План
План | |
---|---|
![]() Первый взгляд Хосрова Парвиза на Ширин, купающуюся в бассейне, в рукописи Низами Гянджеви стихотворения . Это знаменитый момент в персидской литературе. | |
Умер | 628 |
Супруг | Хосров II |
Проблема | Марданшах Шахрияр |
Религия | Церковь Востока , затем Сирийская Православная Церковь. |
Ширин ( персидский : شیرین ; умерла в 628 г.) была женой сасанидского императора Хосрова II ( годы правления 590–628 ). В революции после смерти отца Хосрова Хормизда IV генерал Бахрам Чобин власть над Персидской империей взял . Ширин бежала с Хосровым в римскую Сирию , где они жили под защитой византийского императора Маврикия .
В 591 году Хосров вернулся в Персию, чтобы взять под свой контроль империю, а Ширин стала царицей. Она использовала свое новое влияние для поддержки христианского меньшинства в Иране , но политическая ситуация требовала, чтобы она делала это осторожно. Первоначально она принадлежала к Церкви Востока , но позже присоединилась к миафизитской церкви Антиохии , ныне известной как Сирийская Православная Церковь . После завоевания Иерусалима в 614 году во время византийско-сасанидской войны 602–628 годов сасаниды захватили Истинный Крест Иисуса сасанидского и принесли его в свою столицу Ктесифон , где Ширин взяла крест в своем дворце.
Спустя долгое время после ее смерти Ширин стала важной героиней персидской литературы как образец верной любовницы и жены. Она появляется в « Шахнаме» и романе «Хосров и Ширин» Низами Гянджеви (1141–1209 гг.), а также упоминается во многих других произведениях. Ее тщательно разработанная история в литературе мало или совсем не похожа на довольно немногие известные исторические факты ее жизни, хотя ее христианство и трудности после убийства ее мужа остаются частью этой истории, как и изгнание Хосрова до того, как он вернул себе трон. После их первой случайной встречи, когда Хосров изначально не знал о своей личности, их ухаживания принимают ряд неожиданных поворотов, причем пара часто разлучена, что занимает большую часть истории. После того, как сын Хосрова убивает его, сын требует, чтобы Ширин вышла за него замуж, чего она избегает, совершая самоубийство. [ 1 ]
Источник
[ редактировать ]Происхождение Ширин неизвестно. VII века По словам армянского историка Себеоса (умер после 661 г.), она была уроженкой Хузистана на юго-западе Ирана. [ 2 ] Однако в двух сирийских хрониках говорится, что она была «арамейкой», т. е. из области Бет-Арамайе . [ 3 ] Персидский историк Мирхванд (умер в 1498 г.), писавший намного позже, утверждает, что раньше она работала служанкой в персидском доме, который Хосров II регулярно посещал в подростковом возрасте. [ 4 ] В персидском эпосе XI века «Шахнаме» («Книга царей») Фирдоуси (умер в 1019/1025 г.), основанном на среднеперсидском тексте « Хвадай-Намаг» («Книга лордов»), говорится, что Ширин уже была замужем за Хосров II к тому времени бежал в Византийскую империю . [ 2 ] Ни одно из этих сообщений не подтверждено более ранними источниками, что может указывать на то, что они были позднее устоявшимися легендами. Византийский историк начала VII века Теофилакт Симокатта не упоминает имена двух женщин, бежавших вместе с Хосровым II. [ 5 ]
Традиция называть Ширин армянкой, по-видимому, имеет более позднее происхождение. [ 3 ]
Свадьба
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( декабрь 2016 г. ) |

Самый ранний источник, в котором упоминается Ширин, — это «Церковная история» Евагрия Схоластика , где она упоминается как «Сира». В нем хранится письмо, отправленное Хосровым II к раке преподобного Сергия в Ресафе . Один, датированный 592/593 годом, включает следующий отрывок: [ 6 ] «В то время, когда я [Хосров II] был в Берамаисе, я просил тебя, о святой, чтобы ты пришел мне на помощь и чтобы Сира могла зачать ребенка: и поскольку Сира был христианином , а я язычником , и наш закон запрещает нам иметь жену-христианку, тем не менее, из-за моих благосклонных чувств к тебе, я пренебрег законом в отношении нее, и среди своих жен я всегда уважал и почитаю ее как исключительно свою». [ 7 ]
«Таким образом я решил просить твоей благости, о Святая, чтобы она могла зачать; и я обратился с просьбой с обетом, что, если Сира зачнет, я отправлю крест, который она носит, в твое почтенное святилище. По этой причине оба Мы с Сирой намеревались сохранить этот крест в память имени твоего, святой, и вместо него послать пять тысяч статеров , как его стоимость, которая на самом деле не превышает четырех тысяч четырехсот статеров с того времени, как я задумал это. Просьба и эти намерения, пока я не достиг Росохосрона, не прошло более десяти дней, когда ты, о Святой, не из-за моего достоинства, но из-за твоей доброты, явился мне в видении ночном и трижды сказал мне, что Сира должен зачать, тогда как в том же видении я трижды ответил: «Хорошо». [ 7 ]
«С этого дня Сира не испытывала обычаев женщин , потому что ты — дающая просьбы; хотя я, если бы я не поверил твоим словам и тому, что ты свят и дающий просьбы, должен был бы усомниться, что она не стала бы Из этого обстоятельства я убедился в силе видения и истинности твоих слов и, соответственно, тотчас же послал тот же крест и его ценность в твое почтенное святилище с указаниями, что из этой суммы должно быть. сделал диск и чашу для божественных тайн, а также крест, который будет установлен на святом столе, и кадильницу, все из золота, а также гуннское покрывало, украшенное золотом. Излишек суммы пусть принадлежит. в святилище твое, чтобы по судьбе твоей, святитель, прийти на помощь мне и Сире во всех делах, а особенно в отношении сего прошения и того, что уже добыто для нас твоим заступничеством; , может быть осуществлено по состраданию Твоей доброты и желанию меня и Сиры; чтобы мы оба и все люди в мире могли доверять твоей силе и продолжать верить в тебя». [ 7 ]
Теофилакт Симокатта дает аналогичный отчет с дополнительной информацией. «В следующем году персидский царь [Хосров II] провозгласил царицей Сейрем [Ширин], которая была римского происхождения и христианской религии и в возрасте, расцветающем для брака, переспала с ней...» На третий год он умолял Сергий, самый успешный в Персии, чтобы ему был дарован ребенок от Сейрема. Вскоре это с ним и произошло. [ 8 ] Римскому (византийскому) происхождению Ширин противоречит Себеос : «[Хосров], в соответствии со своей магической религией, имел многочисленных жен. Он также брал жен-христианок, и имел чрезвычайно красивую жену-христианку из земли Кюжастана по имени Ширин, Бамбиш, царица цариц [тикнац' тикин]. Она построила монастырь и церковь вблизи царской обители и поселила там священников и дьяконов, выделяя из придворных стипендий и денег на одежду. Она расточала золото и серебро [на монастырь. ] Отважно, с высоко поднятой головой она проповедовала Евангелие Царства при дворе, и никто из великих магов не осмеливался открыть рот, чтобы сказать что-либо — большое или маленькое — о христианах, когда, однако, прошли дни и ей пришел конец. При приближении многие из магов, принявших христианство, приняли мученическую смерть в разных местах». [ 9 ]
Хроника Хузистана , написанная ассирийским христианином из Хузестана [Ирана], вероятно, в 680 году, описывается как сирийский аналог армянского труда Себеоса . Читаем об отношениях католикоса Ишо Яхба II и персидского царя Хосрова II. Парвез (590-628): «На протяжении всей жизни с Ишо Яхбом обращались с уважением сам король и две его жены-христианки Ширин-арамейка и Мария-римлянка». (Теодор. Нёльдеке: Die von Guidi herausgegebene syrische Chronik , Вена 1893, стр. 10)
«Хроника Серта» (Сиирта) — это анонимный историографический текст, написанный Церковью Востока в Персии и на Ближнем Востоке, возможно, еще в 9 веке нашей эры. В тексте рассматриваются церковные, социальные и политические вопросы христианской церкви, а также рассказывается история ее лидеров и выдающихся членов. LVIII. - История Хосрова Парвеза, сына Хормизда" Хосров в благодарность за Мориса приказал восстановить церкви и почтить христиан. Он построил себе две церкви для Марии (Марьям), а также большую церковь и замок в стране Бет Лашпар. для жены его Ширин Арамейки». [ 10 ] (Patrologia Orientalis, Том VII. - Выпуск 2, Несторианская история ( Хроника Серта ), Вторая часть (1), опубликовано и переведено монсеньором Аддаем Шером , Париж, 1911 г., Опубликовано в Париже: Firmin-Didot 1950, стр. 467.)
Хосров создал несколько городов, названных в честь своей возлюбленной Ширин, в том числе современный город Каср-э Ширин , что означает дворец Ширин.
См. также
[ редактировать ]
- Бехистунский дворец
- Хосров и Ширин
- Далал Харио , автор, опубликовавший мемуары под псевдонимом «Ширин».
- Низами Гянджеви
- Каср-э Ширин
- Сасанидская музыка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Более поздние главы Баума полностью охватывают ее литературное изображение.
- ^ Jump up to: а б Баум 2004 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Орсатти 2006 .
- ^ Баум 2004 , стр. 25–26.
- ^ Баум 2004 , с. 26.
- ^ Баум (2004), с. 30-32
- ^ Jump up to: а б с Евагрий Схоластик, «Церковная история». Книга 6, глава XXI (21). Перевод 1846 г. Э. Уолфорда.
- ^ Отрывки из истории Феофилакта. Главы 13.7 и 14. 1 Перевод Майкла Уитби
- ^ «История Себеоса», главы 4. Перевод Роберта Бедросяна (1985)
- ^ Согласно фольклору, уже упомянутому в 891 году географом аль-Якуби , это был замок, руины которого сегодня находятся в городе Каср-э-Ширин .
Источники
[ редактировать ]- Баум, Вильгельм (2004). Ширин: Христианская царица Миф о любви: Женщина поздней античности: историческая реальность и литературный эффект . Горгиас Пресс. ISBN 978-1-59333-282-2 .
- Брозиус, Мария (2000). «Женщины i. В доисламской Персии» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Орсатти, Паола (2006). «Хосров Тайна » Энциклопедия Ираника, интернет- издание Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пейн, Ричард Э. (2015). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-29245-1 .
- Рождения в VI веке
- 628 смертей
- Персонажи «Тысячи и одной ночи»
- Переходит в восточное православие
- Христиане 7-го века
- Иранский народ VI века
- Иранский народ VII века
- Супруга королевы VI века
- Супруга королевы VII века
- арамейцы
- Христиане в Сасанидской империи
- Бывшая церковь восточных христиан
- Женщины в Шахнаме
- Жены Хосрова II