Jump to content

Тезисы по философии истории

О концепции истории (издание 2010 г., Зуркамп)

« Тезисы о философии истории » или « О концепции истории » ( нем . Über den Begriff der Geschichte ) — эссе, написанное в начале 1940 года немецким философом и критиком Вальтером Беньямином . Это одна из самых известных и самых противоречивых работ Бенджамина. [1]

Краткое эссе, состоящее из двадцати пронумерованных абзацев, было написано Бенджамином незадолго до того, как он попытался бежать из Виши, Франция , где французские коллаборационистские правительственные чиновники передавали еврейских беженцев, таких как Бенджамин, нацистскому гестапо . [2] «Тезисы» — последняя крупная работа, завершенная Беньямином перед бегством в Испанию, где, опасаясь захвата нацистами, он покончил жизнь самоубийством 26 сентября 1940 года. [3]

Краткое содержание

[ редактировать ]

В эссе Беньямин использует поэтические и научные аналогии, чтобы представить критику историзма . [4]

Одна из интерпретаций Беньямина в Тезисе I состоит в том, что Беньямин предполагает, что, несмотря на претензии на научную объективность, исторический материализм вульгарных марксистов на самом деле является квазирелигиозным мошенничеством или, наоборот, что теология является важным и в конечном итоге неизбежным фоном для философского, научного и экономического дискурса. . Как притча, смысл этого тезиса неоднозначен по характеру притчи. Беньямин использует « Механическую турку» , знаменитое шахматное устройство XVIII века, как аналогию исторического материализма. Представленный как автомат, способный победить опытных шахматистов, Турок на самом деле скрывал человека (предположительно карлика ), который управлял машиной. Он написал:

Можно представить объект, соответствующий [Турку] в философии. Марионетка под названием «исторический материализм» всегда должна побеждать. Она может сделать это без дальнейших церемоний против любого оппонента, пока пользуется услугами теологии , которая, как всем известно, мала и уродлива и должна держаться вне поля зрения.

Важно отметить, что автор-марксист Михаэль Лёви отмечает, что Беньямин ставит в кавычки «исторический материализм» в этом абзаце:

Использование кавычек и то, как это сформулировано, позволяют предположить, что этот автомат не является «истинным» историческим материализмом, а чем-то, получившим это имя. Кем, спрашиваем мы. И ответом должны стать главные представители марксизма в его период, то есть идеологи Второго и Третьего Интернационалов . [5]

Одним из ключей к критике историзма со стороны Беньямина является его неприятие прошлого как континуума прогресса. Это наиболее очевидно в тезисе XIII:

Представление о прогрессе человечества в истории неотделимо от представления об историческом процессе как проходящем через однородное и пустое время. Критика идеи этого процесса должна лечь в основу критики идеи прогресса как такового .

Его альтернативное видение прошлого и «прогресса» лучше всего представлено в диссертации IX, в которой используется Пауля Клее монопринт . Ангелус Новус (1920) как «ангел истории», повернувшись спиной к будущему: «Там, где мы видим возникновение цепи событий, он видит одну-единственную катастрофу, которая беспрестанно нагромождает обломки поверх обломков и швыряет их под его ногами [...] То, что мы называем прогрессом, и есть эта буря». Таким образом, Беньямин переворачивает марксистский исторический материализм, который был озабочен предсказанием революционного будущего, и утверждает, что истинная задача исторического материализма должна заключаться, по словам политолога Рональда Бейнера, в «спасении прошлого». [6]

Клее «Ангелус Новус» .

По мнению Беньямина, «историзм изображает «вечную» картину прошлого; исторический материалист — опыт обращения с ним, который стоит особняком» (Тезис XVI). Беньямин выступает против идеи «вечной картины» истории и предпочитает идею истории как самостоятельного опыта. Так, Беньямин утверждает:

Исторически артикулировать прошлое не значит признать его «таким, каким оно было на самом деле». Для исторического материализма это значит ухватить воспоминание, вспыхнувшее в минуту опасности. Опасность, которая угрожает как традиции, так и ее реципиентам. Опасность позволить себе стать инструментом правящего класса. Традицию всегда нужно отвоевывать заново у конформизма . Мессия также придет как победитель Антихриста , а не только как Искупитель. (Диссертация VI)

Подобно Шолему, который видел в «Новом ангеле» «барочную концепцию истории» как неостановимый распад, так и Маргарет Коэн видит каббалистическую концепцию тиккун , т.е. мессианское «восстановление и исправление» всех вещей в их первоначальном виде. целостность, которая ясно обозначена в тезисе IX фразой: «пробуди мертвых и восстанови разбитое» (нем. «die Toten wecken und das Zerschlagene zusammenfügen»). [7]

В «Тезисе XVIII» он выделяет научную перспективу времени только для того, чтобы дополнить ее некоторыми провокационными метафорами:

«Что касается истории органической жизни на Земле, — отмечает недавний биолог, — жалкие пятьдесят тысячелетий Homo Sapiens представляют собой что-то вроде последних двух секунд двадцатичетырехчасового дня. Вся история цивилизованного человечества в этом масштабе заняла бы лишь одну пятую последней секунды последнего часа. Здесь-и-сейчас, которое как модель мессианского времени суммирует всю историю человечества в чудовищной аббревиатуре, на волосок совпадает с той фигурой, которую история человечества производит во вселенной.

Коллега Беньямина Гершом Шолем , которого цитируют в «Тезисах» , считал, что критика Беньямином исторического материализма была настолько окончательной, что «от исторического материализма не осталось ничего [...], кроме самого термина». [1] [8]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Шолем [6] в загадочном эссе Также предположил, что кажущееся окончательное отвержение марксистского исторического материализма в пользу возвращения к теологии и метафизике более ранних работ Беньямина произошло после того, как Беньямин оправился от глубокого шока, который он испытал после пакта Молотова-Риббентропа 1939 года , когда Советский Союз и нацисты Германия , ранее враждовавшая между собой, объявила о заключении пакта о ненападении. [9]

В более широком смысле с точки зрения смысла работы и более конкретно с точки зрения обстоятельств, в которых происходит работа над эссе, «О концепции истории» написано в период, когда Бенджамин скрывался с Ханной Арендт после Второй мировой войны. Война началась, и тень Третьего Рейха распространяется по карте Европы. [10] В этом эссе Беньямин говорит как еврей с социалистическими, большевистскими, сталинистскими и бывшими сталинистскими, троцкистскими и другими коммунистическими или марксистскими друзьями и связями, а также как сочувствующий и попутчик в этих группах, изнутри темнеющей сцены в первые дни Второй мировой войны, когда континент попал под контроль гитлеровского Вермахта .

Многие идеи и фразы, составляющие критические отрывки тезисов Беньямина, кажутся наполовину сформированными, но местами взяты почти слово в слово из чуть более раннего эссе Беньямина об эксцентричном коллекционере произведений искусства XIX века Эдуарде Фуксе. Таким образом, эти тезисы частично являются сведением к чистой герменевтической формуле идей, которые он затронул в этой предыдущей статье, а частично — расширением набора герменевтических принципов, которые он исследовал в своей работе в течение довольно долгого времени. [11]

Зимой, когда он писал свои диссертации по концепции истории, Беньямейн читал в паре или группе по обсуждению книг с Ханной Арендт и ее возлюбленным Генрихом Блюхером ранний набросок « Основных тенденций в еврейском мистицизме» Шолема , пока они втроем скрывались. в доме сестры Бенджамина в Лурде, Франция. [10] Это чтение, как и большая часть сочинения Беньямина тезисов, происходит после заключения Беньямина в лагерь для интернированных в Невере в 1939 году, но до заключения Ханны Арендт в концентрационном лагере в Гюрсе в разгар падения Франции , когда они читают введение Шолема. вместе занимались Каббалой зимой 1939-1940 гг. «Философия истории» — которая является ведущей темой этих размышлений — действует как своего рода кодовое слово для «каббалы» между Шолемом и Беньямином. [12] [13] В их общем понимании это родственная дисциплина каббале. Они вместе читали » Франца Молитора «Философию истории (книгу о Каббале) в 1916 году, когда Шолем только приступил к изучению Каббалы. [12] [13] канон мистической литературы, который он вновь вводит и в некоторой степени воскрешает в своей книге «Основные тенденции» вскоре после смерти Вальтера Беньямина — это опять-таки книга, рукописи которой Беньямин читал, когда писал «Тезисы». [10] Они совещались вместе по этой теме в течение многих лет (Шолем — умело, как библиотекарь древних рукописей, а Беньямин — в некоторой степени свободно-ассоциативно). [14]

Книга «Основные тенденции» была посвящена памяти Вальтера Беньямина и начала появляться на прилавках весной 1942 года, как раз тогда, когда в лагерях «Акция Рейнхарда» началась индустриальная форма массовых казней посредством отравления газом, характерная для нацистского «Окончательного решения» в уже продолжающемся геноциде Европейское еврейство осуществлялось Третьим рейхом во время войны. [15]

История публикаций

[ редактировать ]

Бенджамин отправил копию эссе философу Ханне Арендт , которая передала его Теодору Адорно . Бенджамин попросил не публиковать эссе. [1] но впервые оно было напечатано в мимеографированном буклете под названием Walter Benjamin zum Gedächtnis ( «Памяти Вальтера Беньямина» ). В 1947 году французский перевод Пьера Миссака («Sur le Concept d'histoire») появился в журнале Les Temps Modernes no. 25. [16] Английский перевод Гарри Зона включен в сборник эссе Бенджамина «Иллюминации » под редакцией Арендт (1968). [17] Ханна Арендт прочитала черновик работы другим беженцам, бежавшим из Третьего рейха в Европу на корабле, организованном Комитетом чрезвычайного спасения , который тайно переправил ее и других еврейских эмигрантов в Соединенные Штаты. Своё основное эссе под названием «Концепция истории» она опубликовала в 1957 году, отчасти в честь этой работы Уолтера Беньямина, работы которого ещё не были широко известны. [18]

  1. ^ Jump up to: а б с Лилла, Марк (25 мая 1995 г.). «Загадка Вальтера Беньямина» . Нью-Йоркское обозрение книг .
  2. ^ Арендт, Ханна; Шолем, Гершом Герхард; Нотт, Мария Луиза (2017). «Буква 1-4». Переписка Ханны Арендт и Гершома Шолема . Чикаго (Иллинойс): Издательство Чикагского университета. стр. 1–9. ISBN  978-0-226-92451-9 .
  3. ^ Арендт, Ханна; Шолем, Гершом Герхард; Нотт, Мария Луиза (2017). «Письмо № 4». Переписка Ханны Арендт и Гершома Шолема . Чикаго (Иллинойс): Издательство Чикагского университета. п. 6. ISBN  978-0-226-92451-9 .
  4. ^ Бенджамин, Уолтер; Арендт, Ханна; Зон, Гарри; Визельтье, Леон; Бенджамин, Уолтер (2012). « Тезисы по философии истории» . Иллюминирование: очерки и размышления (1. Изд. Schocken в мягкой обложке, [Nachdr.] Изд.). Нью-Йорк: Schocken Books. стр. 253–264. ISBN  978-0-8052-0241-0 .
  5. ^ Лёви, Майкл (2005). Пожарная сигнализация: чтение книги Уолтера Беньямина «О концепции истории» . Нью-Йорк: Версо. п. 25. ISBN  1-84467-040-6 . Проверено 24 июля 2012 г.
  6. ^ Jump up to: а б Бейнер, Рональд (1984). «Философия истории Вальтера Беньямина» (PDF) . Политическая теория . 12 (3): 423–434. JSTOR   191516 .
  7. ^ Коэн, Маргарет (2006). Кембриджский компаньон Уолтера Бенджамина . Издательство Кембриджского университета. стр. 119–220. ISBN  9780511999499 .
  8. ^ Джеффрис, Стюарт (8 июля 2001 г.). «Убийцы Сталина ликвидировали Вальтера Беньямина?» . Хранитель . Проверено 23 июня 2012 г.
  9. ^ Шолем, Гершом. «Ангел Уолтера Бенджамина». Евреи и иудаизм в кризисе . Шокен. стр. 51–86.
  10. ^ Jump up to: а б с Эйланд, Ховард (2014). Уолтер Бенджамин: Критическая жизнь . Белнап/Гарвард. п. 659.
  11. ^ Бенджамин, Уолтер (1937). «Эдуард Фукс: коллекционер и историк». Улица с односторонним движением . Suhrkamp Verlag (опубликовано в 1970 г.). стр. 349–387.
  12. ^ Jump up to: а б Шолем, Гершом (1933). «Откровенное письмо об истинных намерениях изучения каббалы». О возможности еврейского мистицизма в наше время . JPS (опубликовано в 1996 г.). стр. 3–5.
  13. ^ Jump up to: а б «Как я пришел в Каббалу» . Комментаторский журнал . 1 мая 1980 г. Проверено 29 апреля 2024 г.
  14. ^ Шолем, Гершом. Переписка Вальтера Беньямина и Гершома Шолема . шок.
  15. ^ Шолем, Гершом. «Письмо Шалому Шпигелю, июль 1941 года». Жизнь в письмах: Гершом Шолем . Шокен. стр. 310–311.
  16. ^ "Журнал Les Temps Modernes - ГАЛЛИМАРД - Сайт Галлимара" . www.gallimard.fr . Проверено 19 сентября 2023 г.
  17. ^ «Вальтер Бенджамин — Биография» . Европейская высшая школа EGS. Архивировано из оригинала 7 сентября 2011 года.
  18. ^ Арендт, Ханна (1958). «Современная концепция истории» . Обзор политики . 20 (4): 570–590. ISSN   0034-6705 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5abaeb16000acb73db527eb84509543__1714420200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/43/a5abaeb16000acb73db527eb84509543.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theses on the Philosophy of History - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)