Jump to content

Архитектура соборов и великих церквей

Эчмиадзинский собор в Армении, считающийся первым собором, традиционно считается построенным в 301 году нашей эры (нынешняя структура в основном датируется 483 годом нашей эры).
Солсберийский собор с востока 1220–1380 гг. Эссе на языке ранней английской готики с изображением самого высокого шпиля в Англии.
Собор Василия Блаженного , Москва
Уникальная в архитектурном отношении базилика Саграда Фамилия в Барселоне сочетает в себе структурные элементы традиционного готического собора со стилем модерна , местными традициями и воображением ее создателя Антонио Гауди .

Соборы , коллегиальные церкви и монашеские церкви , такие как церкви аббатств и монастырей , часто имеют определенные сложные структурные формы, которые реже встречаются в приходских церквях . Они также имеют тенденцию демонстрировать более высокий уровень современного архитектурного стиля и работы опытных мастеров и занимают как церковный, так и социальный статус, которым редко обладает обычная приходская церковь. Такие церкви, как правило, являются одними из лучших зданий на местном уровне и являются источником региональной гордости. [1] Многие из них входят в число самых известных произведений архитектуры в мире. К ним относятся базилика Святого Петра , Нотр-Дам де Пари , Кельнский собор , Солсберийский собор , Антверпенский собор , Пражский собор , Линкольнский собор , базилика Сен-Дени , Санта-Мария-Маджоре , базилика Сан-Витале , базилика Святого Марка , Вестминстерское аббатство. , собор Василия Блаженного , Антонио Гауди незавершенный храм Святого Семейства и древний собор Святой Софии в Стамбуле , ныне мечеть .

Самые ранние крупные церкви датируются поздней античностью. По мере того как христианство и строительство церквей распространялись по всему миру, способ их строительства зависел от местных материалов и местных технологий. Развивались различные стили архитектуры и распространялась их мода, вызванная учреждением монашеских орденов, командированием епископов из одного региона в другой и путешествиями мастеров -каменщиков , служивших архитекторами . [2] Последовательные стили великих церковных зданий Европы известны как раннехристианский , византийский , романский , готический , ренессансный , барокко , рококо , неоклассический и различные стили возрождения конца 18-начала 20 веков, а затем модерн . [3] В основе каждого академического стиля лежат региональные особенности. Некоторые из этих характеристик настолько типичны для конкретной страны или региона, что независимо от стиля проявляются в архитектуре церквей, спроектированных с разницей в много столетий. [3]

Функция [ править ]

Среди крупнейших и наиболее значимых с архитектурной точки зрения церквей в мире многие были построены в качестве соборов или церквей аббатства. Категории ниже не являются исключительными. Церковь может быть церковью аббатства и служить собором. Некоторые протестантские приходские церкви, такие как Ульмский собор, никогда не служили ни одной из них; после Реформации многие западные христианские конфессии вообще отказались от епископата , а средневековые церкви потеряли, получили или снова потеряли свой статус собора, как собор Святого Джайлса в Эдинбурге или собор Святого Магнуса в Киркуолле . Некоторые великие церкви Средневековья , такие как Вестминстерское аббатство, являются бывшими аббатствами; другие, такие как Рипонский собор и Батское аббатство, были построены как монашеские церкви и в последние столетия стали соборами или приходскими церквями; другие снова были построены как приходские церкви и впоследствии возведены в соборы, как Саутваркский собор . Некоторые важные церкви называются «храмами» или «ораториями». Среди римско-католических церквей многие были возведены в статус « базилика » с 18 века.

Собор [ править ]

Собор имеет особую церковную роль и административную цель как резиденция епископа . Собор ( лат . ecclesia Cathedralis , букв. «Церковь кафедры » ) получил свое название от кафедры , «резиденции» епископа, известной как епископский престол. Слово «собор» иногда ошибочно применяется как общий термин для любой очень большой и внушительной церкви.

Роль епископа как администратора местного духовенства возникла в I веке. [4] [ нужен лучший источник ] Прошло двести лет, прежде чем в Риме было построено первое здание собора. С легализацией христианства в 313 году императором Константином I церкви начали строиться быстро. Пять очень больших церквей были основаны в Риме и, хотя они были сильно изменены или перестроены, все еще существуют сегодня, в том числе кафедральный собор Рима, церковь Святого Иоанна на Латеранском холме и папская базилика Святого Петра на Ватиканском холме , ныне Ватикан . [5]

Архитектурная форма соборов во многом зависела от их ритуальной функции как резиденции епископа. Соборы — это места, где, как и в других христианских церквях, Евхаристия совершается Библия , читается литургия , произносится или поется молитвы , возносятся проповеди и произносятся . Но в соборе, среди конфессий с епископальным церковным управлением , эти вещи совершаются с большей тщательностью, пышностью и процессией, чем в меньших церквях. Эта разработка особенно проявляется во время важных литургических обрядов, совершаемых епископом, таких как конфирмация и рукоположение . В регионах с государственной религией или официальной церковью собор часто является местом проведения ритуалов, с местным или национальным правительством , где епископы выполняют самые разные задачи, от посвящения мэра до коронации монарха связанных . Некоторые из этих задач проявляются в форме и оснащении конкретных соборов. [6] [ нужна полная цитата ]

Соборы не всегда представляют собой большие здания, и нет никаких предварительных требований по размеру, высоте или вместимости соборов, кроме тех, которые необходимы для типичной церкви. Собор может быть таким же маленьким, как исторический Ньюпортский собор , приходская церковь позднего средневековья, объявленная собором в 1949 году. контексте каждого здания). [7]

Для этого существует ряд практических причин:

  • Собор был создан во славу Божию . Считалось уместным, чтобы он был настолько величественным и красивым, насколько это могли сделать богатство и умение. [6] [ нужна полная цитата ]
  • Как резиденция епископа, собор был местом проведения определенных литургических обрядов, таких как рукоположение священников, которые собирали большое количество духовенства и людей.
  • Он служил местом церковных и общественных встреч для многих людей, не только жителей города, в котором он находился, но и, иногда, всего региона.
  • Собор часто возник на базе монастыря и был местом поклонения членов священного ордена, которые служили мессу в частном порядке в ряде небольших часовен внутри собора.
  • Собор часто становился местом поклонения и захоронения богатых местных покровителей. Эти покровители часто жертвовали соборы деньгами на последующие расширения и строительные программы.
  • Соборы также традиционно являются местами паломничества , куда люди приезжают издалека, чтобы отметить определенные важные праздники или посетить святыню, связанную с конкретным святым. Расширенный восточный конец часто встречается в соборах, где за Главным алтарем захоронены останки святых. [8] [ нужен лучший источник ]

Соборные церкви [ править ]

Монастырские церкви [ править ]

Аббатская церковь — это церковь, которая является или была в прошлом церковью монашеского ордена . Точно так же монастырская церковь — это церковь ордена монахов . В число этих орденов входят бенедиктинцы , цистерцианцы , августинцы , францисканцы , доминиканцы , иезуиты и многие другие. Многие церкви, основанные аббатством, являются или ранее были частью монастырского комплекса, который включает общежития, трапезную , монастыри , библиотеку, дом капитула и другие подобные здания.

Во многих частях мира церкви аббатства часто служили как местной общине, так и монашеской общине. В таких регионах, как Британские острова , где монашеские общины были распущены , присвоены , секуляризованы или иным образом подавлены , монашеские церкви часто продолжали выполнять функции приходских церквей. Во многих регионах Азии и Южной Америки монастыри имели самые ранние основанные церкви, а монашеские общины первоначально действовали как миссионеры и колонисты коренного населения. Известные церкви аббатства включают Санта-Мария-делле-Грацие, Милан , Италия ; Вестминстерское аббатство и Беверли-Минстер в Англии , аббатство Сент-Этьен, Кан и аббатство Сен-Дени во Франции , аббатство Мельк в Австрии , Великая Лавра на Афоне и церковь Малате в Маниле .

Basilica[editБазилика

Значение слова «базилика» в архитектуре обсуждается ниже; в римско-католическом церковном смысле «базилика» — это титул, присуждаемый Папой , главой католической церкви , и церкви-получатели соответственно получают определенные привилегии. Здание, обозначенное как базилика, может быть собором, коллегиальной или монашеской церковью, приходской церковью или святыней . Четыре так называемые «Большие базилики» — это четыре церкви Рима, основанные в 4 веке: Святого Иоанна Латеранского , Санта-Мария-Маджоре , базилика Святого Петра и базилика Святого Павла за стенами . [9] По состоянию на 2019 год их 1810. церкви в мире, которые называются «Малыми базиликами». Причиной такого обозначения часто является то, что церковь является известным местом паломничества и содержит знаменитые мощи святого или другую реликвию , например, предполагаемый фрагмент Истинного Креста . Эти церкви часто большие и имеют большое архитектурное значение. Они включают Базилику Святого Франциска в Ассизи ; церковь Рождества Христова Вифлееме в ; Церковь Сантоме , Ченнаи ; Святилище Фатимы , Португалия ; Базилика Шешан в Шанхае , Базилика Непорочного Зачатия в Маниле и Базилика Богоматери Гваделупской в ​​Мехико . [10]

Истоки и развитие церковного строительства [ править ]

План старой базилики Святого Петра , показывающий атриум (двор), нартекс ( вестибюль ), центральный неф с двойными нефами , бему для духовенства, переходящую в трансепт , и экседру или полукруглую апсиду .

Здание церкви выросло из ряда особенностей древнеримского периода:

  • Домашняя церковь
  • Атриум
  • Базилика
  • Бема
  • Мавзолей . – здание централизованной планировки
  • Крестообразный план помещения – латинский или греческий крест.

От домашней церкви к церкви [ править ]

С первого по начало четвертого века большинство христианских общин поклонялись в частных домах, часто тайно. Некоторые римские церкви, такие как базилика Сан-Клементе в Риме, построены прямо над домами, где поклонялись ранние христиане. Другие раннеримские церкви построены на местах христианского мученичества или у входа в катакомбы , где хоронили христиан.Первые очень большие христианские церкви были построены в Риме и берут свое начало в начале 4 века, когда Миланским эдиктом императоры Константин и Лициний продолжили легализацию христианства, начатую предшественника Галерия их Сердикским эдиктом . Некоторые из крупнейших церквей Рима, особенно Санта-Мария-Маджоре и Св. Иоанна Латеранского , основаны в 4 веке. Кафедральный собор Рима — это собор Святого Иоанна Латеранского, а не более известная базилика Святого Петра . Собор Святого Петра также построен в 4 веке, хотя над землей ничего не видно. [11]

Атриум [ править ]

Когда раннехристианские общины начали строить церкви, они опирались на одну особенность домов, которые им предшествовали, — атриум или двор с окружающей его колоннадой . [12] Большинство этих атриумов исчезли. Прекрасный пример сохранился в базилике Сан-Клементе в Риме, а другой был построен в романский период в Сант-Амброджо в Милане . Потомков этих атрий можно увидеть в больших квадратных монастырях , которые можно найти рядом со многими соборами, а также на огромных площадях с колоннадами или на площади у базилик Святого Петра в Риме и Святого Марка в Венеции, а также на Кампосанто (Святом поле) в Пизанский собор .

Basilica[editБазилика

Ранняя церковная архитектура не заимствовала свою форму из римских храмов, поскольку последние не имели больших внутренних пространств, где могли собираться молящиеся общины.Именно римская базилика , использовавшаяся для собраний, рынков и судов, послужила образцом для большой христианской церкви и дала название христианской базилике .И римские базилики, и римские бани имели в своей основе большое сводчатое здание с высокой крышей, окруженное с обеих сторон рядом нижних помещений или широким аркадным проходом. Важной особенностью римской базилики было то, что на обоих концах она имела выступающую экседру , или апсиду , полукруглое пространство, покрытое полукуполом. Здесь заседали судьи и вершили суд. Он перешел в церковную архитектуру римского мира и по-разному адаптировался как особенность соборной архитектуры. [11]

Самые ранние крупные церкви, такие как собор Святого Иоанна Латеранского в Риме, состояли из односторонней базилики с одним апсидным концом и внутренним двором или атриумом на другом конце. По мере развития христианской литургии процессии стали частью происходящего. Дверь для процессии вела из самого дальнего конца здания, в то время как дверь, наиболее используемая публикой, могла находиться в центре одной стороны здания, как в базилике закона. Так обстоит дело во многих соборах и церквях. [13]

Мавзолей [ править ]

Одним из влияний на церковную архитектуру был мавзолей . Мавзолей знатного римлянина представлял собой квадратное или круглое куполообразное сооружение, в котором находился саркофаг . Константин Великий построил для своей дочери Константины мавзолей с круглым центральным пространством, окруженным нижним проходом или проходом, разделенным колоннадой.

Это захоронение стало местом поклонения Санта-Костанца , а также гробницей. Это одно из первых церковных зданий, которое планировалось централизованно, а не продольно. Константин также отвечал за строительство круглого, похожего на мавзолей храма Гроба Господня в Иерусалиме, что, в свою очередь, повлияло на план ряда зданий, в том числе построенного в Риме для размещения останков великомученика святого Стефана. , Сан-Стефано-Ротондо и базилика Сан-Витале в Равенне.

Древние круглые или многоугольные церкви сравнительно редки. Небольшое их количество, такое как Храмовая церковь в Лондоне, было построено во время крестовых походов в подражание Храму Гроба Господня в качестве отдельных примеров в Англии, Франции и Испании. В Дании таких церквей в романском стиле гораздо больше. В некоторых частях Европы также есть круглые башнеобразные церкви романского периода, но они, как правило, имеют народную архитектуру и имеют небольшие размеры. Другие, такие как Ротонда Святого Мартина в Вышеграде в Чехии, очень детализированы.

Круглая или многоугольная форма пригодилась тем зданиям внутри церковных комплексов, которые выполняют функцию, при которой людям желательно стоять или сидеть с централизованной, а не осевой направленностью. В Италии круглая или многоугольная форма использовалась на протяжении всего средневекового периода для баптистерий, а в Англии она была адаптирована для капитулов . Во Франции многоугольный план нефов был адаптирован в качестве восточного терминала, а в Испании та же форма часто используется в качестве часовни.

Помимо Санта-Костанцы и Сан-Стефано, в Риме было еще одно важное место поклонения, которое также было круглым, — огромный древнеримский Пантеон с его многочисленными нишами, заполненными статуями. Он также должен был стать церковью, а затем римско-католической базиликой и придать свой стиль развитию церковной архитектуры. [5] [11]

Бема [ править ]

По мере того, как число духовенства увеличивалось, маленькой апсиды, в которой находился алтарь или стол, на котором священный хлеб приносились и вино во время обряда Святого Причастия , было недостаточно для их размещения. Приподнятый помост, называемый бема, был частью многих крупных базиликанских церквей. В случае с базиликой Святого Петра и собором Святого Павла за стенами в Риме эта балка выходила за пределы главного зала собраний, образуя два рукава, так что здание приняло форму буквы Т с выступающей апсидой. С этого момента план церкви превратился в так называемый Латинский крест , который имеет форму большинства западных соборов и больших церквей. Рукава креста называются трансептом . [13]

крест и греческий крест Латинский

План базилики Святого Петра в стиле Возрождения с элементами центрального и продольного плана.

Многие из самых ранних церквей Византии имеют продольный план. В соборе Святой Софии в Стамбуле есть центральный купол, обрамленный с одной оси двумя высокими полукуполами, а с другой – низкими прямоугольными трансептами, общий план квадратный. Эта большая церковь повлияла на строительство многих более поздних церквей, даже в 21 веке. Квадратный план, в котором неф, алтарь и трансепт имеют одинаковую длину, образуя греческий крест , крест, обычно увенчанный куполом, стал обычной формой в Православной церкви , и многие церкви по всей Восточной Европе и России были построены таким образом. . Церкви в форме греческого креста часто имеют притвор или вестибюль, простирающийся через фасад церкви. Этот тип плана позже сыграл роль в развитии церковной архитектуры в Западной Европе, особенно в Браманте плане базилики Святого Петра. [3] [11] [ нужен лучший источник ] и проект Кристофера Рена для собора Святого Павла .

Большинство соборов и великих церквей имеют крестообразный план . В церквях западноевропейской традиции план обычно продольный, в виде так называемого латинского креста с длинным нефом , пересеченным трансептом. Трансепт может быть таким же сильно выступающим, как в Йоркском соборе, или не выступать за проходы, как в Амьенском соборе . [ нужна ссылка ]

Архитектура [ править ]

Схематический план, показывающий элементы и ориентацию, общие для многих церквей.

общие для многих соборов и великих церквей Архитектурные формы , .

Примечание. Список ниже составлен из материалов Banister Fletcher . [3] Из-за разнообразия истории отдельных зданий не все характеристики присущи каждому зданию.

Ось [ править ]

Как описано выше, большинство соборов и великих церквей имеют крестообразную форму, а церковь имеет определенную ось. Ось обычно проходит восток/запад , с внешним акцентом на западном фронте, обычно главном входе, и внутренним акцентом на восточном конце, чтобы прихожане смотрели в направлении пришествия Христа . Поскольку он расположен в направлении восходящего солнца, архитектурные особенности восточного конца часто направлены на усиление внутреннего освещения солнцем. Не каждая церковь или собор поддерживает строгую ось восток-запад, но даже в тех, которые этого не делают, используются термины Ист-Энд и Вест-Фронт. [14] Многие церкви Рима, особенно базилика Святого Петра, обращены в противоположную сторону.

Неф [ править ]

Большинство соборов и крупных церквей западноевропейской традиции имеют высокий широкий неф с нижним приделом , разделенным с обеих сторон аркадой. [15] Иногда приделы достигают высоты нефа, образуя зал церкви ; это в основном немецкий тип. [16] Многие соборы имеют по два придела с каждой стороны. Собор Парижской Богоматери имеет два нефа и ряд часовен.

В случае церкви с централизованным планированием главная ось находится между главной дверью и алтарем.

Трансепт [ править ]

Трансепт . образует рукав церковного здания В английских соборах монашеского фундамента часто бывает два трансепта. [17] Пересечение, где встречаются неф и трансепт, называется пересечением и часто увенчано небольшим шпилем, называемым флеш , куполом или, особенно в Англии, большой башней со шпилем или без него. [18]

Вертикальный акцент [ править ]

Обычно имеется заметная внешняя особенность, поднимающаяся вверх. Это может быть купол, центральная башня, две западные башни или башни на обоих концах, как в Шпейерском соборе . Башни часто увенчаны шпилем . Часто башни возвышаются над главным входом на западном фасаде или могут быть расположены в центре или на восточном конце, но шпили в западном конце были необычны до Джеймса Гиббса новаторского и часто копируемого проекта «Св. Мартин в церкви». Филдс , Лондон, 1720-е годы. [19] Башни могут быть завершены башенками, шпилями или небольшим куполом.

Западный фронт [ править ]

Фасад, или «западный фасад», или в некоторых случаях называемый ( западная работа ), представляет собой наиболее богато украшенную часть экстерьера с дверями для процессии, часто тремя, и часто богато украшенными скульптурой, мрамором или каменным узором. [20] [21] [22] Центральным элементом фасада часто является большое окно, иногда окно-роза или впечатляющая скульптурная группа.

В западноевропейской традиции часто встречаются парные башни, обрамляющие фасад. Эти башни берут свое начало в традиции, практикуемой в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Во время Страстной недели верующие шли по Крестному пути , ведущему к базилике, которая в раннехристианские времена представляла собой куполообразную святыню над местом гробницы и «крыльцо», с лестницей с обеих сторон, поддерживаемой у небольшой башни, через которую процессия входила и выходила. Эти башни были символически приняты, особенно в романской архитектуре , как угловые башенки. Они процветали в нормандской и готической архитектуре в виде больших башен, достигнув пика своего великолепия в Кельнском соборе , где они были завершены только в конце 19 века.

Ист-Энд [ править ]

Ист-Энд — это часть здания, которая демонстрирует наибольшее разнообразие архитектурных форм. В восточной части, внутри, находится святилище, где расположен алтарь собора.

  • Раннехристианский и византийский стиль – выступающая полукруглая апсида.
  • Романский – закругленный конец. Это может быть нижняя апсида, выступающая из более высокого квадратного конца, обычная в Италии, Германии и Восточной Европе. Во Франции и Англии алтарь заканчивался высоким восточным концом полукруглой формы, окруженным амбулаторией . Хотя эта форма распространена во Франции, в Англии эта форма сохранилась без существенных изменений только в Нориджском соборе .
  • Франция, Испания, немецкая и восточноевропейская готика. Восточный конец длинный и переходит в высокий сводчатый апсидальный конец. Восточные нефы продолжаются вокруг этой апсиды, образуя нижний проход или амбулаторный коридор . Там может быть группа выступающих излучающих часовен, называемых чевет .
  • Английская готика. Восточные районы демонстрируют огромное разнообразие. Кентерберийский собор имеет апсидальную часть с подвижными и выступающими часовнями. Ни один английский собор до 19 века не имел полностью развитого шевета . В некоторых зданиях, особенно в Линкольнском соборе , восточная часть представляет собой квадратную скалообразную форму, в то время как в большинстве случаев эта строгость нарушается выступающей часовней Леди . Есть также примеры того, как нижний неф продолжается вокруг восточного конца площади.

Внешнее оформление [ править ]

Внешнее убранство собора или крупного церковного здания зачастую носит как архитектурный, так и изобразительный характер. Декоративные архитектурные устройства включают колонны , пилястры , аркады , карнизы , карнизы , навершия и узоры . Формы, принимаемые этими элементами, являются одним из самых ярких показателей стиля и даты любого конкретного здания. Изобразительные элементы могут включать скульптуру, живопись и мозаику.

Скульптура является преобладающим изобразительным декоративным элементом в большинстве регионов, где здания каменные. В великих средневековых церквях Франции, Испании, Англии и большей части Германии фигуративная скульптура украшает фасады и порталы.

Кирпичные церкви, как и в большей части Италии, часто украшены мозаикой , инкрустациями , мраморными фризами и отдельно стоящими статуями на линии крыши. Мозаика была особенностью византийской архитектуры и является основной формой украшения многих православных храмов как снаружи, так и внутри.

Самая распространенная тема в убранстве, как внешнем, так и внутреннем, любой церкви – спасение человечества Иисусом Христом . Декоративная схема часто действует как Библия бедняка , предупреждая прихожанина о том, что, с библейской точки зрения, справедливой наградой за его греховную природу является смерть, и что только через Иисуса можно получить прощение и искупление. Схема обычно начинается за пределами церкви, на западном фасаде, с изображения Христа-Судии над перемычкой главной двери. может повлечь за собой целую сцену Страшного суда с деталями взвешивания и вознаграждения душ или утаскивания их в ад демонами В романских и готических зданиях это обычно скульптурная группа, которая . В тех церквях, в которых преобладает расписное, а не скульптурное убранство, Страшный суд часто располагается внутри Вест-Энда, а не снаружи. [23] [ нужна полная цитата ] [24] [ нужна полная цитата ]

Ссылки на разделы: Бэнистер Флетчер, [3] [ нужна полная цитата ] Вим Сваан, [6] [ нужна полная цитата ] Ларусс. [23] [ нужна полная цитата ]

Внутренние особенности [ править ]

Неф и проходы [ править ]

Основная часть здания, составляющая более длинную часть креста, где собираются верующие, называется нефом . Этот термин происходит от латинского слова, обозначающего корабль. Собор символически представляет собой корабль, несущий народ Божий сквозь жизненные бури. Кроме того, высокая деревянная крыша большой церкви построена по аналогии с корпусом корабля. [25] [ нужен лучший источник ]

Неф с обеих сторон скреплен нижними нефами, отделенными от основного помещения рядом опор или колонн. Проходы облегчают передвижение людей, даже когда неф полон верующих. Они также укрепляют конструкцию, поддерживая внутренние стены, несущие высокую крышу, которая во многих соборах и других крупных церквях сделана из камня. Над крышей нефа расположены окна фонаря , освещающие неф.

В некоторых крупных церквях, особенно в церквях позднего средневековья, по обе стороны нефа есть два нефа. Другие церкви имеют один придел и ряд часовен с обеих сторон. В некоторых церквях, особенно в Германии, приделы почти достигают высоты нефа, образуя «заловую церковь». В этом случае из-за отсутствия фонаря окна в проходах часто бывают очень высокими, чтобы обеспечить доступ света в неф.

Перекресток и трансепт [ править ]

Пересечение это точка в церкви, в которой трансепт пересекает неф. Эта точка часто обозначается снаружи башней или куполом, а внутри - опорами и арками, которые должны выдерживать вес такой конструкции. Интерьер купола или башни может быть одной из главных архитектурных особенностей интерьера церкви. В церкви с централизованной планировкой, такой как собор Святой Софии, типичной для многих православных церквей, основное внутреннее пространство здания покрыто куполом.

Трансепт является символом креста, но также обеспечивает пространство для прихожан и дополнительных часовен. Часовни-трансепты часто посвящены конкретному святому или определенному аспекту жизни и служения Христа, например, Рождеству или Воскресению . произносить Божественную службу . В некоторых английских соборах часто есть второй трансепт с часовнями, чтобы духовенство могло ежедневно [26] [27] [ нужна полная цитата ]

Канцелярия, хор и пресвитерия [ править ]

В церкви, в которой часть корпуса церкви выходит за пределы трансепта, то это расширение архитектурно называется « алтарем », для которого более строгое определение включает только хор и святилище с главным алтарем, но в общем более широкое определение определение включает в себя весь восточный рукав за пределами переправы. [28] Эта архитектурная форма распространена в нормандской и готической архитектуре . Хор там, где он существует, обычно включает в себя хоры , а также «святилище» и «кафедру» (епископский трон). Архитектурный «хор» иногда называют «куйром», чтобы отличить его от хора певцов. В средние века все это было духовенство или мальчики в пристроенной хоровой школе , а алтарь (строго определенный) представлял собой место, занимаемое исполняющим обязанности духовенства, с небольшим вмешательством мирян. В соборах на клиросе сидели каноники и другие священники, а также монахи в монастырских храмах. [29]

В английских соборах с двумя трансептами за хором есть еще одна зона, называемая пресвитерием . [30] Здесь священники или монахи могли совершать свои частные богослужения (не путать с общим смыслом комнаты сбоку, где духовенство надевало свои облачения, или дома католического духовенства ). Часто к восточному концу собора или церкви аббатства расположено множество дополнительных часовен. Главным из них обычно является Часовня Леди , посвященная Деве Марии . [31]

Altar[editалтарь

Алтарь в римско-католической церкви является центром церкви, где крестная жертва совершается в сакраментальной форме. [32] Во вторую очередь в католической церкви, и прежде всего в других христианских конфессиях, алтарь представляет собой стол, на который возлагается Святое Таинство хлеба и вина для освящения священником перед использованием в обряде Причастия . Главный алтарь церкви расположен в специально отведенном месте, называемом « алтарь » или «святилище» («святое место»). Это слово перешло в современный английский язык с измененным значением, поскольку преступник, который мог получить доступ к этой области без задержания, тем самым получал убежище в церкви . [33] Во многих церквях есть дополнительный алтарь, расположенный дальше в церкви, а также алтари в часовнях. Алтарь католической церкви может быть выполнен из камня, часто из мрамора. В большинстве протестантских церквей алтари деревянные, что символизирует стол Тайной Вечери, а не жертвенный алтарь, и их можно назвать столом для причастия . [34]

Святилище часто отделено от корпуса церкви решетками и перегородками, а в случае православных и византийско-католических церквей - иконостасом , который образует полный визуальный и физический барьер. Святилище обычно является наиболее богато украшенной частью церкви, создавая визуальный акцент на алтаре. Это можно сделать несколькими способами. Это мог быть резной или раскрашенный алтарь , большой резной экран, называемый рередос, или конструкция, называемая киворием , которая образует навес над алтарем. В английских церквях, имеющих квадратный восточный конец, очень большой витраж «восточного окна» часто заполняет стену за алтарем; примеры, все еще украшенные средневековым стеклом, включают Йоркский собор , Глостерский собор и собор Святой Маргариты в Вестминстере . [35]

Хоры орган и

Термин «хор» используется по отношению к соборам двояко. Во-первых, это означает хор «певчих», часто мужчин и мальчиков, поющих на службах; в средневековых соборах, а иногда и еще, мальчики из специальной хоровой школы . Этот термин также используется для обозначения той части церкви , где хор сидит и стоит, чтобы петь на службах. В соборе или большой церкви в этой зоне могут быть фиксированные места для сидения, называемые хорами , которые также служат местами для духовенства собора и некоторых прихожан. Хоры часто богато украшены резьбой и декором. епископский престол или кафедра В этом пространстве часто располагается . Хор может быть отделен от нефа богато украшенной перегородкой из дерева или камня. [36]

Орган, воспроизводящий музыку и сопровождающий хор, может располагаться на экране, на галерее над хором или в трансепте. В некоторых церквях есть органный чердак в западном конце церкви. Обычно это более позднее дополнение к средневековым церквям; у крупных экземпляров были портативные органы , часто несколько. [37]

Купель, кафедра и кафедра [ править ]

В западном конце нефа стоит купель или чаша с водой, в которой обряд Крещения совершается . Его ставят ближе к двери, потому что Крещение означает вступление в церковную общину. В передней части нефа стоит кафедра, с которой Священное Писание читается . Во многих церквях он принимает форму орла , который поддерживает книгу на распростертых крыльях и является символом Иоанна Богослова .

Третье важное убранство нефа — это кафедра или трибуна, с которой произносятся проповеди и излагаются библейские чтения. Кафедра может быть из мрамора или дерева, представлять собой простую конструкцию или представлять собой тщательно продуманную резную проповедь. Его часто украшают крылатыми фигурами человека, льва, быка и орла, символизирующими евангелистов Матфея , Марка, Луку и Иоанна. [38]

Украшение [ править ]

Внутренние декоративные элементы собора или большой церкви могли следовать тщательно продуманной схеме, которая могла бы продолжить тему, начатую на западном фасаде. Об этом свидетельствует множество примеров, в том числе мозаичные своды православных церквей, витражи средневековых церквей и скульптурные схемы церквей в стиле барокко. Однако во многих других случаях единая схема была потеряна из-за капризов истории здания. [ нужна ссылка ]

Несмотря на потери и смену направления, главной целью украшения церковных интерьеров является передача послания Евангелия . С этой целью многие церкви в своих декоративных схемах используют элементы Библии бедняка , иллюстрирующие аспекты жизни Христа и другие связанные с ней повествования, с целью обучения зрителя. Среди этих изображений - Крестный ход и Распятие , которое традиционно подвешивалось к арке алтаря или размещалось на ширме у входа в деру. Другие фигуративные изображения включают скульптуры или изображения святых и пророков, которые являются обычным предметом панно на иконостасе православных церквей. [ нужна ссылка ]

Символика, используемая в древних церквях, не всегда легко читается современным людям. Добродетели и пороки могут быть представлены маленькими фигурками с определенными качествами или животными, которые, как считалось, воплощают определенное качество. Типичным примером является пеликан , который, как считалось, клевал себя в грудь, чтобы накормить своих детенышей кровью, символизируя тем самым любовь Христа к Церкви. [ нужна ссылка ]

Декоративная схема обычно завершалась алтарем, где был раскрашенный алтарный образ или скульптурные рередо , или он был обрамлен витражом или апсидальной мозаикой. [39] [ нужна полная цитата ] [40] [ нужна полная цитата ]

Архитектурный стиль [ править ]

Раннехристианский [ править ]

Период архитектуры, называемый ранним или палеохристианским, длился от первых зданий христианской церкви в начале 4 века до развития отчетливо византийского стиля, который возник во время правления Юстиниана I в 6 веке, когда основал Константинополь Константин в 330 году. CE. Некоторые из самых ранних христианских церквей были построены династией Аршакидов в Армении , где царь Тиридат III обратился в христианство в 301 году. Маленькая без приделов базилика Касах в Апаране в Королевстве Армения традиционно датируется 4 или 5 веком. [41]

Большие раннехристианские церкви обычно имели форму базилик с нефами и апсидами. [42] Среди первых более крупных церквей Рима базилика Санта-Мария-Маджоре сохранила большую часть своего первоначального внутреннего устройства, свои огромные базилические пропорции, простой апсидальный конец, большую колоннаду, поддерживающую прямой карниз, а не арки, и некоторые очень ранние мозаичные украшения. Санта-Сабина , также находящаяся в Риме, является примером простоты архитектурного убранства, характерной для многих раннехристианских базилик. Другими важными церквями этого периода являются две древние круглые церкви Рима: Базилика Санта-Костанца и Сан-Стефано-Ротондо . Эти церкви отмечены формальным применением римских архитектурных ордеров в своих колоннах: ионические капители поддерживают перемычку в Санта-Мария-Маджоре, коринфские и композитные капители в Санта-Сабине и Санта-Костанце, а также все три ордера в Сан-Стефано. В Санта-Костанце толстые кирпичные стены центрального тамбура поддерживаются тонкими элегантными колоннами, которые соединены попарно, чтобы придать дополнительную прочность, причем каждая пара поддерживает небольшую часть карниза, из которого берут начало арки. [43] [5] [ нужна полная цитата ] [11] [ нужна полная цитата ]

В ряде церквей Рима сохранились раннехристианские мозаики. Те, что находятся в Санта-Костанце, похожи на мозаику и расписные украшения, встречающиеся в общественных и домашних интерьерах, они в основном геометрические или цветочные, но при внимательном рассмотрении обнаруживается значительная христианская символика в выборе мотивов. Одна из самых обширных декоративных схем того периода, которая осталась хотя бы частично нетронутой, - это схема в Санта-Мария-Маджоре, где авансцена апсиды украшена историями о детстве Иисуса, взятыми из Евангелия от Матфея . [ нужна ссылка ]

Базилика Анчисхати — старейшая церковь Грузии , построенная в VI веке. [ нужна ссылка ]

Там, где сохранились церкви раннехристианского фундамента, они в основном значительно изменены, сильно разрушены и больше не жизнеспособны или представляют собой руины без крыш - состояние, которое почти обогнало Сан-Стефано до ремонта в 15 веке. IV века Церковь Рождества Христова в Вифлееме была перестроена Юстинианом I после пожара в VI веке, но, похоже, сохранила большую часть своей первоначальной формы, включая массивные римские колоннады. С другой стороны, Константиновская церковь Гроба Господня была снесена по приказу халифа Фатимидов Аль-Хакима в 1009 году, так что то, что стоит сегодня, представляет собой полную реконструкцию. [ нужна ссылка ]

Евфразиева базилика в Порече, Хорватия, была основана в 360 году на месте домовой церкви и сохранила часть римского тротуара. Хотя церковь была отремонтирована и украшена в конце VI века, она сохранила раннехристианские черты, в том числе атриум. В Сирии и Армении существует несколько раннехристианских церквей, большей частью в разрушенном состоянии. Они демонстрируют римские, а не византийские архитектурные особенности, но имеют региональный характер, отличный от римского. [3] [ нужна полная цитата ]

византийский [ править ]

Равенна , расположенная на восточном побережье Италии, является домом для нескольких огромных церквей плана базилики, построенных во времена императора Юстиниана (6 век н. э.). Сан-Аполлинаре-Нуово в плане похожа на Санта-Марию-Маджоре , но детали резьбы уже не соответствуют классическому римскому стилю. Капители похожи на толстые кружевные каменные подушки. Многие мозаики сохранились . [44]

В том же городе стоит церковь Сан-Витале с уникальной структурой, центральной планировкой и куполом, построенная в то же время. Его основное внутреннее пространство имеет ширину 25 м. Центральный купол окружен восемью апсидальными полукуполами, напоминающими лепестки цветка. [45] Это сложное расположение изогнутых аркад на нескольких уровнях, которое дает пространственный эффект, равный только барочной церкви Санта-Мария-делла-Салюте, построенной тысячу лет спустя в нескольких милях к северу от Венеции . Сан-Витале должен был быть имитирован в 9 веке в упрощенной форме Карлом Великим в Аахене , Германия.

В Венеции стоит церковь Сан-Марко, одна из самых известных в мире церквей византийского стиля, построенная в основном в 11 веке и украшенная на протяжении многих столетий, но сохранившая свою централизованно спланированную византийскую форму. Ее называют базиликой Святого Марка не потому, что она имеет базиликальную форму, а потому, что ей присвоено это звание. Он имеет план греческого креста : большой купол окружен четырьмя куполами несколько меньшего размера. Его украшение, как внутри, так и снаружи, типично для византийского периода с щедрым использованием мозаики и полихромной мраморной облицовки . [46] [3] [ нужна полная цитата ] [23] [ нужна полная цитата ]

романский [ править ]

После упадка Римской империи строительство крупных церквей в Западной Европе постепенно набирало обороты с распространением организованного монашества под правлением святого Бенедикта и других. Огромный монастырь в Клюни , лишь часть которого сохранилась до сих пор, был построен в упрощенном римском стиле, с толстыми колоннами, толстыми стенами, небольшими оконными проемами и полукруглыми арками. Этот стиль распространился вместе с монашеством по всей Европе. Была возрождена техника строительства высоких каменных сводов. Развилась трактовка декора, включавшая элементы местных дохристианских традиций и включавшую зигзаги, спирали и головы свирепых животных. Типичными настенными украшениями были , расписанные фресками фрески . Романские методы строительства распространились в Англии примерно во время норманнского завоевания . [47]

Представителями того периода являются Abbaye aux Hommes (Мужское аббатство) в Кане , Франция; Вормсский собор собор в Германии, Пизанский с его знаменитой наклоненной колокольней (колокольней), собор Чефалу , собор Модены и собор Пармы в Италии, а также собор Дарема и собор Питерборо в Англии. [3] [ нужна полная цитата ] [23] [ нужна полная цитата ] [24] [ нужна полная цитата ]

Готика [ править ]

К середине XII века было построено множество крупных соборов и монастырских церквей, а инженерные навыки, необходимые для строительства высоких арок, каменных сводов, высоких башен и тому подобного, были хорошо известны. Этот стиль превратился в менее тяжелый, с большими окнами, более легкими сводами, опирающимися на каменные ребра, и, прежде всего, заостренной аркой, которая является определяющей характеристикой стиля, теперь известного как готика. Благодаря более тонким стенам, большим окнам и высоким остроконечным арочным сводам характерные аркбутаны стали средством поддержки. Огромные окна были украшены каменным узором и заполнены витражами, сюжеты иллюстрирующими библейские и жития святых .

Здания, характерные для этого периода, включают Нотр-Дам в Париже; Шартрский собор , Реймсский собор , Руанский собор , Страсбургский собор во Франции, Антверпенский собор в Бельгии, Кёльнский собор в Германии, собор Святого Стефана Венский в Австрии, Флорентийский собор , Сиенский собор , Миланский собор и Сан-Лоренцо-Маджоре, Неаполь в Италии, Бургосский собор , Толедский собор и собор Леона в Испании, собор Гуарда в Португалии, собор Солсбери , Кентерберийский собор и собор Линкольна в Англии. [3] [ нужна полная цитата ] [6] [ нужна полная цитата ] [23] [ нужна полная цитата ] [39] [ нужна полная цитата ]

Ренессанс [ править ]

проводился конкурс В начале 15 века во Флоренции на проект крыши центрального перехода огромного, недостроенного готического Флорентийского собора . Его выиграл художник Брунеллески , который, вдохновленный куполами, которые он видел во время своих путешествий, такими как купол Сан-Витале в Равенне и огромный купол римского периода, покрывавший Пантеон , спроектировал огромный купол , который считается первое здание эпохи Возрождения. Однако визуально его стиль ребристый, заостренный и чисто готический. Это был Ренессанс (возрождение) в своей смелости и в том факте, что он опирался на римские структурные методы. [48]

Брунеллески и другие, подобные ему, увлеклись изысканным стилем римской архитектуры , в котором формы и украшения соответствовали правилам размещения и пропорций, которыми долгое время пренебрегали. Они стремились заново открыть и применить эти правила. Это было время архитектурного теоретизирования и экспериментов. Брунеллески построил во Флоренции две большие церкви, демонстрирующие, как можно применять новый стиль: Сан-Лоренцо и Санто-Спирито . Это эссе в классическом стиле с рядами цилиндрических колонн, коринфскими капителями, антаблементами , полукруглыми арками и апсидальными капеллами. [49]

Величайшим соборным зданием того времени была перестройка базилики Святого Петра в Риме, совместная работа архитекторов Браманте , Рафаэля , Сангалло , Мадерно , увенчанная великолепным куполом Микеланджело , выше, но всего на один фут уже, чем тот, который построил Брунеллески. был построен сто лет назад во Флоренции . Купол является одновременно внешним и внутренним фокусом. Алтарь и трансепт идентичны по форме, что напоминает план греческого креста византийских церквей. Неф, по сути, был пристройкой. [50]

Папа Юлий II мог командовать величайшими художниками своего времени в качестве дизайнеров. (Роль архитектора еще не отделилась от роли художника, скульптора или строителя.) Продуктом этих многочисленных умов является массивное, великолепное и единое целое. [3] [ нужна полная цитата ] [5] [ нужна полная цитата ] [51] [ нужна полная цитата ]

Барокко [ править ]

К тому времени, когда собор Святого Петра был завершен, архитекторы разработали стиль архитектуры, который знал все правила, которые так тщательно были восстановлены, и решили их нарушить. Результатом стал динамичный стиль архитектуры, в котором формы, кажется, обретают собственную жизнь, двигаясь, покачиваясь и волнообразные. [52] Название «Барокко » означает «жемчужина неправильной формы». [53]

В этом стиле построено много крупных церквей, аббатств и базилик , но в Западной Европе мало соборов, наиболее заметным исключением является собор Святого Павла в Лондоне. Собор Святого Павла необычен тем, что был спроектирован одним человеком и завершен за короткое время. Архитектором был сэр Кристофер Рен , и здание заменило древний собор, сгоревший во время Великого пожара 1666 года. Оно выполнено в стиле барокко, но это очень контролируемый английский вид барокко, в котором Рен создает удивительные и драматические пространственные эффекты. , особенно в использовании купола, который, как и купол Брунеллески во Флоренции, охватывает не только неф, но и проходы, открывая весь центр церкви в огромное светлое пространство. [54] [39] [ нужна полная цитата ] [40] [ нужна полная цитата ] [55] [ нужна полная цитата ]

В России по большей части стиль барокко в качестве архитектурных черт накладывался на существенно византийские формы церковного строительства. В этом стиле построены многие церкви, в частности Успенский собор в Смоленске и Введенский собор в Сольвычегодске . В конструкции многих церквей византийское расположение шатра или луковицы заменяется более крупным куполом, обычно на высоком, часто многоугольном, тамбуре.

Многие европейские соборы имеют черты барокко, высокие алтари, фасады и часовни. фасады Сантьяго-де-Компостела В это время были перестроены , собора Хаэн и собора Вальядолида в Испании. Стиль барокко был перенесен испанцами и португальцами в Южную и Центральную Америку, на Филиппины и в Гоа в Индии, где он стал выдающимся стилем строительства больших и малых церквей. И в Америке, и на Филиппинах большие церкви в стиле барокко часто имеют пропорционально очень широкий фасад, который кажется растянутым между башнями. Очень богато украшенное украшение как в Испании, так и в Америке называется чурригереск . [56]

Рококо [ править ]

Стиль рококо — это поздняя эволюция архитектуры барокко, впервые проявившаяся во французской внутренней архитектуре и дизайне. Его отличает асимметрия в декоре, обычно имеющая форму богато украшенных скульптурных картушей или бордюров. Эти украшения во многом основаны на органических объектах, особенно на ракушках и растениях, а также на других природных формах, которые имеют очевидный «организованный хаос», например, волны облаков. [57] Украшенные таким образом церкви могут иметь архитектурную форму в стиле барокко , но общую легкость и изысканность внешнего вида, иногда описываемую как «игривость». Ряд паломнических церквей в Баварии, Германия, выполнены в этом стиле, в первую очередь Базилика Четырнадцати Святых Помощников (Vierzehnheiligen) недалеко от Бамберга работы Иоганна Бальтазара Ноймана , мастера и, возможно, создателя этого стиля. Он сочетает в себе относительно уравновешенный внешний вид с динамичным внутренним планом и изысканно организованной декоративной схемой расписного потолка и фигуративной скульптуры, украшенной разнообразным набором позолоченных картушей в стиле рококо. Внешне фасад имеет волнистую поверхность и с возрастающей декоративностью поднимается к причудливым куполам, которые являются визитной карточкой церквей Баварии и большей части Центральной и Восточной Европы. [58]

Пожалуй, самым примечательным масштабным примером церковного строительства в стиле рококо была дрезденская Фрауэнкирхе , недавно восстановленная после почти полного разрушения во время Второй мировой войны . Вся структура воплощает в себе динамичное, стремительное движение, сочетающееся с изысканностью архитектурных деталей, типичной для стиля рококо. В этой церкви доминирует колоколообразный купол, по форме имитирующий те, что встречаются на бесчисленных церковных башнях региона, но воссозданный здесь не из дерева, обшитый металлом, а в виде мощного каменного купола.

Возрождения [ править ]

XVIII и XIX века были временем экспансии и колонизации западноевропейцами. Это было также время большого христианского возрождения, а в Англии – значительного роста Римско -католической церкви . Также наблюдалась большая индустриализация и рост городов. Нужны были новые церкви и соборы. Средневековые стили, и особенно готика, считались наиболее подходящими для строительства новых соборов как в Европе, так и в колониях.

Соборы в стиле готического возрождения включают Ливерпульский англиканский собор в Англии, Новый собор в Линце в Австрии, собор Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и собор Святого Патрика в Мельбурне в Австралии.

Не все соборы в стиле возрождения являются готическими. Вестминстерский собор , резиденция римско-католического архиепископа Вестминстера , представляет собой эклектичный дизайн преимущественно византийского стиля с полихромными в итальянском стиле стенами, куполами и очень высокой колокольней . Собор Марии, Царицы Мира в Канаде — это здание эпохи Возрождения, основанное на соборе Святого Петра в Риме. [3] [ нужна полная цитата ] [39] [ нужна полная цитата ]

Современный [ править ]

В XX веке строительство в средневековом стиле продолжалось, но в урезанном, чисто функциональном виде, часто из кирпича. Прекрасным примером является Гилфордский собор в Англии. Другой — англиканский собор Армидейла в Австралии .

После Второй мировой войны традиционалистские идеи были оставлены в пользу восстановления разбомбленного собора в Ковентри. Старый собор на самом деле представлял собой большую приходскую церковь , получившую статус собора. Его великолепный шпиль, к счастью, избежал серьезных повреждений. 20-го века Собор Ковентри , состоящий из чередующихся каменных плит и витражей, пытается символически передать смысл старой соборной церкви, не пытаясь его воспроизвести. Ливерпульский столичный собор — это ответ 20-го века на церковь с централизованным планированием, огромную круглую структуру со святилищем в центре. [39] [ нужна полная цитата ]

Постмодерн [ править ]

Как и в случае с другими движениями постмодерна , постмодернистская архитектура сформировалась в ответ на идеалы модернизма как ответ на воспринимаемую мягкость, враждебность и утопизм модернистского движения. Хотя проекты церковной архитектуры встречаются редко , тем не менее, есть несколько примечательных примеров, когда архитекторы начали восстанавливать и обновлять исторические стили и «культурную память» христианской архитектуры. Известные практикующие включают Стивена Дж. Шлёдера , Дункана Стройка и Томаса Гордона Смита.

Функциональные . и формализованные формы и пространства модернистского движения заменяются непримиримо разнообразной эстетикой : стили сталкиваются, форма принимается сама по себе, и появляется множество новых способов рассмотрения знакомых стилей и пространства Пожалуй, наиболее очевидно то, что архитекторы заново открыли для себя выразительную и символическую ценность архитектурных элементов и форм, которые развивались на протяжении веков строительства (часто сохраняя значение в литературе, поэзии и искусстве), но от которых отказалось современное движение.

См. также [ править ]

Архитектурные стили (хронологический порядок) [ править ]

Архитектурные особенности [ править ]

Декоративные особенности [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Бэтсфорд и Фрай, 1-3
  2. ^ Джон Харви, Готический мир .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Флетчер, Банистер (1905). История архитектуры сравнительным методом (1-е изд.). Лондон: Бэтсфорд.
  4. ^ Игнатий Антиохийский , в «Письме к Ефесянам», написанном ок. 100 г. н.э.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д В. Пинто, Пио (1975). Путеводитель паломника по Риму (1-е изд.). ISBN  9780060133887 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вим Сваан, Готический собор [ нужна полная цитата ]
  7. ^ «С самой ранней эпохи готики было практически немыслимо построить собор длиной менее ста ярдов» стр.23 Франсуа Ишер, Строительство великих соборов
  8. ^ Сантьяго-де-Компостелла , Кентерберийский собор .
  9. ^ Гитманн, Г. и Терстон, Герберт (1913). «Базилика» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  10. ^ «Базилики мира» . GCatholic.org . 2019 . Проверено 12 декабря 2019 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Андре Грабарь, «Начало христианского искусства» . [ нужна полная цитата ]
  12. ^ Флеминг, Хонор и Певснер, 21 год.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бени и Ганн, Церкви Рима .
  14. ^ Крайним примером этого является новый собор Ковентри , где «Ист-Энд» фактически обращен на север из-за строительства нового здания под прямым углом к ​​оболочке старого здания, разрушенного во время Второй мировой войны.
  15. ^ Флеминг, Хонор и Певснер, 225, 10.
  16. ^ Флеминг, Хонор и Певснер, 149.
  17. ^ Флеминг, Хонор и Певснер, 325.
  18. ^ Флеминг, Хонор и Певснер, 86.
  19. ^ Бэтсфорд и Фрай, 96, 101-104; Саммерсон, Джон (1988), Георгианский Лондон, 64–70, (1945), исправленное издание 1988 года, Барри и Дженкинс, ISBN   0712620958 . (См. также исправленное издание под редакцией Говарда Колвина , 2003 г.)
  20. ^ «Уэллс: Собор. Внешний западный фасад» . Коллекция сэра Лоуренса Альма-Тадема в Интернете . дои : 10.1163/37701_atco_pf_8969 . Проверено 23 апреля 2022 г.
  21. ^ Макалир, Дж. Филип (1 января 1999 г.). Рочестерский собор, 604–1540 гг . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442679436 . ISBN  978-1-4426-7943-6 .
  22. ^ Уоллерт, Ари; Герменс, Эрма; Пик, Марья, ред. (1995). Техники исторической живописи, материалы и студийная практика: препринты симпозиума, Лейденский университет, Нидерланды, 26–29 июня 1995 г. Институт консервации Гетти. ISBN  0-89236-322-3 . ОСЛК   32131812 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Энциклопедия византийского и средневекового искусства Ларусса [ нужна полная цитата ]
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рольф Томан, романский стиль – архитектура, скульптура, живопись [ нужна полная цитата ]
  25. ^ WH Оден , «Соборы, Роскошные лайнеры, нагруженные душами, Несущие на Восток свои каменные корпуса»
  26. Бэтсфорд и Фрай, 48–49.
  27. ^ Джеральд Рэндалл (1980). Церковная обстановка и украшение в Англии и Уэльсе . Лондон: ISBN BT Batsford Ltd. 0-7134-3382-5
  28. ^ Флеминг, Хонор и Певснер, 72 года.
  29. ^ Бэтсфорд и Фрай, 46–50, 115–118 в партере.
  30. ^ Флеминг, Хонор и Певснер, 253.
  31. ^ Бриттен-Кэтлин, 52, 114.
  32. ^ «Катехизис Католической Церкви — ИнтраТекст» . www.vatican.va . Архивировано из оригинала 1 мая 2004 г.
  33. ^ Бэтсфорд и Фрай, 131. Фактически, дойдя до церковной двери, а иногда, как в Вестминстерском аббатстве , было достаточно более широкой церковной территории. Многие права на убежище оставались в английском законодательстве до 1623 года.
  34. ^ «Глоссарий: алтарь» . Объединенные методистские коммуникации. 21 октября 2013 года . Проверено 30 апреля 2022 г.
  35. ^ Бэтсфорд и Фрай, 131
  36. Бэтсфорд и Фрай, 44–47, 110.
  37. Бэтсфорд и Фрай, 41–43.
  38. ^ Т. Фрэнсис Бампус, Соборы и церкви Бельгии .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Алек Клифтон-Тейлор, Соборы Англии . [ нужна полная цитата ]
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Николаус Певснер, Очерк европейской архитектуры [ нужна полная цитата ]
  41. ^ Тьерри, Жан-Мишель (1989). Армянское искусство . Нью-Йорк : Гарри Н. Абрамс. п. 545. ИСБН  0-8109-0625-2 .
  42. ^ Уоткин, 71 год.
  43. ^ Уоткин, 70-74.
  44. ^ Уоткин, 74–75.
  45. ^ Уоткин, 79-80.
  46. ^ Уоткин, 83-86; Ярвуд, 84-110
  47. ^ Ярвуд, 134-199.
  48. ^ Уоткин, 168-170; 178-179
  49. ^ Уоткин, 179-182.
  50. ^ Уоткин, 191-192.
  51. ^ Джеймс Лис-Милн, собор Святого Петра [ нужна полная цитата ]
  52. Флеминг, Хонор и Певснер, 28–29.
  53. ^ «Барокко» . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). 1911. Обычная версия происхождения термина на французском или португальском языке, но доступны и альтернативные объяснения .
  54. ^ Уоткин, 285-291.
  55. ^ Джон Саммерсон, Архитектура в Великобритании
  56. ^ Уоткин, 305-307.
  57. ^ Уоткин, 273-274.
  58. ^ Уоткин, 280-284.

Ссылки [ править ]

  • Банистер Флетчер , История архитектуры на основе сравнительного метода , 2001, Elsevier Science & Technology, ISBN   0-7506-2267-9
  • Бэтсфорд, Гарри и Фрай, Чарльз, Большая английская церковь средневековья , 1944 (2-е изд.), Бэтсфорд
  • Николаус Певснер , Очерк европейской архитектуры , 1964, Pelican Books, ISBN
  • Ролоф Бени , Питер Ганн , Римские церкви , 1981, Саймон и Шустер, ISBN   0-671-43447-0
  • Бриттен-Кэтлин, Тимоти, Церкви , 2008, Коллинз, ISBN 9780007263066
  • Т. Фрэнсис Бампус , Соборы и церкви Бельгии , 1928, T. Werner Laurie Ltd, ISBN
  • Алек Клифтон-Тейлор , Соборы Англии , 1967, Темза и Гудзон, ISBN   0-500-20062-9
  • Ален Эрланд-Бранденбург , Собор: социальная и архитектурная динамика строительства , 2009 г. (новое издание в мягкой обложке), Cambridge University Press
  • Джованни Фанелли , Брунеллески , 1980, Бекокчи, ISBN
  • Джон Флеминг , Хью Хонор и Николаус Певснер , Архитектурный словарь Penguin , 3-е изд, 1980, Penguin, ISBN 0140510133
  • Пол Франкл/Пол Кроссли , Готическая архитектура , 2001 (2-е исправленное издание), издательство Йельского университета
  • Андре Грабар , Начало христианского искусства , Темза и Гудзон, 1967, ISBN
  • Джон Харви , Готический мир, 1100–1600 , 1950, Бэтсфорд, ISBN
  • Джон Харви , английские соборы , 1961, Бэтсфорд, ISBN
  • Говард Хиббард , Шедевры западной скульптуры , 1966, Темза и Гудзон, ISBN
  • Редактор Рене Юи , Энциклопедия византийского и средневекового искусства Ларусса , 1963, Пол Хэмлин, ISBN
  • Франсуа Ишер , «Строительство великих соборов» , 1998, Гарри Н. Абрамс, ISBN   0-8109-4017-5
  • Джеймс Лис-Милн , собор Святого Петра , 1967, Хэмиш Гамилитон, ISBN
  • Пио В. Пинто , Путеводитель паломника по Риму , 1974, Харпер и Роу, ISBN   0-06-013388-0
  • Джеральд Рэндалл , Церковная обстановка и украшение в Англии и Уэльсе , 1980, Лондон: BT Batsford Ltd., ISBN   0-7134-3382-5 ; Нью-Йорк: Издательство Холмса и Мейера, ISBN   0-8419-0602-5
  • Джон Саммерсон , Архитектура в Великобритании, 1530–1830 , 1983, История искусства Пеликана, ISBN   0-14-056003-3
  • Вим Сваан , Готический собор , 1988, Omega Books, ISBN   978-0-907853-48-0
  • Вим Сваан , Искусство и архитектура позднего средневековья , Omega Books, ISBN   0-907853-35-8
  • Тим Таттон-Браун, Джон Крук , Английский собор , 2002, New Holland Publishers, ISBN   1-84330-120-2
  • Рольф Томан , редактор журнала «Романский стиль – архитектура, скульптура, живопись» , 1997, Конеманн, ISBN   3-89508-447-6
  • Уоткин, Дэвид , История западной архитектуры , 1986, Барри и Дженкинс, ISBN   0712612793
  • Кристофер Уилсон , Готический собор: Архитектура Великой церкви 1130–1530 , 1992 (2-е издание), Темза и Гудзон
  • Ярвуд, Дорин , Архитектура Европы , 1987 (первое издание 1974 г.), Spring Books, ISBN   0600554309

Внешние ссылки [ править ]

византийский [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c510da4d79fcb7e03a79fa1bb4cc831__1711594620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/31/1c510da4d79fcb7e03a79fa1bb4cc831.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of cathedrals and great churches - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)