Марьяна Марраш
Марьяна Марраш | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Мариана бинт Фаталлах бин Насралла Марраш |
Рожденный | 1848 Алеппо , Османская Сирия. |
Умер | 1919 (70–71 год) Алеппо , Сирия |
Занятие | Поэт, писатель |
Супруг | Хабиб Гадбан |
Родственники | Фрэнсис Марраш (брат) Абдалла Марраш (брат) |
Марьяна бинт Фаталлах бин Насралла Марраш ( арабский : مريانا بنت فتح الله بن نصر الله مرّاش , ALA-LC : Марьяна бинт Фатх Аллах бин Наср Аллах Марраш 1848– 1919), также известная как Марьяна аль-Марраш или Мариана Марраш аль-Халабия , был сирийским писателем и поэтом эпохи Нахды или арабского Возрождения. Она возродила традицию литературных салонов в арабском мире и стала первой сирийской женщиной, опубликовавшей сборник стихов. Возможно, она была первой женщиной, написавшей статьи в ежедневных газетах на арабском языке .
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и образование
[ редактировать ]Марьяна Марраш родилась в Алеппо , городе Османской Сирии (современная Сирия ), в старой семье торговцев- мелькитов, известных своими литературными интересами. [1] Заработав богатство и положение в 18 веке, семья прочно обосновалась в Алеппо. [2] хотя у них были проблемы: родственник Марьяны, Бутрус Марраш, был убит вали войсками в разгар католико-православного столкновения в апреле 1818 года. [3] Другие католики-мелькиты были изгнаны из Алеппо во время преследований, в том числе священник Джибраил Марраш. [4] [а] Отец Марьяны, Фаталлах, попытался разрядить межконфессиональный конфликт, написав в 1849 году трактат, в котором отверг « Филиокве» . [6] Он создал большую частную библиотеку. [7] дать своим трем детям Франциску , Абдалле и Марьяне хорошее образование, особенно в области арабского языка и литературы. [8] По словам Мэрилин Бут , мать Марьяны была из «знаменитой семьи аль-Антаки», родственной архиепископу Деметрию Антачи. [9]
Алеппо был тогда крупным интеллектуальным центром Османской империи, в котором жили многие мыслители и писатели, озабоченные будущим арабов. [10] Именно во французских миссионерских школах семья Марраш выучила арабский язык вместе с французским и другими иностранными языками (итальянским и английским). [10] Предоставляя своей дочери образование в то время, когда женщины Восточного Средиземноморья его не получали, родители Марьяны бросили вызов широко распространенному в то время убеждению, что девочке не следует получать образование, «чтобы она не сидела в мужской приемной», как цитирует Мэрилин Бут. . [11] Таким образом, Фатхаллах отдал свою пятилетнюю дочь в маронитскую школу. [12] Позже Марьяна получила образование у монахинь монастыря Святого Иосифа в Алеппо. [13] Наконец она пошла в английскую школу в Бейруте . [14] Помимо формального образования в этих школах, где она познакомилась с французской и англосаксонской культурой, ее отец и братья обучали ее, особенно по предмету арабской литературы. [7] В первых биографиях Марьяны упоминается, что она преуспела во французском, арабском языке и математике, играла на кануне и прекрасно пела. [15]
Алеппинский историк Мухаммад Рагиб аль-Таббах писал, что она уникальна в Алеппо и что «люди смотрели на нее другими глазами». [16] Хотя у нее было много поклонников, поначалу она хотела остаться одинокой. [17] Однако после смерти матери ее уговорили выйти замуж, и она выбрала в мужья Хабиба Гадбана, отпрыска местной христианской семьи. [18] У них был сын и две дочери. [19]
Литературная карьера
[ редактировать ]Еще в 1870 году Марраш начал публиковать статьи и стихи в журналах, особенно в журналах «Аль-Джинан» и «Лисан аль-Хал» , оба из Бейрута. [20] В своих статьях она критиковала положение арабских женщин, призывая последних — независимо от их религиозной принадлежности — получать образование и выражать свое мнение по волнующим их вопросам. [21] Ее сборник стихов «Бинт фикр» («Дочь мысли») был опубликован в Бейруте в 1893 году. Османское правительство предоставило Маррашу разрешение напечатать ее книгу после сочинения стихотворения, прославляющего султана Абдул Хамида II . [22] [б] В некоторых из нескольких других панегириков , включенных в сборник, она также восхваляла османских губернаторов Алеппо. [24] Ее стихи были гораздо более традиционными по стилю, чем стихи ее брата Фрэнсиса, о чем свидетельствует элегия, которую она сочинила, чтобы оплакивать его смерть; [25] тем не менее, она чувствовала себя как дома с поэзией французских романтиков, особенно с поэзией Альфонса де Ламартина и Альфреда де Мюссе . [25] Сами Кайяли сказал о Марраше:
Появление в эту мрачную эпоху женщины, пишущей в прессе и сочиняющей стихи, было знаменательным событием. Наша недавняя история показывает, что даже мужчины редко умели читать и писать; ее появление в эти темные ночи было подобно яркой звезде в центре небес. [26]
Ее научно-популярные работы также включают историю поздней Османской Сирии, [Тарих] [Сурия] аль-Хадис , первую книгу на эту тему. [27]
салон Марраша
[ редактировать ]Марраш прославилась своим салоном, который она держала в доме, где жила со своим мужем. [28] Однажды она побывала в Европе и была впечатлена увиденной там жизнью. [29] Как рассказал Джозеф Зейдан:
По возвращении в Алеппо Марьяна Марраш превратила свой дом в место сбора группы знаменитых писателей, которые регулярно встречались там, чтобы развивать дружбу друг с другом и обсуждать литературу, музыку, а также политические и социальные вопросы. [7]
Однако, по словам Джозефа Зейдана, нет никаких доказательств того, создала ли она свой салон после того, как увидела подобные в Европе; в любом случае оно началось не с нуля, поскольку «большинство участников были постоянными посетителями дома ее семьи, где они встречались с ее отцом и двумя братьями». [22] Среди членов салона Марьяны были выдающиеся алеппинские интеллектуалы обоих полов. [с] помимо политиков и членов иностранного дипломатического корпуса. [29] Марраш была полностью вовлечена в интеллектуальную беседу, а также развлекала своих гостей игрой на кануне и пением. [7] Антун Шаарави описал типичные вечера, проведенные в салоне Марраша:
Одетый либо во все черное, либо во все белое платье, заказанное в Париже, Марраш устраивал смешанные вечерние встречи, на которых обсуждались такие разнообразные литературные темы, как « Муаллакат» — цикл из семи доисламских стихотворений — или творчество Рабле. Играли в шахматы и карты, устраивались сложные поэтические состязания; вино и арак текли свободно; участники пели, танцевали и слушали пластинки, проигрываемые на граммофоне. [31]
Однако Хегнар Зейтлиан Ватенпа предположил, что описание Шаарави частично апокрифично. [32]
Работает
[ редактировать ]- Бинт фикр ( букв. « Дочь мысли » ), 1893 г.
- [Тарих] [Сурия] аль-Хадис ( букв. « История современной Сирии » ). [27]
Сочинения, опубликованные в периодических изданиях:
Заголовок | Периодическое издание | Дата | Переведенное название |
---|---|---|---|
Небесный крот | Аль-Джинан | июль 1870 г. (15) | Красота сада [33] |
Ручочное безумие | Аль-Джинан | июль 1871 г. (13) | |
Элегия | Аль-Джинан | 30 апреля 1876 г. (9) | |
весна | Аль-Джинан | 15 июля 1876 г. (14) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мало что известно о жизни Бутруса Марраша и Джибраила Марраша. К моменту убийства Бутрус был женат, а имя его отца было Насралла Марраш; Никула ат-Тюрк написал для него погребальную оду. [5]
- ↑ Она посвятила следующие строки матери Абдул-Хамида II после восшествия последнего на престол: «Как она воспитывала его с детства, опасаясь своих обязанностей / Так он должен теперь руководить народами браздами королевской власти» (перевод Брюс Алан Мастерс). [23]
- ↑ Джозеф Зейдан и Антун Шаарави среди этих интеллектуалов упомянули: Джибраила ад-Даллала, Камила аль-Газзи, Ризкаллу Хассуна , Кусаки аль-Химси , Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби , Виктора Хайята, Антун аль-Саккала и его сын Михаил и Абд аль-Салам аль-Тарманини. [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Виландт 1992 , с. 119; Зейдан 1995 , с. 50.
- ^ Виландт 1992 , с. 119; Хафез 1993 , с. 274.
- ^ Виландт 1992 , с. 120; Харон 1903 , с. 115; Куроки 1993 , стр. 6–7.
- ^ Харон 1903 , с. 115.
- ^ Виландт 1992 , с. 120; Харон 1903 , с. 115.
- ^ Виландт 1992 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зейдан 1995 , с. 50.
- ^ Виландт 1992 , с. 122; Томиче 1991 , с. 598.
- ^ Бут 2001 , с. 125; Таррази 1913 , с. 241.
- ^ Перейти обратно: а б Томиче 1991 , с. 598.
- ^ Уотенпау, HZ, 2010 , стр. 235; Бут 2001 , с. 125.
- ^ Бут 2001 , с. 125.
- ^ Даббах 1972 ; Уотенпо, К.Д., 2006 , с. 52.
- ^ "Марьяна Марраш" .
- ^ Уотенпау, ХЗ, 2010 , стр. 226–227.
- ^ Уотенпау, HZ, 2010 , стр. 226.
- ^ Уотенпау, HZ, 2010 , стр. 227.
- ^ Уотенпау, HZ, 2010 , стр. 227; Аль-Маусуах аль-Сухуфия аль-Арабия .
- ^ Аль-Маусуах аль-Сухуфия аль-Арабия .
- ^ Халеви и Закс 2015 , с. 172; Уотенпа, ХЗ, 2010 , с. 227; Эйсса 2000 , с. 43; Зейдан 1995 , с. 50.
- ^ Зейдан 1995 , с. 50; Энде и Штайнбах 2010 , с. 623.
- ^ Перейти обратно: а б Зейдан 1995 , с. 284.
- ^ Мастера 2001 , с. 179.
- ^ Зейдан 1995 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Сомех 1992 , с. 44; Зейдан 1995 , с. 58.
- ^ Ашур, Газул и Реда-Мекдаши 2008 , стр. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Ашур, Газул и Реда-Мекдаши 2008 , с. 440.
- ^ Уотенпау, HZ, 2010 , стр. 227; Уотенпо, К.Д., 2006 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Уотенпо, Х.З., 2010 , стр. 227; Зейдан 1995 , стр. 50.
- ^ Зейдан 1995 , стр. 50; Уотенпа, ХЗ, 2010 , стр. 229.
- ^ Уотенпо, К.Д., 2006 , с. 52.
- ^ Уотенпау, HZ, 2010 , стр. 228.
- ^ Халеви и Закс 2015 , с. 172.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Маусуа аль-Сухуфия аль-Арабия Энциклопедия арабской прессы (на арабском языке). Том. 6. 1997. ISBN. 978-9973150455 .
- Ашур, Радва ; Газул, Фериал Дж .; Реда-Мекдаши, Хасна, ред. (2008). Арабские женщины-писательницы: критический справочный справочник, 1873–1999 гг . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-9774161469 .
- Бут, Мэрилин (2001). Пусть ее симпатии будут умножены: биография и гендерная политика в Египте . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520224209 .
- Харон, Кирилл (1903). «Мельхитская греко-католическая церковь (Продолжение)» . Обзор византийских исследований (на французском языке). 6 (39): 113–118. дои : 10.3406/rebyz.1903.3453 .
- Даббаг, Аиша (1972). Аль-Харака аль-фикрия фи Халаб фи ан-нишф аль-Сани мин аль-карн ат-таси ашар ва-матла аль-карн аль-Ишрин Интеллектуальное движение в Алеппо во второй половине XIX — начале XX веков. (на арабском языке). Дар аль-Фикр. ОСЛК 23515087 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Эйсса, Ашраф А. (2000). « Маджаллат аль-Джинан : создание арабского повествовательного дискурса». Тетради по арабистике . 18 : 41–49. JSTOR 25802893 .
- Энде, Вернер; Штайнбах, Удо, ред. (2010). Ислам в современном мире: Справочник по политике, религии, культуре и обществу . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801445712 .
- Хафез, Сабри (1993). Генезис арабского повествовательного дискурса: исследование социологии современной арабской литературы . Книги Саки. ISBN 978-0-86356-149-8 .
- Халеви, Шарон; Закс, Фрума (2015). Гендерная культура в Великой Сирии: интеллектуалы и идеология в позднеосманский период . ИБ Таурис. ISBN 978-1-78076-936-3 .
- Куроки, Хидемицу (1993). «Православно-католическое столкновение в Алеппо в 1818 году» . Ориент . 29 : 1–18. дои : 10.5356/orient1960.29.1 .
- «Марьяна Марраш» Мариана Мараш . www.almoajam.org (на арабском языке). Архивировано из оригинала 29 апреля 2018 года . Проверено 17 июля 2019 г.
- Мастерс, Брюс (2001). Христиане и евреи в Османском арабском мире: корни сектантства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-80333-0 .
- Сомех, Сассон (1992). «Неоклассические арабские поэты». В Бадави Мохаммед Мустафа (ред.). Современная арабская литература . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-33197-5 .
- Таррази, Филиб ди (1913). Тарих аль-Шихаф аль-Арабия История арабской журналистики (на арабском языке). Том. 2. Аль-Матбаа аль-адабия. OCLC 31793402 .
- Томиче, Н. (1991). «Маррасух, Франсис ибн Фатх Аллах ибн Наср». Энциклопедия ислама , второе издание . Том. 6. Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_4971 . ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Ватенпа, Эгнар Зейтлиан (2010). «Гарем как биография: домашняя архитектура, гендер и ностальгия в современной Сирии». В Буте, Мэрилин (ред.). Истории гаремов: предвидение мест и жилых помещений . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0822348580 .
- Уотенпо, Кейт Дэвид (2006). Быть современным на Ближнем Востоке: революция, национализм, колониализм и арабский средний класс . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691121697 .
- Виландт, Ротрауд (1992). «Подход Фрэнсиса Фаталлы Марраша к мысли Просвещения и Французской революции». Ван Гелдер, Герт Ян ; де Мур, Эд (ред.). Ближний Восток и Европа: встречи и обмены (на немецком языке). Издательство Родопи. ISBN 978-90-5183-397-3 .
- Зейдан, Джозеф Т. (1995). Арабские женщины-романистки: годы становления и последующие годы . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-2172-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1848 рождений
- 1919 смертей
- Нахда
- Женщины-писательницы ХХ века из Османской империи
- Писатели из Алеппо
- Сирийские поэты
- Сирийские мелькиты-греко-католики
- Сирийские писатели XX века
- Сирийские писательницы XX века
- Сирийские салонисты
- Сирийские женщины-поэтессы
- Сирийские писательницы XIX века
- Сирийские писатели XIX века
- Женщины-поэты арабского языка
- Поэты арабского языка
- Женщины-поэты Османской империи
- Поэты XIX века из Османской империи