Исхак аль-Маусили
Исхак аль-Маусили | |
---|---|
Рожденный | 767/772 Рэй или Арраджан |
Умер | Март 850 г. |
Национальность | Араб персидского происхождения |
Род занятий | Музыкант, Композитор, Певец, Теоретик музыки |
Известный | Ведущий музыкант своего времени в Аббасидском халифате. |
Родитель | Ибрагим аль-Маусили |
Исхак аль-Маусили ( араб . إسحاق الموصلي ; 767/772 — март 850) — арабский музыкант персидского происхождения, работавший как композитор, певец и теоретик музыки. [1] Ведущий музыкант своего времени в Аббасидском халифате , [2] он служил под руководством шести последовательных халифов Аббасидов : Харуна ар-Рашида , Аль-Амина , Аль-Мамуна , Аль-Мутасима , Аль-Ватика и Аль-Мутаваккиля . [1] Халифы и двор Аббасидов пользовались большим уважением, а его разнообразный интеллект поднял его на социальный статус, который был весьма необычен для музыкантов того времени.
Обученный своим знаменитым отцом Ибрагимом аль-Маусили , певицей Атикой бинт Шухда и известным лютнистом Залзалом , он сменил своего отца в руководстве консервативным музыкальным истеблишментом. Это поставило его в противоречие с прогрессивными музыкантами, такими как Ибрагим ибн аль-Махди и Зирьяб , стиль которых позже стал доминировать по популярности. Он появился в «Макамате Аль- Харири Басры» и «Тысячи и одной ночи» . Создание им всеобъемлющей теоретической системы арабской музыки без влияния Древней Греции сохраняло актуальность, по крайней мере, до 14 века, когда ее отстаивал Ибн Курр .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Современные источники различаются по точному местонахождению и дате рождения Исхака аль-Маусили. Арабист Эверетт К. Роусон (в Enциклопедии Ираника ) и музыковед Экхард Нойбауэр (в Grove Music Online ) записывают 767–768 и 767 соответственно (150 г.х. ), [1] [3] в то время как музыковед Оуэн Райт (в Энциклопедии ислама ) записывает 772 (155 г.х.). [4] С аналогичным противоречием Роусен и Райт заявляют, что он родился в Рэе , [3] [5] в то время как Нойбауэр записывает Арраджана , хотя и включает «?», отмечая неопределённость по этому поводу. [1] Отец Исхака Ибрагим аль-Маусили , араб персидского происхождения, получил арабское и персидское музыкальное образование в Рее. [6] Ибрагим познакомился и женился на матери Исхака Шахак до того, как семья переехала в столицу Аббасидов Багдад . [3] Столицей ранее был Дамаск, а Багдад стал лишь недавно, после прихода к власти династии Аббасидов ; такой сдвиг в сторону Персии отразился на обществе Аббасидов, и Ибрагим был среди многих видных персидских интеллектуалов Халифата. [7] [n 1] Ибрагим нашел значительное признание и покровительство в столице, служа под руководством трех последовательных халифов Аббасидов : Аль-Махди , Аль-Хади и Харуна ар-Рашида . [6]
Успех его отца позволил Исхаку вырасти «среди культурной элиты». [3] получают всестороннее образование как в области музыки, так и исламских наук . [1] Среди его учителей были известные литературоведы Абу Убайда и Аль-Асмаи . [3] Исхак обладал высоким уровнем поэзии, в основном используя традиционные стили. [5] Он был «известен своим научным мастерством», [4] особенно его знания в области филологии и юриспруденции ( фикх ). [2] Халиф Аль-Мамун позже разрешил ему присутствовать на судебных заседаниях с учеными-литературоведами и юристами, а не с музыкантами, учитывая его интеллект. [3] Аль-Мамун также заметил бы, что он, по словам Райта, «назначил бы его кади [судьей], если бы он еще не был известен как музыкант». [5] Однако важность Исхака заключается главным образом в его музыкальном вкладе. [3] Его главными учителями были его отец Ибрагим и известный лютнист Залзал . [1] который был учеником своего отца. [6] Позже Исхак объявит Залзала самым выдающимся лютнистом своего времени. [8] Певица Атика бинт Шухда также была его учительницей и якобы учила Исхака одному или двум произведениям каждый день в течение семи лет. [9]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]За свою более чем 40-летнюю карьеру Исхак стал одновременно ведущим придворным музыкантом и компаньоном шести халифов: Харуна, Аль-Амина , Аль-Мамуна , Аль-Мутасима , Аль-Ватика и Аль-Мутаваккиля . [1] Ему оказали дополнительное покровительство визири и другие важные деятели двора Аббасидов. [10] Однажды Абу аль-Фарадж аль-Исфахани записывает, что Исхак обнаружил одну неправильно настроенную струну, прослушивая одновременно двадцать удов . [10] Также, по словам аль-Исфахани, его вдохновил сасанидский музыкант Барбад , и он часто рассказывал друзьям историю о том, как Барбад смог сыграть песню на своей лютне- барбате , хотя ревнивый соперник неправильно настроил все его струны. [11] Среди учеников Исхака был Али ибн Яхья аль-Мунаджим (умер в 888 г.) — отец поэта и теоретика музыки Абу Ахмада Монаджима — который написал книгу об Исхаке аль-Мавсили. [12] Говорят, что географ Ибн Хордадбех также был его учеником. [13] поскольку отец Хордадбе Абдаллах ибн Хордадбе был другом Исхака. [14]
Как и его отец Ибрагим аль-Маусили, Исхак аль-Маусили возглавлял консервативную музыкальную фракцию. [1] поддерживая классические арабские традиции Хиджаза . [10] Это поставило его в оппозицию прогрессивной музыкальной идеологии, возглавляемой Ибрагимом ибн аль-Махди . [1] к которому присоединился Зирьяб , ученик Ибрагима аль-Маусили. [15] Принц Аббасидов, Ибрагим «изображался поборником большей свободы самовыражения» и был известен своими музыкальными новаторствами, в которых часто использовалась персидская эстетика. [2] Современные источники часто комментируют соперничество между Исхаком и Ибрагимом и соглашаются с музыкальным превосходством Исхака. [10] особенно как инструменталист и композитор. [4] Исхак прославился своей техникой, владением репертуаром и музыкальным слухом. [5] и, по словам аль-Исфахани, однажды он намеренно сыграл расстроенный уд, чтобы показать Ибрагима. [10] Современные источники сообщают, что у Исхака был непривлекательный певческий голос. [10] и в этом его превзошёл Ибрагим ибн аль-Махди, который славился своим тоном и голосовым диапазоном в четыре октавы . [2] Чтобы компенсировать свой плохой естественный голос, Исхак, возможно, пел фальцетом - техника, которую комментаторы, такие как аль-Исфахани, приписывают ему. [10] Несмотря на большую известность Исхака, Роусон отмечает, что «кажется очевидным, что будущее за [Ибрагимом]»; Коллеги Исхака Аллавай аль-Асар (Аллуйя) и Мухарик в конечном итоге присоединились к фракции Ибрагима. [10]
Ко времени Аль-Ватика ( годы правления 842–847 ) Исхак прекратил сочинять музыку, хотя он все еще был активным исполнителем. [16] В более поздние годы он постепенно ослеп и умер в Багдаде в марте 850 года (235 года хиджры). [1] [16]
Музыка и произведения
[ редактировать ]Более поздние источники приписывают Исхаку сочинение от 200 до 400 песен, а также стихотворение, насчитывающее 50 листов , хотя все они утеряны. [17]
Исхаку приписывают создание теоретической системы арабской музыки , при этом, по словам Нойбауэра, он не знал теории, лежащей в основе древнегреческой музыки . [1] Его сочинения предположительно включали около 40 книг по музыке. [1] хотя ни один из них не выжил. [17] Среди них была « Китаб аль-агани аль-кабир» ( «Великая книга песен »), которая стала основным источником одноименного произведения Абу аль-Фараджа аль-Исфахани . [1] [n 2] Аль-Исфахани вместе с ученым Абу ль-Хасаном ибн аль-Мунаджимом обсуждали теоретическую систему Исхака в своих работах. [1]
Наследие
[ редактировать ]Человек с разносторонним образованием, Исхак являл собой пример «культурного музыканта-придворного» своего времени, обладая значительными способностями в различных дисциплинах, помимо музыки. [2] Однако его репутация и историческое значение сосредоточены исключительно вокруг его музыки. [3] В XII веке теории Исхака применялись в Испании, находившейся под властью мусульман ; теоретик Ибн Курр . они оставались актуальными, по крайней мере, до конца 14 века, когда их, по общему мнению, защищал [1]
Он занимает видное место в музыкальном трактате Ибн ат-Таххана ( первая половина XI века ), «Хави аль-фунун ва-салват аль-махзун» ( «Сборник искусств, утешающих печальные сердца ») и гораздо больше, чем многие другие. современных музыкантов ат-Таххана. [18] Исхак появляется в сказках из «Макамата Аль -Харири Басры» и «Тысячи и одной ночи» . [19]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Более поздние примеры новых персидских интеллектуалов в халифате Аббасидов включают Мухаммада ибн Закарию ар-Рази и Аль-Фараби . [7]
- ^ Работа Аль-Исфахани также включала подробную биографию Исхака и обзор его сочинений. [1]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Нойбауэр 2001a , «(2) Исхак аль-Мавсили».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Райт 2001a , «(iii) Ранние Аббасиды и Багдад (750–900)».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Роусон 2012 г. , § абз. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с Райт 2018 , § параграф. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д Райт 2018 , § параграф. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Neubauer 2001a , «(1) Ибрагим аль-Мавсили [ан-Надим]».
- ^ Перейти обратно: а б Фархат 2001 , «1. История».
- ^ Фермер, Х.Г. (2001). «Залзал» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.30802 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Мейерс Сава 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Роусон 2012 г. , § абз. 2.
- ^ Хазраи 2016 , с. 167.
- ^ Райт, Оуэн (2001). «Мунаджим, аль-» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.00654 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Заде 2013 , с. 65.
- ^ Босворт 1997 , стр. 37–38.
- ^ Нойбауэр, Экхард (2001b). «Зирьяб» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.31002 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Перейти обратно: а б Роусон 2012 г. , § абз. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Роусон 2012 г. , § абз. 3.
- ^ Райт 2001b , «(i) Политическая фрагментация».
- ^ Райт 2018 , § параграф. 3.
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Хазраи, Фирузе (2016). «Музыка в Хосрове Ва Ширине ». Талаттоф , Кямран ; Клинтон, Джером В. (ред.). Поэзия Низами Гянджеви: знание, любовь и риторика . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-137-09836-8 .
- Заде, Трэвис (2013). «О мумиях, поэтах и водных нимфах: прослеживание кодикологических границ географии Ибн Хурдадбиха». В Бернарсе, Моник (ред.). Исследования Аббасидов IV: Периодические статьи Школы исследований Аббасидов . Эксетер: Мемориальный фонд Гибба. ISBN 978-0-906094-98-3 .
- Статьи в журналах и энциклопедиях
- Босворт, К. Эдмунд (1997). «Ибн Хорданбех» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том VIII/1: Эбн Айяш – Экономика V. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-1-56859-050-9 .
- Лоэргрен, Бо ; Фархат, Хормоз ; Блюм, Стивен (2001). «Иран» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.13895 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Фархат, Хормоз . «II. Классические традиции». В Lawergren, Farhat & Blum (2001) .
- Нойбауэр, Экхард (2001a). «Мавшили, аль-семья» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.51032 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Роусон, Эверетт К. (2012) [1998]. «Эсхак Мавсели» . Энциклопедия Ираника . Лейден: Издательство Brill .
- Райт, Оуэн (1966). «Ибн аль-Мунаджим и ранние арабские лады» . Журнал Общества Галпина . 19 : 27–48. дои : 10.2307/841911 . ISSN 0072-0127 . JSTOR 841911 .
- Райт, Оуэн; Поче, Кристиан; Шилоах, Амнон (2001). «Арабская музыка» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.01139 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Райт, Оуэн (2001a). «2. Ранний период (до 900 г. н. э.)». В Райт, Поче и Шилоа (2001) .
- Райт, Оуэн (2001b). «3. Поздние Аббасиды (900–1258)». В Райт, Поче и Шилоа (2001) .
- Мейерс Сава, Сюзанна М (2013). «Атика бинт Шухда» . Энциклопедия ислама . Лейден: Издательство Brill .
- Райт, Оуэн (2018). «Исхак б. Ибрагим аль-Мавсили» . Энциклопедия ислама . Лейден: Издательство Brill .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эль Хефни, Махмуд Ахмад (1964). Исхак аль-Мавсили аль-Мусикар ан-Надим Исхак Аль-Мусили, музыкант Надима [ Исхак аль-Мавсили, музыкант и компаньон ]. Каир: аль-Муассаса аль-Мисрия аль-Аммах лил-Талиф ва-аль-Анба ва-ан-Нашр. ОСЛК 22161887 .
- Беншейх, JE [на французском языке] (июнь 1975 г.). «Музыканты и поэзия. Школы Исхака аль-Мавсили (ум. 225 г. хиджры) и Ибрагима ибн аль-Махди (ум. 224 г. хиджры)». Арабика . 22 (2): 114–152. дои : 10.1163/157005875X00543 . JSTOR 4056278 .
- 766 рождений
- 850 смертей
- Иранские музыканты
- Музыканты из Аббасидского халифата
- Иранский народ 9-го века
- Иранский народ 8-го века
- Люди 9-го века из Аббасидского халифата
- Люди из Куфы
- Придворные Аббасидского халифата
- Люди 8-го века из Аббасидского халифата
- Люди из Рэя, Иран
- Персонажи «Тысячи и одной ночи»
- Иранские теоретики музыки