Ослиная прогулка

Ходьба на ослях ( русский : хождение на осляти, шествие на осляти ) — это русский православный ритуал Вербного воскресенья , инсценирующий вход Иисуса Христа в Иерусалим . Самая известная историческая прогулка на осле практиковалась в Москве с 1558 по 1693 год. Митрополит , а затем Патриарх Московский , олицетворяющий Иисуса Христа, ехал на осле , а российский царь смиренно вел осла пешком.
С 1561 по 1655 год ослиное шествие начиналось в Кремле и заканчивалось у Троицкого собора (ныне собор Василия Блаженного ), но в 1656 году патриарх Никон изменил порядок крестного хода. Ослиное хождение и Великое освящение вод на Крещение были двумя важнейшими русскими придворными церемониями, подчеркивавшими уважение царя к Восточной Православной Церкви . [ 1 ] проецирование образа (не обязательно правдивого) гармонии в политике. [ 2 ] Подобные обряды в других городах существовали до 1678 года, пока Москва не монополизировала ритуал. Традиция была отменена I. Петром
В 2000-х годах время от времени воссоздавались прогулки на ослах.
Современные счета
[ редактировать ]В первой половине XVI века ритуал западной [ 3 ] или византийского происхождения, возникла в Новгороде , где новгородский архиепископ и наместник ключевые роли играли . Макарий, митрополит Московский , ввёл этот обычай в Москву. Первая засвидетельствованная прогулка на ослах, на которой присутствовали Макарий и царь Иван Грозный, состоялась в 1558 году, когда строился Троицкий собор. После завершения строительства Троицкого собора в 1561 году крестные ходы завершились у его западного святилища (посвященного Входу Господню в Иерусалим ); сам собор стал называться Иерусалимским (нынешнее народное название « Собор Василия Блаженного » возникло лишь в XVIII веке). Западные посетители оставили описания шествия, которое происходило до Смутного времени 1598-1613 годов :
Один из императоров [ 4 ] знатные люди ведут коня за голову, а сам император, идя пешком, одной рукой ведет коня за концы повода уздечки, а в другой руке у него была ветка пальмы. : после этого последовали остальные императоры, дворяне и дворяне, а также большое количество других людей.
- Ричард Хаклайт , Основные навигационные путешествия и открытия английской нации, 1589 г. [ 5 ]
Столица Москва разделена на три части; первый из них, называемый Китай-городом , окружен сплошной толстой стеной. В нем находится необыкновенно красивая церковь, вся облаченная в блестящие яркие драгоценности, называемая Иерусалимом. Это место ежегодной прогулки в Вербное воскресенье , когда Великий Князь [ 6 ] должен вести осла , несущего Патриарха, от церкви Девы Марии к церкви Иерусалима , стоящей у стен крепости. Здесь живут самые знатные княжеские, дворянские и купеческие семьи. Здесь же находится главный московский рынок: торговая площадь построена в виде кирпичного прямоугольника с двадцатью переулками с каждой стороны, где купцы имеют свои лавки и подвалы...
- Петр Петрей , История Великого княжества Московского, 1620 г. [ 7 ]
Храм Святой Троицы, называемый также Иерусалимом; на праздник Пальм патриарха представляет Цезарь, едущий на осле.
Храм Святой Троицы, называемый еще Иерусалимом, куда царь везет Патриарха, сидящего на осле, в праздник Вербы.
Михаил Петрович Кудрявцев отмечал, что все крестные ходы того периода начинались, по описанию Петрея, от Успенского собора , проходили через Фроловы (Спасские) ворота и заканчивались у Троицкого собора, известного в народе просто как Иерусалим . [ 9 ] Для этих процессий сам Кремль стал храмом под открытым небом, правильно ориентированным от своего « притвора » ( Соборной площади ) на западе, через «царские врата» (Спасские ворота) к « святилищу » (Троицкий собор) на востоке. . [ 9 ]
Иван Грозный высмеивал и злоупотреблял этим ритуалом во время своего похода 1570 года против новгородского духовенства. Разграбив новгородские церкви, Иван разжаловал архиепископа новгородского и приказал ему, постриженному монаху , сесть на кобылу задом наперед, поехать в Москву в облачении скомороха , жениться там и вести жизнь скомороха до тех пор, пока конец его дней. [ 10 ]
реформа Никона.
[ редактировать ]
Голландская гравюра, 17 век.
Патриарх Никон , среди других своих реформ , отменил порядок ослиного хождения; с 1656 г. оно начиналось на Лобном месте (аллегория Голгофы ) и заканчивалось в Кремле ( новая аллегория Иерусалима). Добровольная отставка Никона в 1658 году освободила место Патриарха де-факто , но не де-юре ; Митрополит Крутицкий Питирим выступал от имени Патриарха во время ослиной прогулки 1659 года, что вызвало мгновенную и неумолимую реакцию Никона. [ 11 ] Никон, все еще возглавлявший Русскую Православную Церковь, изгнал Питирима со своего места и резко упрекнул Алексия I в России как соучастника " распущенности духа". [ 11 ] Он писал, что для него езда на осле была страшным поступком быть живой иконой самого Христа, делом и бременем, которое может нести только Глава Церкви. Питирим повторил свой поступок в 1661 и 1662 годах и был предан анафеме Никоном. [ 11 ] хотя ярость отставного патриарха мало отразилась на реальной политике, и Питирим остался у руля церкви.
По описанию Адама Олеария , присутствовавшего на процессии 1636 года, [ 12 ] направление прогулки осла к тому времени уже изменилось. Олеарий оставил отчет о шествии, начавшемся от Лобного места (неправильно названного Лобным местом , но на самом деле это всего лишь площадка для публичных объявлений) и дошедшего до Спасских ворот Кремля. Процессию возглавляла повозка, везущая «прекрасное дерево, ветви которого увешаны яблоками и другими лакомствами», и шесть мальчиков, поющих Осанна . [ 13 ] Подобные крестные ходы, без елки, прошли также в день интронизации Патриарха в Москве и рукоположения архиереев в других городах. [ 11 ] [ 13 ] но в 1678 году прогулки на ослах за пределами Москвы были запрещены Синодом . [ 11 ]
Упадок традиции
[ редактировать ]Слабый телом российский царь Федор III , старший выживший сын Алексея, был слишком слаб, чтобы присутствовать на церемониях 1676 и 1677 годов. [ 14 ] К 1678 году он выздоровел и в том же году принял участие в прогулке на ослах вместе с патриархом Иоакимом ; позже он кажется [ 14 ] присутствовать на большинстве церемоний своего короткого правления [ 14 ] пока не смог принять участие в прогулке на ослах в 1681 году. [ 15 ]
После смерти Федора престол перешел к соправителям братьям Ивану и Петру . В 1683 году Иван заболел, и Петр один повел осла. [ 16 ] но в последующие несколько лет Иван и Петр вместе участвовали в ритуале. Поскольку здоровье Ивана ухудшилось, Петр стал единоличным руководителем процессии. После смерти матери (25 января 1694 г.) он отменил шествие; [ 17 ] фактически 1694 год стал последним годом московского придворного обряда [ 17 ] как оно существовало при первых Романовых.
Петр, принудивший церковь подчиниться государству, не нуждался во внешних проявлениях политической гармонии и формально отменил ритуал в 1697 году; вместо этого его заменила пародийная пьяная оргия петровских государственных деятелей и менестрелей. [ 11 ]
Современная Россия
[ редактировать ]Ритуал был возрожден в 2000-х годах в Ростове , где ключевые роли сыграли архиепископ Ростовский и Ярославский и губернатор Ярославской области . [ 18 ] В Санкт-Петербурге официально дебютировала традиция в Вербное воскресенье 2014 года. [ 19 ] с гражданскими и православными лидерами города на ведущих ролях.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бушкович, с. 21
- ^ Море, с. 253
- ^ Море, с. 252
- ↑ Стиль Императора ( Imperator ) не существовал в России до 1721 года.
- ^ Как цитируется в Muir, p. 252.
- ↑ Стиль великого князя Московского , использованный Петреем, вышел из употребления почти семьдесят лет и был заменен стилем царя .
- ^ Russian : Эта столица Москва разделяется на три части, первая из них называется Китай-город и обнесена толстой и крепкой стеной. В этой части города находится чрезвычайно красивой постройки церковь, крытая светлыми блестящими камнями и называемая Иерусалимом. К этой церкви ежегодно, в Вербное Воскресенье, великий князь должен водить осла, на котором из крепости едет патриарх, от церкви Девы Марии до церкви Иерусалима, стоящей перед крепостью. Тут же живут самые знатные княжеские, дворянские и купеческие семейства... - Petreius, pp. 159-160. Petreius visited Moscow in 1601-1605 and described the city as it existed before the Time of Troubles .
- ^ Комеч, Плужников, графическое приложение.
- ^ Jump up to: а б Kudryavtsev, p. 85
- ^ Мадариага, стр. 246-247.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Успенский, глава 2.1.
- ^ Гарднер и Мусан, с. 326
- ^ Jump up to: а б Гарднер и Мусан, с. 327
- ^ Jump up to: а б с Бушкович, с. 112
- ^ Бушкович, с. 118
- ^ Бушкович, с. 140
- ^ Jump up to: а б Бушкович, с. 181
- ^ "Vozrozhdaetsya traditsia shestvia na osliati (Возрождается традиция "шествия на осляти")" (in Russian). April 21, 2008 . Retrieved 2009-02-28 .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : В Вербное воскресенье в Санкт-Петербурге возродили «шествие на осляти» . YouTube .
Источники
[ редактировать ]- Бушкович, Пол (2001). Петр Великий: борьба за власть, 1671-1725 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80585-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Гарднер, Иоганн фон; Моросан, Владимир (2000). Русское церковное пение: История от истоков до середины XVII века . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-046-4 .
- Komech, A. I. , Pluzhnikov, V. I. (editors) (1982). Pamyatniku arhitektury Moskvy. Kremlin, Kitai Gorod, tsentralnye ploschadi (Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади) (in Russian). Iskusstvo.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Kudryavtsev, Mikhail Petrovich (2008). Moskva - trety Rim (Москва - третий Рим) (in Russian). Troitsa. ISBN 978-5-85482-008-0 . (второе издание; первое издание: 1991 г.)
- Мадариага, Элизабет (2006). Иван Грозный . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11973-2 .
- Мьюир, Эдвард (2005). Ритуал в Европе раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84153-5 .
- Peter Petreius (1997). History of the Great Duchy of Moscow (История о великом княжестве Московском) (in Russian). Rita Print, Moscow. ISBN 5-89486-001-6 . (Оригинал книги написан в 1615 году и напечатан в Лейпциге , на немецком языке , в 1620 году; переведен на русский язык в 1847 году Михаилом Шемякиным).
- Uspensky, Boris (1994). Semiotika istorii. Semiotika kultury (Семиотика истории. Семиотика культуры) (in Russian). Gnozis (Moscow). ISBN 5-7333-0385-9 .