Марксистская эстетика
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2016 г. ) |
Часть серии о |
марксизм |
---|
![]() |
Марксистская эстетика — это теория эстетики, основанная на теориях Карла Маркса или выведенная из них . Он включает в себя диалектический и материалистический или диалектический материалистический подход к применению марксизма в культурной сфере, особенно в областях, связанных со вкусом, таких как искусство, красота и так далее. Марксисты полагают, что экономические и социальные условия, и особенно вытекающие из них классовые отношения, влияют на каждый аспект жизни человека, от религиозных убеждений до правовых систем и культурных рамок. С одной классической марксистской точки зрения, роль искусства заключается не только в правдивом изображении таких условий, но и в стремлении улучшить их (социальный/социалистический реализм); однако это спорная интерпретация ограниченных, но значительных работ Маркса и Энгельса об искусстве и особенно об эстетике. Например, Николай Чернышевский , оказавший большое влияние на искусство раннего Советского Союза , больше следовал светскому гуманизму Людвига Фейербаха , чем Маркса.
Марксистская эстетика пересекается с марксистской теорией искусства. Особое внимание уделяется художественной практике, установлению художественных стандартов, которые считаются социально полезными. Эту материалистическую и социалистическую ориентацию можно рассматривать как призыв к традиционным целям научного исследования и научному методу.
Некоторые известные марксистские эстеты различных тенденций включают Анатолия Луначарского , Андрея Жданова , Михаила Лифшица , Уильяма Морриса , Георгия Плеханова , Теодора В. Адорно , Бертольта Брехта , Герберта Маркузе , Вальтера Беньямина , Антонио Грамши , Георга Лукача , Терри Иглтона , Фредрика Джеймсона , Луиса. Альтюссер , Жак Рансьер , Адольфо Санчес Васкес , Пьер Машери , Морис Мерло-Понти и Раймонд Уильямс . Ролана Барта Здесь следует упомянуть и .
Не все из этих деятелей занимаются исключительно эстетикой: во многих случаях марксистская эстетика составляет лишь важную отрасль их работы, в зависимости от того, как определять этот термин. Например, в творчестве Брехта может быть скрыта марксистская эстетика, но он сформулировал свою собственную четкую теорию искусства и его социальной цели.
Одна из главных задач марксистской эстетики — объединить социальную и экономическую теорию Маркса и Энгельса, или теорию социального базиса , с областью искусства и культуры, надстройкой . Эти два термина, базис и надстройка, стали важной дихотомией в «Немецкой идеологии» (1846 г.), которая, однако, не была опубликована при их жизни. Маркса Точно так же ранние «Экономические и философские рукописи» 1844 года , которые, хотя и считались важными для рассмотрения тем чувственности и отчуждения, впервые появились только в 1932 году (намечавшаяся публикация в 1846 году была отменена), а на английском языке - только в 1959 году. [1] [2] Таким образом, рукописи были неизвестны теоретикам искусства во время, например, часто антагонистических дебатов об искусстве в раннем Советском Союзе между конструктивистским авангардом и сторонниками социалистического реализма . Споры по поводу необычного дизайна [3] оригинальных документов добавляет еще один поворот. [4]
Многие теоретики затрагивают важные темы марксистской эстетики, не будучи строго марксистскими эстетиками. Джоэл Ковель , например, расширил концепции марксистской экологии, которая глубоко затрагивает эстетику. Он также участвует в борьбе за преодоление разрыва между Марксом и Фрейдом , в которой марксистская эстетика является главной заботой. [5] Текущие темы в этой области включают исследования влияния промышленных материалов массового производства на воспринимаемую окружающую среду, таких как краски и цвета. [6] Сильное течение в этой области включает лингвистику и семиотику, а также споры о структурализме и постструктурализме, модернизме и постмодернизме, а также феминистской теории.
Визуальные художники, такие разные, как, например, Исаак Бродский , Диего Ривера и Казимир Малевич или Любовь Попова , для которых письменная теория является второстепенной, тем не менее, можно сказать, что они связаны с марксистской эстетикой через свои произведения искусства, не обязательно объявляя себя эстетами или Марксисты в письменной форме. Так же в этом духе Оскар Уайльд , Дзига Вертов , Сергей Эйзенштейн , Орсон Уэллс , Жан-Люк Годар , Пабло Пикассо , Рихард Пауль Лозе , например. Такая точка зрения может быть применима ко многим художникам изобразительного искусства и другим художникам во многих областях, даже к тем, кто не имеет очевидной и/или озвученной связи с марксистской политикой, или даже к тем, кто якобы выступает против нее; В этом отношении рассмотрим Антона Веберна .
Вероятно, было бы справедливо сказать, что двумя наиболее влиятельными произведениями по марксистской эстетике в последнее время, не считая самого Маркса и Лукача, были эссе Вальтера Беньямина « Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства Герберта Маркузе. » и «Один роман» Размеренный человек . Луи Альтюссер также написал несколько небольших, но важных эссе об искусстве, и его теория идеологии также оказала влияние на эту область (« Идеология и идеологические государственные аппараты »).
Область остается полемической: лагеря модернистов, постмодернистов, антимодернистов, авангарда, конструктивистов и социалистических реалистов ссылаются на мнимую марксистскую эстетическую теорию, которая подкрепляла бы их художественные практики, обосновывая теорию искусства.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Тедман, Гэри. (2004) «Рукописи Маркса 1844 года как произведение искусства: гипертекстовая реинтерпретация». Переосмысление марксизма 16.4: 427-441.
- ^ Фэй, Маргарет, «Влияние Адама Смита на теорию отчуждения Маркса», Science & Society Vol. 47, № 2 (лето 1983 г.), стр. 129–151, S&S Quarterly, Inc.
- ^ Гэри Тедман (2007). «Экономические и философские рукописи 1844 года (как гипертекст) Карла Маркса» . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ↑ См. примечания Маргарет Фэй, Гэри Тедмана.
- ^ См. журнал «Капитализм, природа, социализм» .
- ^ Сингх, Иона. (2007) «Цвет, фактура, искусство и дизайн». Капитализм Природа Социализма 18.1: 64-80.
Библиография [ править ]
- Текст и т. д.: Теория литературы: марксистские взгляды (ранее Poetry Magic)
- Понимание Брехта , Вальтер Бенджамин , Verso Books, 2003, ISBN 978-1859844182 .
- Эстетика и политика: дебаты между Блохом, Лукачем, Брехтом, Беньямином, Адорно . 1980. Пер. ред. Рональд Тейлор. Лондон: Версо. ISBN 0-86091-722-3 .
- Адорно, Теодор В. 2004. Эстетическая теория . Лондон: Континуум. ISBN 0-8264-7691-0 .
- Брехт, Бертольт . 1964. Брехт о театре: развитие эстетики . Эд. и транс. Джон Уиллетт. Британское издание. Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-38800-X . Издание США. Нью-Йорк: Хилл и Ван. ISBN 0-8090-3100-0 .
- ---. 2000а. Брехт о кино и радио . Эд. и транс. Марк Зильберман. Британское издание. Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-72500-6 .
- ---. 2003а. Брехт об искусстве и политике . Эд. и транс. Томас Кун и Стив Джайлс. Британское издание. Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-75890-7 .
- Дэйли, Макдональд. Букварь по марксистской эстетике . Лондон: Zoilus Press, 1999. ISBN 978-0-9522028-1-3
- Иглтон, Терри . 1990. Идеология эстетики . Оксфорд и Молден, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 0-631-16302-6 .
- Маркузе, Герберт . 1978. Эстетическое измерение: к критике марксистской эстетики . Пер. Герберт Маркузе и Эрика Шеровер. Бостон: Beacon Press.
- Маркс, Карл и Фридрих Энгельсы . Карл Маркс и Фридрих Энгельс о литературе и искусстве . Ноттингем: CCC Press, 2006. ISBN 1-905510-02-0
- Сингх, Иона. 2012 «Цвет, фактура, искусство и дизайн», Zero Books . Архивировано 1 марта 2019 г. в Wayback Machine . ISBN 978-1-78099-629-5 .
- Тедман, Гэри. 2012. Эстетика и отчуждение , Zero Books. Архивировано 6 декабря 2015 г. в Wayback Machine. ISBN 978-1780993010 .
- Роуз, Маргарет А. 1988. Утраченная эстетика Маркса: Карл Маркс и изобразительное искусство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521369794 .
- Санчес Васкес, Адольфо . «Эстетические идеи Маркса», 1965.
- Санчес Васкес, Адольфо . «Искусство и общество: очерки марксистской эстетики», 1973.
- Саймон, Джошуа. 2013. Неоматериализм , Sternberg Press, ISBN 978-3-943365-08-5 .