Абу Али аль-Фариси
Абу Али аль-Хасан ибн Ахмад ибн аль-Гаффар аль-Фариси | |
---|---|
Рожденный | 901 |
Умер | 16 августа 987 г. | ( 987-08-16 )
Другие имена | Абу Али аль-Хасан Ахмад Абд аль-Гаффар ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Абан аль-Фариси; и Абу Али аль-Фасави [ н 1 ] |
Годы активности | Хаммадиды , Буиды и Аббасиды |
Академическая работа | |
Дисциплина | Грамматик |
Школа или традиция | Школа аль-Басра |
Абу Али аль-Фариси ( араб . ابو علی الفارسی); по фамилии Абу Али аль-Хасан Ахмад Абд аль-Гаффар ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Абан аль-Фариси (ок. 901–987) [ н 2 ] ; был ведущим грамматистом школы аль-Басры смешанного арабского и иранского происхождения. [ 2 ] Он жил в Багдаде, а затем служил при дворе Сайфа ад-Даулы в Алеппо и Адуд ад-Давлы в Ширазе . [ 3 ] Его племянником был Аби аль-Хусейн Мухаммад бин аль-Хасан бин Абд аль-Варет аль-Фаресси ан-Навави, который обучал знаменитого теоретика аль-Джурджани грамматическому трактату аль-Фариси « Ида» .
Жизнь [ 4 ]
[ редактировать ]Абу Али аль-Хасан ибн Ахмад ибн аль-Гаффар аль-Фариси был известен как Абу Али, или иногда аль-Фасави. Он родился в городе Фаса в провинции Фарс в 901 году. [ 5 ] Он родился у отца- перса и матери -арабки . [ 5 ] [ 6 ] В 919 году он отправился учиться в Багдад. Он много путешествовал и провел некоторое время с Сайфом ад-Даулой ибн Хамданом , правителем Хамданидов в Алеппо в 952/953 году, где он проводил конференции со знаменитым придворным поэтом аль-Мутанабби (915-965). Он продолжил свой путь в Фарс и добился благосклонности при буидском дворе Адуд ад-Давлы ибн Бувайха в Ширазе .
Ибн Халликан вспоминает грамматическое соревнование на ипподроме («Майдан») между Абу Али и принцем Адуд ад-Даулой по поводу тонкостей грамматики по поводу использования винительного падежа. В выражении:
Люди пришли, кроме Заида?
Принц утверждал, что слово «Заид» должно стоять в именительном , а не в винительном падеже . Когда Абу Али утверждал, что глагол понимается в эллипсе и, следовательно, слово «Заид» определяется винительным падежом, принц бросил вызов: «Почему бы не использовать именительный падеж, чтобы заполнить эллипс, как:
Заид отступил?
Абу Али признал, что это замечание поставило его в тупик;
Это игра взаимных уступок, то есть «что-то выигрываешь, что-то теряешь».
Однако сообщается, что Адуд сказал:
В грамматике я смиренный слуга Абу Али аль-Фасави.
Абу Али посвятил свои грамматические труды « Ида» (иллюстрация) и «Такмила» (дополнение) Адуду и составил трактат на тему своего спора с принцем, который содержал одобрение Адуда ад-Давлы. В своей Иде он упоминает, что исключение в винительном падеже регулируется предшествующим глаголом (т. е. глаголом «пришел») вследствие того, что оно подтверждается словом кроме. Ибн Халликан приводит еще один анекдот о разговоре между поэтом Абу 'л-Касимом ибн Ахмадом аль-Андалуси и Абу Али. Грамматик выразил зависть к гению Абу аль-Касима в поэзии и признал свою нехватку, несмотря на то, что как грамматист он обладал знаниями в области научных основ поэзии. Тогда он утверждал, что сочинил только три стиха следующего содержания:
Я красила свои седые волосы, когда их упрекали; но окрашивание седых волос заслуживает упрека. Не порицания и упрека я боялся, а того, что моя любовь покинет меня; потому что виноваты мои седые волосы, я их в наказание покрасила.
Адуд ад-Давлат любил повторять цитату Абу Таммама , приведенную в трактате Абу Али «Ида» для объяснения правила, касающегося глагола ( كان ), «быть»:
Тот, для чьих решений и намерений луг тщетных желаний является пастбищем, навсегда останется бедным.
Ибн Халликан рассказывает, что во время пребывания в Каире ему приснился сон, в котором он встретил трех паломников в древней погребальной часовне. [ н 3 ] в деревне Калюб [ н 4 ] . Один паломник упомянул, что шейх Абу Али аль-Фариси жил там много лет; и что он был, среди прочего, талантливым поэтом. Ибн Халликан никогда не встречал его стихов. Итак, сладким голосом мужчина прочитал три стиха. Когда он проснулся, чарующий голос все еще звучал в его ушах, но он мог вспомнить только этот, последний стих:
Люди в достатке никому не угодны: какими должны быть они, когда терпят скорбь или огорчают других?
Его подозревали в том, что он мутазилит. [ n 5 ] . Он умер в Багдаде в воскресенье, 17 числа Раби аль-Сани (некоторые говорят, Раби аль-авваль ) 377 г. (Август 987 г.) Похоронен на кладбище «Шунизи».
Работает [ 3 ] [ 7 ]
[ редактировать ]- Ида ( освещение ); «Иллюстрация» и Такмила (приложение); грамматические произведения; [ n 6 ]
- Китаб аль-масаил аль-маслахат юрвиха 'ан аз-Заджадж ва-ту'раф би-аль-Агфаль (« Книга интересных вопросов, которую он рассказывает со стекла и известна как пропуски »); Агфаль (небрежность), или «Полезные (исправленные) вопросы», в которых он опровергает аз-Заджаджа в его Маани (риторике); [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
- Китаб Худжа ( Книга Худжа ); (Доказательство) [ н 7 ] Аргумент, что семь читателей были имамами городов, как это определил Абу Бакр Ахмад ибн Муса ибн аль-Аббас ибн Муджахид; [ 8 ]
- Китаб такира ( Книга билетов ); «Воспоминание» («Воспоминание»), большой том; [ 8 ] [ 9 ] [ 12 ]
- Китаб мухтасир 'авамиль аль'араб ( Краткая книга по анализу факторов ); Разъяснение грамматики;
- Китаб абьят аль-араб ( «Книга разбора стихов »); Стихи (Шатры) арабов; [ н 8 ]
- Сборник управляющих слов в склонении ( спряжении );
- Вопросы, обсуждаемые аль-Багдади ; аль-Халаби ; аль-Ширази [ n 9 ] и аль-Басра [ n 10 ]
- Трактат о кратком и длинном Алифе ; [ n 11 ] [ 10 ]
- Сотня Агентов (или управляющих частей речи); [ n 12 ] [ 12 ]
- Вопросы, обсуждаемые на конференциях и т.д. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фасави происходит из города Баса в провинции Фарс; имя произносится как Фаса по-арабски, от чего происходит относительное прилагательное «Фасави». [ 1 ]
- ^ Халликан приводит эти даты, однако ан-Надим утверждает, что он умер до 370 часов. (980/81)
- ^ Муджавирун; Муджавират означает религиозное убежище, проживание в мечети или часовню, построенную над могилой святого человека.
- ^ Калюб тогда был деревней с многочисленными садами в двух или трех парасангах от Каира.
- ^ Эдварда Покока История образцов . араб
- ↑ Не указано, но упоминается в тексте Ибн Халликана, I, стр.379.
- ^ О чтении Корана. В Коране не было диакритических знаков для гласных, пунктуации и единообразного разграничения стихов, поэтому существовала значительная текстовая неопределенность. Чтобы устранить эти три причины, а также традиционные интонационные и акцентные вариации, возникли семь различных авторизованных систем чтения текста Корана, названных семью чтениями. Лучшие комментаторы, такие как аль-Байдави и аз-Замахшари, всегда стараются отметить любые спорные слова. [ 11 ]
- ^ Этого и последующего заголовков нет в Beatty MS.
- ↑ Эти первые три названия включены в «Аль-Фихрист», но, возможно, были добавлены писцом Битти MS после того, как он расшифровал оригинальный текст об аль-Фариси, или более поздним писцом.
- ^ Только Халликан перечисляет четыре города и отмечает, что каждый из них представляет собой отдельный труд. [ 10 ]
- ^ См де Саси . «Арабскую грамматику » , т. 1, с. И. стр.92, 95
- ^ См. введение А. Локетта к Абд аль-Кахира аль-Джурджани книге «Миут Амиль».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Халликан (ибн) 1843 , с. 173, И.
- ^ Халликан (ибн) 1843 , с. 379, И.
- ^ Перейти обратно: а б Надим (ал) 1970 , стр. 139, 140.
- ^ Халликан (ибн) 1843 , с. 379.
- ^ Перейти обратно: а б Фатехи-нежад и Рахими 2008 .
- ^ Вейперт 2012 .
- ^ Крыло 1872 , стр. 658–64.
- ^ Перейти обратно: а б с Надим (ал) 1970 , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Крыло 1872 , с. 658.
- ^ Перейти обратно: а б с Халликан (ибн) 1843 , с. 381, И.
- ^ Халликан (ибн) 1843 , с. 152, №1.
- ^ Перейти обратно: а б с Халликан (ибн) 1843 , с. 381.
Библиография
[ редактировать ]- Фатехи-нежад, Энаятолла; Рахими, Симин (2008). «Абу Али аль-Фариси» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Крыло, Густав Леберехт (1872). Дж. Рёдигер; А. Мюллер (ред.). Аль-Фихрист (на арабском языке). Лейпциг : FCW Фогель.
- Халликан (ибн), Ахмад ибн Мухаммад (1843 г.). Биографический словарь Ибн Халликана . Перевод Мака Гакина де Слейна , Уильям. Париж: WH Аллен.
- Надим (ал), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Абу Якуб аль-Варрак (1970). Додж , Баярд (ред.). Фихрист ан-Надима; обзор мусульманской культуры десятого века . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Колумбийского университета.
- Саси (де) , Антуан Исаак Сильвестр (1904). Арабская грамматика (на французском языке). Тунис: Институт Карфагена. ISBN 2011342236 .
- Вейперт, Рейнхард (2012). «Аль-Фариси, Абу Али» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26985 . ISSN 1873-9830 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 900-е рождения
- 987 смертей
- Мусульманские ученые ислама X века
- Ученые 10 века
- Филологи X века
- Арабскоязычные писатели X века.
- Лингвисты X века
- Иранские писатели X века.
- Ученые из Аббасидского халифата
- Иранские арабисты
- Ученые при династии Буидов
- Грамматики Басры
- Грамматики из Ирана
- Лингвисты из Ирана
- Люди из Фасы
- Жители Хамданидского эмирата Алеппо.
- Иранский народ арабского происхождения
- Сайф ад-Даула