У вас есть
У вас есть | |
---|---|
Рожденный | Неясно, VI – II века до н.э. |
Область | Индийская философия |
Школа | Вайшешика |
Основные интересы | |
Известные идеи | Атомизм |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Канада ( санскрит : Канада , IAST : Канада ), также известная как Улука, Кашьяпа, Канабхакша, Канабхудж. [ 1 ] [ 2 ] был древнеиндийским школу естествоиспытателем и философом, основавшим Вайшешика индийской философии , которая также представляет собой раннюю индийскую физику . [ 3 ] [ 4 ]
По оценкам, он жил где-то между 6 и 2 веками до нашей эры, о его жизни мало что известно. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 4 ] Его традиционное имя «Канада» означает «пожиратель атомов». [ 8 ] и он известен разработкой основ атомистического подхода к физике и философии в санскритском тексте Вайшешика Сутра . [ 9 ] [ 10 ] Его текст также известен как Канада Сутры , или « Афоризмы Канады». [ 11 ] [ 12 ]
Школа, основанная Канадой, объясняет создание и существование Вселенной, предлагая атомистическую теорию, применяя логику и реализм, и является одной из самых ранних известных систематических реалистических онтологий в истории человечества. [ 13 ] Канада предположил, что все можно подразделить, но это подразделение не может продолжаться вечно, и должны существовать мельчайшие сущности ( параману ), которые невозможно разделить, которые вечны, которые объединяются разными способами, образуя сложные субстанции и тела с уникальной идентичностью, процесс, включающий тепло, и это основа всего материального существования. [ 14 ] [ 15 ] Он использовал эти идеи вместе с концепцией Атмана (души, Самости), чтобы разработать нетеистические средства достижения мокши . [ 16 ] [ 17 ] Если рассматривать его с точки зрения физики, его идеи подразумевают четкую роль наблюдателя, независимого от изучаемой системы. Идеи Канады оказали влияние на другие школы индуизма, и за свою историю они стали тесно связаны со ньяя . школой индуистской философии [ 13 ]
Система Канады говорит о шести свойствах ( падартхах ), которые можно назвать и познать. Он утверждает, что этого достаточно, чтобы описать все во Вселенной, включая наблюдателей. Этими шестью категориями являются дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие/движение), саманья (общность/общность), вишеша (частное) и самавайя (присущность). Существует девять классов субстанций (дравья), некоторые из которых атомарные, некоторые неатомные, а третьи всепроникающие.
Идеи Канады охватывают широкий спектр областей, и они повлияли не только на философию, но, возможно, на ученых в других областях, таких как Чарака, написавший медицинский текст под названием Чарака Самхита . [ 18 ]
Продолжительность жизни
[ редактировать ]Век, в котором жила Канада, неизвестен и был предметом долгих споров. [ 13 ] В своем обзоре 1961 года Рипе утверждает, что Канада жил где-то до 300 г. н. э., но убедительных доказательств, позволяющих твердо отнести его к определенному столетию, остается неуловимым. [ 19 ]
В Вайшешика-сутрах упоминаются конкурирующие школы индийской философии, такие как санкхья и мимамса. [ 20 ] но не упоминайте буддизм, что побудило ученых в более поздних публикациях сделать оценку VI века до нашей эры. [ 3 ] [ 4 ] [ 14 ] Рукопись Вайшешика-сутры дожила до наших дней в нескольких версиях, а открытие новых рукописей в разных частях Индии Тхакуром в 1957 году и Джамбувиджаяджи в 1961 году, за которым последовали критические исследования издания, позволяет предположить, что текст, приписываемый Канаде, был систематизирован и завершен. где-то между 200 г. до н.э. и началом нашей эры, причем возможно, что его ключевые доктрины могут быть намного старше. [ 20 ] [ 4 ] [ 21 ] Многочисленные индуистские тексты, датированные I и II веками нашей эры, такие как Махавибхи и Джнянапрастхана из Кушанской империи , цитируют и комментируют доктрины Канады. [ 22 ] Его идеи также упоминаются в буддийских текстах, приписываемых Ашвагхоше того же периода. [ 22 ]
В джайнистской литературе его называют Сад-улука , что означает «Улука, выдвинувший на вооружение доктрину шести категорий». [ 20 ] Его философия вайшешика также появляется под альтернативными названиями, такими как «философия аулукья», происходящая от прозвища Улука (буквально сова, или пожиратель зерна в ночи). [ 20 ] [ примечание 1 ]
Канада оказала влияние на индийскую философию, появившуюся в различных текстах диктаторов, философов и других людей, таких как Кашьяпа, Улука, Кананда, Канабхук и других. [ 1 ] [ 2 ]
Идеи
[ редактировать ]Физика занимает центральное место в утверждении Канады о том, что все познаваемое основано на движении. Его приписывание центральной роли физике в понимании Вселенной также следует из его принципов инвариантности. Например, он говорит, что атом должен быть сферическим, поскольку он должен быть одинаковым во всех измерениях. [ 23 ] Он утверждает, что все вещества состоят из четырех типов атомов, два из которых имеют массу, а два — безмассовые.
Канада представляет свою работу в более широких моральных рамках, определяя Дхарму как то, что приводит к материальному прогрессу и высшему благу. [ 18 ] [ 24 ] Он следует за этой Сутрой другой, которая утверждает, что Веды завоевали уважение, потому что они учат такой Дхарме, а что-то не является Дхармой просто потому, что это есть в Ведах. [ 18 ]
Канада и ранние учёные-вайшешики сосредоточили внимание на эволюции Вселенной по законам. [ 26 ] Однако в его время это не было чем-то необычным, поскольку несколько основных ранних версий индуистской философии, таких как санкхья, ньяя, мимамса, а также подшколы йоги и веданты, а также неведические школы, такие как джайнизм и буддизм, также не были признаны религиозными. -теистический. [ 27 ] [ 28 ] Канада был среди мудрецов Индии, которые верили в способность человека понять существование и достичь мокши самостоятельно, без Бога - представление древних индийцев, которое Ницше суммировал как убеждение, что «с благочестием и знанием Вед нет ничего невозможного». . [ 26 ]
В тексте говорится: [ 29 ]
- Существует девять составляющих реальностей: четыре класса атомов (земля, вода, свет и воздух), пространство ( акаша ), время ( кала ), направление (диша), бесконечность душ ( Атман ), разум ( манас ). [ 30 ]
- Каждый объект творения состоит из атомов (параману), которые, в свою очередь, соединяются друг с другом, образуя молекулы (ану). Атомы вечны, и их комбинации составляют эмпирический материальный мир.
- Индивидуальные души вечны и какое-то время проникают в материальные тела.
- Существует шесть категорий ( падартха ) опыта: субстанция, качество, активность, всеобщность, особенность и неотъемлемость.
Некоторые характеристики субстанций ( дравья ) даны как цвет, вкус, запах, осязание, число, размер, разделение, соединение и разъединение, приоритет и потомство, понимание, удовольствие и боль, притяжение и отвращение, а также желания. [ 31 ]
Таким образом, идея подразделения распространяется и на аналитические категории, что объясняет ее родство с ньяей .
Наблюдения и теории
[ редактировать ]В пятой главе Вайшешика-сутры Канада упоминает различные эмпирические наблюдения и природные явления, такие как падение предметов на землю, подъем огня и жара вверх, рост травы вверх, характер осадков и гроз, течение жидкостей. , движение к магниту среди многих других, задается вопросом, почему эти вещи происходят, а затем пытается объединить свои наблюдения со своими теориями об атомах, молекулах и их взаимодействии. Он делит наблюдаемые события на два: вызванные волей и вызванные союзами субъект-объект. [ 25 ] [ 32 ] [ 33 ]
Его идея наблюдателя, то есть субъекта, отличного от объективной реальности, полностью соответствует Веданте , которая говорит о различии между знанием «Апара» и знанием «Пара», где «Апара» представляет собой нормальное ассоциативное знание, тогда как «Пара» представляет собой нормальное ассоциативное знание. более глубокое субъективное знание.
Понятие параману (атома)
[ редактировать ]Вайшешика Даршана
Дхарма – это то, благодаря чему достигается достижение непревзойденного блага. Поскольку это объяснение этого, оно имеет авторитет Вед . - Вайшешика Сутры 1.1-2
(...) То, что существует только один индивидуум (душа), известно из-за отсутствия особенностей, когда дело доходит до возникновения понимания счастья и страдания, (тогда как) множественность индивидуумов выводится из их настойчивости в дхарме, и от силы их учения. - Вайшешика Сутры 3.16-18.
Истинное существо вечно и не имеет причины. Его показателем является его эффект. Наличие следствия возникает из-за наличия его причины. - Вайшешика Сутры 4.1-3
Канада предполагает, что параману ( атом ) — это неразрушимая частица материи. Атом неделим, потому что это состояние, в котором невозможно измерить какое-либо измерение. Он использовал аргументы инвариантности для определения свойств атомов. Он также заявил, что ану может находиться в двух состояниях — абсолютном покое и состоянии движения. [ 36 ]
Канада постулировал четыре различных типа атомов: два с массой и два без массы. [ 12 ] Предполагается, что каждое вещество состоит из всех четырех видов атомов.
Канады Концепция атома , вероятно, была независимой от аналогичной концепции древних греков из-за различий между теориями. [ 37 ] Например, Канада предположила, что атомы как строительные блоки различаются как качественно, так и количественно, в то время как греки предположили, что атомы различаются только количественно, но не качественно. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]- Хронология атомной и субатомной физики
- Список индийских изобретений и открытий
- Левкипп
- Веданта
- Вайшешика Сутра
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шарма 2000 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Рипе 1961 , с. 228 со сноской 12.
- ^ Jump up to: а б Барт Лабушань и Тимо Слоотвег, 2012 , с. 60, Цитата: «Каннада, индуистский мудрец, живший примерно в VI или II веке до нашей эры и основавший философскую школу Вайшешика.
- ^ Jump up to: а б с д Джинин Д. Фаулер, 2002 , стр. 98–99.
- ^ Оливер Лиман (1999), Ключевые концепции восточной философии. Рутледж, ISBN 978-0415173629 , стр. 269.
- ^ Дж. Ганери (2012), Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лица, Oxford University Press, ISBN 978-0199652365
- ^ «Приблизительная хронология индийских философов» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джинин Д. Фаулер 2002 , с. 99.
- ^ Рипе 1961 , стр. 227–229.
- ^ «Сутры Вайшешики Канады. Перевод Нандалала Синхи» Полный текст на archive.org
- ^ Рипе 1961 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б Как, С. «Материя и разум: Вайшешика-сутра Канады» (2016), Mount Meru Publishing, Миссиссога, Онтарио, ISBN 978-1-988207-13-1 .
- ^ Jump up to: а б с Джинин Д. Фаулер 2002 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Х. Маргенау 2012 , с. ххх-хххх.
- ^ Джинин Д. Фаулер, 2002 , стр. 100–102.
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 729–731 . ISBN 978-0-8239-3180-4 .
- ^ Шарма 2000 , с. 177-186.
- ^ Jump up to: а б с Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 55–56.
- ^ Рипе 1961 , стр. 228–229.
- ^ Jump up to: а б с д Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 54.
- ^ Вильгельм Хальбфасс (1992). О бытии и том, что существует: классическая вайшешика и история индийской онтологии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 79–80. ISBN 978-0-7914-1178-0 .
- ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 55.
- ^ Как, С. Канада, великий физик и мудрец древности.
- ^ Пурушоттама Билимория; Джозеф Прабху; Ренука М. Шарма (2007). Индийская этика: классические традиции и современные вызовы . Эшгейт. п. 76. ИСБН 978-0-7546-3301-3 . , Цитата: «Канадская Вайшешикасутра: дхарма – это то, из чего происходят процветание и высшее благо».
- ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Герман Сименс; Вашти Рудт (2008). Ницше, Власть и политика: переосмысление наследия Ницше для политической мысли . Вальтер де Грюйтер. стр. 100-1 578–579. ISBN 978-3-11-021733-9 .
- ^ Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 281–285. ISBN 978-81-208-0412-8 .
- ^ Рой В. Перретт (2013). Философия религии: индийская философия . Рутледж. стр. xiii–xiv. ISBN 978-1-135-70329-5 .
- ^ Канады Сутры Вайшешики , 2-е издание, Переводчик: Нандалал Синха (1923); Редактор: Б.Д. Басу; Примечание: это перевод некритического издания рукописи.
- ^ О'Флаэрти, с. 3.
- ^ Витаксис, Василис. Мысль и вера: сравнительные философские и религиозные концепции в Древней Греции, Индии и христианстве. Сомерсет Холл, 1 октября 2009 г. (октябрь 2009 г.). С. 299. ISBN 1935244035 .
- ↑ Вайшешика-сутры Канады , стр. 152-166, перевод Нандалала Синхи (обратите внимание, что это перевод старой спорной рукописи, а не критического издания)
- ^ Джон Уэллс (2009), Вайшешика Даршана , Darshana Press, стихи главы 5 (основная и приложение), критическое издание
- ^ Джон Уэллс (2009), Вайшешика Даршана , Darshana Press
- ^ Для санскрита и альтернативного перевода: Дебасиш Чакраварти (2003), Вайшешика Сутра Канады, DK Printworld, ISBN 978-8124602294
- ^ Рупа Нараян. «Пространство, время и Ану в Вайшешике» (PDF) . Университет штата Луизиана, Батон-Руж, США . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Эдвард Крейг (1998). Философская энциклопедия Рутледжа: Указатель . Рутледж. стр. 198–199. ISBN 978-0-415-18715-2 .
Источники
[ редактировать ]- Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-93-6 .
- Х. Маргенау (2012). Физика и философия: Избранные очерки . Спрингер Наука. ISBN 978-94-009-9845-2 .
- Бимал Кришна Матилал (1977). Ньяя-Вайшешика . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-01807-4 .
- Субхаш Как (2016). Материя и разум: Вайшешика-сутра Канады . Издательство Маунт Меру. ISBN 9781988207148 .
- Рипе, Дейл Морис (1961). Натуралистическая традиция в индийской мысли . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 1996 г.). ISBN 978-81-208-1293-2 .
- Барт Лабушань; Тимо Слотвег (2012). «Философия исторических религий» Гегеля . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-22618-0 .
- Шарма, Чандрадхар (2000). Критический обзор индийской философии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0365-7 .