Тезисы по философии истории
« Тезисы о философии истории » или « О концепции истории » ( нем . Über den Begriff der Geschichte ) — эссе, написанное в начале 1940 года немецким философом и критиком Вальтером Беньямином . Это одна из самых известных и самых противоречивых работ Бенджамина. [1]
Краткое эссе, состоящее из двадцати пронумерованных абзацев, было написано Бенджамином незадолго до того, как он попытался бежать из Виши, Франция , где французские коллаборационистские правительственные чиновники передавали еврейских беженцев, таких как Бенджамин, нацистскому гестапо . [2] «Тезисы» — последняя крупная работа, завершенная Беньямином перед бегством в Испанию, где, опасаясь захвата нацистами, он покончил жизнь самоубийством 26 сентября 1940 года. [3]
Краткое содержание
[ редактировать ]В эссе Беньямин использует поэтические и научные аналогии, чтобы представить критику историзма . [4]
Одна из интерпретаций Беньямина в Тезисе I состоит в том, что Беньямин предполагает, что, несмотря на претензии на научную объективность, исторический материализм вульгарных марксистов на самом деле является квазирелигиозным мошенничеством или, наоборот, что теология является важным и в конечном итоге неизбежным фоном для философского, научного и экономического дискурса. . Как притча, смысл этого тезиса неоднозначен по характеру притчи. Беньямин использует « Механическую турку» , знаменитое шахматное устройство XVIII века, как аналогию исторического материализма. Представленный как автомат, способный победить опытных шахматистов, Турок на самом деле скрывал человека (предположительно карлика ), который управлял машиной. Он написал:
- Можно представить объект, соответствующий [Турку] в философии. Марионетка под названием «исторический материализм» всегда должна побеждать. Она может сделать это без дальнейших церемоний против любого оппонента, пока пользуется услугами теологии , которая, как всем известно, мала и уродлива и должна держаться вне поля зрения.
Важно отметить, что автор-марксист Михаэль Лёви отмечает, что Беньямин ставит в кавычки «исторический материализм» в этом абзаце:
- Использование кавычек и то, как это сформулировано, позволяют предположить, что этот автомат не является «истинным» историческим материализмом, а чем-то, получившим это имя. Кем, спрашиваем мы. И ответом должны стать главные представители марксизма в его период, то есть идеологи Второго и Третьего Интернационалов . [5]
Одним из ключей к критике историзма со стороны Беньямина является его неприятие прошлого как континуума прогресса. Это наиболее очевидно в тезисе XIII:
Представление о прогрессе человечества в истории неотделимо от представления об историческом процессе как проходящем через однородное и пустое время. Критика идеи этого процесса должна лечь в основу критики идеи прогресса как такового .
Его альтернативное видение прошлого и «прогресса» лучше всего представлено в диссертации IX, в которой используется Пауля Клее монопринт . Ангелус Новус (1920) как «ангел истории», повернувшись спиной к будущему: «Там, где мы видим возникновение цепи событий, он видит одну-единственную катастрофу, которая беспрестанно нагромождает обломки поверх обломков и швыряет их под его ногами [...] То, что мы называем прогрессом, и есть эта буря». Таким образом, Беньямин переворачивает марксистский исторический материализм, который был озабочен предсказанием революционного будущего, и утверждает, что истинная задача исторического материализма должна заключаться, по словам политолога Рональда Бейнера, в «спасении прошлого». [6]
По мнению Беньямина, «историзм изображает «вечную» картину прошлого; исторический материалист — опыт обращения с ним, который стоит особняком» (Тезис XVI). Беньямин выступает против идеи «вечной картины» истории и предпочитает идею истории как самостоятельного опыта. Так, Беньямин утверждает:
Исторически артикулировать прошлое не значит признать его «таким, каким оно было на самом деле». Для исторического материализма это значит ухватить воспоминание, вспыхнувшее в минуту опасности. Опасность, которая угрожает как традиции, так и ее реципиентам. Опасность позволить себе стать инструментом правящего класса. Традицию всегда нужно отвоевывать заново у конформизма . Мессия также придет как победитель Антихриста , а не только как Искупитель. (Диссертация VI)
Подобно Шолему, который видел в «Новом ангеле» «барочную концепцию истории» как неостановимый распад, так и Маргарет Коэн видит каббалистическую концепцию тиккун , т.е. мессианское «восстановление и исправление» всех вещей в их первоначальном виде. целостность, которая ясно обозначена в тезисе IX фразой: «пробуди мертвых и восстанови разбитое» (нем. «die Toten wecken und das Zerschlagene zusammenfügen»). [7]
В «Тезисе XVIII» он выделяет научную перспективу времени только для того, чтобы дополнить ее некоторыми провокационными метафорами:
- «Что касается истории органической жизни на Земле, — отмечает недавний биолог, — жалкие пятьдесят тысячелетий Homo Sapiens представляют собой что-то вроде последних двух секунд двадцатичетырехчасового дня. Вся история цивилизованного человечества в этом масштабе заняла бы лишь одну пятую последней секунды последнего часа. Здесь-и-сейчас, которое как модель мессианского времени суммирует всю историю человечества в чудовищной аббревиатуре, на волосок совпадает с той фигурой, которую история человечества производит во вселенной.
Коллега Беньямина Гершом Шолем , которого цитируют в «Тезисах» , считал, что критика Беньямином исторического материализма была настолько окончательной, что «от исторического материализма не осталось ничего [...], кроме самого термина». [1] [8]
Исторический контекст
[ редактировать ]Шолем [6] в загадочном эссе Также предположил, что кажущееся окончательное отвержение марксистского исторического материализма в пользу возвращения к теологии и метафизике более ранних работ Беньямина произошло после того, как Беньямин оправился от глубокого шока, который он испытал после пакта Молотова-Риббентропа 1939 года , когда Советский Союз и нацисты Германия , ранее враждовавшая между собой, объявила о заключении пакта о ненападении. [9]
В более широком смысле с точки зрения смысла работы и более конкретно с точки зрения обстоятельств, в которых происходит работа над эссе, «О концепции истории» написано в период, когда Бенджамин скрывался с Ханной Арендт после Второй мировой войны. Война началась, и тень Третьего Рейха распространяется по карте Европы. [10] В этом эссе Беньямин говорит как еврей с социалистическими, большевистскими, сталинистскими и бывшими сталинистскими, троцкистскими и другими коммунистическими или марксистскими друзьями и связями, а также как сочувствующий и попутчик в этих группах, изнутри темнеющей сцены в первые дни Второй мировой войны, когда континент попал под контроль гитлеровского Вермахта .
Многие идеи и фразы, составляющие критические отрывки тезисов Беньямина, кажутся наполовину сформированными, но местами взяты почти слово в слово из чуть более раннего эссе Беньямина об эксцентричном коллекционере произведений искусства XIX века Эдуарде Фуксе. Таким образом, эти тезисы частично являются сведением к чистой герменевтической формуле идей, которые он затронул в этой предыдущей статье, а частично — расширением набора герменевтических принципов, которые он исследовал в своей работе в течение довольно долгого времени. [11]
Зимой, когда он писал свои диссертации по концепции истории, Беньямейн читал в паре или группе по обсуждению книг с Ханной Арендт и ее возлюбленным Генрихом Блюхером ранний набросок « Основных тенденций в еврейском мистицизме» Шолема , пока они втроем скрывались. в доме сестры Бенджамина в Лурде, Франция. [10] Это чтение, как и большая часть сочинения Беньямина тезисов, происходит после заключения Беньямина в лагерь для интернированных в Невере в 1939 году, но до заключения Ханны Арендт в концентрационном лагере в Гюрсе в разгар падения Франции , когда они читают введение Шолема. вместе занимались Каббалой зимой 1939-1940 гг. «Философия истории» — которая является ведущей темой этих размышлений — действует как своего рода кодовое слово для «каббалы» между Шолемом и Беньямином. [12] [13] В их общем понимании это родственная дисциплина каббале. Они вместе читали » Франца Молитора «Философию истории (книгу о Каббале) в 1916 году, когда Шолем только приступил к изучению Каббалы. [12] [13] канон мистической литературы, который он вновь вводит и в некоторой степени воскрешает в своей книге «Основные тенденции» вскоре после смерти Вальтера Беньямина — это опять-таки книга, рукописи которой Беньямин читал, когда писал «Тезисы». [10] Они совещались вместе по этой теме в течение многих лет (Шолем — умело, как библиотекарь древних рукописей, а Беньямин — в некоторой степени свободно-ассоциативно). [14]
Книга «Основные тенденции» была посвящена памяти Вальтера Беньямина и начала появляться на прилавках весной 1942 года, как раз тогда, когда в лагерях «Акция Рейнхарда» началась индустриальная форма массовых казней посредством отравления газом, характерная для нацистского «Окончательного решения» в уже продолжающемся геноциде Европейское еврейство осуществлялось Третьим рейхом во время войны. [15]
История публикаций
[ редактировать ]Бенджамин отправил копию эссе философу Ханне Арендт , которая передала его Теодору Адорно . Бенджамин попросил не публиковать эссе. [1] но впервые оно было напечатано в мимеографированном буклете под названием Walter Benjamin zum Gedächtnis ( «Памяти Вальтера Беньямина» ). В 1947 году французский перевод Пьера Миссака («Sur le Concept d'histoire») появился в журнале Les Temps Modernes no. 25. [16] Английский перевод Гарри Зона включен в сборник эссе Бенджамина «Иллюминации » под редакцией Арендт (1968). [17] Ханна Арендт прочитала черновик работы другим беженцам, бежавшим из Третьего рейха в Европу на корабле, организованном Комитетом чрезвычайного спасения , который тайно переправил ее и других еврейских эмигрантов в Соединенные Штаты. Своё основное эссе под названием «Концепция истории» она опубликовала в 1957 году, отчасти в честь этой работы Уолтера Беньямина, работы которого ещё не были широко известны. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Лилла, Марк (25 мая 1995 г.). «Загадка Вальтера Беньямина» . Нью-Йоркское обозрение книг .
- ^ Арендт, Ханна; Шолем, Гершом Герхард; Нотт, Мария Луиза (2017). «Буква 1-4». Переписка Ханны Арендт и Гершома Шолема . Чикаго (Иллинойс): Издательство Чикагского университета. стр. 1–9. ISBN 978-0-226-92451-9 .
- ^ Арендт, Ханна; Шолем, Гершом Герхард; Нотт, Мария Луиза (2017). «Письмо № 4». Переписка Ханны Арендт и Гершома Шолема . Чикаго (Иллинойс): Издательство Чикагского университета. п. 6. ISBN 978-0-226-92451-9 .
- ^ Бенджамин, Уолтер; Арендт, Ханна; Зон, Гарри; Визельтье, Леон; Бенджамин, Уолтер (2012). « Тезисы по философии истории» . Иллюминирование: очерки и размышления (1. Изд. Schocken в мягкой обложке, [Nachdr.] Изд.). Нью-Йорк: Schocken Books. стр. 253–264. ISBN 978-0-8052-0241-0 .
- ^ Лёви, Майкл (2005). Пожарная сигнализация: чтение книги Уолтера Беньямина «О концепции истории» . Нью-Йорк: Версо. п. 25. ISBN 1-84467-040-6 . Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бейнер, Рональд (1984). «Философия истории Вальтера Беньямина» (PDF) . Политическая теория . 12 (3): 423–434. JSTOR 191516 .
- ^ Коэн, Маргарет (2006). Кембриджский компаньон Уолтера Бенджамина . Издательство Кембриджского университета. стр. 119–220. ISBN 9780511999499 .
- ^ Джеффрис, Стюарт (8 июля 2001 г.). «Убийцы Сталина ликвидировали Вальтера Беньямина?» . Хранитель . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ Шолем, Гершом. «Ангел Уолтера Бенджамина». Евреи и иудаизм в кризисе . Шокен. стр. 51–86.
- ^ Jump up to: а б с Эйланд, Ховард (2014). Уолтер Бенджамин: Критическая жизнь . Белнап/Гарвард. п. 659.
- ^ Бенджамин, Уолтер (1937). «Эдуард Фукс: коллекционер и историк». Улица с односторонним движением . Suhrkamp Verlag (опубликовано в 1970 г.). стр. 349–387.
- ^ Jump up to: а б Шолем, Гершом (1933). «Откровенное письмо об истинных намерениях изучения каббалы». О возможности еврейского мистицизма в наше время . JPS (опубликовано в 1996 г.). стр. 3–5.
- ^ Jump up to: а б «Как я пришел в Каббалу» . Комментаторский журнал . 1 мая 1980 г. Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Шолем, Гершом. Переписка Вальтера Беньямина и Гершома Шолема . шок.
- ^ Шолем, Гершом. «Письмо Шалому Шпигелю, июль 1941 года». Жизнь в письмах: Гершом Шолем . Шокен. стр. 310–311.
- ^ "Журнал Les Temps Modernes - ГАЛЛИМАРД - Сайт Галлимара" . www.gallimard.fr . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ «Вальтер Бенджамин — Биография» . Европейская высшая школа EGS. Архивировано из оригинала 7 сентября 2011 года.
- ^ Арендт, Ханна (1958). «Современная концепция истории» . Обзор политики . 20 (4): 570–590. ISSN 0034-6705 .