Jump to content

Аль-Мубаррад

Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Язид
Рожденный в. 826 (207 АХ)
Умер 898–899 (285 г.х.)
Багдад , Аббасидский халифат
Другие имена аль-Мубаррад
Занятие Грамматик Басры
Эра Золотой век ислама

Аль-Мубаррад ( радиатор ) [n 1] ( аль-Мобаррад ), [2] [3] или Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Язид (ок. 826 – ок. 898) был уроженцем Басры . Он был филологом, биографом и ведущим грамматистом школы Басры , конкурента школы Куфы . [4] В 860 году его вызвали ко двору аббасидского халифа аль-Мутаваккиля в Самарре . Когда в следующем году халифа убили, он отправился в Багдад и преподавал там до самой смерти.

Плодовитый писатель, возможно, величайший представитель своей школы, его самая известная работа - «Аль-Камиль » («Совершенный» или «Полный»). [4] [5]

Ведущий исследователь основополагающего трактата Сибавайха по грамматике «Аль-Китаб» («Книга»), [6] он читал лекции по филологии и писал критические трактаты по лингвистике и толкованию Корана ( тафсир ). Говорят, что он является источником истории о Шахрбану или Шахр Бану — старшей дочери Йездигерда III . [ нужна ссылка ]

Его цитата будущим студентам была такой:

«Проезжали ли вы по грамматике, оценивая ее обширность и встречаясь с трудностями ее содержания?» [7]

Биография

[ редактировать ]

Исхак ан-Надим передал письменный отчет Абу аль-Хусейна аль-Хаззаза : [8] [9] который дает полное генетическое имя аль-Мубаррада: Мухаммад ибн Язид ибн 'Абд аль-Акбар ибн 'Умайр ибн Хасанан ибн Сулейм ибн Саад ибн 'Абдаллах ибн Дурайд ибн Малик ибн аль-Харис ибн 'Амир ибн Абдаллах ибн Билал ибн 'Ауф ибн Аслам ибн Ахджан ибн Кааб ибн аль-Харис ибн Кааб ибн 'Абдаллах ибн Малик ибн Наср ибн аль-Азд, аль-Азд считается сыном аль-Гаута. [10]

По словам шейха Абу Саида ас- Сирафи , [11] [12] [13] Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Язид аль-Азди аль-Сумали [аль-Мубаррад] был протеже грамматистов аль-Джарми , аль-Мазини и др. Он происходил из ветви аль-Азда , называемой Тумала. [n 2] Сибавайха Он начал изучать Книгу вместе с аль-Джарми , но завершил ее с аль-Мазини, чьи лингвистические теории он разработал. В цитате из книги « Устройство литераторов » аль-Хакими написал, что Абу Абдаллах Мухаммад ибн аль-Касим назвал Аль-Мубаррада «Сурахуном», [n 3] Аль-Басры. Его происхождение было в Аль-Ямане , однако он женился на дочери аль-Хафсы аль-Муганни. [n 4] заслужил ему имя «Хайян ас-Сурахи».

Абу Саид сообщает об аль-Саррадже [14] [15] [16] и Абу Али аль-Саффар [17] что аль-Мубаррад родился в 825–26 (210 г. хиджры) и умер в 898–99 (285 г. хиджры) в возрасте семидесяти девяти лет. Другие говорили, что он родился в 822–23 годах (207 г. хиджры). Аль-Сули Абу Бакр Мухаммад ибн Яхья сказал, что он был похоронен на кладбище у ворот Куфы. [18]

Аль-Мубаррад рассказал множество анекдотов о поэтах, лингвистах и ​​сатириках своего круга. В одном из таких рассказов аль-Мубаррад говорит:

«Однажды Абу Мухаллим аль-Шайбани [19] [20] [21] сказал мне: «Я никогда не видел миномета [22] среди кочевников, так что, когда я встретил одного, я презирал его».

По его оценкам, «Абу Зайд [23] [24] [25] знал много о грамматике, но меньше, чем аль-Халиль и Сибавайх». [26] Он описал аль-Асмаи [27] как «равный Абу Убайде в поэзии и риторике, но более опытный в грамматике, хотя Убайда преуспел в генеалогии». [28]

В другой традиции аль-Мубаррад прочитал стихотворение поэта Джарира ученику аль-Асмаи и Абу Убайды : [29] [30] по имени ат-Таввази , [31] [32] [33] в присутствии правнука поэта Умары, [34] [35] которое началось:

Голубь был счастлив на деревьях, волнуя меня;
Долго можешь ты оставаться в ветвях и лесной зелени,

пока он не подошел к линии

Но сердце остается связанным тоской
Для Джуманы или Райи — Бесплодное место (аль-Акир).

Когда Умара спросил ат-Таввази, как его господин Абу Убайда истолковал бы «Джуману и Райю», ат-Таввази ответил: «Имена двух женщин», Умара засмеялся и сказал: «Эти двое, клянусь Аллахом, — два песчаных места. направо и налево от моего дома!» Когда ат-Таввази попросил аль-Мубаррада записать это объяснение, тот отказался из уважения к Абу Убайде. Ат-Таввази настаивал на том, что, если бы он присутствовал, Абу Убайда принял бы интерпретацию Умары, поскольку речь шла о его собственном доме». [n 5] [36]

Работает

[ редактировать ]
  • Значение Корана; [37] [№ 6]
  • Аль-Камиль (Полное) [n 7]
  • Сад;
  • Импровизация;
  • Этимология;
  • Аль-Анва и времена года;
  • Аль-Кавафи;
  • Почерк и орфография;
  • Знакомство с Сибавайхом;
  • Укороченное и удлиненное мужское и женское начало;
  • «Смысл Корана», известный как «Китаб ат-Тамм» («Целота»);
  • Проверка чтений [методы чтения Корана];
  • Объяснение аргументов «Книги» Сибавайха;
  • Необходимость поэзии;
  • Подготовка экзаменатора; [№ 8]
  • Буквы в значении Корана: «Та» (Ṭ) Ха'(Х); [n 9]
  • Значение атрибутов Аллаха, да прославится Его Имя;
  • Похвальный и подлый;
  • Приятные сады;
  • Названия бедствий среди арабов;
  • Компендиум (незаконченный);
  • Утешение;
  • Украшение;
  • Тщательный поиск «Книги» Сибавайха; [№ 10]
  • Тщательный поиск «Китаб аль-Аусат» аль-Ахфаша; [№ 11]
  • Просодия - объяснение слов арабов, сохранение их произношения, соединение их слов и объяснение их значения;
  • Как согласуются произношения Корана, хотя их значения различаются;
  • Поколения грамматистов аль-Басры с рассказами о них;
  • Полное послание; [№ 12]
  • Опровержение Сибавайха «Основы поэзии»;
  • Изменение (склонение) Корана;
  • Призыв к нравственности и истине;
  • Катан и Аднан [основные арабские племена];
  • Лишнее удалено из Сибавайха;
  • Введение в грамматику;
  • флексия (Склонение);
  • Спикер (Разумное существо);
  • Высший и выдающийся; [№ 13]

Объяснение Имен Всевышнего Аллаха;

  • Письма;
  • Склонение (Спряжение). [39]

Переписчики аль-Мубаррада [№ 14]

[ редактировать ]

Переписчики Исмаил ибн Ахмад ибн аз-Заджаджи [40] и Ибрагим ибн Мухаммад аш-Шаши [41] вероятно, были любовницами аль-Мубаррада. [42]

Другие современные грамматики написали менее ценные комментарии к «Книге Сибавайха» . [№ 15] Среди этой группы были: Абу Закван аль-Касим ибн Исмаил, [43] написавший «Смысл поэзии»; Пасынок Абу Даквана Аль-Таввази. 'Убайд ибн Закван Абу Али, [42] среди чьих книг были Противоречия, [№ 16] Ответ Глушителя, Клятвы (Деления) арабов, Абу Яла ибн Аби Зурах, друг аль-Мазини, написавший «Сборник грамматики» (незаконченный) [44]

ученик аль-Мубаррада аз-Заджадж стал соратником аль-Касима , визиря аббасидского Ведущий халифа аль-Мутадида (892–902) и наставником детей халифа. [45] Когда аль-Мутадиду порекомендовали книгу «Сборник речей» , Мухаммада ибн Яхьи ибн Аби Аббада [№ 17] [46] [47] который был составлен в виде таблиц, халиф приказал своему визирю аль-Касиму: [48] [49] [50] [№ 18] заказать разъяснительный комментарий. Аль-Касим сначала послал в Талаб , [51] который отказался, предложив вместо этого работать над Китаб аль-Айном аль -Халиля , а затем аль-Мубаррадом, который, в свою очередь, отказался по причине возраста. Аль-Мубаррад порекомендовал для столь кропотливой работы своего младшего коллегу аз-Заджаджа. [52] Аль-Мубаррад имел близкую дружбу с Ибн аль-Сарраджем, одним из его самых ярких и способных учеников. Когда аль-Мубаррад умер, аль-Саррадж стал учеником аз-Заджаджа. [53] Аль Мубаррад учил Абу Мухаммада Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Дурустуйю . [54] [55] и Абу аль-Хасан Али ибн Иса аль- Руммани , [56] [57] [58] написал комментарий к «Введению» (Аль-Мадхаль) (по грамматике) аль-Мубаррада. [59] Ибн аль-Хаик Харун, [60] [61] от аль-Хиры, грамматика из аль-Куфы , дискутировавшего с аль-Мубаррадом. Разговор между аль-Мубаррадом и Ибн аль-Хаиком приводит ан-Надим, где аль-Мубаррад говорит Ибн аль-Хаику: «Я замечаю, что ты полон понимания, но в то же время свободен от гордыни. Ибн аль-Хаик ответил: «О, Абу аль-Аббас, именно благодаря тебе Аллах обеспечил нас хлебом и средствами к существованию». Тогда аль-Мубаррад сказал: «Несмотря на то, что вы получаете свой хлеб и средства к существованию, вы бы гордились, если бы у вас была гордая натура». [№ 19] [62]

Ан-Надим также передает традицию от Абу Убайд Аллаха. [№ 20] что Мухаммад ибн Мухаммад рассказал, что Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Язид [аль-Мубаррад] грамматик [№ 21] сказал: «Я никогда не видел никого более жадного к знаниям, чем аль- Джахих , [63] [64] аль- Фатх [65] [66] [67] ибн Хакан и Исмаил ибн Исхак аль- Кади (судья). [68] [69] [70] [71] [72] Какая бы книга ни попадала в руки аль-Джахиса, он прочитывал ее от корки до корки, в то время как аль-Фатх носил книгу в своей туфле, и если он покидал присутствие халифа аль-Мутаваккиля, чтобы справить нужду или помолиться, он читал книгу, пока он шел и вернулся на свое место. Что касается Исмаила ибн Исхака, то всякий раз, когда я приходил к нему, в его руке была книга, которую он читал, или же он переворачивал несколько книг, чтобы выбрать одну из них для чтения. [№ 22] [73]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Битти MS Аль-Фихриста дает аль-Мубаррид, но в большей части перевода используется обычное написание аль-Мубаррад. Аль-Мазини дал ему прозвище «Мубаррид» (что означает «хладнокровный в установлении истины»), но ученые аль-Куфы изменили это имя на Мубаррад («холодный»), имя, под которым известен грамматист. [1]
  2. ^ См. Durayd, General., p. 288
  3. Шахрастани, Багдади, Масуди и другие не упоминают секту Сурахун, которая, вероятно, проживала в Аль-Басре. В рукописи Битти (за которой следует в Додже английский перевод Аль-Фихриста ) предполагается, что сурахуны были подметальщиками.
  4. ^ Аль-Хафша аль-Муганни был «шарифом», или знатным человеком Йемена.
  5. ^ Будучи правнуком поэта Джарира, Умара вырос в старом семейном доме и, вероятно, знал все о Джумане и Райе аль-Акире. См. Джарир, Шарх Диван, стр. 304.
  6. ^ Эта книга о значении Корана, его двусмысленности и метафоре не упоминается в Beatty MS.
  7. Последние арабские издания этой знаменитой книги были опубликованы Дар аль-Кутубом и Мактабатом Нахдатом Мишром в Каире, а также есть старое издание, выпущенное Крейсингом из Лейпцига в 1864 году.
  8. ^ Вероятно, имеется в виду ученый, обученный изучать старые стихи и племенной наречие.
  9. ^ Та'ха' — буквы, с которых начинается Сура 20.
  10. Слово, использованное в рукописи Битти, кажется, qa'r («тщательный поиск»), за которым следует в переводе, хотя Флюгель дает это слово как ma'na («значение»).
  11. ^ Китаб аль-Аусит фи аль-Нахв из аль-Ахфаша (Средний) см. Якут. [38]
  12. ^ Этот заголовок и последующие есть в издании Flügel, но не в Beatty MS.
  13. Возможно, это опечатка, подразумевающая использование грамматической формы Аль-Фаил ва-аль-Мафул.
  14. Слово, переведенное как «переписчики», имеет необычную форму, но, вероятно, оно относится к двум мужчинам, упомянутым в первой фразе, которые копировали рукописи аль-Мубаррада. Остальные лица, упомянутые под этим заголовком, не были стенографистами.
  15. ^ Аль-Надим называет Аль-Камиля первой из книг аль-Мубаррада.
  16. ^ Это название не включено в Beatty MS. На полях вставлено следующее примечание: «Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Марван цитировал через Абу Заквана книгу «Противоположности ат-Таввази». Это, очевидно, относится к Китаб аль-Аддаду ат-Таввази.
  17. ^ Мухаммад ибн Яхья ибн Аби Аббад Абу Джафар, был Махбара ан-Надим или Абу Аббад Джабир ибн Зайд ибн аль-Саббах аль-Аскари
  18. ^ Неясно, к кому относятся местоимения, но кажется логичным интерпретировать этот отрывок в переводе.
  19. Аль-Мубаррад, очевидно, заботился о Харуне как о ученике до того, как Харун учился у Талаба.
  20. Абу Убайд Аллах, очевидно, был другом автора «Аль-Фихриста».
  21. ^ Мухаммад ибн Мухаммад, возможно, был сыном аль-Мубаррада.
  22. ^ Тот же анекдот рассказан в Додже, гл. III, разд. 2, рядом с н. 12.
  1. ^ Якут 1965 , с. 137, Иршад, VI (7).
  2. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 31, III.
  3. ^ Якут 1965 , с. 137, линия 15, Иршад, VI (7).
  4. ^ Перейти обратно: а б Тэтчер 1911 , с. 954.
  5. ^ Райт 1869 .
  6. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 396, II.
  7. ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 111–2.
  8. ^ Кахала 1959 , с. 120, VI.
  9. ^ Крыло 1862 , с. 205.
  10. ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 127–8.
  11. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 377, И.
  12. ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 221.
  13. ^ Якут 1965 , с. 84, Иршад, VI (3).
  14. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 52, III.
  15. ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 44.
  16. ^ Зубайди (ал-) 1954 , с. 122.
  17. ^ Халликан (Ибн) 1871 , с. 52, н. 24, IV.
  18. ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 127–128.
  19. ^ Якут 1965 , с. 758, Иршад, VI(7).
  20. ^ Крыло 1862 , с. 48.
  21. ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 100–1.
  22. ^ n-группа
  23. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 570, И.
  24. ^ Навави (ал-) 1847 , с. 721.
  25. ^ Зирикли (ал-) 1959 , с. 144, III.
  26. ^ Надим (ал-) 1970 , с. 118.
  27. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 123, II.
  28. ^ Надим (ал-) 1970 , с. 120.
  29. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 388, III.
  30. ^ Якут 1965 , с. 164, Иршад VI(7).
  31. ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 290.
  32. ^ Якут 1965 , с. 894, И.
  33. ^ Зубайди (ал-) 1954 , с. 107.
  34. ^ Исбахани (Ибн) 1900 , с. 183, ХХ.
  35. ^ Табари (ал-) 1901 , стр. 1358, III.
  36. ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 124–125.
  37. ^ Надим (ал-) 1970 , с. 76.
  38. ^ Якут 1965 , с. 244, Иршад VI (4).
  39. ^ Надим (ал-) 1970 , с. 129.
  40. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 28, И.
  41. ^ Крыло 1862 , с. 233.
  42. ^ Перейти обратно: а б Крыло 1862 , с. 95.
  43. ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 275.
  44. ^ Надим (ал-) 1970 , с. 130.
  45. ^ Надим (ал-) 1970 , с. 131.
  46. ^ Масуди (ал-) 1871 , с. 35, VII.
  47. ^ Табари (ал-) 1901 , стр. 1155, III.
  48. ^ Табари (ал-) 1901 , стр. 2207–2213, II.
  49. ^ Мискавайх 1921 , стр. 20(18), 268(238), VI(I).
  50. ^ Тагри-Бирди (Ибн) 1956 , стр. 107–108, 128–133, 268, III.
  51. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 83, И.
  52. ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 131–2.
  53. ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 135.
  54. ^ Зубайди (ал-) 1954 , с. 127.
  55. ^ Надим (ал-) 1970 , с. 137.
  56. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 242, II.
  57. ^ Якут 1965 , с. 280, Иршад, IV(5).
  58. ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 344.
  59. ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 138–9.
  60. ^ Якут 1965 , с. 234, Иршад, VI(7).
  61. ^ Зубайди (ал-) 1954 , с. 168.
  62. ^ Надим (ал-) 1970 , с. 164.
  63. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 405, II.
  64. ^ Якут 1965 , стр. 56–80, Иршад, VI(6).
  65. ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 455, II.
  66. ^ Якут 1965 , с. 116, Иршад, VI(6).
  67. ^ Масуди (ал-) 1871 , с. 220, 272, VII.
  68. ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 193.
  69. ^ Хадж Халифа 1858 , с. 173, Кашф аз-Зунун, И.
  70. ^ Хадж Халифа 1858 , стр. 542, 618, Кашф аз-Зунун, В.
  71. ^ Якут 1965 , с. 744, Иршад, И.
  72. ^ Якут 1965 , стр. 256, строка 2, 940, строка 19, Иршад, IV.
  73. ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 397–8.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36f11750fa0af73632cca8fd03b4e5e4__1712071140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/e4/36f11750fa0af73632cca8fd03b4e5e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Al-Mubarrad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)