Ибн Туфаил
Ибн Туфаил | |
---|---|
Заголовок | Ибн Туфаил Абубасер Абен Тофаил Абу Джафар Эбн Тофаил Аветофаил |
Персональный | |
Рожденный | 1105 |
Умер | 1185 (79–80 лет) |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Аль-Андалус |
Крид | Авиценнизм |
Основной интерес(и) | Ранняя исламская философия , литература , калам , исламская медицина. |
Известная идея (ы) | Написал первый философский роман , который был также первым романом, в котором были изображены сюжеты необитаемого острова , дикого ребенка и взросления , а также введены понятия самодидактизма и tabula rasa. |
Известные работы | Хай ибн Якдан ( философ-самоучка ) |
Занятие | мусульманский ученый |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Ибн Туфайл (полное арабское имя : Абу Бакр Мухаммад бин Абд аль-Малик бин Мухаммад бин Туфайл аль-Кайси аль-Андалуси Абу Бакр Мухаммад бин Абд аль-Малик бин Мухаммад бин Туфайл аль-Кайсий аль-Андалузий ; латинизированная форма: Абубасер Абен иль Англиизированная Абу Джаафар ибн форма: Абубекар или Тофаил ; ок. 1105 — 1185) — арабский андалузский мусульманский эрудит : писатель , исламский философ , исламский богослов , врач , астроном и визирь . [1]
Как философ и писатель, он наиболее известен тем, что написал первый роман философский «Хай ибн Якдан» («Живой сын бдительного») , считающийся крупным произведением арабской литературы, возникшей в Аль-Андалусе . [2] Как врач, он был одним из первых сторонников вскрытия и вскрытия , что выразилось в его романе. [3]
Жизнь [ править ]
Он родился в Гуадиксе, недалеко от Гранады , получил образование у Ибн Баджи (Авемпасе). [4] Его семья была из арабского племени Кайс . [5] Он был секретарем нескольких лидеров, включая правителей Сеуты и Танжера , в 1154 году. [6] Он также служил секретарем правителя Гранады , а позже визирем и врачом , Абу Якуба Юсуфа халифа Альмохадов . [4] которому он рекомендовал Ибн Рушда (Аверроэса) в качестве своего будущего преемника в 1169 году. [7] Ибн Рушд позже сообщает об этом событии и описывает, как Ибн Туфайл вдохновил его на написание своих знаменитых аристотелевских комментариев:
Абу Бакр ибн Туфайл однажды вызвал меня и рассказал, что слышал, как Повелитель правоверных жаловался на бессвязность способа выражения Аристотеля — или переводчиков — и, как следствие, на неясность его намерений. Он сказал, что если бы кто-то взялся за эти книги и мог бы обобщить их и прояснить их цели, предварительно полностью разобравшись в них сам, людям было бы легче их понять. «Если у тебя есть энергия, — сказал мне Ибн Туфайл, — ты сделаешь это. Я уверен, что ты сможешь, потому что я знаю, какой у тебя хороший ум и преданный характер, и насколько ты предан искусству. Ты понимаешь это только мой преклонный возраст, заботы о моем офисе — и моя приверженность другой задаче, которую я считаю еще более важной, — не позволяют мне сделать это самому». [8]
Ибн Рушд стал преемником Ибн Туфайла после того, как он ушел в отставку в 1182 году; Ибн Туфайл умер несколько лет спустя в Марокко в 1185 году. Астроном Нур Эд-Дин аль-Битруджи также был учеником Ибн Туфайла. Аль-Битруджи находился под его влиянием и заставил следовать аристотелевской системе астрономии, поскольку он первоначально следовал системе астрономии Птолемея. [9]
Его работа в области астрономии имела историческое значение, поскольку он сыграл важную роль в опровержении идей Птолемея в астрономии. [10] Это событие в истории называется «Андалузским восстанием», где он повлиял на многих, в том числе на Аль-Битруджи, которые отказались от идей Птолемея. [10] Он оказал влияние на развитие исламской астрономии. Многие более поздние астрономы и ученые основывались на его идеях и использовали его работы как основу для своих собственных исследований и открытий. [11]
Многие исламские философы, писатели, врачи и астрономы находились под влиянием Ибн Туфайла и его работ. В число этих людей входят Нур ад-Дин аль-Битруджи , Абу Абдаллах Мухаммад б. аль-Аббар, Абд аль-Вахид аль-Марракуши , Ахмед Мохаммед аль-Маккари и Ибн аль-Хатиб . [12]
Ибн Туфайл служил секретарем губернатора Альмохадов в Гранаде, а затем секретарем губернатора Альмохадов в Сеуте и Танжере (Абу Саид Усман, один из Абд аль-Мумина сыновей ). В конце концов, Ибн Туфайл перешел на службу к Абу Якубу Юсуфу , который в то время был принцем, а позже стал вторым халифом Альмохадов. [13]
Хайй ибн Якзан [ править ]
Ибн Туфайл был автором «Хай бин Якхан» ( араб . حي بن يقظان , букв. «Живой, сын Пробуждения»), также известного на латыни как Philosophus Autodidactus , философского романа и аллегорического романа, вдохновленного авиценнизмом и суфизмом и в котором рассказывается история самоучки дикого ребенка- , воспитанного газелью и живущего в одиночестве на необитаемом острове , который, не контактируя с другими людьми, открывает высшую истину посредством систематического процесса аргументированного исследования . В конечном итоге Хай вступает в контакт с цивилизацией и религией, когда встречает потерпевшего кораблекрушение по имени Абсал (Асал в некоторых переводах). Он определяет, что определенные атрибуты религии , а именно образность и зависимость от материальных благ, необходимы множеству людей для того, чтобы они могли вести достойную жизнь. Однако образы и материальные блага отвлекают от истины, и от них следует отказаться тем, чей разум признает это. Имена героев романа — Хайя ибн Якана, Саламана и Абсала — были заимствованы из Рассказы Ибн Сины . [14] Название романа такое же, как у романа Ибн Сины. Ибн Туфайл сделал это намеренно, чтобы использовать символы и название как небольшую отсылку к Ибн Сине, поскольку он хотел затронуть его философию. [14]
Ибн Туфайла «Философ-самодидактус» был написан как ответ на аль-Газали » « Непоследовательность философов . В 13 веке ан-Нафис позже написал « Аль-Рисала аль-Камилия фил Сиера ан-Набавия» (известный на Западе как «Теолог-автодидактус» ) как ответ на « Философ-автодидактус» Ибн Ибн Туфайла.
Хай ибн Якдан оказал значительное влияние как на арабскую , так и на европейскую литературу . [15] и впоследствии он стал влиятельным бестселлером во всей Западной Европе в 17 и 18 веках. [16] [17] Работа также оказала «глубокое влияние» как на классическую исламскую философию , так и на современную западную философию . [18] Он стал «одной из важнейших книг, провозгласивших научную революцию » и европейское Просвещение , а мысли, выраженные в романе, можно найти «в разных вариациях и в разной степени в книгах Томаса Гоббса , Джона Локка , Исаака Ньютона , и Иммануил Кант ». [19]
Латинский впервые появился в 1671 году перевод произведения под названием Philosophus Autodidactus , подготовленный Эдвардом Пококом Младшим. Первый английский перевод ( Саймона Окли ) был опубликован в 1708 году. Эти переводы позже, возможно, вдохновили Даниэля Дефо на написание «Робинзона Крузо» , в котором также содержалось повествование о необитаемом острове . [20] [21] [22] Роман также вдохновил концепцию « tabula rasa », развитую в «Очерке о человеческом понимании » (1690) Джона Локка , который был учеником Покока. [23] Его «Эссе» впоследствии стало одним из основных источников эмпиризма в современной западной философии и оказало влияние на многих философов- просветителей , таких как Дэвид Юм и Джордж Беркли . Идеи Хэя о материализме в романе также имеют некоторое сходство с Карла Маркса историческим материализмом . [24] Это также предвещало «Проблему Молинье» , предложенную Уильямом Молинье Локку, который включил ее во вторую книгу «Опыта о человеческом понимании» . [25] [26] Среди других европейских писателей, оказавшихся под влиянием Философа Автодидакта, были Готфрид Лейбниц , [15] Мельхиседек Тевено , Джон Уоллис , Христиан Гюйгенс , [27] Джордж Кит , Роберт Барклай , квакеры , [28] Сэмюэл Хартлиб , [29] и Вольтер . [30] В более поздних чтениях Надя Мафтуни ввела термин «Скиарт» для обозначения переплетения художественной и научной деятельности и описала «Хай ибн Якзан » Ибн Туфайла как ведущее произведение, затрагивающее такие вопросы, как анатомия человека , вскрытие и вивисекция в рамках его романа. [31]
Работает [ править ]
- Раагаз Тавиль фи ат-Тибб ( арабский : رجز طويل في الطب , букв. «Длинная поэма в раджаз-метре о медицинской науке» [9] ): длинное стихотворение, описывающее, как диагностировать болезни и находить их лекарства. Стихотворение написано арабским раджаз- метром. недавно в столице Марокко Рабате . Его нашли совсем [9] [32]
- Арабский текст Хайя бин Якзана из Wikisource
- Полный PDF-файл французского перевода Хайя бин Якзана из Google Книги
- Английские переводы Хайя бин Якзана (в хронологическом порядке)
- Улучшение человеческого разума, проявленное в жизни Хай ибн Йокдана , написанной на арабском языке более 500 лет назад Абу Джафаром ибн Тофаилом и недавно переведенной с арабского оригинала Саймоном Окли. С приложением, в котором кратко рассматривается возможность достижения человеком истинного познания Бога и вещей, необходимых для спасения, без наставления. Лондон: напечатано и продано Э. Пауэллом, 1708 г.
- Абу Бакр ибн Туфаил, История Хайя ибн Якзана , перевод с арабского Саймона Окли, отредактированный, с введением А. С. Фултона. Лондон: Чепмен и Холл, 1929. доступно онлайн (вводный раздел опущен).
- «Хай ибн Якзан» Ибн Туфайла: философский рассказ , переведенный с введением и примечаниями Ленна Эвана Гудмана. Нью-Йорк: Туэйн, 1972.
- Путешествие души: история Хай бин Якзана , рассказанная Абу Бакром Мухаммадом бин Туфаилом, новый перевод Риада Кочаче. Лондон: Октагон, 1982.
- Два андалузских философа , перевод с арабского с предисловием и примечаниями Джима Колвилла. Лондон: Кеган Пол, 1999.
- Средневековые исламские философские сочинения , изд. Мухаммад Али Халиди. Cambridge University Press, 2005. (опущен вводный раздел; опущено заключение, начинающееся со знакомства главного героя с Абсалом; включены §§1–98 из 121, пронумерованных в версии Окли-Фултона)
- Бен-Закен, Авнер, «Укрощение мистика», в книге «Чтение Хайя Ибн-Якзана: межкультурная история автодидактизма» (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2011). ISBN 978-0801897399 .
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Avempace , Британская энциклопедия , 2007.
- ^ Стернс, Питер Н. «Арабский язык и литература». В Оксфордской энциклопедии современного мира . Издательство Оксфордского университета, 2008.
- ^ Джон Макгиннис, Классическая арабская философия: Антология источников , стр. 284, Издательская компания Хакетт , ISBN 0-87220-871-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Тэтчер, Гриффитс Уиллер (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 223. . В
- ^ Карра де Во, Б., «Ибн Туфайл», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 16 апреля 2020 г. http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_SIM_3394
- ^ «Абу Бакр Мухаммад ибн Туфайл» . Энциклопедия мировой биографии . 8 : 96. 2004 г. - через электронные книги Гейла.
- ^ Авнер Бен-Закен, «Укрощение мистика», в книге «Чтение Хайя Ибн-Якзана: межкультурная история самодидактизма» (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2011). ISBN 978-0801897399 .
- ^ Сейед Хоссейн Наср и Оливер Лиман (1996), История исламской философии , стр. 314, Рутледж , ISBN 0-415-13159-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Ибн Туфайл, Абу Бакр Мухаммад» . Полный словарь научной биографии . 13 : 488–489. 2008 г. - через Encyclepedia.com.
- ^ Перейти обратно: а б Божович, Михаил (2017). «Процесс цивилизации в «Хайе ибн Якзане» Ибн Туфайла» . Ком (Белград) . 2 :77–90 – через ResearchGate.
- ^ «Влияние арабской и исламской философии на иудаистскую мысль» . Стэнфордская энциклопедия философии . 10 декабря 2007 г. Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Матар, Набиль (2013). «Ибн Туфайл (ок. 1105–1185)» . Принстонская энциклопедия исламской политической мысли : 241–242 - через электронные книги Гейла.
- ^ Фиерро, Марибель (1 октября 2020 г.). «Хай ибн Якхан Ибн Туфайла: Чтение Альмохадов». Ислам и христианско-мусульманские отношения . 31 (4): 385–405. дои : 10.1080/09596410.2020.1846448 . hdl : 10261/236766 . S2CID 230610974 .
- ^ Перейти обратно: а б Корбин, Генри (2006). «Ибн Туфайл (ум. 580 г. хиджры / 1185 г. н.э.)» . Энциклопедия философии . 4 : 550–551 – через электронные книги Гейла.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин Уэйнрайт, Сценарии необитаемого острова , The Guardian , 22 марта 2003 г.
- ^ Авнер Бен-Закен, Чтение Хайя Ибн-Якзана: межкультурная история автодидактизма (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2011). ISBN 978-0801897399 .
- ^ Г. А. Рассел (1994), «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века , с. 228, Издательство «Брилл» , ISBN 978-90-04-09888-6 .
- ^ Г.Дж. Тумер (1996), Восточная мудрость и обучение: изучение арабского языка в Англии семнадцатого века , стр. 218, Издательство Оксфордского университета , ISBN 0-19-820291-1 .
- ^ Самар Аттар , Жизненно важные корни европейского просвещения: влияние Ибн Туфайла на современную западную мысль , Lexington Books, ISBN 0-7391-1989-3 .
- ^ Наваль Мухаммад Хасан (1980), Хайй бин Якзан и Робинзон Крузо: исследование раннего арабского влияния на английскую литературу , Дом публикаций Аль-Рашида.
- ^ Сирил Гласс (2001), Новая энциклопедия ислама , стр. 202, Роуман Альтамира, ISBN 0-7591-0190-6 .
- ^ Эмбер Хак (2004), «Психология с исламской точки зрения: вклад ранних мусульманских ученых и проблемы современных мусульманских психологов», Journal of Religion and Health 43 (4): 357–377 [369].
- ^ Г. А. Рассел (1994), «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века , стр. 224–239, Brill Publishers , ISBN 978-90-04-09888-6 .
- ^ Доминик Урвуа, «Рациональность повседневной жизни: Андалузская традиция? (Аропос из первых опытов Хайя)», в Лоуренсе И. Конраде (1996), Мир Ибн Туфайла: междисциплинарные взгляды на Хайя Ибн Якана , стр. 38– 46, Издательство «Брилл» , ISBN 90-04-09300-1 .
- ^ «Мухаммад ибн Абд аль-Малик ибн Туфайл и Леон Готье (1981), Рисалат Хай ибн Якзан , стр. 5, Méditerranée Editions » . 19 апреля 2007 г.
«Если вы хотите сравнения, которое поможет вам ясно уловить разницу между восприятием , каким его понимает эта секта [суфии], и восприятием, как его понимают другие, представьте себе человека, рожденного слепым , наделенного, однако, счастливым естественным темперамент , живой и твердый ум , надежная память , прямой дух, выросший с младенчества в городе, где он никогда не переставал учиться посредством чувств, которыми он располагал, познавать жителей индивидуально, многочисленные виды существ, как живых, так и неживых, там, на улицах и переулках, в домах, на ступенях, таким образом, чтобы иметь возможность пересечь город без проводника и сразу распознать тех, он встретил только цвета, которые были бы ему известны только по названиям, которые они носили, и по определенным определениям, которые их обозначали. Предположим, что он достиг этой точки и внезапно его глаза открылись, он обрел зрение и он. пересекает весь город, совершая по нему экскурсию. Он не нашел бы ни одного объекта, отличного от того представления, которое он о нем составил; он не встретит ничего, чего бы он не узнал, он нашел бы цвета сообразными с данными ему описаниями; и в этом для него было бы только две новые важные вещи, одна из которых является следствием другой: ясность, большее яркость и великое сладострастие».
- ^ Диана Лобель (2006), Суфийско-еврейский диалог: философия и мистицизм в «Обязанностях сердца» Бахьи ибн Пакуды , с. 24, Университет Пенсильвании Пресс , ISBN 0-8122-3953-9 .
- ^ Г. А. Рассел (1994), «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века , с. 227, издательство «Брилл» , ISBN 978-90-04-09888-6 .
- ^ Г. А. Рассел (1994), «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века , с. 247, издательство «Брилл» , ISBN 978-90-04-09888-6 .
- ^ Г.Дж. Тумер (1996), Восточная мудрость и обучение: изучение арабского языка в Англии семнадцатого века , стр. 222, Издательство Оксфордского университета , ISBN 0-19-820291-1 .
- ^ Тор Эйгеланд, Годы созревания. Архивировано 1 марта 2008 г. в Wayback Machine , Saudi Aramco World , сентябрь – октябрь 1976 г.
- ^ Мафтуни, Надя (2019). «Понятие скиарта у андалузского Ибн Туфаила» . Мысль. Обзор исследований и философская информация . 75 (283 S.Esp): 543–551. дои : 10.14422/pen.v75.i283.y2019.031 . S2CID 171734089 .
- ^ «Когда медицина писалась как поэзия… Надежда Ибн Туфайла в описании болезней и их лечения » . www.aljazeera.net (на арабском языке) . Проверено 21 августа 2021 г.
Ссылки [ править ]
- П. Брённле, Пробуждение души (Лондон, 1905 г.)
- Самар Аттар, Жизненно важные корни европейского просвещения: влияние Ибн Туфайла на современную западную мысль (Lanham, 2010)
- Бен-Закен, Авнер, «Укрощение мистика», в книге «Чтение Хайя Ибн-Якзана: межкультурная история автодидактизма» (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2011). ISBN 978-0801897399 .
- Махмуд Баруд, Моряк, потерпевший кораблекрушение в арабской и западной литературе: Ибн Туфайл и его влияние на европейцев (Лондон, 2012 г.)
Внешние ссылки [ править ]
- Хайй ибн Якзан автора Ибн Туфайл
- Форкада, Микель (2007). «Ибн Туфайл: Абу Бакр Мухаммад ибн Абд аль-Малик ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Туфайл аль-Кайси » . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. п. 572. ИСБН 978-0-387-31022-0 . ( PDF-версия )
- Ибн Тофаил в «Истории философии в исламе» Т. Дж. де Бура, 1904 г., на сайте Holy-texts.com.
- Об Ибн Туфайле
- Взгляд Ибн Туфайла на образование, подразумеваемый в его работе «Хай ибн Якзан» , автор Сильвио Серджио Скатолини Апостоло.
- Работы Ибн Туфайла в Project Gutenberg
- Работы Ибн Туфайла в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1105 рождений
- 1185 смертей
- Арабские люди XII века
- Врачи из Аль-Андалуса
- Астрономы из Аль-Андалуса
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Исламские философы
- Испанские философы XII века
- Писатели XII века
- Писатели XII века из Аль-Андалуса
- Ученые из халифата Альмохадов
- Кейс
- Философы из Аль-Андалуса
- Люди из Гуадикс
- Люди из Халифата Альмохадов