Jump to content

Нравиться

Нравиться
Фестиваль Холи, где индуисты наслаждаются празднованием цветов, любви и весны.
Камадева, чьи стрелы вызывают желание
Вишну и Лакшми, храм Хойсалесвара , 12 век.
Литти чоха – чувственное удовольствие от еды
Эстетическое удовольствие от искусства и природы [1]
Боги поют и танцуют для Шивы и Парвати , конец 18 века.

Кама ( санскрит : काम, IAST : кама ) — это концепция удовольствия, наслаждения и желания в индуизме, буддизме и джайнизме. Оно может относиться к «желанию, желанию, тоске» в индуистской , буддийской , джайнской и сикхской литературе. [2] [3] [4] однако этот термин также относится к любому чувственному наслаждению, эмоциональному влечению и эстетическому удовольствию, например, от искусства, танцев, музыки, живописи, скульптуры и природы. [1] [5]

В современной литературе кама часто используется для обозначения сексуального желания и эмоционального стремления . [3] [4] [6] но древняя концепция более обширна и в широком смысле относится к любому желанию, желанию, страсти, удовольствию или наслаждению искусством и красотой, эстетике , наслаждению жизнью , привязанностью , любовью и связью, а также наслаждению любовью с сексуальным подтекстом или без него. . [3] [7]

Кама — один из четырех Пурушартх , которые являются четырьмя целями человеческой жизни. [8] Считается, что важной и здоровой целью человеческой жизни является стремление к Каме, не жертвуя при этом тремя другими Пурушартхами: Дхармой (добродетельной, этической, нравственной жизнью), Артхой (материальные потребности, безопасность доходов, средства жизни) и Мокшей (освобождение, освобождение, самореализация). [9] [8] [10] [11]

в индуизме Определение

В современной литературе индийской кама часто используется для обозначения сексуального желания . Однако в более широком смысле кама относится к любому чувственному наслаждению, эмоциональному влечению и эстетическому удовольствию, например, от искусства , танца , музыки , живописи , скульптуры и природы . [1] [5]

Кама может означать «желание, желание или тоска». [2]

Концепция камы встречается в некоторых из самых ранних известных стихов Вед . Например, в 10-й книге Ригведы описывается создание Вселенной из ничего с помощью великого тепла. В гимне 129 (RV 10.129.4) говорится: [ нужны разъяснения ] :

Камастадгре самавартатадхи манасо рета паратхамам йадасит |
Сато бандхумасати ниравиндана харди паратишьякавайо маниша || [12]

После этого вначале возникло Желание, Желание — первичное семя и зародыш Духа,
Мудрецы, искавшие мыслью сердца, обнаружили родство существующего в несуществующем.

Ригведа , ~ 15 век до н.э. [13]

Брихадараньяка -упанишада , одна из старейших упанишад индуизма, использует термин кама, также в более широком смысле, для обозначения любого желания:

Человек состоит из желания (кама),
Каково его желание, такова и его решимость,
Какова его решимость, таковы и его дела,
Какими бы ни были его дела, он этого достигает.

Древняя индийская литература, такая как эпос , последовавшая за Упанишадами, развивает и объясняет концепцию камы вместе с Артхой и Дхармой . Махабхарата . , например, дает одно из обширных определений камы Эпос описывает каму как любое приятное и желательное переживание (удовольствие), порождаемое взаимодействием одного или нескольких из пяти чувств со всем, что связано с этим чувством, и которое находится в гармонии с другими целями человеческой жизни (дхарма, артха и мокша). ). [15]

Кама часто используется для обозначения каманы (желания, тоски или аппетита). Кама, однако, — это больше, чем камана. Кама включает в себя желание, стремление, эмоциональную связь, любовь, признательность, удовольствие и наслаждение. [5]

Ватсияяна , автор Камасутры , описывает каму как счастье , которое является манаса вьяпарой (феноменом ума). Как и Махабхарата Ватсьяяны , Камасутра определяет каму как любое удовольствие, которое человек испытывает от мира с помощью одного или нескольких чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и ощущения, в гармонии со своим разумом и душой. [10]

Испытывать гармоничную музыку — это кама, равно как и вдохновляться природной красотой , эстетической оценкой произведения искусства и с радостью восхищаться чем-то, созданным другим человеком.

«Камасутру» Ватьяяны часто ошибочно понимают как книгу исключительно о сексуальных и интимных отношениях , но она была написана как руководство к природе любви, сексуальности, поиску спутника жизни, поддержанию личной жизни и эмоциональному удовлетворению в жизни. В своих рассуждениях о каме он описывает многие формы искусства, танца и музыки, а также секс как средства получения удовольствия и наслаждения. [15]

Кама – это восприятие благовоний, свечей, музыки, ароматических масел, йогических растяжек и медитации, а также переживания сердечной чакры . Сердечная чакра связана с любовью, состраданием, милосердием, балансом, спокойствием и безмятежностью и считается местом преданного поклонения. Открытие сердечной чакры означает опыт осознания божественного общения и радости общения с божествами и самим собой ( Атман ). [16]

Джон Лохтефельд описывает каму как желание, отмечая, что в современной литературе оно часто относится к сексуальному желанию, но в древнеиндийской литературе кама включает в себя любой вид влечения и удовольствия, например, получаемые от искусства .

Карл Поттер описывает [17] кама как отношение и способность . Маленькая девочка, которая с улыбкой обнимает своего плюшевого мишку, испытывает каму. Двое влюбленных в объятиях испытывают каму. Во время этих переживаний человек чувствует себя более целостным, наполненным и целостным, испытывая эту связь и близость. С индийской точки зрения это и есть кама. [17]

Хиндери отмечает разнообразные и разнообразные описания камы в древнеиндийских текстах. В некоторых текстах, таких как «Эпическая Рамаяна» , кама описывается как желание Рамы к Сите — желание, выходящее за пределы физического и супружеского, в любовь, которая является духовной, и нечто, что дает Раме смысл жизни, его причину жить. [18] Сита и Рама часто выражают свое нежелание и неспособность жить друг без друга. [19] Это романтическое и духовное описание камы в Рамаяне Валмики более конкретное, отмечает Хиндери. [18] и другие, [20] чем более широкие и всеобъемлющие описания камы, например, в сводах законов смрити Ману .

Гэвин Флад описывает [21] кама как переживание положительного эмоционального состояния любви, но при этом не принося в жертву свою дхарму (добродетельное, этическое поведение), артху (материальные потребности, безопасность дохода) и свой путь к мокше (духовному освобождению, самореализации).

камы индуизме Важность в

В индуизме кама рассматривается как одна из четырех правильных и необходимых целей или целей человеческой жизни ( пурушартхи ), остальные — это Дхарма (добродетельная, правильная, моральная жизнь), Артха (материальное процветание, гарантированный доход, средства жизни) и Мокша (освобождение, освобождение, самореализация). [11] [22]

артхи и приоритет Относительный дхармы

Древнеиндийская литература подчеркивает, что дхарма предшествует и имеет важное значение. Если дхарму игнорируют, артха и кама приводят к социальному хаосу. [23]

Ватьсияяна в Камасутре признает относительную ценность трех целей следующим образом: артха предшествует каме, а дхарма предшествует как каме, так и артхе. [10] Ватсияяна во второй главе «Камасутры » представляет ряд философских возражений против камы, а затем предлагает свои ответы, опровергающие эти возражения. Например, одно из возражений против камы (удовольствия, наслаждения), как признает Ватсияяна, заключается в том, что кама является препятствием для моральной и этической жизни, для религиозных занятий, тяжелого труда и продуктивного стремления к процветанию и богатству. Погоня за удовольствиями, как утверждают противники, побуждает людей совершать неправедные поступки, принося страдания, беспечность, легкомыслие и страдания в дальнейшей жизни. [24] На эти возражения затем ответил Ватьяяна, заявив, что кама так же необходима человеку, как и пища, и что кама целостна с дхармой и артхой.

Необходимость существования [ править ]

Точно так же, как хорошая еда необходима для благополучия тела, хорошее удовольствие необходимо для здорового существования человека, предполагает Ватсияяна. [25] Жизнь, лишенная удовольствий и наслаждений — сексуальных, художественных, природных — пуста и пуста. Точно так же, как никто не должен прекращать выращивать урожай, хотя все знают, что существуют стада оленей и будут пытаться съесть урожай, когда он подрастет, точно так же, как утверждает Ватьяяна, не следует прекращать погоню за камой из-за существования опасностей. К Каме следует относиться с умом, заботой, осторожностью и энтузиазмом, точно так же, как к сельскому хозяйству или любому другому жизненному занятию. [25]

Книга Ватьяяны « Камасутра » в некоторых частях мира считается или изображается как синоним творческих сексуальных поз; на самом деле только 20% Камасутры посвящено сексуальным позициям. Большая часть книги, отмечает Джейкоб Леви, [26] рассказывает о философии и теории любви, о том, что вызывает желание, что его поддерживает, как и когда оно хорошо или плохо. Камасутра представляет каму как важный и радостный аспект человеческого существования. [27]

Целостный [ править ]

Ватьсияяна утверждает, что кама никогда не противоречит дхарме или артхе, скорее, все три сосуществуют, а кама является результатом двух других. [10]

Человек, практикующий Дхарму, Артху и Каму, наслаждается счастьем сейчас и в будущем. Любое действие, которое способствует практике Дхармы, Артхи и Камы вместе, или любых двух, или даже одного из них, должно быть выполнено. Но действие, которое способствует осуществлению одного из них за счет двух остальных, не должно совершаться.

- Ватсияяна, Камасутра, глава 2. [28]

В индуистской философии удовольствие вообще и сексуальное удовольствие в частности не являются ни постыдными, ни грязными. Это необходимо для человеческой жизни, важно для благополучия каждого человека и полезно, если следовать ему с должным учетом дхармы и артхи. В отличие от предписаний некоторых религий, кама почитается в индуизме как самостоятельная ценность. [29] Вместе с артхой и дхармой это аспект целостной жизни. [5] [30] Все три пурушартхи — Дхарма, Артха и Кама — одинаково и одновременно важны. [31]

Этапы жизни [ править ]

Некоторый [10] [32] В текстах древнеиндийской литературы отмечается, что относительный приоритет артхи, камы и дхармы, естественно, различен для разных людей и разных возрастных групп. У младенца или ребенка образование и кама (художественные желания) имеют приоритет; в юности преобладают кама и артха; в то время как в старости дхарма имеет приоритет.

Божество [ править ]

Кама обожествляется как Камадева и его супруга Рати . Божество Кама сравнимо с греческим божеством Эросом — они оба вызывают у человека сексуальное влечение и чувственное желание. [6] [33] Кама ездит на попугае, а божество вооружено луком и стрелами, способными пронзать сердца. Лук сделан из стебля сахарного тростника, тетива представляет собой линию пчел, а наконечники стрел украшены пятью цветами, символизирующими пять состояний любви, основанных на эмоциях. [34] Пять цветов на стрелах Камы — это цветок лотоса (увлечение), цветок ашока (опьянение мыслями о другом человеке), цветок манго (усталость и пустота в отсутствие другого), цветок жасмина (тоска по другому) и цветок голубого лотоса. (паралич с спутанностью сознания и чувствами). У этих пяти стрел также есть имена, последнее и самое опасное из которых — Саммоханам , увлечение. [35]

Кама также известна как Ананга (буквально «тот, кто без тела»), потому что желание проявляется бесформенно, через чувства, невидимыми путями. [6] Другие имена божества Камы включают Мадан (тот, кто опьяняет любовью), Манматха (тот, кто волнует ум), Прадьюмна (тот, кто побеждает все) и Кушумесу (тот, чьи стрелы представляют собой цветы). [36]

В буддизме [ править ]

(См. также Буддизм и сексуальность )

В буддийском Палийском каноне Гаутама Будда отверг ( пали : неккхамма ) чувственность ( кама ) как путь к Просветлению . [37] Некоторые практикующие буддисты-миряне ежедневно читают Пять заповедей , обязательство воздерживаться от «сексуальных проступков» ( камесу миччачара ). [38] Типичная для дискурсов Палийского канона, Дхаммика Сутта ( СН 2.14) включает в себя более явный коррелят с этой заповедью, когда Будда предписывает последователю «соблюдать целомудрие или, по крайней мере, не заниматься сексом с чужой женой». [39]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б с Видеть:
    • Кейт Моррис (2011), Иллюстрированный исторический словарь, ISBN   978-8189093372 , стр. 124;
    • Роберт Э. Ван Вурст, RELG: World, Уодсворт, ISBN   978-1-111-72620-1 , стр. 78.
  2. ^ Jump up to: а б Монье Уильямс, काम, кама. Архивировано 19 октября 2017 г. в Wayback Machine. Санскритский английский словарь Монье-Вильямса, стр. 271, см. 3-й столбец.
  3. ^ Jump up to: а б с Мэйси, Джоанна (август 1975 г.). «Диалектика желания». Нумен . 22 (2). Лейден : Издательство Brill : 145–160. дои : 10.1163/156852775X00095 . eISSN   1568-5276 . ISSN   0029-5973 . JSTOR   3269765 . S2CID   144148663 .
  4. ^ Jump up to: а б Ланг, Карен С. (июнь 2015 г.). Миттал, Сушил (ред.). «Когда горы Виндхья плывут в океане: некоторые замечания о похоти и чревоугодии аскетов и буддийских монахов». Международный журнал индуистских исследований . 19 (1/2). Бостон : Springer Verlag : 171–192. дои : 10.1007/s11407-015-9176-z . eISSN   1574-9282 . ISSN   1022-4556 . JSTOR   24631797 . S2CID   145662113 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Р. Прасад (2008), История науки, философии и культуры в индийской цивилизации , Том 12, Часть 1, ISBN   978-8180695445 , стр. 249-270.
  6. ^ Jump up to: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма , Том 1, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN   0-8239-2287-1 , стр. 340.
  7. ^ Лорин Рош. «Любовь-Кама» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Проверено 15 июля 2011 г.
  8. ^ Jump up to: а б Салагаме, Киран К. (2013). «Благополучие с точки зрения индуистской/санатана-дхармы». В Бонивелле, Илона; Дэвид, Сьюзен А.; Айерс, Аманда К. (ред.). Оксфордский справочник счастья . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557257.013.0029 . ISBN  9780199557257 . S2CID   148784481 .
  9. ^ Зиск, Кеннет (2018). "Кама". В Басу, Элен; Якобсен, Кнут А.; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.). Энциклопедия индуизма Брилла . Том. 7. Лейден : Издательство «Брилл» . дои : 10.1163/2212-5019_BEH_COM_2050220 . ISBN  978-90-04-17641-6 . ISSN   2212-5019 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и Индуистское общество Камашастры (1925), Камасутра Ватьяяны , Архив Университета Торонто, стр. 8.
  11. ^ Jump up to: а б видеть:
  12. ^ Книга 10 Ригведы, Гимн 129. Архивировано 16 февраля 2018 г. в Wayback Machine, стих 4.
  13. ^ Ральф Гриффит (переводчик, 1895), Гимны Ригведы , Книга X, Гимн CXXIX, Стих 4, стр. 575
  14. ^ Клаус Клостермайер , Обзор индуизма , 3-е издание, State University of New York Press, ISBN   978-0-7914-7082-4 , стр. 173-174
  15. ^ Jump up to: а б Р. Прасад (2008), История науки, философии и культуры в индийской цивилизации , Том 12, Часть 1, ISBN   978-8180695445 , глава 10, особенно стр. 252-255.
  16. ^ «Кама — Индупедия, Индуистская энциклопедия» . www.hindupedia.com . 7 апреля 2023 г.
  17. ^ Jump up to: а б Карл Х. Поттер (2002), Предпосылки философии Индии , Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807792 , стр. 1-29
  18. ^ Jump up to: а б Родерик Хиндери, «Индуистская этика в Рамаяне», Журнал религиозной этики , Vol. Т. 4, № 2 (осень 1976 г.), стр. 299.
  19. ^ См., например, стихи 2.30, 4.1, 6.1, 6.83; Сокращенный стих 4.1: «Сита проникает во все мое существо, и моя любовь полностью сосредоточена на ней; Без этой женщины с прекрасными ресницами, прекрасным взглядом и нежной речью я не смогу выжить, о Самитри»; рецензируемый источник см. в Hindery, The Journal of Religious Ethics, Vol. 4, № 2 (осень 1976 г.), стр. 299-300.
  20. ^ Бенджамин Хан (1965), Концепция Дхармы в Валмики Рамаяне , Дели, ISBN   978-8121501347
  21. ^ Гэвин Флуд (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор), Плоды нашего желания , ISBN   978-1896209302 , стр. 11–13.
  22. ^ Бродд, Джеффри (2003). Мировые религии . Вайнона, Миннесота: Пресса Сент-Мэри. ISBN  978-0-88489-725-5 .
  23. ^ Гэвин Флуд (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор) - Плоды нашего желания, ISBN   978-1896209302 , стр. 16-21.
  24. Индуистское общество Камашастры (1925), Камасутра Ватьяяны , Архив Университета Торонто, стр. 9-10.
  25. ^ Jump up to: а б Индуистское общество Кама Шастры (1925), Камасутра Ватсияяны , Архив Университета Торонто, глава 2, стр. 8–11; стр. 172
  26. ^ Джейкоб Леви (2010), Камский смысловой маркетинг, iUniverse, ISBN   978-1440195563 , см. Введение.
  27. ^ Ален Даниэлу, Полная Камасутра: первый полный современный перевод классического индийского текста, ISBN   978-0892815258
  28. ^ Индуистское общество Камашастры (1925), Ответ 4, Камасутра Ватсьяяны , Архив Университета Торонто, стр. 11.
  29. ^ Буллоу и Буллоу (1994), Человеческая сексуальность: энциклопедия, Routledge, ISBN   978-0824079727 , стр. 516.
  30. ^ Гэри Крафтсоу, Йога для трансформации - древние учения и практики для исцеления тела, разума и сердца, Пингвин, ISBN   978-0-14-019629-0 , стр. 11-15.
  31. ^ К. Раманатан, Этика в Рамаяне, в истории науки, философии и культуры индийской цивилизации (редактор: Р. Прасад), том 12, часть 1, ISBN   978-8180695445 , стр. 84-85.
  32. ^ П.В. Кейн (1941), История Дхармашастры, Том 2, Часть 1, Институт восточных исследований Бхандаркара, стр. 8-9.
  33. Кама . Архивировано 7 июня 2015 г. в Wayback Machine в Британской энциклопедии, Чикаго, 2009 г.
  34. ^ Коултер и Тернер, Энциклопедия древних божеств, Фрэнсис и Тейлор, ISBN   978-1135963903 , стр. 258-259.
  35. ^ Шанкаракави, Фабриция Балдиссера Шарадатилакабханах 1980 «Саммоханам, увлечение, имя пятой стрелы Камы, самой опасной, поскольку ведет к последней стадии любовного безумия»
  36. ^ Уильям Джозеф Уилкинс (193), Индуистская мифология, Ведические и Пуранические , Такер и Спинк, Архив Университета Индианы, стр. 268
  37. ^ См., например, Дведхавитакка Сутта ( MN 19) (Таниссаро, 1997a). Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  38. См., например, Хантипало (1995). Архивировано 12 ноября 2020 г. в Wayback Machine.
  39. ^ «Дхаммика Сутта: Целое» . www.accesstoinsight.org .

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c46158e4b1a9a9db4e4862acc251ba51__1715815020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/51/c46158e4b1a9a9db4e4862acc251ba51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)