Непоследовательность философов
Часть серии о |
Ашаризм |
---|
![]() |
Фон |
«Непоследовательность философов» ( арабский : تهافت الفلاسفة , латинизированный : Тахафут аль-Фаласифа ) — знаковая работа XI века мусульманского эрудита аль-Газали и ученика ашаритской школы исламского богословия , критикующая авиценнианскую школу ранней исламской философии. . [1] такие мусульманские философы, как Ибн Сина (Авиценна) и аль-Фараби В этой книге осуждаются (Альфарабий), поскольку они следуют греческой философии даже тогда, когда, по мнению автора, она противоречит исламу. Текст имел огромный успех и стал важной вехой в восхождении ашаритской школы в исламской философии и богословском дискурсе.
Книга отдает предпочтение вере перед философией в вопросах, конкретно касающихся метафизики или познания божественного.
Фон
[ редактировать ]В июле 1091 года по приглашению Низама аль-Мулька аль-Газали стал профессором права в Низамийе Багдада , одном из самых престижных колледжей того времени. Частично этот колледж предназначался для подготовки ученых для противодействия религиозной пропаганде халифов Фатимидов, и назначение аль-Газали в Низамийю было частью этого. [2]
Эта книга представляла собой серию из четырех богословских работ, которые он написал во время своего пребывания на посту профессора права в Низамийе . Первым было краткое изложение философской мысли под названием «Макасид аль-Фаласифа» ( «Цели философов» ), изложение, которое следует философскому учению Авиценны. [1] В «Макасиде» аль-Газали ясно заявил, что эта книга была задумана как введение в Тахафут , а также заявил, что нужно хорошо разбираться в идеях философов, прежде чем приступать к опровержению их идей. «Тахафут аль-Фаласифа» стала второй работой из этой серии. Третья работа, «Мияр аль-Ильм фи Фан аль-Мантик» («Критерий познания в искусстве логики»), представляла собой изложение «Логики» Авиценны, которую аль-Газали назвал приложением к « Тахафуту» . И последней работой был «Аль-Иктисад фи аль-итикад» («Умеренность в вере») , изложение ашаритской теологии, призванное дополнить метафизическую доктрину, которую он опроверг и отверг в « Тахафуте» . [2]
Эта серия ясно показывает, что аль-Газали не опроверг всю философскую науку, как многие учёные. [ ВОЗ? ] полагать. Аль-Газали заявил, что он не считает другие разделы философии, включая физику, логику, астрономию или математику, проблематичными. Его единственный спор был с метафизикой, в которой он утверждал, что философы не использовали те же инструменты, а именно логику, которые они использовали для других наук. [2]
Содержание
[ редактировать ]![]() |
Часть серии о |
Авиценна (У Ибн Сины) |
---|
Работает |
Мысли |
Ученики |
Памятники |
Работа разделена на 20 глав, в которых аль-Газали пытается опровергнуть доктрины Авиценны. [1]
Он заявляет, что Авиценна и его последователи допустили ошибку в семнадцати пунктах (каждый из которых он подробно рассматривает в главе, всего 17 глав), совершив ересь . Но в трех других главах он обвиняет их в крайнем нерелигиозности. Среди обвинений, которые он выдвинул против философов, — их неспособность доказать существование Бога и неспособность доказать невозможность существования двух богов.
Двадцать пунктов заключаются в следующем:
- Опровержение учения о предвечности мира .
- мира Опровержение доктрины поствечности .
- Показывая свою двусмысленность в отношении следующих двух утверждений: Бог — творец мира против мира — творения Бога.
- Неспособность философов доказать существование Творца.
- Неспособность философов доказать невозможность существования двух богов.
- Учение философа об отрицании существования атрибутов Бога.
- Опровержение их утверждения: «сущность Первого не делится на род и вид».
- Опровержение их утверждения: «Первое просто сущее без сущности».
- Их неспособность продемонстрировать, что Первый – это не тело.
- Обсуждение их материалистической доктрины требует отрицания создателя.
- Их неспособность показать, что Первый знает других.
- Их неспособность показать, что Первый знает Себя.
- Опровергая, что Первый не знает Частностей.
- Опровергая их доктрину, которая гласит: «Небеса — это животное, которое движется по своей воле».
- Опровергая то, что говорят о причине движения небес.
- Опровергая их учение о том, что небеса — это души, знающие подробности.
- Опровергая их учение о невозможности нарушения причинности.
- Опровергая их утверждение, что человеческая душа представляет собой самоподдерживающуюся субстанцию, которая не является ни телом, ни акциденцией.
- Опровергая их утверждение о невозможности уничтожения человеческой души.
- Опровергая их отрицание телесного воскресения и сопутствующих удовольствий Рая или боли Адского огня.
За пределами ереси
[ редактировать ]Среди двадцати пунктов аль-Газали приводит три, которые, по его мнению, представляют собой не только ересь, но и неверие в ислам. [3]
- Теория предвечного мира. Газали писал, что Бог создал мир во времени и, как и все в этом мире, время тоже перестанет существовать, но Бог продолжит существовать.
- Бог знает только универсальные характеристики частностей, а именно платоновские формы.
- Телесного воскресения не произойдет в будущей жизни, воскреснут только человеческие души.
Окказионализм
[ редактировать ]В «Непоследовательности философов» представлена ашаритская теория окказионализма . Аль-Газали писал, что когда огонь и хлопок соприкасаются, хлопок сгорает непосредственно Богом, а не огнем, и это утверждение он защищал, используя логику исламской философии .
Он объяснил, что, поскольку Бога обычно считают рациональным, а не произвольным, его поведение, обычно вызывающее события в одной и той же последовательности (т. е. то, что нам кажется эффективной причинностью), можно понимать как естественное проявление этого принципа разума: которые мы затем описываем как законы природы . Однако, собственно говоря, это не законы природы, а законы, с помощью которых Бог решает управлять своим собственным поведением (своей автономией в строгом смысле слова) – другими словами, своей разумной волей.
Космология и астрономия
[ редактировать ]Аль-Газали выражает свою поддержку научной методологии, основанной на демонстрации и математике , обсуждая астрономию. После описания солнечного и лунного затмений он пишет: [4]
Тот, кто думает, что вступать в диспут с целью опровержения такой теории является религиозным долгом, вредит религии и ослабляет ее. Ибо эти вопросы основаны на доказательствах, геометрических и арифметических, которые не оставляют места для сомнений.
В защиту ашаритской доктрины о сотворенной вселенной , конечной во времени , против аристотелевской доктрины вечной вселенной аль-Газали предложил модальную теорию возможных миров , утверждая, что их действительный мир является лучшим из всех возможных миров из числа все альтернативные временные рамки и мировые истории , которые мог создать Бог. Его теория аналогична теории католического теолога Дунса Скота XIV века. Хотя неясно, имел ли аль-Газали какое-либо влияние на Скота, они оба, возможно, вывели свою теорию из чтения « Авиценны » Метафизики . [5]
Критический прием
[ редактировать ]Ибн Рушд (Аверроэс) написал опровержение работы аль-Газали под названием «Непоследовательность бессвязности» ( Тахафут ат-Тахафут ), в котором он защищает доктрины философов и критикует собственные аргументы аль-Газали. Оно написано в виде диалога: Аверроэс цитирует отрывки аль-Газали, а затем отвечает на них. Этот текст не был хорошо принят широкой исламской аудиторией. [ нужны разъяснения ]
В 15 веке османский турецкий учёный Мустафа ибн Юсуф аль-Бурсави написал книгу « Непоследовательность философов» , также известный как Ходжахзада (ум. 1487), по просьбе султана Мехмеда Завоевателя . В этой книге Бурсави настолько резко критикует аль-Газали, что шейх уль-Ислам Ибн Кемаль выразил сомнение в том, что целью Бурсави было продемонстрировать непоследовательность аль-Газали или философов. [6]
Другой менее критический ответ на аргументы аль-Газали был написан предшественником Ибн Рушда Ибн Туфаилом (Абубасером) как часть его философского романа « арабского Хай ибн Якзан» (позже переведенного на латынь и английский язык как Philosophus Autodidactus ). Ибн Туфаил цитирует аль-Газали как человека, оказавшего влияние на его роман, особенно на его взгляды на суфизм, но критиковал его взгляды против авиценнизма. Ибн ан-Нафис позже написал еще один роман, «Теолог-самодидактус» , как ответ на «Философ-самодидактус» Ибн Туфаила , защищая некоторые взгляды аль-Газали. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]Настойчивое утверждение Аль-Газали о радикальной божественной имманентности в мире природы было высказано. [7] как одна из причин того, что дух научных исследований позже угас в исламских странах. [ нужны разъяснения ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Авиценна» , Энциклопедия Ираника , получено 30 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Газали, Аль (2000). Непоследовательность философов (Тахафут аль-Фаласифа): параллельный англо-арабский текст . Мармура, Майкл Э. Юта: Издательство Университета Бригама Янга. ISBN 0-8425-2466-5 . OCLC 46798766 .
- ^ Лиман, Оливер (2002). Введение в классическую исламскую философию . Издательство Кембриджского университета. п. 55. ИСБН 978-0-521-79757-3 .
- ^ Анвар, Сабие (октябрь 2008 г.), «Действительно ли Газали является халагу науки в исламе?» , Ежемесячный Ренессанс , 18 (10) , получено 14 октября 2008 г.
- ^ Танели Кукконен (2000), «Возможные миры в Тахафут аль-Фаласифа: Аль-Газали о сотворении и непредвиденных обстоятельствах», Журнал истории философии , 38 (4): 479–502, doi : 10.1353/hph.2005.0033 , S2CID 170995877
- ^ «HOCAZÂDE MUSLİHUDDIN EFENDİ — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ «Миф 4. Средневековая исламская культура была негостеприимна к науке» в книге Рональда Л. Намберса (ред.): Галилей попадает в тюрьму и другие мифы о науке и религии , Harvard University Press, 2009, особенно. стр. 39–40
Ссылки
[ редактировать ]- Аристотелизм в исламской философии
- Непоследовательность философов Лахор, 1958, 1963. Английский перевод Сахиба Ахмада Камали. [pdf-файл]
- Мармура: «Непоследовательность философов» Аль-Газали (2-е изд.). Издательство Brigham Young University Press , 2002. Новый английский перевод « Тахфут аль-фаласифа» включает арабский текст. ISBN 0-8425-2466-5 .
- «Непоследовательность бессвязности» Перевод Саймона ван ден Берга . [ Примечание : Здесь также содержится перевод большей части тахафута, поскольку опровержения в основном представляют собой комментарии к утверждениям аль-Газали , которые были процитированы дословно.]
- Отзыв о Тахафат аль-Фаласифа