аль-Харири из Басры
Аль-Харири Харири аль-Басри | |
---|---|
![]() Возможное изображение аль-Харири в Макамате аль-Харири , издание 1237 года н. э., вероятно, Багдад. [1] | |
Рожденный | Абу Мухаммад аль-Касим ибн Али ибн Мухаммад ибн Усман аль-Харири Абу Мухаммад аль-Касим бин Али бин Мухаммад бин Осман Аль-Харири 1054 Деревня Аль-Машан, недалеко от Басры , халифат Аббасидов , ныне провинция Басра , Ирак |
Умер | 10 сентября 1122 г. Басра , халифат Аббасидов , ныне провинция Басра , Ирак | ( 10.09.1122 )
Занятие | Арабский поэт, писатель, ученый арабского языка, чиновник сельджуков. |
Известные работы | Макамат аль-Харири Макамат аль-Харири |
-Харири из Басры ( араб . аль-Касим ибн Абу Мухаммад ; 1054 – 10 сентября 1122) был поэтом, принадлежащим к племени Бени Харрам Аль Али ибн Мухаммад ибн Усман аль-Хари арабов- бедуинов , который жил и умер в городе Басра , современный Ирак . [2] Он был знатоком арабского языка и сановником империи Сельджуков , которая правила Ираком при его жизни, с 1055 по 1135 год.
Он известен своим «Макамат аль-Харири» (также известным как «Ассамблеи Харири»), сборником из около 50 рассказов, написанных в стиле макама , представляющих собой смесь стихов и литературной прозы. На протяжении более восьми столетий самое известное произведение Аль-Харири, его «Макамат», считалось одним из величайших сокровищ арабской литературы после Корана и доисламских поэтических канонов. Хотя макамат не был изобретен аль-Харири, он возвел этот жанр в форму искусства.
Биография
[ редактировать ]Аль-Харири родился в 446 году хиджры (1054 года нашей эры) и умер в своем родном городе Басре 6 раджаба 516 года хиджры (10 сентября 1122 года нашей эры). [3] Хотя место его рождения неизвестно, ученые предполагают, что он, вероятно, родился в Машане недалеко от Басры, где у его семьи была плантация пальм. [4] и проживал в Басре только после достижения зрелого возраста. Улица, на которой он умер, Бану Хааран, была местом, где, как известно, селились определенные семьи, и была центром шелковой промышленности Басры. Его имя, аль-Харири, вероятно, отражает его место жительства ( харири = производитель или торговец шелком). [5]
Он любил похвастаться своим арабским происхождением: он был потомком Рабиата аль-Фараса, сына Низара, сына Маада, сына Аднана аль-Ямури, который был сподвижником Мухаммеда . [6]
Его семья достигла большого богатства, что позволило ему получить хорошее образование, обучаясь у Аль Фадла аль Касбани. Известно, что он изучал юриспруденцию, после чего стал мунси (официальным писателем). [7] Его профессия обычно описывается как высокий чиновник. [8] Аль-Харири делил свое время между Басрой, где у него были деловые интересы, и Багдадом, где он занимался литературной деятельностью. [9]
Он наиболее известен тем, что написал Макамат аль-Харири ( مقامات الحريري , также известный как «Собрания аль-Харири» ), виртуозное проявление саджа , состоящее из 50 анекдотов, написанных стилизованной прозой, которые когда-то были заучены учеными наизусть. и «Мулхат аль-ираб фи ан-наух» , обширное стихотворение по грамматике. [10]
различные описания вдохновения Аль-Харири на написание Макмата В литературе можно найти . Одна версия, ставшая общепризнанной, была рассказана сыном Аль-Харири, Абу аль-Касимом Абдуллой, и заключается в том, что автор и его слуги сидели в мечети в Бану-Харан, когда бедняк по имени Абу Зайд , одетый в рваные плащи, вошел и заговорил с большой беглостью и элегантностью. Докладчик рассказал историю о разграблении его родного города Саруджа и взятии в плен его дочери. [11]

С момента своего первого появления «Макамат» Аль-Харири приобрел огромную популярность во всем арабоязычном мире. [13] с людьми, приезжающими из таких далеких стран, как Андалусия (Испания), чтобы услышать стих, прочитанный из уст автора. Альтернативное название произведения «Собрания» связано с тем фактом, что макамат читался перед собравшейся аудиторией. [14] Еще при жизни автора произведение было достойно запоминания, публичного чтения и литературных комментариев. [15] Сам Аль-Харири читал свой Макамат перед образованной аудиторией и учеными. Зрители диктовали или вносили исправления в свои личные рукописи. В то время этот тип публичного чтения был основным методом распространения копий литературных произведений в арабоязычном мире. [16]
Когда аль-Харири написал 40 макаматов, он собрал их в один том и направился в Багдад, где ожидал триумфального приема. Однако его оппоненты обвинили его в плагиате; они утверждали, что «Ассамблеи» на самом деле были произведением писателя из Западного Магриба, который умер в Багдаде и чьи бумаги попали в руки Аль-Харири. Чтобы проверить обоснованность таких утверждений, визирь послал за аль-Харири и предложил ему составить письмо на определенную тему. Однако Аль-Харири не был импровизатором, скорее ему требовались длительные периоды одиночества для сочинения своих рассказов, и хотя он на длительное время уединялся в углу, он не мог ничего создать и ему было стыдно. Стремясь восстановить свою репутацию, аль-Харири вернулся в Басру, где в последующие месяцы составил еще десять макаматов. [17]
Он женился и имел двух сыновей. Его сыновья обучались чтению Макамата своего отца . [18]
Что касается внешности аль-Харири, он был очень низкого роста и носил бороду, которую имел привычку выщипывать, когда был глубоко задумался. [19] Его описывали как не особенно красивого мужчину. Когда посетители избегали его появления, он говорил им: «Я человек, которого нужно услышать, а не увидеть». [20]
Политический контекст
[ редактировать ]Аль-Харири жил в Ираке в то время, когда регионом правили сельджуки. [21] Регион Месопотамии находился под контролем Империи Сельджуков с 1055 по 1135 год, поскольку тюрк-огуз Тугрил Бег изгнал шиитскую династию Буидов. Тугрил Бег вошел в Багдад в 1055 году и был первым сельджукским правителем, назвавшим себя султаном и защитником Аббасидского халифата. [22] [23] Месопотамия оставалась под контролем Великих Сельджуков во время правления Мухаммеда I Тапара (1082–1118 гг. н.э.), но с 1119 г. его 14-летний сын Махмуд II (1118–1131 гг.) был ограничен единственным правителем Ирака, в то время как Санджар взял под свой контроль остальную часть Империи. Чтобы противостоять амбициям аббасидского халифа аль-Мустаршида (1118-1135), желавшего приобрести мировое господство, в 1124 году Махмуд даровал город Васит Имаду ад-Дину Зенги (род. 1085) в качестве икты и пожаловал ему военное губернаторство Басры вместе с Багдадом и всем Ираком в 1127 году. В том же году Имад ад-Дин Зенги был также назначен губернатором Мосула, где было сформировано Атабегство Мосула . [24]
Работа
[ редактировать ]
На протяжении более восьми столетий самая известная работа Аль-Харири, его «Макамат», считалась величайшим сокровищем арабской литературы после Корана . [25]
Аль-Харири Макамат
[ редактировать ]Как жанр макамат был первоначально разработан Бади аз-Заманом аль-Хамадани (969–1008), [26] [27] но Аль-Харири возвел его в крупную литературную форму. [28]
Аль-Харири «Макамат» состоит из 50 анекдотов, рассказанных Абу Зайдом Аль-Харису, который считается рассказчиком произведения. Абу Зайд — странник и доверчивый обманщик, способный выжить, используя свою хитрость и красноречие. [29] В работе широко используется язык пустынных арабов – его идиомы, пословицы и тонкие выражения. [30]
аль-Харири В «Макамате» широко использовались литературные ухищрения. В одной макаме, известной как «переворот», предложения можно читать наоборот, придавая каждому отрывку противоположное значение. В 26-й макаме, известной как «Пятнистая», главный герой составляет «пятнистую букву», в которой иероглиф с точкой чередуется с иероглифом без точки. [31] В отрывке, который аль-Харири добавил к версии своего «Макамата» , он перечисляет множество техник: «Язык, серьезный и легкий, жемчужины красноречия, аяты из Корана, избранные метафоры, арабские пословицы, грамматические загадки, двойные значения слов, речей, речей и занимательных шуток». [32]
Как и большинство книг того периода, макамат предназначался для чтения вслух перед большим собранием. [33] Устные пересказы макамата часто были импровизированными, однако аль-Харири, сочинявший свои рассказы в частном порядке, задумал их как готовые произведения, которые, как он ожидал, будут читать без прикрас.
Этот текст был переведен на иврит Иегудой Альхаризи (ум. 1225) как Маберет итиель и оказал большое влияние на собственный макамат Альхаризи, Тахкемони . [34]
Другие работы
[ редактировать ]Сохранилась значительная часть его переписки. [35] Он также написал несколько касыдов , в которых широко использовалась аллитерация. [36] Он также написал два трактата по грамматике: [37]
- Дурра аль-Гаввас - Жемчужина ныряльщика, являющаяся трактатом об ошибках [в арабской грамматике], совершенных высокопоставленными лицами - антология грамматических ошибок, написанных в стихах
- Мулхат аль-Ираб – Красоты грамматики – сборник стихов
Редакции и переводы
[ редактировать ]Произведение неоднократно копировалось различными исламскими династиями из-за королевского обычая заказывать копии известных рукописей для своих частных библиотек. [38] В XIII и XIV веках произведение было переведено на ряд ближневосточных языков, включая иврит и турецкий. [39] Некоторые из самых ранних копий и имитаций Макамата на европейских языках появились в Андалусии еще в 13 веке. [40] Однако западная аудитория познакомилась с этим произведением только тогда, когда в 17 веке появились первые латинские переводы. [41]
При жизни аль-Харири издания его произведений выходили без каких-либо иллюстраций. С начала XIII века стали появляться иллюстрированные издания рукописи. [42] В течение некоторого времени было известно десять различных иллюстрированных изданий, но с появлением нового иллюстрированного издания в 1960 году их общее количество теперь достигло одиннадцати. [43] Одним из самых ранних и наиболее широко известных иллюстрированных изданий является издание аль-Васити (1236 г.): [44] сейчас находится в Национальной библиотеке Франции . [45]

Самым известным переводом его Макамата была немецкая версия поэта и востоковеда Фридриха Рюкерта под названием Die Verwandlungen von Abu Serug , в которой была предпринята попытка подражать рифмам и игре слов оригинала. [46] [47] Основным английским переводом является издание девятнадцатого века Томаса Ченери и Фрэнсиса Джозефа Стейнгасса . [48]
сотни печатных изданий Макамата . Можно найти [49] Известные издания и переводы включают:
- Фридрих Рюкерт (транс), Метаморфозы Абу Сеида фон Серуга, или Макамен Харири , Котта, 1837 г. (на немецком языке)
- Томас Ченери и Фрэнсис Дж. Стейнгасс (перевод), - Собрания аль-Харири: с введением о жизни и временах аль-Харири (перевод с арабского с историческими и грамматическими примечаниями) , Фонд восточных переводов, новая серия, 3, 2 тома, Лондон: Королевское азиатское общество, 1867 г. (на английском языке)
- Амина Шах (пер.), Собрания Аль-Харири: пятьдесят встреч с шейхом Абу Зайдом из Серуджа , Лондон, Октагон, 1980 г.
- Теодор Престон (пер.), Макамат или риторические анекдоты Аль-Харири из Басры: перевод с арабского оригинала с аннотациями , Кембридж: Cambridge University Press, 1850 г.
- Майкл Куперсон (редактор), Макамат Аби Зайда ас-Саруджи Аль-Харири , Библиотека арабской литературы Нью-Йоркского университета: Издательство Нью-Йоркского университета, ISBN 9781479800896 (арабское издание)
- Майкл Куперсон (пер.) Обманы Аль-Харири , Библиотека арабской литературы Нью-Йоркского университета: Издательство Нью-Йоркского университета, 2020. ISBN 9781479810567 (перевод на английский)

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (2017). Турок в Духанге? Сравнительные взгляды на элитную одежду в средневековом Ладакхе и на Кавказе . Издательство Австрийской академии наук. п. 232.
- ^ Шах 1980 , с. 10.
- ^ Маргулиот, Д.; Пеллат, Ч. (1971). «АЛЬ-ХАРЕРИ». В Льюисе, Б.; Менаж, ВЛ; Пеллат, Ч.; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, том III (H-IRAM) . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 221–2. ISBN 90 04 08118 6 . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Престон, Р., Макамат; Или, «Риторические анекдоты Аль-Харири из Басры» , Лондон, Джеймс Мэдден, 1850 г., стр. 5–7; Ченери, Т. (перевод), Собрания Аль-Харири , Том 1, Лондон, Уильямс и Норгейт, 1867, с. 10
- ^ Макгукин де Слейн, Б., Биографический словарь [Kitāb Wafayāt Al-a'yān] (транс), Париж, Фонд восточных переводов, 1873, стр. 492–93
- ^ Ченери, Т. (перевод), Собрания Аль Харири , Том 1, Лондон, Уильямс и Норгейт, 1867, стр. 9 Аднан, в свою очередь, был потомком Абдаллаха ибн Аббаса , одного из сподвижников пророка Мухаммеда. Аднанское племя было одним из важнейших арабских племен. См.: Абу ль-Ала аль-Маарри, Послание прощения , NYU Press, 2016, с. 454
- ^ Ченери, Т. (перевод), Ассамблеи Аль Харири, Том 1, Лондон, Уильямс и Норгейт, 1867, стр. 10
- ^ Шах, А. (редактор), Собрания Аль-Харири: пятьдесят встреч с Шейком Абу Зайдом из Серуджа, Ishk Book Service, 1980
- ^ Мейсами, Дж. С. и Старки, П. (редакторы), Энциклопедия арабской литературы , Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 272
- ^ аль-Харири Британская энциклопедия , 2008. Британская энциклопедия онлайн. .2008-03-12
- ^ Николсон, Р.А., Литературная история арабов , Ричмонд, Суррей, Керзон, Press, 1993, стр. 329; Ченери, Т. (перевод), Собрания Аль-Харири , Том 1, Лондон, Уильямс и Норгейт, 1867, стр. 21
- ^ Маккей, Пьер А. (1971). «Свидетельства о передаче рукописи макамата Харири (MS. Каир, Адаб 105)» . Труды Американского философского общества . 61 (4): 6. дои : 10.2307/1006055 . ISSN 0065-9746 .
- ^ Флуд, Ф.Б. и Неджипоглу, Г., Спутник исламского искусства и архитектуры , John Wiley & Sons, 2017, стр. 272
- ^ Мейсами Дж. С. и Старки П. (редакторы), Энциклопедия арабской литературы , Том 2, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 508
- ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Отто Харрасовиц Верлаг, 2002, стр. 208; Мери, Дж.В., Средневековая исламская цивилизация: А.К. , Тейлор и Фрэнсис, 2006, стр. 314; Дектер, Дж. П., «Литературы средневековых сефарад», глава 5 в: Зохар З., Сефардское и мизрахское еврейство: от золотого века Испании до наших дней , NYU Press, 2005, стр. 88
- ^ Макамат Аль-Лузумия, BRILL, 2002, стр. 2
- ^ Ченери, Т. (перевод), Ассамблеи Аль Харири , Том 1, Лондон, Уильямс и Норгейт, 1867, стр. 27–28.
- ^ Макгукин де Слейн, Б., Биографический словарь [Kitāb Wafayāt Al-a'yān] (транс), Париж, Фонд восточных переводов, 1873, стр. 492–93
- ^ Макгукин де Слейн, Б., Биографический словарь [Kitāb Wafayāt Al-a'yān] (транс), Париж, Фонд восточных переводов, 1873, стр. 492–93
- ^ Николсон, Э.А., Литературная история арабов , Ричмонд, Суррей, Керзон, Press, 1993, стр. 331; МакГакин де Слейн, Б., Биографический словарь [Kitāb Wafayāt Al-a'yān] (транс), Париж, Фонд восточных переводов, 1873, стр. 492–93.
- ^ Иллюстрированный словарь мусульманского мира . Маршалл Кавендиш. 2011. с. 102. ИСБН 978-0-7614-7929-1 .
- ^ Фальк, Авнер (8 мая 2018 г.). Франки и сарацины: реальность и фантазия в крестовых походах . Рутледж. п. 76. ИСБН 978-0-429-89969-0 .
- ^ МакХьюго, Джон (2 апреля 2018 г.). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. п. 118. ИСБН 978-1-62616-588-5 .
- ^ Кючюксипахиоглу, Бирсель (30 июня 2020 г.). «Мусул ве Халеп Валиси Имадеддин Зенгинин Хачлыларла Мукаделеси» . Журнал востоковедения . 0 (36). дои : 10.26650/jos.2020.005 .
Оставаясь в Мосуле до смерти султана Мухаммада Тапара в 1118 году, Занги затем поступил на службу к сыну султана и новому сельджукскому правителю Махмуду (1118-1119), оставшись верным ему до конца. С началом новой эры, когда султан Махмуд потерпел поражение в битве при Саве, он вступил в бой со своим дядей Санджаром в 1119 году, что открыло Санджару (1119-1157) путь к восхождению на трон империи Великих Сельджуков. Сельджукский султанат (1119-1131), продолжавший там свое правление. В 1124 году султан Махмуд подарил город Васит Имаду ад-Дину Занги в качестве икты и в 1127 году даровал ему военный губернатор Басры вместе с Багдадом и Ираком. Причиной таких назначений была попытка помешать Аббасидскому халифу аль- Мустаршид (1118-1135), который тогда хотел добиться мирового господства. Действительно, усилия Занги в борьбе Махмуда, которого Санджар срочно отправил в Багдад, против халифа обеспечили победу султану, и он способствовал усилиям по нанесению ущерба притязаниям халифа на единоличную власть и господство. После смерти губернатора Мосула Ак-Сункура эль-Порсуки и его преемника и сына Масуда в том же 1127 году Занги был назначен губернатором Мосула. Он также отвечал за Аль-Джазиру и Северную Сирию, и султан Махмуд одобрил назначение его атабегом двух своих сыновей, Фаррух-шаха и Альпарслана. Так было образовано Атабегство Мосула.
- ^ Ченери, Т. (транс), Ассамблеи Аль Харири, Том 1, Лондон, Уильямс и Норгейт, 1867; Николсон Р.А., Литературная история арабов, Ричмонд, Суррей, Керзон, Пресс, 1993, стр. 329; Эсса А. и Али О., Исследования исламской цивилизации: вклад мусульман в эпоху Возрождения, Международный институт исламской мысли (IIIT), 2010, стр. 152
- ^ Бистон, АФЛ (1971). «Генезис жанра макамата». Журнал арабской литературы . 2 : 1–12. JSTOR 4182866 .
- ^ Николсон, Р., Литературная история арабов , издание Project Gutenberg, 2011, стр. 329–30 https://www.gutenberg.org/files/37985/37985-h/37985-h.htm#Page_329
- ^ Гамильтон, М., Представляя других в средневековой иберийской литературе , Springer, 2007, стр. 37
- ^ Престон, Р., Макамат; Или, Риторические анекдоты Аль-Харири из Басры , Лондон, Джеймс Мэдден, 1850 г., стр. 10–11.
- ^ Макгукин де Слейн, Б., Биографический словарь [Kitāb Wafayāt Al-a'yān] (транс), Париж, Фонд восточных переводов, 1873, стр. 492–93
- ^ Харб, Л., «За известными пределами: глава Ибана Дарвула аль-Исфашани о промежуточной поэзии», в: Джозеф Лоури и Шаукат Турава (редакторы), Арабские гуманитарные науки, исламская мысль: Очерки в честь Эверетта К. Роусона , Лейден /Бостон, БРИЛЛ, 2017, стр. 127–28.
- ^ Цитируется по: Эсса А. и Али О., Исследования исламской цивилизации: вклад мусульман в эпоху Возрождения , Международный институт исламской мысли (IIIT), 2010, стр. 152
- ^ Джордж, А., Устность, письмо и изображение в макамате: арабские иллюстрированные книги в контексте , Ассоциация искусствоведов, 2012, стр. 13
- ^ Дектер, Джонатан П. (2003). «Тахкемони Аль-Харизи на английском языке». Доказательства . 23 (1): 110–118. дои : 10.1353/ptx.2003.0014 .
- ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Издательство Отто Харрасовица, 2002, стр. 25;
- ^ Макгукин де Слейн, Б., Биографический словарь [Kitāb Wafayāt Al-a'yān] (транс), Париж, Фонд восточных переводов, 1873, стр. 492–93
- ^ Ченери, Т. (перевод), Собрания Аль-Харири , Том 1, Лондон, Уильямс и Норгейт, 1867, стр. 12; Мейсами Дж. С. и Старки П. (редакторы), Энциклопедия арабской литературы , Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 272; МакГакин де Слейн, Б., Биографический словарь [Kitāb Wafayāt Al-a'yān] (транс), Париж, Фонд восточных переводов, 1873, стр. 492–93.
- ^ Али, В., Вклад арабов в исламское искусство: с седьмого по пятнадцатый века , Американский университет в Каире Press, 1999, стр. 78
- ^ Мери, Дж.В., Средневековая исламская цивилизация: АК , Тейлор и Фрэнсис, 2006, стр. 314; Дектер, Дж. П., «Литературы средневековых сефарад», глава 5 в: Зохар З., Сефардское и мизрахское еврейство: от золотого века Испании до наших дней , NYU Press, 2005, стр. 88
- ^ Скотт, Дж. и Мейсами, PS Энциклопедия арабской литературы, Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 272 аль-Аштаркуви, М., Макамат Аль-Лузумия , аль-Лузумия, BRILL, 2002, стр. 41–42; См.: Роджер Аллен и Д.С. Ричардс (ред.), Арабская литература в постклассический период , издательство Кембриджского университета, 2006, стр. 150–156.
- ^ Николсон, Р.А., Литературная история арабов , Ричмонд, Суррей, Керзон, Press, 1993, стр. 331
- ^ Грабарь, О., «Иллюстрированный макамат тринадцатого века: буржуазия и искусство», В: Питер Дж. Челковски (ред.), Исламская визуальная культура, 1100–1800 , Том 2, Построение исследования исламского искусства. , Ashgate Publishing (первоначально опубликовано в 1974 г.), 2005 г., стр. 169–70; самый ранний датирован 1222 годом, а самый поздний - 1337 годом.
- ^ Грабар, О., «Недавно обнаруженная иллюстрированная рукопись Макамата Харири», в: Питер Дж. Челковски (редактор), Исламская визуальная культура , 1100–1800, Том 2, Построение исследования исламского искусства, Хэмпшир: Издательство Эшгейт, 2005, с. 93
- ^ Али, В. (редактор), Современное искусство исламского мира , издательство «Скорпион», 1989, стр. 166
- ^ Али, В., Вклад арабов в исламское искусство: с седьмого по пятнадцатый века , Американский университет в Каире Press, 1999, стр. 78
- ^ Харири; Фридрих Рюкерт (1837 г.). Метаморфозы Абу Сеида из Серуга: или Макамен Харири . Котта.
- ^ См.: Луиза Арвиде , Макамас де Аль-Харири, GEU, Гранада, 2009 г. (на арабском и испанском языках).
- ^ Собрания Аль-Харири. Перевод с арабского с историко-грамматическими примечаниями , пер. Томас Ченери и Ф. Стейнгасс, Фонд восточных переводов, новая серия, 3, 2 тома, Лондон: Королевское азиатское общество, 1867–98, https://archive.org/details/assembliesofalha015555mbp (том 2).
- ^ Труды Американского философского общества , Американское философское общество, 1971, с. 34
Источники
[ редактировать ]- Джеймс Хямеен-Антила, Макама: история жанра , Издательство Отто Харрассовица,
- Чарльз Ф. Хорн, редактор, Священные книги и ранняя литература Востока , Нью-Йорк, Парк, Остин и Липскомб, 1917, Vol. VI: Средневековая Аравия, стр. 143–201 (содержит макамат 1–12).
- Шах, Амина (1980). Собрания аль-Харири: пятьдесят встреч с шейхом Абу Зайдом из Серуджа . Лондон: Октагон Пресс. ISBN 978-0-900860-86-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Макамат аль-Харири XIII века , иллюминации аль-Васити из факсимильного издания 2003 года и комментарии Олега Грабаря
- Макамат , английский перевод с презентацией Фордхэмского университета. , в рамках проекта «Справочники по истории»
- Работы Аль-Харири из Басры или о нем в Интернет-архиве
- Работы Аль-Харири из Басры в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)