аль-Муфаддал ад-Дабби
Аль-Муфаддал ибн Мухаммад ибн Яла ибн Амир ибн Салим ибн ар-Раммал ад-Дабби, широко известный как аль-Муфадал ад-Хабби ( арабский : الافضَضَبِ ), умер ок. 780—787 , был арабским филологом куфанской школы . [1] Аль-Муфаддал был современником Хаммада ар-Равии и Халафа аль-Ахмара , знаменитых собирателей ранней и доисламской арабской поэзии и традиций, и был несколько младшим Абу Амра ибн аль-Ала , первого ученого. который систематически взялся за сохранение поэтической литературы арабов. Он умер примерно за пятьдесят лет до Абу Убайды и аль-Асмаи , чьим трудам потомки во многом обязаны упорядочением, разъяснением и критикой древних арабских стихов; составления Абу Таммамом Хамасы и его антология была составлена за пятьдесят-шестьдесят лет до .
Жизнь
[ редактировать ]Точный год рождения аль-Муфаддала неизвестен, хотя его отец был авторитетным специалистом в мусульманском завоевании Персии , и считается, что аль-Муфаддал родился в этом регионе. [1]
Аль-Муфаддал много лет жил под властью халифов линии Омейядов , пока они не были свергнуты революцией Аббасидов в 750 году. В 762 году он принял участие в восстании под руководством Ибрагима ибн Абдаллы , Алида, прозванного «Чистая душа», против халиф аль-Мансур , а после поражения и смерти Ибрагима был брошен в тюрьму. [1] Аль-Мансур, однако, помиловал его по заступничеству своего соплеменника Мусайяба ибн Зухайра Даббы и назначил преподавателем литературы своего сына, впоследствии халифа аль-Махди . [1] Именно для этого принца по наущению аль-Мансура аль-Муфаддал составил « Муфаддалият» .
Точную дату смерти Аль-Муфаддала определить оказалось сложно. В Энциклопедии арабской литературы говорится, что он умер где-то около 780 года. [2] хотя заявлено и более длинное окно между 781 и 787. [3]
Работа
[ редактировать ]Аль-Муфаддал был тщательным и заслуживающим доверия собирателем как текстов, так и традиций, и все авторитеты в области арабской истории и литературы восхваляют его как значительно превосходящего в этом отношении Хаммада и Халафа , обвиняемых (особенно последнего) в бессовестном изготовлении стихи в стиле древних. [1] Он был уроженцем Куфы , самой северной из двух великих военных колоний, основанных в 638 году халифом Умаром для контроля над широкой Месопотамской равниной. В Куфе и Басре были собраны представители всех арабских племен, составлявших боевую силу Исламской империи, и среди них аль-Муфаддал смог собрать и записать сочинения поэтов, прославлявших судьбы и подвиги своих предков. Он, без сомнения, подобно аль-Асмаи и Абу Убайде, также сам посещал территории, занятые племенами для их стоянок в соседней пустыне; а рядом с Куфой находился аль-Хира (современный аль-Куфа), древняя столица царей Лахмидов , чей двор был самым знаменитым центром в доисламской Аравии, где за столетие до проповеди Пророка поэты из собиралась вся северная половина полуострова. Действительно существует традиция, согласно которой письменный сборник ( диван ) существовал в семье Нумана III ибн аль-Мундхира. , последнего короля Лахмидов, содержащее ряд стихов фухулов , или наиболее выдающихся поэтов языческого времени, и особенно тех, кто восхвалял принцев дома, и что этот сборник перешел во владение Омейядов халифов дом Марвана ; к этому, если верить традиции, аль-Муфаддал, вероятно, имел доступ.
После его смерти ученики аль-Муфаддала отвечали за составление и публикацию от его имени его знаменитой антологии. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Первая энциклопедия ислама , том. 6, с. 625 . Ред. Мартин Теодор Хоутсма , Р. Бассетт и Томас Уокер Арнольд . Лейден : Издательство Brill : 1993. ISBN 90-04-09796-1
- ^ Энциклопедия арабской литературы , том. 2, стр. 537. Ред. Джули Скотт Мейсами и Пол Старки . Лондон : Тейлор и Фрэнсис , 1998. ISBN 9780415185721
- ^ Jump up to: а б Шади Насер, «Передача вариантов прочтения Корана: проблема Таватура и возникновение Шавада» , стр. 210. Лейден : Издательство Brill , 2012. ISBN 9789004241794