Су'лук
В ранней арабской истории су'лук ( арабский : صعلوك , латинизированный : suʿlūk , множественное число صعاليك , ṣa'alīk ) был термином, который можно перевести как разбойник, разбойник-поэт или бродяга. Сааликами были в основном люди, изгнанные из своих племен и жившие на периферии общества, хотя некоторые из них поддерживали связи со своими племенами. Некоторые из сааликов стали известными поэтами, написав стихи о невзгодах жизни в пустыне и своем чувстве изоляции. Среди известных саликов — Аль-Шанфара , Тааббата Шарран и Урва ибн аль-Вард . Саалики были наиболее заметными в доисламской Аравии , но сохранялись во времена халифатов Омейядов и Аббасидов .
Терминология
[ редактировать ]Точное значение термина су'лук определить трудно, поскольку в биографических материалах о поэтах- сааликах термин чаще всего употребляется в значении «почетный разбойник». Однако в поэтических текстах этот термин, похоже, означает «бедный». Хатим ат-Таи и аль-Аша сравнивают богатство ( гина ) и тасалук , что в этом контексте, вероятно, означает бедность, а аль-Кахлаба Хубайра ибн Абд Манаф говорит о «моей щедрости, будь я доволен». «Лук или владелец верблюдов», что предполагает то же значение. [ 1 ]
Родственные термины иногда используются для описания сааликов, в том числе дхубан (волки) и хулаа , единственное число хали . Хали был человеком , изгнанным из своего племени, но со временем приобретшим оттенок «бунтовщика, принимающего сознательное решение творить зло». [ 1 ] Другой термин, связанный с сааликами, — это агрибат аль-Араб , буквально «арабские вороны», обозначающий человека, чей отец был арабом, а мать — африканской рабыней. Будучи сыновьями рабов, они сами были рабами, если только их отцы не захотели признать их. [ 2 ] По словам ученого Альберта Арази, единственными саликами, которые также были агрибат аль-Арабами, были Хуфаф ибн Нудба, Сулейк ибн ас-Салака и аль-Харис ибн Шарид. [ 1 ] Другие саалики, такие как Тааббата Шарран и Аль-Шанфара, считаются агрибат аль-Арабом . иногда также [ 3 ] но Бернард Льюис утверждал, что это произошло из-за путаницы в ранних источниках между двумя группами. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Большинство сааликов были исключены из своих племен, процесс, известный как хала , обычно в отместку за преступление, опозорившее племя. Исключенные иногда могли получить защиту от другого племени или быть изгнанными в определенное место, например, на гору Хадавда. Эти саалики часто объединялись для совершения набегов на племена, кражи верблюдов или другого имущества. Они также могли совершать набеги на караваны и рынки. Затем саалики могли продавать эти товары другим племенам. [ 5 ] Некоторые саалики, такие как Урва ибн аль-Вард , широко прославлялись как романтические герои, помогавшие бедным. [ 3 ]
На заре ислама Мухаммед предлагал сохранить жизни сааликам, если они обратятся в ислам, и позволил им сохранить украденную добычу. Они служили наемниками во время Первой Фитны , особенно в Верблюжьей битве . Они процветали как бандиты во времена халифата Омейядов , но при халифате Аббасидов их состав, похоже, изменился. Они превратились в «квазивоенные подразделения, состоящие из арабов». которые захватили провинцию, обосновались там и практиковали разбой в крупных масштабах, причем с таким успехом, что гарнизоны регулярных войск не могли их вытеснить». [ 6 ] Саалик также сражался на стороне Язида ибн Умара аль-Фазари во время осады Васита в 749–750 годах. [ 6 ]
Поэзия
[ редактировать ]По словам Альберта Арази, поэзия сулуков имела три основные темы или параметра. Первый, апологетический параметр касается тяжелой жизни поэта с акцентом на его бедность, мужество и выносливость. [ 5 ] Поэт может прославлять достоинство сабра (выносливости) и противопоставлять его сравнительно легкой жизни племен. [ 7 ] Во втором, лирическом параметре, поэт описывает свои путешествия по пустыне, вспоминая пустыню, ее растения и дикую природу, а также набеги и грабежи поэта и его банды. Он может подчеркивать свое родство с животными пустыни, такими как волки и гиены. [ 8 ] Наконец, в терапевтическом плане поэт размышляет о неизбежности смерти. [ 5 ] Самая известная поэма сулука — « Ламият аль-Араб» Аль-Шанфары. [ 9 ] Поэтическое творчество сааликов началось в доисламскую эпоху и продолжалось на протяжении всего периода Омейядов, но исчезло при Аббасидах. Во время халифата Аббасидов засвидетельствован только один поэт-сулук, Бакр ибн ан-Наттах. [ 6 ]
Список сааликов
[ редактировать ]- Шудхад ад-Даби
- Абу Хараш аль-Хузли
- Урва ибн аль-Вард
- Сулейк ибн ас-Салака
- Мара ибн Хулайф аль-Фахми
- Спасибо, Шарран.
- Аль-Бурад ибн Кайс аль-Канани
- Ухаймар Аль-Саади
- Аль-Шанфара
- Малак ибн ар-Риб
- Аль-Харат ибн Дхальм аль-Мари
- Убайд ибн Айюб аль-Анбари
- Хаджиз ибн Ауф аль-Азди
- Аль-Атайлас аль-Асар аль-Бакми
- Аль-Хатим ибн Нувайра аль-Абашми
- Аль-Каталь аль-Килаби
- Фадхала ибн Шарик аль-Асади
- Сахр аль-Гай
- Масуд ибн Харша
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Земля 1997 , с. 864.
- ^ Льюис 1985 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Аюб 2017 .
- ^ Льюис 1985 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Земля 1997 , с. 865.
- ^ Jump up to: а б с Земля 1997 , с. 867.
- ^ Аллен 2005 , с. 15.
- ^ Аллен 2005 , с. 109.
- ^ Стеткевич 1986 , с. 361.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Роджер (2005). Арабское литературное наследие: развитие жанров и критика . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-48525-8 .
- Арази, Альберт (1997). «Сулук» . Энциклопедия ислама . Том. 9 (2-е изд.). Лейден: Издательство Brill . стр. 863–868. ISBN 9004104224 . Проверено 5 января 2020 г.
- Аюб, Мохаммад Шабан (31 октября 2017 г.). «Арабские отродья… как они жили и какова была их жизненная философия?» [Арабы-саалики... как они жили и какова была их жизненная философия?] (на арабском языке). Аль-Джазира . Проверено 7 января 2020 г.
- Льюис, Бернард (1985). «Вороны арабов». Критический запрос . 12 (1): 88–97. дои : 10.1086/448322 . ISSN 0093-1896 . JSTOR 1343463 . S2CID 162283123 .
- Стеткевич, Сюзанна Пинкни (1986). «Архетип и атрибуция в ранней арабской поэзии: Аль-Шанфара и Ламийят аль-Араб» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 18 (3): 361–390. дои : 10.1017/S0020743800030518 . JSTOR 163382 .