переводе Вульгаты Библии на латынь с иврита. Следовательно, все ранние рукописи Вульгаты представляют Ездру-Неемию как одну книгу. [1]
Начиная с 9-го века, встречаются латинские Библии, которые впервые разделяют разделы Ездры и Неемии в книге Ездры-Неемии как две отдельные книги, которые затем назывались первой и второй книгами Ездры. Это становится стандартом в парижских Библиях 13 века. Лишь в 1516/17 году в первой печатной раввинистической Библии Даниэля Бомберга разделение было введено в целом в еврейских Библиях. [11]
Первая Ездра [ править ]
1 Есдра , также известная как «Есдра α », является альтернативной грекоязычной версией имени Ездра. В этом тексте есть еще один раздел — « Повесть о трех гвардейцах » в середине Ездры 4. [1] 1 Ездра (3 Ездры в Вульгате) Иероним считал апокрифом. [12]
Дата, структура и состав [ править ]
Дата [ править ]
Кореш из Ездры 1:1 назван «царем Персии», этот титул был введен Киром Великим через некоторое время после того, как он победил Астиага Мидийского (585–550 до н. э.). [13]
Ученые расходятся во мнениях относительно хронологической последовательности действий Ездры и Неемии. В Ездре 7:8 говорится, что Ездра прибыл в Иерусалим на седьмом году правления царя Артаксеркса, а в Неемии 2:1–9 говорится, что Неемия прибыл в двадцатый год правления Артаксеркса. Если это был Артаксеркс I (465–424 гг. до н. э.), то Ездра прибыл в 458 г., а Неемия – в 445 г. до н. э. Неемия 8–9, в которой эти двое (возможно, из-за редакционной ошибки) появляются вместе, подтверждает этот сценарий. [14]
Структура [ править ]
Содержание Ездры-Неемии структурировано в богословском, а не хронологическом порядке: «Сначала должен быть Храм, затем очищение общества, затем строительство внешних стен города, и, наконец, все может достичь великой кульминации. при чтении закона». [15]
Повествование следует повторяющейся схеме, в которой Бог Израиля «подстрекает» царя Персии поручить еврейскому лидеру (Зоровавель, Ездра, Неемия) выполнить миссию; лидер выполняет свою миссию перед лицом оппозиции; и успех отмечен большим собранием. [16] Задачи трех лидеров прогрессивны: сначала восстанавливается Храм (Зоровавель), затем община Израиля (Ездра) и, наконец, стены, которые отделят очищенную общину и Храм от внешнего мира (Неемия). [17]
Образец завершается заключительной кодой, в которой Неемия восстанавливает веру в Яхве. [18] Эта забота о схематическом построении моделей, а не об истории в современном понимании фактического описания событий в том порядке, в котором они произошли, объясняет происхождение многих проблем, которые окружают Ездру и Неемию как исторические источники. [19]
Состав [ править ]
Взгляды двадцатого века на состав Ездры вращались вокруг того, был ли автором сам Ездра и который, возможно, также был автором « Книг Паралипоменон» , или был другой автор или авторы, которые также написали «Хроники». [20] В последнее время все больше признается, что Ездра, Неемия и Паралипоменон имеют чрезвычайно сложную историю, простирающуюся на множество этапов редактирования. [21] и большинство ученых в настоящее время опасаются предполагать единую композицию с единой теологией и точкой зрения. [22] В качестве доказательства того, что Ездра подвергся множеству уровней редактирования, одно недавнее исследование показало, что Ездра 1–6 и Ездра 9–10 изначально были отдельными документами, но на более позднем этапе они были объединены авторами Ездры 7–8. и все они впоследствии подверглись обширному редактированию. [23]
Исраэль Финкельштейн недавно заявил, что Книга Ездры пропитана «Хасмонеевскими реалиями» конца второго века до нашей эры , что ставит под сомнение историчность Книги Ездры. [24] Другие ученые находят эту теорию проблематичной. [25]
Персидские документы [ править ]
У Ездры цитируются семь предполагаемых персидских указов царей или писем высокопоставленным чиновникам и от них. Их подлинность вызывает споры. Хотя некоторые ученые принимают их в их нынешнем виде, большинство считает подлинными только часть из них, а третьи полностью отвергают их. Л. Л. Граббе рассмотрел шесть критериев, по которым можно оценить документы (сравнительный известный персидский материал, лингвистические детали, содержание, наличие еврейской теологии, отношение персов к местным религиям и персидские формулы написания писем) и пришел к выводу, что все документы запоздали. постперсидские произведения и, вероятно, подделки, но некоторые особенности позволяют предположить, что за некоторыми из них стоит подлинная персидская переписка. [26]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Богерт, Пьер-Морис (2000). «Книги Ездры и их нумерация в истории латинского библейского канона». Бенедиктинский обзор . 110 (1–2): 5–26. дои : 10.1484/J.RB.5.100750 .
- ^ Олбрайт, Уильям (1963). Библейский период от Авраама до Ездры: исторический обзор . Колледж Харперколлинз, отделение. ISBN 0-06-130102-7 .
- ^ Тронтвейт, Марк А., «Эзра-Неемия» (John Knox Press, 1992), стр. 1–3.
- ^ Бленкинсопп, Джозеф, «Иудаизм, первая фаза» (Eerdmans, 2009), стр.87
- ^ Торри, CC (апрель 1908 г.). «Арамейские отрывки Ездры». Американский журнал семитских языков и литератур . 24 (3): 209–281. дои : 10.1086/369608 . JSTOR 527607 . S2CID 170235624 .
- ^ Феншам, Ф. Чарльз, «Книги Ездры и Неемии» (Эрдманс, 1982) , с. 10
- ^ Коггинс, Р.Дж., «Книги Ездры и Неемии» (Cambridge University Press, 1976), стр. xi
- ^ Феншам, Ф. Чарльз, «Книги Ездры и Неемии» (Эрдманс, 1982), стр. 10–16.
- ^ Мин, Кён-Джин, «Левитское авторство Эзры-Неемии» (T&T Clark, 2004), стр. 31–32.
- ^ Грэм, член парламента, и Маккензи, Стивен Л., «Еврейская Библия сегодня: введение в критические проблемы» (Westminster John Knox Press, 1998), стр. 202
- ^ Галлахер, Эдмон Л .; Мид, Джон Д. (2017), Списки библейских канонов раннего христианства , OUP, стр. 269
- ^ «Святой Иероним, Пролог к Книге Ездры: английский перевод» .
- ^ Франсуа Валла (2013). Перро, Жан (ред.). Дворец Дария в Сузах: Великая королевская резиденция Ахеменидской Персии . ИБТаурис. п. 39. ИСБН 978-1-84885-621-9 .
- ^ М. Патрик Грэм, «История летописца»: Эзра-Неемия, 1–2 Хроники у Грэма, члена парламента, и Маккензи, Стивен Л., «Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы» (Westminster John Knox Press, 1998) , стр. 204–05.
- ^ Р. Дж. Коггинс, «Книги Ездры и Неемии» (Cambridge University Press, 1976), стр. 107, цитируется в Throntveit, Mark A., «Ezra-Nehemiah» (John Knox Press, 1992), стр. 3
- ^ Тронтвейт, Марк А., «Эзра-Неемия» (John Knox Press, 1992), стр. 2–4.
- ^ Тронтвейт, Марк А., «Ездра-Неемия» (John Knox Press, 1992), стр.3
- ^ Тронтвейт, Марк А., «Ездра-Неемия» (John Knox Press, 1992), стр.2
- ^ Тронтвейт, Марк А., "Ездра-Неемия" (John Knox Press, 1992), стр. 1-3.
- ^ Феншам, Ф. Чарльз, «Книги Ездры и Неемии» (Eerdmans, 1982), стр. 1–2 и далее.
- ^ Паккала, Юха, «Ездра-писец: развитие Ездры 7–10 и Неемии 8» (Вальтер де Грайтер, 2004), стр.16
- ^ Граббе, LL, «История евреев и иудаизма в период Второго Храма, Том 1» (T&T Clark, 2004), стр.71
- ^ Паккала, Юха (2004). Эзра Писец . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110182804 .
- ^ Финкельштейн, Израиль. Хасмонейские реалии, лежащие в основе Ездры, Неемии и Хроник: археологические и исторические перспективы. 2018. Общество библейской литературы.
- ^ Фрид, Лисбет С. (2021). «Хасмонейские реалии, лежащие в основе Ездры, Неемии и Хроник: археологические и исторические перспективы. Израиль Финкельштейн». Журнал Американского восточного общества . 141 (3): 688–690. дои : 10.7817/jaos.141.3.2021.rev042 .
- ^ Граббе, LL, «История евреев и иудаизма в период Второго Храма, Том 1» (T&T Clark, 2004), стр.78
Внешние ссылки [ править ]

Комментарии
- Бленкинсопп, Джозеф, «Ездра-Неемия: комментарий» (Эрдманс, 1988)
- Бленкинсопп, Джозеф, «Иудаизм, первая фаза» (Эрдманс, 2009).
- Коггинс, Р.Дж., «Книги Ездры и Неемии» (издательство Кембриджского университета, 1976)
- Эскенази, Тамара Кон, «Эзра: новый перевод с введением и комментариями» (Yale University Press, 2023)
- Феншем, Ф. Чарльз, «Книги Ездры и Неемии» (Эрдманс, 1982)
- Граббе, LL, "Эзра-Неемия" (Routledge, 1998)
- Граббе, LL, «История евреев и иудаизма в период Второго Храма, Том 1» (T&T Clark, 2004).
- Паккала, Юха, «Книжник Ездра: развитие Ездры 7–10 и Неемии 8» (Вальтер де Грайтер, 2004)
- Тронтвейт, Марк А., «Ездра-Неемия» (John Knox Press, 1992)
Переводы
- Эзра (Judaica Press) - перевод [с Раши комментарием ] на Chabad.org
- Bible Gateway (открывается в версии NIV)
- Эзра – Версия короля Иакова
Библия: общедоступная аудиокнига Ездры на LibriVox