Jump to content

Космология в мусульманском мире

(Перенаправлено из исламской космологии )

Исламская космология – это космология исламских обществ . Исламская космология не является единой унитарной системой, а включает в себя ряд космологических систем, включая космологию Корана , космологию сборников хадисов , а также системы исламской астрономии и астрологии . В широком смысле сами космологические концепции можно разделить на мысли о физическом строении космоса ( космография ) и о происхождении космоса ( космогония ).

В исламской космологии фундаментальная двойственность существует между Творцом ( Богом ) и творением. [1]

Кораническая космология

[ редактировать ]

В коранической космографии космос в основном состоит из семи небес (небес) и земли. Небесный свод представляет собой твердую структуру, поддерживаемую силой Бога и не имеющую видимых опор. Над ними находится Престол Божий , прочное сооружение. Проще говоря, кораническая земля плоская , и семь (плоских) земель сложены друг на друга, как стопка тарелок. [2] [3]

Небеса и земли

[ редактировать ]

Наиболее важными и часто упоминаемыми составляющими чертами коранического космоса являются небо и земля: [4]

Наиболее существенными элементами коранической вселенной/космоса являются (семь) небес и земля. Сопоставление небес ( ас-самах ; мн. ас-самават ) и земли ( аль-ард ; не во множественном числе в Коране) наблюдается в 222 стихах Корана. Небо и земля — наиболее важные элементы на сцене (с точки зрения появления и акцента), по сравнению с которыми все остальные элементы теряют значение и вокруг которых вращаются все остальные. Тот же мотив используется и в Библии.

Ссылки на небо и землю представляют собой литературный прием, известный как меризм , где две противоположности или контрастирующие термины используются для обозначения совокупности чего-либо. В арабских текстах меризм «неба и земли» используется для обозначения целостности творения. [5]

Современные и традиционные интерпретации в целом соответствуют общей библейской космологии: плоская Земля с небом, наложенным друг на друга, причем некоторые полагают, что это купола, а другие — плоские круги. [6] [7] Коранический космос также включает семь небес и, возможно, семь земель, хотя последнее является спорным. [8]

Шестидневное творение

[ редактировать ]

В Коране утверждается, что Вселенная была создана за шесть дней с использованием последовательной, квазивероучительной формулы (Коран 7:54, 10:3, 11:7, 25:59, 32:4, 50:38, 57:4). [9] Коран 41:9–12 представляет собой одно из наиболее развитых описаний творения в Коране. [10] :

Скажи: «Неужели вы не верите в Того, Кто сотворил землю за два дня [би-лладхи халака ль-'арда фи йавмайни], и вы создаете Ему соперников? Это Господь миров. Он возложил на он утвердил горы (возвышаясь) над ним, и благословил его, и предписал ему (различные) продукты на четыре дня, равные тем, кто просит. Затем Он поднялся (вверх) на небо [thumma stawa 'ilā l-]. самаи], пока оно (еще) дымило [ва-хия духанун], и сказал ему и земле: «Придите оба, вольно или невольно!» Они оба сказали: «Мы придём добровольно». Он завершил их (как) семь небес за два дня [qada-hunna sab'a samāwātin fi yawmayni] и вдохновил каждое небо на свое дело.

Этот отрывок содержит ряд особенностей по сравнению с описанием творения в книге Бытия , включая образование земли до появления неба и идею о том, что небо существовало в бесформенном состоянии дыма до того, как Бог сформировал его в его нынешнюю форму. [11]

Космография

[ редактировать ]

Теории всего космоса

[ редактировать ]

Одну теорию всего космоса сформулировал Фахр ад-Дин ар-Рази (1149–1209). В этой концепции весь космос можно разделить на пять сфер: пять являются частью небесной сферы Солнца (Марс, Юпитер, Сатурн, неподвижные звезды и «Великая сфера» ( аль-фалак аль-ахам )) пять внутри сферы Солнца (Венера, Меркурий, Луна, «возвышенная сфера» ( аль-куррат аль-латифах ) огня и земли и «грубая сфера» ( аль-куррат аль-кафифа ) воды и земля), и, наконец, само Солнце, которое также является центром космоса. По мнению ар-Рази, верно также и то, что солнце, луна и звезды сами по себе отличны от каждой из сфер, в которых они движутся. [12]

Семь небес

[ редактировать ]
Резьба по дереву 1475 г.; указывая на 7 небесных тел, состоящих из 5 планет, которые можно увидеть невооруженным глазом, Солнца и Луны, каждое из которых плавает в небесном слое (арабское фелак в древней космологии).

Базовая структура исламского космоса состояла из семи слоев неба и земли. Люди живут на самом верхнем слое земли, тогда как самый нижний слой рая — это ад и жилище дьявола. Самый нижний слой неба, непосредственно над землей, — это небо, а самый верхний — рай . Физическое расстояние между любыми двумя из этих слоев эквивалентно расстоянию, которое можно преодолеть за 500 лет путешествия. [13] В других традициях говорится, что на семи небесах проживает каждый из выдающихся пророков, которого Мухаммед посещает во время Мираджа : Моисей ( Муса ) на шестом небе, Авраам ( Ибрагим ) на седьмом небе и т. д. [14]

Форма земли

[ редактировать ]

Традиционалисты отстаивали идею плоской Земли и отвергали идеи круглой Земли, появившиеся в связи с открытием эллинистической астрономии , особенно астрономической парадигмы, разработанной Птолемеем и наиболее подробно разработанной в его «Альмагесте» . Дебаты о форме Земли бушевали в средневековом исламском мире, в том числе среди Калама . теологов [15]

Пара Туси — это математическое устройство, изобретенное Насир ад-Дином ат-Туси, в котором маленький круг вращается внутри большего круга, диаметр которого в два раза превышает диаметр меньшего круга . Вращение кругов приводит к тому, что точка на окружности меньшего круга колебания вперед и назад совершает линейные вдоль диаметра большего круга.

Мультивселенная

[ редактировать ]

Аль-Газали в книге «Непоследовательность философов» защищает доктрину ашари о сотворенной вселенной , которая ограничена во времени , против аристотелевской доктрины вечной вселенной. При этом он предложил модальную теорию возможных миров , утверждая, что их реальный мир является лучшим из всех возможных миров среди всех альтернативных временных линий и мировых историй , которые Бог мог бы создать. [16]

Ар-Рази в своем «Маталиб аль-Алия» исследует возможность существования мультивселенной в своей интерпретации коранического стиха «Вся хвала принадлежит Богу, Господу миров». Ар-Рази решает, что Бог способен создать столько вселенных, сколько пожелает, и что предыдущие аргументы в пользу предположения о существовании единой вселенной слабы: [17]

Доказано, что за пределами мира существует пустота без конечного предела ( кхала'ла нихаята лаха ), а также установлено, что Бог Всевышний имеет власть над всеми случайными существами ( аль-мумкинат ). Поэтому Он, Всевышний, имеет власть ( кадир ) создать тысячу тысяч миров ( альфа альфи 'авалим ) за пределами этого мира, так что каждый из этих миров будет больше и массивнее, чем этот мир, а также иметь нечто подобное этому. В мире есть трон ( аль-арш ), кресло ( аль-курсий ), небеса ( ас-самават ) и Земля ( ал-ард ), а также Солнце ( аль-шамс ) и Луна ( аль-камар). ). Аргументы философов ( далаил аль-фаласифа ) в пользу того, что мир един, являются слабыми, ненадежными аргументами, основанными на слабых предпосылках.

Поэтому Ар-Рази отверг аристотелевские и авиценнианские представления о невозможности существования множественных вселенных и посвятил несколько страниц опровержению основных аристотелевских аргументов в этом отношении. Это следовало из его утверждения атомизма , пропагандируемого ашари школой исламской теологии , который влечет за собой существование пустого пространства, в котором атомы движутся, объединяются и разделяются. Он более подробно обсудил пустоту , пустое пространство между звездами и созвездиями во Вселенной , в пятом томе Маталиба . [17] существует бесконечное космическое пространство . Он утверждал, что за пределами известного мира [18] и что у Бога есть сила заполнить вакуум бесконечным количеством вселенных. [19]

Космографические сочинения

[ редактировать ]

гхараиб аль-мауджудат» ( по-арабски : махлюкат ва «Аджаиб аль - «Чудеса существ и странные вещи существуют ») — важный труд по космографии Закарии ибн Мухаммада ибн Махмуда Абу Яхьи аль-Казвини, родившегося в Казвине в 600 году ( хиджры). (1203 г. н. э.).

Космогония

[ редактировать ]

Отказ от вечной вселенной

[ редактировать ]

В отличие от древнегреческих философов, которые считали, что Вселенная имела бесконечное прошлое и не имела начала, средневековые философы и теологи разработали концепцию Вселенной, имеющей конечное прошлое и начало. Христианский философ Иоанн Филопон представил первый подобный аргумент против древнегреческого понятия бесконечного прошлого. Его взгляды были приняты и развиты во многих формах средневековыми еврейскими и исламскими мыслителями, в том числе Саадией Гаоном среди первых и такими фигурами, как Аль-Кинди и Аль-Газали среди вторых. [20] Два аргумента, используемые против фактического бесконечного прошлого, включают аргументы против возможного существования актуальной бесконечности и аргументы против возможности получения бесконечной суммы путем последовательного сложения. Второй аргумент получил особую популяризацию в творчестве Иммануила Канта . Сегодня эти рассуждения составляют важный компонент так называемого космологического аргумента Калама в пользу существования Бога. [20]

Шестидневное творение

[ редактировать ]

Исмаилитский (ум. после 1070 г.) считал , мыслитель Насир Хусрав что шестидневный период творения касался не создания физического космоса, а духовного. Каждый из шести дней, с первого дня недели (воскресенье) до пятницы, символизировался отдельной фигурой: Адама (воскресенье), Ноя (вторник), Авраама (среда), Моисея (четверг) и Мухаммада (который завершает шесть дней в пятницу). Седьмой и последний день был посвящен раздаче наград и возмездия. [21]

Возраст Вселенной

[ редактировать ]

Ранние мусульманские учёные считали, что миру шесть-семь тысяч лет, и что до конца/апокалипсиса осталось всего несколько сотен лет. Одна традиция приписывает Мухаммеду заявление, адресованное его сподвижникам : «Ваше назначенное время по сравнению со временем тех, кто был до вас, такое же, как от послеполуденной молитвы ( молитвы Аср ) до захода солнца». [22] Ранний мусульманин Ибн Исхак подсчитал, что пророк Ной жил через 1200 лет после Адама изгнания из рая, пророк Авраам — через 2342 года после Адама, Моисей — через 2907 лет, Иисус — через 4832 года, а Мухаммед — через 5432 года. [22]

Астрология

[ редактировать ]

За единственным исключением Фахр ад-Дина ар-Рази в 13 веке, все известные философы, комментировавшие астрологию, критиковали ее. [23] Однако астрологию часто путали и/или смешивали с астрономией (и математикой). По этой причине, а также для того, чтобы избежать критики в адрес астрологов, сами астрономы (включая аль-Фараби , Ибн аль-Хайсама , Авиценну , Бируни и Аверроэса ) пытались отделить от них идентичность, вступая в борьбу в нападки на астрологию. [24] Причины опровержения астрологии часто объяснялись как научными (методы, используемые астрологами, были скорее предположительными , чем эмпирическими ), так и религиозными (конфликты с ортодоксальными исламскими учеными ) причинами. [25]

Ибн Кайим аль-Джавзия (1292–1350) посвятил более двухсот страниц своей «Мифты Дар ас-СаКада», опровергая практику гадания , особенно в форме астрологии и алхимии. [26] Он признал, что звезды намного больше планет , и таким образом утверждал: [26]

«И если вы, астрологи, ответите, что именно из-за этого расстояния и малости их влияния ничтожны, то почему вы утверждаете большое влияние на самое маленькое небесное тело, Меркурий? Почему вы дали влияние ар-Ра'с и аль-Дханаб, которые являются двумя воображаемыми точками [восходящим и нисходящим узлами]?»

Аль-Джавзия также признал, что Млечный Путь галактика представляет собой множество отдельных звезд среди неподвижных звезд, и поэтому ситуация слишком сложна, чтобы сделать вывод о влиянии таких звезд. [26]

Астрономия

[ редактировать ]

Прием эллинистической астрономии

[ редактировать ]

Большая часть астрономии 9-го века в исламском мире вращалась вокруг распространения астрономических работ Птолемея , прежде всего через его Альмагест . Были подготовлены его переводы, а также написаны краткое изложение и комментарии. В 850 году аль-Фаргани написал собственное краткое изложение работы под названием « Китаб фи Джавани Ильм ан-Нуджум » (« Сборник науки о звездах »), краткое изложение птолеметской космографии . Основная цель работы заключалась в том, чтобы помочь объяснить теорию Птолемея, но она также включала некоторые исправления, основанные на открытиях более ранних арабских астрономов. Аль-Фаргани дал пересмотренные значения наклона эклиптики , и Луны и прецессионного движения апогеев Солнца окружности Земли. Книги широко распространялись в мусульманском мире и даже были переведены на латынь . [27] При халифе Аль-Мамуне в Багдаде и Дамаске была учреждена астрономическая программа с заявленным намерением проверить наблюдения Птолемея путем сравнения предсказаний, сделанных на основе его моделей, с новыми наблюдениями. Результаты были объединены в книгу под названием «Аз-Зидж аль-Мумтахан» («Проверенные таблицы»), которая широко цитировалась более поздними астрономами, но сама уже не сохранилась. [27]

Наблюдение за галактикой

[ редактировать ]

Арабский астроном Ибн Хайсам (965–1040) «определил, что, поскольку Млечный Путь не имеет параллакса, он находится очень далеко от Земли и не принадлежит атмосфере». [28] Персидский (973–1048) предположил , астроном Абу Райхан аль-Бируни Млечный Путь что галактика представляет собой «набор бесчисленных фрагментов природы туманных звезд». [29] Андалузский («Авемпейс», ум. 1138) предположил , астроном Ибн Баджа что Млечный Путь состоит из множества звезд, которые почти касаются друг друга и кажутся непрерывным изображением из-за эффекта преломления от подлунного материала, ссылаясь на свое наблюдение. соединения ( Юпитера и Марса в 500 г. хиджры 1106/1107 гг. н.э.) в качестве доказательства. [30] [31] Ибн Кайим Аль-Джавзия (1292–1350) предположил, что галактика Млечный Путь представляет собой «множество крошечных звезд, упакованных вместе в сфере неподвижных звезд». [26]

В X веке персидский астроном Абд ар-Рахман ас-Суфи (известный на Западе как Азофи ) сделал самое раннее зарегистрированное наблюдение Галактики Андромеды , описав ее как «маленькое облако». [32] Аль-Суфи также определил Большое Магелланово Облако , которое видно из Йемена , но не из Исфахана ; европейцы не видели его до путешествия Магеллана в 16 веке. [33] [34] Это были первые галактики, помимо Млечного Пути, которые можно было наблюдать с Земли. Аль-Суфи опубликовал свои открытия в своей «Книге неподвижных звезд» в 964 году.

Ранние гелиоцентрические модели

[ редактировать ]
Произведение Аль-Бирджанди , Шарх ат-Тазкира, рукописная копия, начало 17 века.

Греческий астроном-эллинист Селевк из Селевкии , отстаивавший гелиоцентрическую модель во II веке до нашей эры, написал работу, которая позже была переведена на арабский язык. Фрагмент его труда сохранился лишь в арабском переводе, на который впоследствии ссылался персидский философ Мухаммад ибн Закария ар-Рази (865–925). [35]

В конце девятого века Джафар ибн Мухаммад Абу Машар аль-Балхи (Альбумасар) разработал планетарную модель, которую некоторые интерпретировали как гелиоцентрическую модель . Это связано с тем, что его орбитальные вращения планет даны как гелиоцентрические, а не геоцентрические революции, и единственная известная планетарная теория, в которой это происходит, находится в гелиоцентрической теории. Его работа по планетарной теории не сохранилась, но его астрономические данные позже были записаны аль-Хашими , Абу Райханом аль-Бируни и аль-Сиджи . [36]

В начале одиннадцатого века аль-Бируни встретился с несколькими индийскими учёными, верившими во вращающуюся Землю. В своей «Индике» он обсуждает теории вращения Земли, поддерживаемые Брахмагуптой и другими индийскими астрономами , а в своем «Каноне Масудикус » аль-Бируни пишет, что последователи Арьябхаты приписывали Земле первое движение с востока на запад, а второе — второе. с запада на восток к неподвижным звездам. Аль-Бируни также писал, что аль-Сиджи также считал, что Земля движется, и на основе этой идеи изобрел астролябию под названием «Зураки»: [37]

«Я видел астролябию под названием Зураки, изобретенную Абу Саидом Сиджзи. Она мне очень понравилась, и я очень похвалил его, поскольку она основана на идее, которую разделяют некоторые, о том, что движение, которое мы видим, происходит из-за Движение Земли, а не движения неба. По моему мнению, это проблема, которую трудно решить и опровергнуть [...] Ибо одно и то же, считаете ли вы, что движется Земля или небо. в обоих случаях это не влияет на астрономическую науку. Остается только физику посмотреть, можно ли это опровергнуть».

В своей «Индике » аль-Бируни кратко ссылается на свою работу по опровержению гелиоцентризма, « Ключ астрономии» , ныне утерянный: [37]

«Самые выдающиеся астрономы современности и древности глубоко изучали вопрос о движущейся Земле и пытались его опровергнуть. Мы тоже написали книгу на эту тему под названием «Мифта илм аль-хайа» ( «Ключ астрономии»). ), в чем, по нашему мнению, мы превзошли своих предшественников, если не на словах, то, во всяком случае, в деле».

Раннего Хайа Программа

[ редактировать ]
Рукописи Тимбукту, показывающие как математику , так и астрономию .

Ибн аль-Хайсам ( латинизированный как Альхазен) написал работу в традиции хайа исламской астрономии, известную как Аль-Шуку ала Батламюс ( «Сомнения в отношении Птолемея »). Он критиковал . астрономическую систему Птолемея на теоретических основаниях, но также стремился к примирению с ней [38] Ибн аль-Хайсам разработал физическую структуру системы Птолемея в своем «Трактате о конфигурации мира» , или «Макала фи хайат аль-Алам» , который стал влиятельным трудом в традиции хайа . [39] В своем «Кратком изложении астрономии » он настаивал на том, что небесные тела «подотчетны законам физики ». [40]

В 1038 году Ибн аль-Хайсам описал первую нептолемеевскую конфигурацию в «Модели движений» . Его реформа не касалась космологии , поскольку он разработал систематическое исследование небесной кинематики , которое было полностью геометрическим . Это, в свою очередь, привело к инновационным разработкам в области бесконечно малой геометрии . [41] Его реформированная модель была первой, отвергшей эквант. [42] и чудаки , [43] отделить натурфилософию от астрономии, освободить небесную кинематику от космологии и свести физические сущности к геометрическим. Модель также предполагала вращение Земли вокруг своей оси. [44] а центрами движения были геометрические точки, не имеющие никакого физического значения, как Иоганна Кеплера столетия спустя. в модели [45]

В 1030 году ар-Райхан аль-Бируни обсудил индийские планетарные теории Арьябхаты Абу , Брахмагупты и Варахамихиры в своем «Тарих аль-Хинд» (латинизированном как Indica ). [46] Аль-Бируни был согласен с вращением Земли вокруг собственной оси, и хотя изначально он был нейтральным в отношении гелиоцентрической и геоцентрической моделей , [47] В конце концов, к концу своей жизни он отказался от гелиоцентризма. [37] Он заметил, что если Земля вращается вокруг своей оси и движется вокруг Солнца, то ее астрономические параметры будут соответствовать его астрономическим параметрам: [48] [49] [50]

«Вращение Земли никоим образом не лишило бы законной силы астрономические расчеты, поскольку все астрономические данные столь же объяснимы с точки зрения одной теории, как и другой. Таким образом, проблему трудно решить».

Андалузское восстание

[ редактировать ]
Аверроэс отверг эксцентричные деференты, введенные Птолемеем . Он отверг модель Птолемея и вместо этого выступал за строго концентрическую модель Вселенной.

В 1984 году Абдельхамид Сабра придумал термин «Андалузское восстание», чтобы описать событие, начавшееся среди астрономов двенадцатого века в Аль-Андалусе, когда растущий дискомфорт из-за конфликтов между теорией и наблюдениями привел к тому, что астрономы отошли от неоспоримого авторитета Птолемея и отвергли его теорию. в пользу радикально иных решений. Нур ад-Дин аль-Битруджи (ум. 1204) отверг существование эксцентриков и эпициклов. Вместо этого движения планет будут объясняться концентрическими сферами, как объяснено в его (единственной дошедшей до нас) работе аль-Муртаиш фи л-хайа («Революционная книга по астрономии»). Основными фигурами этого «бунта» среди астрономов были Ибн аз-Заркаллух , Джабир б. аль-Афлах и аль-Битруджи , а среди философов — Ибн Баджа (Авемпас) , Ибн Туфайл (учитель аль-Битруджи), Аверроэс и Маймонид . [51]

В XII веке Аверроэс отверг эксцентричные деференты, введенные Птолемеем . Он отверг модель Птолемея и вместо этого выступал за строго концентрическую модель Вселенной. Он написал следующую критику модели движения планет Птолемея: [52]

«Утверждать существование эксцентрической сферы или эпициклической сферы противоречит природе. [...] Астрономия нашего времени не предлагает никакой истины, а только согласуется с расчетами, а не с тем, что существует».

Современник Аверроэса, Маймонид , написал следующее о планетарной модели, предложенной Ибн Баджей (Авемпейс): [53]

«Я слышал, что Абу Бакр [Ибн Баджа] открыл систему, в которой не встречается эпициклов , но эксцентрические сферы не исключаются им. Я не слышал этого от его учеников; и даже если правильно, что он открыл такую ​​систему , он мало что от этого выиграл, поскольку эксцентриситет также противоречит принципам, изложенным Аристотелем... Я объяснил вам, что эти трудности не касаются астронома, поскольку он не претендует на то, чтобы сообщить нам существующие свойства сфер, а предложить, правильно это или нет, теорию, в которой движение звезд и планет является равномерным и круговым и согласуется с наблюдениями».

Ибн Баджа также предположил, что Млечный Путь галактика состоит из множества звезд, но кажется, что она представляет собой непрерывное изображение из-за эффекта преломления в атмосфере Земли . [30] Позже, в XII веке, его преемники Ибн Туфаил и Нур Эд-Дин Аль Бетруги (Альпетрагиус) первыми предложили планетарные модели без каких-либо эквантов , эпициклов или эксцентриков . Их конфигурации, однако, не были приняты из-за того, что численные предсказания положений планет в их моделях были менее точными, чем в модели Птолемея. [54] главным образом потому, что они следовали Аристотеля идее о совершенно равномерном круговом движении .

Марагская революция

[ редактировать ]

«Революция Мараги» относится к Мараге школы революции против астрономии Птолемея в ответ на критику Ибн аль-Хайсама и новую исследовательскую программу, которую он представил. «Школа Мараги» представляла собой астрономическую традицию, начавшуюся в обсерватории Мараге и продолжавшуюся астрономами из Дамаска и Самарканда , при наиболее значительном влиянии Ибн аль-Шатира . Как и их андалузские предшественники, астрономы Мараги попытались решить эквантическую проблему и создать конфигурации, альтернативные модели Птолемея . Они добились большего успеха, чем их андалузские предшественники, в создании нептолемеевских конфигураций, исключающих эквантность и эксцентричность. [55] [56] Среди наиболее выдающихся астрономов Мараги были Моайедуддин Урди (ум. 1266), Насир ад-Дин ат-Туси (1201–1274), Наджм ад-Дин аль-Казвини аль-Катиби (ум. 1277), Кутб ад-Дин. аль-Ширази (1236–1311), Садр аш-Шариа аль-Бухари (ок. 1347), Ибн аль-Шатир (1304–1375), Али Кушджи (ок. 1474), аль-Бирджанди (ум. 1525) и Шамс ад-Дин аль-Хафри (ум. 1550). [57]

Некоторые описывают свои достижения в 13 и 14 веках как «революцию Мараги», «революцию школы Мараги» или « научную революцию до эпохи Возрождения ». Важный аспект этой революции включал в себя осознание того, что астрономия должна стремиться описывать поведение физических тел на математическом языке и не должна оставаться математической гипотезой , которая только спасла бы явления . Астрономы Мараги также осознали, что аристотелевский взгляд на движение во Вселенной как на круговое или линейное движение неверен, поскольку пара Туси показала, что линейное движение также может быть создано путем применения только круговых движений . [58]

Модель Ибн аль-Шатира для появления Меркурия , показывающая умножение эпициклов с помощью Туси-пары , устраняя тем самым птолемеевские эксцентрики и экванты .

Другие достижения школы Мараги включают наблюдательные доказательства вращения Земли вокруг своей оси, полученные ат-Туси и Кушджи (хотя их коллеги отвергли это), [59] отделение натурфилософии от астрономии Ибн аль-Шатиром и Кушджи, [60] от модели Птолемея на эмпирических, а не философских основаниях, отказ Ибн аль-Шатира [61] и разработка математически идентичных моделей гелиоцентрической модели Коперника (хотя они оставались геоцентрическими). [62]

Моайедуддин Урди (ум. 1266) был первым из астрономов Мараге, разработавшим нептолемеевскую модель, и предложил новую теорему - «лемму Урди». [63] Насир ад-Дин ат-Туси (1201–1274) решил серьезные проблемы в системе Птолемея, разработав пару Туси как альтернативу физически проблематичному экванту, введенному Птолемеем для каждой планеты, кроме Меркурия. Ибн аль-Шатир смог распространить этот результат и на Меркурий. [64] Ибн аль-Шатир (1304–1375) из Дамаска в «Последнем исследовании относительно исправления планетарной теории» , основываясь на ряде проблем, которые он признал в модели Солнца Птолемея на основе наблюдений (включая свои собственные), разработал новая модель солнечной батареи. [61]

Средневековый манускрипт Кутб ад-Дина аль-Ширази, изображающий эпициклическую модель планеты.

Областью активных дискуссий в школе Мараге, а затем в Самаркандской и Стамбульской обсерваториях была возможность вращения Земли . Среди сторонников этой теории были Насир ад-Дин ат-Туси , Низам ад-Дин ан-Нисабури (ок. 1311), ас-Сайид аш-Шариф аль-Джурджани (1339–1413), Али Кушджи (ум. 1474) и Абд аль-Али аль-Бирджанди (ум. 1525). Аль-Туси был первым, кто представил эмпирические наблюдательные доказательства вращения Земли, используя в качестве доказательства расположение комет, имеющих отношение к Земле, которые Кушджи развил с помощью дальнейших эмпирических наблюдений, полностью отвергая аристотелевскую натурфилософию . Оба их аргумента были аналогичны аргументам, которые позже использовал Николай Коперник в 1543 году для объяснения вращения Земли (см. раздел «Астрономическая физика и движение Земли» ниже). [59]

Экспериментальная астрофизика и небесная механика

[ редактировать ]

В 9 веке старший брат Бану Мусы , Джафар Мухаммад ибн Муса ибн Шакир , внес значительный вклад в исламскую астрофизику и небесную механику . Он был первым, кто выдвинул гипотезу о том, что небесные тела и небесные сферы подчиняются тем же законам физики , что и Земля , в отличие от древних, которые считали, что небесные сферы подчиняются своим собственным физическим законам, отличным от законов Земли. [56]

В начале 11 века Ибн аль-Хайсам (Альхазен) написал « Макала фи дау аль-камар» ( «О свете луны ») незадолго до 1021 года. Он объединил аристотелевскую физику с древней математикой (астрономией и оптикой). Он опроверг общепринятое мнение о том, что Луна отражает солнечный свет , и правильно пришел к выводу, что она «излучает свет из тех частей своей поверхности, на которые падает солнечный свет». Чтобы доказать, что «свет излучается из каждой точки освещенной поверхности Луны», он построил «гениальное экспериментальное устройство». Ибн аль-Хайсам «сформулировал четкое представление о связи между идеальной математической моделью и комплексом наблюдаемых явлений; в частности, он был первым, кто систематически использовал метод изменения условий эксперимента в постоянном и равномерном Таким образом, в эксперименте показано, что интенсивность светового пятна, образованного проекцией лунного света через два небольших отверстия на экран, постоянно уменьшается по мере того, как одно из отверстий постепенно закрывается». [65] Ибн аль-Хайсам в своей «Книге оптики» (1021 г.) также предположил, что небеса, где расположены неподвижные звезды, менее плотны, чем воздух. [66]

В XII веке Фахр ад-Дин ар-Рази участвовал в дебатах среди исламских ученых о том, следует ли небесные сферы или орбиты ( фалак ) «рассматривать как реальные, конкретные физические тела» или «просто абстрактные круги на небесах». прослеживается из года в год различными звездами и планетами». Он указывает, что многие астрономы предпочитают рассматривать их как твердые сферы, «на которых вращаются звезды», в то время как другие, такие как исламский ученый Даххак, рассматривают небесную сферу как «не тело, а просто абстрактную орбиту, очерченную звездами. " Сам Ар-Рази остается «нерешительным относительно того, какие небесные модели , конкретные или абстрактные, больше всего соответствуют внешней реальности» и отмечает, что «не существует способа установить характеристики небес» ни с помощью «наблюдаемых» свидетельств, ни с помощью авторитетных источников. ( аль-хабар ) « божественного откровения или пророческих традиций ». Он заключает, что «астрономические модели, какова бы ни была их полезность или отсутствие таковой для устройства небес, не основаны на надежных рациональных доказательствах, и поэтому к ним нельзя предъявлять никаких интеллектуальных обязательств, поскольку речь идет об описании и объяснении небесных реалий». [67]

Богослов Адуд ад-Дин аль-Иджи (1281–1355) под влиянием ашарского учения об окказионализме , утверждавшего, что все физические эффекты вызваны непосредственно волей Бога, а не естественными причинами, отверг аристотелевский принцип окказионализма. врожденный принцип кругового движения небесных тел, [68] и утверждал, что небесные сферы были «воображаемыми вещами» и «более тонкими, чем паутина». [69] Его взгляды были оспорены аль-Джурджани (1339–1413), который утверждал, что даже если небесные сферы «не имеют внешней реальности, тем не менее, они представляют собой вещи, которые правильно представляются и соответствуют тому, что [существует] в действительности». [69]

Астрономическая физика и движение Земли

[ редактировать ]
Али Кушджи предоставил эмпирические доказательства движения Земли и разработал астрономическую физику, независимую от аристотелевской физики и натуральной философии .

Работа Али Кушджи (ум. 1474), который работал в Самарканде , а затем в Стамбуле , рассматривается как поздний пример новаторства в исламской теоретической астрономии, и считается, что он, возможно, оказал некоторое влияние на Николая Коперника из-за аналогичных аргументов относительно Земли вращение . До Кушджи единственным астрономом, представившим эмпирические доказательства вращения Земли, был Насир ад-Дин ат-Туси (ум. 1274), который использовал явление комет , чтобы опровергнуть утверждение Птолемея о том, что неподвижную Землю можно определить путем наблюдения. Аль-Туси, однако, в конце концов признал, что Земля неподвижна, на основе аристотелевской космологии и естественной философии . К 15 веку влияние аристотелевской физики и натуральной философии снижалось из-за религиозной оппозиции со стороны исламских богословов, таких как Аль-Газали , которые выступали против вмешательства аристотелизма в астрономию, открывая возможности для астрономии, не ограниченной философией. Под этим влиянием Кушджи в своем Что касается предполагаемой зависимости астрономии от философии , он отверг аристотелевскую физику и полностью отделил натурфилософию от астрономии, позволив астрономии стать чисто эмпирической и математической наукой. Это позволило ему исследовать альтернативы аристотелевскому понятию неподвижной Земли, когда он исследовал идею движущейся Земли. Он также наблюдал кометы и развил аргумент ат-Туси. Он пошел еще дальше и пришел к выводу, основываясь на эмпирических данных, а не на спекулятивной философии, что теория движущейся Земли столь же верна, как и теория неподвижной Земли, и что невозможно эмпирически определить, какая теория верна. . [59] [69] [70] Его работа была важным шагом от аристотелевской физики к независимой астрономической физике . [71]

Несмотря на сходство их дискуссий о движении Земли, существует неуверенность в том, имел ли Кушджи какое-либо влияние на Коперника. Однако вполне вероятно, что они оба пришли к схожим выводам, взяв за основу более ранние работы ат-Туси. Это скорее возможно, учитывая «замечательное совпадение между отрывком из De Revolutionibus » Туси (I.8) и отрывком из «Тадхкиры (II.1[6]), в котором Коперник следует возражению Туси против «доказательств» Птолемея неподвижности Земли. ." Это можно рассматривать как свидетельство того, что на Коперника не только повлияли математические модели исламских астрономов, но, возможно, на него также повлияла астрономическая физика, которую они начали развивать, и их взгляды на движение Земли. [72]

В XVI веке дебаты о движении Земли продолжил аль-Бирджанди (ум. 1528), который в своем анализе того, что могло бы произойти, если бы Земля двигалась, развивает гипотезу, аналогичную Галилео Галилея идее о «круговом движении Земли». инерция », [73] который он описал в следующем наблюдательном тесте (как ответ на один из Кутб ад-Дина аль-Ширази ): аргументов [74]

«Маленький или большой камень упадет на Землю по линии, перпендикулярной плоскости ( сат ) горизонта; об этом свидетельствует опыт ( таджриба ). И этот перпендикуляр находится вдали от точки касания горизонта. Земная сфера и плоскость воспринимаемого ( хисси ) горизонта Эта точка движется вместе с движением Земли, и поэтому не будет никакой разницы в месте падения двух камней».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ouis 1998 , с. 153.
  2. ^ Анчасси 2022 , с. 855–857.
  3. ^ Дешарне 2019 .
  4. ^ Табатабаи и Мирсадри 2016 , с. 206–207.
  5. ^ Миллер 2024 , с. 178.
  6. ^ Янош 2012 .
  7. ^ Дешарне 2023 .
  8. ^ Дешарне 2023 , с. 185–196.
  9. ^ Дешарне 2023 , с. 172–174.
  10. ^ Дешарне 2023 , с. 174.
  11. ^ Дешарне 2023 , с. 174–180.
  12. ^ Сетта 2012 , с. 134.
  13. ^ Кук 1983 , с. 26.
  14. ^ Питер Д'Эпиро и Мэри Десмонд Пинковиш (1998). Что такое семь чудес света? И 100 других замечательных культурных списков: полное объяснение . Даблдэй. стр. 219–220 . ISBN  0-385-49062-3 .
  15. ^ Против Птолемея? Космография в Раннем Каламе (2022 г.) . Омар Анчасси. Журнал Американского восточного общества , 142 (4), 851–881. дои : 10.7817/jaos.142.4.2022.ar033
  16. ^ Кукконен 2000 , стр. 496, н.
  17. ^ Перейти обратно: а б Сетта 2012 , стр. 140–142.
  18. ^ Искендероглу 2002 , с. 79.
  19. ^ Джон Купер (1998), «Ар-Рази, Фахр ад-Дин (1149-1209)» , Философская энциклопедия Routledge , Routledge , получено 7 марта 2010 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Крейг, Уильям Лейн (1979). «Уитроу и Поппер о невозможности бесконечного прошлого» . Британский журнал философии науки . 30 (2): 165–170. дои : 10.1093/bjps/30.2.165 . ISSN   0007-0882 . JSTOR   686947 .
  21. ^ Вирани, Шафик (январь 2005 г.). «Дни творения в мыслях Насира Хосрова» . Насир Хусрав: Вчера, сегодня, завтра .
  22. ^ Перейти обратно: а б Кук 1983 , с. 31.
  23. ^ Салиба 1994b , стр. 55–56.
  24. ^ Салиба 1994b , стр. 57–61.
  25. ^ Салиба 1994b , стр. 60, 67–69.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Ливингстон, Джон В. (1971). «Ибн Кайим аль-Джавзия: защита четырнадцатого века от астрологических предсказаний и алхимической трансмутации». Журнал Американского восточного общества . 91 (1): 96–103 [99]. дои : 10.2307/600445 . JSTOR   600445 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Далал 1999 , с. 164.
  28. ^ Буали, Хамид-Эддин; Згал, Мурад; Лахдар, Зохра Бен (2005). «Популяризация оптических явлений: создание первого семинара Ибн аль-Хайсама по фотографии» (PDF) . Конференция по образованию и обучению в области оптики и фотоники . Проверено 8 июля 2008 г.
  29. ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
  30. ^ Перейти обратно: а б Хосеп Пуиг Монтада (28 сентября 2007 г.). «Ибн Баджа» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 11 июля 2008 г.
  31. ^ Тофиг Гейдарзаде (2008). История физических теорий комет от Аристотеля до Уиппла . Спрингер. Таблица 2.1, с. 25. ISBN  978-1-4020-8322-8 .
  32. ^ Кеппл, Джордж Роберт; Саннер, Глен В. (1998). Путеводитель наблюдателя за ночным небом, Том 1 . Willmann-Bell, Inc. с. 18. ISBN  0-943396-58-1 .
  33. ^ «Абд-ар-Рахман Аль Суфи (7 декабря 903 г. – 25 мая 986 г. н.э.)» . Парижская обсерватория . Проверено 19 апреля 2007 г.
  34. ^ «Большое Магелланово Облако, БМО» . Парижская обсерватория . Проверено 19 апреля 2007 г.
  35. ^ Шломо Пайнс (1986), Исследования арабских версий греческих текстов и средневековой науки , том. 2, Brill Publishers , стр. VIII и 201–217, ISBN.  965-223-626-8
  36. ^ ван дер Варден, Бартель Леендерт (1987). «Гелиоцентрическая система в греческой, персидской и индуистской астрономии». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 500 (1): 525–545 [534–537]. Бибкод : 1987NYASA.500..525V . дои : 10.1111/j.1749-6632.1987.tb37224.x . S2CID   222087224 .
  37. ^ Перейти обратно: а б с Наср 1993 , с. 135–136.
  38. ^ Сабра 1998 , с. 300.
  39. ^ Лангерманн 1990 , с. 25–34.
  40. ^ Дюэм 1969 , с. 28
  41. ^ Рашед 2007 .
  42. ^ Рашед 2007 , с. 20, 53.
  43. ^ Рашед 2007 , с. 33–34.
  44. ^ Рашед 2007 , с. 20, 32–33.
  45. ^ Рашед 2007 , с. 51–52.
  46. ^ Наср 1993 , с. 135, №13.
  47. ^ Мрамор 1965 .
  48. ^ «Хорезм» . Фонд научных технологий и цивилизации. Архивировано из оригинала 4 января 2010 г. Проверено 22 января 2008 г.
  49. ^ Салиба 1980 , с. 249.
  50. ^ Г. Вит, В. Елисеев, П. Вольф, Дж. Науду (1975). История человечества, Том 3: Великие средневековые цивилизации , с. 649. Джордж Аллен и Анвин Лтд., ЮНЕСКО .
  51. ^ Струсма 2019 , с. 151–152.
  52. ^ Джинджерич, Оуэн (апрель 1986 г.), «Исламская астрономия» , Scientific American , 254 (10): 74, Бибкод : 1986SciAm.254d..74G , номер документа : 10.1038/scientificamerican0486-74 , заархивировано из оригинала 1 января 2011 г. , получено 18 мая 2008 г.
  53. ^ Гольдштейн, Бернард Р. (1972). «Теория и наблюдения в средневековой астрономии». Исида . 63 (1): 39–47 [40–41]. дои : 10.1086/350839 . S2CID   120700705 .
  54. ^ «Астрономия Птолемея, исламская планетарная теория и долг Коперника перед школой Мараги», «Наука и ее времена » , Томсон Гейл , 2005–2006 гг ., получено 22 января 2008 г.
  55. ^ Nugayev 2018 , p. 38–39.
  56. ^ Перейти обратно: а б Салиба 1994а , с. 116.
  57. ^ Далал 1999 , с. 171.
  58. ^ Салиба 1994b , с. 245, 250, 256–257.
  59. ^ Перейти обратно: а б с Рагеп 2001а .
  60. ^ Рагеп 2001b , с. 59.
  61. ^ Перейти обратно: а б Салиба 1994б , с. 233–234, 240.
  62. ^ Салиба 1994b , с. 254, 256–257.
  63. ^ Кросс 1979 .
  64. ^ Будучи 2022 , с. 143–144.
  65. ^ Тумер, Дж.Дж. (декабрь 1964 г.), «Обзор: Путь Ибн аль-Хайсама к физике Матиаса Шрамма», Isis , 55 (4): 463–465 [463–4], doi : 10.1086/349914
  66. ^ Розен 1985 , с. 19–21.
  67. ^ Ади Сетиа (зима 2004 г.). «Фахр ад-Дин ар-Рази о физике и природе физического мира: предварительный обзор» . Ислам и наука . 2 . Архивировано из оригинала 2 июля 2009 г. Проверено 2 марта 2010 г.
  68. ^ Хафф 2003 , с. 175.
  69. ^ Перейти обратно: а б с Рагеп 2001б .
  70. ^ Эдит Дадли Силла, «Творение и природа», в книге Артура Стивена МакГрэйда (2003), стр. 178–179, Cambridge University Press , ISBN   0-521-00063-7 .
  71. ^ Рагеп 2004 , с. 139.
  72. ^ Рагеп 2004 , с. 137–139.
  73. ^ Рагеп 2001b , с. 63–64.
  74. ^ Рагеп 2001а , с. 152–153.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 592355123b10e2be32e96564b8fdebe5__1722190680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/e5/592355123b10e2be32e96564b8fdebe5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cosmology in the Muslim world - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)