Jump to content

Хорасан Роуд

( Великая ) Хорасанская дорога была великой магистральной дорогой, соединявшей Месопотамию с Иранским нагорьем , а оттуда со Средней Азией , Китаем и долиной Инда .

Это очень хорошо задокументировано в период Аббасидов , когда оно соединило центр столицы Багдада с северо-восточной провинцией Хорасан .

Археологические находки показывают, что дорога регулярно использовалась в 3-м тысячелетии до нашей эры, соединяя Среднюю Азию с Месопотамией. [1] В период Ахеменидов дорога составляла восточный сегмент системы Королевской дороги . [2]

Ахеменидская дорога начиналась от мидийской столицы Экбатаны и заканчивалась у среднеазиатского города Бактра ( Балх ), проходя через Раги ( Рей ), Каспийские ворота (современный Тан-е Сар-е Дарра), [3] Гиркания и Парфия . [2] Великая магистральная дорога соединяла Бактру с долиной Инда.

Карта дороги Хорасан от Багдада до Рея, согласно Ибн Хордадбеху, с расстояниями в фарсахах

Дорога Хорасан, возможно, является наиболее документированной из дорог царства Аббасидов; [4] он не только подробно описан Ибн Рустой , но и большинство других средневековых мусульманских географов, таких как Кудама ибн Джафар и Ибн Хордадбе, ссылаются на него и указывают расстояния на различных его участках в своих работах. [5] Дорога начиналась у ворот Хорасан на восточной стороне Круглого города аль -Мансур и выходила из города у вторых ворот Хорасан в Восточном Багдаде. [6]

Карта дороги от Рея до Нишапура с указанием расстояний в фарсахах

Первым поселением после Багдада был Нахраван или Джиср Нахраван («Мост Нахраван»), названный в честь великого канала Нахраван , который проходил через него. В период Аббасидов он процветал, но был заброшен и пришел в упадок, когда дорога двинулась на север, в Бакубу . Окружающий район был известен как Тарик-и-Хурасан в честь Хорасанской дороги. [7] Следующий город был известен на арабском языке как Даскара аль-Малик («Даскара короля » ) и отождествляется с сасанидской эпохи Дастагирдом . Затем следовали Джалула , возле которого большой мост сасанидской эпохи пересекал реку Дияла , и Ханикин , также место расположения крупного моста, и Каср Сджирин , «Замок Ширин », названный в честь жены сасанидского шаха Хосрова II . [8] В Хулване дорога покинула Месопотамскую равнину и вела в горы Загрос и провинцию Джибал . [9] Дорога продолжилась в Мадхарустане и, наконец, вышла из перевала Хулван в городе Киринд и деревне Хушан. Затем следовали Тазар или Каср-Язид и аль-Зубайдия, где дорога поворачивала на восток в сторону Кирманшаха через равнину Майидашт или Махидашт . На большинстве этих мест мусульманские географы отмечают наличие остатков сасанидских дворцов. [10] От Кирманшаха дорога продолжалась до Хамадана и Сивы , поворачивала на север к Раю , а оттуда проходила на восток в провинцию Кумис . [11] Дорога была главной линией жизни Кумиса, и вдоль нее располагалось большинство городов провинции: Хувар , Каср или Карият аль-Милх («Соляной замок»), Рас аль-Калб («Собачья голова», отождествляемый с Ласгирдом). ), Самнан , Дамган , аль-Хаддада («Кузница») или Михман-Пыль , и Бистам . Около Бистама, у селения Бадхаш, дорога входила в Хорасан. [12]

Карта Хорасана и Трансоксианы в ранний исламский период

После въезда в Хорасан дорога разделилась на две части: северную ветвь, также называемую « караванной дорогой», ведущую в Джаджарм , а оттуда через Азадвар в Нишапур , и более короткую южную ветвь или «почтовую дорогу» вдоль края Дашт- Пустыня Кавир , через Асадабад , Бахманабад или Мазинан и Сабзивар , снова в Нишапур. [13] Вскоре после Нишапура, в Каср ар-Рихе («Замке Ветра»), дорога снова разделилась на два ответвления, ведущих на юго-запад и северо-восток. Юго-западная ветвь вела в Герат , откуда она разветвлялась дальше, с дорогами, ведущими на восток к Гуру или через Асфузар и Фарах на юг к Заранджу в Сиджистане . [14] Северо-восточная ветвь главной дороги вела от Каср ар-Риха через Мешхед , Тус , Маздаран и Сарахс к Марву Великому и Марву ар-Руду . От Марва Великого дорога продолжалась до переправы через реку Окс у Амуля и далее в Бухару и Самарканд . От Марв-эль-Руда одна ветвь вела на юг к Герату, а другая шла на северо-восток к Балху и, аналогично пересекая Оксус, к Тирмизу , откуда она разветвлялась на различные дороги в районы Саганиян и Хутталь , а другая ветвь вела на запад в Бухару. и Самарканд. [15] От Амуля другая ветка также вела по южному берегу Окса к Хорезму и Аральскому морю . [16] Из Самарканда дорога пересекала реку Согд и вела к городу Замин в Усрушане , к востоку от местной столицы Бунджиката . Там дорога снова разделилась: одна ветвь вела на север к Шашу и нижнему течению Яксарта , а другая на восток — к верхнему течению Яксарта, Ферганской долине и Китаю. [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Франкфор, Анри-Поль (19 марта 2020 г.). «Иран и Центральная Азия: Великий Хорасанский путь (Великая Хорасанская дорога) в третьем тысячелетии до нашей эры и артефакты из «темного камня»» . Иранское нагорье в эпоху бронзы: развитие урбанизации, производства и торговли . Археология (и). Выпуски MOM: 247–266. ISBN  978-2-35668-177-5 .
  2. ^ Jump up to: а б Брайант 2002 , с. 358.
  3. ^ Хансман, Джон Х. (1990). «КАСПИЙСКИЕ ВОРОТА» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том V/1: Ковры XV – Чехель Сотун, Исфахан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 61–62. ISBN  978-0-939214-66-2 .
  4. ^ Странный 1905 , с. 9.
  5. ^ Странный 1905 , стр. 12, 85.
  6. ^ Странный 1905 , с. 31.
  7. ^ Странный 1905 , стр. 59–61.
  8. ^ Странный 1905 , стр. 62–63.
  9. ^ Странный 1905 , стр. 63, 191.
  10. ^ Странный 1905 , стр. 191–192.
  11. ^ Странный 1905 , с. 228.
  12. ^ Странный 1905 , стр. 364, 367–368.
  13. ^ Странный 1905 , с. 430.
  14. ^ Странный 1905 , стр. 430–431.
  15. ^ Странный 1905 , стр. 430–431, 472.
  16. ^ Странный 1905 , с. 472.
  17. ^ Странный 1905 , стр. 475, 488.

Источники

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72319ab44b39d1673686e6f2b35db9ea__1720614240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/ea/72319ab44b39d1673686e6f2b35db9ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khurasan Road - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)