Ибн Фарис
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июль 2024 г. ) |
Ибн Фарис ( араб . Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Фарис ибн Закария ибн Мухаммад ибн Хабиб ар-Рази , Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Фарис ибн Закария ибн Мухаммад ибн Хабиб ар-Рази , умер Рэй, Иран 395/1004) был персом [1] лингвист, писец, учёный, филолог и лексикограф, [2] Помимо эпитета ар-Рази («что означает «от Рея»), ибн Фарис также был известен под различными эпитетами аш-Шафии , аль-Малики , аль-лугави («лингвист»), ан-Нахви ( «лингвист» ). грамматист»), аль-Казвини («из Казвина») и (возможно, неточно) аз-Захрави («из аз-Захра»). [3] Он известен тем, что составил два первых словаря, в которых слова располагались в алфавитном порядке, а не в соответствии с образцом рифмования слова. В первую очередь он был связан с Рэем. [4] Первоначально он был приверженцем шафиитского мазхаба , но позже перешел к маликитскому.
Жизнь
[ редактировать ]Хотя некоторые источники приписывают ибн Фарису точные даты и места рождения, в том числе 329 г.х./941 г. н.э. в Курсуфе, в районе аз-Захра, современные ученые приходят к выводу, что это невозможно знать. Его отцом был Фарис ибн Закарийя, который, возможно, был факихом и который, безусловно, дал ибн Фарису часть своего образования, передав ему ас-Сиккита ибн «Китаб аль-Мантик» . [3]
Ибн Фарис учился в Казвине , где его учителями был Али ибн Ибрагим аль-Катан (ум. 345/956). Он также учился в Занджане (познакомившись с Абу Бакром Ахмадом ибн аль-Хатибом), Багдаде и, совершая хадж , в Мекке . [3]
Мало что известно о происхождении его семьи и социальном статусе. По его собственным словам, его отец был образованным человеком. [5]
Вероятно, он вырос в Хамадане . [6] где он добился большой известности как учёный и писатель. В Хамадане он взял множество учеников, одним из которых был Аль-Хамадхани , ставший знаменитым поэтом и создателем Макамата . [7] Он получил образование в Казвине, Хамадане и Багдаде. [8]
Обосновавшийся в Хамадане и связанный с ибн аль-Амидом , ибн Фарис стал хорошо известен своей ученостью, обучая ас-Сахиба ибн Аббада (которому он дал Китаб аль-Хаджар ) и Бади аз-Замана аль-Хамадхани , хотя он и приехал в Хамадан и был связан с ибн аль-Амидом. с каждым у них плохие отношения. Тем не менее, он был выбран наставником Маджда ад-Даулы , сына Фахра ад-Даулы в Рее, и посвятил своему работодателю свою книгу аль-Сахиби . [3]
Он переехал в Рай (ныне часть Тегерана ), возможно, чтобы занять должность наставника Маджда ад-Давлы, сына Буида Фахра ад-Давлы . [9] В то время Рай был центром литературы, что позволяло ибн Фарису общаться с учеными и литераторами. Там ибн Фарис добился благосклонности визиря Ибн аль-Амида , который был покровителем ученых и образованных людей. [10]
Считается, что Ибн Фарис был добрым, скромным и эмоциональным поэтом, и умер в 395/1004 году в Рее. [3]
Ибн Фарис специализировался на лексикографии, но также изучал поэзию, грамматику, толкование Корана ( тафсир ) и юриспруденцию ( фикх ). По оценке Х. Флейша, «Ибн Фарис обладал непредвзятым умом. Примечательно, что в IV/X веках, в эпоху грамматического доминирования Сибавайхи и Басранов, он должен был вернуться к свободе мысли куфанов и снова ввести грамматическое обсуждение в своем К[итаб] Кифаят аль- мутаалллимин фи’к̲х̲тилаф ан-нахвийин ’. [3]
Ибн Фарис умер в Рее в 395/1004 г. (общепринятая дата). [11]
Работает
[ редактировать ]За свою жизнь Ибн Фарис создал множество оригинальных работ по широкому кругу тем: лексикографии, грамматике, поэзии, литературе, хадисам (словам Пророка ) , истории арабского языка, этике и юриспруденции. [12] Он наиболее известен своими словарями «Муджмал фи аль-Луга» («Краткое содержание языка») и «Макаис аль-Луга» («Аналогические шаблоны языка»). [13] [14] Он был первым ученым, применившим метод исытикк , в котором он рассматривал происхождение слов и корней слов и проявлял большую изобретательность в отслеживании происхождения арабских слов. [15] Ему обычно приписывают то, что он был первым ученым, который организовал слова в алфавитном порядке, а не в соответствии с образцами рифм, как это было принято в то время. [16]
Его описывают как «одного из самых оригинальных филологов своего времени». [17] и «ярчайший представитель филологической школы». [18]
Он написал около сорока произведений. [12] Он также написал множество стихов, большинство из которых сейчас утеряны или забыты. [19] Некоторые ученые считают аль-Фариса создателем жанра макамата еще до аль-Хамадани. [20]
Он наиболее известен своими работами по лексикографии, которая была его любимым предметом. Среди его наиболее важных работ:
- Китаб аль-муджмаль фи аль-луга ( араб . كتاب المجمل في اللغة , букв. «Краткое содержание языка»). Словарь, который восстанавливал слова с несколькими значениями до их исходного семантического значения. [21] [22] анализ и определение классической лексики в ясной и краткой форме, с многочисленными поэтическими цитатами. [23] Слова перечислены по первой радикальной согласной, начиная с хамзы . ибн Фариса В предисловии говорится, что эта работа заменяет «Китаб аль-Айн» и «Китаб аль-Джим» . Работа находилась под влиянием аль-Халиля и, в свою очередь, повлияла на « Камус» аль-Фирузабади .
- Муджам макаис аль-луга ( араб . معجم مقاييس اللغة , букв. «Аналогические шаблоны языка»). Новый словарь, вдохновленный аль-Халилем, целью которого было установить основные значения корней слов и семантические связи между их производными. Но ибн Фарис был убежден, что не было никакого семантического изменения, а был единый божественный план формы арабского языка, что делало его объяснения временами запутанными. [24]
- аль-Сахиби фи фикх аль-лугха ва-сунан аль-Араб фи каламиха ( арабский : الصاحبي في فقه اللغة , букв. «Трактат, посвященный аль-Сахибу, о законе языка, использовании речи и ее использовании в речи» арабов»). [25] Роман небольшого масштаба «Мужир» , начинающий попытку всестороннего описания арабских идей об арабской лексикографии, грамматике и истории, доказывающий превосходство арабского языка. Посвящается Сахибу ибн Аббаду и описывается как «шедевр». [26] [27] [28]
- Дхамм аль-хата фи аль-шир ( араб . ذم الخطأ في الشعر , букв. «Обличение ошибок, допущенных в поэзии»). Полемика по поводу претенциозного использования языка некоторыми поэтами X века. [29]
Другие работы, приписываемые ибн Фарису: [3] [30]
- Китаб аль-итба' ва-аль-музаваджа ( арабский : الإتباع والمزاوجة ), набор слов, всегда используемых парами одного и того же образца. [31]
- Ихтилаф ан-нахвиин ( араб .: Разногласия грамматистов , букв. «Разногласия грамматистов»)
- Китаб ахлак ан-Наби ( арабский : كتاب أخلاق النبي , букв. «Характер Пророка»)
- аль-Ифрад ( арабский : Ifrad , букв. «Грамматическое единственное число»)
- аль-Амали ( арабский : аль-Амали , букв. «Диктовки»)
- Амтилат аль-асджа ( араб . «Примеры рифмованной прозы », букв. «Примеры рифмованной прозы»)
- Китаб аль-интисар ли-та'лаб ( араб . النتصار لثعلب , букв. «Защита Талаба»), возможно, идентичен приведенному ниже Китаб Кифаят аль-мутаалллимин фи'хтилаф ан-нахвиийин .
- аль-Тадж ( арабский : Корона , букв. «Корона»)
- Тафсир асма ан-наби ( арабский : Толкование имен Пророка, да благословит его Бог и дарует ему мир , букв. «Толкование имен Пророка»)
- Тамам фаших аль-калам ( арабский : Тамам фаших аль-калам , букв. «Совершенство красноречивой речи»)
- Джами ат-та'вил ( арабский : Джами ат-Тафсир , букв. «Сборник толкований Корана»)
- аль-Хаджр ( араб . Камень , букв. «Запрет»)
- Хилят аль-фукаха ( арабский : хилят аль-фукаха , букв. «Украшение юристов»)
- аль-Хамаса аль-мухдата ( арабский : вызванный энтузиазм )
- Хальк аль-инсан ( араб . «Сотворение человека» , букв. «Физическая конституция человека»)
- Арабские схемы
- Обвинение в злословии
- Чудесный жемчуг и ослепительные цветы в новостях о лучшем человечестве
- По-арабски : Биография Пророка, да благословит его Господь и дарует ему мир (Якут описал ее как небольшую книгу) ( Китаб Сират ан-Наби ). [32]
- На арабском языке : письмо аз-Зухри Абд аль-Малику ибн Марвану ( Рисала против Абу Амра Мухаммада ибн Саида ), поддерживающее современное движение в арабской поэзии против сторонников древних (цитируется в «Ятимат ад- дар » ат - Таалиби ). [33]
- Дерьмо и украшения, а не то, что принято считать одеждой и украшениями.
- Арабский : Достаточность учащихся в различиях между грамматиками ( Китаб Кифаят аль-мутааллимимин фи'хтилаф ан-нахвиийин )
- Рассказы дня и ночи
- Ишкарьят (включая часть Виртуальной библиотеки)
- По-арабски : Артикль «Нет» и то, что из него вышло в Книге Бога ( Макалат калла ва-ма джаа минха фи Китаб Аллах ). [34]
- Кратко о женском и мужском роде
- Введение в грамматику (упоминается Ибн аль-Анбари)
- Арабский : Аль-Ламат (часть его в Аль-Мактабах Аль-Захирия) ( Китаб аль-Ламат ), о грамматическом использовании ла- и ли- . [35]
- Странный разбор Корана
- Дядя и дядя по отцовской линии (упоминается Якутом аль-Хамави)
- Арабский : فتيا فقيه العرب ( Kitāb Futyā faḳīh al-Arab ), серия головоломок, основанных на исламском законе и редких значениях слов. [36]
- Разница (с сукуном r)
- Уникальный и неповторимый
- Ночь и день
- Источник знаний (упоминается Ибн Хаджаром в комплексе)
- Арабский : Mutakhayyar ( al-alfāẓ mutakhayyar al-alfāẓ ), лексикографический труд, включающий постклассическую лексику, основанную на аль-Халиле и Ибн Дурайде .
- Языковые проблемы
- Введение в религиозные обязанности
- Арабский : Найруз (его копия в библиотеке Тимур-паши, скопированная из библиотеки Дхахирия) ( Китаб ан-Найруз ), исследование этимологии слова найруз и других арабских слов по образцу файуль . [37]
- Описание поэзии или критика поэзии.
- Китаб Абьят аль-истишхад , антология стихов, которые можно использовать как пословицы, не указана как написанная ибн Фарисом в средневековых источниках, но приписывается ему. Другое предположение состоит в том, что эта работа на самом деле представляет собой « Китаб Дхахир аль-калимат», написанный неким якутом. [38]
См. также
[ редактировать ]- Библиография энциклопедий
- Энциклопедия
- Лексикография
- Список энциклопедий по дате
- Персидская литература
- Филология
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Босворт 1975 , с. 296.
- ^ Биографии благородных деятелей, двадцать второй класс, Ибн Фарис, Исламская библиотека. Доступ к этому пути был открыт 14 декабря 2016 г. Архивировано 22 января 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Х. Флейш, «Ибн Фарис», в Энциклопедии ислама , изд. П. Дж. Бирмана и других, 2-е изд., 12 томов (Лейден: Брилл, 1960–2005), дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3162 .
- ^ Хрестоматия по исламу / Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, «Восточная литература», 1994.
- ^ Брокельманн, К., Дополнение к истории арабской письменной традиции , Том 1, Brill, 2017, стр. 194; Флейш, Х., «Ибн Фарис», в: Энциклопедия ислама , 2-е изд., П. Бирман, Th. Бьянкис, К.Э. Босворт, Э. ван Донзель, В.П. Хайнрихс редакторы ) ( 2/ibn-faris-SIM_3162?lang=en ; Ученые указали на несоответствия в рассказе Фариса, записанном в одном из его стихотворений ( Якут, Му'семуль-Удеба , IV, 93), на том основании, что, если бы семья жила в крошечной деревне, они были бы крестьян, но в других местах Фарис утверждает, что его отец был образованным человеком (его Мукаддима , I, 5).
- ^ Брокельманн, К., Дополнение к истории арабской письменной традиции , Том 1, Brill, 2017, стр. 194
- ^ Мейсами Дж. С. и Старки П. (редакторы), Энциклопедия арабской литературы, Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 123: Хямеен-Анттила, Дж., Макама: История жанра , Издательство Отто Харрассовица , 2002, с. 21
- ^ Флейш, Х., «Ибн Фарис», в: Bearman, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама , 2-е изд., впервые опубликовано в Интернете: 2012 г. < http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_SIM_3162 >
- ^ Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Брилл, 1965, стр. 99; Мейсами Дж. С. и Старки П. (редакторы), Энциклопедия арабской литературы, Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 123; Флейш, Х., «Ибн Фарис», в: Энциклопедия ислама , 2-е изд., П. Бирман, Th. Бьянкис, К.Э. Босворт, Э. ван Донзель и В.П. Хайнрихс ) ( редакторы 2/ibn-faris-SIM_3162?lang=enl >
- ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Издательство Отто Харрассовица, 2002, стр. 20-21; Кремер. Дж.Л., Гуманизм в эпоху Возрождения ислама: культурное возрождение в эпоху буидов , Брилл, 1992, с. 261
- ^ Согласно Брокельманну, К., Дополнение к истории арабской письменной традиции , Том 1, Brill, 2017, 389n; ученые приводят разные даты смерти; 360,369,390 и 395, однако его подпись стоит на документе, датированном 391 годом, что предполагает более позднюю дату. Большинство ученых указывают дату его смерти между 391/1000 и 395/1004.
- ^ Jump up to: а б Сулейман Ю., Арабская традиция, Исследование талиля , Издательство Эдинбургского университета, 1999, стр. 174н; Аль-Шидьяк, А.Ф., Нога через ногу: тома первый и второй , NYU Press, 2015, стр. 404; Мейсами Дж. С. и Старки П., Энциклопедия арабской литературы , Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 325
- ^ Местян, А., Арабская лексикография и европейская эстетика: происхождение Фанна, Мукарнас , Vol. 28, 2011 г., стр. 71, https://www.jstor.org/stable/23350284 ; Мейсами Дж. С. и Старки П. (редакторы), Энциклопедия арабской литературы, Том 1; п. 123; Мустафа Шах и Мустафа Шах,
- ^ «Филологические усилия ранних арабских лингвистов: теологические последствия антитезиса таукиф-иштилах и спора о маджазе - Часть» I / Арабский язык : Усилия ранних арабских лингвистов: религиозные аспекты теорий ареста и условностей в возникновении языка и спор о метафоре (Часть первая) , Журнал коранических исследований , Том. 1, нет. 1, 999, с. 27-46; Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Отто Харрасовиц Verlag, 2002, стр. 16–21.
- ^ Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Архив Брилла, 1960, стр. 102
- ^ Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Брилл, 1960, стр. 53, с. 68 и стр. 98-99; Исламские исследования , том 31, №№ 1-2, 1992, с. 157
- ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Издательство Отто Харрасовица, 2002, стр. 21
- ^ Зарытовская В.Н. и Базанова Е.А., «Арабские глаголы обычного и нетрадиционного корня: семантика и грамматический потенциал» в: Материалы 4-й Международной многопрофильной научной конференции по социальным наукам и искусству (SGEM), 2017, 24–30 августа 2017 г., стр. 563. -570, DOI: 10.5593/sgemsocial2017/32/S14.072
- ^ Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Брилл, 1965, стр. 99
- ^ Книга Ирана: История персидской литературы: школы, периоды, стили и литературные жанры , Великобритания, Альхода, 2002, с. 108
- ^ Эггер, Н.С., «Концепции доверия к Корану», Журнал коранических исследований , том. 13, нет. 2, 2011, с. 57 два : 10.3366/jqs.2011.0020 .
- ^ Местян, А., «Арабская лексикография и европейская эстетика: происхождение Фанна», Мукарнас , Том. 28, 2011 г., стр. 71, https://www.jstor.org/stable/23350284 .
- ^ Напечатано в Каире, 1 том. (1331 или 1332 г. хиджры/1914 г. н. э.).
- ^ Опубликовано Абд ас-Саламом Мухаммадом Харуном, 6 томов (Каир, 1366-71/1947-52).
- ^ Эд. Каир 1328/1910; ред. М. Шуеми (Bibliotheca Philologica Arabica, i), Бейрут, 1383/1964.
- ^ Хямеен-Анттила, Дж., Макама: история жанра , Издательство Отто Харрасовица, 2002, стр. 21.
- ^ См. также Местян А., «Арабская лексикография и европейская эстетика: происхождение Фанна», Мукарнас , Vol. 28, 2011 г., стр. 71, https://www.jstor.org/stable/23350284 .
- ^ См. также Хейвуд, Дж. А., Арабская лексикография: ее история и ее место в общей истории лексикографии , Brill, 1965, стр. 99.
- ^ «Вклад четвертого века в поэтические лицензии», Журнал арабской литературы , том. 24, нет. 1, 1993 г., DOI: https://doi.org/10.1163/157006493X00131 .
- ^ Ибн Фарис, обширная библиотека. Доступ к этому пути был открыт 14 декабря 2016 г. Архивировано 18 января 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ Эд. Р. Брюннов, Восток. Stud. Th. Nöldeke… посвященный , 1 (Гиссен, 1906), 225–48.
- ^ Эд. как Авджаз ас-Сияр ли-Хайр аль-Башар (Алжир, 1301 г.; Бомбей, 1311 г.).
- ^ Ятимат ад-дар фи махасин ахл аль-Аср ма' ат-татимма ва-ль-фахарис , изд. Муфида Мухаммада Кумайхи, 6 томов (Байрут: Дар аль-Кутуб аль-Ильмия, 1983), III 463ff.
- ^ Опубликовано Абд аль-Азизом аль-Маймани (А. Мемон) ар-Раджакути, в Талат расаил (Каир, 1344 г.).
- ^ Эд. Г. Бергштрассер, Исламика , 1 (1925), 77–99.
- ^ Эд. Хусейн Али Махфуз (Дамаск, 1377/1958).
- ^ Отредактировано в Навадир аль-махтутат , пятая серия, 2 (Каир, 1373/1954), 17-25.
- ^ Отредактировано в Навадир аль-махтутат , вторая серия, 1 (Каир, 1371/1951), 137-61.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE (1975). «Иран под Буидами». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 250–304. ISBN 0-521-20093-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ибн Халликан, Вафаят аль-Аян, т. 1, 1845, стр. 100–102 (переиздание И. Аббаса (ред.), Бейрут, 1968) - биографический словарь (на арабском языке).