Джайнская космология
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Джайнская космология — это описание формы и функционирования Вселенной ( лока ) и ее составляющих (таких как живые существа, материя, пространство, время и т. д.) согласно джайнизму . Джайнская космология рассматривает Вселенную как несотворенную сущность, существующую с бесконечности и не имеющую ни начала, ни конца. [1] Джайнские тексты описывают форму Вселенной как человека, стоящего с разведенными ногами и положившим руки на талию. Эта Вселенная, согласно джайнизму, широка вверху, узка посередине и снова становится широкой внизу. [2]
Шесть вечных субстанций
[ редактировать ]Согласно джайнам, Вселенная состоит из шести простых и вечных субстанций, называемых дравья , которые в общих чертах подразделяются на дживу (живые субстанции) и адживу (неживые субстанции) следующим образом:
Джива (Живые субстанции)
- Джива , то есть души. Джива существует как реальность, имея отдельное существование от тела, в котором она находится. Для него характерны четана (сознание) и упайога (знание и восприятие). [3] Хотя душа переживает и рождение, и смерть, на самом деле она не уничтожается и не создается. Распад и возникновение относятся соответственно к исчезновению одного состояния души и появлению другого состояния, причем это всего лишь состояния души. Джива классифицируется по смысловому признаку, поэтому существует 5 типов: 1) с одним чувством (спаршендрия) 2) с 2 чувствами (1-е включает и раасендрия) 3) 3 чувствами (1-е включает 2 чувства и дхарнендрия) 4) 4 чувства (1-е 3 включительно и чкшуэндрия) 5) 5 чувств (1-е 4 включительно и шротендрия) [4]
Аджива (Неживые вещества)
- Пудгала (Материя) – Материя подразделяется на твердую, жидкую, газообразную, энергетическую, тонкую кармическую материю и сверхтонкую материю, то есть конечные частицы. Параману, или высшая частица, является основным строительным блоком всей материи. Параману и Пудгала постоянны и неразрушимы. Материя комбинирует и меняет свои формы, но ее основные качества остаются прежними. Согласно джайнизму, его нельзя ни создать, ни уничтожить.
- Дхармастикая или Дхарма -дравья (Принцип движения) и Адхармастикая или Адхарма -дравья (Принцип покоя) – Дхармастикая и Адхармастикая явно свойственны джайнской системе мышления, изображающей принцип Движения и Покоя. Говорят, что они пронизывают всю вселенную. Дхармастикая и Адхармастикая сами по себе не являются движением или покоем, но опосредуют движение и покой в других телах. Без Дхармастикаи невозможно движение, а без Адхармастикаи невозможен покой во Вселенной.
- Акаша (Пространство) – Пространство – это субстанция, вмещающая в себя живые души, материю, принцип движения, принцип покоя и время. Оно всепроникающее, бесконечное и состоит из бесконечных точек пространства.
- Кала (Время). Согласно джайнизму, Кала — это вечная субстанция, и все действия, изменения или модификации могут быть достигнуты только с течением времени. Согласно джайнскому тексту Дравьясамграха :
Условное время ( вьявахара кала ) воспринимается органами чувств через трансформации и модификации субстанций. Однако реальное время ( нишчайа кала ) является причиной незаметных, мельчайших изменений (называемых вартаной ), которые непрерывно происходят во всех субстанциях.
—Дравьясамграха ) (21 [5]
Вселенная и ее структура
[ редактировать ]Доктрина джайнов постулирует вечный и вечно существующий мир, который действует по универсальным законам природы. Существование божества-творца категорически отвергается в джайнской доктрине.
Некоторые глупцы заявляют, что мир создал Творец. Учение о сотворении мира неразумно и должно быть отвергнуто. Если Бог сотворил мир, то где он был до сотворения? Если вы говорите, что тогда он был трансцендентным и не нуждался в поддержке, то где он сейчас? Как мог Бог создать этот мир без какого-либо сырья? Если вы скажете, что сначала он создал это, а потом мир, вы столкнетесь с бесконечным регрессом.
— Ачарья Джинасена , Махапурана
По мнению джайнов, Вселенная имеет твердую и неизменную форму, которая в джайнских текстах измеряется с помощью единицы, называемой Раджлок , которая считается очень большой. Эта единица измерения — расстояние, пройденное богом, летящим со скоростью десять миллионов миль в секунду за шесть месяцев. [6] Секта джайнизма Дигамбара постулирует, что Вселенная имеет высоту четырнадцати раджлоков и простирается на семь раджлоков с севера на юг. Его ширина составляет семь райлоков в длину внизу и постепенно уменьшается к середине, где длина составляет один райлок . Затем ширина постепенно увеличивается, пока не достигнет пяти райлоков в длину, и снова уменьшается, пока не достигнет длины одного райлока . Вершина вселенной имеет длину в один Райлок , ширину в один Райлок и высоту в восемь Райлоков . Таким образом, общее пространство мира составляет 343 кубических райлока . Взгляд Шветамбары несколько отличается и постулирует, что происходит постоянное увеличение и уменьшение ширины, а пространство составляет 239 кубических Райлоков .За исключением вершины, которая является обителью освобожденных существ, Вселенная разделена на три части. Мир окружают три атмосферы: плотноводная, плотноветровая и тонковетровая. Затем он окружен бесконечно большим не-миром, который совершенно пуст.
Говорят, что весь мир наполнен живыми существами. Во всех трех частях обитают очень маленькие живые существа, называемые нигода. Нигоды бывают двух типов: нитья-нигода и итара-нигода. Нитья-нигода — это те, кто на протяжении вечности перевоплощается как нигода, а Итара-нигода перерождается в других существах. Подвижная область Вселенной (Траснаади) имеет ширину в один Райлок , ширину в один Раджлок и высоту в четырнадцать Раджлоков . В этом регионе повсюду встречаются животные и растения, тогда как люди ограничены двумя континентами среднего мира. Существ, населяющих нижний мир, называют Нарак (Адские существа). Дэвы (примерно полубоги) живут во всех верхних и средних мирах, а также в трех высших мирах нижнего мира. Живые существа делятся на четырнадцать классов (дживастхана): прекрасные существа с одним чувством, грубые существа с одним чувством, существа с двумя чувствами, существа с тремя чувствами, существа с четырьмя чувствами, существа с пятью чувствами и без ума и существа с пятью чувствами. чувства и разум. Их может быть недостаточно развито или развито, всего 14. Человеческие существа могут получить любую форму существования, но могут достичь спасения только в человеческом облике.
Три локи
[ редактировать ]Ранние джайны размышляли о природе Земли и Вселенной. Они разработали подробную гипотезу по различным аспектам астрономии и космологии. Согласно джайнским текстам, Вселенная разделена на 3 части: [7]
- Урдхва Лока – царство богов или небес.
- Мадхья-Лока – мир людей, животных и растений.
- Адхо Лока – царство адских существ или адских областей.
Следующие упанга-агамы очень подробно описывают джайнскую космологию и географию: [7]
- Сурьяпраджняпти – Трактат о Солнце
- Джамбудвипапраджняпти - Трактат об острове розовой яблони; он содержит описание Джамбудвипы и жизнеописания Ришабхи и царя Бхараты.
- Чандрапраджняпти – Трактат о Луне.
Кроме того, следующие тексты подробно описывают джайнскую космологию и связанные с ней темы:
- Трилокасара – Сущность трёх миров (небес, среднего уровня, ада)
- Трилокапраджняпти – Трактат о трёх мирах.
- Трилокадипика – Освещение трёх миров.
- Таттвартхасутра – Описание природы реальностей.
- Кшетрасамаса - Краткое изложение джайнской географии
- Брухацамграхни - Трактат по джайнской космологии и географии.
Урдхва Лока, верхний мир
[ редактировать ]Верхний мир (Урдхва-лока) разделен на различные обители и представляет собой царство небесных существ (богов), которые являются неосвобожденными душами.
Верхний мир разделен на шестнадцать Кальп, девять Грайвеаков, девять Анудиша и пять обителей Ануттара: [8]
Шестнадцать обителей Кальпы: Саудхарма, Айшана, Санаткумара, Махендра, Брахма, Брахмоттара, Лантава, Капишта, Шукра, Махашукра, Шатара, Сахасрара, Аната, Праната, Арана и Ачьюта.
Девять обителей Граивеяки — это Сударшана, Амогха, Супрабудда, Яшодхара, Субхадра, Сувишала, Суманаса, Сауманаса. и Притикара.
Девять обителей Анудиши — это Адитья, Арчи, Арчималини, Вайра, Вайрочана, Саума, Саумарупа, Арка и Сфатика.
Пять обителей Ануттары — это Виджая, Вайджаянта, Джаянта, Апараджита и Сарвартхасиддхи.
Шестнадцать небес в Девалоках также называются Кальпами, а остальные — Кальпатитами. Жителей Калпатитаса зовут Ахаминдра, и они равны по величию. У небесных существ, обитающих в высших обителях, увеличивается продолжительность жизни, влияние силы, счастье, сияние тела, чистота окраски мыслей, способность чувств и дальность ясновидения. Но наблюдается снижение движения, роста, привязанности и гордости. Высшие группы, обитающие в девяти обителях Грайвеяка и пяти обителях Ануттара, независимы и живут в своих собственных проводниках. Души Ануттары достигают освобождения в течение одной или двух жизней. Низшие группы, организованные подобно земным царствам, — правители (Индра), советники, стражи, царицы, последователи, армии и т. д.
Над обителью Ануттары, на вершине вселенной, находится царство освобожденных душ, совершенных всеведущих и блаженных существ, почитаемых джайнами. [9]
Мадхья Лока, средний мир
[ редактировать ]Мадхья-лока состоит из 900 йоджан над поверхностью земли и 900 йоджан под ней. В нем проживают: [9]
- Джьотишка дэвы (светящиеся боги) – от 790 до 900 йоджан над землей.
- Люди , [10] Триянча (Животные, птицы, растения) на поверхности
- Вьянтарадевы (промежуточные боги) – 100 йоджан ниже уровня земли.
Мадхьялока состоит из множества островов-континентов, окруженных океанами, первые восемь которых имеют следующие названия:
Континент/Остров Океан Джамбудвип Лаванода (Соль – океан) Гатки Кханд Калода (Черное море) Полурукий кнут Пускарода (Океан Лотоса) Варунвардвипа Варунода (Океан Варун) Кширвардвипа Кширода (Молочный океан) Гхрутвардвипа Грутода (Океан сливочного молока) Икшувардвипа Иксуварода (Сахарный океан) Нандишвардвипа Нандишварода
Гора Меру (также Сумеру ) находится в центре мира, окруженная Джамбудвипой . [10] в форме круга диаметром 100 000 йоджан. [9] Вокруг горы Меру вращаются две группы солнца, луны и звезд; пока один комплект работает, другой стоит за горой Меру. [11] [12] [13]
На континенте Джамбудвипа есть 6 могучих гор, разделяющих континент на 7 зон (кшетр). Названия этих зон: [14]
- Бхарата Кшетра
- Район Махавидеха
- Айравата Кшетра
- Рамьяка Кшетра
- Хайраньявата Кшетра
- Хаймавата Кшетра
Три зоны: Бхарата-кшетра, Махавидеха-кшетра и Айравата-кшетра также известны как кармабхуми , потому что возможна практика аскезы и освобождения, а Тиртханкары проповедуют джайнское учение. [15] Остальные три зоны, Рамьяка-кшетра, Хайраньявата-кшетра и Хаймавата-кшетра, известны как акармабхуми или бхогабхуми, поскольку люди живут безгрешной жизнью, полной удовольствий, и никакая религия или освобождение невозможны.
Нандишвара Двипа — это не край космоса, но он недосягаем для людей. [10] Люди могут проживать только на Джамбудвипе , Дхататикханда Двипе и внутренней половине Пушкара Двипы . [10]
Адхо Лока, нижний мир
[ редактировать ]Нижний мир состоит из семи адов , в которых обитают полубоги Бхаванпати и адские существа. Адские существа обитают в следующих адах:
- Ратна прабха-дхарма.
- Шаркара Прабха-Ванша.
- Валука прабха-мегха.
- Панк Прабха-Анджана.
- Дхум прабха-аришта.
- Тамах прабха-магави.
- Махатамах прабха-мадхави
Временной цикл
[ редактировать ]Согласно джайнизму, время безначально и вечно. [16] [17] Калачакра . , космическое колесо времени, вращается непрерывно Колесо времени разделено на два полуоборота: Утсарпини , или восходящий временной цикл, и Авасарпини , нисходящий временной цикл, происходящие непрерывно друг за другом. [18] [19] Утсарпини - это период прогрессирующего процветания и счастья, когда временные промежутки и возрасты увеличиваются, в то время как Авсарпини - это период возрастающего горя и безнравственности с упадком временных интервалов эпох. Каждый из этих полупериодов состоит из бесчисленных периодов времени (измеряется в сагаропаме и палиопаме годах). [примечание 1] Далее подразделяется на шесть ара или эпох неравных периодов. В настоящее время временной цикл находится в авасарпини или нисходящей фазе со следующими эпохами. [20]
Имя Ара | Степень счастья | Продолжительность Ара | Максимальная высота людей | Максимальная продолжительность жизни людей |
---|---|---|---|---|
Сусама-сусама | Максимум счастья и никакой печали | 400 триллионов сагаропам | Шесть миль высотой | Три года Палиопама |
Сушама | Умеренное счастье и отсутствие печали | 300 триллионов сагаропам | Четыре мили высотой | Два года Палиопама |
Сушама-духшама | Счастье с очень маленькой печалью | 200 триллионов сагаропам | Две мили высотой | Один год Палиопама |
Духшама-сушама | Счастье с маленькой печалью | 100 триллионов сагаропам | 1500 метров | 84 Лакх Пурва |
В Духшаме | Печаль с очень небольшим счастьем | 21000 лет | 7 хатха | 120 лет |
Духшама- духшама | Крайняя печаль и несчастье | 21000 лет | 1 хатха | 20 лет |
В утсарпини порядок эпох обратный. Начиная с душама-душама , он заканчивается сушама-сушама , и таким образом этот бесконечный цикл продолжается. [21] Каждая из этих аров плавно переходит в следующую фазу, без каких-либо апокалиптических последствий. Увеличение или уменьшение счастья, продолжительности и продолжительности жизни людей, а также общее моральное поведение общества меняются с течением времени поэтапно и постепенно. Никакие божественные или сверхъестественные существа не приписывают и не несут ответственности за эти спонтанные временные изменения, ни в творческой, ни в наблюдательной роли, скорее, люди и существа рождаются под импульсом своей собственной кармы . [22]
Шалакапурушас – Деяния 63 выдающихся людей
[ редактировать ]Согласно джайнским текстам, шестьдесят три прославленных существа, называемых шалакапурушами на этой земле рождаются в каждом Дукхама-сукхама -аре . [23] Всемирная история джайнов представляет собой сборник деяний этих выдающихся личностей. [16] Они включают двадцать четыре Тиртханкары , двенадцать чакравартин , девять балабхадр , девять нараян и девять пратинараян . [24] [25] [примечание 2]
Чакраварти — император мира и повелитель материального мира. [23] Хотя он обладает мирской властью, его амбиции часто затмеваются необъятностью космоса. Джайнские пураны приводят список двенадцати чакравартинов (вселенских монархов). У них золотистый цвет лица. [26] Одним из чакравартинов, упомянутых в джайнских писаниях, является Бхарата Чакравартин . В джайнских текстах, таких как Харивамса-пурана , и индуистских текстах, таких как Вишну-пурана, Индийский субконтинент стал известен как Бхарата-варша . говорится, что в его память [27] [28]
Существует девять наборов балабхадры , нараяны и пратинарайаны . Балабхадра — и Нараяна братья. [29] Балабхадра — ненасильственные герои, Нараяна — жестокие герои, а Пратинараяна — злодеи. Согласно легендам, нараяна в конечном итоге убивает пратинараяну . Из девяти балабхадр восемь достигают освобождения, а последний попадает на небеса. После смерти нараяна попадают в ад из-за своих жестоких поступков, даже если они были направлены на поддержание праведности. [30]
Джайнская космология делит мирской цикл времени на две части ( авасарпини и усарпини ). Согласно верованиям джайнов, каждые полпериода времени двадцать четыре тиртханкары , чтобы открыть и передать джайнское учение, подходящее для той эпохи. в человеческом мире рождаются [31] [32] [33] Слово тиртханкара означает основателя тиртхи , что означает переход через море вброд. Тиртханкары . показывают «легкий путь» через море бесконечных рождений и смертей [34] Говорят, что Ришабханатха является первым тиртханкарой нынешнего полупериода ( авасарпини ). 6 век до н.э.) почитается как двадцать четвертый тиртханкара Авасарпини Махавира ( . [35] [36] В джайнских текстах говорится, что джайнизм всегда существовал и будет существовать. [16]
Во время каждого движения полупериода колеса времени регулярно появляются 63 Шалакапуруши или 63 выдающихся человека, состоящих из 24 Тиртханкаров и их современников. [37] [19] Универсальная или легендарная история джайнов представляет собой, по сути, компиляцию деяний этих выдающихся людей. Они классифицируются следующим образом: [24] [37]
- 24 Тиртханкара . 24 Тиртханкары или высшие создатели брода появляются последовательно, чтобы активизировать истинную религию и основать сообщество аскетов и мирян.
- 12 Чакравартинов . Чакраварти — вселенские монархи, правящие шестью континентами.
- Балабхадр, ведущих идеальную джайнскую жизнь. Например, Господь Рама [38] 9
- Нараяна или Васудев (герои) 9
- Прати-Нарьяна или Прати-Васудев (антигерои) – это антигерои, которые в конечном итоге убиты Нараяной . 9
Балабхадра и Нараяна — сводные братья, совместно правящие тремя континентами.
Помимо этих, выделяются еще несколько важных классов из 106 человек:
- Нарадас [37] 9
- 11 Рудр [37]
- 24 Камдеваса [37]
- 24 отца Тиртханкаров.
- 24 Матери Тиртханкаров.
- 14 Kulakara (patriarchs)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно джайнской космологии: Сирсапахелика , или 10^194, — наибольшее измеримое число в джайнизме. Выше находится палиопама (годы, измеряемые в ямах), что объясняется аналогией с ямой: полая яма размером 8 х 8 х 8 миль, плотно заполненная частичками волос семидневного новорожденного. [Один волос из вышеперечисленного разрезан на восемь частей семь раз = 2 097 152 частицы]. 1 частица опорожняется каждые 100 лет, время, необходимое для опорожнения всей ямы = 1 палеопаме. (1 палиопама = бесчисленное количество лет.) Следовательно, палиопама составляет не менее 10 ^ 194 лет. Саграпома — это 10 квадриллионов палиопам, что означает, что возраст саграпомы превышает 10^210 лет.
- ^ Балабхадра также упоминается как Баладева, Нараяна как Васудева или Вишну, а Пратинараяна как Пративасудева в джайнских текстах. [25]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Эта вселенная никем не создана и не поддерживается; она самоподдерживающаяся, без какой-либо основы или поддержки» «Нишпаадито На Кенаапи На Дхритах Кеначичч Сах Сваямсиддхо Нирадхааро Гагане Кимтвавастхитах» Йогашастра Ачарьи Хемачандры 4.106] Tr доктора А.С. Гопани
- ^ См. описание вселенной Хемакандры в Йогашастре «… Думайте об этой локе как о человеке, стоящем подбоченясь…» 4.103–6
- ^ Ачарья Кундакунда, Панчастикаясара, Гатха 16
- ^ Ачарья Кундакунда, Панчастикаясара, Гатха 18
- ^ Джайн 2013 , с. 74.
- ^ Дандас 2002 , с. 90
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Натубхай Шах 1998 , с. 25.
- ^ Шах, Умакант Премананд (1987). Джайна-рупа-мандана . Публикации Абхинава. п. 56.ISBN 978-81-7017-208-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шубринг 1995 , стр. 204–246.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Корт 2010 , стр. 90.
- ^ CIL, «Индийские космологические размышления в религии и метафизике» , Ignca.nic.in , заархивировано из оригинала 30 января 2012 г. , получено 7 октября 2010 г.
- ^ Правин К. Шах. «Джайнская география» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2021 года . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ Б. Х. Ходжсон (1834 г.). «Замечания к обзору буддизма М. Ремюза». Журнал Азиатского общества Бенгалии . 3 . Издательство Бишопс-Колледжа: 504 .
- ^ Уайли, Кристи Л. (2004). Исторический словарь джайнизма . Интернет-архив. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 105. ИСБН 978-0-8108-5051-4 .
- ^ фон Глазенапп 1999 , с. 286.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дандас 2002 , с. 12.
- ^ Донигер 1999 , с. 551.
- ^ Дандас 2002 , с. 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джайни 1998 .
- ^ фон Глазенапп 1999 , стр. 271–272.
- ^ фон Глазенапп 1999 , с. 272.
- ^ Дандас 2002 , с. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б фон Глазенапп 1925 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джозеф 1997 , с. 178.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б фон Глазенапп 1925 , стр. 134–135, 285.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 72.
- ^ Сангаве 2001 , с. 106.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , с. 5.
- ^ Джайни 2000 , с. 377.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , стр. 73–76.
- ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 175.
- ^ Jansma & Jain 2006 , с. 28.
- ^ Линдси Джонс 2005 , с. 4764.
- ^ Бальцерович 2009 , стр. 16.
- ^ Натубхай Шах 2004 , стр. 21–28.
- ^ Циммер 1953 , стр. 182–183.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Донигер 1999 , с. 550.
- ^ Джагдиш Чандра Джайн и Бхаттачария 1994 , стр. 146.
Источники
[ редактировать ]- Бальцерович, Петр (2009), Джайнизм и определение религии (1-е изд.), Мумбаи: хинди Грант Карьялай , ISBN 978-81-88769-29-2
- Корт, Джон (2010) [1953], Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538502-1
- Донигер, Венди , изд. (1999), Энциклопедия мировых религий , Мерриам-Вебстер , ISBN 0-87779-044-2
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Гопани, А.С. (1989), Сурендра Ботара (редактор), Йогашастра (санскрит) Ачарьи Хемачандры , Джайпур: Академия Пракрита Бхарти
- Джайн, Джагдиш Чандра; Бхаттачарья, Нарендра Натх (1994). Джайнизм и пракрит в древней и средневековой Индии . Манохар. ISBN 9788173040511 .
- Джайн, Кайлаш Чанд (1991), Господь Махавира и его времена , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0805-8
- Джайн, Виджай К. (2013), Дравьясамграха Ачарьи Немичандры , Vikalp Printers, ISBN 9788190363952 ,
Без авторских прав
- Джайн, Виджай К. (2015), Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры: Поклонение двадцати четырех тиртханкаров , Vikalp Printers, ISBN 978-81-903639-7-6 ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайни, Падманаб С. (1998) [1979], Путь очищения джайнов , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1578-5
- Джайни, Падманаб С., изд. (2000), Сборник статей по джайнским исследованиям (первое издание), Дели: Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-1691-6
- Янсма, Руди; Джайн, Снех Рани (2006), Введение в джайнизм , Джайпур: Академия Пракрита Бхарти, ISBN 978-81-89698-09-6
- Джонсон, Хелен М. (1931), Космография (Приложение 1.1 к Тришашти Шалака Пуруша Чаритра) , Восточный институт Барода
- Джонс, Линдси (2005), Энциклопедия религии , Справочник Macmillan, ISBN 978-0-02-865733-2
- Джозеф, премьер-министр (1997), Джайнизм в Южной Индии , Международная школа дравидийской лингвистики, ISBN 978-81-85692-23-4
- Наянар, А. Чакраварти (2005), Панчастикаясара Ачарьи Кундакунды , Нью-Дели: принтер и издатель «Сегодня и завтра», ISBN 81-7019-436-9
- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Грани джайнологии: избранные исследовательские статьи о джайнском обществе, религии и культуре , Мумбаи: Популярный Пракашан , ISBN 978-81-7154-839-2
- Шубринг, Вальтер (1995), «Космография», Вольфганг Бёрлен (ред.), Доктрина джайнов , Дели: Motilal Banarsidass Publ., ISBN 81-208-0933-5
- Шах, Натубхай (1998), Джайнизм: Мир завоевателей , Том I и II, Сассекс: Sussex Academy Press, ISBN 1-898723-30-3
- Шах, Натубхай (2004) [Впервые опубликовано в 1998 году], Джайнизм: Мир завоевателей , том. Я, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-1938-2
- Шах, Умакант Премананд (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , Abhinav Publications, ISBN 978-81-7017-208-6
- фон Глазенапп, Хельмут (1925), спасения , Джайнизм: индийская религия Шридхар Б. Шротри (пер.), Дели: Мотилал Банарсидасс (Перепечатка: 1999), ISBN 978-81-208-1376-2
- фон Глазенапп, Хельмут (1999), Джайнизм: , индийская религия спасения Шридхар Б. Шротри (пер.), Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1376-6
- Циммер, Генрих (1953) [1952], Кэмпбелл, Джозеф (редактор), Philosophies Of India , Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-81-208-0739-6