Jump to content

Ибн аль-Хатиб

Координаты : 34 ° 03'45" с.ш. 4 ° 59'9,8" з.д.  / 34,06250 ° с.ш. 4,986056 ° з.д.  / 34,06250; -4,986056
Ибн аль-Хатиб
Ибн аль-Хатиб
Надпись в Миртовом дворе Альгамбры . , где написаны стихи Ибн аль-Хатиба [1]
Рожденный 16 ноября 1313 г., 26 раджаба 713 г.х.
Умер 1374 г. н. э., 776 г. хиджры
Причина смерти Удушение
Место отдыха Сгоревший Баб
34 ° 03'45" с.ш. 4 ° 59'9,8" з.д.  / 34,06250 ° с.ш. 4,986056 ° з.д.  / 34,06250; -4,986056
Альма-матер Медресе Юсуфия
Род занятий Поэт , историк , государственный деятель , врач
Эра Золотой век ислама
Ибн аль-Хатиб учился в медресе Юсуфия в Гранаде. [2]

Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб [примечание 1] ( араб . Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб ; 16 ноября 1313–1374) был арабом. [3] Андалузский эрудит , [4] поэт , писатель , историк , философ , врач и политик из Гранадского эмирата . [5] Будучи одним из самых известных поэтов Гранады , его стихи украшают стены дворца Альгамбры . Он известен как сочинитель муваш под названием « Джадака аль-Гайту » и « Ламма Бада Ятатанна ».

Мемориал Ибн аль-Хатиба

Ибн Аль-Хатиб высоко ценится и как историк, и как поэт. Он был современником и знакомым Ибн Халдуна . [6]

Его величайший исторический труд « Аль-Ихата фи ахбар Гарната» ») ( «Полный источник по истории Гранады . [7] [8] написанный в 1369 году нашей эры и включающий его автобиографию, еще не переведен на английский язык.

Биография

[ редактировать ]

Ибн аль-Хатиб родился в Лохе , недалеко от Гранады . [6] Вскоре после его рождения его отец был назначен на высокий пост при дворе эмира Исмаила I в Гранаде . [6] После того, как его отец и старший брат были убиты в битве при Рио-Саладо в 1340 году, Ибн аль-Хатиб был нанят на работу секретарем к своему бывшему учителю Ибн аль-Джайябу , визирю эмира Юсуфа I. [6] После ранней смерти Ибн аль-Джайяба от чумы Ибн аль-Хатиб стал визирем и главой эмирской канцелярии, выполняя также дипломатические функции при дворах правителей Андалусии и Магриби. [6]

Баб Махрук в Фесе , где был похоронен Ибн аль-Хатиб, в 1982 году.

Большую часть своей жизни он был визирем при дворе султана Гранады Мухаммеда V. Он провел два периода в изгнании в империи Маринидов ; (между 1360–1362 и 1371–74 годами он проживал по-разному в Сеуте , Тлемсене и Фесе ). В 1374 году он был заключен в тюрьму за Зандаку (ересь). Его приговорили к смертной казни через удушение. Ранее и современные историки предполагают, что его многочисленные частные и политические распри с эмирами Гранады, принадлежащими к династии Насридов, вероятно, были основными факторами в обращении с ним и казни. Его тело было сожжено перед тем, как его похоронили в Баб-Махруке , городских воротах в Фесе . [9]

На его поэзию повлияли придворные поэты Машрека , или исламского востока, особенно Абу Нувас , Абу Таммам и аль-Мутанабби . [6] Ибн аль-Хатиб был мастером саджа ( سجع ), или рифмованной прозы, особенно в своем макамаате . [6]

В своем трактате о чуме (Мукниат ас-Саил ан аль-Марад аль-Хаиль) (ок. 753/1362) Ибн аль-Хатиб исследует идею передачи болезней через заражение , веками до того, как Луи Пастер проводил свои эксперименты в Европе. Оригинальный арабский текст хранится в коллекции Зайдани в Biblioteca del Real Monasterio de El Escorial , MS Arab 1785. [10] По оценкам, число смертей в результате вспышки бубонной чумы , известной как « Черная смерть» , охватившей Аль-Андалус в 14 веке, достигает трети мусульманского населения во всем мире. [11]

В своем трактате «О чуме » Ибн аль-Хатиб пишет: [12]

«Существование заражения установлено опытом [и] достоверными сообщениями о передаче через одежду, сосуды, серьги; при распространении ее людьми из одного дома; при заражении здорового морского порта при прибытии из зараженной землей [и] иммунитетом изолированных людей».

Подробный отчет о его кончине записал Ибн Халдун , его друг и поклонник. [13] Будучи верным придворным Мухаммеда V Гранадского , Ибн аль-Хатиб был арестован после переворота 1359 года сводным братом Мухаммеда Исмаилом, и его имущество было конфисковано. Вскоре он был освобожден из-за вмешательства султана Марокко Маринидов и присоединился к толпе андалузских беженцев в Марокко, где поселился в атлантическом городе Сале . Здесь он погрузился в суфийский мистицизм и писательство. Именно во время своего пребывания в Марокко он впервые встретил Ибн Халдуна, а также других важных североафриканских интеллектуалов, таких как Ибн Марзук.

В 1362 году бывший эмир Гранады Мухаммед V смог вернуть себе трон с помощью марокканского султана. Это позволило Ибн аль-Хатибу вернуться в Гранаду и возобновить должность Великого визиря ( зу аль-визаратайн , т.е. «владелец двух визирей», что означает «глава как гражданской, так и военной власти»). Вскоре он столкнулся с серьезной политической интригой. В конце концов ему удалось укрепить свои позиции, организовав изгнание ряда своих политических соперников в Северной Африке из Гранады. Его политические успехи вызвали трения в Гранаде между сторонниками изгнанных североафриканцев и политически подкованным Ибн аль-Хатибом. Когда Ибн Халдун добился определенного дипломатического успеха при дворе Гранады, Ибн аль-Хатиб, опасаясь его как соперника, организовал его изгнание.

Его интриги сделали его непопулярной фигурой в некоторых кругах. обида на Ибн аль-Хатиба. Что еще более важно, эмир Мухаммед V стал недоверчивым к Ибн аль-Хатибу из-за его властного контроля над государством Гранадан и его строгой преданности Маринидам Марокко. Почувствовав нарастание жары, в 1371 году Ибн аль-Хатиб уехал в Северную Африку, где его хорошо принял маринидский султан Марокко Абу Фарис Абдул Азиз I. Во время своего убежища Великий Кади ан-Нубахи издал фетву, в которой работы Ибн аль-Хатиба по суфизму и философии были названы еретическими, а его работы приказано сжечь. Ad hominem характер судебного решения ан-Нубахи убедительно свидетельствует о том, что у него была личная неприязнь к Ибн аль-Хатибу. Ибн аль-Хатиб написал опровержение фетвы, в котором резко напал на ан-Нубахи. Многочисленные попытки Гранады добиться экстрадиции или казни Ибн аль-Хатиба оказались бесплодными, поскольку марокканский султан Абу Фарис Абдул Азиз I отказался сделать это. Хотя марокканский султан вскоре умер, Ибн аль-Хатибу была обеспечена защита со стороны Ибн Гази, главного визиря Марокко.

Будущее Ибн аль-Хатиба стало мрачным, когда переворот, поддержанный Гранадой, отстранил Ибн Гази от должности и привел к власти нового султана, Абу'л-Аббаса Ахмада аль-Мустансира . Будучи в долгу перед Гранадой, новый султан приказал арестовать Ибн аль-Хатиба и провести суд в столице Марокко Фесе, в котором активно участвовала группа гранадских эмиссаров, в том числе его бывший ученик Ибн Замрак. Несмотря на запугивания и пытки, Ибн аль-Хатиб на протяжении всего суда продолжал заявлять о своей невиновности и отвергал обвинения в ереси. Окончательное голосование было далеко не единогласным, и совет исламских ученых не смог прийти к окончательному решению. Сообщается, что Ибн аль-Хатиб был задушен в ночь суда, поскольку люди не могли прийти к выводу о его предполагаемой ереси и, следовательно, не хотели, чтобы он получил несправедливый приговор. На следующее утро его тело было похоронено возле городских ворот Баб аль-Махрук в Фесе. Неудовлетворенные враги приказали выкопать его тело и бросить в костер.

Список работ

[ редактировать ]
  • Появление призрака во время зимнего и летнего путешествия : описание 21-дневного путешествия из Гранады в Альмерию с Юсуфом I, султаном Гранады , составленное в рифмующихся куплетах. [14]
  • Измерение выбора в условиях мест и зданий (معيار الاختيار في ذكر المعاهد والديار): мукама , в которой Ибн аль-Хатиб описывает 34 андалузских города, включая Малагу, Гранаду и Ронду, сравнивая их с марокканскими городами . , Мекнес , Фес и Себта , которые он посетил во время ссылки в Марокко. [14]
  • Встряхивание сумки для развлечений за границей (نفاضة الجراب في علالة الاغتراب): сборник хвалебных стихов , сочинений по истории и географии, а также личный рассказ о его путешествии из Высокого Атласа обратно в Аль-Андалус. [14]
  • Взгляд на Бадра в насирийском государстве - Аль-Ламхат аль-Бадрия фи ад-Даула ан-Насрия , изд. Арабский и латинский перевод. М.Касири, Biblioteca arabico-hispana escurialensis, II, Мадрид, 1770 г.
  • Сборник по Гранаде (в 5 томах) - Аль-Ихатат фи Ахбар Гурната (арабский) [15]
  • Мукниат ас-Саил ан аль-Марад аль-Хаиль ( Убедительный вопрос об ужасной болезни ), трактат о Черной смерти и заражении , Коллекция Зайдани в Библиотеке дель Реального Монастыря де Эль Эскориал , MS Арабский 1785 год. [10]
  • Рассказы ученых о снах королей ислама
  • Биографии, даты и связи - Аусаф ан-Наас для ат-Таварих валь-Салаат (арабский) [16]
  • Клерк после народного движения (Политика Гранады и Марокко) - Канасат ад-Дукан баад Интакал ас-Сакан [17]
  • Калибровка отбора в институтах разума
  • Виды Санседдина Бен Хатиба в Марокко и Андалусии
  • Малага и Сала
  • Шедевр Книги и чистота избранных
  • Рукописи
  • Магия и поэзия
  • Книга Реханы и скорбь Творца
  • Садовое определение Шарифа Лава [18]
  • Послание в политике

Библиография

[ редактировать ]
  • Джайш аль-Тауших из Лисан ад-Дина ибн аль-Хатиба (арабский), Антология андалузского арабского Мувашшахата , Алан Джонс (редактор), 1997 – ISBN   978-0-906094-42-6
  • Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб, Тарих Исбания Аль Исламия (история мусульманской Испании), изд. Леви-Провансаль, новое издание, Каир, 2004 г.
  • Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб, Аусаф ан-Нас (описание народов), Каир, 2002 г.
  • Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб, Харат аль-Тайф: рихлат фи аль-Магриб ва-аль-Андалус, 1347–1362, 2003 г.
  • Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб, Нафадхат аль-Джираб (Пепельница для носков)
  • Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб, литератор и историк, Абдельбаки Бенджамаа, (французская) диссертация, Университет Сорбонны Новая Париж III, 1992 (микроформа).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Арабский : Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб , латинизированный : Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб , полное имя на арабском языке: Мухаммад бин Абдулла бин Саид бин Абдулла бин Саид бин Али бин Ахмед аль-Салмани , латинизированный: Мухаммад ибн Абдаллах ибн Саид ибн Абдаллах ибн Саид ибн Али ибн Ахмад ас-Салмани
  1. ^ «Путешественники Аль-Андалуса, Часть VI: Двойная жизнь Ибн аль-Хатиба — AramcoWorld» . www.aramcoworld.com . Проверено 21 апреля 2021 г.
  2. ^ Антонио Санто Орсеро, Ибн аль-Джатиб , Diverso Variable, стр. 5. Без даты. Доступно онлайн 24 января 2010 г. «Аль-Джатиб» — это испанская транслитерация слова «Аль-Хатиб».
  3. ^ Фархад Дафтари, Легенды об убийцах: Мифы исмаилитов , (IBTauris, 1994), 160.
  4. ^ Александр Кныш, Ибн Араби в поздней исламской традиции , SUNY Press (1999), стр. 172
  5. ^ Энциклопедия средневековой Иберии, изд. Майкл Герли. (Нью-Йорк: Рутледж, 2003), 416–417.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Кныш, Александр (31 августа 2000 г.), «Ибн аль-Хатиб» , «Литература Аль-Андалуса » , Cambridge University Press, стр. 358–372, doi : 10.1017/chol9780521471596.023 , ISBN  978-0-521-47159-6 , получено 21 апреля 2021 г.
  7. ^ ред. Мухаммад Абдаллах Инан (Каир: Мактабат аль-Ханджи, 1978)
  8. ^ «Брифинг в Granada News - Том первый» - через Интернет-архив.
  9. ^ Авасаф ан-Нас фи Таварих ва Силат, стр. 19, Мохамед Камаль Чабана
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М.В. Долс, Черная смерть на Ближнем Востоке , Нью-Джерси, 1977, 322. М. Агиар Агилар, «Подход к средневековому арабскому лексикону эпидемии и чумы», Медицина и история (2014) http://issuu. com/fundacionuriach/docs/m_h_2_2014_v7_r
  11. ^ Кадри, Садакат (2012). Рай на Земле: путешествие по законам шариата из пустынь Древней Аравии... макмиллан. п. 185. ИСБН  9780099523277 .
  12. ^ Бирн, Джозеф П. (31 января 2012 г.). Энциклопедия Черной смерти . АВС-КЛИО. п. 182 . ISBN  978-1598842531 .
  13. ^ см. Обер, Уильям Б. и Набиль Аллуш, « Чума в Гранаде, 1348–1349: Ибн аль-Хатиб и идеи заражения », стр. 175.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Путешественники Аль-Андалуса, Часть VI: Двойная жизнь Ибн аль-Хатиба — AramcoWorld» . www.aramcoworld.com . Проверено 08 апреля 2019 г.
  15. ^ «Брифинг в новостях Гранады — Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб — Расследование: Бузиани аль-Дарраджи » . 28 сентября 2013 г.
  16. ^ «Описания людей в датах и ​​связях — Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб — форматированная версия — » .
  17. ^ «Лавочник - Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб» - из Интернет-архива.
  18. ^ «Утвержденный экземпляр книги «Введение в благородную любовь в детском саду - Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб» под редакцией Мухаммада аль-Каттани» - через Интернет-архив.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a305b55d035ff550d83cb6799f7064da__1717891860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/da/a305b55d035ff550d83cb6799f7064da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibn al-Khatib - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)