Муфаддалият
«Муфаддалийят » ( араб . المفضليات / ALA-LC : al-Mufaḍḍaliyāt ), что означает «Расследование аль-Муфадала», представляет собой антологию доисламской арабской поэзии , получившую свое название от имени ее автора Муфадал аль-Хабби . [ 1 ] [ 2 ] который составил его между 762 годом и своей смертью в 784 году нашей эры. [ 3 ] Он содержит 126 стихотворений, некоторые полные оды, другие фрагментарные. Все они относятся к Золотому веку арабской поэзии (500–650 гг.) и считаются лучшими стихами этого периода разными авторами. [ 4 ] Есть 68 авторов, двое из которых были христианами . [ 5 ] Самые старые стихи в сборнике датируются примерно 500 годом нашей эры. Коллекция является ценным источником информации о доисламской жизни арабов .
Муфадалият - один из пяти канонических первоисточников ранней арабской поэзии. Остальные четыре – это Муаллакат , Хамаса , Джамхарат Ашар аль-Араб и Асмаийят . [ 6 ] [ 7 ]
Часть серии о |
Арабская культура |
---|
![]() |
Коллекция
[ редактировать ]Сборник содержит 126 длинных и коротких стихотворений в современном виде. [ 5 ] [ 8 ] Это число включено в редакцию аль-Анбари , получившего текст от Абу Икримы Даббы, который читал его вместе с Ибн аль-Араби , пасынком аль-Муфадала и наследником традиции. [ 2 ] Мы знаем от Фихриста Ибн ан-Надима (ум. около 988 г. н.э.), что оригинальная книга, переданная Ибн аль-Араби, содержала 128 отрывков и начиналась с поэта Тааббаты Шаррана Сабита ибн Джабира ; [ 2 ] это число согласуется с венской рукописью, включающей дополнительное стихотворение, стихи с аннотациями аль-Анбари , аль-Мураккиша Старшего и т. д., а также стихотворение аль- Хариса ибн Хилизы . Фихрист утверждает (стр. 68), что некоторые ученые включили больше стихотворений, другие меньше, при этом порядок стихотворений в нескольких редакциях различался. Примечательно, что этот традиционный текст и сопровождающие его схолии , представленные в редакции аль-Анбари, происходят от коллег-филологов аль-Муфаддала из школы Куфана . Однако источники из конкурирующей школы Басры («сборник») аль-Муфаддала утверждали, что первоначальный диван представлял собой гораздо меньший том стихов. В своем комментарии (Берлин MS) Ахмад ибн Мухаммад аль-Марзуки называет количество оригинальных стихотворений тридцатью или восемьдесятю в более ясном отрывке: [ А ] ; а также упоминает, что аль-Асмаи и его басранские грамматисты увеличили это число до ста двадцати. Эта традиция, приписываемая аль-Марзуки и его учителем Абу Али аль-Фариси Абу Икриме из Даббы, которого аль-Анбари представлял как передатчика полного текста Ибн аль-Араби, не упоминается аль-Анбари. И это казалось невероятным, поскольку две школы Басры и Куфы находились в острой конкуренции. Ибн аль-Араби, в частности, имел обыкновение осуждать интерпретации древних стихов аль-Асмаи. Вряд ли он принял бы дополнения соперников к работе отчима и передал их Абу 'Икриме со своими примечаниями.
Сборник представляет собой свидетельство высочайшего значения мысли и поэтического искусства доисламской Аравии в непосредственный период до появления Пророка Мухаммеда . Подавляющее большинство из них принадлежало ко временам джахилии («невежества») — не более пяти или шести из 126 стихотворений, судя по всему, были написаны поэтами исламской эпохи — и хотя ряд поэтов, рожденных в джахилии, приняли ислам (например, Мутаммим ибн Нувайра , Рабиа ибн Макрум , Абда ибн ат-Табиб и Абу Зуайб ), их работа несет в себе мало признаков новая вера. Хотя древние темы добродетели; гостеприимство к гостям и бедным, расточительность богатства, доблесть в бою, племенная преданность восхваляются, однако другие обычаи, запрещенные в исламе - вино, азартные игры (игра в майсир) и т. д. - все это прославляется поэтами, заявляющими о своей приверженности вера. Ни старое идолопоклонство, ни новая духовность не являются темами. Муфадал аль-Хабби собрал произведения 68 поэтов в 126 произведениях. Лишь немногие из этих поэтов, известных как аль-Мукиллун , сохранились, в отличие от тех поэтов, чьи диваны обеспечили им непреходящую славу. Тем не менее, многие произведения, выбранные аль-Муфаддалом, прославляются. Некоторые из них, такие как две длинные поэмы Алькамы ибн Абада (№ 119 и 120), три оды Мутаммима ибн Нувайры (№ 9, 67, 68), Саламы ибн Джандала великолепная поэма (вступительная тема или пролог) аш-Шанфары (№ 22), прекрасный насиб (№ 20) и Абд-Ягута Песня смерти (№ 30) достигает высокой степени совершенства. Последняя из серии, длинная элегия (№ 126) Абу Зуайба аль-Хузейля о смерти его сыновей, является одной из самых почитаемых; почти каждый стих этого стихотворения цитируется в качестве иллюстрации той или иной фразы или значения слова в национальных арабских словарях . Аль- Харис ибн Хиллиза — единственный поэт, включенный также в Муаллакат . Хотя диваны (сборники стихов) ранних поэтов сохранились; например, Бишр ибн Аби Хазим , аль-Хадира , Амир ибн аль-Туфаил , Алькама ибн Абада , аль-Мутаккиб , Тааббата Шарран и Абу Зуайб ), неясно, сколько из них было составлено до антологии аль-Муфаддала. сорока восьми доисламских и двадцати исламских поэтов. [ 2 ]
Дядя и племянник по имени аль-Мураккиш были двумя поэтами из племени Бакр бин Ваиль и, возможно, являются самыми древними в сборнике. Старший Мураккиш был двоюродным дедушкой Тарафы Бакра и , автора Муаллаката , принимал участие в длительной войне между родственными племенами Бакра и Таглиба , названной «Войной Басуса», которая началась примерно в конце V века нашей эры. Аль-Муфадал включает десять своих произведений (№№ 45–54), интересных главным образом с антикварной точки зрения. В частности, № 54 выглядит очень архаичным, и составитель, вероятно, собрал все доступные труды этого древнего автора, исходя из его древности. О младшем Мураккише, дяде Тарафы, имеется пять пьес (№ 55–59). Единственные другие авторы, у которых цитируется более трех стихотворений, - это Бишр ибн Аби Хазим из Асада (№№ 96–99) и Рабиа ибн Макрум из Даббы (№№ 38, 39, 43 и 113).
« Муфаддалият» , как антология полных касыд (од), отличается от « Хамасы» , состоящей из отрывков, отобранных по красоте, с отредактированными прозаическими текстами. Многие стихотворения в « Муфаддалияте» представляют собой фрагменты или неполные, и даже в самых длинных стихотворениях имеется множество пробелов. Муфадал ад-Хабби, очевидно, стремился сохранить устное наследие в поэтическом материале, запоминаемом рави . Он отбирает лучшее из устно-литературной традиции и более полно сохраняет репрезентативный и характерный для своей эпохи материал, в отличие от того, что появился в Хамасе гениальным Абу Таммамом .
Аль-Муфадалийят Издания
[ редактировать ]- Die Mufadaliyyat , изд. Х. Торбеке. 1. Хефт (Лейпциг, 1885 г.). Генрих Торбекке основал это издание на тексте Берлинского кодекса. Он начал эту работу в 1885 году, но завершил первую главу, содержащую сорок два стихотворения, только к моменту своей смерти.
- Текст аль-Муфадалийят Том I с кратким комментарием аль-Анбари (Константинополь, 1891 г.).
- аль-Муфадалийят , изд., Абу Бакр б. ʿУ. Дагистани (Каир, 1324/1906 г.); полный текст с краткими примечаниями из комментария аль-Анбари; в основном основан на Каирском кодексе ( см. выше) со ссылками на научное издание Торбека в первой половине работы.
- Муфадалийят, антология древних арабских од (Оксфорд, 1921), изд. Си Джей Лайалл; полное издание текста и комментариев аль-Анбари; стихи в переводе Чарльза Джеймса Лайалла : i, арабский текст ; ii, Перевод и примечания (Оксфорд, 1918 г.); iii, Указатели к арабскому тексту , составленные А. А. Беваном (Лондон, 1924 г.), параллельные его изданию на арабском языке: Dīwān al-Mufaḍdaliyat: wa-hiya nukhbah min qaṣā'id al-shu'arā' al-muqallin fi al-Jahiliyah wa-awa'il аль-Ислам , изд. Карлус Якуб Лайил (Байрут: Матбаат аль-Аба аль-Ясуийин, 1920).
- аль-Муфадалийят , изд., Ахмад Мохаммад Шакир; Абдассалам Мохаммад Харун, Каир, Дар аль-Маариф, 1942 год.
- Схарарх Икхтиярат аль-Муф , изд. Ф. Дхабава, i-ii (Дамаск, 1388-91/1968-71); содержащий 59 стихотворений и комментарии ат-Тибризи.
- Сахарх аль-Муфадалият , изд. А. М. аль-Биджави, i-iii (Каир, 1977).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мария Хофнер, Библиотека Энно Литтмана 1875-1958 , стр. 280. Лейден: Архив Брилла, 1959.
- ^ Jump up to: а б с д Энциклопедия арабской литературы , том. 2, стр. 537. Ред. Джули Скотт Мейсами и Пол Старки . Лондон : Тейлор и Фрэнсис , 1998. ISBN 9780415185721
- ^ «Самый ранний любитель демонов: Тайф аль-Хаял в Аль-Муфаддалияте» Джона Сейболда. Переориентации: арабская и персидская поэзия , стр. 180. Ред. Сюзанна Пинкни Стеткевич. Блумингтон : Издательство Университета Индианы , 1994. ISBN 9780253354938
- ^ Рамзи Баалбаки, Арабская лексикографическая традиция: со 2/8 по 12/18 века , стр. 89. Лейден: Издательство Brill, 2014. ISBN 9789004274013
- ^ Jump up to: а б Первая энциклопедия ислама , том. 6, с. 625 . Ред. Мартин Теодор Хоутсма , Р. Бассетт и Томас Уокер Арнольд . Лейден : Издательство Brill : 1993. ISBN 90-04-09796-1
- ^ Вэнь-чин Оуян, Литературная критика в средневековой арабо-исламской культуре: создание традиции , стр. 65. Эдинбург : Издательство Эдинбургского университета , 1997. ISBN 9780748608973
- ^ Шади Насер, Передача вариантов прочтения Корана: проблема Таватура и появление Шавада , стр. 210. Лейден : Издательство Brill , 2012. ISBN 9789004241794
- ^ Кирстен Экселл, «Жанр в ранней арабской поэзии». Взято из «Истории литературы: на пути к глобальной перспективе» , том. 2, стр. 158. Ред. Андерс Петтерссон, Гунилла Линдберг-Вада, Маргарета Петерссон и Стефан Хельгессон. Берлин : Вальтер де Грюйтер , 2006. ISBN 9783110894110
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Лайалл, Чарльз Джеймс (1911). « Мофадалият ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 644–645. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Примечания
[ редактировать ]- ^ В заиле или дополнении к Амали аль-Кали.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Муфаддалият в «Забытых книгах»