Йозеф Франц Молитор
Франц Йозеф Молитор , или Йозеф Франц Молитор (7 июля 1779 в Оберурзеле / Таунусе — 23 марта 1860 во Франкфурте-на-Майне ) — немецкий писатель и философ .
Жизнь
[ редактировать ]Молитор родился в семье государственного служащего Курмайнца . С 1797 года учился в Майнцском университете , а с 1799 года — в Марбургском университете . Сначала он изучал право, но затем переключился на историю и философию. Он изучал произведения Канта , Рейнгольда , Фихте и Шеллинга . С 1802 года он был соредактором недолговечного журнала будущей юриспруденции, основанной на принципе трансцендентального реализма . Под влиянием теософа Франца Ксавера фон Баадера он пытался в своих трудах примирить философский реализм с идеализмом.
В 1806 году Молитор вошел в совет директоров еврейского учебного заведения «Филантроп» во Франкфурте-на-Майне. В 1812 году Молитор стал профессором философии в новом Каролинумском лицее во Франкфурте, который Карл Теодор фон Дальберг основал по французскому образцу; после конца 1814 года он получал оттуда постоянную пенсию, с помощью которой он - помимо доходов от частного обучения и работы у мецената - мог зарабатывать на жизнь.
Масонство и Каббала
[ редактировать ]Познакомившись с иудаизмом и его собственным символическим языком, Молитор 19 мая 1808 года вступил во Франкфуртскую масонскую ложу «Zur Aufstieg Morgenröthe», членами которой также могли быть евреи; временами он был их председателем . Позже при поддержке ландграфа Карла фон Гессена он основал Франкфуртскую ложу «Carl zum aufgehenden Licht».
В 1813 году Молитор начал интенсивно работать над еврейской мистикой. еврейский мистик и хохград-масон Ефрем Йозеф Гиршфельд Большое влияние на него оказал . Молитор выучил иврит и арамейский язык , изучил Талмуд и Зоар . Его попытка заключалась в том, чтобы соединить каббалу и христианство во взаимной связи и объединить их на более высоком уровне - подход, который мало чем отличается от подхода Хиршфельда.
В результате многолетних исследований он опубликовал первый том своей «Философии истории или традиции» в 1824 году, что дало ему поддержку в виде стипендий от Кристиана фон Гессен-Дармштадта и (при посредничестве Шеллинга) Людвига И. из Баварии . Его квартира постепенно стала местом сбора заинтересованных в мистике мужчин и женщин из Франкфурта и его окрестностей. Ему не удалось завершить свой пятитомный труд.
Главной отправной точкой его аргументации стала борьба с пантеизмом , атеизмом и материализмом , основанная на предположении, что Каббала содержит высший мистицизм, который мог быть присущ и христианству. В этом отношении его титул « христианского каббалиста » вполне оправдан.
«Философия Молитора der Geschichte oder über die Tradition» оказала влияние на Гершома Шолема и Вальтера Беньямина . Первое знакомство Бенджамина с Каббалой произошло благодаря работам Молитора, и Бенджамин с гордостью выставлял работы Молитора на своих книжных полках до своей безвременной кончины. [ 1 ]
Литературные произведения
[ редактировать ]- Идеи будущей динамики истории, 1805 г.
- Философия истории, 4 тома, 1824–1853 гг.
Библиография
[ редактировать ]Катарина Кох, Франц Иосиф Молитор и еврейская традиция. Исследования по каббалистическим источникам «Философии истории». С приложением неопубликованных писем Ф. фон Баадера, Э. Дж. Хиршфельда, Ф. Я. Молитора и Ф. В. Дж. Шеллинга , Вальтера де Грюйтера Верлага, Берлин, 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Андреас Корпас: загадочный философ. Катарина Кох проводит каббалистический прием Франца Иосифа Молитора. Рецензия на книгу (немецкий)