Аль-Мубаррад
Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Язид | |
---|---|
Рожденный | в. 826 (207 АХ) |
Умер | 898–899 (285 г.х.) Багдад , Аббасидский халифат |
Другие имена | аль-Мубаррад |
Занятие | Грамматик Басры |
Эра | Золотой век ислама |
Аль-Мубаррад ( радиатор ) [n 1] ( аль-Мобаррад ), [2] [3] или Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Язид (ок. 826 – ок. 898) был уроженцем Басры . Он был филологом, биографом и ведущим грамматистом школы Басры , конкурента школы Куфы . [4] В 860 году его вызвали ко двору аббасидского халифа аль-Мутаваккиля в Самарре . Когда в следующем году халифа убили, он отправился в Багдад и преподавал там до самой смерти.
Плодовитый писатель, возможно, величайший представитель своей школы, его самая известная работа - «Аль-Камиль » («Совершенный» или «Полный»). [4] [5]
Ведущий исследователь основополагающего трактата Сибавайха по грамматике «Аль-Китаб» («Книга»), [6] он читал лекции по филологии и писал критические трактаты по лингвистике и толкованию Корана ( тафсир ). Говорят, что он является источником истории о Шахрбану или Шахр Бану — старшей дочери Йездигерда III . [ нужна ссылка ]
Его цитата будущим студентам была такой:
- «Проезжали ли вы по грамматике, оценивая ее обширность и встречаясь с трудностями ее содержания?» [7]
Биография
[ редактировать ]Исхак ан-Надим передал письменный отчет Абу аль-Хусейна аль-Хаззаза : [8] [9] который дает полное генетическое имя аль-Мубаррада: Мухаммад ибн Язид ибн 'Абд аль-Акбар ибн 'Умайр ибн Хасанан ибн Сулейм ибн Саад ибн 'Абдаллах ибн Дурайд ибн Малик ибн аль-Харис ибн 'Амир ибн Абдаллах ибн Билал ибн 'Ауф ибн Аслам ибн Ахджан ибн Кааб ибн аль-Харис ибн Кааб ибн 'Абдаллах ибн Малик ибн Наср ибн аль-Азд, аль-Азд считается сыном аль-Гаута. [10]
По словам шейха Абу Саида ас- Сирафи , [11] [12] [13] Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Язид аль-Азди аль-Сумали [аль-Мубаррад] был протеже грамматистов аль-Джарми , аль-Мазини и др. Он происходил из ветви аль-Азда , называемой Тумала. [n 2] Сибавайха Он начал изучать Книгу вместе с аль-Джарми , но завершил ее с аль-Мазини, чьи лингвистические теории он разработал. В цитате из книги « Устройство литераторов » аль-Хакими написал, что Абу Абдаллах Мухаммад ибн аль-Касим назвал Аль-Мубаррада «Сурахуном», [n 3] Аль-Басры. Его происхождение было в Аль-Ямане , однако он женился на дочери аль-Хафсы аль-Муганни. [n 4] заслужил ему имя «Хайян ас-Сурахи».
Абу Саид сообщает об аль-Саррадже [14] [15] [16] и Абу Али аль-Саффар [17] что аль-Мубаррад родился в 825–26 (210 г. хиджры) и умер в 898–99 (285 г. хиджры) в возрасте семидесяти девяти лет. Другие говорили, что он родился в 822–23 годах (207 г. хиджры). Аль-Сули Абу Бакр Мухаммад ибн Яхья сказал, что он был похоронен на кладбище у ворот Куфы. [18]
Аль-Мубаррад рассказал множество анекдотов о поэтах, лингвистах и сатириках своего круга. В одном из таких рассказов аль-Мубаррад говорит:
- «Однажды Абу Мухаллим аль-Шайбани [19] [20] [21] сказал мне: «Я никогда не видел миномета [22] среди кочевников, так что, когда я встретил одного, я презирал его».
По его оценкам, «Абу Зайд [23] [24] [25] знал много о грамматике, но меньше, чем аль-Халиль и Сибавайх». [26] Он описал аль-Асмаи [27] как «равный Абу Убайде в поэзии и риторике, но более опытный в грамматике, хотя Убайда преуспел в генеалогии». [28]
В другой традиции аль-Мубаррад прочитал стихотворение поэта Джарира ученику аль-Асмаи и Абу Убайды : [29] [30] по имени ат-Таввази , [31] [32] [33] в присутствии правнука поэта Умары, [34] [35] которое началось:
- Голубь был счастлив на деревьях, волнуя меня;
- Долго можешь ты оставаться в ветвях и лесной зелени,
пока он не подошел к линии
- Но сердце остается связанным тоской
- Для Джуманы или Райи — Бесплодное место (аль-Акир).
Когда Умара спросил ат-Таввази, как его господин Абу Убайда истолковал бы «Джуману и Райю», ат-Таввази ответил: «Имена двух женщин», Умара засмеялся и сказал: «Эти двое, клянусь Аллахом, — два песчаных места. направо и налево от моего дома!» Когда ат-Таввази попросил аль-Мубаррада записать это объяснение, тот отказался из уважения к Абу Убайде. Ат-Таввази настаивал на том, что, если бы он присутствовал, Абу Убайда принял бы интерпретацию Умары, поскольку речь шла о его собственном доме». [n 5] [36]
Работает
[ редактировать ]- Значение Корана; [37] [№ 6]
- Аль-Камиль (Полное) [n 7]
- Сад;
- Импровизация;
- Этимология;
- Аль-Анва и времена года;
- Аль-Кавафи;
- Почерк и орфография;
- Знакомство с Сибавайхом;
- Укороченное и удлиненное мужское и женское начало;
- «Смысл Корана», известный как «Китаб ат-Тамм» («Целота»);
- Проверка чтений [методы чтения Корана];
- Объяснение аргументов «Книги» Сибавайха;
- Необходимость поэзии;
- Подготовка экзаменатора; [№ 8]
- Буквы в значении Корана: «Та» (Ṭ) Ха'(Х); [n 9]
- Значение атрибутов Аллаха, да прославится Его Имя;
- Похвальный и подлый;
- Приятные сады;
- Названия бедствий среди арабов;
- Компендиум (незаконченный);
- Утешение;
- Украшение;
- Тщательный поиск «Книги» Сибавайха; [№ 10]
- Тщательный поиск «Китаб аль-Аусат» аль-Ахфаша; [№ 11]
- Просодия - объяснение слов арабов, сохранение их произношения, соединение их слов и объяснение их значения;
- Как согласуются произношения Корана, хотя их значения различаются;
- Поколения грамматистов аль-Басры с рассказами о них;
- Полное послание; [№ 12]
- Опровержение Сибавайха «Основы поэзии»;
- Изменение (склонение) Корана;
- Призыв к нравственности и истине;
- Катан и Аднан [основные арабские племена];
- Лишнее удалено из Сибавайха;
- Введение в грамматику;
- флексия (Склонение);
- Спикер (Разумное существо);
- Высший и выдающийся; [№ 13]
Объяснение Имен Всевышнего Аллаха;
- Письма;
- Склонение (Спряжение). [39]
Переписчики аль-Мубаррада [№ 14]
[ редактировать ]Переписчики Исмаил ибн Ахмад ибн аз-Заджаджи [40] и Ибрагим ибн Мухаммад аш-Шаши [41] вероятно, были любовницами аль-Мубаррада. [42]
Другие современные грамматики написали менее ценные комментарии к «Книге Сибавайха» . [№ 15] Среди этой группы были: Абу Закван аль-Касим ибн Исмаил, [43] написавший «Смысл поэзии»; Пасынок Абу Даквана Аль-Таввази. 'Убайд ибн Закван Абу Али, [42] среди чьих книг были Противоречия, [№ 16] Ответ Глушителя, Клятвы (Деления) арабов, Абу Яла ибн Аби Зурах, друг аль-Мазини, написавший «Сборник грамматики» (незаконченный) [44]
ученик аль-Мубаррада аз-Заджадж стал соратником аль-Касима , визиря аббасидского Ведущий халифа аль-Мутадида (892–902) и наставником детей халифа. [45] Когда аль-Мутадиду порекомендовали книгу «Сборник речей» , Мухаммада ибн Яхьи ибн Аби Аббада [№ 17] [46] [47] который был составлен в виде таблиц, халиф приказал своему визирю аль-Касиму: [48] [49] [50] [№ 18] заказать разъяснительный комментарий. Аль-Касим сначала послал в Талаб , [51] который отказался, предложив вместо этого работать над Китаб аль-Айном аль -Халиля , а затем аль-Мубаррадом, который, в свою очередь, отказался по причине возраста. Аль-Мубаррад порекомендовал для столь кропотливой работы своего младшего коллегу аз-Заджаджа. [52] Аль-Мубаррад имел близкую дружбу с Ибн аль-Сарраджем, одним из его самых ярких и способных учеников. Когда аль-Мубаррад умер, аль-Саррадж стал учеником аз-Заджаджа. [53] Аль Мубаррад учил Абу Мухаммада Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Дурустуйю . [54] [55] и Абу аль-Хасан Али ибн Иса аль- Руммани , [56] [57] [58] написал комментарий к «Введению» (Аль-Мадхаль) (по грамматике) аль-Мубаррада. [59] Ибн аль-Хаик Харун, [60] [61] от аль-Хиры, грамматика из аль-Куфы , дискутировавшего с аль-Мубаррадом. Разговор между аль-Мубаррадом и Ибн аль-Хаиком приводит ан-Надим, где аль-Мубаррад говорит Ибн аль-Хаику: «Я замечаю, что ты полон понимания, но в то же время свободен от гордыни. Ибн аль-Хаик ответил: «О, Абу аль-Аббас, именно благодаря тебе Аллах обеспечил нас хлебом и средствами к существованию». Тогда аль-Мубаррад сказал: «Несмотря на то, что вы получаете свой хлеб и средства к существованию, вы бы гордились, если бы у вас была гордая натура». [№ 19] [62]
Ан-Надим также передает традицию от Абу Убайд Аллаха. [№ 20] что Мухаммад ибн Мухаммад рассказал, что Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Язид [аль-Мубаррад] грамматик [№ 21] сказал: «Я никогда не видел никого более жадного к знаниям, чем аль- Джахих , [63] [64] аль- Фатх [65] [66] [67] ибн Хакан и Исмаил ибн Исхак аль- Кади (судья). [68] [69] [70] [71] [72] Какая бы книга ни попадала в руки аль-Джахиса, он прочитывал ее от корки до корки, в то время как аль-Фатх носил книгу в своей туфле, и если он покидал присутствие халифа аль-Мутаваккиля, чтобы справить нужду или помолиться, он читал книгу, пока он шел и вернулся на свое место. Что касается Исмаила ибн Исхака, то всякий раз, когда я приходил к нему, в его руке была книга, которую он читал, или же он переворачивал несколько книг, чтобы выбрать одну из них для чтения. [№ 22] [73]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Битти MS Аль-Фихриста дает аль-Мубаррид, но в большей части перевода используется обычное написание аль-Мубаррад. Аль-Мазини дал ему прозвище «Мубаррид» (что означает «хладнокровный в установлении истины»), но ученые аль-Куфы изменили это имя на Мубаррад («холодный»), имя, под которым известен грамматист. [1]
- ^ См. Durayd, General., p. 288
- ↑ Шахрастани, Багдади, Масуди и другие не упоминают секту Сурахун, которая, вероятно, проживала в Аль-Басре. В рукописи Битти (за которой следует в Додже английский перевод Аль-Фихриста ) предполагается, что сурахуны были подметальщиками.
- ^ Аль-Хафша аль-Муганни был «шарифом», или знатным человеком Йемена.
- ^ Будучи правнуком поэта Джарира, Умара вырос в старом семейном доме и, вероятно, знал все о Джумане и Райе аль-Акире. См. Джарир, Шарх Диван, стр. 304.
- ^ Эта книга о значении Корана, его двусмысленности и метафоре не упоминается в Beatty MS.
- ↑ Последние арабские издания этой знаменитой книги были опубликованы Дар аль-Кутубом и Мактабатом Нахдатом Мишром в Каире, а также есть старое издание, выпущенное Крейсингом из Лейпцига в 1864 году.
- ^ Вероятно, имеется в виду ученый, обученный изучать старые стихи и племенной наречие.
- ^ Та'ха' — буквы, с которых начинается Сура 20.
- ↑ Слово, использованное в рукописи Битти, кажется, qa'r («тщательный поиск»), за которым следует в переводе, хотя Флюгель дает это слово как ma'na («значение»).
- ^ Китаб аль-Аусит фи аль-Нахв из аль-Ахфаша (Средний) см. Якут. [38]
- ^ Этот заголовок и последующие есть в издании Flügel, но не в Beatty MS.
- ↑ Возможно, это опечатка, подразумевающая использование грамматической формы Аль-Фаил ва-аль-Мафул.
- ↑ Слово, переведенное как «переписчики», имеет необычную форму, но, вероятно, оно относится к двум мужчинам, упомянутым в первой фразе, которые копировали рукописи аль-Мубаррада. Остальные лица, упомянутые под этим заголовком, не были стенографистами.
- ^ Аль-Надим называет Аль-Камиля первой из книг аль-Мубаррада.
- ^ Это название не включено в Beatty MS. На полях вставлено следующее примечание: «Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Марван цитировал через Абу Заквана книгу «Противоположности ат-Таввази». Это, очевидно, относится к Китаб аль-Аддаду ат-Таввази.
- ^ Мухаммад ибн Яхья ибн Аби Аббад Абу Джафар, был Махбара ан-Надим или Абу Аббад Джабир ибн Зайд ибн аль-Саббах аль-Аскари
- ^ Неясно, к кому относятся местоимения, но кажется логичным интерпретировать этот отрывок в переводе.
- ↑ Аль-Мубаррад, очевидно, заботился о Харуне как о ученике до того, как Харун учился у Талаба.
- ↑ Абу Убайд Аллах, очевидно, был другом автора «Аль-Фихриста».
- ^ Мухаммад ибн Мухаммад, возможно, был сыном аль-Мубаррада.
- ^ Тот же анекдот рассказан в Додже, гл. III, разд. 2, рядом с н. 12.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Якут 1965 , с. 137, Иршад, VI (7).
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 31, III.
- ^ Якут 1965 , с. 137, линия 15, Иршад, VI (7).
- ^ Перейти обратно: а б Тэтчер 1911 , с. 954.
- ^ Райт 1869 .
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 396, II.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 111–2.
- ^ Кахала 1959 , с. 120, VI.
- ^ Крыло 1862 , с. 205.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 127–8.
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 377, И.
- ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 221.
- ^ Якут 1965 , с. 84, Иршад, VI (3).
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 52, III.
- ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 44.
- ^ Зубайди (ал-) 1954 , с. 122.
- ^ Халликан (Ибн) 1871 , с. 52, н. 24, IV.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 127–128.
- ^ Якут 1965 , с. 758, Иршад, VI(7).
- ^ Крыло 1862 , с. 48.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 100–1.
- ^ n-группа
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 570, И.
- ^ Навави (ал-) 1847 , с. 721.
- ^ Зирикли (ал-) 1959 , с. 144, III.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 118.
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 123, II.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 120.
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 388, III.
- ^ Якут 1965 , с. 164, Иршад VI(7).
- ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 290.
- ^ Якут 1965 , с. 894, И.
- ^ Зубайди (ал-) 1954 , с. 107.
- ^ Исбахани (Ибн) 1900 , с. 183, ХХ.
- ^ Табари (ал-) 1901 , стр. 1358, III.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 124–125.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 76.
- ^ Якут 1965 , с. 244, Иршад VI (4).
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 129.
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 28, И.
- ^ Крыло 1862 , с. 233.
- ^ Перейти обратно: а б Крыло 1862 , с. 95.
- ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 275.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 130.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 131.
- ^ Масуди (ал-) 1871 , с. 35, VII.
- ^ Табари (ал-) 1901 , стр. 1155, III.
- ^ Табари (ал-) 1901 , стр. 2207–2213, II.
- ^ Мискавайх 1921 , стр. 20(18), 268(238), VI(I).
- ^ Тагри-Бирди (Ибн) 1956 , стр. 107–108, 128–133, 268, III.
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 83, И.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 131–2.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 135.
- ^ Зубайди (ал-) 1954 , с. 127.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 137.
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 242, II.
- ^ Якут 1965 , с. 280, Иршад, IV(5).
- ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 344.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 138–9.
- ^ Якут 1965 , с. 234, Иршад, VI(7).
- ^ Зубайди (ал-) 1954 , с. 168.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 164.
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 405, II.
- ^ Якут 1965 , стр. 56–80, Иршад, VI(6).
- ^ Халликан (Ибн) 1868 , с. 455, II.
- ^ Якут 1965 , с. 116, Иршад, VI(6).
- ^ Масуди (ал-) 1871 , с. 220, 272, VII.
- ^ Суюти (ал-) 1909 , стр. 193.
- ^ Хадж Халифа 1858 , с. 173, Кашф аз-Зунун, И.
- ^ Хадж Халифа 1858 , стр. 542, 618, Кашф аз-Зунун, В.
- ^ Якут 1965 , с. 744, Иршад, И.
- ^ Якут 1965 , стр. 256, строка 2, 940, строка 19, Иршад, IV.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 397–8.
Библиография
[ редактировать ]- Крыло, Густав (1862). Грамматические школы арабов . Лейпциг: Брокгауз.
- Флюгель, Густав (1872). Дж. Рёдигер; А. Мюллер (Ред.). Аль-Фихрист (на арабском языке). Том. II. Лейпциг : FCW Фогель. п. 663.
- Исбахани (Ибн), Абу аль-Фарадж Али ибн аль-Хусейн (1888) [1868]. Китаб аль-Агани (на арабском языке). Том. 20. Каир: Булак Пресс.
- Исбахани (Ибн) (1888 г.). Китаб аль-Агани (на арабском языке). Том. 21. Лейден: Брилл.
- Исбахани (Ибн) (1900). Алфавитные таблицы . Лейден: Брилл.
- Джахих (ал-), Абу Усман Амр ибн Бахр (1950) [1948]. Харун, Абд аль-Салам Мухаммад (ред.). Китаб аль-Баян ва-ат-Табин . Том. 4. Каир: Ладжна ат-Талиф ва-ат-Тарджама ва-ан-Нашр.
- Джахих (ал-), Абу Усман Амр ибн Бахр (1955). Пелла, Чарльз (ред.). Китаб аль-Кавл фи аль-Бигха (Le Livre des Mulets) . Каир: Аль-Халаби Пресс.
- Кахала, Умар Рида (1959). А'лам ан-Ниса' . Том. 3. Дамаск: Аль-Хашими Пресс.
- Хадж Халифа (1858 г.). Кашф аз-Зунун (Lexicon Bibliographicum et Encyclepaedicum) (на арабском и латинском языках). Том. I. Перевод Флюгеля , Густава. Лондон: Бентли. п. 173.
- Халликан (Ибн), Ахмад ибн Мухаммад (1868) [1843]. Биографический словарь Ибн Халликана (Вафаят аль-Аян ва-Анба Абна аз-Заман) . Том. III. Лондон: WH Аллен. п. 31.
- Халликан (Ибн), Ахмад ибн Мухаммад (1871) [1843]. Биографический словарь Ибн Халликана . Том. IV. Лондон: WH Аллен.
- Мискавайх, Абу Али Ахмад ибн Мухаммад ; Ибн аль-Хусейн ар-Рудхравари Абу Шуджа, Мухаммад; Абу аль-Хасан аль-Хилал ибн Мухасин аль-Саби (1921) [1920]. Китаб Таджаруб аль-Умара - Затмение халифата Аббасидов (на арабском и английском языках). Том. 6. Перевод Марголиута, Дэвид Сэмюэл ; Амедроз, HF Лондон: Бэзил Блэквелл.
- Тэтчер, Гриффитс Уилер (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 954. . В
- Мубаррад, Мухаммад ибн Язид (1869) [1864]. Райт, Уильям (ред.). Аль-Камиль . Лейпциг и Константинополь.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мубаррад, Мухаммад ибн Язид (1986). Дали, Мухаммед (ред.). Аль-Камиль . Бейрут.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мубаррад (ал-), Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Язид (1898). Брокельманн , Карл (ред.). Аль-Камиль (рукопись) . Том I. Веймар: История арабской литературы. п. 109.
- Мубаррад, Мухаммад ибн Язид (1891). Аль-Камиль . Каир.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мубаррад, Мухаммад ибн Язид (1864), Райт , Уильям (редактор), Китаб аль-камиль , Арабский сборник Принстонского университета, Лейпциг: Крейсинг, OCLC 780050572
- Мубаррад, Мухаммад ибн Язид (1892), Райт , Уильям (редактор), Камиль Эль-Мубаррада, под редакцией Немецкого восточного общества (на английском и арабском языках), том. II, Лейпциг: Г. Крейсинг
- Масуди (ал-), Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (1871 г.). Книга Муруджа ад-Захаба ва-Маадина аль-Джавхара (Les Prairies d'or) (на арабском и французском языках). Том. VI. Перевод Мейнарда , К. Барбье де; Двор ,Павет оф. Париж: Национальная пресса. пп. 302 , 319.
- Надим (ал-), Исхак (1970). Додж, Баярд (ред.). Фихрист ан-Надима, Обзор мусульманской культуры десятого века . Том. 1. Нью-Йорк и Лондон: Издательство Колумбийского университета.
- Навави (ал-), Абу Закария Яхья (1847) [1842]. Вюстенфельд , Фердинанд (ред.). Китаб Тахдиб аль-Асма (Биографический словарь выдающихся людей) . Геттинген: Лондонское общество публикации восточных текстов.
- Суюти (ал-), Джалал ад-Дин Абд ар-Рахман (1909). Бугьят аль-Вуат фи Табакат аль-Лугави ва-ан-Нуха (на арабском языке). Каир: Саада Пресс.
- Табари (ал-), Мухаммад ибн Джарир (1901). де Гойже , MJ (ред.). Тарих ар-Русул ва-аль-Мулук (Анналы) . Том. 14. Лейден: Брилл.
- Табари (ал-) (1960). Абу аль-Фадл Ибрагим (ред.). Тарих ар-Русул ва-аль-Мулук (Анналы) (на арабском языке). Том. 7. Каир: Дар аль-Мариф.
- Табари (ал-) (1987), Монтгомери Уотт (редактор), История Аль-Табари, аннотированный перевод , Серия Suny в ближневосточных исследованиях, том. 7, Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Тагри-Бири (Ибн), Абу аль-Махасин Юсуф (1956) [1929]. Поппер, Уильям (ред.). Аль-Нуджум аз-Захира фи Мулук Мишр ва-аль-Кахира . Том. 12. Каир: Дар аль-Кутб аль-Мишрия.
- Якут, Шихаб ад-Дин ибн Абдаллах аль-Хамави (1927) [1907]. Дэвид Сэмюэл Марголиут , Дэвид Сэмюэл (ред.). Иршад аль-Ариб ала Ма'рифат аль-Адиб (Словарь ученых Якута) . Том. III. Лейден: Брилл.
- Якут, Шихаб ад-Дин ибн Абдаллах аль-Хамави (1970) [1966]. Вюстенфельд , Фердинанд (ред.). Муджам аль-Булдан (Географический словарь Джакута) . Том 6. Лейпциг: Брокгауз.
- Якут, Шихаб ад-Дин ибн Абдаллах аль-Хамави (1965). Вюстенфельд , Фердинанд (ред.). Муджам аль-Булдан (Jaqut's Geographischees Wörterbuch, фотографическая репродукция) . Тегеран: Мактабат аль-Асади.
- Зирикли (ал-), Хайр ад-Дин (1959) [1954]. Аль-Алам . Том. 10 (2-е изд.). Каир.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зубайди (ал-), Мухаммад ибн аль-Хасан (1954). Ибрагим, Мухаммад (ред.). Табакат ан-Нахвиин ва-аль-Лугавийин . Каир: Аль-Ханджи.