Jump to content

Ибн Фарис

Ибн Фарис ( араб . Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Фарис ибн Закария ибн Мухаммад ибн Хабиб ар-Рази , Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Фарис ибн Закария ибн Мухаммад ибн Хабиб ар-Рази , умер Рэй, Иран 395/1004) был персом [1] лингвист, писец, учёный, филолог и лексикограф, [2] Помимо эпитета ар-Рази («что означает «от Рея»), ибн Фарис также был известен под различными эпитетами аш-Шафии , аль-Малики , аль-лугави («лингвист»), ан-Нахви ( «лингвист» ). грамматист»), аль-Казвини («из Казвина») и (возможно, неточно) аз-Захрави («из аз-Захра»). [3] Он известен тем, что составил два первых словаря, в которых слова располагались в алфавитном порядке, а не в соответствии с образцом рифмования слова. В первую очередь он был связан с Рэем. [4] Первоначально он был приверженцем шафиитского мазхаба , но позже перешел к маликитскому.

Хотя некоторые источники приписывают ибн Фарису точные даты и места рождения, в том числе 329 г.х./941 г. н.э. в Курсуфе, в районе аз-Захра, современные ученые приходят к выводу, что это невозможно знать. Его отцом был Фарис ибн Закарийя, который, возможно, был факихом и который, безусловно, дал ибн Фарису часть своего образования, передав ему ас-Сиккита ибн «Китаб аль-Мантик» . [3]

Ибн Фарис учился в Казвине , где его учителями был Али ибн Ибрагим аль-Катан (ум. 345/956). Он также учился в Занджане (познакомившись с Абу Бакром Ахмадом ибн аль-Хатибом), Багдаде и, совершая хадж , в Мекке . [3]

Мало что известно о происхождении его семьи и социальном статусе. По его собственным словам, его отец был образованным человеком. [5]

Вероятно, он вырос в Хамадане . [6] где он добился большой известности как учёный и писатель. В Хамадане он взял множество учеников, одним из которых был Аль-Хамадхани , ставший знаменитым поэтом и создателем Макамата . [7] Он получил образование в Казвине, Хамадане и Багдаде. [8]

Обосновавшийся в Хамадане и связанный с ибн аль-Амидом , ибн Фарис стал хорошо известен своей ученостью, обучая ас-Сахиба ибн Аббада (которому он дал Китаб аль-Хаджар ) и Бади аз-Замана аль-Хамадхани , хотя он и приехал в Хамадан и был связан с ибн аль-Амидом. с каждым у них плохие отношения. Тем не менее, он был выбран наставником Маджда ад-Даулы , сына Фахра ад-Даулы в Рее, и посвятил своему работодателю свою книгу аль-Сахиби . [3]

Он переехал в Рай (ныне часть Тегерана ), возможно, чтобы занять должность наставника Маджда ад-Давлы, сына Буида Фахра ад-Давлы . [9] В то время Рай был центром литературы, что позволяло ибн Фарису общаться с учеными и литераторами. Там ибн Фарис добился благосклонности визиря Ибн аль-Амида , который был покровителем ученых и образованных людей. [10]

Считается, что Ибн Фарис был добрым, скромным и эмоциональным поэтом, и умер в 395/1004 году в Рее. [3]

Ибн Фарис специализировался на лексикографии, но также изучал поэзию, грамматику, толкование Корана ( тафсир ) и юриспруденцию ( фикх ). По оценке Х. Флейша, «Ибн Фарис обладал непредвзятым умом. Примечательно, что в IV/X веках, в эпоху грамматического доминирования Сибавайхи и Басранов, он должен был вернуться к свободе мысли куфанов и снова ввести грамматическое обсуждение в своем К[итаб] Кифаят аль- мутаалллимин фи’к̲х̲тилаф ан-нахвийин ’. [3]

Ибн Фарис умер в Рее в 395/1004 г. (общепринятая дата). [11]

Работает

[ редактировать ]

За свою жизнь Ибн Фарис создал множество оригинальных работ по широкому кругу тем: лексикографии, грамматике, поэзии, литературе, хадисам (словам Пророка ) , истории арабского языка, этике и юриспруденции. [12] Он наиболее известен своими словарями «Муджмал фи аль-Луга» («Краткое содержание языка») и «Макаис аль-Луга» («Аналогические шаблоны языка»). [13] [14] Он был первым ученым, применившим метод исытикк , в котором он рассматривал происхождение слов и корней слов и проявлял большую изобретательность в отслеживании происхождения арабских слов. [15] Ему обычно приписывают то, что он был первым ученым, который организовал слова в алфавитном порядке, а не в соответствии с образцами рифм, как это было принято в то время. [16]

Его описывают как «одного из самых оригинальных филологов своего времени». [17] и «ярчайший представитель филологической школы». [18]

Он написал около сорока произведений. [12] Он также написал множество стихов, большинство из которых сейчас утеряны или забыты. [19] Некоторые ученые считают аль-Фариса создателем жанра макамата еще до аль-Хамадани. [20]

Он наиболее известен своими работами по лексикографии, которая была его любимым предметом. Среди его наиболее важных работ:

  1. Китаб аль-муджмаль фи аль-луга ( араб . كتاب المجمل في اللغة , букв. «Краткое содержание языка»). Словарь, который восстанавливал слова с несколькими значениями до их исходного семантического значения. [21] [22] анализ и определение классической лексики в ясной и краткой форме, с многочисленными поэтическими цитатами. [23] Слова перечислены по первой радикальной согласной, начиная с хамзы . ибн Фариса В предисловии говорится, что эта работа заменяет «Китаб аль-Айн» и «Китаб аль-Джим» . Работа находилась под влиянием аль-Халиля и, в свою очередь, повлияла на « Камус» аль-Фирузабади .
  2. Муджам макаис аль-луга ( араб . معجم مقاييس اللغة , букв. «Аналогические шаблоны языка»). Новый словарь, вдохновленный аль-Халилем, целью которого было установить основные значения корней слов и семантические связи между их производными. Но ибн Фарис был убежден, что не было никакого семантического изменения, а был единый божественный план формы арабского языка, что делало его объяснения временами запутанными. [24]
  3. аль-Сахиби фи фикх аль-лугха ва-сунан аль-Араб фи каламиха ( арабский : الصاحبي في فقه اللغة , букв. «Трактат, посвященный аль-Сахибу, о законе языка, использовании речи и ее использовании в речи» арабов»). [25] Роман небольшого масштаба «Мужир» , начинающий попытку всестороннего описания арабских идей об арабской лексикографии, грамматике и истории, доказывающий превосходство арабского языка. Посвящается Сахибу ибн Аббаду и описывается как «шедевр». [26] [27] [28]
  4. Дхамм аль-хата фи аль-шир ( араб . ذم الخطأ في الشعر , букв. «Обличение ошибок, допущенных в поэзии»). Полемика по поводу претенциозного использования языка некоторыми поэтами X века. [29]

Другие работы, приписываемые ибн Фарису: [3] [30]

  1. Китаб аль-итба' ва-аль-музаваджа ( арабский : الإتباع والمزاوجة ), набор слов, всегда используемых парами одного и того же образца. [31]
  2. Ихтилаф ан-нахвиин ( араб .: Разногласия грамматистов , букв. «Разногласия грамматистов»)
  3. Китаб ахлак ан-Наби ( арабский : كتاب أخلاق النبي , букв. «Характер Пророка»)
  4. аль-Ифрад ( арабский : Ifrad , букв. «Грамматическое единственное число»)
  5. аль-Амали ( арабский : аль-Амали , букв. «Диктовки»)
  6. Амтилат аль-асджа ( араб . «Примеры рифмованной прозы », букв. «Примеры рифмованной прозы»)
  7. Китаб аль-интисар ли-та'лаб ( араб . النتصار لثعلب , букв. «Защита Талаба»), возможно, идентичен приведенному ниже Китаб Кифаят аль-мутаалллимин фи'хтилаф ан-нахвиийин .
  8. аль-Тадж ( арабский : Корона , букв. «Корона»)
  9. Тафсир асма ан-наби ( арабский : Толкование имен Пророка, да благословит его Бог и дарует ему мир , букв. «Толкование имен Пророка»)
  10. Тамам фаших аль-калам ( арабский : Тамам фаших аль-калам , букв. «Совершенство красноречивой речи»)
  11. Джами ат-та'вил ( арабский : Джами ат-Тафсир , букв. «Сборник толкований Корана»)
  12. аль-Хаджр ( араб . Камень , букв. «Запрет»)
  13. Хилят аль-фукаха ( арабский : хилят аль-фукаха , букв. «Украшение юристов»)
  14. аль-Хамаса аль-мухдата ( арабский : вызванный энтузиазм )
  15. Хальк аль-инсан ( араб . «Сотворение человека» , букв. «Физическая конституция человека»)
  16. Арабские схемы
  17. Обвинение в злословии
  18. Чудесный жемчуг и ослепительные цветы в новостях о лучшем человечестве
  19. По-арабски : Биография Пророка, да благословит его Господь и дарует ему мир (Якут описал ее как небольшую книгу) ( Китаб Сират ан-Наби ). [32]
  20. На арабском языке : письмо аз-Зухри Абд аль-Малику ибн Марвану ( Рисала против Абу Амра Мухаммада ибн Саида ), поддерживающее современное движение в арабской поэзии против сторонников древних (цитируется в «Ятимат ад- дар » ат - Таалиби ). [33]
  21. Дерьмо и украшения, а не то, что принято считать одеждой и украшениями.
  22. Арабский : Достаточность учащихся в различиях между грамматиками ( Китаб Кифаят аль-мутааллимимин фи'хтилаф ан-нахвиийин )
  23. Рассказы дня и ночи
  24. Ишкарьят (включая часть Виртуальной библиотеки)
  25. По-арабски : Артикль «Нет» и то, что из него вышло в Книге Бога ( Макалат калла ва-ма джаа минха фи Китаб Аллах ). [34]
  26. Кратко о женском и мужском роде
  27. Введение в грамматику (упоминается Ибн аль-Анбари)
  28. Арабский : Аль-Ламат (часть его в Аль-Мактабах Аль-Захирия) ( Китаб аль-Ламат ), о грамматическом использовании ла- и ли- . [35]
  29. Странный разбор Корана
  30. Дядя и дядя по отцовской линии (упоминается Якутом аль-Хамави)
  31. Арабский : فتيا فقيه العرب ( Kitāb Futyā faḳīh al-Arab ), серия головоломок, основанных на исламском законе и редких значениях слов. [36]
  32. Разница (с сукуном r)
  33. Уникальный и неповторимый
  34. Ночь и день
  35. Источник знаний (упоминается Ибн Хаджаром в комплексе)
  36. Арабский : Mutakhayyar ( al-alfāẓ mutakhayyar al-alfāẓ ), лексикографический труд, включающий постклассическую лексику, основанную на аль-Халиле и Ибн Дурайде .
  37. Языковые проблемы
  38. Введение в религиозные обязанности
  39. Арабский : Найруз (его копия в библиотеке Тимур-паши, скопированная из библиотеки Дхахирия) ( Китаб ан-Найруз ), исследование этимологии слова найруз и других арабских слов по образцу файуль . [37]
  40. Описание поэзии или критика поэзии.
  41. Китаб Абьят аль-истишхад , антология стихов, которые можно использовать как пословицы, не указана как написанная ибн Фарисом в средневековых источниках, но приписывается ему. Другое предположение состоит в том, что эта работа на самом деле представляет собой « Китаб Дхахир аль-калимат», написанный неким якутом. [38]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Босворт 1975 , с. 296.
  2. ^ Биографии благородных деятелей, двадцать второй класс, Ибн Фарис, Исламская библиотека. Доступ к этому пути был открыт 14 декабря 2016 г. Архивировано 22 января 2018 г. на Wayback Machine.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Х. Флейш, «Ибн Фарис», в Энциклопедии ислама , изд. П. Дж. Бирмана и других, 2-е изд., 12 томов (Лейден: Брилл, 1960–2005), дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3162 .
  4. ^ Хрестоматия по исламу / Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, «Восточная литература», 1994.
  5. ^ Брокельманн, К., Дополнение к истории арабской письменной традиции , Том 1, Brill, 2017, стр. 194; Флейш, Х., «Ибн Фарис», в: Энциклопедия ислама , 2-е изд., П. Бирман, Th. Бьянкис, К.Э. Босворт, Э. ван Донзель, В.П. Хайнрихс редакторы ) ( 2/ibn-faris-SIM_3162?lang=en ; Ученые указали на несоответствия в рассказе Фариса, записанном в одном из его стихотворений ( Якут, Му'семуль-Удеба , IV, 93), на том основании, что, если бы семья жила в крошечной деревне, они были бы крестьян, но в других местах Фарис утверждает, что его отец был образованным человеком (его Мукаддима , I, 5).
  6. ^ Брокельманн, К., Дополнение к истории арабской письменной традиции , Том 1, Brill, 2017, стр. 194
  7. ^ Мейсами Дж. С. и Старки П. (редакторы), Энциклопедия арабской литературы, Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 123: Хямеен-Анттила, Дж., Макама: История жанра , Издательство Отто Харрассовица , 2002, с. 21
  8. ^ Флейш, Х., «Ибн Фарис», в: Bearman, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама , 2-е изд., впервые опубликовано в Интернете: 2012 г. < http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_SIM_3162 >
  9. ^ Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Брилл, 1965, стр. 99; Мейсами Дж. С. и Старки П. (редакторы), Энциклопедия арабской литературы, Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 123; Флейш, Х., «Ибн Фарис», в: Энциклопедия ислама , 2-е изд., П. Бирман, Th. Бьянкис, К.Э. Босворт, Э. ван Донзель и В.П. Хайнрихс ) ( редакторы 2/ibn-faris-SIM_3162?lang=enl >
  10. ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр. 20-21; Кремер. Дж.Л., Гуманизм в эпоху Возрождения ислама: культурное возрождение в эпоху буидов , Брилл, 1992, с. 261
  11. ^ Согласно Брокельманну, К., Дополнение к истории арабской письменной традиции , Том 1, Brill, 2017, 389n; ученые приводят разные даты смерти; 360,369,390 и 395, однако его подпись стоит на документе, датированном 391 годом, что предполагает более позднюю дату. Большинство ученых указывают дату его смерти между 391/1000 и 395/1004.
  12. ^ Jump up to: а б Сулейман Ю., Арабская традиция, Исследование талиля , Издательство Эдинбургского университета, 1999, стр. 174н; Аль-Шидьяк, А.Ф., Нога через ногу: тома первый и второй , NYU Press, 2015, стр. 404; Мейсами Дж. С. и Старки П., Энциклопедия арабской литературы , Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 325
  13. ^ Местян, А., Арабская лексикография и европейская эстетика: происхождение Фанна, Мукарнас , Vol. 28, 2011 г., стр. 71, https://www.jstor.org/stable/23350284 ; Мейсами Дж. С. и Старки П. (редакторы), Энциклопедия арабской литературы, Том 1; п. 123; Мустафа Шах и Мустафа Шах,
  14. ^ «Филологические усилия ранних арабских лингвистов: теологические последствия антитезиса таукиф-иштилах и спора о маджазе - Часть» I / Арабский язык : Усилия ранних арабских лингвистов: религиозные аспекты теорий ареста и условностей в возникновении языка и спор о метафоре (Часть первая) , Журнал коранических исследований , Том. 1, нет. 1, 999, с. 27-46; Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Отто Харрасовиц Verlag, 2002, стр. 16–21.
  15. ^ Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Архив Брилла, 1960, стр. 102
  16. ^ Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Брилл, 1960, стр. 53, с. 68 и стр. 98-99; Исламские исследования , том 31, №№ 1-2, 1992, с. 157
  17. ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Издательство Отто Харрасовица, 2002, стр. 21
  18. ^ Зарытовская В.Н. и Базанова Е.А., «Арабские глаголы обычного и нетрадиционного корня: семантика и грамматический потенциал» в: Материалы 4-й Международной многопрофильной научной конференции по социальным наукам и искусству (SGEM), 2017, 24–30 августа 2017 г., стр. 563. -570, DOI: 10.5593/sgemsocial2017/32/S14.072
  19. ^ Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Брилл, 1965, стр. 99
  20. ^ Книга Ирана: История персидской литературы: школы, периоды, стили и литературные жанры , Великобритания, Альхода, 2002, с. 108
  21. ^ Эггер, Н.С., «Концепции доверия к Корану», Журнал коранических исследований , том. 13, нет. 2, 2011, с. 57 два : 10.3366/jqs.2011.0020 .
  22. ^ Местян, А., «Арабская лексикография и европейская эстетика: происхождение Фанна», Мукарнас , Том. 28, 2011 г., стр. 71, https://www.jstor.org/stable/23350284 .
  23. ^ Напечатано в Каире, 1 том. (1331 или 1332 г. хиджры/1914 г. н. э.).
  24. ^ Опубликовано Абд ас-Саламом Мухаммадом Харуном, 6 томов (Каир, 1366-71/1947-52).
  25. ^ Эд. Каир 1328/1910; ред. М. Шуеми (Bibliotheca Philologica Arabica, i), Бейрут, 1383/1964.
  26. ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Издательство Отто Харрасовица, 2002, стр. 21.
  27. ^ См. также Местян А., «Арабская лексикография и европейская эстетика: происхождение Фанна», Мукарнас , Vol. 28, 2011 г., стр. 71, https://www.jstor.org/stable/23350284 .
  28. ^ См. также Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Brill, 1965, стр. 99.
  29. ^ «Вклад четвертого века в поэтические лицензии», Журнал арабской литературы , том. 24, нет. 1, 1993 г., DOI: https://doi.org/10.1163/157006493X00131 .
  30. ^ Ибн Фарис, обширная библиотека. Доступ к этому пути был открыт 14 декабря 2016 г. Архивировано 18 января 2018 г. на Wayback Machine.
  31. ^ Эд. Р. Брюннов, Восток. Stud. Th. Nöldeke… посвященный , 1 (Гиссен, 1906), 225–48.
  32. ^ Эд. как Авджаз ас-Сияр ли-Хайр аль-Башар (Алжир, 1301 г.; Бомбей, 1311 г.).
  33. ^ Ятимат ад-дар фи махасин ахл аль-Аср ма' ат-татимма ва-ль-фахарис , изд. Муфида Мухаммада Кумайхи, 6 томов (Байрут: Дар аль-Кутуб аль-Ильмия, 1983), III 463ff.
  34. ^ Опубликовано Абд аль-Азизом аль-Маймани (А. Мемон) ар-Раджакути, в Талат расаил (Каир, 1344 г.).
  35. ^ Эд. Г. Бергштрассер, Исламика , 1 (1925), 77–99.
  36. ^ Эд. Хусейн Али Махфуз (Дамаск, 1377/1958).
  37. ^ Отредактировано в Навадир аль-махтутат , пятая серия, 2 (Каир, 1373/1954), 17-25.
  38. ^ Отредактировано в Навадир аль-махтутат , вторая серия, 1 (Каир, 1371/1951), 137-61.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ибн Халликан, Вафаят аль-Аян, т. 1, 1845, стр. 100–102 (переиздание И. Аббаса (ред.), Бейрут, 1968) - биографический словарь (на арабском языке).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 369a7f4b1f79a59b3bd0db9fe28fdb71__1721418900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/71/369a7f4b1f79a59b3bd0db9fe28fdb71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibn Faris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)