Мидийцы
Мидяне [Н 1] ( / m iː d z / ; древнеперсидский : 𐎶𐎠𐎭 Мада- ; Аккадский : мат Мадая , мат Матайя ; [2] Древнегреческий : Μῆδοι Медой ; Латинское : Medi ) — древний иранский народ. [Н 2] говорившие на мидийском языке и населявшие территорию, известную как Мидия, между западным и северным Ираном . Примерно в 11 веке до нашей эры они заняли горную область северо-западного Ирана и северо-восточную и восточную область Месопотамии в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан ). Считается, что их консолидация в Иране произошла в VIII веке до нашей эры. В VII веке до нашей эры весь западный Иран и некоторые другие территории находились под властью Мидийцев, но их точная географическая протяженность остается неизвестной. [4]
Хотя общепризнано, что мидяне сыграли важную роль в истории древнего Ближнего Востока , мидяне не оставили письменных источников для реконструкции своей истории, которая известна только из иностранных источников, таких как ассирийцы , вавилоняне , армяне и греки . а также несколько иранских археологических памятников, которые, как полагают, были оккупированы мидийцами. Сообщения Геродота о мидянах оставили образ могущественного народа, который образовал в начале VII века до н. э. империю, просуществовавшую до 550-х гг. до н. э., сыгравшую определяющую роль в падении Ассирийской империи и соревновались с могущественными царствами Лидии и Вавилонии. Однако недавняя переоценка современных источников мидийского периода изменила представления ученых о Мидийском государстве . Государство по-прежнему трудно воспринимается в документации, что оставляет много сомнений в нем, некоторые специалисты даже предполагают, что мощного Мидийского царства никогда не было. В любом случае, похоже, что после падения последнего мидийского царя против персидского царя Кира Великого , Мидия стала важной провинцией и ценилась империями, которые последовательно доминировали в ней ( Ахемениды , Селевкиды , Парфяне и Сасаниды ). [5]
Этимология
Первоначальным источником их имени и родины является прямо переданное древнеиранское географическое название, которое засвидетельствовано как древнеперсидское « Мада-» ( единственное число мужского рода ). [6] Значение этого слова точно не известно. [7] Однако лингвист В. Скальмовский предлагает связь с протоиндоевропейским словом «med(h)-», означающим «центральный, подходящий посередине», ссылаясь на древнеиндийское « мадхья-» и древнеиранское «маидия». -», оба имеют одно и то же значение. [6] латинский Medium , греческий méso , армянский mej и английский Mid От него аналогичным образом произошли .
Греческие ученые в древности основывали этнологические выводы на греческих легендах и сходстве имен. [ нужна ссылка ] Согласно «Истории» ( Геродота 440 г. до н. э.): [8]
все называли арианами , но когда колхичка Медея Мидийцев раньше к арианам пришла из Афин , они изменили свое имя, как и персы [сделали после Персея , сына Персея и Андромеды ]. [9] Это собственный рассказ мидян о себе.
Археология
Открытия мидийских памятников в Иране произошли только после 1960-х годов. [10] До 1960-х годов поиск мидских археологических источников в основном сосредотачивался в районе, известном как «Срединный треугольник», примерно определяемом как регион, ограниченный Хамаданом и Малайером (в провинции Хамадан ) и Кангаваром (в провинции Керманшах ). [10] Три основных памятника из центрально-западного Ирана периода железного века III (т.е. 850–500 гг. До н.э.): [11]
- Тепе Нуш-и Джан (преимущественно религиозное место мидийского периода),
- Участок расположен в 14 км к западу от Малайера в провинции Хамадан. [10] Раскопки начались в 1967 году под Дэвида Стронака . руководством [12] Остатки четырех основных зданий на этом месте - это «центральный храм, западный храм, форт и колонный зал», которые, по мнению Стронаха, вероятно, были построены в указанном порядке и до последнего заселения первой половины. VI века до нашей эры. [13] По словам Стронака, центральный храм с его суровым дизайном «представляет собой заметное, хотя и немое, выражение религиозных верований и практик». [13] Обнаружен ряд керамических изделий из мидийских уровней Тепе Нуш-и Джана, связанных с периодом (вторая половина VII в. до н.э.) консолидации власти на территориях Хамадана. Эти находки показывают четыре различных изделия, известные как «обычная посуда» (желтого, кремового или светло-красного цвета и с золотой или серебряной слюдяной отделкой), включая кувшины разного размера, самый большой из которых представляет собой ребристую форму пифоя . Меньшие и более сложные сосуды находились в «серой посуде» (у них гладкая и полированная поверхность). «Посуда для приготовления пищи» и «рассыпчатая посуда» также признаются каждая в отдельных изделиях ручной работы. [13]
- Годин-Тепе ( период II : укрепленный дворец мидийского царя или вождя племени),
- Это место расположено в 13 км к востоку от города Кангавар, на левом берегу реки Гамас Аб». Раскопки, начатые в 1965 году, возглавил Т. К. Янг-младший. По словам Дэвида Стронака , свидетельства показывают важное бронзового века, сооружение которое был вновь заселен незадолго до начала периода Железного III . Раскопки Янга указывают на остатки части единственной резиденции местного правителя, которая впоследствии стала весьма существенной. [10] Это похоже на те, которые часто упоминаются в ассирийских источниках. [11]
- Бабаджан (вероятно, резиденция меньшего племенного правителя Мидии).
- Участок расположен на северо-востоке Лорестана , на расстоянии примерно 10 км от Нурабада в провинции Лорестан. Раскопки проводил К. Гофф в 1966–69. Второй уровень этого памятника, вероятно, датируется VII веком до нашей эры. [14]
Эти источники имеют как сходство (по культурным особенностям), так и различия (обусловленные функциональными различиями и разнообразием мидийских племен). [11] Архитектура этих археологических находок, которые, вероятно, можно отнести к мидийскому периоду, демонстрирует связь между традицией залов для аудиенций с колоннами, часто наблюдаемой в Империи Ахеменидов (например, в Персеполе ) и Сефевидском Иране (например, в Чехель Сотуне из 17 век нашей эры) и что можно увидеть в мидийской архитектуре. [11]
Материалы, найденные в Тепе Нуш-и Джан, Годин Тепе и других стоянках, расположенных в Мидии, вместе с ассирийскими рельефами свидетельствуют о существовании в Мидии в первой половине I тыс. до н. э. городских поселений, выполнявших функцию центров производства ремесла, а также земледельческого и животноводческого хозяйства вторичного типа. [15] Что касается другой исторической документации, археологические свидетельства, хотя и редкие, вместе с клинописными записями ассирийцев позволяют, независимо от рассказов Геродота, установить некоторые аспекты ранней истории мидийцев. [16]
История
Происхождение
В конце 2-го тысячелетия до нашей эры в районе северо-западного Ирана возникли иранские племена. Эти племена расширили свой контроль на более крупные территории. [17] Иранские племена присутствовали в западном и северо-западном Иране, по крайней мере, с 12 или 11 веков до нашей эры. Но значение иранских элементов в этих регионах было установлено с начала второй половины VIII в. до н.э. [18] К этому времени иранские племена составляли большинство на территории, которая позже стала территорией Мидийского царства, а также на западе собственно Мидии . [18] Исследование текстовых источников региона показывает, что в неоассирийский период в регионах Мидии и далее на запад и северо-запад проживало население, в котором большинство составляли ираноязычные люди. [19]
В западном и северо-западном Иране, а также в районах дальше на запад до мидийского правления есть свидетельства более ранней политической деятельности могущественных обществ Элама, Маннеи, Ассирии и Урарту . [18] Существуют различные и современные мнения о положении и деятельности иранских племен в этих обществах и до «крупных иранских государственных образований» в конце VII века до нашей эры. [18] Одно мнение (Герцфельда и др. ) заключается в том, что правящий класс был «иранскими мигрантами», но общество было «автономным», в то время как другое мнение (Грантовского и др. ) утверждает, что и правящий класс, и основные элементы населения были иранцами. [20]
Мидяне впервые появляются на исторической сцене в 9 веке до нашей эры, когда они упоминаются в современных ассирийских текстах. К этому времени весьма вероятно, что индоираноязычные народы уже поселились в Западном Иране как минимум за 500 лет — если не за 1000 лет — до этого периода. Большинство ученых полагают, что прибытие индоираноязычного населения в Западный Иран не было результатом одной массовой миграции, а вместо этого небольшие группы кочевых скотоводов постепенно проникали в регион с северо-востока в течение длительного периода времени, возможно, начиная с начало II тысячелетия до нашей эры. Эти скотоводческие группы дали начало разнообразным культурным и языковым группам, одна из которых в конечном итоге объединилась в народ, которого ассирийцы называли мидянами. [21] Начиная с 9 века до нашей эры, мидяне прочно обосновались в Западном Иране и часто вступали в столкновения с ассирийцами, своими могущественными соседями на западе.
Ассирийское вмешательство на мидийских территориях
Горы Загрос и Иранское нагорье были крайне политически раздроблены. Ассирийские источники VIII и VII веков до н.э. рассказывают о ошеломляющем количестве царей и вождей, которые правили территориями разного размера, большинство из которых, похоже, были очень маленькими. Говоря о мидийских правителях, в ассирийских текстах используется титул бел али (что означает «господин города»), термин для мелких правителей, которые не были достаточно важными, чтобы называться царями. Поскольку на территории Мидии нет очень крупных поселений, белали иногда переводится как «вождь» или «вождь». С точки зрения Ассирии, мидяне были странным народом, жившим за пределами восточных окраин цивилизованного мира. Салманасар III (858–824 гг. до н.э.) был первым ассирийским царем, который предпринял серьезные усилия по распространению власти своего царства за пределы северной Месопотамии, и первым ассирийским царем, достигшим Иранского нагорья. Хотя его армия действовала вблизи мидийских территорий в 843, 827 и 826 гг. до н. э., мидяне не упоминаются в отчетах об этих кампаниях. Лишь однажды, в 834 году, Салманасар выступил из Парсуа с целью атаковать четыре поселения в районах «Месси, Амадайя, Аразиаш и Хархар». Среди них Амадаю можно назвать Медиа. Однако нападение Салманасара было всего лишь второстепенным зрелищем без каких-либо последствий, поскольку Мидия не была в центре внимания Салманасара.
Интерес ассирийцев к иранскому нагорью, вероятно, проистекал из их потребности в лошадях для снабжения колесниц и кавалерии их вооруженных сил. На протяжении большей части 9-го века до нашей эры ассирийцы находили то, что им было нужно, в горах Загрос, в районах, более близких к центру Ассирии и более доступных. Однако ситуация изменилась, когда царство Урарту расширилось на территории южнее озера Урмия , отрезав тем самым наиболее удобную связь Ассирии с центральным Ираном. Это побудило Ассирию искать новые и более надежные пути доступа, соединяющие Ассирию с коневодческими районами, удаленными от урартского вмешательства. Это привлекло внимание Ассирии к Мидянам, известным своим богатством лошадей. В кампании 819 или 818 г. до н.э. Шамши-Адад V (823–811 гг. до н.э.) повел ассирийские войска вглубь западного Ирана. Продвигаясь через Месу, Гилзилбунду, Матаю (Мидию) и Аразиаш, он пошел по пути, ранее пройденному Салманасаром III в 834 г. до н.э. Во время этой экспедиции ассирийские войска столкнулись и сразились с правителем по имени Ханаширука в Мидии. Согласно надписям Шамши-Адада, они якобы убили 2300 воинов Ханашируки и 140 кавалеристов, а королевский город Ханашируки Сагбита был разрушен вместе с 1200 другими поселениями. Однако, учитывая более поздние кампании в регионе, эти цифры кажутся преувеличенными. Ханаширука преуспел лучше, чем его соседние правители, король Гизилбунды и правитель Аразиаша. Ханаширука не только пережил нападение, но и не подчинился ассирийскому царю и, очевидно, не имел никакой добычи со своей земли. Хотя вторжение Шамши-Адада затронуло лишь часть мидийских территорий, это стало первой из серии попыток ассирийцев установить свою власть над коневодами западного Ирана. Между 810 и 766 годами до нашей эры по крайней мере семь, а возможно, и девять ассирийских кампаний были направлены против Мидии, кульминация которых пришлась на 793-787 годы до нашей эры, когда Нергал-илаи , главнокомандующий Адад-нирари III (810–783 гг. до н. э.), возглавил не менее пяти экспедиций на восток. [22]
Самые ранние ассирийские вторжения в регион Загроса, похоже, были сосредоточены в основном на грабежах. Только при царе Тиглатпаласаре III (744–727 гг. до н. э.) и его преемниках ассирийцы попытались взять под прямой контроль территорию Мидии, основав новые ассирийские провинции в западном Загросе. Они также превратили некоторые мидийские города в ассирийские центры, переименовав их с помощью префикса кар , что означало «гавань» или «торговая станция». [21] Их новые имена подчеркивают их центральную роль в торговле. [23] В ходе своих кампаний Тиглатпаласар III основал две новые провинции, расширив постоянное ассирийское присутствие гораздо дальше на Иранское нагорье. К востоку от существующей ассирийской провинции Замуа (основанной не позднее 843 г. до н.э.) Тиглатпаласар основал провинцию Парсуа. Кроме того, провинция Намри, вероятно, основанная в 790-х годах до нашей эры, теперь граничила с недавно созданной провинцией Бит-Хамбан. Ассирийский сухопутный путь, соединявший мидийские территории с Месопотамской низменностью, теперь доходил до стратегически важного города Хархара на Иранском нагорье. В 738 году до нашей эры Тиглатпаласар послал армейский отряд против «могучих мидийцев на востоке», вероятно, в районе за горой Альванд . Операция прошла успешно: ассирийцы захватили поселение Мулугани и захватили «5000 лошадей, людей, волов, овец и коз».
Саргон II (721–705 гг. до н.э.) возобновил усилия по еще большему укреплению контроля Ассирийской империи над западным Ираном. Это новое наступление было высококонцентрированным событием, осуществленным всего за четыре года с 716 по 713 год до н.э., за это время мидийские земли подвергались вторжению не менее трех раз. Большинство вождей, которые платили дань в 714 г. до н. э., не делали этого снова в 713 г. до н. э., что показывает, что даже когда участие Ассирийской империи в мидийских территориях достигло своего абсолютного пика, лишь небольшая часть мидийских вождей, находившихся у власти, установила прочную отношения с ассирийским завоевателем. Большинство ожидало, что ассирийские войска в конечном итоге отойдут, как они это делали в прошлом. Однако создание крепостей в Хархаре и Кишесиме в 716 г. до н.э. стало поворотным моментом. С тех пор ассирийцы сохраняли постоянное присутствие в западном Иране.
Однако эффективность ассирийского правления по-прежнему была ограничена и оставалась слабой, особенно в районах к востоку от горного хребта Загрос. Поскольку прямой контроль над Мидянами было сложно сохранить, с этими местными правителями были заключены сделки. В обмен на признание власти ассирийского царя, предоставление фиксированного количества лошадей в качестве дани и выполнение других обязательств вожди кооперативов получали защиту Ассирийской империи и сохраняли свободу управлять своими подданными так, как они считали нужным. Этот компромисс обычно устраивал обе стороны. [22] Саргон II предпринял еще одну экспедицию в Мидию в 708 г. до н. э., но не смог достичь своей цели — завоевать все мидийские земли или установить над ними стабильный контроль. Впоследствии племена Иранского нагорья, выступавшие против ассирийского господства, консолидировали свои усилия против него. К концу VIII века до нашей эры на территории западного Ирана начали возникать первые крупные союзы и государства, основанные на племенных конфедерациях, возглавляемые местными вождями. [24] В то время как во время правления Саргона II мидяне, казалось, сдерживались посредством дипломатии и стратегической поддержки конкурирующих фракций, ко времени его внука Асархаддона (680–669 до н. э.) ассирийцы, похоже, потеряли свои позиции в Мидии. Записи этого периода указывают на волнения в мидийских провинциях. В запросах, направленных к богу Шамашу , царь ищет указаний о могуществе мидян и их союзников, киммерийцев и маннеян . Примечательно, что бел-али Каркашши, Каштарити в центре внимания царя становится . Даже некогда обычный сбор конной дани с Мидии теперь сталкивается с неожиданными трудностями.
На табличках аде записаны клятвы, данные восемью бел-алани, обитавшими в Загросе , которые поклялись в верности Асархаддону и его наследному принцу Ашшурбанипалу (668–631 до н.э.). Интерпретация этих клятв была предметом споров: от вассальных договоров до присяги корпуса мидийских телохранителей наследному принцу. Обнаружение очень похожей таблички на сирийском городище Телль-Тайинат указывает на общеимперскую попытку заставить всех союзников присягнуть наследному принцу перед смертью Асархаддона. За шесть лет до этого один из этих бел-алани , Раматая из Ураказабарны, посетил ассирийский двор. Он принес дань в виде лошадей и лазурита, ища помощи Асархаддона против соперника Бел-Алани . Однако, похоже, что клятвы и союзы в конечном итоге распались, в результате чего таблички, на которых они были задокументированы, были взяты из хранилища храма и раздавлены. Хотя к середине седьмого века мидийские бел-алани, казалось, были готовы сформировать союзы, которые могли бы объединиться против ассирийцев, нет никаких признаков того, что фундаментальная политическая структура мидян как независимых Бел-Алани претерпевал значительные изменения, как . следует из рассказа Геродота о возвышении Дейока Последнее упоминание о мидийском бел-алани происходит из надписи Ашшурбанипала, в которой рассказывается о кампании 656 г. до н. э., в которой три мидийских бел-алани восстали, были схвачены и возвращены в Ниневию. Поскольку стало возможным, что объединенная Мидия победит Ассирию и возьмет на себя мантию власти в регионе, стимул к объединению, возможно, был сильнее, чем конкурирующие силы, разделявшие бел-алани . [21]
После 670 г. до н. э., подверженные набегам скифов и киммерийцев и столкнувшиеся с упадком торговли вдоль Великой Хорасанской дороги , многие мидийские вождества, вероятно, распались, оставив меньше вождей, которые могли бороться за власть. Государства неиранских народов, таких как маннеи , элипийцы и касситы , вероятно, также распались, что позволило мидийским группам захватить их территорию. Если бы осталось меньше вождей, один из них мог бы подняться до положения верховного вождя, подчинив своих бывших равных. Киаксар, вероятно, приобрел известность в этом контексте. Возможно, он действительно сражался со скифами, как утверждает Геродот, что, возможно, снискало ему репутацию великого воина. Благодаря своим победам Киаксар приобретал все большее влияние, в конечном итоге объединив под своим руководством мидян и другие народы. [25]
Взлет и падение
С X по конец VII веков до нашей эры западные части Мидии находились под властью обширной Неоассирийской империи , которая простиралась от Кипра на западе до частей западного Ирана на востоке, Египта и севера Индии. Аравийский полуостров . [26] Во время правления Синшаришкуна (622–612 гг. До н. э.) Ассирийская империя, находившаяся в состоянии постоянной гражданской войны с 626 г. до н. э., начала распадаться. Подчиненные народы, такие как вавилоняне, египтяне, скифы, киммерийцы и арамейцы , потихоньку перестали платить дань Ассирии.
Ассирийскому господству над Мидянами пришел конец во время правления мидийского царя Киаксара , который в союзе с вавилонским царем Набопаласаром напал и разрушил раздираемую раздорами Неоассирийскую империю между 616 и 609 годами до нашей эры. [27] После падения Ассирии единое Мидийское государство стало одной из четырёх главных держав древнего Ближнего Востока вместе с Вавилонией, Лидией и Египтом . Впоследствии мидяне смогли выйти за пределы своей первоначальной родины и в конечном итоге получили территорию, простирающуюся примерно от северо-восточного Ирана до реки Кызылырмак в Анатолии . [28]
Киаксару наследовал его сын Астиаг . В 553 году до нашей эры Кир Великий , царь Персии, вассал мидян, восстал против мидийского царя. В 550 г. до н. э. Кир, наконец, одержал решающую победу, в результате которой Астиаг был схвачен его собственной недовольной знатью, которая сразу же передала его торжествующему Киру. [28]
Мидийская династия
У Геродота (I, 95–130) Дейок представлен как основатель централизованного мидийского государства. Мидянам он был известен как «справедливый и неподкупный человек», и когда мидяне попросили его разрешить возможные споры, он согласился и выдвинул условие, чтобы они сделали его «царем» и построили великий город в Экбатане, как столица Мидийского государства. [29] Судя по современным источникам региона и не принимая во внимание [30] В рассказе Геродота образование единого мидийского государства происходит во время правления Киаксара или позже. [31]
Список мидийских правителей и период их правления составлен по двум источникам. Во-первых, Геродот, называющий их «царями» и связывающий их с одним родом. Во-вторых, Вавилонские хроники, которые в «Хрониках Гадда о падении Ниневии» приводят собственный список. Таким образом, общий список, охватывающий более 150 лет:
- Дейок (700–675 гг. До н.э.)
- Фраорт (675–653 до н. э.)
- Скифское правление (652–624 до н. э.)
- Киаксар (624–585 до н. э.)
- Астиаг (585–550 до н. э.) [32]
Однако не все эти даты и личности, данные Геродотом, соответствуют другим ближневосточным источникам. [32]
Более поздняя история
После победы Кира над Астиагом мидяне были подчинены своим близким родственникам — персам. [33] В новой империи они сохранили видное положение; в чести и войне они стояли рядом с персами; их придворная церемония была принята новыми государями, которые в летние месяцы проживали в Экбатане ; и многие знатные мидяне работали чиновниками, сатрапами и генералами.
В более поздние периоды мидяне и особенно мидийские солдаты идентифицируются и изображаются на видном месте в древних археологических памятниках, таких как Персеполь , где показано, что они играют важную роль и присутствуют в вооруженных силах Империи Ахеменидов .
Культура и общество
Общество
Почти полное отсутствие письменных материалов затрудняет понимание того, как мидяне представляли свое общество. Согласно Геродоту, персидское общество во время правления Кира Великого состояло из «многочисленных племен» ( génea ), и каждое племя делилось на «роды» ( phrātria ). Этот общий план греческого историка отражает концепцию, согласно которой люди принадлежали к социальным группам: семье, клану, племени и стране. Хотя клановая принадлежность или племенные связи значимых личностей редко упоминаются в текстах периода Ахеменидов, персы все же идентифицировали себя через свои отношения с семьей (отцовское имя), кланом и племенем. Вполне вероятно, что и мидяне поступали так же, так как, по мнению Геродота, их народ также состоял из племен ( génēa ). [34]
В ассирийских надписях для обозначения мидийских лидеров используется необычный термин « бел-Али », термин, который иногда применяется и к другим правителям государств в горах Загроса, но в остальном он неизвестен в ассирийских записях. В буквальном переводе этот термин означает «глава города», но его по-разному переводят как «вождь», «лидер города» или «правитель города». Этот термин, используемый ассирийцами, вероятно, также является отражением их собственной интерпретации структуры власти, которая была им незнакома и могла быть передана только в терминах, понятных самим ассирийцам. Из ассирийских источников ясно, что положение бел-али могло передаваться по наследству. [21] Ассирийские источники не дают никакой информации об организационной структуре выше уровня вождей, а внутренняя структура этих мидийских вождеств остается в значительной степени неизвестной. Согласно Геродоту, мидяне делились на шесть племен: бусаи, паретакены, струхаты, аризантийцы, будийцы и маги . Название этих племен, по-видимому, совершенно неизвестно ассирийцам, несмотря на столетия прямых контактов с различными мидийскими группами. Лишь название Паретакены у Геродота звучит похоже на земли Партакки и Партукки, вожди которых обратились за помощью к ассирийскому царю Асархаддону (680-669 до н.э.). Если какие-либо племенные структуры существовали с 9 по 7 века до нашей эры, их политическое значение, вероятно, было минимальным. Вопреки ожиданиям, внутреннее соперничество мидийцев не привело к концентрации земли, богатства и власти в руках неуклонно уменьшающегося числа вождей с течением времени, произошло обратное. В 819 г. до н.э. небольшое количество мидийских вождей выставило против Ассирии значительно более сильные силы, чем их более многочисленные потомки во второй половине 8-го века до н.э., когда на них напали Тиглатпаласар III и Саргон II. Это говорит о том, что сыновья вождей имели равные права наследования, что привело к разделу земель их отцов, увеличению числа вождеств и ускорению политической фрагментации Мидии. Только в надписях Саргона II идентифицировано по меньшей мере 55 мидийских вождеств, и, учитывая, что, вероятно, существовали и другие, менее важные вождества, не упомянутые в ассирийских записях, общее число могло приближаться к сотне или даже больше. [22]
По-видимому, племенной союз мидян был не просто номинальным. Именно этому союзу мидийцы, должно быть, были обязаны временами возможностью коллективных действий с выбором способных лидеров. Но такое единство могло проявляться лишь изредка. В большинстве случаев мидяне, несмотря на свою силу, были разделены. Шесть мидийских племен проживали в собственно Мидии, треугольной области между Рагами , Аспаданой и Экбатаной . [35] современном Иране В [36] это территория между Тегераном , Исфаханом и Хамаданом соответственно. Из мидийских племен волхвы жили в Рагах, [37] современный Тегеран. [38] Они принадлежали к священной касте, служившей духовным нуждам мидийцев. [39] Племя паретачени проживало в Аспадане и ее окрестностях (современный Исфахан). [35] [40] [41] Аризанти жили в Кашане и его окрестностях ( провинция Исфахан ), [35] и племя бусаэ жило в будущей мидийской столице Экбатане и вокруг нее, недалеко от современного Хамадана. [35] Струхаты и будии жили в деревнях Мидийского треугольника. [42]
Семейная жизнь мидян основывалась на патриархальной власти и многоженство разрешалось . Страбон ( Geogr. XI, 13.11) упоминает своеобразный закон, распространявшийся на всех Мидян, — закон, требующий, чтобы каждый мужчина имел не менее пяти жен. Вряд ли такое бремя действительно было бы для кого-либо обязательным: скорее всего, вышеупомянутым законом допускались только пять законных жен, и не более, точно так же, как для мусульман законны четыре жены, и не более . [43] У мидян были «города», вероятно, небольшие укрепленные поселения, подобные тем, которые были выявлены археологами. Эти места характеризовались укреплениями, складами, культовыми зданиями и церемониальными сооружениями. Обычное население не проживало в этих местах и не обязательно в непосредственной близости; предполагается, что они населяли небольшие деревни или скотоводческие лагеря. [44]
Мидяне изображены на рельефах Персеполя , датируемых 515 годом до нашей эры, всего через 35 лет после падения Мидийского царства. Рельефы с изображением мидян появляются в трех местах: на них изображены гвардейцы, знать и их делегации. Причина их частого представительства заключается в том, что мидяне имели привилегированный статус в империи Ахеменидов. На первом рельефе изображены четыре мидянина и персидских копейщика. На этом рельефе мидяне носят короткие пальто, штаны и круглые шапки, под которыми у них кажутся вьющиеся волосы. [45]
Религия
Сведения о религии мидийцев весьма ограничены. Основные источники, указывающие на религиозную принадлежность мидян, обнаруженные к настоящему времени, включают археологические открытия в Тепе Нуш-и Джан, личные имена мидийцев и « Истории Геродота». [46] Между 1967 и 1977 годами Дэвид Стронак раскопал здание в Тепе Нуш-и Джан, которое было построено около 750 г. до н. э. и, по-видимому, носило в основном религиозный характер. Здание было возведено на скале высотой около 30 метров и включало в себя «Центральное святилище», «Западное святилище», «Крепость» и «Колонный зал», которые были окружены круглой кирпичной опорной стеной. Центральное святилище имело форму башни с треугольным внутренним алтарем. Его площадь составляет 11х7 метров, а высота стен составляет восемь метров. Около западного угла алтаря был обнаружен ступенчатый огненный жертвенник, построенный из сырцовых кирпичей. Как известно, культ огня был общим индоиранским наследием. [24] Согласно Геродоту, у мидян существовала жреческая каста, называемая волхвами , которые были одним из племен этого народа. Они имели право или привилегию служить священниками не только у мидян, но и у персов. Таким образом, они составляли жреческую касту, передавшую свои функции от отца к сыну. Они играли значительную роль при дворе мидийского царя Астиага, служа советниками, волхвами, толкователями снов и прорицателями. Классические авторы считали волхвов зороастрийскими жрецами. В личных именах мидийцев, зафиксированных в ассирийских текстах 8-9 веков до н.э., есть примеры использования индоиранского слова арта- (букв. «истина») или теофорных имен с Маждакку и даже имени бога. Ахура Мазда , знакомый как из Авестии , так и из древнеперсидского. [24] [46]
Религия, пропагандируемая волхвами, могла быть той или иной формой дозороастризма или самого зороастризма . Это спорная тема, по которой ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Игорь Дьяконов предполагал, что Астиаг и, возможно, даже Киаксар уже приняли религию, основанную на учении Зороастра (хотя и не обязательно идентичную его учению). Мэри Бойс утверждала, что существование волхвов в Мидии с их собственными традициями и формами поклонения было препятствием для зороастрийского прозелитизма там. [46] Бойс писал, что зороастрийские традиции в мидийском городе Рэй, вероятно, восходят к VIII веку до нашей эры. [47] Предполагается, что с 8-го века до нашей эры в Мидии существовала форма « маздаизма с общими иранскими традициями», а строгие реформы Заратустры начали распространяться в западном Иране во время правления последних мидийских царей в 6-м веке до нашей эры. [46] Также возможно, что мидийцы практиковали митраизм , считая Митру своим верховным божеством. [48]
Язык
Мидийские люди говорили на мидийском языке, который был древнеиранским языком. ( » Страбона В «Географии законченной в начале первого века) упоминается родство мидийского языка с другими иранскими языками : «Имя Ариана далее распространилось на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев и согдийцев на севере; ибо они говорят примерно на одном и том же языке, но с небольшими вариациями». [49]
Не доказано, что оригинальный расшифрованный текст был написан на мидийском языке. Предполагается, что, подобно более поздней иранской практике хранения архивов письменных документов в Ахеменидском Иране, мидийское правительство также хранило архивы в своей столице Экбатане. В более поздних записях встречаются примеры «срединной литературы». Согласно Геродоту, мидийский царь Дейок, выступая в качестве судьи, выносил решения по делам, представленным в письменной форме. Есть также сообщение Динона о существовании «мидийских придворных поэтов». [50] Мидийская литература является частью «древнеиранской литературы» (включая также сакскую , древнеперсидскую , авестийскую ), поскольку их иранская принадлежность очевидна также в древних текстах, таких как рассказ Геродота. [8] что многие народы, включая мидийцев, «повсеместно назывались иранцами». [51]
Никаких документов мидийского периода не сохранилось. На территории Миды была найдена только одна бронзовая пластина, датируемая доахеменидским периодом, с клинописной надписью на аккадском языке, датируемой VIII веком до нашей эры, но на ней не упоминаются какие-либо мидийские имена. Клинописная надпись на куске серебра была раскопана в Тепе Нуш-и Джан, но сохранились только конец одного знака и начало следующего. [24] Если мидяне использовали письменность, то, вероятно, использовалось письмо, похожее на арамейское, которое писалось на скоропортящихся материалах, поскольку не сохранилось никаких исторических отчетов, литературных текстов, бюрократических записей или даже записей о коммерческих сделках. Некоторые небольшие элементы мидского языка были реконструированы на основе топонимов, личных имен, а некоторые предполагали мидийские лингвистические остатки в древнеперсидском языке . [21] Многие неперсидские слова в древнеперсидских текстах обычно считаются мидийскими, а другие мидийские формы сохранились в аккадских версиях надписей Ахеменидов и в других местах. [52] Медианные слова в древнеперсидских текстах, мидийское происхождение которых можно установить по «фонетическим критериям», [53] они чаще появляются среди королевских титулов, а также среди условий канцелярии, военных и судебных дел По словам Рюдигера Шмитта, . [53] Вероятно, мидийский язык отличался от древнеперсидского лишь диалектически. [54]
Искусство и архитектура
От материальной культуры мидян осталось очень мало, и сложно с уверенностью отнести артефакты периода до Персидской империи именно мидянам или другим группам, проживавшим в западном Иране в период железного века. По этой причине мидийское искусство остается чисто спекулятивной темой. [22] и его существование даже отрицается некоторыми учеными. [24] Геза де Франкович отметил, что в археологических данных нет ни одной работы, несомненно мидийской. Это наблюдение, похоже, остается актуальным даже после раскопок двух, казалось бы, мидийских памятников в западном Иране и появления новых академических работ, утверждающих, что они раскрыли и поняли характеристики мидийского искусства. [55] Тем не менее, другие ученые предполагают, что такие археологические памятники, как Тепе Нуш-и Джан и Годин Тепе, расположенные в Мидии и датируемые 8-м и 7-м веками до нашей эры, являются примерами, подтверждающими существование мидийского искусства. Хотя Тепе Нуш-и Джан не был столицей, по словам Дэвида Стронака, он стал решающим звеном в цепи свидетельств о составе и развитии мидийской архитектуры, а также о включении мидийской культуры в древние восточные цивилизации. влияние и прямое заимствование мелких деталей, целых архитектурных форм и замыслов зданий, имевших точные аналоги в ассирийском и урартском искусстве В архитектуре Тепе Нус-и Джа и Година Тепе прослеживается . Мидяне не только заимствовали некоторые элементы из зарубежного искусства, но и использовали их в новых контекстах с новыми функциями и значениями, то есть в новом контексте без их типичных и исходных качеств. Позднее Ахемениды заимствовали культурные достижения древнего Ближнего Востока через Мидян. [24] Дж. Кертис выступает против минималистской позиции, согласно которой нет ничего, что можно было бы легко идентифицировать как мидийское искусство, а скорее утверждает, что те объекты, которые можно охарактеризовать как мидийские, находились под сильным влиянием ассирийского искусства. [23] [56] Предметы в стиле наполовину ассирийского, наполовину ахеменидского часто относят к мидийскому искусству. [57]
Геродот дает описание дворца Дейока в Экбатане, утверждая, что это был архитектурный комплекс, построенный на холме и окруженный семью концентрическими стенами, причем каждая зубчатая стена превосходила зубчатую стену рядом с ней. Сам дворец и королевские сокровища располагались внутри внутреннего круга. Зубцы этих кругов были окрашены в семь разных цветов, что указывает на то, что мидяне развили богатую полихромию ; а два самых внутренних круга были покрыты серебром и золотом соответственно. Художественный вклад мидийских ювелиров также упоминается в персидских записях. [24]
Живопись пока раскопана в небольших количествах и несколько разочаровывающего качества. Факты показывают, что мидийское изобразительное искусство находилось под сильным влиянием вавилонян, ассирийцев, эламитов и, возможно, ранней фазы «звериного стиля» Древнего Ближнего Востока. В Хамадане была обнаружена бронзовая пластина с надписью царя Абаданы, небольшого царства к западу от ассирийских аванпостов. На пластине изображен царь, одетый в одежду, похожую на вавилонскую одежду позднего касситского периода. Другой предмет с надписью — цилиндрическая печать с героем, сражающимся с чудовищем, сцена и стиль надписи родственны эламскому стилю в Сузах, но головной убор героя типичен для мидян на дворцовых рельефах Ахеменидов. Другие находки включают оттиск цилиндрической печати грубого типа из Нуш-и Джана и цилиндрические печати в различных месопотамских стилях из руин и окрестностей Хамадана, некоторые из которых датируются VIII и VII веками до нашей эры. Эти находки свидетельствуют о сильном влиянии других цивилизаций, но не имеют отличительных черт подлинного мидийского искусства. О местном мастерстве свидетельствуют раскопанные бронзовые кувшины. Архитектурную живопись, засвидетельствованную как в Баба Джан, так и в Нуш-и Джан, можно сравнить с не столь сложным геометрическим стилем, встречающимся в Тепе Сиалк . Р. Д. Барнетт утверждал, что так называемый скифский стиль , точнее, самая ранняя фаза этого стиля, также был частью современного мидийского искусства (конец 8 века до н.э.). Однако эта теория до сих пор не доказана и не опровергнута. [57]
В отрывке из Вавилонских хроник говорится, что после завоевания Экбатаны Кир увез серебро, золото, товары и имущество города в Персию. Хотя точная природа этих драгоценных металлов и товаров не указана, за исключением того, что они были портативными материалами, вполне возможно, что среди добычи были мидийские ремесленные предметы, а также государственные или религиозные предметы. [55]
Греческие ссылки на «мидийских» людей не делают четкого различия между «персами» и «мидянами»; фактически для грека стать «слишком тесно связанным с иранской культурой» означало «стать мидийизированным, а не персидизированным». [11] Мидийское царство было недолговечным иранским государством, а текстовые и археологические источники того периода редки, и о мидийской культуре мало что известно. [58]
Экономика
Основным экономическим ресурсом в регионе было скотоводство, о чем свидетельствуют записи об ассирийских набегах и дани. Основным фактором экономического развития было разведение ценных пород, таких как лошади для военного использования и двугорбые верблюды для коммерческого транспорта. Близость к Ассирийской империи, а также к Урарту, Эламу и Вавилону сделала разведение этих животных весьма прибыльным. Однако наиболее решающим экономическим фактором было стратегическое расположение мидийцев на главном торговом пути — Шелковом пути , соединявшем Месопотамию со Средней Азией. [44]
Ассирийские дворцовые рельефы изображают жителей восточных горных районов в таких же туниках, тулупах, сапогах на шнуровке и с такими же прическами. Это визуальное свидетельство предполагает сходство образа жизни западноиранских народов без видимых существенных различий между мидянами и их соседями. Единственные прямые ссылки на мидийский образ жизни встречаются в литературном тексте VII века до нашей эры, известном как «География Саргона», где упоминается одно мидийское вождество, Карзину, достигнутое ассирийскими войсками в 716 году до нашей эры. Как обычно, иностранцев немесопотамского происхождения характеризуют негативно, перечисляя элементы ассирийской культуры, которых якобы не хватало иностранцам. Описание жителей Карзину ясно показывает, что они во многих отношениях, включая прически, погребальные обычаи и диету, отличались от культурных обычаев западных частей Ассирийской империи.
Срединные животноводы, вероятно, практиковали отгонное животноводство , населяя свои поселения зимой и проводя лето на пастбищах высоко в горах. Информация, полученная в ходе кампании Саргона, дает редкую ссылку на мидийское земледелие, предполагая устойчивую сельскую экономику, сочетающую животноводство и земледелие, хотя и не хватает заметных ремесел или отраслей, заслуживающих упоминания. Степень участия мидян в торговле, проходившей через их территории между Месопотамией и землями дальше на восток, неизвестна. Ассирийцы получали от мидян различные товары, в том числе лошадей, мулов, двугорбых верблюдов, волов, овец и коз. Однако здесь отсутствуют сложные готовые изделия, такие как драгоценные ткани, изделия из металла или мебель, а также никаких предметов роскоши, за исключением лазурита. [22]
Мидяне были определены своей жизнью в горах Загрос. Они сеяли зерно в широких долинах и пасли скот на склонах холмов, переходя с летних пастбищ на зимние в зависимости от погоды. Мидяне разводили овец, коз и крупный рогатый скот ради мяса, молока и шерсти, но самым ценным ресурсом считались мидийские лошади. Мидяне были известны своим искусством верховой езды, и когда ассирийцы требовали от них дань, почти всегда это были лошади, обученные верховой езде. [21]
Мифология
В греческом мифе о Ясоне и аргонавтах Медея — дочь колхидского царя Ээта и внучка по отцовской линии бога солнца Гелиоса . [59] После ее неудачного брака с Ясоном в Коринфе по одной из нескольких причин, в зависимости от версии, [60] она выходит замуж за афинского царя Эгея и рожает сына Медуса . Не сумев заставить Эгея убить своего старшего сына Тесея , она и ее сын бежали в Арию , где мидяне получили свое имя от нее, согласно нескольким греческим, а затем римским источникам, в том числе в « Павсания » Описании Греции (I век нашей эры). . [61] Согласно другим версиям, например, в Страбона « Географии» (I век нашей эры) и Юстина « Epitoma Historiarum Philippicarum» (2-й или 3-й век нашей эры), она вернулась домой, чтобы вместе со своим мужем Ясоном завоевать соседние земли, одна из которых была названа после нее; в то время как другая версия, изложенная Диодором Сицилийским в Bibliotheca Historica (I век до н. э.), гласит, что после изгнания она вышла замуж за азиатского царя и родила Медуса, которым очень восхищались за его храбрость, в честь которого они и получили свое имя. [62]
Курды и мидийцы
Российский историк и лингвист Владимир Минорский предположил, что мидяне, широко населявшие землю, где в настоящее время курды составляют большинство, могли быть праотцами современных курдов. Он также утверждает, что мидяне, вторгшиеся в этот регион в восьмом веке до нашей эры, лингвистически напоминали курдов. Эта точка зрения была принята многими курдскими националистами в двадцатом веке. Однако Мартин ван Брюнессен , голландский ученый, выступает против попытки считать мидийцев предками курдов. [63]
Хотя некоторые курдские интеллектуалы утверждают, что их народ произошел от мидийцев, нет никаких доказательств, позволяющих предположить такую связь, несмотря на значительный разрыв во времени между политическим доминированием мидийцев и первым свидетельством курдов.
- —ван Брюнессен
Современные лингвистические данные ставят под сомнение ранее высказанную точку зрения о том, что курды являются потомками мидийцев. [64] [65] Гернот Людвиг Виндфюр , профессор иранистики, определил курдские языки как парфянские , хотя и с мидийским субстратом. [66] Дэвид Нил Маккензи , специалист по курдскому языку, сказал, что курдский язык ближе к персидскому, и поставил под сомнение «традиционную» точку зрения, согласно которой курдский язык из-за его отличий от персидского следует рассматривать как северо-западный иранский язык . [67] Курдолог заявил , и иранолог Гарник Асатрян что «Центральноиранские диалекты, и в первую очередь Кашанского региона, а также азари диалекты (иначе называемые южными тати ), вероятно, единственные иранские диалекты, которые могут претендовать на звание прямые ответвления мидского... В общем, родство между курдским и мидским не ближе, чем родство между последним и другими северо-западными диалектами - белуджским, талишским, южнокаспийским, заза, гурани, курдским (сорани, курманджи, кельхори). ) [68] [69] Асатрян также заявил, что «нет серьезных оснований предполагать особую генетическую близость в Северо-Западном Иране между этим древним языком [мидийским] и курдским. Последний не разделяет даже в целом эфемерной особенности мидийского языка». [70]
По словам Алирезы Шапура Шахбази : «Арийские племена, включая мидийцев (предки многих иранцев, особенно курдов), персов, гирканцев (...)». [71]
Согласно Кембриджской истории курдов.
Хотя некоторые курдские авторы заявляли о потомках курдов от авестийского и мидийского языков, прямая связь курдского языка с авестийским была исключена в иранской филологии еще на ее начальных этапах (ср. Rödiger and Pott, 1842, цитируется по Lecoq, 1997: 31). , а авестийский, хотя его классификация также не решена, традиционно считается более близким к восточноиранским языкам (ср.: Корн, 2016: 403). Более того, предполагаемое родство курдского языка с мидийским языком, хотя и защищается Минорским, основываясь главным образом на предположительных исторических свидетельствах (Minorsky, 1940: 143–6), не подтверждается лингвистическими данными, поскольку сведения о мидийском языке крайне ограничены и косвенны. , в основном ограничиваясь заимствованиями, обнаруженными в древнеперсидских надписях (Lecoq, 1987: 674).4 Как утверждает Лекок (1997: 31) в отношении курдско-мидийской связи, все возможно, но ничего не доказуемо. Но даже имеющиеся ограниченные данные свидетельствуют против курдско-медийного генетического родства (Asatrian, 2009: 21; MacKenzie, 1999: 675–6; Rossi, 2010: 308). Опровергая таким образом мидийское происхождение курдского языка, Маккензи (1961) обрисовал картину эволюции северо-западных иранских языков, где курдский и Персидский язык развивался параллельно, и поэтому курдский язык «представлял собой раннее отделение языковой подгруппы мидийцев» (ср. Росси, 2010: 307–8). Подобным образом, в своем обзоре основных изоглосс в исторической фонологии западноиранских языков Виндфюр (1975: 458) на основании этих фактов (и в отношении последующей миграции курдов на территорию Мидии – поясняется ниже) пришел к выводу, что Курдский язык, вероятно, нельзя считать «срединным» диалектом ни лингвистически, ни географически, утверждая далее, что современные иранские языки Азербайджана (первоначально « Атурпатакан ») и Центрального Ирана (например, Сиванди) являются мидийскими диалектами (Windfuhr, 2009: 15). [72]
См. также
Примечания
- ^ Согласно записи OED «Мид», это слово происходит от классической латыни Mēdus (обычно во множественном числе, Mēdī ) от древнегреческого (аттического и ионического) Μῆδος Mê̄dos [mɛ̂ːdos] ( кипрского Μᾶδοι Mâdœ [mâdoi̯] , множественное число) от древнеперсидского Мада . [1]
- ^ А) «Археологические свидетельства религии ираноязычных мидян…» Дьяконов 1985 , с. 140. Б) «...и мидяне (иранцы, живущие на территории нынешнего северо-западного Ирана)...» EIEC (1997:30). В) «... удалось объединить в царство многие мидийские племена» (из Британской энциклопедии [3] ). Г) "Протоиранский раскол на западный (мидийский и др.) и восточный (скифский, осетинский, сакский, памирский и др.)..." ( Кузьмина, Елена Е. (2007), Происхождение индоиранцев , Дж. П. Мэллори (ред.), BRILL, с. 303, ISBN 978-90-04-16054-5 )
Цитаты
- ^ OED Online "запись Меде, н." :
- ^ Парпола, Симо (1970). Неоассирийские топонимы . Кеваелер: Бутзон и Беркер. стр. 230 - 231 .
- ^ Британская энциклопедия Online Media (древний регион, Иран)
- ^ «МЕДИА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «Карен Рэднер, «Ассирия и Мидяне». в DT Potts (ред.), Оксфордский справочник по древнему Ирану (Оксфорд, 2013) 442-456. | PDF | Ассирия» . Скрибд . Проверено 21 января 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тавернье 2007 , с. 27
- ^ Дьяконов 1985 , с. 57
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Геродот 7.62
- ^ Геродот 7.61
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Стронах1982 , с.288.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Янг 1997 , с. 449
- ^ Стронак 1968 , стр. 179.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стронах 1982 , стр. 290.
- ^ Хенриксон 1988 , с. ?
- ^ Dandamayev & Medvedskaya 2006 , p. ?
- ^ Янг 1997 , с. 448
- ^ Дьяконов 1985 , стр. 36–41
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дандамаев и др. 2004 , стр. 23
- ^ Садок 2002 , с. 140
- ^ Дандамаев и др. 2004 , с. 3
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Срединная конфедерация» . Король семи стран : 39. 2021 г. Проверено 6 января 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Раднер, Карен; Мёллер, Надин; Поттс, Дэниел Т. (14 апреля 2023 г.). Оксфордская история Древнего Ближнего Востока: Том IV: Эпоха Ассирии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-068763-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уотерс, Мэтт (октябрь – декабрь 2005 г.). «[Обзор:] СМИ и их недовольство» . Журнал Американского восточного общества . 125 (4): 517–533. JSTOR i20064419 . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Dandamayev & Medvedskaya 2006 .
- ^ Нейссен, Даан. «Срединный темный век» . Проверено 18 января 2024 г.
- ↑ Жорж Ру , Древний Ирак , 1992. [ нужна полная цитата ]
- ^ Британская энциклопедия «Последним великим ассирийским правителем был Ашшурбанипал, но его последние годы и период после его смерти, в 627 г. до н.э., неясны. Государство было окончательно разрушено халдейско-мидийской коалицией в 612–609 гг. до н.э.».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайант, Пьер (2006). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбрауны. п. 31.
- ^ Янг 1988 , с. 16
- ^ Янг 1988 , с. 19
- ^ Янг 1988 , с. 21
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дьяконов 1985 , с. 112
- ^ Геродот, Истории , с. 93. [ нужна полная цитата ]
- ^ «КЛАССОВАЯ СИСТЕМА II. В медианный и ахеменидский периоды» . Энциклопедия Ираника . Проверено 7 октября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гершевич, И. (1985). Кембриджская история Ирана . Издательство Кембриджского университета. п. 75. ИСБН 978-0-521-20091-2 .
- ^ (Диакон), Лео (2005). История Льва Диакона: византийская военная экспансия в десятом веке . Думбартон-Оукс. п. 204. ИСБН 978-0884023241 .
- ^ Бойс, Мэри (1982). История зороастризма: Том II: Под ахеменидами . Брилл. ISBN 978-90-04-06506-2 .
- ^ Зумерчик, Джон; Дэнвер, Стивен Лоуренс (2010). Моря и водные пути мира: энциклопедия истории, использования и проблем . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-711-1 .
- ^ Сабурен, Леопольд (1973). Священство . Архив Брилла. GGKEY:ZRNUJJQ6GG2.
- ^ Путешествие по Луристану и Арабистану . Дж. Мэдден и компания. 1845. с. 312 .
- ^ Кристенсен, Питер (1993). Упадок Ираншахра: ирригация и окружающая среда в истории Ближнего Востока, с 500 г. до н.э. по 1500 г. н.э. Музей Тускуланум Пресс. п. 131. ИСБН 978-87-7289-259-7 .
- ^ Томсон, Джеймс Оливер (1948). История древней географии . Издательство Библо и Таннен. п. 292. ИСБН 978-0-8196-0143-8 .
- ^ Роулинсон 2007 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ливерани, Марио (2003). «Взлет и падение СМИ» (PDF) . В Ланфранчи, Джованни Б.; Роаф, Майкл ; Роллингер, Роберт (ред.). Преемственность империи (?) Ассирия, Мидия, Персия . Падуя : Издательство и книжный магазин Саргона. стр. 1–12. ISBN 978-9-990-93968-2 .
- ^ Стирлин 2006 , с. 145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Dandamayev & Medvedskaya 2006 , Median Religion
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 81
- ^ Судавар 2003 , с. 84
- ^ География, Страб. 15.2.8
- ^ Gershevitch 1968 , p. 2
- ^ Gershevitch 1968 , p. 1
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмитт 2008 , с. 98
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: СМИ и Мидийцы» . www.newadvent.org . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мускарелла, Оскар Уайт (1 января 2013 г.). «Стипендия медианного искусства и медицины» . Археология, артефакты и древности Древнего Ближнего Востока . Брилл. стр. 999–1023. дои : 10.1163/9789004236691_040 . ISBN 978-90-04-23669-1 .
- ^ «СМИ (древний регион, Иран)» Британская энциклопедия . Пескиса 28.04.17
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ИСКУССТВО В ИРАНЕ ii. Среднее искусство и архитектура» . Энциклопедия Ираника . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Янг 1997 , с. 450
- ^ Гесиод , 700 г. до н. э.: Теогония , стр. 993–1002
- ^ Кетеван Надареишвили (2010–2011). «Мадея в контексте отношений Востока и Запада» .
- ^ «ПАВСАНИАС, ОПИСАНИЕ ГРЕЦИИ 2.1-14 - Библиотека классических текстов Теоя» .
- ^ «ДИОДОР СИКУЛСКИЙ, БИБЛИОТЕКА ИСТОРИИ, КНИГА 4.40-58 - Библиотека классических текстов Теоя» .
- ^ Хакан Озоглу, Курдские деятели и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ , SUNY Press, 2004, стр. 25.
- ^ Руководство по внешней политике и правительству Турции . Международные деловые публикации, США. Апрель 2003 г. ISBN. 9780739762820 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Федеральный исследовательский отдел (2004 г.). Турция . Кессинджер. ISBN 9781419191268 .
- ^ Виндфюр, Гернот (1975), «Изоглоссы: очерк персов и парфян, курдов и мидийцев», Monumentum HS Nyberg II (Acta Ираника-5), Лейден: 457–471
- ^ Пол, Людвиг. «КУРДСКИЙ ЯЗЫК i. ИСТОРИЯ КУРДСКОГО ЯЗЫКА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Шмитт, Рюдигер (1989). Сборник иранских языков. Висбаден: Райхерт.
- ^ Г. Асатрян, Пролегомены к изучению курдов , Ирана и Кавказа, Vol. 13, стр. 1–58, 2009 г. (стр. 21 [1] )
- ^ Асатрян, Гарник (2009). «Пролегомены к изучению курдов» . Иран и Кавказ . 13 (1): 1–57. дои : 10.1163/160984909X12476379007846 . ISSN 1609-8498 . JSTOR 25597392 .
- ^ Шахбази, А. Шапур (2012). «Персидская империя Ахеменидов (550–330 гг. До н.э.): Политическая история» . В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. п. 122. ИСБН 978-0-19-020882-0 .
- ^ Эпенгин, Эргин (2021). «История курдского языка и развитие литературного курманджи». В Бозарслане Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели (ред.). Кембриджская история курдов . Издательство Кембриджского университета. стр. 608–609.
Библиография
- Бойс, Мэри; Грене, Франц (1991), зороастризм под властью Македонии и Рима , Брилл, ISBN 978-90-04-09271-6
- Брайс, Тревор (2009), Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии. От раннего бронзового века до падения Персидской империи , Тейлор и Фрэнсис.
- Дандамаев, М.А.; Луконин В.Г.; Коль, Польша; Дадсон, ди-джей (2004), Культура и социальные институты Древнего Ирана , Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-61191-6
- Дандамаев М.; Медведская И. (2006), «Медиа» , Encyclepaedia Iranica Online Edition , заархивировано из оригинала 30 августа 2017 г.
- Дьяконов, И.М. (1985), «СМИ», в книге Ильи Гершевича (ред.), Кембриджская история Ирана , том. 2, Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, стр. 36–148, ISBN. 978-0-521-20091-2
- Гершевич И. (1968), «Древнеиранская литература», Иранские исследования , Справочник по востоковедению - Отдел - Ближний и Средний Восток, том. 1, Брилл, стр. 1–30, ISBN. 978-90-04-00857-1
- Хенриксон, Р.К. (1988), «Баба Ян Теппе» , Энциклопедия Ираника , том. 2, Рутледж и Кеган Пол, ISBN 978-0-933273-67-2 , архивировано из оригинала 13 августа 2011 г. , получено 5 мая 2011 г.
- Левин, Луи Д. (1 января 1973 г.), «Географические исследования в неоассирийском Загросе: I», Иран , 11 : 1–27, doi : 10.2307/4300482 , ISSN 0578-6967 , JSTOR 4300482
- Левин, Луи Д. (1 января 1974 г.), «Географические исследования в неоассирийском Загросе-II», Иран , 12 : 99–124, doi : 10.2307/4300506 , ISSN 0578-6967 , JSTOR 4300506
- Роулинсон, Джордж (2007) [1885]. Семь великих монархий древнего восточного мира . Том. 7. Нью-Йорк: Джон Б. Элдан Пресс. ISBN 978-1-931956-46-8 .
- Роллингер, Роберт (2021). «Срединная дилемма». В Джейкобсе, Бруно; Роллингер, Роберт (ред.). Соратник Персидской империи Ахеменидов . Джон Уайли и сыновья. стр. 457–473. ISBN 978-1119174288 .
- Шмитт, Рюдигер (2008), «Древнеперсидский», в Вударде, Роджер Д. (редактор), Древние языки Азии и Америки , Cambridge University Press, стр. 76–100, ISBN 978-0-521-68494-1
- Судавар, Аболала (2003), Аура королей: легитимность и божественная санкция в иранском королевстве , Mazda Publishers, ISBN 978-1-56859-109-4
- Стирлин, Анри (2006). Великолепие Персидской империи (на французском языке). Париж: Грунд. ISBN 978-2700015249 .
- Стронах, Дэвид (1968), «Тепе Нуш-и Ян: Курган в СМИ», Бюллетень Метрополитен-музея , новая серия, 27 (3): 177–186, doi : 10.2307/3258384 , ISSN 0026-1521 , JSTOR 3258384
- Стронах, Дэвид (1982), «Археология ii. Медиана и Ахемениды», в Яршатер, Э. (редактор), Encyclopædia Iranica , vol. 2, Рутледж и Кеган Пол, стр. 288–296, ISBN. 978-0-933273-67-2
- Тавернье, Январь (2007), Ираника в период Ахеменидов (ок. 550–330 до н.э.): лингвистическое исследование древнеиранских имен собственных и заимствований, подтвержденных в неиранских текстах , Peeters Publishers, ISBN 978-90-429-1833-7
- Ван Де Миеруп, Марк (2015), История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000–323 до н. э. , Уайли Блэквелл
- Виндфур, Гернот Л. (1991), «Центральные диалекты», Яршатер, Э. (редактор), Encyclopædia Iranica , Routledge & Kegan Paul, стр. стр. 242–251, ISBN. 978-0-939214-79-2
- Янг, Т. Кайлер-младший (1988), «Ранняя история мидийцев, персов и империи Ахеменидов до смерти Камбиза» , в Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ; Льюис, DM; Оствальд М. (ред.), Кембриджская древняя история , том. 4, Издательство Кембриджского университета, стр. 1–52, номер документа : 10.1017/CHOL9780521228046.002 , ISBN. 978-1139054317 , архивировано из оригинала 27 марта 2012 года , получено 21 февраля 2011 года.
- Янг, Т. Кайлер (1997), «Медийцы», Мейерс, Эрик М. (редактор), Оксфордская энциклопедия археологии на Ближнем Востоке , том. 3, Oxford University Press, стр. 448–450, ISBN. 978-0-19-511217-7
- Садок, Ран (2002), «Этнолингвистический характер Северо-Западного Ирана и Курдистана в неоассирийский период», Иран , 40 : 89–151, doi : 10.2307/4300620 , ISSN 0578-6967 , JSTOR 4300620
Дальнейшее чтение
- « Мед ». Британская энциклопедия . 2008. Британская энциклопедия Интернет. 16 января 2008 г.
- Гершевич, Илья (1985), Кембриджская история Ирана , том. 2, Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-20091-2
Внешние ссылки
- Срединная Империя на сайте Иранского камерного общества.