Мухаммад Махди аль-Джавахири
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2012 г. ) |
Мухаммад Махди аль-Джавахири | |
---|---|
Родное имя | Арабский : Мухаммад Махди аль-Джавахири. |
Рожденный | Наджаф , Османская империя (современный Ирак ) | 26 июля 1899 г.
Умер | 27 июля 1997 г. Дамаск , Сирия | ( 98 лет
Занятие | поэт |
Национальность | Иракский |
Жанр | Арабская поэзия |
Известные работы | Диван аль-Джавахири |
Супруг | Амна аль-Джавахири |
Родственники | Абд аль-Азиз аль-Джавахири (брат) Абд аль-Хусейн аль-Джавахири (отец) |
Мухаммад Махди аль-Джавахири ( араб . Мухаммад Махди аль-Джавахири ) (26 июля 1899 — 27 июля 1997) — иракский поэт. [1] Многие считали его одним из лучших и величайших арабских поэтов 20-го века, его также называли Величайшим арабским поэтом . [2] и считается ведущим классическим иракским поэтом. [3] и один из трех крупнейших неоклассических поэтов Ирака наряду с аль-Русафи и аль-Захави . [4] Его стихи, известные своим неоклассическим, традиционным и политическим стилем письма, можно прочитать в его сборниках, таких как «Диван аль-Джавахири» , «Обратный пост » и «Бессонница » , и были удостоены чести многих правительств, включая Саддама Хусейна . правительство. [3] [5]
Аль-Джавахири родился в иракском городе Наджаф в семье, известной своими литературными интересами. Опубликовав свое первое стихотворение в 1921 году, он начал работать в журналистике и работать учителем в Багдаде . Несмотря на резкую критику хашимитской монархии, он поддерживал хорошие отношения с королевской семьей и занимал несколько должностей при королевском дворе и в Министерстве образования. Благодаря своей поэзии он стал одним из самых социально и политически влиятельных людей своего времени. [3]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мухаммад Махди аль-Джавахири родился в 1899 году в Наджафе, Ирак. [6] Его отец, Абд аль-Хусейн, был религиоведом среди духовенства Наджафа и хотел, чтобы его сын тоже стал священнослужителем. Поэтому он одел его в абайю священнослужителя и тюрбан в возрасте десяти лет. Происхождение «Аль-Джавахири» восходит к его иракской семье в Наджафи. Начиная с 11-го века Хиджры (15-й век нашей эры), самые известные люди населяли Наджаф, а люди по имени ан-Наджафи заслужили титул «Украшенный драгоценностями» (или аль-Джавахири) за свое отношение к книге ценностей фикха (религиозной науки). ), который написал один из предков его семьи шейх Мухаммад Хасан ан-Наджафи. Книги были названы «жемчужиной речи в объяснении законов ислама» и состояли из 44 томов. Впоследствии он стал известен как «владелец драгоценностей», а его семью стали называть «украшенными драгоценностями» (аль-Джавахири). [ нужна ссылка ]
Аль-Джавахири читал Коран и не запоминал его в раннем возрасте. Тогда отец отправил его к великим учителям, чтобы они научили его чтению, письму, грамматике, риторике и юриспруденции. Его отец и другие планировали, что он выучит речь у Нахджа аль-Балага и стихи из произведений Аббасидского поэта аль-Мутанабби . [ нужна ссылка ] С юных лет он получил прочные знания в области изучения арабского языка, философии, риторики и традиционных исламских наук, которые помогли ему в его дальнейшей академической карьере. Благодаря исторической поэтической природе Наджафа, это принесло пользу молодому поэту и помогло развить в нем детскую страсть к поэзии. [7] Его также вдохновили более современные работы Хафеза Ибрагима , аль-Джабаля и аль-Русафи. [8]
Поэзия и карьера
[ редактировать ]Обучение было организовано в раннем возрасте, и уже в детстве аль-Джавахири проявил склонность к литературе. Он начал читать « Книгу красноречия и демонстраций» и Аль-Джахиза « Мукаддиму» Ибн Халдуна , а также сборники стихов. Это было в самом начале его жизни, когда он впервые надел одежду религиозного человека и принял участие в революции 1920 года против британских властей. [ нужна ссылка ]
Королевский двор короля Фейсала I
[ редактировать ]В конце 1920-х годов аль-Джавири писал об отношениях между королем Фейсалом I и арабскими националистами Сати аль-Хусри . Он записал, что Фейсал I был зол на аль-Хусри из-за того, что он пытался разжечь сектантскую напряженность в Ираке, в то время как Фейсал I хотел спасти Ирак от сектантства, поэтому в то время между ними не было прочных связей. [9] В 1927 году, находясь в отпуске в Иране , аль-Джавахири написал несколько строк, восхищаясь Ираном и его пейзажами, которые аль-Хусри, бывший генеральным директором Министерства образования, использовал, чтобы представить аль-Джавахири как иранского сторонника и человека, который оспаривал Ирак и арабизм, отдавая предпочтение Ирану и его культуре, что стало спорным вопросом в Ираке. [10] В своих мемуарах аль-Хусри утверждал, что аль-Джавахири был иранцем, имевшим иранское гражданство. [11] В то время аль-Джавахири все еще работал в Наджафе школьным учителем и протестовал против нереалистичных обвинений, но из-за раскола мнений по этому вопросу, а также из-за опасений сектантской напряженности аль-Джавахири решил с уважением уйти со своей должности. Хотя к этому моменту дело уже поворачивалось против аль-Хусри. В связи с этим случаем, а также зная, что поэт происходил из старинной иракской семьи, придерживавшейся патриотических взглядов, Фейсал I завербовал аль-Джавахири в состав своего королевского двора. [10]
После встречи с Сайидом Мухаммадом ас-Садром , который был сторонником обвинений аль-Хусри, [10] аль-Джавахири облачился в скромные традиционные одежды и направился во дворец короля Фейсала I, который поздравил его с новой должностью. Королю понравился поэт, который занимал его во время посещения различных святынь, а также во время поездки на юг страны, где аль-Джавахири стал свидетелем того, как король поддерживал различных племенных шейхов в вопросах сельского хозяйства в регионе. Аль-Джавахири также записал, что кабинет короля представлял собой простую комнату со столом, ковром, четырьмя стульями, его портретом и портретом французского писателя Анатоля Франса . [12]
В 1929 году король Фейсал I открыл первую школу для девочек в Наджафе, что вызвало негативную реакцию со стороны консервативных групп в традиционалистском городе. В ответ на открытие аль-Джавахири, который сам был наджафитом, написал резкие строки, критикующие консервативный характер жителей города, в своем стихотворении « Реакционеры », которое было опубликовано под псевдонимом в нескольких газетах. Это вызвало бы большой протест в городе, который привлек внимание короля Фейсала I. Фейсал Я хотел бы противостоять аль-Джавахири, который, как сообщается, сказал: «Знаете ли вы о полученных мной звонках и телеграммах, в которых говорится, что это работа вашего «сына Мухаммеда», который работает под вашим покровительством и защитой? И знаете ли вы, как сколько горя это мне причинило?» В ответ аль-Джавахири извинился и предложил уйти в отставку, но Фейсал I простил аль-Джавахири и решил оставить его при своем королевском дворе. [12]
В 1930 году он подал в отставку со своей должности при дворе, поскольку она оказалась несовместимой с содержанием некоторых его стихотворений. В последующие годы ему пришлось зарабатывать на жизнь учителем и журналистом. [13]
Иракский переворот 1936 года
[ редактировать ]В 1936 году аль-Джавахири издал газету « Аль-Инкилаб » после военного переворота , инициированного генералом Бакром Сидки . За свою позицию против переворота он был заключен в тюрьму на три месяца, а газета была закрыта. После его ухода и падения правительства в результате военного переворота он вновь открыл газету под названием « Ар-Раи аль-Ам ». Опубликованные им статьи в очередной раз стали причиной закрытия газеты, вплоть до того, что давление побудило его эмигрировать в Иран, а затем вернуться через некоторое время. [14]
Карьера поэта
[ редактировать ]В 1928 году аль-Джавахири опубликовал том «Между чувствами и эмоциями», свой первый сборник стихов, который он готовил с 1924 года для распространения под названием «Опасности поэзии в любви, нации и оде». После того, как он уехал из Наджафа в Багдад, он пошел работать в прессу и выпустил группу газет, среди которых был «Аль-Фурат» («Ефрат»). [ нужна ссылка ] В 1938 году он опубликовал так называемый « Диван аль-Джавахири» , который представлял собой сборник социальных и политических стихов поэта, в которых показана революционная позиция аль-Джавахири. Следующее издание будет опубликовано в трех томах отдельно в 1949, 1950 и 1953 годах. [15]
Когда иракский поэт Хусейн Мардан был арестован по подозрению в написании порнографии после того, как его сборник стихов «Обнаженные стихи» стал достоянием общественности, аль-Джавахири был вызван на суд судьей в качестве свидетеля. Аль-Джавахири заявил, что Мардана следует хвалить за его стихи, а не сажать в тюрьму. Завещание Аль-Джавахири помогло делу Мардана. [16] Позже Мардан вместе со своими друзьями обратился за советом к аль-Джавахири, чтобы и дальше продвигать свои поэтические произведения. [17]
Аль-Джавахири был частью процветающей кофейной культуры Багдада в 1940-х и 1950-х годах. Некоторые кофейни стали ассоциироваться с различными писателями, художниками и поэтами, особенно с теми, у кого уже сложилась респектабельная репутация, например, с аль-Джавахири. [16] Самого Аль-Джавахири стали ассоциировать с кафе «Парламент» и кафе «Хассан Аджами» на улице ар-Рашид , в которых он читал стихи, которые мотивировали толпу к демонстрациям. Среди любимых кофеен аль-Джавахири было кафе «Хассан Аджами», кофейня, имеющая респектабельную репутацию в кругу багдадских художников и писателей. В этой кофейне аль-Джавахири встречался с разными молодыми поэтами, в том числе с молодым Марданом, ища его совета и поддержки. [17] В период с 1930 по 1961 год он редактировал в общей сложности двенадцать газет, обычно недолговечных, которые часто закрывались из-за выражаемых им бескомпромиссных мнений, среди прочего, о свободе слова. В период между 1947 и 1948 годами он снова заседал в иракском парламенте, и это была цель, которую он хотел достичь, чтобы у него была платформа, с которой он мог бы говорить от имени иракского народа, но подал в отставку со своего места в знак протеста против Положения англо-иракского договора 1948 года . [13] [18]
Аль-Джавахири сыграл большую роль в демонстрациях против англо-иракского договора 1948 года, подписанного правительством Салиха Джабра . Однако его брат Джафар был убит во время восстания аль-Ватба в 1948 году на мосту аль-Мамун, что послужило вдохновением для написания одного из его самых известных стихотворений « Мой брат Джафар ». Аль-Джавахири был тронут этим событием, и он, как известно, прочитал стихотворение в мечети Хайдар-Хана перед аудиторией мусульман и евреев через сорок дней после похорон своего брата. Стих из стихотворения «Знаешь ли ты или не знаешь/, что раны жертв – это рот?» стал иконой современной иракской поэзии. [19] Аль-Джавахири также пригласил своего коллегу-иракского поэта аль-Сайяба прочесть стихотворение, в котором также прославляется Джафар. [20]
В 1954 году он решил написать стихотворение по случаю коронации короля Фейсала II , правившего с 1953 года до своего убийства в 1958 году, и его положение улучшилось, хотя позже он пожалел об этом шаге. После свержения монархии революцией 1958 года новое правительство осыпало его почестями, в том числе и назначило на должность. Президент Союза иракских писателей. [13] Таким образом, аль-Джавахири был избран первым главой Союза иракских писателей . [21]
Его стихи о Палестине
[ редактировать ]До 1948 года аль-Джавахири можно было считать самым выдающимся арабским писателем по палестинскому вопросу, который уделял большое внимание текущей ситуации вокруг Палестины, европейского империализма и сионизма . В стихотворении 1929 года под названием «Кровоточащая Палестина» [22] он написал:
Мы кричим о бумаге и ручке | Всякий раз, когда буря обрушивается на людей | |
Или поэт, сохранивший Багдад тем, что он сочинил | Спасла ли книга Левант благодаря тому, что они написали? |
Почему всякий раз, когда нас основательно потрясает сильный шторм | Мы прибегаем к ручке и бумаге? | |
писатели или поэты? Спасли ли Шама | Или Багдад по их писаниям? |
В этих строках аль-Джавахири сообщает читателю, что только силовые действия могут быть полезны и на которые люди могут положиться в борьбе против Британской империи и Франции . Утверждение о том, что речи без действий бесполезны, - общая черта его произведений. [22] Аль-Джавахири продолжает:
Или вы хотели услышать, как кто-то жалуется на глухоту? | С пушкой ты примешь мученическую смерть, если заговоришь | |
Воистину, их мнение уважается без принуждения. | Спросите события и историю, знали ли они |
Пусть пушка подтвердит ваши слова во время разговора | Или если вы хотите, чтобы ваши слова дошли до глухих | |
Спросите историю и ее события; он когда-нибудь видел | Любое право, незащищенное силой, соблюдается? |
Вторая критика, которую поэт выразил в этих строках, сосредоточена вокруг арабов, опирающихся на поддержку Великобритании и Франции и их полное доверие к ним. Который позже поддержит сионизм и создаст государство Израиль . [22]
Отношения с Республикой Ирак
[ редактировать ]В результате постоянных преследований со стороны полиции из-за его резкой критики политики Нури аль-Саида он уехал в Сирию в 1956 году в качестве добровольного изгнанника. Он вернется в Ирак в 1958 году и сначала будет приветствовать революцию 14 июля , которая возглавилась Абд аль-Каримом Касимом и свергла монархию. К этому времени в Дамаске в 1957 году и в Наджафе в 1959 году был опубликован том «Дивана» аль-Джавахири, посвященный революции Касима. Однако вскоре он начал редактировать свою последнюю газету - левую газету «Ар-Раи аль-Ам» («Общественное мнение»), которая характеризовалась своей оппозицией правлению Касима, которое описывалось как «авторитарное». [15]
После революции Рамадан в 1963 году иракское правительство лишило аль-Джавахири иракского гражданства из-за его неприятия государственного переворота, возглавляемого Абд аль-Саламом Арифом . Он вернулся в Ирак после революции 17 июля 1968 года по приглашению иракского правительства, которое восстановило ему иракское гражданство и предоставило ему пенсионную зарплату в размере около 150 динаров каждый месяц. В 1980 году он покинул Ирак и поселился в Дамаске . Некоторые источники утверждают, что аль-Джавахири переехал в Сирию в 1983 году в ответ на официальное приглашение. Другие источники утверждают, что аль-Джавахири жил в Чехословакии в 1980 году нашей эры. Аль-Джассани, племянник аль-Джавахири, говорит, что он провел 30 лет в Чехословакии после своего первого политического кризиса с иракским правительством, а в конце своей жизни время от времени перемещался между ней и Дамаском. В 1990-е годы у него снова отобрали иракское гражданство в связи с участием в ежегодном фестивале аль-Дженадрия, проходившем в Саудовской Аравии в 1994 году. [14]
Аль-Джавахири разделил свою жизнь между Прагой и Дамаском и кратковременными визитами в Ирак. Но аль-Джавахири никогда не продолжал покровительствовать политическим или литературным классам или участвовать в них. Аль-Джавахири считал, что партия Баас страдает от легитимности. Несмотря на это, он, как сообщается, был дружен с тогдашним баасистским чиновником и поэтом Салихом Махди Аммашем . Он также продемонстрировал некоторую поддержку руководству аль-Бакра и Саддама Хусейна, особенно во время их отношений с Национальным прогрессивным фронтом . Аль-Джавахири позже заявил в интервью лондонской арабской газете Asharq al-Awsat в ноябре 1991 года, что он испытывал ностальгию по временам Королевства Ирак , которые он вспоминал как дни свободы по сравнению с тем, что было после этого. разделяется среди многих иракских литераторов. [13]
Личная жизнь
[ редактировать ]Аль-Джавахири, несмотря на свое консервативное воспитание, не был особенно религиозным человеком. Как поэта его описывали как человека, «не имевшего корней в Османском периоде » и/или смеси турецкой, персидской и арабской литературы, которая была распространена в Османской империи. Поскольку он был членом Коммунистической партии Ирака еще в возрасте 30 лет, он был коммунистом , но не разделял идей панарабизма. [5] Его стихи также очень критически относились к западному миру, что является одной из причин, почему они никогда не переводились на английский язык. [23]
Аль-Джавахири любил различных поэтов, таких как аль-Мутанабби и аль-Маарри . Большую часть стихов аль-Бухтури он выучил наизусть. Будучи традиционалистом, он часто любил черпать вдохновение и подражать произведениям Ибн аль-Хатиба , которые можно увидеть в его первом томе «Дивана». [24]
Шляпа Аль-Джавахири
[ редактировать ]Шляпа, которую всегда носил аль-Джавахири, вызвала споры и привлекла внимание. Согласно интервью его дочери Хаял аль-Джавахири, проведенному «Аль-Джазирой» : «Мой отец простудился, когда участвовал в литературной конференции в бывшем Советском Союзе , и врачи посоветовали ему носить головной убор из-за У него была аллергия в голове, поэтому его внимание привлекла бархатная шляпа, выставленная в магазине». В больнице, так он ее и носил, и с тех пор она оставалась с ним до самой смерти, и он не снимал ее даже во сне». Дочь добавляет, что до сих пор хранит несколько таких шляп, подаренных ее отцу от Узбекистан и Азербайджан . [25]
Смерть и погребение
[ редактировать ]Аль-Джавахири умер на рассвете в воскресенье, 27 июля 1997 года, в больнице сирийской столицы Дамаска , и на его похоронах присутствовали политические и военные чиновники государства, а также большое количество людей. Аль-Джавахири был похоронен на кладбище аль-Гурабаа в районе Сайида Зейнаб в Дамаске рядом с могилой своей жены Амны аль-Джавахири. На его могиле из гранита высечена карта Ирака с надписью « Он покоится здесь вдали от Тигра Добра » об одном из его стихотворений. [14]
Наследие
[ редактировать ]Благодаря своему умелому таланту и острому патриотизму аль-Джавахири получил большое признание как среди литературных критиков, так и в самых широких слоях иракского общества. Его работы были известны тем, что отвечали потребностям иракской публики в поэзии, которая была вовлечена и в то же время продолжала старые арабские литературные традиции. По этой причине аль-Джавахири считают «последним великим классиком традиционной школы». [26] Было отмечено, что в его работах широко используются риторические обороты, аллюзии и другие арабские литературные приемы, что затрудняет перевод его работ на другие языки. [23] При жизни аль-Джавахири был известен под многими публичными титулами и прозвищами, такими как «Эмир поэтов» и «Великая драгоценность». [27]
В 2022 году дом аль-Джавахири, построенный в 1971 году и расположенный в районе Аль-Кадисия в Багдаде, был отремонтирован и стал культурным музеем, посвященным поэту и его карьере. Он также может стать центром, где будут проводиться культурные семинары, поэтические и литературные вечера, выставки живописи. Бывший премьер-министр Ирака, посетивший музей в честь поэта Мустафа аль-Кадхим, сказал в заявлении, сделанном Иракские новости. [28] В том же году обсуждались планы построить статую поэту в Багдаде у реки Тигр. [29]
2 января 2024 года правительство Ирака инициировало проект строительства нового жилого города под названием «Аль-Джавахири-Сити» к западу от Багдада с «30 000 единиц жилья, расположенных на площади более 17,8 миллионов м2». [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Адель Дарвиш, «Некролог: Мохаммед Аль-Джавахри», The Independent , 11 августа 1997 г. Онлайн (только подписка) на HighBeam .
- ^ «Жизнь Аль-Джавахири» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Догерти, Бет К.; Гариб, Эдмунд А. (07 ноября 2013 г.). Исторический словарь Ирака . Пугало Пресс. п. 340. ИСБН 978-0-8108-7942-3 .
- ^ Кайани 2013 , с. 40-41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ДеЯнг 1998 , с. 38.
- ^ Банипал: Журнал современной арабской литературы . Маргарет Обэнк. 2004. с. 14.
- ^ Бадави 1975 , стр. 62.
- ^ Альтома 1997 , с. ТЫ.
- ^ Аллави 2014 , стр. 480.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аллави 2014 , стр. 493.
- ^ ДеЯнг 1998 , с. 39.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аллави 2014 , стр. 494.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Зубайда, Сами (2007). «Аль-Джавахири: Между покровительством и революцией» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья (на французском языке) (117–118): 81–98. дои : 10.4000/remmm.3301 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тахер, Ахмед (22 августа 2018 г.). «С флагов моей страны — Мухаммад Махди Аль-Джавахири — я Ирак » . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 г. Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бадави 1975 , стр. 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кайани 2013 , с. 41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кайани 2013 , с. 42.
- ^ Альтома 1997 , с. VII.
- ^ ДеЯнг 1998 , с. 189.
- ^ ДеЯнг 1998 , с. 190.
- ^ Банипал: Журнал современной арабской литературы . Маргарет Обэнк. 2004. с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сулейман, Халид А. (1984). Палестина и современная арабская поэзия . Книги Зеда. стр. 76–77. ISBN 978-0-86232-238-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Альтома 1997 , с. VIII.
- ^ Бадави 1975 , стр. 64.
- ^ Аль-Кахер, Сара. «Мухаммад Махди Аль-Джавахири был современником королей и президентов и умер в изгнании… и в этом секрет его шляпы » . Аль-Джазира Нет (на арабском языке) . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Белявский 1978 , стр. 334.
- ^ Белявский 1978 , стр. 329.
- ^ Салем, Амр (14 августа 2022 г.). «Величайший дом арабского поэта в Багдаде становится культурным центром» . Иракские новости . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ «Постановление правительства об установлении новой статуи поэта Мухаммада Махди аль-Джавахири в Багдаде» . Иракское информационное агентство . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ «Ирак инициирует строительство нового жилого города стоимостью 2 миллиарда долларов недалеко от Багдада» . Строительная неделя.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кайани, Фабио (23 августа 2013 г.). Иракский роман: ключевые писатели, ключевые тексты (Эдинбургские исследования современной арабской литературы) (1-е изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748685233 .
- Аллави, Али (2014). Фейсал I Ирака . Лондон : Издательство Йельского университета. ISBN 9780300199369 .
- ДеЯнг, Терри (1998). Место поэта: Бадр Шакир аль-Сайяб и постколониальный Ирак . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791437315 .
- Бадави, Мухаммед (1975). Современная арабская поэзия . Издательство Кембриджского университета, Кембридж. ISBN 9780521206990 .
- Белявский, Юзеф (1978). Новая и современная арабская литература XIX и XX веков (на польском языке). Варшава : Национальное научное издательство.
- Альтома, Салих (1997). «Памяти: Мухаммада Махди аль-Джавахири (1900? – 1997)» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 19 (4): V – VIII. ISSN 0271-3519 . JSTOR 41858216 .