Маджд ад-Даула
Маджд ад-Даула Слава государства | |
---|---|
Амир Шаханшах | |
![]() Монета Маджда ад-Даулы | |
Амир буидского эмирата Рэя | |
Царствование | 997–1029 |
Предшественник | Фахр ад-Даула |
Преемник | Махмуд Газни ( династия Газневидов ) |
Рожденный | 993 |
Умер | после 1029 года Газни |
Проблема | Фана-Хосров Абу Дулаф |
Династия | Династия Буидов |
Отец | Фахр ад-Даула |
Мать | Сайида Ширин |
Религия | Шиитский ислам |
Абу Талиб Рустам ( персидский : طالب رستم ; 997–1029), широко известный под своим лакабом (почетным титулом) Маджд ад-Давла ( مجد الدوله ), был последним эмиром (правителем) буидского эмирата Рея ابو с 997 по 1029. Он был старшим сыном Фахра ад-Даулы ( годы правления 976–980, 984–997 ). Слабый правитель, он был номинальным главой большую часть своего правления, в то время как его мать Сайида Ширин была настоящей правительницей королевства.
Во время правления Маджда ад-Даулы произошло постепенное сокращение владений буидов в центральном Иране; Гурган и Табаристан были потеряны Зияридами в западных городов были захвачены Салларидами Азербайджана 997 году, а несколько . Были также внутренние проблемы, такие как восстание дайламитского военного офицера Ибн Фулада в 1016 году. После смерти Сайиды Ширин в 1028 году Маджд ад-Давла столкнулся с восстанием своих солдат-дайламитов и поэтому попросил помощи у дайламитов. Газневидов Правитель Махмуд ( годы правления 998–1030 ) в борьбе с ними. Махмуд прибыл в Рей в 1029 году, сверг Маджд ад-Даулу с поста правителя и разграбил город, положив конец правлению буидов.
Сообщается, что Маджд ад-Даула был отправлен в столицу Газневидов Газни , где он и умер.
Фон
[ редактировать ]Абу Талиб Рустам был членом династии Буидов , семьи Дайламитов , которая правила главным образом территорией, которая сейчас является южной и западной частью Ирана , а также всем современным Ираком . Царство Буидов было в основном разделено на три независимых княжества с центром в Рее (в Джибале ), Ширазе (в Фарсе ) и Багдаде (в Ираке ). [1] [2] Абу Талиб Рустам родился в 993 году. [3] Он был сыном буидского эмира (правителя) Фахра ад-Даулы ( годы правления 976–980, 984–997 ), правившего Джибалом, Табаристаном и Гурганом . [4] Его матерью была Сайида Ширин , принцесса из династии Бавандов в Табаристане. [5] Абу Талиб Рустам должен был получить тщательное образование, чтобы стать способным править. Его наставником был Ибн Фарис (умер в 1004 г.), выдающийся персидский учёный и грамматик из Хамадана . [6]
Царствование
[ редактировать ]Присоединение
[ редактировать ]После смерти Фахра ад-Давлы от болезни желудка в 997 году его царство в Джибале было разделено между Абу Талибом Рустамом, получившим столицу Рея и ее окрестности, и младшим сыном Шамсом ад-Давлой , получившим города Хамадан и Кирмисин. до границ Месопотамии . [3] [1] Они оба были назначены соправителями Сайидой Ширин, которая стала регентом королевства из-за их юного возраста. [7] [8] Тем не менее, Шамс ад-Даула был подчиненным Абу Талиба Рустама. [9] Старший буидский эмир Самсам ад-Даула ( годы правления 983–998 ), правивший Фарсом, искренне признавал Фахра ад-Давлу старшим эмиром во время правления последнего. Из-за этого Самсам ад-Даула теперь имел право просить взамен верности Маджда ад-Давлы. [10]
Однако соглашение с буидским эмиром Ирака Баха ад-Даулой ( годы правления 988–1012 ) и Аббасидов халифом показалось двору в Рее более привлекательным. Подробности переговоров между сторонами неизвестны. В 998 году по просьбе Баха ад-Давлы халиф аль-Кадир ( годы правления 991–1031 ) даровал Абу Талибу Рустаму двойной титул Маджд ад-Давла ва-Фалак аль-умма . По словам иранолога Вильферда Маделунга ; «В обмен на эту услугу Баха ад-Даула должен был получить, помимо признания халифа аль-Кадира, союз и некое признание его верховенства, хотя его имя не упоминалось на монетах Маджда ад-Даула. до тех пор, пока не пройдут годы». [11]
Вскоре после этого Самсам ад-Даула умер, и к 999 году Фарс оказался под контролем Баха ад-Давлы, который теперь стал старшим эмиром . [11]
Раннее правление
[ редактировать ]После смерти Фахра ад-Даулы Зияридов правитель Кабус ( годы правления 977–981, 997–1012 ) завоевал Табаристан и Гурган, которыми он ранее правил, прежде чем потерпел поражение от Буидов. После того, как Маджд ад-Даула не смог дать отпор Кабусу, последний без особого беспокойства правил Табаристаном и Гурганом. [4] западных городов (включая Зенджан ) из-за Салларидов Азербайджана Маджд ад-Даула также потерял несколько . [12] Вождь Хасанвайхидов ) Бадр ибн Хасанвайх ( годы правления 979–1013 , который правил Кирмисином как вассал Буидов, [13] отправился к Рэю, чтобы помочь Маджд ад-Дауле управлять местными делами, но его помощь была отвергнута. В результате Бадр постепенно отмежевался от дел в Рэе. [14] По крайней мере, еще в 1003 году Сайида Ширин обеспечила пост губернатора Исфахана своему двоюродному брату Ала ад-Давле Мухаммаду , тем самым ознаменовав начало династии Какуидов . [9] [15]
В 1005 году Маджд ад-Даула принял императорский персидский титул шаханшаха ( короля царей ), чтобы обозначить свое превосходство над титулом своих братьев и вассалов. [16] Тем не менее, он не пытался бросить вызов доминирующему положению Баха ад-Даулы. Начиная с 1009/10 года и далее, Маджд ад-Даула официально признавал Баха ад-Давлу старшим эмиром на своих монетах. Некоторые из них позже даже называли Баха ад-Даулу титулом шаханшаха . [17] Баха ад-Давла умер в декабре 1012 года, и ему наследовал его сын Абу Шуджа Фанна Хосрав ( Султан ад-Давла ), который принял титул шаханшаха в качестве права на доминирующее положение своего отца. Маджд ад-Даула не признал притязания султана ад-Даулы, поскольку на самом деле он сам стал старшим эмиром . [18]
Внутренние дела
[ редактировать ]
В 1008 году с помощью своего визиря Абу Али ибн Али Маджд ад-Даула попытался свергнуть регентство своей матери. Сайида Ширин, однако, сбежала к Бадру ибн Хасанвайху, и вместе с Шамсом ад-Давлой они осадили Рея. После нескольких боев город был взят, а Маджд ад-Давла взят в плен. Его мать заключила его в тюрьму в форте Табарак, в то время как Шамс ад-Давла пришел к власти в Рее. Год спустя (в 1009 году) Сайида Ширин поссорилась с Шамсом ад-Давлой и, таким образом, освободила и восстановила Маджд ад-Давлу в Рее, в то время как Шамс ад-Давла вернулся в Хамадан. Власть по-прежнему принадлежала Сайиде Ширин. [1] [19] В 1014 году Маджд ад-Давла и Сайида Ширин были вынуждены бежать в Дамаванд после нападения на Рэя Шамса ад-Давлы. Однако мятеж среди войск Шамса ад-Давлы вынудил последнего вернуться в Хамадан, а Маджд ад-Давла и Сайида Ширин вернулись в Рэй. [19] В том же году выдающийся персидский эрудит Авиценна (умер в 1037 г.) отправился в Рей, где поступил на службу к Маджд ад-Дауле и Сайиде Ширин. Там он служил придворным врачом, леча Маджда ад-Даулу, страдавшего меланхолией . Сообщается, что позже Авиценна работал «бизнес-менеджером» Сайиды Ширин в Казвине и Хамадане, хотя подробности этого срока неясны. [20] [21] Позже Авиценна присоединился к Шамсу ад-Дауле, возможно, из-за того, что его оппонент Абуль-Касим аль-Кирмани также работал под руководством Сайиды Ширин. [22]
В 1016 году Маджд ад-Даула и Сайида Ширин отклонили требование дайламитского военного офицера Ибн Фулада стать губернатором Казвина . В результате последние начали атаковать окрестности Рэя. С помощью бавандидского принца Абу Джафара Мухаммада (умер в 1028 г.) Маджд ад-Даула отбил Ибн Фулада от Рея, который бежал к зияридскому правителю Манучихру ( годы правления 1012–1031 ). Там Ибн Фулад заручился помощью Манучихра в обмен на его верность. Подкрепленный Манучихром в 2000 солдат, Ибн Фулад осадил Рея, тем самым вынудив Маджд ад-Даулу назначить его губернатором Исфахана. После этого события записи об Ибн Фуладе исчезают, что позволяет предположить, что он не смог сместить тогдашнего губернатора Исфахана Ала ад-Давлу Мухаммада. [23]
Хрупкость королевства Маджда ад-Даулы позволила Ала ад-Дауле Мухаммаду править автономно, а также расширить свое царство на северные и западные горы, которые затем контролировались автономными курдскими династиями, такими как Анназиды . В 1023 году Ала ад-Давла Мухаммад захватил Хамадан, положив конец правлению сына и преемника Шамса ад-Давлы Сама ад-Давлы ( годы правления 1021–1023 ). Маджд ад-Даула был бессилен вмешаться. Хотя Ала ад-Давла Мухаммад был практически независимым монархом и самой влиятельной фигурой в Джибале, он продолжал чеканить монеты с именем Маджда ад-Давлы как своего сюзерена до падения последнего в 1029 году. [15] [24] На выдающейся монете, отчеканенной Ала ад-Даулой Мухаммадом в 1019/20 году в Исфахане, Маджд ад-Давла упоминается как шаханшах . [25]
Падение
[ редактировать ]
Когда Сайида Ширин умерла в 1028 году, последствия политического затворничества Маджда ад-Даулы стали очевидны. Вскоре он столкнулся с восстанием своих солдат-дайламитов и попросил помощи у Газневидов правителя Махмуда ( годы правления 998–1030 ) в борьбе с ними. Махмуд стремился расширить свою власть на запад, но воздержался от нападения на Рэя из-за решительного присутствия Сайиды Ширин. [1] [26] Используя просьбу Маджда ад-Даулы о помощи в качестве предлога , Махмуд завоевал Рея в марте/апреле 1029 года. Он сверг Маджд ад-Даулу с поста правителя и разграбил город, положив конец правлению Буидов там. Большая часть великой библиотеки Рэя была сожжена, а многие жители были собраны и побиты камнями как еретики. Махмуд оправдал свое нападение способом чистки «неверных Батиния и злодеяний-новаторов». [1] [27]
Иранолог Клиффорд Эдмунд Босворт назвал решение Маджда ад-Даулы «глупым». [27] Арабский историк Ибн аль-Асир (умер в 1233 г.) сообщает, что после завоевания Рея Махмуд, как говорят, вызвал Маджда ад-Давлу и спросил его; «Разве вы не читали « Шахнаму» , которая представляет собой историю персов, и «Историю ат-Табари» , которая представляет собой историю мусульман? Когда Маджд ад-Давла ответил утвердительно, Махмуд ответил: «Ваше поведение не поведение того, кто имеет." [28] [29] Сообщается, что Маджд ад-Даула был отправлен в столицу Газневидов Газни , где он и умер. [1] Один из сыновей Маджда ад-Даулы, Фана-Хусров , в последующие годы предпринял попытку восстановить власть Буидов, но потерпел неудачу. [30] У Маджда ад-Даулы также остался еще один сын по имени Абу Дулаф. [31]
Культура
[ редактировать ]С конца X века по 1029 год Рэй процветал как центр обучения, возможно, отчасти из-за сохранения своей независимости от других княжеств Буидов, а также лишь изредка участвуя в династической борьбе. [1] Сам Маджд ад-Даула активно учился. [19] Западные регионы Ирана отличались преобладанием арабской литературы ; однако примерно с середины X века персидские литературные движения из восточного региона Хорасан начали набирать популярность в западных регионах, включая двор Маджд ад-Давлы. [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нагель 1990 , стр. 578–586.
- ^ Цель 2017 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Спулер 2014 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 1975 , с. 215.
- ^ Герциг и Стюарт 2011 , с. 125.
- ^ Босворт 1975 , стр. 295–296.
- ^ Спулер 2014 , с. 108.
- ^ Босворт 1975 , с. 293.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 1970 , с. 74.
- ^ Маделунг 1969 , стр. 174–176.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1969 , с. 176.
- ^ Босворт 1975 , с. 294.
- ^ Босворт 1996 , с. 158.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 244.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 2010 , стр. 359–362.
- ^ Маделунг 1969 , стр. 176–177.
- ^ Маделунг 1969 , с. 177.
- ^ Маделунг 1969 , стр. 177–178.
- ^ Перейти обратно: а б с Саджади, Асатрян и Мелвин-Кушки .
- ^ Гутас 1987 , стр. 67–70.
- ^ Адамсон 2013 , с. 14.
- ^ Адамсон 2013 , с. 18.
- ^ Босворт 1997 , стр. 26–27.
- ^ Босворт 1970 , стр. 75–76.
- ^ Майлз 1975 , с. 373.
- ^ Нашат и Бек 2003 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 1975 , с. 177.
- ^ Аскари 2016 , стр. 81–82.
- ^ Павлин 2007 , с. 12.
- ^ Босворт 1975 , стр. 299–300.
- ^ Босворт 1975 , с. 285.
- ^ Лазард 1975 , с. 619.
Источники
[ редактировать ]- Аскари, Насрин (2016). Средневековый прием Шахнамы как зеркала для принцев . Брилл. ISBN 978-90-04-30790-2 .
- Адамсон, Питер (2013). Интерпретация Авиценны: критические эссе Ищите в этой книге . Лейден: Брилл. ISBN 978-0521190732 .
- Босворт, CE (1975). «Иран под Буидами». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 250–304. ISBN 0-521-20093-8 .
- Босворт, CE (1970). «Дайлами в Центральном Иране: Какуиды Джибала и Йезда». Иран . 8 : 73–95. дои : 10.2307/4299634 . JSTOR 4299634 . ( требуется регистрация )
- Босворт, CE (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10714-5 .
- Босворт, CE (1997). «Ибн Фулад » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том VIII/1: Эбн Айяш – Экономика V. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 26–27. ISBN 978-1-56859-050-9 .
- Босворт, CE (2010). «Какуид» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, том XV/4: Кафир Кала-Хамса из Джамали . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. пп. 359–362. ISBN 978-1-934283-26-4 .
- Гутас, Дмитрий (1987). «Авиценна II. Биография » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/1: Аташ – Аваель аль-Макалат . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 67–70. ISBN 978-0-71009-113-0 .
- Тепло, Эдмунд; Стюарт, Сара (2011). Ранний исламский Иран . ИБ Таурис. ISBN 978-1780760612 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Лазард, Г. (1975). «Возникновение нового персидского языка». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 595–633. ISBN 0-521-20093-8 .
- Маделунг, Уилферд (1969). «Принятие титула Шаханшах Буйидами и «Царствование Дайлама (Давлат ад-Дайлама)» ». Журнал ближневосточных исследований . 28 (3): 168–183. дои : 10.1086/372014 . JSTOR 543842 . S2CID 222439877 . ( требуется регистрация )
- Нагель, Тилман (1990). «Купцы» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV/6: Погребение II – Календари II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 578–586. ISBN 978-0-71009-129-1 .
- Нашат, Гуити; Бек, Лоис (2003). Женщины в Иране от возникновения ислама до 1800 года . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07121-8 .
- Майлз, GC (1975). «Нумизматика». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 364–378. ISBN 0-521-20093-8 .
- Пикок, Эндрю (2007). Средневековая исламская историография и политическая легитимность: Тарихнама Балами . Рутледж. ISBN 978-0415583114 .
- Саджади, Садек; Асатрян, Мушег; Мелвин-Кушки, Мэтью. «Буиды» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Спулер, Бертольд (2014). Иран в ранний исламский период: политика, культура, управление и общественная жизнь между арабскими и сельджукскими завоеваниями, 633–1055 гг . Брилл. ISBN 978-90-04-28209-4 .
- Тор, генеральный директор (2017). Империи Аббасидов и Каролингов: сравнительные исследования цивилизационного формирования . Брилл. ISBN 978-9004349896 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара (2009). Возвышение ислама: идея Ирана Том 4 . ИБ Таурис. ISBN 978-1845116910 .