Jump to content

Список региональных особенностей европейской соборной архитектуры

Региональные характеристики европейских соборов — это те характерные архитектурные особенности, которые определяют местные соборы (и другие великие церкви) любого региона и часто выходят за рамки периода и стиля.

с Пизанский собор отдельно стоящим баптистерием и знаменитой «падающей башней», комплексом зданий стилистического единства.
Собор Богоматери Турне , Бельгия, единственное здание огромного стилистического разнообразия.

Самые ранние большие церкви датируются Римской империей . По мере того как христианство и строительство церквей и соборов распространялись по всему миру, способ их строительства зависел от местных материалов и местных технологий. Развивались различные стили архитектуры и распространялась их мода, вызванная учреждением монашеских орденов, командированием епископов из одного региона в другой и путешествиями мастеров -каменщиков , служивших архитекторами. [ 1 ] Стили великих церковных зданий последовательно известны как раннехристианский , византийский , романский , готический , ренессансный , барочный , различные стили Возрождения конца 18-го - начала 20-го веков и модерн . [ 2 ] На каждый академический стиль накладываются региональные особенности. Некоторые из этих характеристик настолько типичны для конкретной страны или региона, что независимо от стиля проявляются в архитектуре соборов, спроектированных с разницей в много веков. [ 2 ]

Региональные примеры

[ редактировать ]

Примечание . Приведенные ниже списки призваны дать в точечной форме те характеристики каждого выбранного примера, которые характеризуют архитектуру региона. Этот раздел не преследует цели дать подробное описание каждого здания.

Каждый список посвящен плану, восточному концу, пересечению, акцентам, особенностям, солнечному свету и тени, отделке, повествовательным особенностям и вещам, которые отличают здание от зданий другого региона. Для получения более подробной информации найдите конкретное здание в Списке соборов . Используемый здесь метод сравнения основан на описаниях регионального «архитектурного характера» Банистера Флетчера . [ 2 ]

Аркадный фасад Пизанского собора на закате. См. также изображение соборного комплекса во введении.

собор или Пизанский Дуомо с комплексом зданий, окружающих его на площади Чудес, является воплощением итальянского собора. Это здание в романском стиле, построенное в основном между 1063 и 1092 годами с некоторыми готическими пристройками. Многие черты, характеризующие это здание как итальянское, сохранялись вплоть до периода барокко. Сэр Банистер Флетчер описывает этот собор как «один из лучших памятников романского периода» с «выраженной индивидуальностью» , «красотой и изысканностью декоративных элементов». [ 2 ]

Примечание . В этом списке представлен краткий анализ региональных характеристик конкретного здания. [ 2 ] Полное описание можно посмотреть по ссылке на веб-странице.

  • План представляет собой простой четко выраженный латинский крест.
  • Восточный конец здания и концы трансепта имеют полукруглые апсиды без окружающего прохода.
  • Пересечение увенчано куполом , который в данном случае необычен тем, что имеет овальную форму, что является прообразом гибкого использования архитектурных форм периода барокко.
  • Различные части здания четко обозначены проекцией и очертаниями. Орнамент служит для определения отдельных архитектурных единиц, а не для их объединения, например, вертикальные ступени разделены горизонтальными рядами, горизонтальные пролеты определяются снаружи прикрепленными валами, внутри аркада отделена от уровня фонаря карнизом.
  • Различные функции собора вынесены в отдельные здания. Знаменитая отдельно стоящая колокольня демонстрирует, почему это часто случалось в Италии: мягкая почва речных долин вызывает проседание, а в Италии также более высокая частота сейсмических движений, чем в других частях Западной Европы. Баптистерий представляет собой огромное отдельно стоящее здание с центральным пространством, окруженным двухэтажной галереей.
  • Аркада . является доминирующим декоративным элементом, проходящим полосами вокруг собора, баптистерия и, в первую очередь, колокольни, где она определяет каждый из восьми уровней При ярком солнечном свете и под большим углом наклона солнца в южной Европе эффект заключается в том, что становится горизонтальной . поверхность здания
  • Архитектурные детали основаны на римском искусстве , с капителями коринфского типа.
  • полихромный декор полосами белого мрамора, чередующимися с зеленым, серым или красным. Богатство поверхности здания придает
  • Средства, используемые для образного повествования, включают мозаику , скульптуру в определенных прямоугольных панелях, таких как стороны восьмиугольной мраморной кафедры и панели бронзовых дверей .

Ссылки на раздел: Банистер Флетчер, [ 2 ] Ларусс. [ 3 ]

Примеры соборов в Италии :

Амьенский собор — готическое здание 1220–1288 годов, типичное для соборов северной Франции. Вим Сваан пишет : «В нефе Амьена готическая структура и обработка классического трехступенчатого внутреннего фасада, установленного в Шартре, достигли совершенства». [ 4 ]

Примечание . В этом списке представлен краткий анализ региональных характеристик конкретного здания. [ 2 ] Полное описание можно посмотреть по ссылке на веб-странице.

Амьенский собор с тремя порталами и окном-розой.
  • План крестообразный, но трансепты не выходят за пределы приделов, что придает церкви компактный вид.
  • Восточный конец здания имеет апсиду, окруженную группой нижних расходящихся часовен, называемых чевет .
  • Особое внимание уделяется вертикальности . Свод поддерживается аркбутанами .
  • Перекресток увенчан изящным ажурным шпилем, называемым флешем .
  • Различные части здания объединены архитектурными особенностями и декором, которые подчеркивают вертикальность конструкции, например, к колоннам прикреплены шахты , которые начинаются от пола и проходят вверх через все вертикальные ступени (аркаду, трифорий и фонарь), образуя ребра свода.
  • Западный фасад представляет собой очень важную особенность с тремя огромными украшенными порталами, двумя башнями и окном-розой. Пропорции произвольны, а башни разной высоты.
  • Фасад разделен вертикальными контрфорсами и горизонтальными рядами на декоративную сетку, благодаря которой тень падает как вертикально, так и горизонтально .
  • Доминирующей декоративной особенностью является кружевная каменная кладка , закрывающая фасад, украшающая парапеты и наполняющая окна узором. Аркбутаны и их вершины образуют структурное кружево, окружающее экстерьер.
  • Средствами повествования являются витражи и архитектурные скульптуры , окружающие двери и заполняющие каменные перегородки фасада.

Ссылки на раздел: Банистер Флетчер, [ 2 ] Ларусс, [ 3 ] Лебедь. [ 4 ]

Примеры соборов во Франции :

Линкольнский собор типично английский как по стилю, так и по разнообразию, его строительство было начато в 1074 году и достигло своего окончательного состояния только в 1540-х годах. Алек Клифтон-Тейлор описал его так: « Вероятно, учитывая все обстоятельства, лучший из английских соборов». [ 5 ]

Примечание . В этом списке представлен краткий анализ региональных характеристик конкретного здания. [ 2 ] Для полного описания перейдите по ссылке на веб-страницу.

Линкольнский собор с норманнскими порталами, готической ширмой и башнями в два этапа
  • План представляет собой двойной крест с большим, смело выступающим трансептом и второстепенным трансептом с апсидальными часовнями на восточном конце. В нем есть отдельный монастырь и десятиугольный капитул с огромными контрфорсами.
  • Восточный конец имеет квадратную форму и заполнен огромным готическим окном с геометрическим узором.
  • Внутри акцент делается на длину и горизонтальность . Вертикальные подразделения аркады, трифория и фонаря определяются сильными горизонтальными рядами. По всей длине готического свода проходит очень тяжелое ребро, несущее глаз вдоль нефа.
  • Пересечение большого трансепта увенчано 270-футовой башней , которая в течение трехсот лет поддерживала шпиль .
  • Западный фронт имеет ощущение дисгармоничного величия: его фронтон и две высокие башни возвышаются на двух этапах строительства , норманнском и готическом, за огромным готическим экраном с нишами для сотен статуй, который заканчивается двумя многоугольными вершинами, каждая из которых достаточно велика, чтобы можно было разместить значительная церковная башня . В центре три огромные арки обрамляют окна и нормандский портал.
  • Башни имеют очень сильный вертикальный акцент с массивными многоугольными контрфорсами, отбрасывающими вертикальные тени под косым солнцем. Глубоко утопленные арки имеют тот же эффект, в то время как экран скульптуры противоположен горизонтален .
  • Доминирующими декоративными особенностями внутри являются контраст темной мраморной лепнины и ребер со светлой каменной кладкой, регулярное повторение аркад и множественность ребристых сводов. Эффект регулярного повторения простых форм виден внешне на экране и в расположении окон.
  • Средствами повествования были витражи и резьба . К сожалению, они были разрушены во время роспуска монастырей .

Ссылки на раздел: Банистер Флетчер, [ 2 ] Ларусс, [ 3 ] Клифтон-Тейлор. [ 5 ]

Примеры соборов в Соединенном Королевстве :

Германия

[ редактировать ]

Вормсский собор датируется 1110–1181 годами. Вместе с соборами Шпейера и Майнца он представляет собой вершину немецкого романского стиля, обладает пространственными качествами и тем, что Банистер Флетчер описывает как «живописный характер» , который позже был умело адаптирован во многих церквях немецкого барокко. [ 2 ]

Примечание . В этом списке представлен краткий анализ региональных характеристик конкретного здания. [ 2 ] Полное описание можно посмотреть по ссылке на веб-странице.

Вормсский собор контрастирующих форм
  • План представляет собой модифицированный латинский крест с небольшим выступом трансепта. Вход через южное крыльцо .
  • В восточном конце есть апсида без передвижного помещения, а в западном конце есть вторая нижняя апсида , типичная для немецкого романского стиля и, возможно, возникшая из отдельно стоящего баптистерия.
  • Над переправой и на западном конце расположены короткие восьмиугольные башни . расположены две более высокие башни По обеим сторонам здания . Каждый из них имеет круто заостренную крышу, коническую или восьмиугольную.
  • Различные секции здания представляют собой массивные, четко очерченные блоки, аккуратно собранные в гармоничное целое, словно построенное из детского набора кубиков. Есть ощущение, что здание можно разобрать и переставить. Объединение различных частей подчеркивает геометрическую трехмерность каждой части.
  • Вход представляет собой богато украшенное готическое крыльцо, зажатое между двумя часовнями, что подчеркивает целостность каждой части. Здесь нет ни западного фасада, ни фасада . Здание требует рассмотрения как трехмерного объекта.
  • Солнечный свет падает на поверхности, которые либо широкие, либо плоские, либо круглые. Детали минимальны , подчеркнута структура здания, а не его особенности.
  • Внешне он очень просто украшен плоскими пилястрами и несколькими рядами разумно расположенных глухих аркад на манер Пизы. Внутри пространство и ясность преобладают над декором, за исключением алтаря.
  • Средством повествования здесь является буйный алтарь в стиле барокко , который вырывается из восточной апсиды рядами, херувимами и статуями.

Ссылки на раздел: Банистер Флетчер, [ 2 ] Ларусс, [ 3 ] Они берут. [ 6 ]

Примеры соборов в Германии :

Западный фасад собора Бургоса демонстрирует контраст простых и украшенных поверхностей.

Собор Бургоса , строительство которого началось в 1221 году, представляет собой множество особенностей и описан Банистером Флетчером как «самый поэтичный из испанских соборов». [ 2 ] Примечание . В этом списке представлен краткий анализ региональных характеристик конкретного здания. [ 2 ] Полное описание можно посмотреть по ссылке на веб-странице.

  • Его план представляет собой латинский крест со сравнительно широким трансептом . Но план усложняется и визуально замаскирован снаружи за счет нарастания многочисленных боковых часовен, которые группируются вокруг него под разными углами, а также примыкания большого епископского дворца на юге.
  • Восточный конец апсидальный с шеветом на французский манер. несколько часовен , в том числе очень большая Капилья дель Кондестабль. Чевет окружает
  • Внутри здание отличается шириной нефа и открытостью конструкции. Плоские, однотонные, широкие поверхности чередуются с богато и разнообразно украшенными .
  • Внутреннее устройство типично для испанского собора: Квир расположен к западу от перехода. Над переходом расположена богато украшенная фонарная башня.
  • Внешне различные части здания невозможно увидеть вместе, кроме как на расстоянии, с которого массивные шпили, фонарная башня и вершины Капильи дель Кондестабль объединяются, образуя чрезвычайно богатый силуэт .
  • Западный фронт создан по образцу Северной Франции, но отличается контрастом участков однотонных и декорированных поверхностей. Башни-близнецы массивных размеров , с четко выраженными контрфорсами и богатым орнаментом несут шпили ажурного кружева в немецком стиле. Есть еще два фасада, по одному на каждом конце трансепта, каждый с дверным проемом с богатой скульптурой.
  • Декор очень разнообразен и включает в себя элементы французской и немецкой готики, более ранние полукруглые романские формы, мавританские мотивы, а в арке центральной двери - ренессансный фронтон. Примечательной особенностью является размещение двух очень больших экранов, напоминающих ажурные оконные проемы: один из трех пролетов на южном фасаде трансепта, а другой из двух между западными башнями.
  • Богатство архитектурных и отдельно стоящих скульптур , картин и витражей рассказывают историю веры.

Ссылки на раздел: Банистер Флетчер, [ 2 ] Ларусс. [ 3 ]

Примеры соборной архитектуры в Испании :

Краткое описание характеристик

[ редактировать ]
  • Итальянские соборы - полихромия, четкие формы, симметричный план, купольный переход, отдельно стоящие башни.
  • Французские соборы - вертикальные, единый внешний вид, компактный план, изящный шпиль, называемый флеш на пересечении, две башни на западном фасаде , а иногда и на фасадах трансепта.
  • Английские соборы - горизонтальные, разнообразные стили, вытянутый план, большая пересекающая башня, возможно, со шпилем, две башни спереди.
  • Немецкие соборы - массивные, блочные, широкого плана, восьмиугольный купол на пересечении, многобашенные, с одним или двумя высокими шпилями в готический период.
  • Испанские соборы . Просторный, богато украшенный, сложный план, разнообразная линия крыши, две башни на западном фасаде.

Примечание Это резюме не исключает разнообразия, которое произошло в разные даты по разным причинам. Одним из факторов, повлиявших на разнообразие стилей, была иммиграция мастеров-каменщиков, которые часто работали архитекторами. Таким образом, Вильгельм Санский задал стиль Кентербери, а Миланский собор выполнен в преимущественно немецкой готике.

Самые первые церкви в Киевской Руси , например деревянный Софийский собор в Новгороде , имели целых 13 куполов, отличаясь в этом отношении от своих преимущественно одноглавых византийских предшественников. архитекторы Владимиро-Суздальские перешли от кирпича к белому известняковому камню в качестве основного строительного материала, что обеспечило резко эффектные силуэты храма, но сделало церковное строительство очень дорогостоящим. Сначала баптистерий , притвор и хоровая галерея над притвором были общей чертой русских церквей, но к концу XII века они в значительной степени исчезли, уступив место новым элементам, таким как многочисленные подъезды , внешние часовни и звонницы .

После столетия византийских подражаний русские каменщики стали подчеркивать вертикальность конструкции церкви. возникли так называемые башенные церкви В конце XII века в Полоцке и Смоленске ; этот дизайн позже распространился на другие области, такие как Киев и Чернигов . Визуальный переход между основным кубом церкви и вытянутым цилиндром под куполом обеспечивался одним или несколькими рядами изогнутых кокошников, называемых кокошниками . Еще более поздним развитием стало введение длинной конической крыши, известной как « палаточная ». Собор Василия Блаженного — единственный соборный храм с несколькими шатровыми крышами, но это скорее обетная церковь, чем собор.

17 век ознаменовался возвращением к традиционной византийской модели соборной и католиконной архитектуры с четырьмя из шести опор, поддерживающих своды. Шестистольные соборы предназначались для важнейших городов и монастырей. Внешнее украшение часто ограничивается небольшим количеством слепых аркад. Большие выпуклые купола обычно установлены на высоких барабанах, пронизанных длинными узкими окнами. Эта строгость соборной архитектуры контрастирует с продолжающимися экспериментами в дизайне обычных приходских церквей.

Соборы других стран Европы

[ редактировать ]

с краткими характеристиками

Великобритания

[ редактировать ]
Соборы Соединенного Королевства
Бангорский собор, Уэльс
Собор Святого Мунго, Глазго, Шотландия
Арма, Северная Ирландия
  • Бангорский собор , Уэльс , около 1120–1880 гг. Типичный для соборов Британии, этот небольшой собор демонстрирует свою долгую историю в своей архитектуре, без каких-либо попыток сопоставить последовательные стили друг с другом. Ранняя и поздняя готика, готическое возрождение и XX век соседствуют в одном здании. [ 7 ]
  • Церковь Святого Мунго, Глазго , Шотландия , 13 век. Это здание 13 века, построенное на месте, где бык остановил повозку с телом святого, отличается пропорционально большими размерами окон и единственной центральной башней, которая когда-то была разделяется другими соборами и аббатствами Шотландии. [ 2 ]
  • Собор Святого Патрика, Арма (Ирландская церковь) , Северная Ирландия , 1834–1840 гг. – Основанное в V веке здание неоднократно разрушалось. Нынешний собор является прекрасным примером архитектуры довикторианского неоготического возрождения .

Северная Европа

[ редактировать ]
Высокие шпили Северной Европы
Собор Коб, Ирландия
Роскиллеский собор, Дания
Нидаросский собор, Норвегия
  • Собор Коб , Ирландия , 1868-1915 гг. – Архитектор Эдвард В.Пугин и другие. Собор Коб выполнен в стиле ранней французской готики и является одним из лучших примеров готического возрождения XIX века в Ирландии.
  • Собор Роскилле , Дания , около 1150-1300 гг. Сочетание простой кирпичной архитектуры без украшений с медными шпилями причудливого и изысканного дизайна типично датское. [ 6 ]
  • Нидаросский собор , Норвегия , 1070-1300 гг. На норвежскую средневековую архитектуру сильное влияние оказали английские строители-подмастерья, которые спроектировали западную часть этого здания по образцу собора Линкольна, на который оно очень похоже. Длинная покатая крыша и высокий шпиль из дерева и меди типичны для Норвегии. [ 6 ]

Романские соборы

[ редактировать ]
Соборы в романском стиле
Лундский собор, Швеция
Собор Турне, Бельгия
Лиссабонский собор, Португалия
  • Лундский собор , Швеция , 1060-1250 гг. — Этот важный пример романской архитектуры отмечен приверженностью итальянскому плану латинского креста с простой апсидой. Массивные западные башни с деревянными шпилями типичны для романского стиля всей Северной Европы. [ 6 ]
  • Собор Турне , Бельгия , 1100-1255 гг. Здание представляет собой сочетание совокупности романских форм и множества башен в немецком стиле с алтарем и шеве в стиле французской готики. Архитектура этого здания имела большое влияние. [ 2 ]
  • Лиссабонский собор , Португалия , 1147–1500, 1755–20 век. Крепостное качество, пещеристый единственный дверной проем, заостренные зубцы и очень функциональный внешний вид этого собора типичны для преобладающей романской архитектуры, несмотря на признание готического стиля. [ 8 ]

Готические соборы

[ редактировать ]
Соборы в готическом стиле
Утрехт, Нидерланды, с Бюуркерком на переднем плане
Собор Святого Стефана, Вена, Австрия ,
Собор Святого Вита, Чехия
  • Собор Святого Мартина, Утрехт , Нидерланды , около 1254-1515 гг. — Единственный готический собор в Нидерландах и первое готическое здание в этой стране. Сделан по образцу французских образцов, но только с одной башней.
  • Стефана Дом , Австрия , 1147-1557 гг. – Собор имеет огромное пространство крутой крыши с декоративной яркой черепицей, ярким узором, асимметрично расположенной башней и ажурным шпилем в немецком стиле. [ 2 ]
  • Собор Святого Вита , Чехия , 1344-1927 гг. Этот богато украшенный готический собор остался незавершенным в средневековый период и продолжился в готическом стиле в 19 веке. Появляются некоторые элементы барокко, такие как знаменитый шпиль южной башни.

Барочные соборы

[ редактировать ]
Соборы в стиле барокко
Гнезненский собор, Польша
Базилика Святого Стефана, Венгрия.
Санкт-Галленский собор, Швейцария
  • Гнезненский собор , Польша , 12-17 века. Кирпичное готическое здание с существенными дополнениями в стиле барокко, такими как характерные башенки-фонари на башнях.
  • Базилика Святого Стефана , Будапешт, Венгрия , 1850–1905 гг. — Это одна из нескольких больших и значительных церквей в неоклассическом стиле в Венгрии, отмеченная фронтонным фасадом и высоким куполом над переходом.
  • Собор Санкт-Галлена , Швейцария , 1755-1768 гг. — Архитектор Питер Тамб. Внешне это монастырское здание представляет собой стандартный западный фасад с башнями-близнецами, обрамляющими остроконечный конец. Но это собор в стиле барокко. Башни обрамляют апсидальную восточную часть в стиле немецкой романской церкви. Каждая деталь имеет изогнутую игривость, типичную для стиля барокко, который распространился по всей Центральной и Восточной Европе. [ 9 ]

Соборы Прибалтики

[ редактировать ]
Соборы Прибалтики
Вильнюсский собор, Литва
Рижский собор, Латвия
Собор Святой Марии, Таллинн, Эстония
  • Вильнюсский собор , Литва , 1779-1783 гг. — собор, построенный в неоклассическом стиле, напоминающий греческий храм, с отдельно стоящей колокольней в стиле барокко. Внутри сохранились следы оригинального средневекового здания.
  • Рижский собор , Латвия , 13-15 века. Длинная история этого однобашенного собора сочетается в его архитектуре, представляющей собой смесь романского стиля, неоготики, барокко и модерна, без преобладания какого-либо одного стиля. [ 10 ]
  • Собор Святой Марии, Таллинн , Эстония , 14-15 века. От первоначального средневекового собора сохранился только внешний вид, после того как он сильно пострадал во время пожара в 1684 году. Остальные в основном датируются 17-18 веками. Шпиль был добавлен в 1779 году.

Соборы Балкан.

[ редактировать ]
Соборы Балкан.

См. также

[ редактировать ]
Андреевский собор, Сент-Эндрюс , Шотландия

Архитектурные стили

[ редактировать ]

Архитектурные особенности

[ редактировать ]

Декоративные особенности

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Харви, Готический мир .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Сэр Банистер Флетчер , История архитектуры на сравнительном методе .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Энциклопедия византийского и средневекового искусства Ларусса
  4. ^ Перейти обратно: а б Вим Сваан, Готический собор
  5. ^ Перейти обратно: а б Алек Клифтон-Тейлор, «Соборы Англии»
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Рольф Томан, редактор журнала «Романская архитектура, скульптура, живопись»
  7. ^ Веб-сайт Бангорского собора
  8. Министерство культуры Португалии. Архивировано 25 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
  9. ^ Швейцария — ваш сайт
  10. ^ Рижский туристический сайт. Архивировано 15 марта 2014 г. в Wayback Machine.

Библиография

[ редактировать ]
  • Банистер Флетчер , История архитектуры на основе сравнительного метода , 2001, Elsevier Science & Technology, ISBN   0-7506-2267-9
  • Хелен Гарднер , Фред С. Кляйнер, Кристин Дж. Мамия, Искусство Гарднера сквозь века , 2004, Томсон Уодсворт, ISBN   0-15-505090-7
  • Николаус Певснер , Очерк европейской архитектуры , 1964, Pelican Books, ISBN
  • Ролоф Бени , Питер Ганн, Римские церкви , 1981, Саймон и Шустер, ISBN   0-671-43447-0
  • Т. Фрэнсис Бампус, Соборы и церкви Бельгии , 1928, T. Werner Laurie Ltd, ISBN
  • Алек Клифтон-Тейлор, Соборы Англии , 1967, Темза и Гудзон, ISBN   0-500-20062-9
  • Ален Эрланд-Бранденбург , Собор: социальная и архитектурная динамика строительства , 2009 г. (новое издание в мягкой обложке), Cambridge University Press
  • Джованни Фанелли, Брунеллески , 1980, Бекокчи, ISBN
  • Пол Франкл/Пол Кроссли, Готическая архитектура , 2001 (2-е исправленное издание), издательство Йельского университета
  • Андре Грабар, Начало христианского искусства , Темза и Гудзон, 1967, ISBN
  • Джон Харви , Готический мир, 1100–1600 , 1950, Бэтсфорд, ISBN
  • Джон Харви, Английские соборы , 1961, Бэтсфорд, ISBN
  • Говард Хиббард, Шедевры западной скульптуры , 1966, Темза и Гудзон, ISBN
  • Рене Юиг, редактор Энциклопедии византийского и средневекового искусства Ларусса , 1963, Пол Хэмлин, ISBN
  • Франсуа Ишер, «Строительство великих соборов» , 1998, Гарри Н. Абрамс, ISBN   0-8109-4017-5
  • Джеймс Лис-Милн, собор Святого Петра , 1967, Хэмиш Гамилитон, ISBN
  • Пио В. Пинто, Путеводитель паломника по Риму , 1974, Харпер и Роу, ISBN   0-06-013388-0
  • Джеральд Рэндалл, Церковная обстановка и украшение , 1980, издательство Holmes and Meier Publishers, ISBN   0-8419-0602-5
  • Джон Саммерсон , Архитектура в Великобритании, 1530-1830 , 1983, История искусства Пеликана, ISBN   0-14-056003-3
  • Вим Свон, Готический собор , 1988, Omega Books, ISBN   978-0-907853-48-0
  • Вим Сваан, Искусство и архитектура позднего средневековья , Omega Books, ISBN   0-907853-35-8
  • Тим Таттон-Браун, Джон Крук, Английский собор , 2002, New Holland Publishers, ISBN   1-84330-120-2
  • Рольф Томан, редактор журнала «Романская архитектура, скульптура, живопись» , 1997, Конеманн, ISBN   3-89508-447-6
  • Кристофер Уилсон, Готический собор: Архитектура Великой церкви 1130-1530 гг ., 1992 г. (2-е издание), Темза и Гудзон.
[ редактировать ]

византийский

[ редактировать ]

Романские соборы

[ редактировать ]

Раннеготические соборы конца XII — середины XIII веков.

[ редактировать ]

Готические соборы середины 13-16 веков.

[ редактировать ]

Ренессанс

[ редактировать ]

Барочный собор

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8bbbf03fe0e9a2e89d1242ad311940e__1707486180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/0e/c8bbbf03fe0e9a2e89d1242ad311940e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of regional characteristics of European cathedral architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)