Ибн аль-Хатиб
Ибн аль-Хатиб | |
---|---|
Ибн аль-Хатиб | |
Рожденный | 16 ноября 1313 г., 26 раджаба 713 г.х. |
Умер | 1374 г. н. э., 776 г. хиджры |
Причина смерти | Удушение |
Место отдыха | Сгоревший Баб 34 ° 03'45" с.ш. 4 ° 59'9,8" з.д. / 34,06250 ° с.ш. 4,986056 ° з.д. |
Альма-матер | Медресе Юсуфия |
Род занятий | Поэт , историк , государственный деятель , врач |
Эра | Золотой век ислама |

Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб [примечание 1] ( араб . Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб ; 16 ноября 1313–1374) был арабом. [3] Андалузский эрудит , [4] поэт , писатель , историк , философ , врач и политик из Гранадского эмирата . [5] Будучи одним из самых известных поэтов Гранады , его стихи украшают стены дворца Альгамбры . Он известен как сочинитель муваш под названием « Джадака аль-Гайту » и « Ламма Бада Ятатанна ».

Ибн Аль-Хатиб высоко ценится и как историк, и как поэт. Он был современником и знакомым Ибн Халдуна . [6]
Его величайший исторический труд « Аль-Ихата фи ахбар Гарната» ») ( «Полный источник по истории Гранады . [7] [8] написанный в 1369 году нашей эры и включающий его автобиографию, еще не переведен на английский язык.
Биография
[ редактировать ]Ибн аль-Хатиб родился в Лохе , недалеко от Гранады . [6] Вскоре после его рождения его отец был назначен на высокий пост при дворе эмира Исмаила I в Гранаде . [6] После того, как его отец и старший брат были убиты в битве при Рио-Саладо в 1340 году, Ибн аль-Хатиб был нанят на работу секретарем к своему бывшему учителю Ибн аль-Джайябу , визирю эмира Юсуфа I. [6] После ранней смерти Ибн аль-Джайяба от чумы Ибн аль-Хатиб стал визирем и главой эмирской канцелярии, выполняя также дипломатические функции при дворах правителей Андалусии и Магриби. [6]

Большую часть своей жизни он был визирем при дворе султана Гранады Мухаммеда V. Он провел два периода в изгнании в империи Маринидов ; (между 1360–1362 и 1371–74 годами он проживал по-разному в Сеуте , Тлемсене и Фесе ). В 1374 году он был заключен в тюрьму за Зандаку (ересь). Его приговорили к смертной казни через удушение. Ранее и современные историки предполагают, что его многочисленные частные и политические распри с эмирами Гранады, принадлежащими к династии Насридов, вероятно, были основными факторами в обращении с ним и казни. Его тело было сожжено перед тем, как его похоронили в Баб-Махруке , городских воротах в Фесе . [9]
Поэзия
[ редактировать ]На его поэзию повлияли придворные поэты Машрека , или исламского востока, особенно Абу Нувас , Абу Таммам и аль-Мутанабби . [6] Ибн аль-Хатиб был мастером саджа ( سجع ), или рифмованной прозы, особенно в своем макамаате . [6]
О чуме
[ редактировать ]В своем трактате о чуме (Мукниат ас-Саил ан аль-Марад аль-Хаиль) (ок. 753/1362) Ибн аль-Хатиб исследует идею передачи болезней через заражение , веками до того, как Луи Пастер проводил свои эксперименты в Европе. Оригинальный арабский текст хранится в коллекции Зайдани в Biblioteca del Real Monasterio de El Escorial , MS Arab 1785. [10] По оценкам, число смертей в результате вспышки бубонной чумы , известной как « Черная смерть» , охватившей Аль-Андалус в 14 веке, достигает трети мусульманского населения во всем мире. [11]
В своем трактате «О чуме » Ибн аль-Хатиб пишет: [12]
«Существование заражения установлено опытом [и] достоверными сообщениями о передаче через одежду, сосуды, серьги; при распространении ее людьми из одного дома; при заражении здорового морского порта при прибытии из зараженной землей [и] иммунитетом изолированных людей».
Смерть
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2021 г. ) |
Подробный отчет о его кончине записал Ибн Халдун , его друг и поклонник. [13] Будучи верным придворным Мухаммеда V Гранадского , Ибн аль-Хатиб был арестован после переворота 1359 года сводным братом Мухаммеда Исмаилом, и его имущество было конфисковано. Вскоре он был освобожден из-за вмешательства султана Марокко Маринидов и присоединился к толпе андалузских беженцев в Марокко, где поселился в атлантическом городе Сале . Здесь он погрузился в суфийский мистицизм и писательство. Именно во время своего пребывания в Марокко он впервые встретил Ибн Халдуна, а также других важных североафриканских интеллектуалов, таких как Ибн Марзук.
В 1362 году бывший эмир Гранады Мухаммед V смог вернуть себе трон с помощью марокканского султана. Это позволило Ибн аль-Хатибу вернуться в Гранаду и возобновить должность Великого визиря ( зу аль-визаратайн , т.е. «владелец двух визирей», что означает «глава как гражданской, так и военной власти»). Вскоре он столкнулся с серьезной политической интригой. В конце концов ему удалось укрепить свои позиции, организовав изгнание ряда своих политических соперников в Северной Африке из Гранады. Его политические успехи вызвали трения в Гранаде между сторонниками изгнанных североафриканцев и политически подкованным Ибн аль-Хатибом. Когда Ибн Халдун добился определенного дипломатического успеха при дворе Гранады, Ибн аль-Хатиб, опасаясь его как соперника, организовал его изгнание.
Его интриги сделали его непопулярной фигурой в некоторых кругах. обида на Ибн аль-Хатиба. Что еще более важно, эмир Мухаммед V стал недоверчивым к Ибн аль-Хатибу из-за его властного контроля над государством Гранадан и его строгой преданности Маринидам Марокко. Почувствовав нарастание жары, в 1371 году Ибн аль-Хатиб уехал в Северную Африку, где его хорошо принял маринидский султан Марокко Абу Фарис Абдул Азиз I. Во время своего убежища Великий Кади ан-Нубахи издал фетву, в которой работы Ибн аль-Хатиба по суфизму и философии были названы еретическими, а его работы приказано сжечь. Ad hominem характер судебного решения ан-Нубахи убедительно свидетельствует о том, что у него была личная неприязнь к Ибн аль-Хатибу. Ибн аль-Хатиб написал опровержение фетвы, в котором резко напал на ан-Нубахи. Многочисленные попытки Гранады добиться экстрадиции или казни Ибн аль-Хатиба оказались бесплодными, поскольку марокканский султан Абу Фарис Абдул Азиз I отказался сделать это. Хотя марокканский султан вскоре умер, Ибн аль-Хатибу была обеспечена защита со стороны Ибн Гази, главного визиря Марокко.
Будущее Ибн аль-Хатиба стало мрачным, когда переворот, поддержанный Гранадой, отстранил Ибн Гази от должности и привел к власти нового султана, Абу'л-Аббаса Ахмада аль-Мустансира . Будучи в долгу перед Гранадой, новый султан приказал арестовать Ибн аль-Хатиба и провести суд в столице Марокко Фесе, в котором активно участвовала группа гранадских эмиссаров, в том числе его бывший ученик Ибн Замрак. Несмотря на запугивания и пытки, Ибн аль-Хатиб на протяжении всего суда продолжал заявлять о своей невиновности и отвергал обвинения в ереси. Окончательное голосование было далеко не единогласным, и совет исламских ученых не смог прийти к окончательному решению. Сообщается, что Ибн аль-Хатиб был задушен в ночь суда, поскольку люди не могли прийти к выводу о его предполагаемой ереси и, следовательно, не хотели, чтобы он получил несправедливый приговор. На следующее утро его тело было похоронено возле городских ворот Баб аль-Махрук в Фесе. Неудовлетворенные враги приказали выкопать его тело и бросить в костер.
Список работ
[ редактировать ]- Появление призрака во время зимнего и летнего путешествия : описание 21-дневного путешествия из Гранады в Альмерию с Юсуфом I, султаном Гранады , составленное в рифмующихся куплетах. [14]
- Измерение выбора в условиях мест и зданий (معيار الاختيار في ذكر المعاهد والديار): мукама , в которой Ибн аль-Хатиб описывает 34 андалузских города, включая Малагу, Гранаду и Ронду, сравнивая их с марокканскими городами . , Мекнес , Фес и Себта , которые он посетил во время ссылки в Марокко. [14]
- Встряхивание сумки для развлечений за границей (نفاضة الجراب في علالة الاغتراب): сборник хвалебных стихов , сочинений по истории и географии, а также личный рассказ о его путешествии из Высокого Атласа обратно в Аль-Андалус. [14]
- Взгляд на Бадра в насирийском государстве - Аль-Ламхат аль-Бадрия фи ад-Даула ан-Насрия , изд. Арабский и латинский перевод. М.Касири, Biblioteca arabico-hispana escurialensis, II, Мадрид, 1770 г.
- Сборник по Гранаде (в 5 томах) - Аль-Ихатат фи Ахбар Гурната (арабский) [15]
- Мукниат ас-Саил ан аль-Марад аль-Хаиль ( Убедительный вопрос об ужасной болезни ), трактат о Черной смерти и заражении , Коллекция Зайдани в Библиотеке дель Реального Монастыря де Эль Эскориал , MS Арабский 1785 год. [10]
- Рассказы ученых о снах королей ислама
- Биографии, даты и связи - Аусаф ан-Наас для ат-Таварих валь-Салаат (арабский) [16]
- Клерк после народного движения (Политика Гранады и Марокко) - Канасат ад-Дукан баад Интакал ас-Сакан [17]
- Калибровка отбора в институтах разума
- Виды Санседдина Бен Хатиба в Марокко и Андалусии
- Малага и Сала
- Шедевр Книги и чистота избранных
- Рукописи
- Магия и поэзия
- Книга Реханы и скорбь Творца
- Садовое определение Шарифа Лава [18]
- Послание в политике
Библиография
[ редактировать ]- Джайш аль-Тауших из Лисан ад-Дина ибн аль-Хатиба (арабский), Антология андалузского арабского Мувашшахата , Алан Джонс (редактор), 1997 – ISBN 978-0-906094-42-6
- Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб, Тарих Исбания Аль Исламия (история мусульманской Испании), изд. Леви-Провансаль, новое издание, Каир, 2004 г.
- Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб, Аусаф ан-Нас (описание народов), Каир, 2002 г.
- Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб, Харат аль-Тайф: рихлат фи аль-Магриб ва-аль-Андалус, 1347–1362, 2003 г.
- Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб, Нафадхат аль-Джираб (Пепельница для носков)
- Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб, литератор и историк, Абдельбаки Бенджамаа, (французская) диссертация, Университет Сорбонны Новая Париж III, 1992 (микроформа).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Арабский : Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб , латинизированный : Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб , полное имя на арабском языке: Мухаммад бин Абдулла бин Саид бин Абдулла бин Саид бин Али бин Ахмед аль-Салмани , латинизированный: Мухаммад ибн Абдаллах ибн Саид ибн Абдаллах ибн Саид ибн Али ибн Ахмад ас-Салмани
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Путешественники Аль-Андалуса, Часть VI: Двойная жизнь Ибн аль-Хатиба — AramcoWorld» . www.aramcoworld.com . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Антонио Санто Орсеро, Ибн аль-Джатиб , Diverso Variable, стр. 5. Без даты. Доступно онлайн 24 января 2010 г. «Аль-Джатиб» — это испанская транслитерация слова «Аль-Хатиб».
- ^ Фархад Дафтари, Легенды об убийцах: Мифы исмаилитов , (IBTauris, 1994), 160.
- ^ Александр Кныш, Ибн Араби в поздней исламской традиции , SUNY Press (1999), стр. 172
- ^ Энциклопедия средневековой Иберии, изд. Майкл Герли. (Нью-Йорк: Рутледж, 2003), 416–417.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Кныш, Александр (31 августа 2000 г.), «Ибн аль-Хатиб» , «Литература Аль-Андалуса » , Cambridge University Press, стр. 358–372, doi : 10.1017/chol9780521471596.023 , ISBN 978-0-521-47159-6 , получено 21 апреля 2021 г.
- ^ ред. Мухаммад Абдаллах Инан (Каир: Мактабат аль-Ханджи, 1978)
- ^ «Брифинг в Granada News - Том первый» - через Интернет-архив.
- ^ Авасаф ан-Нас фи Таварих ва Силат, стр. 19, Мохамед Камаль Чабана
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М.В. Долс, Черная смерть на Ближнем Востоке , Нью-Джерси, 1977, 322. М. Агиар Агилар, «Подход к средневековому арабскому лексикону эпидемии и чумы», Медицина и история (2014) http://issuu. com/fundacionuriach/docs/m_h_2_2014_v7_r
- ^ Кадри, Садакат (2012). Рай на Земле: путешествие по законам шариата из пустынь Древней Аравии... макмиллан. п. 185. ИСБН 9780099523277 .
- ^ Бирн, Джозеф П. (31 января 2012 г.). Энциклопедия Черной смерти . АВС-КЛИО. п. 182 . ISBN 978-1598842531 .
- ^ см. Обер, Уильям Б. и Набиль Аллуш, « Чума в Гранаде, 1348–1349: Ибн аль-Хатиб и идеи заражения », стр. 175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Путешественники Аль-Андалуса, Часть VI: Двойная жизнь Ибн аль-Хатиба — AramcoWorld» . www.aramcoworld.com . Проверено 08 апреля 2019 г.
- ^ «Брифинг в новостях Гранады — Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб — Расследование: Бузиани аль-Дарраджи » . 28 сентября 2013 г.
- ^ «Описания людей в датах и связях — Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатиб — форматированная версия — » .
- ^ «Лавочник - Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб» - из Интернет-архива.
- ^ «Утвержденный экземпляр книги «Введение в благородную любовь в детском саду - Лисан ад-Дин ибн аль-Хатиб» под редакцией Мухаммада аль-Каттани» - через Интернет-архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Стихотворение Ибн аль-Хатиба в исполнении Файруз [1] (нажмите на овал над стихотворением)
- Ибн аль-Джатиб (вторая часть страницы на английском языке) [2]
- Веб-сайт Ибн Кальдуна: Ибн аль-Хатиб, получено 2 февраля. 2, 2008 г. [3]
- Энциклопедия средневековой Иберии, Ибн аль-Хатиб, получено 2 февраля. 2, 2008 г. [4]
- Ибн аль-Хатиб. Виртуальная библиотека Polymath, Фонд Игнасио Ларраменди