Саад ад-Даула
Саад ад-Давла ибн Сафи ибн Хибатулла ибн Мухасиб ад-Давла аль-Абхари ( араб . Саад ад-Давла ибн Хибатулла ибн Махасиб Абхари ) (ок. 1240 – 5 марта 1291) был еврейским врачом и государственным деятелем тринадцатого века. века Персия ( Иран ). [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Родом из города Абхар на западе Ирана. [ 1 ] он был великим визирем с 1289 по 1291 год при монгольском ильхане в Персии Аргун-хане . По словам Абу аль-Фараджа , Саад был тестем префекта Багдада . Саад занимал должность в министерстве финансов и настолько отличился, что монгольский правитель позавидовал и рекомендовал его ко двору в качестве врача. Здесь Саад подружился с Орду Киа , могущественным полководцем, и благодаря его влиянию был отправлен для сбора задолженности по налогам в Багдад. Он был настолько успешен в сборе денег, что Аргун назначил его помощником ( мушаррифом ) в департаменте финансов Багдада, а Орду Киа был назначен военным губернатором или эмиром этой провинции. Историк Вассаф говорит, что Саад вылечил Аргуна от болезни и, завоевав таким образом его доверие, сообщил Ильхану о коррупции среди чиновников в Багдаде. В то же время он произвел на Аргуна впечатление своими способностями, знанием монгольского и турецкого языков , а также своим близким знакомством с условиями, существующими в провинции. Вскоре он стал генеральным контролером финансов Багдада, а затем и всей империи, став великим визирем. «Таким образом, — замечает Абу аль-Фарадж, — мусульмане были вынуждены иметь еврея на почетном месте», и эта ситуация их сильно возмущала. Аргун, как Ламаист- буддист не испытывал подобных угрызений совести.
Правительство Саада ад-Даулы ( по-арабски «Блаженство Империи» — почетное имя , которое он взял в качестве визиря), похоже, было мудрым и справедливым, хотя фон Хаммер называет его «кровавым и золотым». Он установил правила, хотя и строгие, но разумные и направленные на уверенное увеличение доходов. Налоги были на фиксированной основе, и никакие чрезвычайные реквизиции продуктов питания или животных не допускались. На должности он нанимал только евреев и христиан , и, что было естественно, большая часть должностей перешла в руки его собственных родственников. При нем евреи пережили короткий период процветания, и Абу аль-Фарадж говорит, что они стекались в Багдад со всех концов света. Не исключено, что Саад сыграл важную роль в установлении дипломатических отношений с Европой . Кроме того, он покровительствовал искусству и литературе; посвященный ему сборник стихов и восхвалений был составлен и распространен в Багдаде. На основании этой работы, упомянутой Вассафом, Генрих Грец отождествляет Саада с Мордехай ибн аль-Харбия , который описан в стихотворении (дошедшем до нас), посвященном ему, в терминах, которые вполне могут быть применимы к Сааду (Grätz, «Gesch. vii, прим. 10»).
У Саада было много врагов. Монгольские чиновники ненавидели его, потому что они больше не могли направлять доходы на собственные нужды; и мусульмане считали унижением поставить над собой еврея. Саад также стал врагом фаворитов Аргуна и сам вел себя гордо и высокомерно. О нем распространялись ложные сведения; и не было упущено ни одной возможности оклеветать его перед Аргуном, хотя и безрезультатно. Говорили, что Саад пытался ввести новую религию, во главе которой должен был стать ильхан. В конце концов Аргун заболел, и враги Саада воспользовались случаем, чтобы избавиться от еврея. Он был убит, как сказано выше, 5 марта 1291 года; его имущество было конфисковано; и его семья, и евреи в целом подверглись преследованиям. Вскоре Аргун умер.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Амитай, Реувен (2010). «Сад ад-Даула» . В Нормане А. Стиллмане (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл Онлайн.
Ресурсы
[ редактировать ]- Джейкобс, Джозеф и Мэри В. Монтгомери. «Саад ад-Даула». Еврейская энциклопедия . Funk and Wagnalls, 1901–1906, в котором приводится следующая библиография:
- Абу аль-Фарадж , Сирийские хроники , стр. 610, 624-625, Лейпциг, 1789;
- Хаммер-Пургшталль, бизнес der Ilchane , i.377 и последующие, Дармштадт, 1842;
- Ховорт, «История монголов» , III.331 и последующие, Лондон, 1888 г.;
- Грец, Геш. vii.173, 183-186;
- Потому что, Геш. халифы, iv.146 и след.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )