Христианская Каббала
Часть серии о |
Каббала |
---|
![]() |
Христианская каббала возникла в эпоху Возрождения из-за интереса христианских учёных к мистицизму еврейской каббалы , которую они интерпретировали согласно христианскому богословию . Ее часто транслитерируют как Каббала (также Каббала ), чтобы отличить ее от еврейской формы и от герметической Каббалы . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]На это движение повлияло желание интерпретировать аспекты христианства еще более мистически, чем современные христианские мистики . Греческие неоплатонические документы пришли в Европу после того, как Константинополь пал под властью Мехмеда II . Неоплатонизм был распространен в христианской Европе и вошел в схоластику после перевода греческих и еврейских текстов в Испании в 13 веке. Тенденция Возрождения была относительно недолговечным явлением, закончившимся к 1750 году.
с «чисто христианской точки зрения, связывая Иисуса Христа, Его искупление и Его воскресение с Десятью сфирот » - три верхних сфирот с ипостасями Троицы Христианские ученые интерпретировали каббалистические идеи , а остальные семь «с нижним или земным миром». . [ 2 ] В качестве альтернативы они «сделали бы Кетер Творцом (или Духом ), Хохму Отцом », что поставило бы ее «на божественный уровень с Богом, чего ортодоксальные церкви всегда отказывались и Бину – божественную мать – Марией делать». . [ 3 ] Христианские каббалисты стремились превратить каббалу в «догматическое оружие, чтобы отомстить евреям и заставить их обратиться в веру, начиная с Рамона Луллия », которого Харви Дж. Хеймс назвал «первым христианином, признавшим и оценившим каббалу как инструмент обращения». хотя Лулл сам не был каббалистом и не разбирался в каббале. [ 4 ] Более поздняя христианская каббала в основном основана на Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и Паоло Риччио. [ 5 ]
После 18 века каббала смешалась с европейским оккультизмом, некоторые из которых имели религиозную основу; однако основной интерес к христианской каббале к тому времени уже умер. В последние десятилетия было предпринято несколько попыток возродить его, особенно в отношении предполагаемого неоплатонизма первых двух глав Евангелия от Иоанна , но он не вошёл в основное русло христианства.
Средневековые предшественники
[ редактировать ]Раймонд Лулл
[ редактировать ]Францисканский монах Рамон Лулль (ок. 1232–1316) был «первым христианином, признавшим и ценившим каббалу как инструмент обращения», хотя он «не был каббалистом и не разбирался в каком-либо конкретном каббалистическом подходе». [ 4 ] Не интересуясь возможностями научного еврейского влияния, которое началось позже, в эпоху Возрождения, он читал новые интерпретации Каббалы исключительно ради богословских дебатов с религиозными евреями; то есть миссионерство.
Испанские новообращенные
[ редактировать ]Раннее выражение христианской каббалы было среди испанских конверсос из иудаизма с конца 13 века до изгнания из Испании в 1492 году. К ним относятся Абнер Бургосский и Пабло де Эредиа. Эредиа «Тайное послание» является «первым узнаваемым произведением христианской каббалы», и его цитировал Пьетро Галатино, оказавший влияние на Афанасия Кирхера . Однако Каббала Эредиа состоит из цитат из несуществующих каббалистических произведений, а также искаженных или фальшивых цитат из реальных каббалистических источников. [ 6 ]
Христианские каббалисты
[ редактировать ]Пико делла Мирандола
[ редактировать ]Одним из первых, кто пропагандировал аспекты Каббалы за пределами исключительно еврейских кругов, был Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494). [ 7 ] ученик Марсилио Фичино в его Флорентийской академии. Его синкретическое мировоззрение сочетало платонизм , неоплатонизм, аристотелизм , герметизм и каббалу.
Работы Мирандолы по Каббале получили дальнейшее развитие Афанасия Кирхера (1602–1680), священника -иезуита , герметика и эрудита ; в 1652 году Кирхер написал на эту тему в «Эдипе Египетском» .
Иоганн Рейхлин
[ редактировать ]
Иоганн Рейхлин, католический гуманист (1455–1522), был «самым важным последователем Пико». [ 8 ] Его основными источниками по каббале были Менахем Реканати ( «Комментарий к Торе» , «Комментарий к ежедневным молитвам» ) и Иосиф Гикатилла ( «Шааре Ора» , «Гиннат Эгоз» ). [ 9 ] Рейхлин утверждал, что человеческая история делится на три периода: естественный период, в котором Бог открыл Себя как Шаддай (שדי), период Торы, в котором Бог «открыл Себя Моисею через четырехбуквенное имя Тетраграмматона » (יהוה). и период христианского духовного правления на земле, известный в христианстве как «искупление». Утверждалось, что пятибуквенное имя, связанное с этим периодом, представляет собой измененную версию тетраграмматона с дополнительной буквой шин (ש). [ 10 ]
Это имя, Яхшуа (יהשוה от «Иисус»), также известно как пентаграмматон. Это попытка христианских богословов вписать имя христианского божества в непроизносимое имя еврейского Бога. Первая из двух книг Рейхлина по каббале, De verbo mirifico , «говорит о […] имени Иисуса, полученном из тетраграмматона». [ 9 ] Его вторая книга, De arte cabalistica , представляет собой «более широкий и информированный экскурс в различные каббалистические проблемы». [ 11 ]
Франческо Джорджи
[ редактировать ]
Франческо Джорджи (1467–1540) был венецианским монахом -францисканцем и «считался центральной фигурой в христианской каббале шестнадцатого века как своими современниками, так и современными учеными». По словам Джулио Бузи, он был самым важным христианским каббалистом после его основателя Джованни Пико делла Мирандола. Его книга «О гармонии мира » была «огромной и любопытной книгой, полностью герметической, платонической, каббалистической и пинчевской». [ 12 ]
Паоло Риччио
[ редактировать ]Паоло Риччо (1506–1541) «объединил разрозненные догмы христианской каббалы во внутренне непротиворечивую систему», [ 10 ] основанный на Пико и Рейхлине и дополненный «к ним посредством оригинального синтеза каббалистических и христианских источников». [ 13 ]
Бальтазар Вальтер
[ редактировать ]Бальтазар Вальтер (1558 – до 1630) был силезским врачом. В 1598–1599 годах Вальтер предпринял паломничество в Святую Землю, чтобы узнать о тонкостях Каббалы и еврейского мистицизма у групп в Цфате и других местах, в том числе среди последователей Исаака Лурии . Однако он не следовал учениям этих еврейских авторитетов, а позже использовал свои знания для дальнейшего христианского богословия. Несмотря на его заявление о том, что он провел в этих путешествиях шесть лет, похоже, что он совершил лишь несколько более коротких поездок. Сам Вальтер не был автором каких-либо значительных работ по христианской каббале, но имел обширную рукописную коллекцию магических и каббалистических работ. Его значение для истории христианской каббалы состоит в том, что его идеи и доктрины оказали глубокое влияние на работы немецкого теософа , Якоба Беме в частности на «Сорок вопросов Беме о душе » (около 1621 г.). [ 14 ]
Афанасий Кирхер
[ редактировать ]В следующем столетии родился Афанасий Кирхер, немецкий священник-иезуит, ученый и эрудит. Он много писал на эту тему в 1652 году, добавив дополнительные элементы, такие как орфизм и египетская мифология в свою работу «Эдип Египетский» . Это было проиллюстрировано адаптацией Кирхера « Древа жизни» . [ 15 ] Версия Кирхера Древа Жизни до сих пор используется в западной каббале. [ 16 ]
сэр Томас Браун
[ редактировать ]Врач-философ сэр Томас Браун (1605–1682) признан одним из немногих английских исследователей каббалы 17 века. [ 17 ] Браун читал иврит, владел копией очень влиятельной работы Франческо Джорджио «Христианская каббала De Harmonia mundi totius» (1525 г.) и намекал на каббалу в своей беседе «Сад Кира» и энциклопедии Pseudodoxia Epidemica , которая была переведена на немецкий язык ивритом. ученый и пропагандист каббалы Кристиан Кнорр фон Розенрот . [ 18 ]
Кристиан Кнорр фон Розенрот
[ редактировать ]
Кристиан Кнорр фон Розенрот (1636–1689) стал широко известен как переводчик, аннотатор и редактор каббалистических текстов; он опубликовал двухтомную книгу «Каббала обнаженная» («Разоблаченная каббала», 1677–1678 гг.), «которая практически единственная представляла подлинную (еврейскую) каббалу для христианской Европы до середины девятнадцатого века». « Денудата» содержит латинские переводы « Зоара» , «Пардес Риммоним» , Моисея Кордоверо « Шаар ха- Эрреры комментариями с Бейт Элохим» Авраама Коэна Кнорра « Каббала фон де Шамаим» и Розенрота и Генри Мора; некоторые более поздние издания включают краткое изложение Христианской Каббалы ( Christian Kabbalah ) Ф. М. ван Гельмонта. [ 19 ]
Йохан Кемпер
[ редактировать ]Йохан Кемпер (1670–1716) был учителем иврита, работавший в Уппсальском университете с 1697 по 1716 год. [ 20 ] Он был Эмануэля Сведенборга вероятным учителем иврита .
Кемпер, ранее известный как Моисей бен Аарон Краковский, перешел в лютеранство из иудаизма. Во время своего пребывания в Уппсале он написал трехтомный труд « Зоар» под названием «Матех Моше» («Посох Моисея»). [ 21 ] В нем он попытался показать, что Зоар содержит христианское учение о Троице. [ 22 ]
Эта вера также побудила его сделать буквальный перевод Евангелия от Матфея на иврит и написать к нему каббалистический комментарий.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ КАББАЛА? КАБАЛА? КАБАЛА? Архивировано 25 октября 2016 года в Wayback Machine на сайте Jewish kabbalaonline.org.
- ^ Уолтер Мартин, Джилл Мартин Риш, Курт ван Горден: Королевство оккультизма . Нэшвилл: Томас Нельсон 2008, с. 147f, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Рэйчел Поллак: Дерево Каббалы: путь к балансу и росту . Первое издание, второе издание 2004 г. Сент-Пол, Миннесота: Llewellyn Publications 2004, стр. 50, по состоянию на 28 марта 2013 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Дон Карр: Исследование христианской каббалы на английском языке (pdf), стр. 1, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Уолтер Мартин, Джилл Мартин Риш, Курт ван Горден: Королевство оккультизма . Нэшвилл: Томас Нельсон 2008, с. 150, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Дон Карр: Исследование христианской каббалы на английском языке (pdf), стр. 2f, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ↑ Christian Cabala . Архивировано 22 июля 2016 года на Wayback Machine , по состоянию на 15 февраля 2013 года.
- ^ Дон Карр: Исследование христианской каббалы на английском языке (pdf), стр. 6, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Дон Карр: Исследование христианской каббалы на английском языке (pdf), стр. 16, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Уолтер Мартин, Джилл Мартин Риш, Курт ван Горден: Царство оккультизма . Нэшвилл: Томас Нельсон 2008, с. 149, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Дон Карр: Исследование христианской каббалы на английском языке (pdf), стр. 17, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Дон Карр: Исследование христианской каббалы на английском языке (pdf), стр. 19, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Дон Карр: Исследование христианской каббалы на английском языке (pdf), стр. 23, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Ли Т.И. Пенман, Второй христианин Розенкрейц? Ученик Якоба Беме Бальтазар Вальтер (1558–1630) и Каббала. С библиографией печатных произведений Вальтера. В: Западный эзотеризм. Избранные статьи, прочитанные на симпозиуме по западному эзотеризму, проходившем в Або, Финляндия, 15–17 августа 2007 г. (Scripta instituti donneriani Aboensis, XX). Т. Альбек, изд. Або, Финляндия: Институт Доннера, 2008: 154–172. Доступно онлайн по адресу: [1]
- ^ Шмидт, Эдвард В. Последний человек эпохи Возрождения: Афанасий Кирхер , SJ. Компания: Мир иезуитов и их друзей. 19 (2), зима 2001–2002 гг.
- ^ Рэйчел Поллак: Дерево Каббалы: путь к равновесию и росту . Первое издание, второе издание 2004 г. Сент-Пол, Миннесота: Llewellyn Publications 2004, стр. 49, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Бейчман, Филип (1998). Алхимия слова: Каббала эпохи Возрождения . СУНИ Пресс. стр. 339–40. ISBN 9780791437384 .
- ^ стр.339-40 Барбур, Рид (2013). Сэр Томас Браун: Жизнь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199679881 .
- ^ Дон Карр: Исследование христианской каббалы на английском языке (pdf), стр. 43, по состоянию на 28 марта 2013 г.
- ^ Мессианизм в христианской каббале Иоганна Кемпера . В: Журнал библейских рассуждений, том 1, № 1 — август 2001 г.
- ^ Шопс, Ханс-Иоахим, пер. Доул, Джордж Ф., Евреи эпохи барокко, христиане, евреи-христиане , Берн: Francke Verlag, 1965, стр. 60–67.
- ^ См. исследование Эллиота Р. Вольфсона, доступное по адресу. «Мессианизм в христианской каббале Иоганна Кемпера» . Архивировано из оригинала 25 августа 2007 года . Проверено 18 июня 2007 г. .
Библиография
[ редактировать ]- Армстронг, Аллан: Тайный сад души: введение в каббалу , издательство Imagier Publishing: Бристоль, 2008.
- Блау, Дж.Л.: Христианская интерпретация Каббалы в эпоху Возрождения , Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1944.
- Дэн, Джозеф (редактор): Христианская каббала: еврейские мистические книги и их христианские толкователи , Кембридж, Массачусетс, 1997.
- Дэн, Джозеф: Современные времена: христианская каббала . В: Каббала: очень краткое введение , Oxford University Press, 2006.
- Фармер, Ю.А.: Синкретизм на Западе: 900 тезисов Пико (1486 г.) , Тексты и исследования Средневековья и Возрождения, 1998, ISBN 0-86698-209-4 .
- Райхерт, Клаус: Пико делла Мирандола и начало христианской каббалы . В: Мистика, магия и каббала в ашкеназском иудаизме , под ред. К.Е. Грёзингер и Дж. Дэн, Берлин: Вальтер де Грюйтер, 1995.
- Светлицкий, Кэтрин: Испанская христианская каббала: Работы Луиса де Леона, Санта-Тереза де Хесус и Сан-Хуан-де-ла-Крус , Univ. Миссури Пресс, 1987.
- Виршубский, Хаим: Встреча Пико делла Мирандола с еврейским мистицизмом , издательство Гарвардского университета, 1989.
- Йейтс, Фрэнсис А .: Оккультная философия в елизаветинскую эпоху , Рутледж и Кеган Пол: Лондон, 1979.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Христианская каббала
- Изучение христианской каббалы на английском языке
- Изучение христианской каббалы на английском языке: приложения
- Узлы и спирали: заметки о возникновении христианской каббалы
- Историческая справка о еврейской каббале XIII века в христианском мире.
- Форшоу, Питер Дж (2013). «Cabala Chymica или Chemica Cabalistica - Алхимики раннего Нового времени и Каббала». Амбикс, Том. 60:4 . Том. 60. с. 361. дои : 10.1179/0002698013Z.00000000039 . S2CID 170459930 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Форшоу, Питер Дж (2014). «Происхождение христианской каббалы - ранние современные размышления о работе творения». Скрытые истины из Эдема: эзотерические чтения Бытия 1–3 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Форшоу, Питер Дж (2016). «Христианская каббала». Кембриджский справочник западного мистицизма и эзотерики . п. 143. дои : 10.1017/CBO9781139027649.014 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Официально санкционированная католическая каббала?