Собор Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву | |
---|---|
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву ( Russian ) | |
![]() Вид на собор Василия Блаженного со стороны Красной площади. | |
Религия | |
Принадлежность | Русская Православная Церковь |
Церковный или организационный статус | Государственный исторический музей с восстановленными с 1991 года церковными службами. |
Год освящен | 12 июля 1561 г нужна ссылка ] | [
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Красная площадь , Москва , Россия |
Географические координаты | 55 ° 45'9 "N 37 ° 37'23" E / 55,75250 ° N 37,62306 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Иван Барма и Постник Яковлев [ 1 ] |
Тип | Церковь |
Новаторский | 1555 |
Технические характеристики | |
Высота (макс.) | 47,5 метров (156 футов) [ 2 ] |
Купол (ы) | 10 |
Высота купола (внутренняя) | фф |
Шпиль (а) | 2 |
Материалы | |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ii, iv, vi |
Назначен | 1990 г. (14-я сессия ) |
Часть | Кремль и Красная площадь , Москва. |
Справочный номер. | 545 |
Область | Европа |
Веб-сайт | |
в |
Собор Василия Блаженного (русский: Собор Василия Блаженного , латинизированный : Собор Василия Блаженного ), известный на английском языке как Собор Василия Блаженного , — православная церковь на Красной площади в Москве и один из самых популярных культурных символов России . Здание, ныне являющееся музеем, официально известно как собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву , или Покровский собор . [ 3 ] Он был построен в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного и в память взятия Казани и Астрахани . Его завершение с его цветами было завершено в 1683 году. Это было самое высокое здание города до завершения строительства колокольни Ивана Великого в 1600 году. [ 4 ]
Первоначальное здание, известное как Троицкая церковь , а затем Троицкий собор , содержало восемь часовен, расположенных вокруг девятой, центральной часовни, посвященной Покрову ; десятая часовня была возведена в 1588 году над могилой почитаемого местного святого Василия (Василия) . В XVI и XVII веках он воспринимался как земной символ Небесного Града . Как и все церкви византийского христианства , церковь [ 5 ] был широко известен как « Иерусалим » и служил аллегорией Иерусалимского Храма на ежегодном параде Вербного воскресенья , на котором присутствовали Патриарх Московский и Царь . [ 6 ]
Собор имеет девять куполов (каждый соответствует отдельной церкви) и имеет форму пламени костра, поднимающегося в небо. [ 7 ] Дмитрий Швидковский в своей книге «Русская архитектура и Запад » утверждает, что «оно не похоже ни на одно другое русское здание. Ничего подобного нельзя найти за все тысячелетие византийской традиции с пятого по пятнадцатый век… странность, которая поражает его неожиданность, сложность и поразительное переплетение разнообразных деталей его конструкции». [ 8 ] Собор предвещал расцвет русской национальной архитектуры 17 века. [ 9 ]
В рамках программы государственного атеизма церковь была конфискована у русской православной общины в рамках Советского Союза и антирелигиозной кампании с 1928 года действовала как подразделение Государственного исторического музея . [ 10 ] он был полностью секуляризован . В 1929 году [ 10 ] и остается федеральной собственностью Российской Федерации . С 1990 года церковь является частью Московского Кремля и Красной площади, ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия . [ 11 ] [ 12 ] После распада Советского Союза в 1991 году еженедельные православные службы с молитвой святителю Василию . с 1997 года были восстановлены [ 13 ]
Строительство при Иване IV
[ редактировать ]
Местом расположения церкви исторически была оживленная торговая площадь между Фроловскими (позже Спасскими) воротами Московского Кремля и дальним посадом . В центре торгаша отмечалась Троицкая церковь, построенная из того же белого камня, что и Кремль Дмитрия Донского (1366–68), и его соборы. царь Иван IV Каждую победу в Русско-Казанской войне отмечал возведением у стен Троицкой церкви деревянной мемориальной церкви; к концу его астраханской кампании он был окутан группой из семи деревянных церквей. По сообщению Никоновской летописи , осенью 1554 года Иван приказал построить на том же месте, «на рву», деревянную Покровскую церковь. [ 14 ] Год спустя Иван приказал построить на месте Троицкой церкви новый каменный собор в память о своих походах. Посвящение церкви военной победе было «большим нововведением». [ 8 ] для Московии. Размещение церкви за стенами Кремля было политическим заявлением в пользу посадских простолюдинов и против потомственного боярства . [ 15 ]
Современные комментаторы ясно определили новое здание как Троицкую церковь по названию его самого восточного святилища ; [ 14 ] статус « кафоликона » ( собора , собора , большой соборной церкви) ему еще не был присвоен:
На Троице на Рву в Москве.
В том же году по воле царя и владыки и великого князя Ивана началось возведение заложенной церкви, как он обещал для взятия Казани : Троицы и Покрова и семи святилищ, называемых также «на рву». А строителем был Барма с компанией.— Пискаревская летопись, 1560 г. (7068 г. по византийскому календарю ) [ 16 ]
Личность архитектора неизвестна. [ 17 ] Традиция гласит, что церковь построили два архитектора, Барма и Постник: [ 17 ] [ 18 ] В официальном реестре культурного наследия России значится «Барма и Постник Яковлевы ». [ 1 ] Исследователи предположили, что оба имени относятся к одному и тому же человеку — Постнику Яковлеву. [ 18 ] or, alternatively, Ivan Yakovlevich Barma (Varfolomey). [ 17 ] Легенда гласит, что Иван ослепил архитектора, чтобы он не смог воссоздать шедевр где-либо еще. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Многие историки убеждены, что это миф, поскольку впоследствии архитектор участвовал в строительстве Благовещенского собора в Москве, а также в возведении стен и башен Казанского кремля . [ 22 ] [ 23 ] Постник Яковлев оставался активным, по крайней мере, на протяжении 1560-х годов. [ 24 ] Этот миф, вероятно, возник из Джерома Горсея рассказа о том, как Иван III Московский ослепил архитектора Ивангородской крепости . [ 25 ]
Есть сведения, что в строительстве участвовали каменщики из Пскова. [ 26 ] и немецких земель. [ 27 ]
Архитектурный стиль
[ редактировать ]
Потому что аналога церковь не имеет ни в предшествующей, ни в современной, ни в позднейшей архитектуре Московии и византийской культурной традиции вообще. [ 8 ] — источники, вдохновившие Барму и Постника, оспариваются. Эжен Виолле-ле-Дюк отверг европейское происхождение собора, полагая, что его кокошники были византийскими и, в конечном итоге, азиатскими. [ 30 ] Современная «азиатская» гипотеза считает собор воссозданием мечети Кулшариф , разрушенной русскими войсками после осады Казани. [ 31 ]
Русские писатели XIX века, начиная с Ивана Забелина , [ 5 ] подчеркнул влияние народных деревянных церквей Русского Севера; их мотивы проникли в каменную кладку, особенно в обетных церквях , которым не нужно было размещать значительные собрания . [ 32 ] Дэвид Уоткин также писал о смеси русских и византийских корней, называя собор «кульминацией» русской народной деревянной архитектуры. [ 33 ]
Церковь сочетает в себе шахматно-ярусную конструкцию самой ранней (1505–1508) части колокольни Ивана Великого . [ 34 ] центральный шатер церкви Вознесения в Коломенском (1530-е гг.) и цилиндрическая форма церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1547 г.); [ 28 ] но происхождение этих уникальных построек не менее спорно. Церковь в Коломенском, по словам Сергея Подьяпольского , построил итальянец Петрок Малый , [ 27 ] хотя основная история еще не приняла его мнение. Андрей Баталов перевел год постройки Дьяковской церкви с 1547 на 1560–70-е годы и отметил, что Троицкая церковь вообще не могла иметь реальных предшественников. [ 35 ]

Дмитрий Швидковский предположил, что «невероятные» формы Покровской церкви и Вознесенской церкви в Коломенском свидетельствуют о зарождающемся национальном ренессансе , сочетающем более ранние московские элементы с влиянием итальянского Возрождения . [ 36 ] В Москве в 1474–1539 годах непрерывно работала большая группа итальянских архитекторов и мастеров, а также греческих беженцев, прибывших в город после падения Константинополя . [ 37 ] Эти две группы, по мнению Швидковского, помогли московским правителям выработать доктрину Третьего Рима , которая, в свою очередь, способствовала ассимиляции современной греческой и итальянской культуры. [ 37 ] Швидковский отметил сходство плана собора с итальянскими концепциями Антонио да Сангалло Младшего и Донато Браманте , но, скорее всего, Филарета с Trattato di Architettura . Другие русские исследователи отмечали сходство с эскизами Леонардо да Винчи , хотя в Ивановской Москве он не мог быть известен. [ 38 ] Николай Брунов признавал влияние этих прототипов, но не их значение; [ 39 ] он предположил, что в Москве середины XVI века уже были местные архитекторы, обученные итальянским традициям, архитектурному рисунку и перспективе , и что эта культура была утрачена в Смутное время . [ 40 ]

Андрей Баталов писал, что, судя по количеству новых элементов, привнесенных в Троицкую церковь, скорее всего, ее построили немецкие мастера. [ 27 ] Баталов и Швидковский отмечали, что во время правления Ивана немцы и англичане заменили итальянцев, хотя пик влияния немцев достиг позже, во время правления Михаила Романова . [ 27 ] Немецкое влияние косвенно поддерживается рустованными пилястрами центральной церкви, что более распространено в современной Северной Европе, чем в Италии. [ 41 ]
Академическое издание « Памятники архитектуры Москвы» 1983 года занимает золотую середину: церковь, скорее всего, является продуктом сложного взаимодействия самобытных русских традиций деревянного и каменного зодчества с некоторыми элементами, заимствованными из произведений итальянцев в Москве. [ 42 ] В частности, стиль кирпичной кладки сводов – итальянский. [ 42 ]
Макет
[ редактировать ]
Вместо того, чтобы следовать оригинальной планировке (семь церквей вокруг центрального ядра), архитекторы Ивана выбрали более симметричный план этажа с восемью боковыми церквями вокруг ядра. [ 18 ] создание «полностью связного и логичного плана» [ 43 ] [ 44 ] несмотря на ошибочное последнее «представление о структуре, лишенной ограничений и разума» [ 43 ] под влиянием памяти о неразумных злодеяниях Ивана. [ 43 ] Центральное ядро и четыре большие церкви, расположенные на четырех основных сторонах света, имеют восьмиугольную форму ; четыре по диагонали, церкви меньшего размера, расположенные имеют форму куба , хотя их форма едва видна в более поздних пристройках. [ 45 ] Большие церкви стоят на массивных фундаментах, а каждая из меньших стояла на возвышении, словно парящем над землей. [ 46 ]
Хотя боковые церкви расположены идеально симметрично, собор в целом таковым не является. [ 47 ] [ 48 ] Большая центральная церковь была намеренно [ 47 ] смещен к западу от геометрического центра боковых церквей, чтобы разместить большую апсиду. [ 47 ] на восточной стороне. В результате этого тонкого расчета [ 47 ] асимметрия , вид с севера и юга представляет собой сложную многоосную форму, а западный фасад, обращенный к Кремлю, выглядит правильно симметричным и монолитным. [ 47 ] [ 48 ] Последнее впечатление подкрепляется крепостными махинами и карнизом западной Входо-Иерусалимской церкви, отражающими реальные укрепления Кремля. [ 49 ]
Внутри составной церкви — лабиринт узких сводчатых коридоров и вертикальных цилиндров церквей. [ 28 ] Сегодня собор состоит из девяти отдельных часовен. [ 50 ] Самая большая и центральная церковь, Покровская церковь, имеет внутреннюю высоту 46 метров (151 фут), но ее площадь составляет всего 64 квадратных метра (690 квадратных футов). [ 28 ] Тем не менее, она шире и воздушнее церкви в Коломенском с исключительно толстыми стенами. [ 51 ] Коридоры выполняли функцию внутренних помещений ; западный коридор, украшенный уникальным плоским кессонным потолком , выполнял функцию притвора . [ 28 ]
Отдельная звонница первоначальной Троицкой церкви стояла к юго-западу или югу от основного строения. На планах конца 16-го и начала 17-го веков изображена простая конструкция с тремя палатками на крыше , скорее всего, покрытыми листовым металлом. [ 52 ] Построек этого типа до настоящего времени не сохранилось, хотя тогда он был распространён и использовался во всех проходных башнях Скородома . [ 53 ] Панорама Августа фон Мейенберга (1661 г.) представляет другое здание с группой небольших луковичных куполов . [ 52 ]
Структура
[ редактировать ]
Фундаменты, как это было традиционно в средневековой Москве, строились из белого камня, а сами церкви - из красного кирпича (28 на 14 на 8 см (11,0 на 5,5 на 3,1 дюйма)), тогда относительно нового материала. [ 18 ] (первое засвидетельствованное кирпичное здание в Москве, новая Кремлевская стена , было начато в 1485 году). [ 54 ] Обследование конструкции показывает, что уровень подвала идеально выровнен, что указывает на использование профессиональных чертежей и измерений, но каждый последующий уровень становится все менее регулярным. [ 55 ] Реставраторы, заменявшие часть кирпичной кладки в 1954–1955 годах, обнаружили, что за массивными кирпичными стенами скрывается внутренний деревянный каркас, проходящий по всей высоте церкви. [ 5 ] [ 56 ] Этот каркас, сделанный из искусно связанных тонких стержней, был возведен как пространственная модель будущего собора в натуральную величину, а затем постепенно заключен в прочную каменную кладку. [ 5 ] [ 56 ]
Строители, очарованные гибкостью новой технологии, [ 57 ] использовал красный кирпич в качестве декоративного материала как внутри, так и снаружи, оставляя как можно больше кирпичной кладки открытой; когда помещение требовало использования каменных стен, его украшали узором кирпичной кладки, закрашенным по лепнине . [ 57 ] Главным новшеством церкви стало использование строго «архитектурных» средств внешней отделки. [ 58 ] Скульптура и сакральные символы, использовавшиеся в ранней русской архитектуре , полностью отсутствуют; растительные орнаменты являются более поздним дополнением. [ 58 ] Вместо этого церковь может похвастаться разнообразием трехмерных архитектурных элементов, выполненных из кирпича.
Цвет
[ редактировать ]Свой нынешний яркий цвет церковь приобрела в несколько этапов, начиная с 1680-х годов. [ 5 ] до 1848 года. [ 42 ] Отношение русских к цвету в 17 веке изменилось в пользу ярких цветов; в иконографическом и настенном искусстве произошел взрывной рост количества доступных красок, красителей и их сочетаний. [ 59 ] Первоначальная цветовая схема, лишенная этих нововведений, была гораздо менее сложной. Оно последовало за изображением Небесного города в Книге Откровения : [ 60 ]
И сидящий выглядел бы как яспис и сардинский камень; и вокруг престола была радуга, подобная изумруду.
И вокруг престола было двадцать четыре сиденья; и на сиденьях я увидел сидящих двадцать четыре старца, облеченных в белые одежды; и на головах их были золотые венцы.- Откровение , 4:3–4 ( KJV )
25 мест из библейских упоминаний упоминаются в структуре здания с добавлением восьми небольших луковичных куполов вокруг центрального шатра, четырех вокруг западной боковой церкви и четырех в других местах. Эта договоренность сохранилась на протяжении большей части 17 века. [ 61 ] На стенах церкви примерно в равных пропорциях смешана голая красная кирпичная кладка или расписная имитация кирпича с белым орнаментом. [ 60 ] Купола, покрытые оловом, были равномерно позолочены , создавая в целом яркое, но довольно традиционное сочетание белого, красного и золотистого цветов. [ 60 ] Умеренное использование зеленых и синих керамических вставок обеспечило ощущение радуги , как предписывает Библия. [ 60 ]
Хотя историки сходятся во мнении относительно цвета куполов XVI века, их форма является спорной. Борис Эдинг писал, что они, скорее всего, имели ту же форму луковицы, что и нынешние купола. [ 62 ] Однако и Коломенская, и Дьяковская церкви имеют уплощенные полусферические купола, и такой же тип могли использовать Барма и Постник. [ 63 ]
Разработка
[ редактировать ]1583–1596
[ редактировать ]Первоначальная Троицкая церковь сгорела в 1583 году и была переоборудована в 1593 году. [ 42 ] Девятый святилище, посвященное Василию Христову Юродивому (1460–1552), был пристроен в 1588 году рядом с северо-восточным святилищем Трех Патриархов. [ 42 ] Другой местный дурак, Иван Блаженный, был похоронен на территории церкви в 1589 году; святилище в его память было устроено в 1672 году внутри юго-восточной аркады. [ 5 ]
Свод храма Василия Блаженного служит ориентиром при оценке качества московской каменной кладки и техники. Будучи одним из первых сводов такого типа, он представляет собой образец инженерного мастерства, достигшего своего пика десятилетие спустя в церкви Троицы в Хорошеве (завершен в 1596 году). [ 64 ] Судно погибло в Смутное время ; Зданиям первой половины 17 века не хватает изысканности конца 16 века, что компенсирует плохие строительные навыки более толстыми стенами и более тяжелыми сводами. [ 64 ]
1680–1683
[ редактировать ]Второй и наиболее значительный этап переоборудования и расширения произошел в 1680–1683 годах. [ 5 ] Сами девять церквей сохранили свой внешний вид, но пристройки к аркаде первого этажа и площадке второго этажа были настолько глубокими, что Николай Брунов перестроил составную церковь из «старого» здания и самостоятельного сооружения, включившего в себя «новую» Троицкую церковь. . [ 65 ] То, что когда-то было группой из девяти независимых церквей на общей платформе, превратилось в монолитный храм. [ 65 ] [ 66 ]
Ранее открытые аркады первого этажа были заполнены кирпичными стенами; в новом пространстве разместились алтари тринадцати бывших деревянных церквей, воздвигнутых на месте казни Ивана на Красной площади. [ 5 ] Деревянные навесы над площадкой первого этажа и лестницей (причина частых пожаров) были перестроены из кирпича, в результате чего над крыльцами и вестибюлями образовались современные круговые галереи с шатровыми крышами. [ 5 ]
Старую отдельно стоящую колокольню снесли; его квадратный подвал был повторно использован под новую колокольню. [ 5 ] Высокая одинарная шатровая крыша этой колокольни, построенной в народном стиле правления Алексея I , существенно изменила облик собора, придав самой церкви сильный асимметричный противовес. [ 67 ] Эффект наиболее выражен на южном и восточном фасадах (если смотреть со стороны Зарядья ), хотя колокольня достаточно велика, чтобы ее можно было увидеть с запада. [ 67 ]
В этот же период появились первые орнаментальные росписи в соборе, начиная с растительных орнаментов внутри новых галерей; башни сохранили первоначальный рисунок кирпичной кладки. [ 5 ] Наконец, в 1683 году церковь украсила изразцовый карниз желтого и синего цвета с письменной историей церкви. [ 5 ] шрифтом старославянским .
1737–1784
[ редактировать ]В 1737 году церковь пострадала от сильного пожара и позднее была восстановлена Иваном Мичуриным . [ 68 ] Надписи, сделанные в 1683 году, были удалены во время ремонта 1761–1784 годов. Внутри церквей появились первые фигуративные фрески; все наружные и внутренние стены первых двух этажей были покрыты растительным орнаментом. [ 5 ] Колокольня соединялась с церковью пристройкой первого этажа; [ 5 ] в тот же период были заполнены последние оставшиеся открытые арки бывшей аркады первого этажа, [ 5 ] стирая последний намек на то, что когда-то было открытой платформой, несущей девять церквей Иванова Иерусалима.
1800–1848
[ редактировать ]
Картины Федора Алексеева с изображением Красной площади , выполненные в 1800–1802 годах, показывают, что к этому времени церковь была заключена в явно хаотичное скопление коммерческих построек; ряды магазинов «превратили Красную площадь в продолговатый и закрытый двор». [ 69 ] В 1800 году пространство между Кремлевской стеной и церковью все еще занимал ров, предшествовавший самой церкви. [ 70 ] Ров был засыпан при подготовке к коронации Александра I в 1801 году. [ 71 ] Французские войска, занявшие Москву в 1812 году, использовали церковь под конюшни и разграбили все, что стоило взять. [ 68 ] Церковь уцелела после пожара Москвы (1812 г.), уничтожившего Китай-город , и из-за того, что войска не смогли взорвать его по . приказу Наполеона [ 68 ] Интерьер был отремонтирован в 1813 году, а внешний - в 1816 году. Вместо замены недостающей керамической черепицы главного шатра церковь предпочла просто покрыть его жестяной крышей. [ 72 ]
Судьба ближайшего окружения церкви является предметом споров градостроителей с 1813 года. [ 73 ] Шотландец Уильям Хэсти предложил расчистить пространство вокруг церкви со всех сторон и вплоть до Москвы-реки ; [ 74 ] официальная комиссия под руководством Федора Ростопчина и Михаила Цицианова [ 75 ] согласился расчистить только пространство между церковью и Лобным местом . [ 74 ] План Хасти мог радикально изменить город. [ 73 ] но проиграл оппозиции, планы которой были окончательно одобрены Александром I в декабре 1817 г. [ 74 ] (конкретное решение о расчистке завалов вокруг церкви было издано в 1816 г.). [ 68 ]
Тем не менее, фактическая перепланировка Йозефа Бове привела к расчистке завалов и созданию Васильевской площади между церковью и Кремлевской стеной за счет сбривания гребня Кремлевского холма между церковью и Москвой-рекой . [ 76 ] Красная площадь была открыта к реке, и «св. Василий таким образом увенчал обезглавленный холм ». [ 76 ] Бове построил каменную террасную стену, отделяющую церковь от мостовой Москворецкой улицы; южная сторона террасы была завершена в 1834 году. [ 5 ] Мелкий ремонт продолжался до 1848 года, когда купола приобрели современный цвет. [ 42 ]
1890–1914
[ редактировать ]
Общества защитников природы следили за состоянием церкви и призывали к ее надлежащей реставрации на протяжении 1880-х и 1890-х годов. [ 77 ] [ 78 ] но его регулярно откладывали из-за нехватки средств. У церкви не было собственной общины, и она могла рассчитывать только на пожертвования, собранные в ходе общественных кампаний; [ 79 ] национальные власти в Санкт-Петербурге и местные власти в Москве препятствовали финансированию из государственного и муниципального бюджетов. [ 79 ] В 1899 году Николай II неохотно признал необходимость этих расходов. [ 80 ] но снова все вовлеченные государственные и муниципальные учреждения, включая Священный Синод , отказали в финансировании. [ 80 ] Реставрация, возглавляемая Андреем Павлиновым (умер в 1898 г.) и Сергеем Соловьевым , затянулась с 1896 г. [ 81 ] до 1909 г.; Всего реставраторам удалось собрать около 100 000 рублей . [ 80 ]
Реставрация началась с замены кровли куполов. [ 78 ] Соловьев снял жестяную крышу главной палатки, установленной в 1810-х годах, и обнаружил, что многие оригинальные черепицы отсутствуют, а другие обесцвечены; [ 78 ] после длительных дебатов весь комплект черепицы на шатровой крыше был заменен на новый. [ 78 ] Еще одно сомнительное решение позволило использовать стандартные кирпичи, которые были меньше оригинальных кирпичей 16 века. [ 82 ] Реставраторы согласились с тем, что лакокрасочные покрытия XIX века необходимо заменить «правдивым воссозданием» исторических образцов, но их необходимо было реконструировать и вывести на основе средневековых миниатюр. [ 83 ] В конце концов Соловьев и его советники выбрали сочетание насыщенного красного с насыщенно-зеленым, сохранившееся до сих пор. [ 83 ]

В 1908 году в церкви появилась первая система тепловоздушного отопления , которая плохо работала из-за потерь тепла в длинных воздуховодах, обогревая только восточные и северные святилища. [ 84 ] В 1913 году его дополнили насосной системой водяного отопления, обслуживающей остальную часть церкви. [ 84 ]
1918–1941
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны церковь возглавил протоиерей Иоанн Восторгов, националистический проповедник и лидер Черносотенного Союза русского народа . Восторгов был арестован большевиками в 1918 году под предлогом хищения национализированного церковного имущества и казнён в 1919 году. [ нужна ссылка ] Церковь какое-то время пользовалась Владимира Ленина ; «личным интересом» [ 85 ] в 1923 году он стал общественным музеем, хотя религиозные службы продолжались до 1929 года. [ 10 ]
Большевистские проектировщики вынашивали идеи сноса церкви после похорон Ленина (январь 1924 г.). [ 86 ] В первой половине 1930-х годов церковь стала препятствием для планов Иосифа Сталина , урбанистических реализуемых московским партийным деятелем Лазарем Кагановичем , «движущим духом реконструкции столицы». [ 87 ] Конфликт между защитниками природы, в частности Петром Барановским , и администрацией продолжался по крайней мере до 1936 года и породил городские легенды . В частности, часто рассказывают историю о том, как Каганович взял в руки модель церкви, представляя Красную площадь без нее, а Сталин резко ответил: «Лазарь, поставь ее обратно!» Точно так же главный планировщик Сталина, архитектор Владимир Семенов, по общему мнению, осмелился «схватить Сталина за локоть, когда вождь взял модель церкви, чтобы посмотреть, как Красная площадь будет выглядеть без нее», и был заменен чистым функционером Сергеем Чернышовым. [ 88 ]
Осенью 1933 года церковь исключили из реестра культурно-исторического наследия . Барановского вызвали для проведения в последний момент обследования церкви, которую планировалось снести, а затем арестовали за его возражения. [ 89 ] Пока он отбывал свой срок в ГУЛАГе , отношение изменилось, и к 1937 году даже самые консервативные большевистские планировщики признали, что церковь следует пощадить. [ 90 ] [ 91 ] Весной 1939 года церковь закрыли на ключ, вероятно, потому, что на повестке дня снова встал вопрос о сносе; [ 92 ] однако публикация в 1941 году подробной книги Дмитрия Сухова [ 93 ] Обследование церкви в 1939–1940 годах говорит против этого предположения.
1947 г. по настоящее время
[ редактировать ]
В первые годы после Второй мировой войны реставраторы восстановили исторические аркады и колонны первого этажа, поддерживающие платформу второго этажа, расчистили сводчатые и кессонные потолки в галереях, убрали внутри церквей «неисторические» фрески, написанные масляной краской XIX века. . [ 5 ] Очередной ремонт, проведенный Николаем Соболевым в 1954–1955 годах, восстановил первоначальную краску, имитирующую кирпичную кладку, и позволил реставраторам покопаться в старой каменной кладке, обнажив внутри нее деревянный каркас. [ 5 ] В 1960-х годах жестяную кровлю куполов заменили на медную. [ 10 ]
Последний этап реконструкции завершился в сентябре 2008 года открытием отреставрированного святилища святого Александра Свирского. [ 94 ] Здание до сих пор частично используется как музей, а с 1991 года время от времени используется Русской Православной Церковью для богослужений. С 1997 года православные службы проводятся регулярно. Ныне каждое воскресенье в храме Василия Блаженного часов утра совершается Божественная литургия в 10 с акафистом святителю Василию. [ 95 ] [ 13 ]
Мы
[ редактировать ]Здание, первоначально известное как «Троицкая церковь», [ 8 ] был освящен 12 июля 1561 г. [ 10 ] и впоследствии был возведен в статус собора ( похожего на церковную базилику в католической церкви , но обычно и неправильно переводимого как «собор»). [ 96 ] «Троица», по преданию, относится к самому восточному святилищу Святой Троицы , тогда как центральное святилище церкви посвящено Покрову Марии . Вместе с самым западным святилищем Входа во Иерусалим эти святилища образуют главную ось восток-запад (Христос, Мария, Святая Троица), а остальные святилища посвящены отдельным святым. [ 97 ]
Точка компаса [ 98 ] | Тип [ 98 ] | Посвящается [ 98 ] | отмечает |
---|---|---|---|
Центральное ядро | Палаточная церковь | Покрова Пресвятой Богородицы | Начало финального штурма Казани, 1 октября 1552 г. |
Запад | Столбец | Вход Христа в Иерусалим | Триумф московского войска |
Северо-Запад | Паховый свод | Святой Просветитель Армении Григорий | Взятие Арс-башни Казанского кремля , 30 сентября 1552 г. |
Север | Столбец | Святые мученики Киприан и Иустиния (с 1786 года святые Адриан и Наталия Никомидийские ) | Полный захват Казанского Кремля , 2 октября 1552 г. |
Северо-восток | Паховый свод | Три Патриарха Александрийских (с 1680 года святитель Иоанн Милостивый ) | Разгром конницы Епанчи 30 августа 1552 г. |
Восток | Столбец | Животворящая Святая Троица | Историческая Троицкая церковь на том же месте. |
Юго-восток | Паховый свод | Святой Александр Свирский | Разгром конницы Епанчи 30 августа 1552 г. |
Юг | Столбец | Икона Святителя Николая с реки Великой (Никола Великорецкий) | Икона была привезена в Москву в 1555 году. |
Юго-запад | Паховый свод | Святой Варлаам Хутынский | Возможно, был построен в честь Василия III Российского. [ 99 ] |
Северо-восточная пристройка (1588 г.) | Паховый свод | Василий Блаженный | Могила почитаемого местного святого |
Юго-восточная пристройка (1672 г.) | Паховый свод | Положение Покрова (с 1680 г.: Рождество Богородицы, с 1916 г.: святитель Иоанн Блаженный Московский) | Могила почитаемого местного святого |
Название «Покровская церковь» вошло в обиход позднее. [ 8 ] соседствует с Троицкой церковью. С конца 16 века [ 66 ] до конца 17 века собор также назывался в народе Иерусалимом, по имени Входо-Иерусалимской церкви. [ 5 ] а также его сакральной роли в религиозных ритуалах . имя Василия (Василия) Блаженного , который умер при строительстве и был похоронен на месте. Наконец, в начале 17 века за церковью закрепилось [ 8 ]
Современная русская традиция принимает два сосуществующих названия церкви: официальное [ 8 ] «Церковь Покрова на Рву» (полностью «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Рву») и «Храм Василия Блаженного». Когда эти имена перечислены вместе [ 43 ] [ 100 ] последнее имя, будучи неофициальным, всегда упоминается вторым.
Распространенные западные переводы «Собор Василия Блаженного» и «Собор Василия Блаженного» неправильно придают храму Василия Блаженного статус собора, но, тем не менее, широко используются даже в академической литературе. [ 8 ] Особенно в 19 веке на английском и других языках собор Василия Блаженного также назывался (собором или церковью) Василия Благенного. [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]
Сакральная и социальная роль
[ редактировать ]
Чудесная находка
[ редактировать ]В день освящения сама церковь стала частью православного чудотворства . По преданию, ее «пропавшая» девятая церковь (точнее, святилище ) была «чудесным образом найдена» во время церемонии, на которой присутствовал царь Иван IV , митрополит Макарий при божественном вмешательстве святителя Тихона. Пискаревский «Хронист» писал во второй четверти XVII века:
И пришел царь на освящение означенной церкви с царицей Настасьей икону святителя Николая Чудотворца и с митрополитом Макарием и привез пришедшую из Вятки . И стали совершать молебен с освященной водой . И царь прикоснулся к базе своими руками. И увидели строители, что появилось еще одно святилище, и рассказали царю. И царь, и митрополит, и все духовенство были удивлены обретением еще одного святилища. И царь приказал посвятить его Николаю...
— Пискаревская летопись, 1560 г. (7068 г. по византийскому календарю ) [ 109 ]
Аллегория Иерусалима
[ редактировать ]
Строительство в 1680-х годах аркад первого этажа визуально объединило девять церквей первоначального собора в единое здание. [ 5 ] Раньше духовенство и общественность воспринимали его как девять отдельных храмов на общем основании, обобщенную аллегорию православного Небесного града, подобную фантастическим городам средневековых миниатюр . [ 5 ] [ 110 ] Издалека возвышающиеся над их основанием отдельные церкви напоминали башни и церкви далекой цитадели, возвышающейся над оборонительной стеной . [ 5 ] Абстрактная аллегория была подкреплена реальными религиозными ритуалами, в которых церковь играла роль библейского Храма в Иерусалиме :
Столица Москва разделена на три части; первый из них, называемый Китай-городом , окружен сплошной толстой стеной. В нем находится необыкновенно красивая церковь, вся облаченная в блестящие яркие драгоценности, называемая Иерусалимом. Это место ежегодной прогулки в Вербное воскресенье , когда Великий Князь [ 111 ] должен вести осла , несущего Патриарха, от церкви Девы Марии к церкви Иерусалима, стоящей у стен крепости. Здесь живут самые знатные княжеские, дворянские и купеческие семьи. Здесь же находится главный московский рынок: торговая площадь построена в виде кирпичного прямоугольника с двадцатью переулками с каждой стороны, где купцы имеют свои лавки и подвалы...
- Петр Петрей , История Великого княжества Московского, 1620 г. [ 112 ]
Храм Святой Троицы, называемый также Иерусалимом; на праздник Пальм патриарха представляет Цезарь, едущий на осле.
Храм Святой Троицы, называемый еще Иерусалимом, куда царь везет Патриарха, сидящего на осле, в праздник Вербы.
The last donkey walk ( хождение на осляти ) took place in 1693. [ 114 ] Михаил Петрович Кудрявцев отмечал, что все крестные ходы того периода начинались, по описанию Петрея, от Успенской церкви, проходили через Фроловы (Спасские) ворота и заканчивались у Троицкого собора. [ 115 ] Для этих шествий сам Кремль стал храмом под открытым небом, правильно ориентированным от своего « притвора » ( Соборной площади ) на западе, через « царские врата » (Спасские ворота) к « святилищу » (Троицкому собору) на восток. [ 115 ]
Городской хаб
[ редактировать ]
Традиция называет Кремль центром Москвы, но геометрический центр Садового кольца , впервые созданный как Скородомская оборонительная стена в 1590-х годах, находится за пределами Кремлевской стены, совпадая с собором. [ 116 ] [ 53 ] Петр Гольденберг (1902–71), популяризировавший эту идею в 1947 году, все еще считал Кремль исходным семенем радиально-концентрической системы Москвы. [ 117 ] несмотря на более раннее предположение Александра Чаянова о том, что система вообще не была строго концентрической. [ 116 ]
В 1960-е годы Геннадий Мокеев (род. 1932) сформулировал иную концепцию исторического роста Москвы. [ 118 ] По мнению Мокеева, средневековая Москва, ограниченная урочищами Москвы - реки Неглинной , разрасталась преимущественно в северо-восточном направлении до посада Китай -города и далее. Главная дорога, соединяющая Кремль с Китай-городом, проходила через Фроловы (Спасские) ворота и сразу после этого разветвлялась как минимум на две радиальные улицы (современные Ильинка и Варварка ), образуя центральную рыночную площадь. [ 119 ] В XIV веке город в основном находился в двух балансирующих половинах: Кремле и Китай-городе, разделенных рыночной площадью, но к концу века он расширился вдоль северо-восточной оси. [ 120 ] Два второстепенных узла на западе и юге породили собственные уличные сети, но их развитие отставало вплоть до Смутного Времени . [ 121 ]
Решение царя Ивана построить церковь рядом с Фроловыми воротами закрепило доминирование восточного узла с крупным вертикальным акцентом. [ 121 ] и вставили точку опоры между почти равными Кремлем и Китай-городом в некогда аморфный рынок. [ 122 ] Собор был главной церковью посада и в то же время воспринимался как внедренная в посад часть Кремля, личный посланец царя, доходящий до масс без посредничества бояр и духовенства. [ 123 ] Его дополняло расположенное неподалеку Лобное место — трибуна для публичных заявлений царя, впервые упомянутая в летописях в 1547 году. [ 66 ] и перестроен в камне в 1597–1598 гг. [ 66 ] Конрад Буссов , описывая триумф Лжедмитрия I , писал, что 3 июня 1606 года «несколько тысяч человек спешно собрались и последовали за боярином с письмом [самозванца] через всю Москву к главной церкви, которую они называют Иерусалимом, которая стоит совсем рядом с у кремлевских ворот, поднял его на Лобном месте, позвал москвичей, прочитал грамоту и выслушал устное объяснение боярина». [ 124 ]
Реплики
[ редактировать ]Масштабная модель собора Василия Блаженного построена в Джалайнуре во Внутренней Монголии , недалеко от границы Китая с Россией . В здании находится музей науки. [ 125 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Перечень объектов федеральной охраны» . Министерство культуры. 1 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 28 сентября 2009 г.
- ^ «Собор Покрова Божией Матери» . www.SaintBasil.ru . Архивировано из оригинала 31 августа 2013 года . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ «Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву» . Московский Патриархат. 12 июля 2011 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
- ^ Брунов, с. 39
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Komech, Pluzhnikov p. 402
- ^ Краткая английская история эволюции названий церкви представлена у Швидковского, 2007, с. 126
- ^ Брунов, с. 100
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Швидковский 2007, с. 126
- ^ Швидковский 2007, с. 140
- ^ Jump up to: а б с д и «Покровский собор» (на русском языке). Государственный исторический музей , официальный сайт. Архивировано из оригинала 16 февраля 2010 года . Проверено 28 сентября 2009 г.
- ^ «Кремль и Красная площадь, Москва (карточка WHS)» . ЮНЕСКО . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ «Храм Василия Блаженного» . Дотдаш . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б "Московский Кремль: собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) / Организации / Патриархия.ru" .
- ^ Jump up to: а б Kudryavtsev, p. 72
- ^ Брунов, с. 41
- ^ О Троице на Рву в Москве. Того же году повелением царя и государя и великого князя Ивана зачата делати церковь обетная, еже обещался во взятие Казанскоe: Троицу и Покров и семь приделов, еже именуются на Рву. А мастер был Барма со товарищи. – Full annotated text in «Пискаревская летопись, часть 3» (на русском языке). Полное собрание русских летописей . 1978. , цит. также Кудрявцев, с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Швидковский 2007, с. 139
- ^ Jump up to: а б с д Komech, Pluzhnikov p. 399
- ^ Перри, стр. 96–97.
- ^ Уоткин, с. 103
- ^ Олсен, Брэд. Священные места Европы: 108 направлений . Издательство ЦКК. п. 155.
- ^ RBTH, специально для (12 июля 2016 г.). «8 фактов о самой известной церкви России – Храме Василия Блаженного» . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ «Собор Василия Блаженного, Москва 2018 ✮ Храм на Красной площади» . МОСКОВЕРИЯ.COM . 6 июля 2016 года . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ В приведенном выше списке зданий, находящихся под федеральной охраной, Постник Яковлев и Иван Ширяй названы строителями нового Казанского кремля , 1555–1568 гг.
- ^ Журнал Джентльмена, том 265
- ^ Брумфилд, с. 94
- ^ Jump up to: а б с д Buseva-Davydova, p. 89
- ^ Jump up to: а б с д и Komech, Pluzhnikov p. 400
- ^ Произведение искажает перспективу и расположение двух церквей. В реальной жизни они находятся примерно в 400 метрах друг от друга и разделены холмами и глубоким оврагом.
- ^ Кракрафт, Роуленд с. 95
- ^ "Sobor Vasilia Blazhennogo – machete (Собор Василия Блаженного – зашифрованный образ погибшей мечети)" (in Russian). RIA Novosti . 29 June 2006 . Retrieved 28 September 2009 .
- ^ Моффетт и др. п. 162
- ^ Уоткин, стр. 102–103.
- ^ Брунов, с. 71, 73, 75
- ^ Баталов, с. 16
- ^ Швидковский 2007, с. 7
- ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 6
- ^ Швидковский 2007, стр. 128–129.
- ^ Брунов, с. 62
- ^ Брунов, с. 44
- ^ Брунов, с. 125
- ^ Jump up to: а б с д и ж Komech, Pluzhnikov p. 401
- ^ Jump up to: а б с д Брумфилд, с. 95
- ^ Швидковский 2007, с. 128: «обычный, если не сказать «рационалистический» план».
- ^ Брумфилд, с. 96
- ^ Брунов, с. 109
- ^ Jump up to: а б с д и Брумфилд, с. 100
- ^ Jump up to: а б Бруно, с. 53, 55
- ^ Брунов, с. 114
- ^ Андервуд, Алиса Э.М. «Пять диких фактов о соборе Василия Блаженного» . Русская жизнь . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Брунов, с. 43
- ^ Jump up to: а б Komech, Pluzhnikov p. 389
- ^ Jump up to: а б Kudryavtsev, p. 104
- ^ Komech, Pluzhnikov p. 267
- ^ Брунов, с. 45
- ^ Jump up to: а б Брунов, г. 47
- ^ Jump up to: а б Komech, Pluzhnikov p. 49
- ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 129
- ^ Buseva-Davydova, p. 58
- ^ Jump up to: а б с д Kudryavtsev, p. 74
- ^ Kudryavtsev, pp. 72, 74
- ^ Брунов, с. 65, 67
- ^ Брунов, с. 67
- ^ Jump up to: а б Бусева-Давудова, с. 29
- ^ Jump up to: а б Брунов, дополнительный том, с. 121
- ^ Jump up to: а б с д Komech, Pluzhnikov p. 403
- ^ Jump up to: а б Брунов, дополнительный том, с. 123
- ^ Jump up to: а б с д Schenkov et al., p. 70
- ^ Шмидт, с. 146
- ^ Ров, питаемый водами реки Неглинной , построен в 1508–16 — Комеч, Плужников с. 268
- ^ Schenkov et al., p. 57
- ^ Schenkov et al., p. 72
- ^ Jump up to: а б Шмидт, с. 130
- ^ Jump up to: а б с Шмидт, с. 1,32
- ^ Шмидт, с. 129
- ^ Jump up to: а б Шмидт, с. 149
- ^ Schenkov et al., pp. 181–183
- ^ Jump up to: а б с д Schenkov et al., p. 396
- ^ Jump up to: а б Schenkov et al., p. 359
- ^ Jump up to: а б с Schenkov et al., p. 361
- ^ Schenkov et al., p. 318
- ^ Schenkov et al., pp. 396–397
- ^ Jump up to: а б Schenkov et al., p. 397
- ^ Jump up to: а б Schenkov et al., p. 473
- ^ Колтон, с. 111
- ^ Колтон, с. 220
- ^ Акинша и др., с. 121
- ^ Колтон, с. 277
- ^ Колтон, с. 269
- ^ «Собор Василия Блаженного был возвращен в список штата в середине 1930-х годов» – Колтон, с. 269
- ↑ См., например, Аркадия Мордвинова работу на второй этап конкурса Наркомтяжпрома (1936 г.) с церковью на месте.
- ^ Колтон, с. 837
- ^ Pokrovsky sobor (Покровский собор) . Soviet Academy of Architecture. 1941.
- ^ "Pridel Hrama Vasilia Blazhennogo otkryvaetsa posle restavratsii (Придел Храма Василия Блаженного открывается после реставрации)" (in Russian). RIA Novosti . 25 September 2008.
- ^ https://www.efe.com/efe/english/life/small-russian-church-from-st-basil-complex-re-opens-after-renovations/50000263-3822413 Возобновление обслуживания.
- ^ «Собор» в православной традиции - это любая значительная церковь, подготовленная и разрешенная Патриархом для проведения Божественной литургии, совершаемой епископом или священнослужителем более высокого уровня. Это не обязательно резиденция епископа; Местопребыванием епископа, строго соответствующим католическому собору , является «кафедральный собор».
- ^ Брунов, с. 113
- ^ Jump up to: а б с Имена (покровители) святилищ начинаются с самого раннего известного освящения, например: Брунов, дополнительные таблицы, стр. 6–10.
- ↑ Незадолго до смерти великий князь Василий, отец Ивана, принял постриг в монахи под именем Варлаама. Связь этого события с церковью Св. Варлаама не подтверждена вескими доказательствами.
- ^ Komech, Pluzhnikov p. 398
- ^ Колвилл Франкленд, капитан К. (1832 г.). Рассказ о посещении судов России и Швеции . Том. II. Лондон: Генри Колберн и Ричард Бентли . стр. 218, 300, 389.
- ^ Ричи, Лейтч (1836). Путешествие в Петербург и Москву . Лондон: Лонгман . стр. 188, 214.
- ^ Эбботт, капитан Джеймс (1843 г.). Рассказ о путешествии из Гераута в Хиву, Москву и Петербург . Том. II. Лондон: WH Allen and Co., стр. 134.
- ^ «Очерки Москвы» . Иллюстрированный журнал Баллу . Том. VIII, нет. 185. Бостон: М.М. Баллоу . 20 января 1855 г. с. 36 . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Сазерленд, Эдвардс (1861). Русские дома . Лондон: WH Allen and Co., стр. 118, 214.
- ^ Готье, Теофиль (1874). Зима в России . Перевод Рипли, М.М. Нью-Йорк: Генри Холт и компания . стр. 252–257.
- ^ фон Ребер, Франц (1887). История средневекового искусства . Перевод Тэчера Кларка, Джозефа. Нью-Йорк: Харпер и братья . стр. 69–70.
- ^ Пелхэм-Клинтон, Чарльз С. (январь – июнь 1896 г.). «Город царей: Визит в Москву и Кремль» . Журнал «Виндзор» . Том. III. Лондон: Уорд, Лок и Боуден . п. 516, 522 . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ И прииде царь на оклад той церкви с царицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митропалитом. И принесоша образы чюдотворныя многия Николу чюдотворца, кой прииде с Вятки. И стали молебны совершати и воду святити. И первое основание сам царь касается своима руками. И разсмотриша мастеры, что лишней престол обретеся, и сказаша царю. И царь и митропалит, и весь сунклит царьской во удивление прииде о том, что обретеся лишней престол. И поволи царь ту быти престолу Николину... – «Пискаревская летопись, часть 3» (на русском языке). Полное собрание русских летописей . 1978.
- ^ Швидковский 2007, с. 128, представляет собой краткое изложение исследований идеологии собора .
- ↑ Стиль великого князя Московского , использованный Петреем, вышел из употребления почти семьдесят лет и был заменен стилем царя .
- ^ Эта столица Москва разделяется на три части, первая из них называется Китай-город и обнесена толстой и крепкой стеной. В этой части города находится чрезвычайно красивой постройки церковь, крытая светлыми блестящими камнями и называемая Иерусалимом. К этой церкви ежегодно, в Вербное Воскресенье, великий князь должен водить осла, на котором из крепости едет патриарх, от церкви Девы Марии до церкви Иерусалима, стоящей перед крепостью. Тут же живут самые знатные княжеские, дворянские и купеческие семейства... – Petreius, pp. 159–160. Petreius visited Moscow in 1601–1605 and described the city as it existed before the Time of Troubles .
- ^ Комеч, Плужников, графическое приложение.
- ^ Бушкович, с. 181
- ^ Jump up to: а б Kudryavtsev, p. 85
- ^ Jump up to: а б Kudryavtsev, p. 11
- ↑ Наглядное представление концепции концентрической Москвы Л.М. Тверского (1950-е гг.) см. у Шмидта, с. 11 и соответствующие аннотации.
- ↑ Популярное объяснение теории Мокеева на русском языке: Mokeev, G. Ya. (September 1969). "Moskva – pamyatnik drevnerusskogo gradostroitelstva (Москва – памятник древнерусского градостроительства)" . Nauka i Zhizn .
- ^ Kudryavtsev, p. 14
- ^ Брунов, с. 31
- ^ Jump up to: а б Kudryavtsev, p. 15
- ^ Брунов, с. 37
- ^ Брунов, с. 49
- ^ ...спешно собралось несколько тысяч человек, проводили боярина с письмом через всю Москву до главной церкви, называемой Иерусалимом, что у самых кремлевских ворот, возвели его там на Лобное место, созвали жителей Москвы, огласили письмо Димитрия и выслушали устное обращение боярина – Конрад Буссов (1961). «Хроникон Московитум ок. 1584 г. н. э. 1612 г.» (на русском языке).
- ^ Хесслер, Питер (9 февраля 2016 г.), «Невидимые мосты: жизнь вдоль китайско-российской границы» , The New Yorker
Источники
[ редактировать ]- Batalov, Andrey (1998). "O datirovke tserkvi useknovenia glavy Ioanna Predtechi v Dyakovo (О датировке церкви усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове)" (PDF) . Materialy I Issledovania. Muzei Moskovskogo Kremlya (Материалы и исследования. Музеи Московского Кремля) (in Russian). XI . Archived from the original (PDF) on 18 July 2011.
- Брумфилд, Уильям Крафт (1997). Достопримечательности русской архитектуры: фотообзор . Рутледж . ISBN 978-90-5699-537-9 .
- Brunov, N. I. (1988). Hram Vasilia Blazhennogo v Moskve (Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор) (in Russian). Iskusstvo.
- Buseva-Davydova, I. L. (2008). Kultura i iskusstvo v epohy peremen (Культура и искусство в эпоху перемен) (in Russian). Indrik. ISBN 978-5-85759-439-1 .
- Бушкович, Пол (2001). Петр Великий: борьба за власть, 1671–1725 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80585-8 .
- Колтон, Тимоти Дж. (1998). Москва: Управление социалистической метрополией . Гарвардский университет . ISBN 978-0-674-58749-6 .
- Кракрафт, Джеймс; Роуленд, Дэниел Брюс (2003). Архитектуры русской идентичности: с 1500 года до наших дней . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8828-3 .
- Komech, Alexei I. ; Pluzhnikov, V. I., eds. (1982). Pamyatniku arhitektury Moskvy. Kremlin, Kitai Gorod, tsentralnye ploschadi (Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади) (in Russian). Iskusstvo.
- Kudryavtsev, Mikhail Petrovich (2008). Moskva – trety Rim (Москва – третий Рим) (in Russian). Troitsa. OCLC 291098358 . (second edition; first edition: 1991)
- Моффетт, Мэриан; Фасио, Майкл; Вудхаус, Лоуренс (2003). Всемирная история архитектуры . Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-141751-8 .
- Перри, Морин (2002). Образ Ивана Грозного в русском фольклоре . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89100-4 .
- Petreius, Peter (1997). History of the Great Duchy of Moscow (История о великом княжестве Московском) (in Russian). Rita Print, Moscow. ISBN 978-5-89486-001-5 . (Оригинал книги написан в 1615 году и напечатан в Лейпциге , на немецком языке , в 1620 году; переведен на русский язык в 1847 году Михаилом Шемякиным).
- Shchenkov, Alexei S.; Andrej Leonidovic, Batalov, eds. (2002). Pamyatniki arhitektury v dorevolutsionnoy Rossii ( Памятники архитектуры в дореволюционной России ) (in Russian). Moscow: Terra. ISBN 978-5-275-00664-3 .
- Шмидт, Альберт Дж. (1989). Архитектура и планировка классической Москвы: история культуры . Издательство Диана. ISBN 978-0-87169-181-1 .
- Швидковский, Д.С. (2007). Русская архитектура и Запад . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10912-2 .
- Уоткин, Дэвид (2005). История западной архитектуры . Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-1-85669-459-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1561 заведение по России
- Церкви XVI века в России.
- Здания православной церкви XVI века
- Соборы Москвы.
- Церковные здания с куполами
- Памятники культурного наследия федерального значения в Москве
- Красная площадь
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 1561 году.
- Русские православные соборы в России.
- Объекты всемирного наследия в России