Сватантрия
Сватантрия (от санскритского «сва» слова — «самость» и «тантрам» — зависимость). [1] – «самозависимость» или « свободная воля ») – это кашмирская шиваитская концепция божественного суверенитета. Сватантрия описывается как энергия, исходящая от Всевышнего ( Парамашивы ). [2] волна движения внутри сознания ( спанда ), действующая как основа мира, [3] или, с другой стороны, исходное слово ( логос , паравак). [4] Он не использует какой-либо внешний инструмент [5] поскольку оно само по себе является первой стадией творения.
В отличие от ведантической концепции Брахмана , который является простым сознательным свидетелем без действенной силы, вызванным иллюзорной силой (или майей Брахмана), с точки зрения кашмирского шиваитского творения активно вызывается к существованию высшим сознанием ( Шива) . ) посредством своей непреодолимой силы воли ( Сватантрия ). [1] Это важный аспект Пратьябхиджны школы кашмирского шиваизма .
Сватантрия — это концепция, которая лежит в основе многих духовных вопросов кашмирского шиваизма. [6] например, божественное владычество Шивы (Бога), [7] сознание ( чайтанья ), творческая сила ( вимарша ), мантрическая эффективность и Кундалини .
Божественный суверенитет
[ редактировать ]В своем признании божественного суверенитета сватантрия описывается как абсолютная сила действия или абсолютная сила свободы. [8] Эта сила возникает из зеркальной способности высшего сознания ( чайтанья ) содержать образы ( вимарша ). [1] [9] – вся вселенная является просто образом, сияющим внутри этого уникального божественного сознания.
Сватантрия обладает рядом традиционных атрибутов, таких как: совершенная полнота (энергии воли), [10] самодостаточность, [11] самоопределение, [11] [12] сила делать и уничтожать – суть предмета, [13] высшее творчество, [1] суверенитет, [1] источник знания ( гьяна ) и действия ( крия ) [1] и находясь вне противоречий: [14] он существует вне каких-либо законов и является источником всех законов во вселенной.
Высшая творческая энергия
[ редактировать ]Теория творения кашмирского шиваизма утверждает, что мир был создан по воле суверенной силы Шивы . Таким образом, мир не имеет внешних причин за пределами Сватантрии Шивы . [15] [16] [17] Эта сила создает множественность ( майю ) из изначального единства Абсолюта, [18] [19] и как таковое оно существует внутри и за пределами майи . [20] Это семя вселенной, [21] матрица ( mātrkā ) порождающих фонем, [22] высшая творческая сила. [23]
По отношению к сознанию
[ редактировать ]Отказ от ответственности: по этой теме в специальных текстах наблюдается определенное слияние и унификация, казалось бы, различных понятий воли, свободы, сознания, речи и блаженства. Это связано с недостаточной способностью обычного языка описывать мистические состояния сознания.
Теория пракаша -вимарши утверждает, что мир основан на двух принципах: самосияющем сознательном свете ( пракаша ) и его способности содержать отражение самого себя и творения ( вимарша ). [24] [25] Отражать себя — значит познать абсолютное блаженство ( ананда ) — таким образом, свободная воля ( сватантрия ), сознательное размышление ( вимарша ) и блаженство ( ананда ) — это три понятия, описывающие одну и ту же реальность. [11] [26] Блаженство ( ананда ) — это внутреннее состояние сознания, его естественное состояние. То же самое относится и к сватантрии: это тоже фундаментальное качество субъекта. [14] [27] [28]
Сватантрия — это первая стадия творения, недифференцированная энергия, или, глядя снизу вверх, мы могли бы также сказать, что это сила, объединяющая все энергии творения. [29] Первое творение сватантрьи — это энергия воли ( ичча шакти ). Затем идут энергии знания ( джняна шакти ) и действия ( крия шакти ) и вместе с энергией сознания ( чит шакти ) и энергией блаженства ( ананда шакти ) они образуют высшую пентаду творения, так называемую «чистую творение». [30] [31]
Все, что связано с сознанием, также связано со сватантрьей . Речь рассматривается в кашмирском шиваизме как разделенная на четыре класса: внешняя ( вайкхари ), ментальная ( мадхьяма ), тонкая ( пашьянти ) и высшая ( пара ). Сватантрия приравнивается к параваку , творческому логосу / логосу сперматикоса . [4]
Относительно мистических практик
[ редактировать ]В мистических практиках кашмирского шиваизма сватантрия является одновременно суверенной волей Шивы , единолично решающей нисхождение божественной милости ( шактипат ), и волей адепта, который все больше и больше погружается в божественное.
Согласно кашмирскому шиваизму, духовная реализация — это нечто большее, чем состояние просветления (определяемое как чистое свидетельство , недвойственное сознание или атма-вьяпти ). [32] Полная духовная реализация означает познать блаженство ( ананда ) и контролировать энергии ( шакти ) и мантры. [33] (или так называемая шива-вьяпти ). Корнем духовной эффективности является сватантрия , действующий, динамический аспект абсолюта.
Адепт, достигший духовного просветления, должен научиться стабилизировать этот опыт. Священные писания Кашмирского Шиваизма заявляют, что стабильность основана на усвоении энергии сватантрии . [34] Таким образом, в то время как начинающий практикующий стремится к переживанию недвойственного сознания, более продвинутые сосредотачиваются на ассимиляции всех энергий в недвойственность. Сватантрия, являющаяся корнем всех энергий, автоматически становится заключительным этапом духовной практики. [34]
Воля такого продвинутого практикующего становится все более и более эффективной, поскольку она отождествляется с волей Шивы . Результирующие действия обязательно не имеют под собой эгоистической основы (без признаков добра или зла). [35] – и это отношение, которое определяет дисциплину карма-йоги .
Все духовные пути ( упайи ): путь Шивы ( шамбхавопайя ), путь Шакти ( шактопайя ) и путь человека ( анавопайя ) подпадают под эгиду сватантрьи , поскольку она является единственным посредником божественной милости. [36] Адепту, достигшему сватантрьи, не нужна формальная медитация – то есть – медитировать или действовать в повседневной жизни одинаково – все действия возникают из состояния совершенного единства с Шивой с этого момента . Это кульминация духовной практики кашмирских шиваитов. [37] Такому адепту не нужно тратить энергию на поддержание этого состояния сознания, поскольку оно стало естественным. С этой точки зрения все состоит из форм сознания, отождествляемых с сознанием Шивы на этой стадии . Эта энергия является поднятой формой Кундалини . [38] Мантры практикующего обладают духовной эффективностью. [39] Сердце практикующего ( хридая ) является вместилищем всех объектов. [40]
Учение кашмирского шиваизма утверждает, что ничто не может заставить Шиву даровать окончательную духовную реализацию – оно основано исключительно на безусловной сватантрии , или, с противоположной точки зрения, не существует препятствий, которые могли бы помешать ученику стать единым с Шивой, потому что он/она обладает сватантрьей , высшей силой, которой ничто не может помешать. [41] Таким образом, в кашмирском шиваизме существует парадоксальная концепция, согласно которой ничего не нужно делать, поскольку высшая реализация может появиться без усилий, но также, какие бы усилия человек ни предпринимал, нельзя заставить Шиву освободить кого-либо ( атман ). [42] Это не приглашение отказаться от тяжелой работы, а оправдание смирения.
В медитации, предписанной в Виджняна Бхайрава-тантре , предполагается объединить жизненную энергию ( прану ) со сватантрьей в мистическом силовом центре, расположенном на расстоянии 12 пальцев над головой, двадашанта . [43]
Альтернативные названия
[ редактировать ]Сватантрия имеет ряд синонимов, таких как: махешварая (от махешвара, что означает верховный господин), [18] или айшварья (аналогично, от слова Ишвара, которое также означает Господь). [44] Его персонализировали как Богиню ( Деви ), [45] девственное женское божество Ума (девственность является символом существования вне досягаемости мирского мира) [46] и игривая богиня Кумари . [47] Другие писания также называют сватантрью Славой Шивы. [25] поскольку он тождественен «океану» нетварного света ( пракаша ) и космического блаженства ( ананда ) – чидананда-Гана .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Шива Сутры – Джайдева Сингх, с. 9
- ^ Шива Сутры - Джайдева Сингх, стр. 10
- ^ Шива Сутры - Джайдева Сингх, стр. 262
- ^ Jump up to: а б Пратьябхиджняхридаям – Дж. Сингх, с. 16
- ^ Философия Пратьябхиджны - Г.В. Тагаре, с. 10
- ^ Зеркало самопревосходства или Сватантрия-Дарпана - Б. Н. Пандит, с. 11
- ^ История кашмирского шиваизма - Б. Н. Пандит, с. 86
- ^ Трика-шиваизм Кашмира - М.Л. Пандит, с. 183
- ^ Триадический мистицизм - П.Е. Мерфи, с. 199
- ^ Вак – Андре Паду, с. 247
- ^ Jump up to: а б с Пратьябхиджняхридаям – Дж. Сингх, с. 7
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 12
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 219
- ^ Jump up to: а б Пратьябхиджняхридаям – Дж. Сингх, с. 122
- ^ К трансцендентности - М.Л. Пандит, с. 156
- ^ Пратьябхиджняхридаям - Дж. Сингх, с. 8
- ^ Философия Пратьябхиджны - Г.В. Тагаре, с. 77
- ^ Jump up to: а б Пратьябхиджняхридаям – Дж. Сингх, с. 17
- ^ Комментарий Абхинавагупты к Бхагавад-Гите - Б. Марьянович, с. 16
- ^ Пратьябхиджняхридаям - Дж. Сингх, с. 133
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 167
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 177
- ^ Стансы о вибрации - MSG Dyczkowski, с. 345
- ^ Доктрина божественного признания - К.К. Панди, с. 95
- ^ Jump up to: а б Шива Сутры – Свами Лакшманджу, с. 110
- ^ Вак - Андре Паду, с. 247
- ^ К трансцендентности - М.Л. Пандит, с. 193
- ^ Пратьябхиджняхридаям - Дж. Сингх, с. 22
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 30
- ^ Шива Сутры - Джайдева Сингх, стр. 20
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 176
- ^ Шива Сутры - Джайдева Сингх, стр. 148
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 69
- ^ Jump up to: а б Шива Сутры – Джайдева Сингх, с. 149
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 25
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 33
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 32
- ^ Афоризмы Шивы - MSG Dyczkowski, с. 72
- ^ Афоризмы Шивы - MSG Dyczkowski, с. 85
- ^ Комментарий Абхинавагупты к Бхагавад-Гите - Б. Марьянович, с. 305
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 26
- ^ Гималайский мистицизм - Р. Натарадж , с. 17
- ^ Виджнана Бхайрава - Свами Лакшман Джу, стр. 59
- ^ Пратьябхиджняхридаям - Дж. Сингх, с. 144
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 47
- ^ Шива Сутры - Джайдева Сингх, стр. 53
- ^ Шива Сутры - Свами Лакшманджу, с. 46