Jump to content

У вас есть

(Перенаправлено с Канады (философ) )

У вас есть
Рожденный Неясно, VI – II века до н.э.
Область Индийская философия
Школа Вайшешика
Основные интересы
Метафизика
Этика
Физика
Известные идеи
Атомизм

Канада ( санскрит : Канада , IAST : Канада ), также известная как Улука, Кашьяпа, Канабхакша, Канабхудж. [ 1 ] [ 2 ] был древнеиндийским школу естествоиспытателем и философом, основавшим Вайшешика индийской философии , которая также представляет собой раннюю индийскую физику . [ 3 ] [ 4 ]

По оценкам, он жил где-то между 6 и 2 веками до нашей эры, о его жизни мало что известно. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 4 ] Его традиционное имя «Канада» означает «пожиратель атомов». [ 8 ] и он известен разработкой основ атомистического подхода к физике и философии в санскритском тексте Вайшешика Сутра . [ 9 ] [ 10 ] Его текст также известен как Канада Сутры , или « Афоризмы Канады». [ 11 ] [ 12 ]

Школа, основанная Канадой, объясняет создание и существование Вселенной, предлагая атомистическую теорию, применяя логику и реализм, и является одной из самых ранних известных систематических реалистических онтологий в истории человечества. [ 13 ] Канада предположил, что все можно подразделить, но это подразделение не может продолжаться вечно, и должны существовать мельчайшие сущности ( параману ), которые невозможно разделить, которые вечны, которые объединяются разными способами, образуя сложные субстанции и тела с уникальной идентичностью, процесс, включающий тепло, и это основа всего материального существования. [ 14 ] [ 15 ] Он использовал эти идеи вместе с концепцией Атмана (души, Самости), чтобы разработать нетеистические средства достижения мокши . [ 16 ] [ 17 ] Если рассматривать его с точки зрения физики, его идеи подразумевают четкую роль наблюдателя, независимого от изучаемой системы. Идеи Канады оказали влияние на другие школы индуизма, и за свою историю они стали тесно связаны со ньяя . школой индуистской философии [ 13 ]

Система Канады говорит о шести свойствах ( падартхах ), которые можно назвать и познать. Он утверждает, что этого достаточно, чтобы описать все во Вселенной, включая наблюдателей. Этими шестью категориями являются дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие/движение), саманья (общность/общность), вишеша (частное) и самавайя (присущность). Существует девять классов субстанций (дравья), некоторые из которых атомарные, некоторые неатомные, а третьи всепроникающие.

Идеи Канады охватывают широкий спектр областей, и они повлияли не только на философию, но, возможно, на ученых в других областях, таких как Чарака, написавший медицинский текст под названием Чарака Самхита . [ 18 ]

Продолжительность жизни

[ редактировать ]

Век, в котором жила Канада, неизвестен и был предметом долгих споров. [ 13 ] В своем обзоре 1961 года Рипе утверждает, что Канада жил где-то до 300 г. н. э., но убедительных доказательств, позволяющих твердо отнести его к определенному столетию, остается неуловимым. [ 19 ]

В Вайшешика-сутрах упоминаются конкурирующие школы индийской философии, такие как санкхья и мимамса. [ 20 ] но не упоминайте буддизм, что побудило ученых в более поздних публикациях сделать оценку VI века до нашей эры. [ 3 ] [ 4 ] [ 14 ] Рукопись Вайшешика-сутры дожила до наших дней в нескольких версиях, а открытие новых рукописей в разных частях Индии Тхакуром в 1957 году и Джамбувиджаяджи в 1961 году, за которым последовали критические исследования издания, позволяет предположить, что текст, приписываемый Канаде, был систематизирован и завершен. где-то между 200 г. до н.э. и началом нашей эры, причем возможно, что его ключевые доктрины могут быть намного старше. [ 20 ] [ 4 ] [ 21 ] Многочисленные индуистские тексты, датированные I и II веками нашей эры, такие как Махавибхи и Джнянапрастхана из Кушанской империи , цитируют и комментируют доктрины Канады. [ 22 ] Его идеи также упоминаются в буддийских текстах, приписываемых Ашвагхоше того же периода. [ 22 ]

В джайнистской литературе его называют Сад-улука , что означает «Улука, выдвинувший на вооружение доктрину шести категорий». [ 20 ] Его философия вайшешика также появляется под альтернативными названиями, такими как «философия аулукья», происходящая от прозвища Улука (буквально сова, или пожиратель зерна в ночи). [ 20 ] [ примечание 1 ]

Канада оказала влияние на индийскую философию, появившуюся в различных текстах диктаторов, философов и других людей, таких как Кашьяпа, Улука, Кананда, Канабхук и других. [ 1 ] [ 2 ]

Физика занимает центральное место в утверждении Канады о том, что все познаваемое основано на движении. Его приписывание центральной роли физике в понимании Вселенной также следует из его принципов инвариантности. Например, он говорит, что атом должен быть сферическим, поскольку он должен быть одинаковым во всех измерениях. [ 23 ] Он утверждает, что все вещества состоят из четырех типов атомов, два из которых имеют массу, а два — безмассовые.

Канада представляет свою работу в более широких моральных рамках, определяя Дхарму как то, что приводит к материальному прогрессу и высшему благу. [ 18 ] [ 24 ] Он следует за этой Сутрой другой, которая утверждает, что Веды завоевали уважение, потому что они учат такой Дхарме, а что-то не является Дхармой просто потому, что это есть в Ведах. [ 18 ]

Канада проводит эмпирические наблюдения, такие как подъем вверх огня, магнитное движение, дождь и гром, рост травы, и предлагает им натуралистические объяснения в своем тексте Вайшешика Сутра . [ 25 ]

Канада и ранние учёные-вайшешики сосредоточили внимание на эволюции Вселенной по законам. [ 26 ] Однако в его время это не было чем-то необычным, поскольку несколько основных ранних версий индуистской философии, таких как санкхья, ньяя, мимамса, а также подшколы йоги и веданты, а также неведические школы, такие как джайнизм и буддизм, также не были признаны религиозными. -теистический. [ 27 ] [ 28 ] Канада был среди мудрецов Индии, которые верили в способность человека понять существование и достичь мокши самостоятельно, без Бога - представление древних индийцев, которое Ницше суммировал как убеждение, что «с благочестием и знанием Вед нет ничего невозможного». . [ 26 ]

В тексте говорится: [ 29 ]

  • Существует девять составляющих реальностей: четыре класса атомов (земля, вода, свет и воздух), пространство ( акаша ), время ( кала ), направление (диша), бесконечность душ ( Атман ), разум ( манас ). [ 30 ]
  • Каждый объект творения состоит из атомов (параману), которые, в свою очередь, соединяются друг с другом, образуя молекулы (ану). Атомы вечны, и их комбинации составляют эмпирический материальный мир.
  • Индивидуальные души вечны и какое-то время проникают в материальные тела.
  • Существует шесть категорий ( падартха ) опыта: субстанция, качество, активность, всеобщность, особенность и неотъемлемость.

Некоторые характеристики субстанций ( дравья ) даны как цвет, вкус, запах, осязание, число, размер, разделение, соединение и разъединение, приоритет и потомство, понимание, удовольствие и боль, притяжение и отвращение, а также желания. [ 31 ]

Таким образом, идея подразделения распространяется и на аналитические категории, что объясняет ее родство с ньяей .

Наблюдения и теории

[ редактировать ]

В пятой главе Вайшешика-сутры Канада упоминает различные эмпирические наблюдения и природные явления, такие как падение предметов на землю, подъем огня и жара вверх, рост травы вверх, характер осадков и гроз, течение жидкостей. , движение к магниту среди многих других, задается вопросом, почему эти вещи происходят, а затем пытается объединить свои наблюдения со своими теориями об атомах, молекулах и их взаимодействии. Он делит наблюдаемые события на два: вызванные волей и вызванные союзами субъект-объект. [ 25 ] [ 32 ] [ 33 ]

Его идея наблюдателя, то есть субъекта, отличного от объективной реальности, полностью соответствует Веданте , которая говорит о различии между знанием «Апара» и знанием «Пара», где «Апара» представляет собой нормальное ассоциативное знание, тогда как «Пара» представляет собой нормальное ассоциативное знание. более глубокое субъективное знание.

Понятие параману (атома)

[ редактировать ]

Вайшешика Даршана
Дхарма – это то, благодаря чему достигается достижение непревзойденного блага. Поскольку это объяснение этого, оно имеет авторитет Вед . - Вайшешика Сутры 1.1-2

(...) То, что существует только один индивидуум (душа), известно из-за отсутствия особенностей, когда дело доходит до возникновения понимания счастья и страдания, (тогда как) множественность индивидуумов выводится из их настойчивости в дхарме, и от силы их учения. - Вайшешика Сутры 3.16-18.

Истинное существо вечно и не имеет причины. Его показателем является его эффект. Наличие следствия возникает из-за наличия его причины. - Вайшешика Сутры 4.1-3

—Канада, перевод Джона Уэллса [ 34 ] [ 35 ]

Канада предполагает, что параману ( атом ) — это неразрушимая частица материи. Атом неделим, потому что это состояние, в котором невозможно измерить какое-либо измерение. Он использовал аргументы инвариантности для определения свойств атомов. Он также заявил, что ану может находиться в двух состояниях — абсолютном покое и состоянии движения. [ 36 ]

Канада постулировал четыре различных типа атомов: два с массой и два без массы. [ 12 ] Предполагается, что каждое вещество состоит из всех четырех видов атомов.

Канады Концепция атома , вероятно, была независимой от аналогичной концепции древних греков из-за различий между теориями. [ 37 ] Например, Канада предположила, что атомы как строительные блоки различаются как качественно, так и количественно, в то время как греки предположили, что атомы различаются только количественно, но не качественно. [ 37 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Легенда индуистской традиции гласит, что ученый-аскет Канада проводил весь день в учебе и медитации, ел только один раз за ночь, как сова. [ 8 ]
  1. ^ Jump up to: а б Шарма 2000 , с. 175.
  2. ^ Jump up to: а б Рипе 1961 , с. 228 со сноской 12.
  3. ^ Jump up to: а б Барт Лабушань и Тимо Слоотвег, 2012 , с. 60, Цитата: «Каннада, индуистский мудрец, живший примерно в VI или II веке до нашей эры и основавший философскую школу Вайшешика.
  4. ^ Jump up to: а б с д Джинин Д. Фаулер, 2002 , стр. 98–99.
  5. ^ Оливер Лиман (1999), Ключевые концепции восточной философии. Рутледж, ISBN   978-0415173629 , стр. 269.
  6. ^ Дж. Ганери (2012), Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лица, Oxford University Press, ISBN   978-0199652365
  7. ^ «Приблизительная хронология индийских философов» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 21 февраля 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б Джинин Д. Фаулер 2002 , с. 99.
  9. ^ Рипе 1961 , стр. 227–229.
  10. ^ «Сутры Вайшешики Канады. Перевод Нандалала Синхи» Полный текст на archive.org
  11. ^ Рипе 1961 , с. 229.
  12. ^ Jump up to: а б Как, С. «Материя и разум: Вайшешика-сутра Канады» (2016), Mount Meru Publishing, Миссиссога, Онтарио, ISBN   978-1-988207-13-1 .
  13. ^ Jump up to: а б с Джинин Д. Фаулер 2002 , с. 98.
  14. ^ Jump up to: а б Х. Маргенау 2012 , с. ххх-хххх.
  15. ^ Джинин Д. Фаулер, 2002 , стр. 100–102.
  16. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 729–731 . ISBN  978-0-8239-3180-4 .
  17. ^ Шарма 2000 , с. 177-186.
  18. ^ Jump up to: а б с Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 55–56.
  19. ^ Рипе 1961 , стр. 228–229.
  20. ^ Jump up to: а б с д Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 54.
  21. ^ Вильгельм Хальбфасс (1992). О бытии и том, что существует: классическая вайшешика и история индийской онтологии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 79–80. ISBN  978-0-7914-1178-0 .
  22. ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 55.
  23. ^ Как, С. Канада, великий физик и мудрец древности.
  24. ^ Пурушоттама Билимория; Джозеф Прабху; Ренука М. Шарма (2007). Индийская этика: классические традиции и современные вызовы . Эшгейт. п. 76. ИСБН  978-0-7546-3301-3 . , Цитата: «Канадская Вайшешикасутра: дхарма – это то, из чего происходят процветание и высшее благо».
  25. ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 57.
  26. ^ Jump up to: а б Герман Сименс; Вашти Рудт (2008). Ницше, Власть и политика: переосмысление наследия Ницше для политической мысли . Вальтер де Грюйтер. стр. 100-1 578–579. ISBN  978-3-11-021733-9 .
  27. ^ Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 281–285. ISBN  978-81-208-0412-8 .
  28. ^ Рой В. Перретт (2013). Философия религии: индийская философия . Рутледж. стр. xiii–xiv. ISBN  978-1-135-70329-5 .
  29. ^ Канады Сутры Вайшешики , 2-е издание, Переводчик: Нандалал Синха (1923); Редактор: Б.Д. Басу; Примечание: это перевод некритического издания рукописи.
  30. ^ О'Флаэрти, с. 3.
  31. ^ Витаксис, Василис. Мысль и вера: сравнительные философские и религиозные концепции в Древней Греции, Индии и христианстве. Сомерсет Холл, 1 октября 2009 г. (октябрь 2009 г.). С. 299. ISBN   1935244035 .
  32. Вайшешика-сутры Канады , стр. 152-166, перевод Нандалала Синхи (обратите внимание, что это перевод старой спорной рукописи, а не критического издания)
  33. ^ Джон Уэллс (2009), Вайшешика Даршана , Darshana Press, стихи главы 5 (основная и приложение), критическое издание
  34. ^ Джон Уэллс (2009), Вайшешика Даршана , Darshana Press
  35. ^ Для санскрита и альтернативного перевода: Дебасиш Чакраварти (2003), Вайшешика Сутра Канады, DK Printworld, ISBN   978-8124602294
  36. ^ Рупа Нараян. «Пространство, время и Ану в Вайшешике» (PDF) . Университет штата Луизиана, Батон-Руж, США . Проверено 29 мая 2013 г.
  37. ^ Jump up to: а б Эдвард Крейг (1998). Философская энциклопедия Рутледжа: Указатель . Рутледж. стр. 198–199. ISBN  978-0-415-18715-2 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea0a2495ca3609e0ec0647235073cd70__1719910560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/70/ea0a2495ca3609e0ec0647235073cd70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaṇāda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)