Аль-Шанфара
Аль-Шанфара ( араб . الشنفرى ; умер около 525 г. н.э.) был полулегендарным доисламским поэтом, предположительно связанным с Таифом , и предполагаемым автором знаменитой поэмы «Ламийят аль-Араб» . [1] Он пользуется статусом архетипического антигероя-преступника ( су'лук ), критикующего лицемерие своего общества со своей позиции аутсайдера.
Жизнь
[ редактировать ]Имя Аль-Шанфара означает «тот, у кого большие губы». [2] Его полное имя может быть Сабит ибн Малик. [2] или Сабит ибн Аус. [3] Все, что известно об аль-Шанфаре, основано на стихах, которые он, как полагают, сочинил. Кажется, он вполне определенно принадлежал к йеменскому племени аль-Азд , возможно, именно к клану Аль-Хазрадж . [4] Иногда его причисляют к агрибат аль-Араб (арабские вороны) - термин, относящийся к арабам с африканскими матерями. [5] Другие выступают против его включения в эту группу. [6] что, по мнению ученого Бернарда Льюиса, связано с путаницей между сааликами и агрибат аль-арабами в некоторых ранних источниках. [7]
Аль-Шанфара привлек ряд псевдоисторических ахбаров (отчетов) в таких текстах, как « Китаб аль-Агани» Абу аль- Фараджа аль-Исфахани или комментарий к «Муфаддалият» Мухаммада бин аль-Касима аль-Анбари . Эти ахбары в основном сосредоточены на объяснении того, как он оказался изгнанным из своего племени. [8] Одна из таких историй повествует о том, что, когда он был молод, он был взят в плен племенем Фам . Другой клан его собственного племени, Азд, позже захватил одного из Фахма и выкупил его для аль-Шанфары. Он жил среди них как один из них, пока не поссорился с молодой женщиной из племени, которая отвергла его как не принадлежащего к другому клану. В этот момент он вернулся к Фаму и поклялся отомстить Азду. [9] В другой версии истории он восстает против своего племени, потому что другой соплеменник убил его отца, а племя отказалось применить закон кровной мести. [2] Ученые считают эти рассказы более поздними мифами, призванными объяснить ненависть поэта к своему племени. [9] Считалось, что Аль-Шанфара и его товарищ Таабатта Шарран были одними из немногих жителей доисламской Аравии, которые могли догнать антилопу. [10]
Аль-Шанфара умер около 525 года. [11] Традиционная версия его смерти гласит, что он был убит в отместку за убийство Харама ибн Джабира. Ночью он попал в засаду, устроенную братом Харама и двумя сыновьями, которые связали его и отвели обратно в племя. Когда племя спросило его, где он хочет быть похороненным, он, как сообщается, ответил следующими строками:
Не хорони меня, ибо погребение мое тебе запрещено, но радуйся, о Гиена!
Когда они унесут мою голову – а в моей голове большая часть меня – и остальная часть меня останется брошенной на поле битвы,
Тогда у меня не будет желания жить, которая подбадривала бы меня в застойные ночи, преданного анафеме за мои преступления. [12]
Последний аспект традиционных рассказов заключается в том, что Шанфара поклялся убить 100 аздов, но на момент своей смерти он убил только 99. Позже один из аль-аздов прошел мимо его костей и ударил его по черепу, но получил осколок. что в конечном итоге оскорбило и убило его, тем самым выполнив клятву Шанфары. [12]
Работает
[ редактировать ]Аль-Шанфара назван автором ряда отдельных стихов, а также длинного отрывка, известного как «Тайя аш-Шанфары», сохранившегося в оригинальном сборнике доисламских стихов « Муфадалият» . Его работы обсуждаются как минимум в двадцати научных комментариях средневековья и раннего средневековья. [13]
Ламийят аль-Араб
[ редактировать ]Аль-Шанфара наиболее известен тем, что, предположительно, написал «Ламийат аль-Араб» , или L-поэму арабов . [а] Хотя его приписывание оспаривается еще со времен средневековья, [14] запоминающаяся фигура человеконенавистнического разбойника от первого лица, прославляющего свое положение на окраине общества, изображенная в стихотворении, сильно повлияла на взгляды аль-Шанфары. [15] Мы можем, по крайней мере, сказать, что, если « Ламиийат» является более поздним произведением, он позиционирует аль-Шанфару как архетипического преступника доисламской героической эпохи, рассматриваемого с ностальгией по более поздней эпохе.
Тайия
[ редактировать ]«Тайя аш-Шанфары» ( Муфадалийя № 20) — самое известное стихотворение поэта после «Ламии», и его авторство редко оспаривается. [16] Насиб ( любовная прелюдия) стихотворения восхищает ученых своей «поразительной красотой» (стихи 1–14). [17] [5] В Чарльза Джеймса Лайалла переводе стихотворение звучит так:
Увы! Умму Амр твердо подняла лицо, скользнула и ушла:
в то время, когда она ушла, она не попрощалась с соседями.
Она не предупредила нас о своих намерениях, но внезапно
шеи ее верблюдов возвышались над нами, когда они мчались вперед.
Она обитала в моих глазах вечером, ночью и когда наступало утро;
и теперь она закончила все, и порхала, и прошла, и исчезла.
Увы, мое сердце по отношению к Умайме и вся моя тоска по ней!
да, она была радостью всей моей жизни, а теперь вся ее радость исчезла. [18]
В этом разделе восхваление Умм Амр/Умаймы сочетается с сожалением по поводу потери ее любви. В строках 15–18 поэт переходит к описанию своей банды разбойников и их набегового образа жизни: «Много боевых отрядов с красными от износа луками я вызвал» (строка 15). [19] Он объясняет, как путешествует во время своих набегов далеко, «чтобы поразить врага или встретиться со своей гибелью» (строка 17). Затем он начинает восхвалять умм'иял (мать очага и дома) в строках 19–27, начиная со строки «Я видел, как многодетную мать кормила их». [19] Ученые полагают, что умм'иял - это спутник Шанфары, Тааббата Шарран , и что этот раздел представляет собой расширенное сравнение, описывающее, как Тааббата Шарран заботился о своих товарищах. По мере развития описания в тексте становится все более ясным, что умм'иял - мужчина: «спутница саалика, перед ней нет покрывала», уступает дорогу, «она бросается на готового к бою врага, обнажая ногу до колена», а затем «когда они паникуют, она выпускает белый рубец, стреляет из своего запаса стрел, затем вытаскивает клинок» (строки 22–25); Причина гендерной инверсии в этом отрывке до конца не объяснена. [20]
Кульминация стихотворения приходится на 28 строку:
Мы убили паломника за убитого паломника, одного, который вел зверя в жертву, за человека со спутанными волосами;
в Мине , куда бросают камни, среди поющих паломников. [19]
Согласно комментарию Аль-Анбари, эта строка изображает аль-Шанфара, убивающего Харама ибн Джабира, убийцу его отца. [21] Будь то историческая или чисто литературная история, эта история поражает нарушением культурных табу. Убийство паломника было мерзостью, хотя в этом случае отец Шанфары, похоже, тоже был убит во время паломничества. [22]
Файя
[ редактировать ]Другое стихотворение, « Файя» , застает поэта ночью на вершине холма, готовящегося к набегу. Шанфара дает подробное описание своего оружия, особенно лука и стрел, а также раскрывает свою привязанность к товарищам. [23]
Наследие
[ редактировать ]Аль-Шанфара появился как персонаж в « Ресалат аль-Гуфран» , написанном Аль-Маарри около 1033 года. Во время воображаемого путешествия по аду шейх, критиковавший аль-Маарри, встречает аль-Шанфару вместе с Тааббатой Шарраном. . [24] [25]
Издания
[ редактировать ]- 'Абд аль-Азиз аль-Маймани, Аль-Тараиф аль-Адабия (Каир: Мат.баат Ладжнат ат-Талиф ва ат-Тарджамах ва ан-Нашр, 1937), 31-42 ( большая часть поэзии аш-Шанфары, за исключением « Ламият аль-Араб» и « Муфадалийя № » .
- Издания « Ламийят аль-Араб» см. в этой статье.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Арабские стихи обычно не имеют названий, поэтому критики называют их по букве, с которой они рифмуются, типу стихотворения или вступительным словам стихотворения. Ламийя обозначает стихотворение, рифмованное буквой лам ( ل ). Точно так же тайия рифмуется как та ( ت ), а фаийя рифмуется как фа ( ف ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сезгин 1975 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с Земля 1997 , с. 301.
- ^ Бистон и др. 1983 , с. 19: «...поэта Сабита бен Аус аль-Азди (Сабита, сына Ауса, аздита) повсеместно называют по прозвищу аль-Шанфара».
- ^ Мансур 2005 , с. 46 н. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Земля 1997 , с. 302.
- ^ Хулайф 1978 , с. 331.
- ^ Льюис 1985 , с. 92: «Из-за путаницы между двумя группами – «арабскими воронами» и поэтами-разбойниками – некоторые из последних описываются в некоторых ранних источниках как чернокожие, хотя это не подтверждается основной традицией».
- ^ Стеткевич 1986 , с. 367–71.
- ^ Перейти обратно: а б Стеткевич 1986 , с. 367.
- ^ Туэти 1985 , с. 16.
- ^ Бистон и др. 1983 , с. 395.
- ^ Перейти обратно: а б Стеткевич 1986 , с. 369.
- ^ Сезгин 1975 , с. 135–137.
- ^ Стеткевич 1986 , с. 361–4.
- ^ Мансур 2005 , с. 46 н. 2.
- ^ Стеткевич 1986 , с. 371.
- ^ Стеткевич 1986 , с. 373.
- ^ Лайалл 1918 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с Стеткевич 1986 , с. 372.
- ^ Стеткевич 1986 , с. 375.
- ^ Стеткевич 1986 , с. 368.
- ^ Стеткевич 1986 , с. 376–77.
- ^ Земля 1997 , с. 303.
- ^ Аллен 2005 , с. 268.
- ^ Николсон 1900 , с. 714.
Библиография
[ редактировать ]Традиционный
[ редактировать ]- Лайалл, Чарльз Джеймс, изд. (1918). Муфаддалият; антология древних арабских од . Том. 2. Оксфорд, Кларендон Пресс.
Современный
[ редактировать ]- Аллен, Роджер (2005). Арабское литературное наследие: развитие жанров и критика . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-48525-8 .
- Арази, Альберт (1997). «Аль-Шанфара» . Энциклопедия ислама . Том 9 (2-е изд.). Лейден: Издательство Brill . стр. 301–303. ISBN 9004104224 .
- АФЛ Бистон; ТМ Джонстон; РБ сержант; Г. Р. Смит, ред. (1983). «Предпосылки к теме». Арабская литература до конца периода Омейядов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521240158 .
- Хулайф, Юсуф (1978). ( на Поэты-разбойники в доисламскую эпоху арабском языке) (3-е изд.). Дар аль-Маариф.
- Льюис, Бернард (1985). «Вороны арабов». Критический запрос . 12 (1): 88–97. дои : 10.1086/448322 . ISSN 0093-1896 . JSTOR 1343463 . S2CID 162283123 .
- Мансур, Висам (2005). Аль-Шанфары « Ламиятул Араб и ужасы путешествия по пустыне» (PDF) . Журнал факультета языков, истории и географии Университета Анкары . 45 (2): 45–57. doi : 10.1501/Dtcfder_0000000929 .
- Николсон, Рейнольд А. (1900). «Рисалату'л-Гуфран: Абу'л-Ала аль-Маарри». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии : 637–720. ISSN 0035-869X . JSTOR 25208246 .
- Сезгин, Фуат (1975). История арабской литературы: Том 2, Поэзия примерно до 430 г. по хиджре. Лейден: Брилл.
- Стеткевич, Сюзанна Пинкни (1986). «Архетип и атрибуция в ранней арабской поэзии: Аль-Шанфара и Ламийят аль-Араб». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 18 (3): 361–90. дои : 10.1017/S0020743800030518 . JSTOR 163382 .
- Туэти, Чарльз Гревилл, изд. (1985). Классическая арабская поэзия: 162 стихотворения от Имрулкаиса до Марири . Лондон: КПИ.