Бахманьяр
Абу аль-Хасан (или Абу аль-Хусейн) Бахманьяр ибн аль-Марзбан , более известный как Бахманьяр ( персидский : بهمنیار ; умер в 1066 г.) был иранским ученым, [1] [2] который известен главным образом как один из самых выдающихся учеников Авиценны (ум. 1037).
Фон
[ редактировать ]Бахманьяр был выходцем из зороастрийской семьи, предположительно родом из Азербайджана на севере Ирана . [3] [1] Его отцом, возможно, был бавандидский принц аль-Марзубан , который правил Мазандараном в конце X века и был автором Марзбан-наме . [3] [1] Бахманьяром Знание арабского языка было несовершенным. [4]
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Бахманьяра мало что известно. Скорее всего, он начал свои исследования философии вместе с Абу аль-Касимом аль-Кирмани в буидском городе Рэй на севере Ирана. Там они оба занялись управлением, одновременно читая Авиценны . произведения [1] Бахманьяр, возможно, был частью двора буидов в Рее благодаря семейным связям с бавандидской принцессой Сайидой Ширин , ее мужем Фахром ад-Давлой ( годы правления 984–997 ) и сыном Маджд ад-Давла ( годы правления 997–1029 ), оба правителями буидов. Рэя. [1]
В конце концов Бахманьяр начал взаимодействовать с Авиценной, что позже привело к созданию последним « аль-Мубахатхат» («Дискуссии»), которые в основном представляли собой ответы на вопросы, заданные Бахманьяром. [1] Работа была составлена где-то между 1024 и 1037 годами, во время пребывания Авиценны в Исфахане , столице какуидского правителя Мухаммада ибн Рустама Душманзияра ( годы правления 1008–1041 ). [1] [5] В произведении Бахманьяр упоминается как аль-Шейх аль-фадил («аристократический джентльмен»). [1] [3] Бахманьяр и Авиценна, возможно, встретились друг с другом в 1014/5 году в Рее, когда последний работал на Сайиду Ширин и Маджда ад-Давлу. [1]
Основная работа Бахманьяра, « Китаб ат-тахил» («Суммирование»), в которой обобщается логика, физика и метафизика Авиценны, была написана между 1024 и 1037 годами и посвящена его зороастрийскому дяде Абу Мансуру Бахраму ибн Хуршиду ибн Йездьяру, который, возможно, был сыном Бахманьяра. казначея ) буидского императора Адуд ад-Давлы ( годы правления 949–983 . [1] [4] Абу'л-Хасан Байхаки (ум. 1169) пишет, что Бахманьяр также написал книги по логике, а также книгу по музыке, и ему приписывают другие работы. [4]
Убеждения
[ редактировать ]Некоторые источники утверждают, что он принял ислам в более позднем возрасте, однако самые ранние источники об этом не комментируют. Его основная работа «Китаб ат-тахсил» неоднозначна в отношении его убеждений. [1] Хотя введение и заключение книги выполнены в мусульманской манере и характере, неизвестно, были ли они частью исходной версии книги или добавлены позже секретарями. [1] Однако все же вероятно, что он принял ислам, в силу его образа мышления по вопросам божественного единства и борьбы между добром и злом, который Бахманьяр помещает внутри тварного порядка, вопреки зороастрийскому верованию, связывающему его с божественным. сущность. [1] Более того, его кунья Абу аль-Хусейн может быть возможным признаком обращения в шиитский ислам . [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Гаракани и Браун 2013 .
- ^ Решер 1964 , с. 157.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рейсман 2009 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дайбер 1988 , стр. 501–503.
- ^ Гутас 1987 , стр. 67–70.
Источники
[ редактировать ]- Дайбер, Х. (1988). «Бахманьяр, Киа» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/5: Вера Бахаи III – Племя Бахтиари II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. пп. 501–503. ISBN 978-0-71009-117-8 .
- Гаракани, Гари; Браун, Кевен (2013). «Бахманьяр б. аль-Марзубан» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Гутас, Д. (1987). «Авиценна » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/1: Аташ – Аваэль аль-Макалат . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 67–70. ISBN 978-0-71009-113-0 .
- Райсман, Дэвид К. (2009). «Бахманьяр б. аль-Марзубан» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Решер, Николас (1964). Развитие арабской логики . Издательство Питтсбургского университета. стр. 1–262. ISBN 9780822983873 .