Марксистская эстетика

Марксистская эстетика — это теория эстетики, основанная на теориях Карла Маркса или выведенная из них . Он включает в себя диалектический и материалистический или диалектический материалистический подход к применению марксизма в культурной сфере, особенно в областях, связанных со вкусом, таких как искусство, красота и так далее. Марксисты полагают, что экономические и социальные условия, и особенно вытекающие из них классовые отношения, влияют на каждый аспект жизни человека, от религиозных убеждений до правовых систем и культурных рамок. С одной классической марксистской точки зрения, роль искусства заключается не только в правдивом изображении таких условий, но и в стремлении улучшить их (социальный/социалистический реализм); однако это спорная интерпретация ограниченных, но значительных работ Маркса и Энгельса об искусстве и особенно об эстетике. Например, Николай Чернышевский , оказавший большое влияние на искусство раннего Советского Союза , больше следовал светскому гуманизму Людвига Фейербаха , чем Маркса.

Марксистская эстетика пересекается с марксистской теорией искусства. Особое внимание уделяется художественной практике, установлению художественных стандартов, которые считаются социально полезными. Эту материалистическую и социалистическую ориентацию можно рассматривать как призыв к традиционным целям научного исследования и научному методу.

Некоторые известные марксистские эстеты различных тенденций включают Анатолия Луначарского , Андрея Жданова , Михаила Лифшица , Уильяма Морриса , Георгия Плеханова , Теодора В. Адорно , Бертольта Брехта , Герберта Маркузе , Вальтера Беньямина , Антонио Грамши , Георга Лукача , Терри Иглтона , Фредрика Джеймсона , Луиса. Альтюссер , Жак Рансьер , Адольфо Санчес Васкес , Пьер Машери , Морис Мерло-Понти и Раймонд Уильямс . Ролана Барта Здесь следует упомянуть и .

Не все из этих деятелей занимаются исключительно эстетикой: во многих случаях марксистская эстетика составляет лишь важную отрасль их работы, в зависимости от того, как определять этот термин. Например, в творчестве Брехта может быть скрыта марксистская эстетика, но он сформулировал свою собственную четкую теорию искусства и его социальной цели.

Одна из главных задач марксистской эстетики — объединить социальную и экономическую теорию Маркса и Энгельса, или теорию социального базиса , с областью искусства и культуры, надстройкой . Эти два термина, базис и надстройка, стали важной дихотомией в «Немецкой идеологии» (1846 г.), которая, однако, не была опубликована при их жизни. Маркса Точно так же ранние «Экономические и философские рукописи» 1844 года , которые, хотя и считались важными для рассмотрения тем чувственности и отчуждения, впервые появились только в 1932 году (намечавшаяся публикация в 1846 году была отменена), а на английском языке - только в 1959 году. [1] [2] Таким образом, рукописи были неизвестны теоретикам искусства во время, например, часто антагонистических дебатов об искусстве в раннем Советском Союзе между конструктивистским авангардом и сторонниками социалистического реализма . Споры по поводу необычного дизайна [3] оригинальных документов добавляет еще один поворот. [4]

Многие теоретики затрагивают важные темы марксистской эстетики, не будучи строго марксистскими эстетиками. Джоэл Ковель , например, расширил концепции марксистской экологии, которая глубоко затрагивает эстетику. Он также участвует в борьбе за преодоление разрыва между Марксом и Фрейдом , в которой марксистская эстетика является главной заботой. [5] Текущие темы в этой области включают исследования влияния промышленных материалов массового производства на воспринимаемую окружающую среду, таких как краски и цвета. [6] Сильное течение в этой области включает лингвистику и семиотику, а также споры о структурализме и постструктурализме, модернизме и постмодернизме, а также феминистской теории.

Визуальные художники, такие разные, как, например, Исаак Бродский , Диего Ривера и Казимир Малевич или Любовь Попова , для которых письменная теория является второстепенной, тем не менее, можно сказать, что они связаны с марксистской эстетикой через свои произведения искусства, не обязательно объявляя себя эстетами или Марксисты в письменной форме. Так же в этом духе Оскар Уайльд , Дзига Вертов , Сергей Эйзенштейн , Орсон Уэллс , Жан-Люк Годар , Пабло Пикассо , Рихард Пауль Лозе , например. Такая точка зрения может быть применима ко многим художникам изобразительного искусства и другим художникам во многих областях, даже к тем, кто не имеет очевидной и/или озвученной связи с марксистской политикой, или даже к тем, кто якобы выступает против нее; В этом отношении рассмотрим Антона Веберна .

Вероятно, было бы справедливо сказать, что двумя наиболее влиятельными произведениями по марксистской эстетике в последнее время, не считая самого Маркса и Лукача, были эссе Вальтера Беньямина « Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства Герберта Маркузе. » и «Один роман» Размеренный человек . Луи Альтюссер также написал несколько небольших, но важных эссе об искусстве, и его теория идеологии также оказала влияние на эту область (« Идеология и идеологические государственные аппараты »).

Область остается полемической: лагеря модернистов, постмодернистов, антимодернистов, авангарда, конструктивистов и социалистических реалистов ссылаются на мнимую марксистскую эстетическую теорию, которая подкрепляла бы их художественные практики, обосновывая теорию искусства.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Тедман, Гэри. (2004) «Рукописи Маркса 1844 года как произведение искусства: гипертекстовая реинтерпретация». Переосмысление марксизма 16.4: 427-441.
  2. ^ Фэй, Маргарет, «Влияние Адама Смита на теорию отчуждения Маркса», Science & Society Vol. 47, № 2 (лето 1983 г.), стр. 129–151, S&S Quarterly, Inc.
  3. ^ Гэри Тедман (2007). «Экономические и философские рукописи 1844 года (как гипертекст) Карла Маркса» . Проверено 8 февраля 2016 г.
  4. См. примечания Маргарет Фэй, Гэри Тедмана.
  5. ^ См. журнал «Капитализм, природа, социализм» .
  6. ^ Сингх, Иона. (2007) «Цвет, фактура, искусство и дизайн». Капитализм Природа Социализма 18.1: 64-80.

Библиография [ править ]