Паринамавада
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Паринамавада ( санскрит : परिणामवाद ), известная на английском языке как теория трансформации , — это индуистская философская теория, которая предполагает, что причина постоянно трансформируется в свои следствия, и имеет три вариации — Саткарья-вада санкхьев . , Пракрити Паринама-вада Шайва -сиддханты и Брахма-Паринама-вада Вишиштадвайта-веданты . школы мысли [1]
Обзор
[ редактировать ]В индийской философии существуют в основном три основные космологические теории происхождения: 1) Арамбха-вада (теория атомной агломерации, основанная на теории Асаткарья-вады о том, что следствие, являющееся чем-то новым, не существует в причине ), 2) Паринама-вада (теория реальной трансформации, основанная на саткарья-ваде, согласно которой следствие, хотя и феноменально различно, по существу идентично причине и скрыто предсуществует в ней), и 3) Вивартавада (теория кажущейся трансформации или ложной видимости). [2] Существует также четвертая, Пратьясамутпада-вада , теория зависимого происхождения буддизма .
Согласно Сат-Карья-ваде школы Санкхья, принятой также Вишиштадвайтавада Ведантой , причинность — это проявление того, что находится в скрытом состоянии в причине. Пракрити Паринама-вада основана на предпосылке, что мир представляет собой трансформацию изначальной Природы или Пракрити . Согласно «Брахман Паринама-ваде», мир — это трансформация Брахмана .Паринама-вада — это термин, который относится к неадвайтин-теории фактической трансформации . Это отличается от вивартавады , теории адвайты кажущейся трансформации . Это теория, согласно которой следствие — это реальная трансформация причины. Согласно Брахман-паринаме, эта вселенная представляет собой настоящую трансформацию Брахмана.
Арамбха-вада
[ редактировать ]Теория причинности Арамбха-вады поддерживается школой ньяя , которая представляет собой креационистский взгляд на причинность и подразумевает новое творение как результат, который кладет конец предшествующему несуществованию и знаменует новое начало. Согласно этой школе, следствие, будучи противоположностью своего предшествующего несуществования, должно считаться несуществующим до его появления в качестве следствия, хотя оно и возникло из ранее существовавшей причины. Эта теория противоположна Паринама-ваде. [3]
Брахман как причина
[ редактировать ]Общая точка зрения Веданты состоит в том, что Брахман является одновременно материальной и действенной причиной всей вселенной. Нет ничего вне Вездесущего Брахмана. Брахман — единственное существо, содержащее элементы чит и а-чит, которые трансформируются в формы индивидуальных душ и материальных объектов. Не существует внешнего мира душ и материи, созданного из внешних материальных причин, и сама концепция Прадханы , или Первичной Материи, вне Брахмана, предполагает противоречие.
Сат-Карья-вада
[ редактировать ]Согласно этой философии, которая следует из Сат-Карья-вады , причина сначала потенциально содержит в себе следствие как свою Шакти (силу) непроявленным образом; затем, посредством действующей причины, это потенциальное, скрытое, непроявленное следствие становится действительным, явным и явным. Творение — это не новое начало, а проявление уже настоящего непроявленного. Мир, как следствие, возникшее из чистой причины, не может быть нечистым и несовершенным, потому что Брахман, чистая сущность, просто преображается, а не изменяется и, следовательно, всегда остается тем же самым, тогда как следствия — это просто имена, обусловленные словами. , для знания и выявления эффектов. [4]
Пракрити упорядочена. Рита (порядок), благодаря которому Пракрити кажется состоящей из подсистем, организованных иерархически, причем каждая подсистема становится все более всеобъемлющей, координирующей и взаимозависимой, традиционно считается основной основой доктрины предсуществующего эффекта или Сат. -Карья-вада, или доктрина реальной трансформации, или Паринама-вада, которая, по словам Р.А.Синари, является «самой ранней и эпистемологически самой ценной попыткой, сделанной в индийской философии, создать теорию причинного порядка». Все явления, принадлежащие поверхностной и/или более глубокой структуре Пракрити, являются паринама, т.е. трансформацией одного и того же субстрата. [5]
В Шветашватара-упанишаде говорится: मायां तु प्रकृतिं – «Знай, что Майя — это Пракрити». Но и школа санкхьи, и Брахма-сутры основывают свое понимание процесса трансформации возникновения вещей на воле творца. Бадараяна, заявляя – नासतोऽदृष्टत्वात् | (Брахма Сутра 2.2.26) заявляет, что Существование не возникает из несуществования. Все творение является результатом воли Брахмана – अभिध्योपदेशाच्च | (Брахма Сутра 1.4.24), и что всякое переселенческое существование не имеет начала - उपपद्यते चाप्युलभ्यते च | (Брахма Сутра 2.1.36). [6]
Тантра вид
[ редактировать ]Тантра оказала влияние на индуистские , буддийские и джайнские традиции. Согласно текстам Шривидья и Шиваитов, тридцать шесть таттв охватывают весь диапазон непроявленного и проявленного мира, от грубого до самого тонкого, известного как Шива, чистое просветление. Паринама-вада, называемая Шакти-паринама-вада, наряду с учением Абхасавады или Пратибимбабады , объясняет отношения между самвитом или Трипурой и миром; Трипура относится к совокупности трёх частей – стхула (грубая), сукшма (тонкая) и пара (трансцендентная), которые она представляет. Согласно Абхаса-ваде, самвит подобен зеркалу, а Вселенная — отражению, появляющемуся в нем. Но Вселенная не может находиться вне зеркала, т.е. чити или самвит. Согласно Паринама-ваде, чити (сознание) проявляется в форме вселенной, не теряя своей первозданной природы. [7]
Вивартавада
[ редактировать ]Гаудапада рассматривает творение как воображаемое событие, хотя кажется, что оно следует последовательному порядку. Бадараяна также утверждает, что творчество для Брахмана — это просто развлечение, происходящее из его спонтанности без каких-либо посторонних мотивов. Но Гаудапада, которому были известны концепции реальных и кажущихся трансформаций, развивает учение о творении как иллюзорной трансформации Брахмана, не прибегая к терминологии «виварта». Последователи школы Адвайты, продвигаемой Ади Шанкарой , которым благодаря Майе мир кажется реальным, т.е. искажением или ложным пониманием всеобъемлющего единства Брахмана, используют этот термин «виварта» для обоснования принципа неизменности реальность. [8] Видьяранья напоминает нам – एकमेवाद्वितीयं सन्नामरूपविवर्जितम् | - что до творения существовала только Реальность, одна, без второй, без имени и формы ( Панчадаши 5.5), это после объяснения (в стихе 2.59), что с Брахманом в качестве своей основы Майя создает различные объекты мира подобно тому, как на стене с помощью разных цветов рисуются разнообразные картинки, иными словами, «Майя дает возможность воображению приписывать неизменному разные изменения». [9] поэтому говорится, что «Майя похожа на авидью , источник обычных иллюзий, и описывается как принцип космической иллюзии, тем самым отличаясь от Пракрити санкхьев, которая реальна в полном смысле этого слова». [10]
Критика
[ редактировать ]И Паринама-вада, и Вивартавада имеют своих критиков. Мадхава отвергает Бхаскару на том основании, что Брахман не может трансформироваться, потеряв изначальную природу, и не может существовать непреодолимой пропасти между Чит (Духом) и Джадой (Материей).239 Совершенное существо чистого разума и блаженства не может развиваться. само по себе — эффект инертный и совершенно лишенный разума. Рамануджа принимает материальную причинность Брахмана, которая абсолютно не подвержена личностным изменениям и имеет своим телом преобразующую Пракрити. Концепция Виварты отвергается, поскольку Брахман не является составной причиной Майи, следовательно, Брахман не может быть составной причиной мира через Майю. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон А. Граймс (январь 1996 г.). Краткий словарь индийской философии . СУНИ Пресс. п. 228. ИСБН 9780791430675 .
- ^ Шанкарачарья (январь 1992 г.). Тысяча учений: Упадешасахасари Шанкары . СУНИ Пресс. п. 19. ISBN 9780791409435 .
- ^ Садху Шантидева (2000). Традиции мистицизма в Бенгалии . Генезис Паблишинг Пвт. ООО с. 45. ИСБН 9788177550009 .
- ^ Рума Чаудхури (2004). Философия монотеистической Веданты Шриканта . Издательство «Глобал Вижн». п. 76. ИСБН 9788182200555 .
- ^ Георг Фейерштейн (июнь 1996 г.). Философия классической йоги . Внутренние традиции. стр. 30–32. ISBN 9780892816033 .
- ^ Гамбхирананда. Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . Адвайта Ашрам. стр. 414, 294, 364.
- ^ Раджмани Тигунаит (1998). Шакти – Сила в Тантре . Гималайская пресса. ISBN 9780893891541 .
- ^ Ричард Кинг. Ранняя Адвайта Веданта и буддизм: махаянский контекст Гаудападии . СУНИ Пресс. п. 78. ИСБН 9781438409047 .
- ^ Свами Свахананда (1967). Панчадаши Шри Видьяраньи Свами . Шри Рамакришна Матх. стр. 59, 124. ISBN 8171205070 .
- ^ Субодх Капур (2002). Сопутствующая энциклопедия индуистской философии . Генезис Паблишинг Пвт. ООО п. 279. ИСБН 9788177552034 .
- ^ Гарма CCChanpage=237 (1991). Сокровищница махаянских сутр . ISBN 9788120809369 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )