Эстетический вкус

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
(Перенаправлено из Вкус (социология) )

Для Канта красота – это не свойство какого-либо предмета, а эстетическое суждение, основанное на субъективном ощущении.

В эстетике понятие вкуса интересовало таких философов, как Платон , Юм и Кант . Оно определяется способностью делать обоснованные суждения об эстетической ценности объекта. Однако этим суждениям недостает объективности , что создает « парадокс вкуса». Термин «вкус» используется потому, что эти суждения принимаются аналогичным образом, когда человек физически пробует пищу. [1]

Юм, Кант и Бурдье [ править ]

Дэвид Юм обратился к теме эстетического вкуса в эссе под названием «О стандарте вкуса», одном из четырех эссе, опубликованных в его «Четырех диссертациях» в 1757 году. [2] «О эталоне вкуса» высоко ценится за понимание эстетики. Хотя Юма обычно считают эмпириком , в вопросах вкуса его можно классифицировать как идеального теоретика-наблюдателя, учитывающего индивидуальные и культурные предпочтения. Юм различает чувства, всегда правильные, поскольку они относятся только к самим себе, и определения, которые могут быть неверными, поскольку они относятся к чему-то постороннему. Красота, по Юму, «не является качеством самих вещей: она существует только в уме, который их созерцает; и каждый разум воспринимает свою красоту». [3] По мнению Юма, это скорее суждения о красоте и вкусовых чувствах, чем определения.

Юм утверждает, что красота заключается в уме, а не в объекте, и на мнения о красоте влияют культурные условности, которые могут меняться. Он вводит понятие истинного судьи, человека с «сильным чувством, соединенным с тонкими чувствами, усовершенствованным практикой, усовершенствованным путем сравнения и очищенным от всех предубеждений». [4] Совокупность мнений этих редких личностей образует существующий внутри них стандарт вкуса. Этот стандарт не следует путать с критиками современного искусства ; истинный судья не применяет стандарт к предметам, но обладает идеальным восприятием, повышающим его способность ценить красоту. [5] Юм предполагает, что улучшение восприятия приводит к улучшению вкуса.

Для Иммануила Канта , как обсуждалось в его «Критике суждения» , красота — это не свойство какого-либо объекта, а эстетическое суждение, основанное на субъективном чувстве. Он утверждает, что настоящий хороший вкус действительно существует, хотя его невозможно определить эмпирически . Обоснованность . суждения не может быть подтверждена посредством общего мнения большинства или какой-либо конкретной социальной группы, поскольку вкус является одновременно личным и выходит за рамки рассуждений Тем не менее Кант подчеркивает, что наши предпочтения, даже в отношении вещей, которые всем нравятся, не оправдывают объективности наших суждений. [6]

Бурдье выступал против кантовского взгляда на чистую эстетику, заявляя, что законный вкус общества — это вкус правящего класса. [ нужна цитата ] Эта позиция также отвергает идею подлинного хорошего вкуса, поскольку законный вкус — это просто классовый вкус. Эту идею предложил также Зиммель , который отмечал, что высшие классы отказываются от моды, поскольку ее перенимают низшие. [ нужна цитата ]

Плохой вкус [ править ]

Плохой вкус (также плохой вкус или вульгарность ) обычно используется для высмеивания людей с «плохими» эстетическими суждениями. [7] Плохой вкус может стать уважаемой и культивируемой (хотя, возможно, вызывающей и воинственной) эстетикой, например, в работах кинорежиссера Джона Уотерса , скульптора Джеффа Кунса или популярного McMansion архитектурного стиля .

Современная точка зрения - ретроспективный обзор литературы - состоит в том, что «большая часть драматических стихов, написанных в елизаветинский и якобинский периоды, отличается плохим вкусом, потому что это напыщенность [высокозвучный язык с небольшим смыслом]». [8]

Грейк утверждает, что о людях можно судить как о людях с плохим вкусом только в том случае, если их вкусы основаны на полученном ими эстетическом образовании. [7]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Бонар, Констант; Кова, Флориан; Умберт-Дро, Стив (2021). «De gustibus est disputandum: Эмпирическое исследование народной концепции эстетического вкуса» . Препринты PsyArVix — через препринты PsyArVix.
  2. ^ Хьюм, Дэвид (1757). Четыре диссертации (1-е изд.). Лондон: А. Миллар на Стрэнде.
  3. ^ Хьюм, Дэвид (1985). Миллер, Юджин Ф. (ред.). Очерки: моральные, политические и литературные (переработанная ред.). Фонд Свободы. п. 230.
  4. ^ «Справочники по истории Интернета: современная история» . sourcebooks.fordham.edu . Проверено 30 декабря 2023 г.
  5. ^ «Эстетический вкус | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 30 декабря 2023 г.
  6. ^ Гронов, Юкка (1997). Социология вкуса . Лондон: Рутледж. стр. 11, 87. ISBN.  0-415-13294-0 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Грацик, Теодор А. (1 апреля 1990 г.). «Имеющий плохой вкус». Британский журнал эстетики . 30 (2): 117–131. дои : 10.1093/bjaesthetics/30.2.117 .
  8. ^ Абрамс, Миннесота (1998). «Пошлость». Словарь литературных терминов и теории литературы . Пингвин. п. 976. ИСБН  978-0-631-20271-4 .

Ссылки [ править ]